Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы финансово-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет определенные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. В соответствии со ст. 164 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: ♦ Президент Российской Федерации; ♦ Государственная Дума Федерального Собрания РФ ♦ Совет Федерации Федерального Собрания РФ; ♦ Правительство Российской Федерации; ♦ орган, ответственный за составление и исполнений федерального бюджета - Министерство финансов Российской Федерации; ♦ орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета (Федеральное казначейство); ♦ органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; ♦ Центральный банк России; ♦ Счетная палата Российской Федерации; ♦ Государственные внебюджетные фонды; ♦ главные распорядители и распорядители бюджетных средств; ♦ иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; ♦ органы денежно-кредитного регулирования; ♦ органы государственного и муниципального финансового контроля. Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия - получатели бюджетных средств. Законодательные (представительные) федеральные органы РФ и представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают законы о бюджетах и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов. Органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления составляют проекты бюджета и вносят их на утверждение законодательных органов. Бюджетные полномочия Банка России состоят в том, что Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Банк России обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ. Кредитные организации выполняют функции Банка России по обслуживанию счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций. Органы государственного и муниципального финансового контроля проводят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ, осуществляют контроль за исполнением бюджетов. Законодательные (представительные) органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов). Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями (в соответствии со ст. 165 БК РФ): ♦ составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; ♦ по поручению Правительства Российской Федерации представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета; ♦ осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета; ♦ составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; ♦ разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации; ♦ разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации Программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг; ♦ осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями; ♦ разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий; ♦ осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; ♦ принимает в пределах своей компетенции нормативные акты; ♦ получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации; ♦ обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; ♦ предоставляет по поручению Правительства Российской Федерации от имени Российской Федерации государственные гарантии субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; ♦ проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий; ♦ проводит проверки получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности использования указанных средств; ♦ регистрирует эмиссии займов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий; ♦ ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации; ♦ осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, управление государственным долгом Российской Федерации; ♦ осуществляет иные полномочия, предусмотренные Бюджетным кодексом и иными актами бюджетного законодательства, либо возложенные Правительством Российской Федерации; ♦ организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений; ♦ исполняет федеральный бюджет в порядке, установленном Бюджетным кодексом; ♦ осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений; ♦ осуществляет операции со средствами федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений; ♦ составляет отчет об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений; ♦ составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации; ♦ представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство Российской Федерации; ♦ устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации"; ♦ открывает лицевые счета главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств; ♦ обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств федерального бюджета; ♦ получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов; ♦ направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, Банку России и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и осуществляет контроль за их устранением; ♦ приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; ♦ взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета бюджетные средства в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению; ♦ взыскивает в соответствии с договорами со всех счетов получателей бюджетных средств бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, бюджетными кредитами; ♦ налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством Российской Федерации; ♦ ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета; ♦ осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и другими актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Руководитель Министерства финансов Российской Федерации (министр финансов) имеет исключительное право дать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следующих действий: ♦ утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; ♦ утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета; ♦ предоставление бюджетных ссуд из средств федерального бюджета; ♦ введение режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка поступлений не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; ♦ перемещение ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10% утвержденных расходов. 14.3. Перспективный финансовый план - его цель и содержание Перспективный финансовый план составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны. Перспективный финансовый план - документ, характеризующий направления деятельности по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований (кредитов) и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Перспективный финансовый план разрабатывается в целях: ♦ информирования законодательных (представительных) органов о среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы; ♦ комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; ♦ выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; ♦ отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых: ♦ первый год - это год, на который составляется бюджет; ♦ следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год. Перспективный финансовый план может ежегодно корректироваться с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Составляется перспективный финансовый план по укрупненным показателям бюджетной классификации. Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития территории и является основой для составления проекта бюджета. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|