Здавалка
Главная | Обратная связь

Разнообразие методов



Социология за рубежом. Неопросные методы исследования

© 1998 Л. НОЙМАН

 

При проведении эксперимента и опроса люди, выступающие в роли объекта исследования, знают об этом. В данной главе представлены методы, которые позволяют устранить недостатки исследований такого типа.

Первый из них - это не собственно метод, а свободное собрание измерений. Они связаны с контент-анализом, возможности которого еще не выявлены во всей полноте. Далее следуют анализ статистических данных и вторичный анализ, - приемы изучения уже существующей информации, содержащейся либо в официальных документах, либо в предшествующих исследованиях. Цель состоит в том, чтобы изучить данные по-новому, в соответствии с иными исследовательскими задачами. И хотя на данные, с которыми исследователь здесь имеет дело, могут наложить отпечаток особенности, обусловленные обстоятельствами первичных форм сбора, их последующая обработка уже не сопряжена с действием этого эффекта.

Логика исследования с опосредованным взаимодействием

Исследование этого типа начинается с того, что исследователь отмечает нечто, указывающее на разнообразие интересов. Решающим моментом при характеристике неопросных, или ненавязчивых методов измерения является то, что люди, которых исследуют, не знают об этом, и поэтому ведут себя естественно. Исследователь делает заключения о поведении и представлениях, не вмешиваясь в то, что изучает. Одним из типов подобного измерения является скрытое наблюдение.

Разнообразие методов

Исследователь свободен в изобретении способов непрямого измерения социального поведения. Поскольку в этих приемах имеется мало общего, наилучшим способом обучения их использованию являются примеры.

Так, исследователи изучали семейные портреты, относящиеся к разным историческим эпохам, чтобы посмотреть, как отражаются гендерные отношения в характере поз сидящих моделей. Антропологи, исследующие особенности урбанизированной культуры, анализировали содержание мусорных свалок, чтобы получить представление о стилях жизни по тому, что выбрасывается (например, количество бутылок указывает на уровень потребления алкогольных напитков). Исследователи определяли, что обычно слушали водители, отмечая, на волну какой радиостанции были настроены приемники в машинах, доставленных на ремонт. Интерес к музейным экспонатам замеряли, фиксируя различную степень стоптанности пола в разных отделах музея. Сравнивали содержание граффити в мужских и женских туалетах с целью обнаружения гендерного различия в их тематике. Анализировали зачетные книжки студентов высших заведений, чтобы выявить, влияет ли высокая успеваемость в студенческие годы на возникновение впоследствии проблем психологического характера. По изменениям напора воды в туалетах во время телевизионной трансляции рекламы делали выводы об особенностях поведения зрителей и их предпочтениях [2].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.