Проанализируйте любые выбранные Вами поэтические тексты и оцените справедливость этой гипотезы.
ПРИМЕР. Б.Пастернак в одном из стихотворений своего лирического цикла стихов "Разрыв" пытается передать переживание лирического героя, который потрясен уходом от него любимой женщины, но не хочет в этом признаваться даже самому себе и старается всячески уговорить себя, что у него все в порядке, что он действительно холоден как лед. Для этого поэт насыщает текст как большим количеством слов, связанных по смыслу с холодом (север вне последних поселений и арктические льдины, корабли норвежцев, "в виденьи зим не движущих заиндевелых мачт", и полночные купола, "полощущие глаза слепых тюленей", гагары, снег и т.д.), так и эмоционально "жарким" звучанием шипящих в этих словах. Вот начало этого стихотворения: Мой друг, мой нежный, о, точь-в-точь как ночью, в перелете с Бергена на полюс, Валящим снегом с ног гагар сносимый жаркий пух, Клянусь, о нежный мой, клянусь, я не неволюсь, Когда я говорю тебе - забудь, усни мой друг...
ЗАДАНИЕ 7. В другом стихотворении из этого же цикла Б.Пастернак опирается на иное противопоставление звучания слов и их смысла: Заплети этот ливень, как волны, холодных локтей И, как лилий,атласных и властных бессильем ладоней! Отбивай, ликованье! На волю! Лови их - ведь в бешеной этой лапте - Голошенье лесов, захлебнувшихся эхом охот в Калидоне. Где, как лань, обеспамятев, гнал Аталанту к поляне Актей, Где любили бездонной лазурью, свистевшей в ушах лошадей, Целовались заливистым лаем погони И ласкались раскатами рога и треском деревьев, копыт и когтей: - О, на волю! На волю - как те! Попробуйте сформулировать, что хотел поэт выразить этим текстом, опираясь на сравнение фонетики (звучания) и семантики (смысла) используемых слов.
Каждое слово обладает своим особым эмоциональным подтекстом. ПРИМЕР. Э.По назвал одну из новелл так:"Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром". Проанализируем это название. Любое слово понимается в оппозиции к какому-либо другому слову. Если объявляется, что сейчас будет обнародована некая правда, то слово "правда" противопоставляется заведомому обману или каким-то загадочным слухам, т.е. автор как бы предупреждает читателя: то, что ты до сих пор знал об этом, - неверно (хотя читатель, разумеется, до того об этом просто ничего не знал); наконец-то, я расскажу тебе, что было на самом деле. Слово"случилось"обозначает какое-то нестандартное происшествие, своей исключительностью слово "случилось" противостоит обыденности, регулярности, неизбежности. Автор подготавливает читателя к неожиданности. Э.По - американец, поэтому такое неанглосаксонское имя, как Вальдемар (в переводе морская долина, т.е. океанская бездна), обязательно что-то обозначает. Вальдемар - иностранец? (А все иностранцы немного загадочны). Может быть, поляк? (Загадочная славянская душа?) Или немец? (Немцы педантичны, аккуратно относятся к фактам - тогда это имя как бы предупреждает: все последующее абсолютно достоверно). Почемумистер Вальдемар? Вальдемар - не прощелыга какой-то, не бродяга, а титулованный член общества, к происшествию с которым следует поэтому отнестись со всей серьезностью. ЗАДАНИЕ 8. Найдите смысл следующих текстов (объясните - по аналогии с примером - Ваш выбор пословным анализом): 1. А. Пушкин: Алина! Сжальтесь надо мною. Не смею требовать любви: Быть может, за грехи мои, Мой ангел, я любви не стою! Но притворитесь! Этот взгляд Все может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!
2. В. Маяковский: Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты. (Примечание: Важную роль для понимания этого отрывка играет цвет; следует учесть, чтодукат здесь использован тоже в цветовом значении как золотая, т.е. желтая монета. Поэтому вначале определите конкретный образ, скрывающийся за тем или иным цветом, а затем уже решайте, почему Маяковский говорит о сбежавшихся окнах и пр.) 3. С. Есенин: Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь... 4. Э. Хемингуэй "Через реку и к тем деревьям": Полковник никогда не жалел себя, особенно по утрам. 5. В. Высоцкий: Возвращаются все, кроме лучших друзей, Кроме самых любимых и преданных женщин. 6. И. Бунин: За Курском, в вагоне-ресторане, когда после завтрака он пил кофе с коньяком, жена сказала ему: - Что это ты столько пьешь? Это уже, кажется, пятая рюмка. Все еще грустишь, вспоминаешь свою дачную девицу с костлявыми ступнями? - Грущу, грущу, - ответил он, неприятно усмехаясь.- Дачная девица... Amata nobis quantum amabitur nulla! - Это по-латыни? Что это значит? - Этого тебе не нужно знать. - Как ты груб, - сказала она, небрежно вздохнув, и стала смотреть в солнечное окно. (Примечание: латинский текст означает :"Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет".) 7. В. Хлебников: В этот день голубых медведей, Пробежавших по тихим ресницам... О.Мандельштам в воронежской ссылке слушает концерт молодой скрипачки и так заканчивает свое стихотворение об этом: Играй же на разрыв аорты, С кошачьей головой во рту, Три черта было, ты - четвертый, Последний чудный черт в цвету!
9. Упомянутый выше цикл стихов Б.Пастернака заканчивается так: Я не держу. Иди, благотвори. Ступай к другим. Уже написан Вертер, А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно, что жилы отворить.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|