Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие бюджетного устройства и бюджетной системы в СССР и России (1920 - 1990)



После Октябрьской революции 1917 года, вследствие саботажа банкиров и иных чиновников, спада производства, поступление налогов в казну молодого государства в 20-х годах практически прекратилось. Правительство крайне нуждалось в деньгах на финансирование промышленности, транспорта, армии, аппарата управления. Для финан­сирования неотложных нужд правительство вынуждено было прибегнуть к контрибуции с богатых слоев населе­ния, и как писал в те годы Ленин - "с купцов и спекулян­тов, нажившихся за время войны и расходующих непроиз­водительно свои капиталы". До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.

Конституция 1918 года установила федеральное уст­ройство РСФСР и заложила основы бюджетного устрой­ства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении го­сударственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет.

На Всероссийском съезде представителей финансо­вых отделов Советов (1918 г.) выступал с докладом В. И. Ленин. Он твердо поставил задачу: "Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преоб­разований, но надо помнить, что всякие радикальные ре­формы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике".

Главными принципами формирования бюджета были централизация средств и эффективное их использование. Эти принципы были зафиксированы в первой Конституции РСФСР (1918 г.), в ст. 79 которой было записано: финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной це­ли - экспроприации буржуазии и подготовлению условий для всеобщего равенства граждан республики в области про­изводства и распределения богатств. В этих целях она ста­вит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлет­ворения местных и общегосударственных нужд Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.

Основой бюджетной системы была централизация всех финансовых ресурсов в едином общегосударственном бюд­жете РСФСР с последующим разделением доходов и рас­ходов по республикам и областям. Отдельно формирова­лись бюджеты Украинской ССР и Белорусской ССР.

В 1920 г. доходная часть государственного бюджета ха­рактеризовалась следующими показателями (%):

Доходы от государственных предприятий, имуществ 97,5

В том числе:

от промышленности 35,6

транспорта 14,1

сельского хозяйства 5,1

налоги и сборы 0,3

прочие поступления 2,2

В условиях военного времени, иностранной интервен­ции и экономической разрухи были образованы в губерниях губернские бюджеты. Сессия ВЦИК в июле 1920 г. приняла решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.

С переходом к нэпу ВЦИК в октябре 1921 г. принял постановление "О мерах по упорядочению финансового хо­зяйства", в соответствии с которым государственные тер­риториальные бюджеты были разъединены.

С образованием в декабре 1922 г. Союза Советских Со­циалистических Республик и принятием в 1924 г. Консти­туции СССР были внесены изменения в бюджетную систе­му - образован государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических респуб­лик. Был создан союзный бюджет, на который было возло­жено финансовое обеспечение обороны, хозяйственного и культурного строительства. Доходы союзного бюджета фор­мировались за счет общесоюзных государственных предпри­ятий (отчислений от прибыли).

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г.

За 1928-1988 гг. в структуре расходов государствен­ного бюджета постоянно происходили изменения: возрас­тала доля союзного бюджета и соответственно уменьша­лась доля бюджетов союзных республик. Так было до Ве­ликой Отечественной войны и в годы войны. После войны соотношение расходов союзного бюджета и бюджетов рес­публик стало иметь тенденцию к выравниванию распреде­ления.

Государственный бюджет СССР на всех этапах разви­тия страны успешно решал стоящие перед ним задачи, обес­печивая развитие народного хозяйства, культуры и нужды обороны страны.

Доходы от государственных и кооперативных предпри­ятий и организаций составляли основную часть всех дохо­дов бюджета. Доходы бюджета за счет населения составля­ли относительно небольшую часть.

Государственный бюджет СССР был прочным, устойчи­вым и бездефицитным.

8 декабря 1991 г. Президент РСФСР Б. Н. Ельцин, пре­зидент Украинской ССР Л. М. Кравчук и председатель Вер­ховного Совета Белорусской ССР С. С. Шушкевич в тайне от народа стран в Беловежской пуще заключили соглаше­ние о роспуске СССР и создании Содружества Независи­мых Государств (СНГ). 26 декабря 1991 г. Верховный Со­вет СССР решением одной палаты (Совета Союза) при­знал роспуск СССР и самоликвидировался.

Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, Б. Н. Ельцин и его помощники незамедлительно взя­ли курс на рыночные реформы. Правительство России объя­вило об освобождении (либерализации) цен от государствен­ного регулирования с января 1992 г., одновременно была отменена государственная система материально-техничес­кого снабжения. Вторым направлением реформы стало в промышленности осуществление широкой приватизации (перевод государственной собственности в частную). В сель­ском хозяйстве колхозы и совхозы превращались в фер­мерские хозяйства и акционерные общества, был отменен налог с оборота, отменено регулирование процентных ста­вок по банковским кредитам. Рыночные реформы отрази­лись на бюджетном устройстве России.

До 1990 г. в России утверждался единый государствен­ный бюджет, который объединял все действующие на ее территории бюджеты и отражал в целом их средства.

Важным этапом в реорганизации бюджетной системы России стал 1991 год.

Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. был упразднен государственный бюджет Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

Законодателем предусмотрено составление консолиди­рованных бюджетов в масштабах Российской Федерации, а также субъектов Федерации и административно-террито­риальных единиц.

В ст. 8 этого Закона сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и предоставлением необходимой статистической и бюджет­ной информации для составления консолидированных бюд­жетов.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов го­сударственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа. В от­личие от самостоятельных бюджетов консолидированные бюджеты не подлежат утверждению и правовыми актами не являются.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.