Здавалка
Главная | Обратная связь

Обслуживание государственного долга



11.1. Экономическое содержание государственного долга

В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 97) дано следующее определение: государственным долгом Рос­сийской Федерации являются долговые обязательства Рос­сийской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международны­ми организациями и иными субъектами международного права.

Из приведенного определения следует, что нужно раз­личать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный долг (долг Российской Фе­дерации и муниципальных образований).

Государственный и муниципальный долг - это общая сумма задолженности Российской Федерации и муниципаль­ных образований по непогашенным займам и невыплачен­ным по ним процентам.

Экономическое назначение государственного долга, об­разовавшегося из финансовых заимствований государст­ва, - обеспечение финансирования государственных рас­ходов при нехватке бюджетных средств.

Основной формой государственных заимствований яв­ляется государственный кредит, представляющий собой со­вокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство, а кредиторами - физические и юридические лица.

С учетом сферы размещения займов долг делится на внутренний и внешний, государственный и муниципальный.

В соответствии с Законом РФ "О государственном внут­реннем долге Российской Федерации" от 13 ноября 1992 г. № 3877-1 государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правитель­ства Российской Федерации, выраженные в валюте Рос­сийской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:

а) государственных займов, осуществляемых посред­ством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

б) кредитов, полученных Правительством РФ;

в) других долговых обязательств, гарантированных Пра­вительством РФ.

Государственный долг - общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные де­нежные средства физических (населения) и юридических лиц (организаций и предприятий) привлекаются на финан­сирование государственных затрат. Привлечение временно свободных средств в форме государственного кредита осу­ществляется путем выпуска и реализации облигаций, каз­начейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Внутренний государственный долг - это сумма задол­женности по выпущенным и непогашенным государствен­ным ценным бумагам, размещенным на территории Россий­ской Федерации, включая затраты на погашение и выпла­ту крупного дохода.

Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга с процентами.

Облигации - долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в тече­ние определенного времени проценты по ней, а по наступ­лению срока выплаты - погасить свой долг перед владель­цем облигации. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (а не со­владельцем, как акционер). По российскому законодатель­ству облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляю­щая право держателя этой бумаги на получение от эми­тента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой сто­имости.

Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму го­сударственного долга страны.

По способу размещения государственные займы делятся на группы: свободно обращающиеся облигации, размещаю­щиеся по подписке.

Облигации, свободно размещающиеся на рынке ссуд­ного капитала, обычно свободно размещаются через сис­тему коммерческих банков (сберегательных и акционерных).

Основными подписчиками облигаций по государствен­ным займам выступают организации, специальные фонды, банки, страховые компании.

К ценным бумагам, используемым для мобилизации де­нежных ресурсов, относятся кроме облигации также и иные ценные бумаги, которые предусмотрены Законом РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федера­ции".

Статья 75 Конституции РФ подчеркивает, что госу­дарственные займы выпускаются в порядке, определяемом Федеральным законом, и размещаются на доброволь­ной основе.

В последние годы на рынке ценных бумаг основная роль отводится государственным облигациям, эмитентом кото­рых выступает правительственный орган - Министерство финансов РФ.

Наиболее распространенными среди государственных облигаций являются следующие виды:

Во-первых, государственные краткосрочные бескупон­ные облигации (ГКО). Решение о выпуске ГКО принимает Министерство финансов РФ. При принятии решения о вы­пуске ГКО определяется предельный объем, период его размещения и потенциальные владельцы. Центральный банк России является агентом Правительства РФ по обслужи­ванию выпуска ГКО и гарантирует своевременность их по­гашения.

Облигации (ГКО) приобретаются Банком России у Ми­нистерства финансов РФ в пределах лимита, определяемо­го Федеральным законом о государственном бюджете.

Центральный банк России приобретает облигации на первичном рынке у Министерства финансов РФ:

1) при предоставлении Министерству финансов РФ пря­мого краткосрочного кредита в виде покупки облигаций;

2) при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе реализации и погаше­ния облигаций.

По поручению Министерства финансов РФ Централь­ный банк России осуществляет продажу государственных облигаций на первичном рынке через коммерческие банки, куплю-продажу облигаций на вторичном рынке от своего имени, а также операции по погашению облигаций.

Заключение сделок по купле-продаже облигаций на первичном рынке организуется на Московской межбанковс­кой валютной бирже (ММВБ) на основании соглашения меж­ду Центральным банком России и ММВБ. Реализация этих облигаций на ММВБ производится посредством проведения аукционов (на первичном рынке) или торгов (на вторичном рынке) облигаций.

