Здавалка
Главная | Обратная связь

Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня



В систему органов, обладающих бюджетными полномо­чиями, входят финансовые органы, органы финансово-кре­дитного регулирования, органы государственного (муници­пального) финансового контроля. Каждый орган имеет оп­ределенные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

В соответствии со ст. 164 Бюджетного кодекса РФ уча­стниками бюджетного процесса, обладающими бюджетны­ми полномочиями на федеральном уровне, являются:

♦ Президент Российской Федерации;

♦ Государственная Дума Федерального Собрания РФ

♦ Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

♦ Правительство Российской Федерации;

♦ орган, ответственный за составление и исполнений федерального бюджета - Министерство финансов Российской Федерации;

♦ орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета (Федеральное казначейство);

♦ органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

♦ Центральный банк России;

♦ Счетная палата Российской Федерации;

♦ Государственные внебюджетные фонды;

♦ главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

♦ иные органы, на которые законодательством РФ воз­ложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

♦ органы денежно-кредитного регулирования;

♦ органы государственного и муниципального финан­сового контроля.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципаль­ные предприятия - получатели бюджетных средств.

Законодательные (представительные) федеральные органы РФ и представительные органы местного самоуп­равления рассматривают и утверждают законы о бюдже­тах и отчеты об их исполнении, осуществляют последую­щий контроль за исполнением бюджетов.

Органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления составляют проекты бюджета и вносят их на утверждение законодательных органов.

Бюджетные полномочия Банка России состоят в том, что Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Банк России обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации выполняют функции Банка Рос­сии по обслуживанию счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Органы государственного и муниципального финансо­вого контроля проводят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ, осуществляют контроль за исполнени­ем бюджетов.

Законодательные (представительные) органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выпол­нять отдельные функции по исполнению бюджетов (за ис­ключением органов местного самоуправления, совмещаю­щих функции законодательных и исполнительных органов).

Министерство финансов Российской Федерации обла­дает следующими бюджетными полномочиями (в соответ­ствии со ст. 165 БК РФ):

♦ составляет проект федерального бюджета и пред­ставляет его в Правительство Российской Федерации, при­нимает участие в разработке проектов бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов;

♦ по поручению Правительства Российской Федерации представляет сторону государства в договорах о предос­тавлении средств федерального бюджета на возвратной ос­нове и гарантий за счет средств федерального бюджета;

♦ осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

♦ составляет сводную бюджетную роспись федераль­ного бюджета;

♦ разрабатывает прогноз консолидированного бюдже­та Российской Федерации;

♦ разрабатывает по поручению Правительства Россий­ской Федерации Программу государственных внутренних за­имствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регист­рацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

♦ осуществляет по поручению Правительства Россий­ской Федерации сотрудничество с международными финан­совыми организациями;

♦ разрабатывает по поручению Правительства Россий­ской Федерации Программу государственных внешних за­имствований Российской Федерации, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разраба­тывает программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на привлечение иностранных кре­дитов третьими сторонами и определяет порядок предос­тавления таких гарантий;

♦ осуществляет методическое руководство по бухгал­терскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не пре­дусмотрено законодательством Российской Федерации;

♦ принимает в пределах своей компетенции норматив­ные акты;

♦ получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консоли­дированного бюджета Российской Федерации, а также от­чета об исполнении консолидированного бюджета Российс­кой Федерации;

♦ обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюд­жетных кредитов в пределах лимита средств, утвержден­ного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Пра­вительством Российской Федерации;

♦ предоставляет по поручению Правительства Россий­ской Федерации от имени Российской Федерации государ­ственные гарантии субъектам Российской Федерации, му­ниципальным образованиям и юридическим лицам в преде­лах лимита средств, утвержденного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

♦ проводит проверки финансового состояния получа­телей бюджетных средств, в том числе получателей бюд­жетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных га­рантий;

♦ проводит проверки получателей бюджетных инвес­тиций по соблюдению ими условий получения и эффектив­ности использования указанных средств;

♦ регистрирует эмиссии займов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предпри­ятий;

