Здавалка
Главная | Обратная связь

Расходы федерального бюджета



Расходы федерального бюджета - это денежные сред­ства, направляемые из федерального бюджета на финан­совое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюд­жета на финансирование затрат общегосударственного ха­рактера, предусмотренных в Законе о федеральном бюд­жете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемо­го на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводст­ва - на затраты, связанные с финансированием матери­ального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народ­ного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обо­роны страны, правоохранительную деятельность, фунда­ментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их эко­номического содержания выделяют текущие расходы и ка­питальные расходы.

Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюд­жета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназ­наченных для инвестиций (капитальных вложений) на вос­производство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета - часть расходов бюдже­та, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоя­щих на бюджетном финансировании из федерального бюд­жета, оказание государственной поддержки другим бюдже­там и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

В соответствии с действующим в Российской Федера­ции законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета фи­нансируются следующие функциональные виды расходов:

1) обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федера­ции, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов испол­нительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) функционирование федеральной судебной системы;

3) осуществление международной деятельности в об­щефедеральных интересах (финансовое обеспечение реа­лизации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, междуна­родного культурного, научного и информационного сотруд­ничества федеральных органов исполнительной власти, взно­сы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промыш­ленности;

5) фундаментальные исследования и содействие науч­но-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка железнодорожного, воз­душного и морского транспорта;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) формирование федеральной собственности;

12) обслуживание и погашение государственного долга РФ;

13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и посо­бий, других социальных выплат, подлежащих финансиро­ванию в соответствии с законодательством Российской федерации за счет средств федерального бюджета;

14) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного матери­ального резерва;

15) проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

16) федеральная инвестиционная программа;

17) обеспечение реализации решений федеральных ор­ганов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

18) обеспечение осуществления отдельных государ­ственных полномочий, передаваемых на другие уровни вла­сти;

19) финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

20) официальный статистический учет;

21) прочие расходы.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации средства федерального бюджета исполь­зуются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 БК РФ):

1) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

2) обеспечение правоохранительной деятельности;

3) обеспечение противопожарной безопасности;

4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие на­учно-технический прогресс;

5) обеспечение социальной защиты населения;

6) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече­ние гидрометеорологической деятельности;

7) обеспечение предупреждения и ликвидации послед­ствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий меж­регионального масштаба;

8) развитие рыночной инфраструктуры;

9) обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

10) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законо­дательством РФ;

11) обеспечение деятельности средств массовой инфор­мации;

12) финансовая помощь другим бюджетам;

13) прочие расходы, находящиеся в совместном веде­нии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюджета Российской Федерации является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международ­ную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвы­чайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государ­ственного управления, правоохранительной деятельности.

Расходы федерального бюджета являются обществен­но полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообра­зие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами феде­ральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиями, объединени­ям, организациям и учреждениям на проведение предус­мотренных по плану мероприятий.

В основе бюджетного финансирования лежат принци­пы: безвозвратности, целевого характера бюджетных рас­ходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.

4.4.(5)Дефицит и профицит бюджета

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (вы­равнивание) государственных доходов и расходов. В резуль­тате сопоставления расходов с доходами ряда лет равнове­сия не достигалось. Федеральный бюджет Российской Фе­дерации многие годы был дефицитным.

Профицит бюджета - это превышение доходов бюд­жета над его расходами. Дефицит бюджета - это превы­шение расходов бюджета над его доходами.

Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения создан­ной стоимости через бюджет.

Дефицит и профицит бюджета являются объектом уп­равления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.

Если в процессе составления или рассмотрения проек­та бюджета обнаруживается превышение доходов над рас­ходами бюджета, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:

♦ сократить привлечение доходов от продажи государ­ственной собственности, сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;

♦ предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

♦ увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, то законом о бюджете должны быть ут­верждены источники финансирования (покрытия) дефици­та бюджета.

В соответствии с законодательством Российской Феде­рации (ст. 92 БК РФ) размер дефицита федерального бюд­жета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в финансовом году.

За все послевоенные годы (1945 - 1990 гг.) вплоть до 1990 года включительно бюджет Российской Федерации ут­верждался с профицитом, не было дефицита. Начиная с 1991 года, т.е. с началом реформирования экономики, бюд­жет РФ стал дефицитным. Дефицит бюджета составил (в млрд. руб.) в 1991 г. - 37,6; в 1992 г. - 641,9; в 1993 г. - 794; в 1994 г. - 654,9.

