Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их характеристика
Финансовая поддержка (тоже финансовая помощь) имеет своей целью оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т. е. дефицитом бюджета). Через федеральный бюджет в России во второй половине 90-х годов перераспределялось 10 - 14% валового внутреннего продукта (по доходной части федерального бюджета). Из-за того, что налоговые поступления не могут обеспечить все расходы отдельных региональных и местных бюджетов, бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях. В соответствии со ст. 44 и 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации может быть осуществлено в следующих формах: ♦ предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации; ♦ предоставление субсидий; ♦ предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов; ♦ предоставление бюджетной ссуды; ♦ иная безвозвратная и безвозмездная передача средств. Финансовая помощь в любой форме подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств. Рассмотрим, что представляет собой каждая из названных форм финансовой помощи. Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субсидия (помощь, поддержка) - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России, а также физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России или юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов. Одним из основных способов передачи средств из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету - отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Перечень и ставки федеральных налогов определяются законодательством России, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы России утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет. Такая форма финансовой помощи существует десятилетия. Эта форма помощи имеет преимущества, одно из которых - единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их более полной мобилизации. Если бюджет территории не имеет достаточных размеров отчислений от налогов в доход бюджета и не имеет возможности сбалансировать бюджет за счет отчислений от налогов, тогда применяются другие формы финансовой помощи (дотация, субсидия, бюджетная ссуда). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|