Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные концептуальные обоснования программы:



ü Социальная проблема

Социальная проблема предполагает обращение к конкретному критерию успеха, заключенному в тематике направления. С разрешением социальной проблемы тесно связан вопрос социализации подростка в детской организации.

Социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, достигает определенного успеха и становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей.

Социализация – непрерывный процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно - в детстве и юности. В процессе социализации ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

Разнообразные условия, окружающие ребенка и влияющие на его развитие, называют факторами социализации. Условно их объединяют в четыре группы:

1. мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

2. макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенной стране;

3. мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, город, село и пр.); по принадлежности к аудитории различных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, интернет и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

4. микрофакторы – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, объединения и организации, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют.

Группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

В период раннего детства такими институтами выступают семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа – Я».

На следующем этапе социализации основным институтом является школа, обеспечивающая ученику систематическое образование. В подростковом возрасте происходят важные изменения в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников. И, кроме того, именно подростковый период является временем подготовки человека к жизни в обществе в широком смысле. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: освобождение от родительской опеки и постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

Детское объединение представляет собой важный фактор социализации, оказывая воздействия на ребенка двояким образом:

- с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимообогащению, формированию новых устремлений;

- с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, соотнесения их с общественными нормами, ценностями.

Включаясь в социальную деятельность, ребенок становится активным субъектом воспитания. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех детских организациях, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.

Именно за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности, свободного перехода из одной группы в другую, одного микроколлектива в другие, возможности создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Как показывает предшествующий опыт развития общественного сектора, у детской организации должна быть своя социальная ниша. Для нее губительны глобальные цели и тем более возложение на нее функций других социальных институтов, например, семьи и школы. Но найти приложение своих сил и возможностей, обрести свою референтную группу, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом «свое лицо», свои подходы — вот перспективы детской организации.

Таким образом, социализация ребенка в детском объединении – это процесс достижения успеха через приобретение опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий во всех сферах деятельности, общения и самопознания путем взаимодействия с окружающим миром.

 

ü Продукт

В качестве Продуктавыступает конкретное дело по реализации проекта или акции детской организации в рамках программы. Основными требованиями к успешной реализации продукта являются следующие критерии:

В области воспитания:

§ превращение процесса воспитания в самовоспитание;

§ осуществление коллективного и личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;

§ развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности подростка;

§ формирование веры ребенка в себя;

§ обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения и самореа­лизации;

§ создание воспитательной среды, стимулирующей у подростков потребности в самосовершенст­вовании.

В области обучения:

§ формирование устойчивой мотивации к досуговой деятельности как к жизненно важному процессу;

§ формирование метапредметных знаний, умений, навыков;

§ формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержку и развитие творчества подростков в разнообразных его проявлениях.

В области психического развития:

§ поиск и развитие индивидуальных способностей подростка;

§ формирование положительной Я-концепции личности ребенка;

§ формирование доминанты самосовершенствования личности;

§ формирование умений управления собой, саморегуляции;

§ составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.

В области социализации:

§ формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, са­моуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

§ формирование социальной активности;

§ формирование интегративного качества самостоятельности личности - подготовка ребенка к социальной автономизации;

§ обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

§ подготовку подростков к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию.

 

ü Результат

Результат –это то, что стало непосредственным итогом участия подростка в деятельности детской организации в рамках конкретного проекта (например, активист приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Достижение высоких результатов возможно через прохождение трех уровней результативности.

Личные результаты:

Первый уровень результатов – приобретение подростком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного социального действия и достижение успеха.

Общегрупповые результаты:

Первый уровень результатов – детская организация характеризуется однородным возрастным составом, обеспечивающим общность интересов и молодежных инициатив.

Второй уровень результатов – создание атмосферы взаимопомощи и взаимозаменяемости участников детской организации, сплочение детского коллектива.

Третий уровень результатов – повышение эффективности работы детской организации за счет синергического эффекта, при котором результаты совместной деятельности превышают простую сумму результатов работы отдельных участников детской организации. Синергический эффект достигается при слиянии отдельных частей в единую систему, а также за счет разделения труда, специализации и координации.

Результаты для общества (города или района):

Первый уровень результатов – расширение и углубление связей детской организации с людьми и различными сферами жизни общества, гражданскими институтами, учреждениями, организациями.

Второй уровень результатов – активная деятельность детской организации при ее включенности в социальную сферу и работа над созданием условий для частичного или (по возможности) полного решения сложившейся социальной проблемы.

Третий уровень результатов – активное воспроизводство системы социальных связей.

Результаты для продвижения Союза детских организаций:

Первый уровень результатов – Союз детских организаций Тамбовской области представляет детям и подросткам возможность свободно выбирать и форму досуга, и интересное дело.

Второй уровень результатов – с непосредственным участием ребят разработаны проекты и программы, активизирующие деятельность детских объединений области.

Третий уровень результатов – широкая информационная и методическая поддержка первичных и территориальных детских организаций.

Выделение трех уровней результатов позволяет:

o во-первых, реализовывать проекты программы с четким и внятным представлением о предполагаемых результатах;

o во-вторых, подбирать такиеформы реализации проектов, которые гарантируют дости­жение результата определенного уровня;

o в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

o в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность проектов программы;

o в-пятых, оценивать качество программы «Вектор успеха».

 

ü Эффектсоциальной успешности

Достижение трёх уровней результатов в реализации проектов программы увеличивает вероятность появления Эффектовсоциальной успешности. Для наиболее качественного достижения высокой эффективности проекты программы разделены на три группы: долгосрочные (в течение учебного года), краткосрочные проекты (в течение нескольких месяцев), дело одного дня.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.