Развитие бюджетного устройства и бюджетной системы в СССР и России (1920 - 1990)
После Октябрьской революции 1917 года, вследствие саботажа банкиров и иных чиновников, спада производства, поступление налогов в казну молодого государства в 20-х годах практически прекратилось. Правительство крайне нуждалось в деньгах на финансирование промышленности, транспорта, армии, аппарата управления. Для финансирования неотложных нужд правительство вынуждено было прибегнуть к контрибуции с богатых слоев населения, и как писал в те годы Ленин - "с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы". До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб. Конституция 1918 года установила федеральное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. На Всероссийском съезде представителей финансовых отделов Советов (1918 г.) выступал с докладом В. И. Ленин. Он твердо поставил задачу: "Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике". Главными принципами формирования бюджета были централизация средств и эффективное их использование. Эти принципы были зафиксированы в первой Конституции РСФСР (1918 г.), в ст. 79 которой было записано: финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели - экспроприации буржуазии и подготовлению условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности. Основой бюджетной системы была централизация всех финансовых ресурсов в едином общегосударственном бюджете РСФСР с последующим разделением доходов и расходов по республикам и областям. Отдельно формировались бюджеты Украинской ССР и Белорусской ССР. В 1920 г. доходная часть государственного бюджета характеризовалась следующими показателями (%): Доходы от государственных предприятий, имуществ 97,5 В том числе: от промышленности 35,6 транспорта 14,1 сельского хозяйства 5,1 налоги и сборы 0,3 прочие поступления 2,2 В условиях военного времени, иностранной интервенции и экономической разрухи были образованы в губерниях губернские бюджеты. Сессия ВЦИК в июле 1920 г. приняла решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов. С переходом к нэпу ВЦИК в октябре 1921 г. принял постановление "О мерах по упорядочению финансового хозяйства", в соответствии с которым государственные территориальные бюджеты были разъединены. С образованием в декабре 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик и принятием в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему - образован государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических республик. Был создан союзный бюджет, на который было возложено финансовое обеспечение обороны, хозяйственного и культурного строительства. Доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных предприятий (отчислений от прибыли). Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. За 1928-1988 гг. в структуре расходов государственного бюджета постоянно происходили изменения: возрастала доля союзного бюджета и соответственно уменьшалась доля бюджетов союзных республик. Так было до Великой Отечественной войны и в годы войны. После войны соотношение расходов союзного бюджета и бюджетов республик стало иметь тенденцию к выравниванию распределения. Государственный бюджет СССР на всех этапах развития страны успешно решал стоящие перед ним задачи, обеспечивая развитие народного хозяйства, культуры и нужды обороны страны. Доходы от государственных и кооперативных предприятий и организаций составляли основную часть всех доходов бюджета. Доходы бюджета за счет населения составляли относительно небольшую часть. Государственный бюджет СССР был прочным, устойчивым и бездефицитным. 8 декабря 1991 г. Президент РСФСР Б. Н. Ельцин, президент Украинской ССР Л. М. Кравчук и председатель Верховного Совета Белорусской ССР С. С. Шушкевич в тайне от народа стран в Беловежской пуще заключили соглашение о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 26 декабря 1991 г. Верховный Совет СССР решением одной палаты (Совета Союза) признал роспуск СССР и самоликвидировался. Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, Б. Н. Ельцин и его помощники незамедлительно взяли курс на рыночные реформы. Правительство России объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с января 1992 г., одновременно была отменена государственная система материально-технического снабжения. Вторым направлением реформы стало в промышленности осуществление широкой приватизации (перевод государственной собственности в частную). В сельском хозяйстве колхозы и совхозы превращались в фермерские хозяйства и акционерные общества, был отменен налог с оборота, отменено регулирование процентных ставок по банковским кредитам. Рыночные реформы отразились на бюджетном устройстве России. До 1990 г. в России утверждался единый государственный бюджет, который объединял все действующие на ее территории бюджеты и отражал в целом их средства. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы России стал 1991 год. Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. был упразднен государственный бюджет Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России. Законодателем предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах Российской Федерации, а также субъектов Федерации и административно-территориальных единиц. В ст. 8 этого Закона сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. Консолидированный бюджет - это свод бюджетов государственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа. В отличие от самостоятельных бюджетов консолидированные бюджеты не подлежат утверждению и правовыми актами не являются. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|