Здавалка
Главная | Обратная связь

Дилемма жизненного пути.



«Жизнь прожить - не поле перейти (не лапти сплесть, не море переплыть)», — говорит народная мудрость. И это, во-первых, можно понять, как обыч­ное, «не лишнее» указание на особую сложность и трудность задачи построения жизненного пути, непол­ную предсказуемость возможных событий.

Но здесь есть, во-вторых, также и еще один оттенок мысли: схемы обдумывания и оценки отдельных дей­ствий, деяний, имеющих вполне определенные цели, совсем не годятся для обдумывания жизни человека как целого. Здесь нужно отстроиться от привычных «технологических» шаблонов думанья, делания и важ­но принять какой-то иной образ мыслей и действий. Пословица как бы говорит: «Здесь совсем не так!».

Поясним подробнее всплывающие на подступах к тематике профессионального жизненного пути вопро­сы (заметим, не всегда приятные).

При планировании частных (пусть и непростых, но вполне конкретных) действий и их последовательнос­тей, связанных с вполне определенными полезными и привлекательными целями (образами желаемого бу­дущего), вполне естественно стремиться сокращать пути их осуществления, ускорять ход событий, вво­дить разного рода скоростные технологии и пр.: «лап­ти сплесть» - чем скорее, тем лучше; космический корабль построить, решить дифференциальное урав­нение, выпустить в свет книгу и пр. - чем скорее, тем лучше.

Но подобное отношение к делу бессмысленно рас­пространять на такую целостность как жизненный путь человека; здесь мы пришли бы к бессмыслице, к аб сурду: побыстрее «проскочить» все фазы, этапы жиз­ненного пути? Чтобы прийти к чему? К старости и... естественному печальному финалу? «Безумно живо­му о смерти думать», - говорит народная мудрость по этому поводу, приглашая нас отстроиться от тех сте­реотипов мысли, которые, казалось бы, совершенно обязательны при обдумывании любого дела (предста­вить во всех деталях его конец и быстрее осуществить).. Значит, жизненный «путь» - это некоторое ино­сказание, метафора, а отнюдь не безусловная катего­ризация предмета обсуждения. И надо условиться о специальном интересующем нас значении обсуждае­мого слова (либо, если вам угодно, придумать новое слово и определить его). Что касается «пути» в пря­мом, обыденном смысле слова, то, как все согласятся, обычно путь уместно преодолеть и прийти к концу как цели. Но в отношении так называемого «жизнен­ного пути» или «профессионального жизненного пути» все обстоит иначе.

В последнее время наблюдаются попытки «отмыть» и применить в контексте проблематики профессиональ­ного самоопределения термин «карьера», который в русскоязычном сознании связан, в частности, с пред­ставлением о пути к видному общественному положе­нию; а слово «карьерист» означает и вовсе нечто не­одобрительное - честолюбец, ориентированный не на предметную область, дело, а на личное продвижение по лабиринтам служебной иерархии. Слова, разумеет­ся, не виноваты, но с их привычным смыслом прихо­дится считаться.

Надеемся, понятно, что «верх», «вершина» в про­фессиональном развитии это вовсе не обязательно и не везде есть занятие «начальствующих должностей».

Это может быть прежде всего освоение вершин мас­терства: Страдивари вошел в историю как скрипич­ный мастер, а не как должностное лицо; а многих лиц пусть с весьма «высоким» общественным положени­ем человечество не помнит или помнит только пото­му, что они мешали или помогали мастерам своего дела (ситуация «Моцарт - Сальери»). Мы далее будем исходить из предположения, что профессиональный жизненный путь - это прежде всего путь не по «до­лжностям» и «постам», а по ступеням мастерства и видам деятельности, различаемым не по параметру «верх - низ», а по предметной области приложения сил и характеру создаваемых результатов, полезных для общества. В дальнейшем постараемся избегать термина «карьера» в связи с его очень узким значени­ем.

Возвращаемся к прерванной мысли о жизненном пути как целостности и специфической ценности.

Да, ребенок стремится и мечтает стать взрослым, подросток рвется к взрослости, часто стараясь в меру своего разумения продемонстрировать окружающим, что он уже не маленький (смотрите, дескать, я и курю уже, и ругаюсь, и нарушаю порядок - все как боль­шой). Крылатая поэтическая формула «И жить торо­пится, и чувствовать спешит» правдиво характеризу­ет достаточно типичную черту сознания человека в молодости. Пытливый душевед и выдающийся педа­гог А.С. Макаренко справедливо отмечал, что «за­втрашняя радость» - важный двигатель человеческо­го поведения.

Все это так, но из сказанного не следует, что педа­гог как руководитель развития подрастающего чело­века может относиться к юности, подростничеству, детству только как к подготовке к некоей «жизни», которая для ребенка еще-де не наступила, а только еще грядет.