Несмотря на значительный рост налогов и увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации оставался дефицитным.

В 1995 г. дефицит федерального бюджета составлял 60,4 млрд. в новых рублях. В 1996 г. предельный размер дефицита федерального бюджета установлен законом в сумме 88,6 млрд. руб., или 3,9% по отношению к ВВП; в 1997 г. - 95,4 млрд. руб., 3,3% от ВВП и 18,0% от расходов федерального бюджета, в 1999 г. - 101,3 млрд. руб., или 17,6% от расходов бюджета, или 2,5% по отношению к ва­ловому внутреннему продукту.

Причин дефицита бюджета много. Но важнейшее зна­чение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, затраты на содер­жание армии и увеличение военных расходов, затраты на содержание возрастающей численности государственного аппарата.

Возрастание бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохраня­ется и растет бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит в годы реформ (1991 - 2000 гг.) бу­дучи сам по себе следствием глубокой несбалансированнос­ти государственных финансов, стал в свою очередь причи­ной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Регулирование бюджетного дефицита превратилось в одну из острейших проблем деятельности современного государ­ства в сфере экономики.

Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюд­жетных дефицитов стал государственный кредит. Под госу­дарственным кредитом понимается вся совокупность финан­сово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика.

С 1991 до 1995г. для покрытия бюджетного дефицита в России использовалась в основном эмиссия денег, что по­служило толчком к инфляции. С 1995 г. для покрытия де­фицита бюджета Правительство РФ стало выпускать го­сударственные ценные бумаги (ГКО, КО, ОФЗ) и брать кре­диты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда. Государство стало жить в долг. В 1999 г. на покрытие дефицита феде­рального бюджета направлена сумма доходов от государ­ственных драгоценных металлов.

Для покрытия дефицита государственного бюджета на­правляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ под 10% годовых.

Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международ­ного валютного фонда (МВФ).

В 2000 г. на покрытие дефицита федерального бюдже­та РФ были использованы: поступления от операций вы­пуска на рынок ценных бумаг; доходы от приватизации (от продажи государственного имущества предприятий, фаб­рик, заводов и др.); драгоценные металлы и камни.

В целях сбалансированности бюджетов представитель­ные органы власти могут устанавливать предельные разме­ры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15% еже­месячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.

Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Одна­ко эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на това­ры и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Бюджетный кодекс указывает на источники финансиро­вания (покрытия) дефицита бюджетов. Так, ст. 94 Бюджет­ного кодекса РФ указывает, что источниками финансиро­вания дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

♦ кредиты, полученные Российской Федерацией от кре­дитных организаций в валюте Российской Федерации (в рублях);

♦ государственные займы, осуществляемые путем вы­пуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

♦ бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, получен­ные от бюджетов других уровней бюджетной системы Рос­сийской Федерации;

♦ поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

♦ сумма превышения доходов над расходами по госу­дарственным запасам и резервам;

2) внешние источники в следующих формах:

♦ государственные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

♦ кредиты правительств иностранных государств, бан­ков, фирм, международных финансовых организаций;

♦ кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Рос­сийской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

♦ бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, получен­ные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

♦ кредиты, полученные от кредитных организаций;

♦ поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

♦ изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации;

♦ займы, осуществляемые путем выпуска ценных бу­маг от имени субъекта Российской Федерации.

На покрытие дефицита бюджета в 2000 г. в Федераль­ном законе "О федеральном бюджете на 2000 год" предус­матривалось направить доходы от приватизации государственного имущества, сумму превышения доходов над рас­ходами по государственным запасам драгоценных метал­лов и камней. Как известно, государственное имущество в большей его части уже продано или приватизировано, бес­конечной приватизации и продаж не будет. Хронические дефициты бюджетов характерны для многих стран с ры­ночной капиталистической экономикой.

Федеральный бюджет РФ на 2001 г. впервые за 10 лет реформирования экономики утвержден без дефицита.

Источником финансирования дефицита служат креди­ты Центрального банка России. Это наиболее дешевый ис­точник финансирования, так как между Центральным бан­ком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения, и процентные ставки по таким кре­дитам носят, как правило, символический характер.

Дальнейшая стратегия в области управления дефици­том и профицитом вызывает необходимость разработки но­вой концепции, основанной на уменьшении привлечения за­емных средств, сокращении долговых обязательств, исполь­зования, прежде всего, внутренних резервов роста дохо­дов на базе развития промышленного и сельскохозяйствен­ного производства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.