Дилемма жизненного пути.
«Жизнь прожить - не поле перейти (не лапти сплесть, не море переплыть)», — говорит народная мудрость. И это, во-первых, можно понять, как обычное, «не лишнее» указание на особую сложность и трудность задачи построения жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий. Но здесь есть, во-вторых, также и еще один оттенок мысли: схемы обдумывания и оценки отдельных действий, деяний, имеющих вполне определенные цели, совсем не годятся для обдумывания жизни человека как целого. Здесь нужно отстроиться от привычных «технологических» шаблонов думанья, делания и важно принять какой-то иной образ мыслей и действий. Пословица как бы говорит: «Здесь совсем не так!». Поясним подробнее всплывающие на подступах к тематике профессионального жизненного пути вопросы (заметим, не всегда приятные). При планировании частных (пусть и непростых, но вполне конкретных) действий и их последовательностей, связанных с вполне определенными полезными и привлекательными целями (образами желаемого будущего), вполне естественно стремиться сокращать пути их осуществления, ускорять ход событий, вводить разного рода скоростные технологии и пр.: «лапти сплесть» - чем скорее, тем лучше; космический корабль построить, решить дифференциальное уравнение, выпустить в свет книгу и пр. - чем скорее, тем лучше. Но подобное отношение к делу бессмысленно распространять на такую целостность как жизненный путь человека; здесь мы пришли бы к бессмыслице, к аб сурду: побыстрее «проскочить» все фазы, этапы жизненного пути? Чтобы прийти к чему? К старости и... естественному печальному финалу? «Безумно живому о смерти думать», - говорит народная мудрость по этому поводу, приглашая нас отстроиться от тех стереотипов мысли, которые, казалось бы, совершенно обязательны при обдумывании любого дела (представить во всех деталях его конец и быстрее осуществить).. Значит, жизненный «путь» - это некоторое иносказание, метафора, а отнюдь не безусловная категоризация предмета обсуждения. И надо условиться о специальном интересующем нас значении обсуждаемого слова (либо, если вам угодно, придумать новое слово и определить его). Что касается «пути» в прямом, обыденном смысле слова, то, как все согласятся, обычно путь уместно преодолеть и прийти к концу как цели. Но в отношении так называемого «жизненного пути» или «профессионального жизненного пути» все обстоит иначе. В последнее время наблюдаются попытки «отмыть» и применить в контексте проблематики профессионального самоопределения термин «карьера», который в русскоязычном сознании связан, в частности, с представлением о пути к видному общественному положению; а слово «карьерист» означает и вовсе нечто неодобрительное - честолюбец, ориентированный не на предметную область, дело, а на личное продвижение по лабиринтам служебной иерархии. Слова, разумеется, не виноваты, но с их привычным смыслом приходится считаться. Надеемся, понятно, что «верх», «вершина» в профессиональном развитии это вовсе не обязательно и не везде есть занятие «начальствующих должностей». Это может быть прежде всего освоение вершин мастерства: Страдивари вошел в историю как скрипичный мастер, а не как должностное лицо; а многих лиц пусть с весьма «высоким» общественным положением человечество не помнит или помнит только потому, что они мешали или помогали мастерам своего дела (ситуация «Моцарт - Сальери»). Мы далее будем исходить из предположения, что профессиональный жизненный путь - это прежде всего путь не по «должностям» и «постам», а по ступеням мастерства и видам деятельности, различаемым не по параметру «верх - низ», а по предметной области приложения сил и характеру создаваемых результатов, полезных для общества. В дальнейшем постараемся избегать термина «карьера» в связи с его очень узким значением. Возвращаемся к прерванной мысли о жизненном пути как целостности и специфической ценности. Да, ребенок стремится и мечтает стать взрослым, подросток рвется к взрослости, часто стараясь в меру своего разумения продемонстрировать окружающим, что он уже не маленький (смотрите, дескать, я и курю уже, и ругаюсь, и нарушаю порядок - все как большой). Крылатая поэтическая формула «И жить торопится, и чувствовать спешит» правдиво характеризует достаточно типичную черту сознания человека в молодости. Пытливый душевед и выдающийся педагог А.