Здавалка
Главная | Обратная связь

Механизмы групповой динамики



Можно выделить следующие основные теории, которые призваны объяснить механизмы развития группы:

· разрешение внутригрупповых противоречий (см. двухфакторную теорию);

· идеосинкразический кредит;

· психологический обмен.

Идеосинкразический кредит– понятие, предложенное в работах Е. Холландера, означает ситуацию, когда лидеру (или другому высокостатусному члену группы) позволяет нарушать групповые нормы, в то время как за такое нарушение к любому другому члену группы будут применены групповые санкции.

Психологический обмен – процесс развития можно представить следующим образом: в контексте групповой деятельности для людей значимым является и тот вклад, который каждый член группы делает в общую групповую копилку, и тот статус, та позиция, которую человек занимает в группе. Активное участие в жизни группы, в достижении групповой цели, реализации групповых ценностей, как бы обменивается на высокий групповой статус. Развитие через статусную дифференциацию.

Динамика группового процесса предполагает этапность прохождения группой ряда стадий, одновременно связанных и с интегративными тенденциями и с дифференциацией.

Теория группового развития13 У. Бенниса и Г. Шепарда. Эта теория основана главным образом на наблюдениях, проводимых в течение пятилетнего периода при обучении студентов «групповой динамике». Основной задачей этого семинара, как это объявлялось руководителем, являлось улучшение системы коммуникации в группе самоанализа.

При анализе взаимосвязанных свойств группы необходимо установить критерии, с помощью которых может быть установлено развитие, приобретение или движение к зрелости. С этой точки зрения группы в чем-то аналогичны личности: зрелая группа отчетливо осознает, что она делает. Такая группа способна разрешать свои внутренние конфликты, мобилизовывать свои ресурсы и предпринимать преднамеренные действия, только если они имеют смысл с точки зрения согласованного знания. Личность способна разрешить свои внутренние конфликты, мобилизовывать свои ресурсы и предпринимать разумные действия только тогда, когда тревожность не нарушает способности извлекать уроки из личного опыта, анализировать, дифференцировать и делать прогнозы. Тревожность препятствует адекватному функционированию внутриличностной системы коммуникации, а улучшение способности извлекать пользу из собственного опыта связано с преодолением тревожности как источника нарушений. Аналогичным образом развитие группы включает в себя преодоление препятствий эффективной коммуникации между членами группы илисовершенствованию методов достижения согласия и выработке критериев согласованности. Отталкиваясь от салливеновского определения личностной зрелости, авторы говорят, что группа достигла стадии эффективной коммуникации, когда члены группы обладают «адекватными средствами анализа группового опыта, такими, которые позволяют отли­чать или устанавливать соответствие прошлому опыту, а также предвидеть события близкого будущего, что позволяет поддерживать уверенность в себе и обеспечивать удовлетворение потребностей без угрозы потери самооценки».

Исходя из повседневного опыта могут быть выделены две главные области внутренней неопределенности. Первой из них является область ориентаций членов группы на власть или, говоря более обобщенно, на взятие и распределение власти в группе. Другой областью является область ориентации членов группы друг на друга. Эти области не являются независимыми друг от друга: определенная часть ориентаций членов группы друг на друга будет связана с определенной структурой власти. В то же время эти два вида ориентаций различны, как различны понятия власти и любви. Многие авторы использовали их в качестве исходной точки для анализа группового поведения.

Шутц сделал эти два параметра основными в своей теории групповой совместимости. Согласно Шутцу, основной детерминантой совместимости является определенная гармонизация ориентаций на власть и ориентаций на личностную близость.

 

3.5. Нормы группы. Конформное поведение: типы конформности

Нормами являются реакции на других людей, стандартные и стереотипные. В целом могут быть выделены следующие типы норм: национальные, социально-слоевые, профессиональные, женские, мужские, связанные с типом деятельности, нормы на уровне контакта группы. Последние приобретают групповую окраску и выступают как правила поведения в группе. Нормы являются той конструкцией, которая отделяет одну группу от другой. Соблюдение групповых норм необходимый признак принадлежности человека к группе. Если две группы соседствуют, каждая из них будет стараться выработать нормы отличные от других.

Очень мало норм, выполняя которые люди будут единодушно одобрять. Сама система норм противоречива. Часто нормы выполняют функцию не эффективности деятельности, а упорядочивания. Нормы дают возможность совершать поступки и не задумываться о последствиях.

Появление групповых норм объясняется несколькими аспектами жизни группы.

1. Преследование общих целей.

2. Стремление к сохранению стабильности группы.

3. Общие представления, возникающие в результате жизни в группе.

4. Подражание другим членам.

5. Страх перед санкциями.

Следование групповым нормам есть проявление конформного поведения. Иногда человек проявляет конформизм под давлением большинства, однако, часто принятие норм является необходимым условием для достижения согласия в группе. Различают два вида конформного поведения: внутреннее и внешнее.

Анализ многообразия групповых норм, порожденных системами официальных и неофициальных отношений, ролевых предписаний позволяет Р.Л. Кричевскому и Е.М. Дубовской сделать следующие выводы.

