Самоопределение и «психологический портрет» человека в общественном сознании.
Как бы мы ни понимали слово «самоопределение» (например, как возможное бесконечное развитие, или как поиск, уточнение «пределов», границ своему или чьему-то развитию, как карабканье карьериста по ступеням должностной иерархии или еще как-то иначе), в любом случае возникает вопрос: а сообразно чему должно происходить «самоопределение»? Ведь даже если человек стряпает ватрушку или ладит скворечник, он заранее мысленно представляет, какие возможны варианты его изделия и каким оно должно стать, как выглядеть. Вопрос о мысленной модели, образце результата деятельности, активности сильно обостряется, если речь идет о таких уникальных и многократно не воспроизводимых «изделиях», как личность, профессионализм, профессиональный жизненный путь человека. Не случайно тут говорят и о судьбе, и о роке, то есть о чем-то, требующем очень серьезного отношения. Если вы окинете мысленным взором область фольклора, истории литературы, искусства, философии, то непременно заметите, что здесь ставится огромное множество самых разнообразных вопросов соответствующего рода («Что такое человек?», «Каким должен быть человек в молодости?», «Что уместно в преклонном возрасте?», «Какой должна быть девушка?», «Каким должен быть юноша?» и др.) и предлагаются те или иные варианты ответов на них. Не рискуя сильно ошибиться, можно утверждать, что центральные вопросы народной мудрости, литературы и искусства - это человек и его судьба. Нетрудно заметить, что при этом в интеллектуальный «оборот» вовлекаются также достижения науки и техники: то начинают человека мыслить по аналогии с паровой машиной, то - с компьютером, то по аналогии с муравейником (как саморегулирующейся системой) или просто - с каким-то изученным и «понятным» животным организмом. Существует огромное множество вариантов понимания человека. Выделим наиболее типичные и «живучие» (то и дело воспроизводящиеся в разном, иногда обновляющемся терминологическом одеянии): 1. Физикалистский вариант. Человек состоит из атомов, молекул. Это сложное физическое тело. Его жизнь, движение характеризуются физико-химическими процессами. Кроме этого в мире ничего и нет. Телесные процессы можно корректно изучать, измерять, подсчитывать. Все остальное - пустые слова, не заслуживающие внимания науки. Чтобы с человеком происходило то, что нужно, надо создавать соответствующие ограничители (ограждения, поручни, защитные кожухи) и направляющие устройства (сигналы, указатели, открытые ходы, двери).
3. Социологизаторский вариант. Не так уж важно, что человек является природным существом. От этого можно отвлечься, поскольку все самое важное в его поведении, образе мыслей, побуждениях, жизненных целях зависит от того, к какой общественной группе он принадлежит (что от него здесь ждут, на кого считается приличным походить и пр.) и от тех писаных и неписаных законов, норм, которые в этой группе сформировались как регуляторы поведения, хода мыслей, принятия решений. Человек силен связью с сообществом. / 4. Мистический вариант. Душа «...нетленьна... тело же тленьное»; душа «в горную высоть текущи, тело же тяжько и низько и на земли валяяся...» (из древнерусских рукописей). Телесное существование человека временно, преходяще. Но у человека есть душа, которая бессмертна. Это существо духовное; ему могут быть свойственны высокие порывы, самоотверженность, бескорыстное служение высокой идее, способность пострадать во имя нее, презрев даже смерть («смертию смерть поправ...»).
