Картина в интерьере.
Как рама может влиять на восприятие картины? Цитата из книги Б.В. Раушенбаха <Пристрастие> В свое время в Москве была выставлена «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи. Все вокруг шумели: изумительное полотно, когда вы идете мимо картины, то дама прямо-таки поворачивается в раме, как бы следуя за вами всем корпусом, пойдите посмотрите, Леонардо великий художник, он так написал специально! Я пошел посмотреть, почему это происходит. Понял, почему. Объяснил знакомым, даже написал что-то по этому поводу. Все очень просто: я смотрел на «Даму с горностаем» не как на великое творение Леонардо, а стремясь понять, почему она вертит плечами. При зрительном восприятии человеческий мозг реагирует так: если человек видит предмет, который ему хорошо знаком, он видит его ближе к его истинной форме, чем это получается на сетчатке глаза. Это и называется механизмом константности формы, постоянством формы. Ну, скажем, когда вы смотрите на любой шар или мяч, то видите его всегда круглым, не правда ли? А ведь на самом деле достаточно его слегка сместить в сторону, и на сетчатке он будет эллипсом. Мы просто знаем, что он круглый, поэтому мозг дает нам нужный сигнал, и, вместо того чтобы видеть его в странной форме, вытянутым, мы видим его круглым. Или, скажем, телевизор. В доме отдыха у телевизора люди сидят обычно полукругом. Те, кто сидит сбоку, должны бы видеть вертикально вытянутое изображение, а видят они нормальное. Потому что их мозг «растягивает» изображение, и они видят все без искажений. «Растягивает» в нужном направлении — и вы можете воспринимать изображение полноценно. Это и называется механизмом константности формы, который действует только по отношению к тому, что нам хорошо известно. Поскольку каждый прекрасно знает геометрию человеческого лица, знает, как сложено лицо, то когда он смотрит на картину сбоку, то мысленно поворачивает ее к себе; он этого не замечает, но поворачивает. А раз он поворачивает лицо, то поворачивает и плечи. Тут, конечно, есть тонкость, иногда этот эффект возникает, иногда не возникает. И обнаружилось следующее: это очень зависит от рамы. Если зритель воспринимает раму как часть стены, получается один эффект, если же он воспринимает раму как часть картины, скажем, как часть человека, «сидящего» там, то эффект другой. И для того, чтобы персонаж «вертелся» в раме – ведь по отношению к раме он «вертится»! — надо его от рамы «оторвать». Пока он не оторван, эффекта поворота корпуса не будет. А вот если его «оторвать» каким-либо способом, то эффект возникает. И я стал смотреть, какие персонажи «вертятся», какие нет. Оказалось, что фронтальные как бы «привязываются» плечами к раме и, тогда иллюзорного поворота относительно рамы не возникает. А если персонаж сидит вполоборота, он от рамы «отвязался» и начинает как бы «вертеться». Я объяснил эту хитрость «Дамы с горностаем», но, правда, никто от этого почему-то не пришел в восторг… Картина в интерьере. ЗАГЛЯНЕМ В ГЛУБЬ ВЕКОВ С незапамятных времен человек старается привнести в свой быт гармонию и красоту. Еще древние греки украшали однотонные стены яркими ковриками и рисунками. Римляне тоже весьма внимательно относились к внутреннему убранству своих домов. Считая греческих мастеров лучшими художниками, они приглашали их отделывать стены росписью и мозаикой. В Византии в IV веке н. э. обязательным элементом жилого дома была икона. Ее писали восковыми красками или темперой, обрамляли золотыми, серебряными окладами, отделывали драгоценными камнями и эмалями. Икона являлась не только предметом моления и поклонения,но и украшением жилища. После введения христианства на Руси в каждом доме в красном углу - самом почитаемом месте горницы тоже стали размещать иконы. Какое-либо другое настенное убранство вплоть до XVII века не допускалось. По числу икон и богатству оклада судили о достатке семьи. В XVII веке в домашний обиход, по свидетельству историка Н. И. Костомарова, мало-помалу стали входить картины и эстампы, сначала в царских хоромах, потом у знатных лиц. Интерес к ним начал возникать и в других сословиях. Впрочем, на эстампах, которые тогда дозволяли себе вешать в золоченых рамах богатые люди, изображались преимущественно священные предметы. При этом их строго отличали от образов, и они не имели вовсе священного значения. Во Франции и Фландрии в ХИ- XIII веках, а немного позже и в Италии стены комнат декорировали без ворсовыми коврами. Ковры-картины называли шпалерами. Их рисунок создавали цветными нитями, плотно закрывающими неокрашенную основу из шерсти и льна. Яркий пример сплошной шпалерной развески - Картинный зал Большого Петергофского дворца. Новшества в архитектуре и мебели непременно отражались на оформлении помещения. Так, стиль модерн в XIX-начала XX века привнес криволинейные очертания в архитектурные формы, металлические ограждения, в рисунок паркета, а также в настенные панно и предметы обстановки. Распространение функционализма и конструктивизма привело к появлению простых, удобных и трансформируемых интерьеров. Но всегда их неотъемлемым элементом оставалась картина в раме. ГАЛЕРЕЯ В ВАШЕМ ДОМЕ
