Расходы федерального бюджета
Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства. Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета классифицируют: 1) по экономической роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы; 2) по функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др. В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы. Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт. Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: 1) обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; 2) функционирование федеральной судебной системы; 3) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества); 4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности; 5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; 7) государственная поддержка атомной энергетики; 8) ликвидация последствий чрезвычайных стихийных бедствий федерального масштаба; 9) исследование и использование космического пространства; 10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; 11) формирование федеральной собственности; 12) обслуживание и погашение государственного долга РФ; 13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской федерации за счет средств федерального бюджета; 14) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; 15) проведение выборов и референдумов Российской Федерации; 16) федеральная инвестиционная программа; 17) обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; 18) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; 19) финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; 20) официальный статистический учет; 21) прочие расходы. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 БК РФ): 1) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; 2) обеспечение правоохранительной деятельности; 3) обеспечение противопожарной безопасности; 4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; 5) обеспечение социальной защиты населения; 6) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; 7) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; 8) развитие рыночной инфраструктуры; 9) обеспечение развития федеративных и национальных отношений; 10) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ; 11) обеспечение деятельности средств массовой информации; 12) финансовая помощь другим бюджетам; 13) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюджета Российской Федерации является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиями, объединениям, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий. В основе бюджетного финансирования лежат принципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов. 4.4.(5)Дефицит и профицит бюджета В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами ряда лет равновесия не достигалось. Федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным. Профицит бюджета - это превышение доходов бюджета над его расходами. Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет. Дефицит и профицит бюджета являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности: ♦ сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности, сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов; ♦ предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; ♦ увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, то законом о бюджете должны быть утверждены источники финансирования (покрытия) дефицита бюджета. В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 92 БК РФ) размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в финансовом году. За все послевоенные годы (1945 - 1990 гг.) вплоть до 1990 года включительно бюджет Российской Федерации утверждался с профицитом, не было дефицита. Начиная с 1991 года, т.е. с началом реформирования экономики, бюджет РФ стал дефицитным. Дефицит бюджета составил (в млрд. руб.) в 1991 г. - 37,6; в 1992 г. - 641,9; в 1993 г. - 794; в 1994 г. - 654,9. Несмотря на значительный рост налогов и увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации оставался дефицитным. В 1995 г. дефицит федерального бюджета составлял 60,4 млрд. в новых рублях. В 1996 г. предельный размер дефицита федерального бюджета установлен законом в сумме 88,6 млрд. руб., или 3,9% по отношению к ВВП; в 1997 г. - 95,4 млрд. руб., 3,3% от ВВП и 18,0% от расходов федерального бюджета, в 1999 г. - 101,3 млрд. руб., или 17,6% от расходов бюджета, или 2,5% по отношению к валовому внутреннему продукту. Причин дефицита бюджета много. Но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, затраты на содержание армии и увеличение военных расходов, затраты на содержание возрастающей численности государственного аппарата. Возрастание бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит в годы реформ (1991 - 2000 гг.) будучи сам по себе следствием глубокой несбалансированности государственных финансов, стал в свою очередь причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Регулирование бюджетного дефицита превратилось в одну из острейших проблем деятельности современного государства в сфере экономики. Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика. С 1991 до 1995г. для покрытия бюджетного дефицита в России использовалась в основном эмиссия денег, что послужило толчком к инфляции. С 1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ стало выпускать государственные ценные бумаги (ГКО, КО, ОФЗ) и брать кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда. Государство стало жить в долг. В 1999 г. на покрытие дефицита федерального бюджета направлена сумма доходов от государственных драгоценных металлов. Для покрытия дефицита государственного бюджета направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ под 10% годовых. Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ). В 2000 г. на покрытие дефицита федерального бюджета РФ были использованы: поступления от операций выпуска на рынок ценных бумаг; доходы от приватизации (от продажи государственного имущества предприятий, фабрик, заводов и др.); драгоценные металлы и камни. В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года. Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения. Бюджетный кодекс указывает на источники финансирования (покрытия) дефицита бюджетов. Так, ст. 94 Бюджетного кодекса РФ указывает, что источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники в следующих формах: ♦ кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации (в рублях); ♦ государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; ♦ бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; ♦ поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; ♦ сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; 2) внешние источники в следующих формах: ♦ государственные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; ♦ кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций; ♦ кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией. Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах: ♦ бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; ♦ кредиты, полученные от кредитных организаций; ♦ поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ; ♦ изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации; ♦ займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации. На покрытие дефицита бюджета в 2000 г. в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2000 год" предусматривалось направить доходы от приватизации государственного имущества, сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и камней. Как известно, государственное имущество в большей его части уже продано или приватизировано, бесконечной приватизации и продаж не будет. Хронические дефициты бюджетов характерны для многих стран с рыночной капиталистической экономикой. Федеральный бюджет РФ на 2001 г. впервые за 10 лет реформирования экономики утвержден без дефицита. Источником финансирования дефицита служат кредиты Центрального банка России. Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения, и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер. Дальнейшая стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|