Мы не случайно выше употребляли выражение «под­готовка к будущей жизни», а не просто «к жизни», ибо детство - это в такой же мере жизнь, как и взрос­лость, зрелость.

Каждый шаг жизненного пути, каждый день и час - это и есть самая настоящая и единственная, непов­торимая жизнь «вот этого» развивающегося человека любого возраста, того и другого пола. «Прожитое, что пролитое: не воротишь», - метко замечает пословица. И беда, если по вине педагога, организатора она будет наполнена одним только унылым ожиданием будуще­го: «светлого», «профессионального», «заслуженного отдыха (пенсии)» и пр.

Жизнь человека может и должна быть наполнена всем спектром переживаний, сообразных возрасту, фактору пола, общечеловеческим ценностям. «Всяко­му свое время», «Молодо-зелено - погулять велено», «Молодой на битву - старый на думу», «Молодость не грех, и старость не смех», - замечает на разные лады народная мудрость; и «заповеди» такого рода (идут ли они от народа или от научной этики, от теории, от «мыслителей») надо понимать не как ограничения или предписания, но и как требование внимательного от­ношения к возрастно-половому и, следовательно, ин­дивидуальному своеобразию человека как объекта пе­дагогического (и любого иного) руководства.

Могут сказать, что ведь общепринятыми являются идеи, формулы, что дошкольное воспитание готовит ребенка к школе, что школа готовит «к жизни» и т.д. Да, и мы далее тоже будем употреблять эти привычные языковые штампы. Но призываем помнить, что хотя сам развивающийся человек может быть ориен­тирован преимущественно на свое будущее, педагог (и это его профессиональный ход мысли и долг) должен понимать, что «жизнь человека» это не только то це­лое, которое только еще должно состояться в будущем времени, но и каждое «вот это» мгновение данного целого в настоящем.

Человека того и другого пола в каждый период жиз­ни характеризуют разные и многие цели, задачи, ко­торые он перед собой ставит (или внутренне принима­ет задачи и цели кем-то подсказанные, предложенные). Дошкольнику в какой-то момент его жизни важно рас­смотреть жука или проверить, пробьет ли пуля, най­денная в земле, крышу автомобиля, если эту пулю сбросить на него с балкона (...«если это пуля, то она ведь пробивает железо...»). Девочке-подростку важно тщательно изучить свое лицо и в зеркале, и на фото­графии (и не зная, что существует закономерная асим­метрия тела, она до слез огорчена: «...у меня лицо кривое!»). Миллионы таких жизненных событий при­ходится человеку прожить, пережить в ходе психи­ческого развития.

Во всем мощном потоке событий жизни свое место занимают и явления становления человека как субъ­екта труда, профессионального самоопределения. И хорошо если рядом есть мудрый педагог, советчик.

Одно предостережение: идея ценности каждого мо­мента жизни не должна восприниматься как альтер­натива волевой целеустремленности на будущее, как некий культ «размагниченности» в противовес при­зыву к борьбе со злом за лучшее будущее. Но и сама борьба в таком случае должна восприниматься как нормальная и в чем-то привлекательная жизнь («Есть упоение в бою», - глубоко подметил поэт).

Для педагога общеобразовательной школы, озабо­ченного вопросами профессионального будущего сво­их питомцев, наиболее «горячим» возрастом их явля­ется старший школьный (ранняя юность). Но важно помнить, что формирование человека как субъекта труда - это процесс многолетний. Он начинается в дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь; и его важно осмысливать как целостность, как систему. Неизбежно, что уже состоявшиеся части этой систе­мы, разворачивающейся во времени, влияют на- то, какой она станет в целом. Но и представление об этой системе, которая состоится в будущем, определяет ос­мысление отдельных ее составляющих, этапов разви­тия.

Чтобы педагогическое руководство профессиональ­ным самоопределением было правильно ориентирова­но, мы должны в дальнейшем не только сосредоточить­ся на старшем школьном возрасте и его проблемах (это во многом относится к программе курса возраст­ной психологии, который вам важно хорошо освоить, но который мы здесь не будем дублировать), но и рас­смотреть (хотя бы контурно) многие общие вопросы развития и функционирования человека как субъекта труда.

Далее мы по необходимости (и без дополнительных оговорок о только что сказанном в этом разделе) со­средоточимся на вопросах развития человека как по­тенциального субъекта труда, будущего профессиона­ла. Но это, предпринимается не для того, чтобы было забыто или обесценено все остальное, что характери­зует психическое развитие человека, а для того, что- бы будущий педагог дифференцированно видел это развитие, разбирался в нем и хорошо узнавал в его потоке также и аспект профессионального самоопре­деления.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.