Здавалка
Главная | Обратная связь

Процедура исследования



Это исследование экспериментатор может проводить как с одним испытуемым, так и с небольшой группой, при условии, что каждый из них получит индивидуальный бланк с напечатанной таблицей числовых рядов и будет обеспечена полная самостоятельность решения.

До начала исследования бланки должны быть положены перед участниками тестирования на хорошо освещенный стол лицевой стороной вниз, чтобы до подачи инструкции они их не разглядывали и не изучали.

Бланк с напечатанной на нем таблицей рядов чисел выглядит следующим образом.

№/п Числовые ряды
1. 2 4 6 8 10 12 14 ... ...
2. 6 9 12 15 18 21 24 ... ...
3. 3 6 12 24 48 96 192 ... ...
4. 4 5 8 9 12 13 16 ... ...
5. 22 19 17 14 12 9 7 ... ...
6. 39 38 36 33 29 24 18 ... ...
7. 16 8 4 2 1 1/2 1/4 ... ...
8. 1 4 9 16 25 36 49 ... ...
9. 21 18 16 15 12 10 9 ... ...
10. 3 6 8 16 18 36 38 ... ...
11. 12 7 10 5 8 3 6 ... ...
12. 2 8 9 27 30 90 93 ... ...
13. 8 16 9 18 11 22 15 ... ...
14. 7 21 18 6 18 15 5 ... ...
15. 10 6 9 18 14 17 34 ... ...

Инструкция испытуемому: "На бланках, что находятся перед Вами, напечатаны ряды чисел. Попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью продолжите каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 минут. Не задерживайтесь долго на одном ряду, если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду, а останется время – вновь вернетесь к трудному для Вас ряду чисел. Продолжать ряд нужно по отношению к последнему числу, имеющемуся в данном ряду. Все ли Вам понятно? Если нет вопросов, переверните листки. Начали!"

По истечении 7 минут дается команда: "Стоп! Решение прекратить!"

Обработка результатов

Обработка результатов проводится с помощью ключа – таблицы с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд считается нерешенным.

Ключ для обработки результатов задания "Числовые ряды"

Номер ряда Продолжение ряда Номер ряда Продолжение ряда Номер ряда Продолжеие ряда
1. 2. 3. 4. 5. 16; 18 27; 30 384; 768 17; 20 4; 2 6. 7. 8. 9. 10. 11; 3 1/8; 1/16 64; 81 6; 4 76; 78 11. 12. 13. 14. 15. 1; 4 279; 282 30; 23 15; 12 30; 33

Анализ результатов

Уровень развития аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел.

Если испытуемый решил 14 – 15 рядов, то его аналитичность очень высокая или отличная; если 11 – 13 – высокая или хорошая; если 8 – 10 – аналитичность средняя или удовлетворительная; если 7 – б – аналитичность низкая или плохая; если 5 и менее, то аналитичность очень низкая или очень плохая.

Аналитичность является важной характеристикой мышления. В данном случае – индуктивности мышления и способности оперировать (числами). Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать, находить причинно-следственные связи между явлениями, составляет основу общих способностей и необходима для успешного овладения человеком разными видами деятельности.

Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам. При интерпретации результатов желательно учитывать особенности темперамента испытуемого, а также навыки работы с числами.

Задание 16
Исследование рефлексивности мышления

Цель исследования: определить уровень сформированности рефлексивности мышления.

Материал и оборудование: бланк с 15 анаграммами, бумага для записей, протокол исследования, ручка, секундомер.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.