Создавая собственный стиль, занимаясь дизайном помещения, не следует впадать в крайности. Аскетизм в интерьере ведет к пустоте и незавершенности, а перенасыщение - к перегруженности. Единый стиль легко нарушить неправильным сочетанием разных элементов и деталей обстановки. Поэтому, приобретая картину, необходимо продумать, как она будет смотреться рядом с другими предметами в комнате. Просто займет свободное место на стене или придаст помещению новое вучание? Обычно в комнате вешают одну или несколько картин, располагая их в вертикальной плоскости на той стене, куда не попадают прямые солнечные лучи. Симметричные композиции отличаются упорядоченностью и равновесием. В настенной композиции вполне можно сочетать эстампы и декоративные тарелки. Простенок между окнами, декорированный миниатюрными эстампами. При асимметричном размещении порядок более сложный. Важно, чтобы чувство пространства и вкуса не подвело. Живописное произведение всегда представляет собой некое цветовое пятно, по-разному влияющее на восприятие интерьера. Так, акварель, пронизанная солнечным светом и воздухом, делает комнату больше и светлее. Не стоит забывать, что квартира - многофункциональная среда. Для каждого помещения нужны свои настенные украшения. Гостиную вполне можно украсить яркими, броскими картинами. В гостиной над диваном эффектно смотрится большая картина. А вот для спальни лучше выбрать более сдержанные и умиротворяющие краски.
В детской комнате можно повесить наивный рисунок ребенка, увеличенный на цветном ксероксе и вставленный в раму. С помощью художественных произведений легко скорректировать пропорции мебели. Расположите над громоздким диваном картины - и он станет зрительно меньше. Воспользуйтесь для этого приемом сплошной шпалерной развески. Скомпонуйте вплотную в два ряда шесть или восемь графических работ в одинаковых рамах одного размера. Декоративное панно, составленное из картин, каждая из которых выделена самостоятельной рамой. Такая композиция позволяет зрительно уменьшить громоздкий диван. по всей длине свободной стены закрепите стальную штангу с подвижными крючками. Развесьте картины на крючках одну под другой на нейлоновой леске. Такую композицию время от времени можно менять, вешая картины на разной высоте и в разнообразных сочетаниях. Важно лишь, чтобы внешние края ансамбля образовывали четкий прямоугольник. Это придаст композиции уравновешенность и спокойный гармоничный характер. Живопись обязательно вставляют в раму. Обрамление появилось на свет одно- Пример свободного размещения фотографий над столиком в гостиной. временно с картиной и составляло с ней одно смысловое и декоративное целое. В эпоху Возрождения оно оформлялось как миниатюрное сооружение с пилястрами по бокам и карнизом. Со временем приобрело сложную профилировку, помогая взгляду погрузиться в изображение на холсте. В эпоху барокко, а затем рококо вырезались замысловатые багеты, увитые растениями, плодами, амурами. Строгий конструктивный, функциональный стиль, пришедший на смену модерну в XX веке, придал раме правильные геометрические очертания, лаконичную выразительность и чисто утилитарное назначение. Кстати, багет можно сделать самим. И не только из дерева, но и из газет. Как? Об этом журнал "Наука и жизнь" рассказывал в № 5 за 1991 год. Организовав интерьер сообразно личным вкусам, привычкам и стилю жизни, умело подобрав картины, репродукции или другие художественные произведения, вы внесете в свой дом атмосферу уюта и тепла, создадите настоящий семейный очаг. Современный вариант шпалерной развески акварели, обрамленной разноцветными паспарту. Шпалерная развеска разных по размеру рисунков, гравюр в рабочем кабинете. П. ЗУЕВА, старший преподаватель Московского архитектурного института. СЛОВАРИК К СТАТЬЕ Багет (фр.baguette) -.деревянная планка (гладкая или профилированная, обычно окрашенная, [озолоченная и т. д.) для изготовления рам к картинам; багетом называют также раму, карниз из деревянной планки. Гравюра (фр. gravure, от graver - вырезать) - вид графики, включающий произведения, исполненные печатанием С доски, обработанной различными способами гравирования. Существуют гравюры станковые (эстамп) и книжные, а также прикладные (экслибрис, лубок и др.). Офорт (фр. eua-forte -"крепкая водка", то есть азотная кислота) - вид гравюры на металле. где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами; способ гравирования и оттиск. полученный этим способом. Репродукция (лат. Reproductio - воспроизведение) - воспроизведение изображения, художественного произведения средствами полиграфии или фотографии. Эстамп (фр. estampe, нем. Estampe, Abdruck. англ. Print) - оттиск с печатной формы (гравюра, литография, шелкография, монотипия), станковое произведение художественной графики. Шпалерная развеска акварелей в спальне. Картины размещены даже на двери. Статья иллюстрирована фотографиями из альбома "Петергоф", английского журнала "The World of Interiors" и американского каталога "Custom Idea Book".
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|