Государственные краткосрочные облигации не изготав­ливаются в виде бумажных бланков. Каждый выпуск офор­мляется сертификатом, хранящимся в Центральном банке России. Погашение этих облигаций осуществляется в без­наличной форме путем перечисления владельцам облига­ций номинальной их стоимости на момент погашения. Дохо­дом по ГКО считается разница между номинальной ценой на момент погашения и ценой покупки.

Во-вторых, облигации Государственного сберегатель­ного займа РФ. Эмитентом этого вида облигаций является Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются сро­ком на один год на предъявителя. Каждая облигация имеет 4 купона по 3 месяца. Процентный доход по купону опре­деляется Министерством финансов РФ. Продажа облигаций осуществляется коммерческими банками по рыночным це­нам.

При погашении облигаций владельцам выплачиваются номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону. Покупатель облигации выступает как кредитор, поскольку эмиссия облигаций является формой заимствования денежных средств. Однако кредит, предос­тавляемый путем приобретения облигаций, отличается от банковского кредита следующими обстоятельствами:

1) при выпуске облигационного займа коммерческий банк выступает не кредитором, а, как правило, лишь посредни­ком, действующим по поручению другого юридического лица;

2) в приобретении выпущенных облигаций в качестве кредитора принимает участие значительное число юриди­ческих и физических лиц, а не один клиент.

Правительство привлекает облигационный заем в ос­новном для двух целей:

1) для финансирования текущего бюджетного дефи­цита;

2) для погашения ранее выпущенных правительством облигационных займов.

В-третьих, в целях привлечения заемных средств го­сударство может эмитировать облигации лотерейного типа. Доход по лотерейным облигациям выплачивается в форме выигрышей по отдельным облигациям при проведении ти­ража выигрышей.

Облигационные займы в виде лотерейного типа выпус­каются как государственными федеральными органами, так и органами субъектов Федерации и органами местного са­моуправления.

В-четвертых, для привлечения денежных средств, го­сударство может выпускать казначейские обязательства Российской Федерации (КО). В отличие от облигации они подлежат реализации только среди населения. КО - про­центная государственная ценная бумага, ставка дохода ус­танавливается Правительством РФ.

Наряду с государственными займами государство при­влекает в форме кредита часть вкладов населения в Сбере­гательном банке на основе договора.

В 1991 году были выпущены облигации Государствен­ного республиканского внутреннего займа РСФСР сроком на 30 лет (с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г.) под 5% годо­вых. Облигации реализовывались только среди юридичес­ких лиц. Заем выпускался как свободно обращающийся, облигации могли перепродаваться через учреждения Банка России. Весь заем был куплен Центральным банком России. По состоянию на 1 декабря 1990 г. государственный долг по этому займу образовался в сумме 30 млрд. руб. В 90-х годах часть долга по займу погашена из бюджета.

В 1993 г. Министерство финансов РФ выпустило золо­тые сертификаты. Номинал сертификата составлял 10 кг золота пробы 0,9999. Объем эмиссии золотых сертификатов был определен в сумме, эквивалентной стоимости 100 т зо­лота. Пересчет стоимости сертификата в рубли осуществ­лялся по курсу Банка России. Золотые сертификаты скупили коммерческие банки, наделенные правом продажи сер­тификатов.

Внешний (международный) государственный кредит - это кредит, в котором государство выступает в роли заем­щика на мировом рынке.

Сумма полученных внешних заимствований с начислен­ными процентами включается в государственный долг страны.

Основными кредиторами России выступают зарубежные развитые страны, международные финансовые организа­ции - Международный валютный фонд (МВФ), Междуна­родный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейс­кий банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Наблюдается такая тенденция: чем хуже экономичес­кое положение в промышленности и сельском хозяйстве, тем больше государство заимствует средств, увеличивая объем государственного долга, растут долговые обязатель­ства в разных формах.

Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превраща­ется в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами.

Государственный долг в разных странах растет различ­ными темпами. Превышение государственного долга над ВВП считается потенциально опасным для устойчивого денеж­ного обращения. Более осторожной оценкой считается со­отношение этих двух показателей как 0,6: 1.

В 1998 г. государственный долг по отношению к ВВП составил: в США - 62%, Германии - 62, во Франции - 59, в Великобритании - 52%.

В России государственный долг оценивается в 60%.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.