Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика общих расходов бюджета на социальную сферу



В последние годы государство уменьшило свою роль в управлении отраслями, усилило значение самоуправления предприятиями, акционерными обществами. Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах рыночной экономики, оно объективно вынуждено расходовать зна­чительные средства на социальную сферу, науку и культуру.

В результате перераспределяемая часть средств через государственный бюджет доля ВВП увеличивается быст­рее на обеспечение социальной сферы, науки и культуры, чем на отрасли производства. Так происходит не только в России, но и во многих зарубежных странах с развитой экономикой.

Быстрое развитие науки, культуры, образования, ме­дицинского обслуживания, искусства (в российской статис­тике их объединяют под названием "социально-культурная сфера") вызвано самим характером современного общества, которое нуждается в удовлетворении социально-культур­ных потребностей. Потребность в быстром росте научных исследований, образования, культуры и искусства, жилищ­ного обеспечения не может быть обеспечена только рын­ком. Государство должно повышать роль в поддержке со­циально-культурных мероприятий выделением средств из государственного бюджета, сбалансированностью государ­ственного бюджета.

Попробуем изложить вопросы бюджетных расходов на социальную сферу и социальную политику с использовани­ем дедуктивного приема, т. е. одним из принципов которого является последовательность изложения от общего к част­ному. Рассмотрим сначала общие вопросы финансирования социально-культурной сферы, затем - понятие и харак­теристику отдельных подотраслей социальной сферы.

Расходы государственного бюджета, как было отмече­но выше, выражаются в использовании общегосударствен­ного фонда финансовых ресурсов и территориальных фон­дов на государственное управление и местное самоуправ­ление, развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей экономики, а также на раз­витие социально-культурной сферы в порядке финансиро­вания.

На социальную сферу и социальную политику в 2000 году было направлено 7,6% валового внутреннего продук­та Российской Федерации. Бюджетные средства на указан­ную сферу предоставляются в порядке бюджетного финан­сирования, т. е. без возврата их бюджету. Однако в конеч­ном итоге указанные затраты возмещаются обществу уве­личением материальных и духовных благ, ростом обще­ственного богатства.

Выделение средств на социальную сферу соответству­ет политике, направленной на социальную ориентацию эко­номики.

Социальная ориентация экономики предполагает под­чинение экономики задачам развития личности.

Необходимость формирования социально ориентирован­ной экономики обусловлена следующими факторами:

♦ задачами сделать общественные отношения гуман­ными, предотвратить в обществе рост бедности и преступ­ности;

♦ создать условия для творческого труда с удовлетво­рением разумных потребностей человека творческого труда;

♦ необходимостью создания нормальных условий жиз­ни людей, рационального удовлетворения их материаль­ных и духовных потребностей;

♦ задачами формирования эффективной системы соци­альной защиты, в том числе сдерживания роста безработи­цы, обеспечения пособий для нетрудоспособных лиц по бо­лезни;

♦ задачами поддержания стабильного уровня реальных доходов хозяйства, малых производств, проведения инф­ляционных мер и индексации доходов.

Перейдем к характеристике каждого направления бюд­жетных расходов на финансирование социальной сферы и социальной политики.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.