♦ ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

♦ осуществляет в порядке, установленном Правитель­ством Российской Федерации, управление государственным долгом Российской Федерации;

♦ осуществляет иные полномочия, предусмотренные Бюджетным кодексом и иными актами бюджетного законо­дательства, либо возложенные Правительством Российс­кой Федерации;

♦ организует исполнение федерального бюджета, а так­же бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджет­ных соглашений;

♦ исполняет федеральный бюджет в порядке, установ­ленном Бюджетным кодексом;

♦ осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглаше­ний;

♦ осуществляет операции со средствами федерально­го бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Фе­дерации и местных бюджетов в случае заключения соот­ветствующих бюджетных соглашений;

♦ составляет отчет об исполнении федерального бюд­жета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствую­щих бюджетных соглашений;

♦ составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

♦ представляет отчет об исполнении федерального бюд­жета в Правительство Российской Федерации;

♦ устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджет­ной системы Российской Федерации, смет расходов бюд­жетных учреждений, устанавливает формы учета и отчет­ности по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоя­щим Кодексом и Федеральным законом "О бюджетной клас­сификации Российской Федерации";

♦ открывает лицевые счета главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учрежде­ний, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;

♦ обладает правом требовать от главных распорядите­лей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федераль­ного бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств фе­дерального бюджета;

♦ получает от кредитных организаций сведения об опе­рациях с бюджетными средствами и средствами государ­ственных внебюджетных фондов;

♦ направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюд­жета, Банку России и его учреждениям, кредитным орга­низациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и осу­ществляет контроль за их устранением;

♦ приостанавливает операции по лицевым счетам глав­ных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Пра­вительством Российской Федерации;

♦ взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета бюд­жетные средства в размере бюджетных средств, использо­ванных не по целевому назначению;

♦ взыскивает в соответствии с договорами со всех сче­тов получателей бюджетных средств бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, под­лежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, бюджетными кредитами;

♦ налагает на главных распорядителей, распорядите­лей и получателей средств федерального бюджета, кре­дитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством Российской Федерации;

♦ ведет сводный реестр главных распорядителей, рас­порядителей и получателей средств федерального бюдже­та и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федераль­ного бюджета;

♦ осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и другими актами бюджетного зако­нодательства Российской Федерации.

Руководитель Министерства финансов Российской Фе­дерации (министр финансов) имеет исключительное право дать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следующих действий:

♦ утверждение сводной бюджетной росписи федераль­ного бюджета;

♦ утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;

♦ предоставление бюджетных ссуд из средств феде­рального бюджета;

♦ введение режима сокращения расходов федерально­го бюджета при условии недостатка поступлений не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет;

♦ перемещение ассигнований между главными распо­рядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами функциональной и экономической классифи­кации расходов бюджетов Российской Федерации в преде­лах 10% утвержденных расходов.

14.3. Перспективный финансовый план - его цель и содержание

Перспективный финансовый план составляется на ос­нове среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны.

Перспективный финансовый план - документ, харак­теризующий направления деятельности по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципаль­ных заимствований (кредитов) и финансированию основных расходов бюджета.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Перспективный финансовый план разраба­тывается в целях:

♦ информирования законодательных (представитель­ных) органов о среднесрочных тенденциях развития эконо­мики и социальной сферы;

♦ комплексного прогнозирования финансовых послед­ствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

♦ выявления необходимости и возможности осуществ­ления в перспективе мер в области финансовой политики;

♦ отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых:

♦ первый год - это год, на который составляется бюд­жет;

♦ следующие два года - плановый период, на протя­жении которого прослеживаются реальные результаты за­явленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного фи­нансового плана является бюджет на текущий год. Перс­пективный финансовый план может ежегодно корректиро­ваться с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, при этом плановый период сдви­гается на один год вперед.

Составляется перспективный финансовый план по ук­рупненным показателям бюджетной классификации.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой ба­ланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствую­щих субъектов на определенной территории.

Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического раз­вития территории и является основой для составления про­екта бюджета.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.