Основные концептуальные обоснования программы:
ü Социальная проблема Социальная проблема предполагает обращение к конкретному критерию успеха, заключенному в тематике направления. С разрешением социальной проблемы тесно связан вопрос социализации подростка в детской организации. Социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, достигает определенного успеха и становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация – непрерывный процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно - в детстве и юности. В процессе социализации ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей. Разнообразные условия, окружающие ребенка и влияющие на его развитие, называют факторами социализации. Условно их объединяют в четыре группы: 1. мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; 2. макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенной стране; 3. мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, город, село и пр.); по принадлежности к аудитории различных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, интернет и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; 4. микрофакторы – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, объединения и организации, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют. Группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. В период раннего детства такими институтами выступают семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа – Я». На следующем этапе социализации основным институтом является школа, обеспечивающая ученику систематическое образование. В подростковом возрасте происходят важные изменения в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников. И, кроме того, именно подростковый период является временем подготовки человека к жизни в обществе в широком смысле. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: освобождение от родительской опеки и постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов. Детское объединение представляет собой важный фактор социализации, оказывая воздействия на ребенка двояким образом: - с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимообогащению, формированию новых устремлений; - с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, соотнесения их с общественными нормами, ценностями. Включаясь в социальную деятельность, ребенок становится активным субъектом воспитания. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех детских организациях, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей. Именно за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности, свободного перехода из одной группы в другую, одного микроколлектива в другие, возможности создания ассоциаций для реализации собственных программ. Как показывает предшествующий опыт развития общественного сектора, у детской организации должна быть своя социальная ниша. Для нее губительны глобальные цели и тем более возложение на нее функций других социальных институтов, например, семьи и школы. Но найти приложение своих сил и возможностей, обрести свою референтную группу, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом «свое лицо», свои подходы — вот перспективы детской организации. Таким образом, социализация ребенка в детском объединении – это процесс достижения успеха через приобретение опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий во всех сферах деятельности, общения и самопознания путем взаимодействия с окружающим миром.
ü Продукт В качестве Продуктавыступает конкретное дело по реализации проекта или акции детской организации в рамках программы. Основными требованиями к успешной реализации продукта являются следующие критерии: В области воспитания: § превращение процесса воспитания в самовоспитание; § осуществление коллективного и личностного подхода в учебно-воспитательном процессе; § развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности подростка; § формирование веры ребенка в себя; § обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения и самореализации; § создание воспитательной среды, стимулирующей у подростков потребности в самосовершенствовании. В области обучения: § формирование устойчивой мотивации к досуговой деятельности как к жизненно важному процессу; § формирование метапредметных знаний, умений, навыков; § формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержку и развитие творчества подростков в разнообразных его проявлениях. В области психического развития: § поиск и развитие индивидуальных способностей подростка; § формирование положительной Я-концепции личности ребенка; § формирование доминанты самосовершенствования личности; § формирование умений управления собой, саморегуляции; § составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития. В области социализации: § формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление); § формирование социальной активности; § формирование интегративного качества самостоятельности личности - подготовка ребенка к социальной автономизации; § обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции; § подготовку подростков к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию.
ü Результат Результат –это то, что стало непосредственным итогом участия подростка в деятельности детской организации в рамках конкретного проекта (например, активист приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Достижение высоких результатов возможно через прохождение трех уровней результативности. Личные результаты: Первый уровень результатов – приобретение подростком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного социального действия и достижение успеха. Общегрупповые результаты: Первый уровень результатов – детская организация характеризуется однородным возрастным составом, обеспечивающим общность интересов и молодежных инициатив. Второй уровень результатов – создание атмосферы взаимопомощи и взаимозаменяемости участников детской организации, сплочение детского коллектива. Третий уровень результатов – повышение эффективности работы детской организации за счет синергического эффекта, при котором результаты совместной деятельности превышают простую сумму результатов работы отдельных участников детской организации. Синергический эффект достигается при слиянии отдельных частей в единую систему, а также за счет разделения труда, специализации и координации. Результаты для общества (города или района): Первый уровень результатов – расширение и углубление связей детской организации с людьми и различными сферами жизни общества, гражданскими институтами, учреждениями, организациями. Второй уровень результатов – активная деятельность детской организации при ее включенности в социальную сферу и работа над созданием условий для частичного или (по возможности) полного решения сложившейся социальной проблемы. Третий уровень результатов – активное воспроизводство системы социальных связей. Результаты для продвижения Союза детских организаций: Первый уровень результатов – Союз детских организаций Тамбовской области представляет детям и подросткам возможность свободно выбирать и форму досуга, и интересное дело. Второй уровень результатов – с непосредственным участием ребят разработаны проекты и программы, активизирующие деятельность детских объединений области. Третий уровень результатов – широкая информационная и методическая поддержка первичных и территориальных детских организаций. Выделение трех уровней результатов позволяет: o во-первых, реализовывать проекты программы с четким и внятным представлением о предполагаемых результатах; o во-вторых, подбирать такиеформы реализации проектов, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; o в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; o в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность проектов программы; o в-пятых, оценивать качество программы «Вектор успеха».
ü Эффектсоциальной успешности Достижение трёх уровней результатов в реализации проектов программы увеличивает вероятность появления Эффектовсоциальной успешности. Для наиболее качественного достижения высокой эффективности проекты программы разделены на три группы: долгосрочные (в течение учебного года), краткосрочные проекты (в течение нескольких месяцев), дело одного дня. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|