Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономическая сущность и роль государственного бюджета



Введение

В Российской Федерации продолжаются начатые в кон­це 1991 г. экономические реформы. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, замена его рыночными методами хозяйствования. Решающую роль как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования играют финансы. Резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъек­тов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет Российской Федерации - глав­ное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием Российской Федерации в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и рас­ходы Правительства Российской Федерации. Бюджет госу­дарства выражает экономические отношения, опосредую­щие процесс образования и использования централизован­ного фонда денежных средств государства.

Через государственный бюджет мобилизуются финан­совые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяют­ся и используются для целей государственного регулиро­вания социально-экономического развития Российской Фе­дерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.

Варьируя основные показатели государственного бюд­жета, Федеральное Собрание и Правительство РФ могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные про­блемы. Осуществляется, прежде всего, варьирование бюд­жетных расходов. Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распре­делением фонда денежных средств государства и его ис­пользованием по отраслевому, целевому и территориаль­ному назначениям, на выполнение обязательств по выпла­те внутреннего и внешнего долга.

В настоящее время страна переживает трудности. Рос­сия имеет огромный внутренний и внешний долг, положе­ние в экономике характеризуется противоречивыми кри­зисными явлениями, вызванными проводимыми реформа­ми. Большие надежды в решении финансовых проблем об­щество возлагает на квалифицированных специалистов, подготовку которых осуществляют высшие учебные заве­дения.

До 2000 года "Бюджетная система" была разделом в дисциплине "Финансы". Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по спе­циальности "Финансы и кредит", утвержденным Министер­ством образования РФ 17 марта 2000 г., "Бюджетная систе­ма" выделена в самостоятельную специальную профилиру­ющую дисциплину.

Учебная дисциплина "Бюджетная система", как и лю­бая другая научная дисциплина, имеет свой предмет, ме­тод и задачи. Ее предметом является система финансовых (экономических) отношений, связанных с формированием, распределением и использованием доходов и расходов на всех уровнях бюджетов бюджетной системы страны.

Методом познания экономических отношений, возника­ющих в бюджетной системе по поводу образования и использования бюджетных средств, служит метод материа­листической диалектики, правовые (законодательные) акты государства.

При изложении тем дисциплины "Бюджетная система" используется действующее законодательство: Конституция (Основной закон) Российской Федерации, законы и поста­новления органов законодательной власти, другие подза­конные акты и правовые нормы, связанные с бюджетными отношениями.

Основными задачами учебной дисциплины "Бюджетная система России" являются:

♦ раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций и роли как финан­совой базы социально-экономического развития общества;

♦ изложение бюджетного устройства и бюджетной си­стемы Российской Федерации, принципов организации бюд­жетной системы;

♦ освещение организационно-правовых основ бюджет­ной системы, бюджетных прав органов государственной вла­сти и местного самоуправления;

♦ изложение бюджетной классификации и бюджетно­го процесса в России;

♦ освещение других вопросов, связанных с формиро­ванием доходов и расходов бюджетов разных уровней бюд­жетной системы, организацией межбюджетных отношений, организацией контроля в бюджетной системе.

Экономическая сущность и роль государственного бюджета

Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных цент­рализованных фондов, и, прежде всего общегосударствен­ного фонда денежных средств - государственного бюдже­та. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны.

Общее понятие бюджета приведено в ст. 6 Бюджетно­го кодекса Российской Федерации. "Бюджет, - сказано в ст. 6 Бюджетного кодекса - это форма образования и рас­ходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

Однако в Бюджетном кодексе РФ бюджету дано слиш­ком общее, узкое понятие, характеризующее лишь одну его сторону - как "Форму образования и расходования де­нежных средств ...".

В связи с тем, что Россия по Конституции (1993 г.) является федеративным правовым государством, под бюд­жетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации.

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах госу­дарственного или административно-территориального об­разования денежный фонд, который находится в распоря­жении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущ­ность государственного бюджета постоянна. Она проявля­ется в общественных отношениях, связанных с концентра­цией денежных средств в бюджете и их использованием, т. е. в характеристике сущности бюджета как экономичес­кой категории.

Как экономическая категория бюджет представляет со­бой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распре­деления и использования государственного централизован­ного фонда денежных средств. Бюджетные отношения воз­никают между государством и его субъектами (юридичес­кими и физическими лицами) при образовании централизо­ванного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а так­же при использовании централизованного бюджетного фон­да; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накопле­ний предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспече­ние задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной эко­номической категории.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (пра­вового) установления государственного бюджета он рассмат­ривается как финансовый план государства.

В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования центра­лизованного денежного фонда государства или админист­ративно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) ор­ганом государственной власти. Такой финансовый план об­разования, распределения и использования централизован­ного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Сердцевиной финансового планирования является свод­ный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как со­ставная его часть. Финансовый план призван отразить со­гласованность материально-вещественных и денежно-финан­совых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государствен­ному бюджету новый статус - главного стержневого ба­ланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Государственный бюджет - основной финансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Его глав­ное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособно­сти.

Государственный бюджет служит основным инструмен­том государства в централизации и перераспределении ва­лового общественного дохода. Государственный бюджет страны - основная форма планомерного образования и ис­пользования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потреб­ностей народа и укрепления обороноспособности государ­ства.

Формирование и использование государственного бюд­жета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт.

Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.

Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных дохо­дов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения тех или иных пропорций в пла­не, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

2. Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления - экономическая основа реализации прин­ципа развития демократического общества.

3. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отрасля­ми народного хозяйства, субъектами Российской Федера­ции и иными сферами.

4. Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства.

Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюд­жета доходами, так и по линии финансирования их. Вы­полнение этих функций бюджетом сочетается с его актив­ным воздействием на процесс производства, рост накопле­ний.

Понятие бюджета в современной его трактовке - не только основной финансовый план образования и расходо­вания денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как финансовом плане, подразумевают сознательную деятель­ность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между госу­дарством, с одной стороны, предприятиями, организация­ми и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выраже­ние в фонде денежных средств государства.

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государ­ство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступа­ет часть прибыли предприятий и хозяйственных организа­ций различных форм собственности.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.