Здавалка
Главная | Обратная связь

Бюджетные расходы на образование



Образование - процесс, в результате которого дости­гается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование - необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Ос­новной путь получения образования - обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием.

Наука об образовании вкладывает в образование так­же самообразование, участие в общественно-трудовой де­ятельности. Уровень общего и специального (профессио­нального) образования обусловливается требованиями про­изводства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Основные принципы государственной политики в обла­сти образования сформулированы в Федеральном законе "Об образовании" от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ и в Федераль­ном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Под образованием в Законе "Об образовании" понима­ется целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождаю­щийся констатацией гражданином (обучающимся) установ­ленных государством образовательных уровней (образова­тельных цензов), которые удостоверяются соответствую­щими документами.

Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется возможность получения образования без ог­раничений. Конституция РФ гарантирует гражданам бес­платность общего и среднего профессионального образо­вания в государственных или муниципальных образователь­ных учреждениях и на предприятиях, на конкурсной осно­ве бесплатно получить высшее образование в государствен­ном или муниципальном учреждении и на предприятии.

На начало января 2001 года численность учащихся в общеобразовательных учреждениях России составила 20,5 млн. человек, в учреждениях начального профессио­нального образования - 1,7 млн. человек. В средних специальных учебных заведениях обучалось 2,6 млн. студентов, в высших учебных заведениях - 4,7 млн. сту­дентов.

В соответствии с Федеральным законом "Об образова­нии" от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ установлены образова­тельные цензы общего образования: основное общее обра­зование (лица, получившие документ об окончании 9-го класса общеобразовательного учреждения), среднее (пол­ное) общее образование (лица, получившие документ об окончании 11 (12) класса).

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего про­фессионального образования (средних специальных учеб­ных заведениях), высшее профессиональное образова­ние - в общеобразовательных учреждениях высшего про­фессионального образования (высших учебных заведени­ях).

Реализация конституционных прав граждан на образо­вание должна быть обеспечена путем создания условий для получения образования, достигаемых, прежде всего фи­нансированием образовательных учебных учреждений.

И, как отмечено выше, деятельность учреждений обра­зования не может быть обеспечена только рынком, потреб­ности общества в образовании, их удовлетворение должны быть осуществлены поддержкой государства путем бюджет­ного финансирования, т. е. практически за счет налогопла­тельщиков, внесших часть своих доходов в бюджет.

В расходы на образование в 2002 г. включены расходы на:

♦ дошкольное образование;

♦ общее образование;

♦ начальное профессиональное образование;

♦ среднее профессиональное образование;

♦ переподготовку и повышение квалификации;

♦ высшее профессиональное образование;

♦ прочие расходы в области образования.

В расходах федерального бюджета предусмотрено фи­нансирование в 2003 г. федеральных учебных учреждений:

Московского государственного университета им. Ломо­носова — 9,0 млрд. руб.;

других высших учебных заведений Министерства об­разования РФ.

Доля валового внутреннего продукта, ассигнуемая на образование, составляет всего лишь 4%, что значительно ниже многих зарубежных стран.

Основные задачи в области финансирования учрежде­ний образования: увеличить размеры бюджетных средств на финансирование образования, сделав его приоритетным; усовершенствовать структуру расходов внутри отрасли "Об­разование", увеличив долю расходов на школьное и выс­шее образование по опыту зарубежных промышленно раз­витых стран.

Вложения в отрасль "Образование" не пропадают бес­цельно. Они дают эффективность как в производственной, так и в непроизводственной сфере.

При определении эффективности вложений в отрасль "Образование" учитывается повышение производительнос­ти труда благодаря вовлечению в производство более ква­лифицированных рабочих и управленческих кадров. В не­производственной сфере повышается качество услуг бла­годаря вовлечению в отрасль обучаемых, образованных кад­ров.

С развитием образования повышается культурный уро­вень общества, коренной переворот в духовном развитии страны.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.