Во-первых, нормы есть продукты социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее 'более крупной социальной общностью (например, организацией).

Во-вторых, группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы.

В-третьих, нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым ими ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т. е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения.

В-четвертых, нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми ее членами, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а иные не одобряются вовсе.

В-пятых, нормы различаются также по степени и широте допускаемой ими девиантности и соответствующему ей диапазону применяемых санкций.

Автором первых классических экспериментов по конформности (метод подставной группы) явился английский психолог С. Аш (эксперименты со сравнением длины отрезков). Основные аргументы критиков предложенной С. Ашем исследовательской парадигмы сводятся к подчеркиванию незначимости для испытуемых экспериментальной ситуации, случайности подбора испытуемых и отрыва их от естественной для них социальной среды, отсутствия какого бы то ни было намека на совместную деятельность и, хотя бы рудиментарные признаки социальной группы.

Согласно М. Шоу и Ф. Костанзо, между возрастом и конформностью имеет место криволинейная зависимость, причем своего максимума конформность достигает 12–13 годам, затем постепенно снижаясь (были взяты четыре возрастные группы испытуемых: 7–9, 11–13, 15–17 лет, 19–21 год). Несколько иные данные получены А. Л. Сопиковым (он работал с испытуемыми в возрасте 7–18 лет): в его экспериментах степень конформности с возрастом снижалась и наименьшие ее проявления приходились на 15–16 лет, после чего заметных изменений в падении конформности не наблюдалось. Приведенные различия, по-видимому, объясняются как спецификой использовавшихся экспериментальных процедур, так и социокультурными особенностями испытуемых (советских и американских).

Показано также, что конформность возрастает с увеличением единодушного в своих ответах группового большинства (имея в виду экспериментальную ситуацию, предложенную С. Ашем), как правило, до 3–4 человек. Однако стоило в этом большинстве хотя бы одному человеку проявить инакомыслие (оно выражалось в противоречии его ответа с мнением остального большинства), как процент конформных реакций тотчас же резко падал (с 33 до 15,5%.).

В опытах А. В. Баранова, проведенных со студентами педагогического и технического вузов, оказалось, что будущие педагоги вели себя в экспериментальных ситуациях более конформно, чем будущие инженеры.

М. Дойч и Г. Джерард указали на два типа социального влияния в группе: нормативное и информационное. В первом случае конформность вызывается желанием личности действовать в соответствии с групповыми предписаниями, во втором – поведение большинства используется как источник информации, помогающей личности принять наиболее подходящее для нее в данной ситуации решение.

В. Э. Чудновский выделил два типа конформного поведения: внешнее и внутреннее подчинение индивидуума группе. Внешнее подчинение проявляется в двух формах: во-первых, в сознательном приспособлении к мнению группы, сопровождающемся острым внутренним конфликтом, и, во-вторых, в сознательном приспособлении к мнению группы без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта. Внутреннее подчинение состоит в том, что часть индивидуумов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами. Автором были выявлены следующие виды внутреннего подчинения: а) бездумное принятие неверного мнения группы на том основании, что «большинство всегда право», и б) принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора. По мнению автора, подобная логика выполняет функцию примирения двух противоречивых тенденций: стремления индивидуума быть в согласии с группой и вместе с тем в согласии с самим собой.

 

3.6. Совместимость в группе.

Социально-психологическая совместимость означает, что данный состав группы возможен для обеспечения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в группе.

По мнению Н.Н. Обозова, совместимость – такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц. Совместимость можно рассматривать в связи с двумя основными типами групповой жизнедеятельности: деловой (инструментальной) и эмоциональной (межличностной). По сути, в случае инструментальной совместимости, речь идет о сработанности, которая связана с успешностью деятельности.

Выявлением совместимости занимаются специалисты в области организационной, авиационной, космической психологии. Эти вопросы поднимаются также в семейной психологии. Разработаны специальные методики для исследования совместимости (срабатываемости). К ним относятся гомеостатические методы, которые предполагают, что какая-то задача может быть решена только усилиями всех участников группы.

Психологическая несовместимость – это не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовать свои действия, несинхронность умственных и двигательных реакций, значительные различия во внимании, мышлении и других и приобретенных свойствах личности, которые могут препятствовать совместной деятельности.

Совместимость не бывает абсолютной. Она всегда касается какой-либо конкретной деятельности или сферы взаимодействия. Есть более высокие и более низкие уровни совместимости. Высокие уровни могут влиять на низкие и тем самым улучшать общий климат группы. Например, сходство ценностных ориентаций может сдерживать конфликтность на уровне несовпадения частных вкусов, двигательных реакций и т.д.

При оценке совместимости могут быть использованы три подхода:

1) структурный (оценивается сочетание различных сходств и качеств, либо по типу сходства, либо по типу дополнения);

2) функциональный (оценивается мера согласованности функций, которые выполняются в группе, команде);

3) адаптивный (оценивается способность к обучению согласованности в операциях и действиях).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.