С. Макаренко справедливо отмечал, что «завтрашняя радость» - важный двигатель человеческого поведения. Все это так, но из сказанного не следует, что педагог как руководитель развития подрастающего человека может относиться к юности, подростничеству, детству только как к подготовке к некоей «жизни», которая для ребенка еще-де не наступила, а только еще грядет. Мы не случайно выше употребляли выражение «подготовка к будущей жизни», а не просто «к жизни», ибо детство - это в такой же мере жизнь, как и взрослость, зрелость. Каждый шаг жизненного пути, каждый день и час - это и есть самая настоящая и единственная, неповторимая жизнь «вот этого» развивающегося человека любого возраста, того и другого пола. «Прожитое, что пролитое: не воротишь», - метко замечает пословица. И беда, если по вине педагога, организатора она будет наполнена одним только унылым ожиданием будущего: «светлого», «профессионального», «заслуженного отдыха (пенсии)» и пр. Жизнь человека может и должна быть наполнена всем спектром переживаний, сообразных возрасту, фактору пола, общечеловеческим ценностям. «Всякому свое время», «Молодо-зелено - погулять велено», «Молодой на битву - старый на думу», «Молодость не грех, и старость не смех», - замечает на разные лады народная мудрость; и «заповеди» такого рода (идут ли они от народа или от научной этики, от теории, от «мыслителей») надо понимать не как ограничения или предписания, но и как требование внимательного отношения к возрастно-половому и, следовательно, индивидуальному своеобразию человека как объекта педагогического (и любого иного) руководства. Могут сказать, что ведь общепринятыми являются идеи, формулы, что дошкольное воспитание готовит ребенка к школе, что школа готовит «к жизни» и т.д. Да, и мы далее тоже будем употреблять эти привычные языковые штампы. Но призываем помнить, что хотя сам развивающийся человек может быть ориентирован преимущественно на свое будущее, педагог (и это его профессиональный ход мысли и долг) должен понимать, что «жизнь человека» это не только то целое, которое только еще должно состояться в будущем времени, но и каждое «вот это» мгновение данного целого в настоящем. Человека того и другого пола в каждый период жизни характеризуют разные и многие цели, задачи, которые он перед собой ставит (или внутренне принимает задачи и цели кем-то подсказанные, предложенные). Дошкольнику в какой-то момент его жизни важно рассмотреть жука или проверить, пробьет ли пуля, найденная в земле, крышу автомобиля, если эту пулю сбросить на него с балкона (...«если это пуля, то она ведь пробивает железо...»). Девочке-подростку важно тщательно изучить свое лицо и в зеркале, и на фотографии (и не зная, что существует закономерная асимметрия тела, она до слез огорчена: «...у меня лицо кривое!»). Миллионы таких жизненных событий приходится человеку прожить, пережить в ходе психического развития. Во всем мощном потоке событий жизни свое место занимают и явления становления человека как субъекта труда, профессионального самоопределения. И хорошо если рядом есть мудрый педагог, советчик. Одно предостережение: идея ценности каждого момента жизни не должна восприниматься как альтернатива волевой целеустремленности на будущее, как некий культ «размагниченности» в противовес призыву к борьбе со злом за лучшее будущее. Но и сама борьба в таком случае должна восприниматься как нормальная и в чем-то привлекательная жизнь («Есть упоение в бою», - глубоко подметил поэт). Для педагога общеобразовательной школы, озабоченного вопросами профессионального будущего своих питомцев, наиболее «горячим» возрастом их является старший школьный (ранняя юность). Но важно помнить, что формирование человека как субъекта труда - это процесс многолетний. Он начинается в дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь; и его важно осмысливать как целостность, как систему. Неизбежно, что уже состоявшиеся части этой системы, разворачивающейся во времени, влияют на- то, какой она станет в целом. Но и представление об этой системе, которая состоится в будущем, определяет осмысление отдельных ее составляющих, этапов развития. Чтобы педагогическое руководство профессиональным самоопределением было правильно ориентировано, мы должны в дальнейшем не только сосредоточиться на старшем школьном возрасте и его проблемах (это во многом относится к программе курса возрастной психологии, который вам важно хорошо освоить, но который мы здесь не будем дублировать), но и рассмотреть (хотя бы контурно) многие общие вопросы развития и функционирования человека как субъекта труда. Далее мы по необходимости (и без дополнительных оговорок о только что сказанном в этом разделе) сосредоточимся на вопросах развития человека как потенциального субъекта труда, будущего профессионала. Но это, предпринимается не для того, чтобы было забыто или обесценено все остальное, что характеризует психическое развитие человека, а для того, что- бы будущий педагог дифференцированно видел это развитие, разбирался в нем и хорошо узнавал в его потоке также и аспект профессионального самоопределения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|