Неосознанными до поры до времени могут быть и те особенности человека, которые относительно жестко, более или менее однозначно обусловлены телесностью, «природой» (например, органические влечения: к новизне, к пище, к противоположному полу, к двигательной активности - «мышечной радости» и пр.), и самые возвышенные, явно социально обусловленные (например, свое положительное отношение к коллективу класса ученик впервые ясно осознал, когда его «не взяли» на уборку картошки в шефствующем сельскохозяйственном предприятии, куда все одноклассники поехали, а его, полагая заболевшим, «гуманно» оставили дома; он пустился за ними за много километров и пешком и на «попутках»... а под конец его каким-то образом подобрали и, посочувствовав, подбросили на своем транспорте местные пожарники). * * Мы не намерены обесценивать какой-либо из кратко охарактеризованных выше подходов к пониманию человека как целого. Каждый их них как бы приоткрывает те или иные важные стороны обобщенного «психологического портрета» человека. Вполне естественно, что время от времени находится горячий приверженец того или иного отдельно взятого подхода, о котором можно бы сказать словами Н.В. Гоголя: «... и все, чего он не видит сам, то для него ложь» («Светлое воскресенье»). Присоединимся к тому подходу, который вбирает в себя все то невымышленное знание о человеке, которое накоплено общим ходом культурного развития человечества. Этот (комплексный, научно-психологический) подход в обозримом виде представлен на схеме 1. Внешний прямоугольник как бы очерчивает всю область явлений психики. Этому соответствует на схеме поле скобок. Часть психических явлений могут так или иначе осознаваться человеком (этому соответствует горизонтально вытянутый прямоугольник, расположенный на поле скобок и частично перекрывающий его - как бы «высвечивающий» какие-то его части). Парадокс состоит в том, что человек нередко думает, что уж о самом-то себе он знает «все», тогда как на самом деле в ясном сознании в каждый данный момент удерживается обычно порядка полдюжины объектов; кроме того многие представления человека о себе бывают неточными, мифологичными; а область неведомого («бессознательного»), по-видимому, очень обширна. Вся эта область на схеме, обозначающая разнообразные явления психики, делится вертикальными столбцами на три части; столбцы соответствуют крупным группам свойств человека как субъекта деятельности, активности (они обозначены в головках столбцов схемы); то, что горизонтальные зоны (соответствующие сознаваемому и бессознательному) пересекают все три столбца, означает, что осознанными или неосознанными могут быть любые группы свойств субъекта. Одни могут быть осознаны относительно легко, другие - с трудом, а иные оказываются эмоционально вытолкнутыми, «вытесненными» из сознания и как бы «не допускаются» в него - человек, что называется, «знать не хочет» о чем-то (например, о своих неуспехах, недостатках, недостаточно развитых способностях; в результате он может видеть причину своих неудач не в себе, а в других - «помешали» и пр.) вернемся к самой по себе схеме как средству обозримого отображения психики человека как субъекта деятельности. Эта схема напоминает о том, что среди явлений психической реальности полезно различать те, которые характеризуются преимущественной природной обусловленностью, и те, которые определяются в основном Макро- и микросоциальными условиями жизненного развития человека. Среди социально обусловленных особенностей субъекта деятельности можно, в свою очередь, различать, с одной стороны, такие, которые характеризуют его наличное состояние, «потенциал», психологический «багаж» (обретенную умелость, развитые к данному времени способности, подготовленность), а с другой - такие, которые характеризуют его как личность, к чему-то устремленную и как-то относящуюся к разным проявлениям мира (включая и людей, и самого себя как реальность). Для обозначения этих двух последних различений иногда употребляют слова «психическое» и «духовное». Если такое словоупотребление вам понятно и удобно (не сбивает с толку, не уводит в область противоречий и туманных ассоциаций), можете к нему прибегнуть. В дальнейшем тексте мы этим терминологическим противопоставлением пользоваться не будем.
Схема 1. Общее «психологическое устройство» человека как субъекта активности (пояснения в тексте)
Итак, приведенная схема еще раз наглядно напоминает, что человек далеко не все сущее осознает. Многое и в окрестном мире, и в себе самом как организме и субъекте деятельности остается ему неведомым (как бы для него не существует - «глаз не видит сам себя»). Это касается, напоминаем, очень разнообразных явлений психики самого субъекта - может не осознаваться и функция сенсорного звена зрительной системы, и то, что он «излишне любит сладкое» или то, что он «торопыга», и отношение к отечеству (о своем патриотизме подросток может впервые задуматься и узнать, когда его вдруг невольно захлестнет волна жгучей радости или горечи, соответственно, при выигрыше или проигрыше «нашей сборной по хоккею» и т.п.). Точно так же человек может не знать (не думать, жить так, как будто «этого нет») и о своих многих личных качествах - подросток с интересом, удивлением и удовольствием впервые узнает, скажем, о себе от учителя, что он (ученик) - хороший «выдумщик» или «мастеровой», или «любит возиться с малышами», и пр. Впрочем, и взрослый человек многое не осознает и не все осознает правильно, что касается его психологических, личностных, субъектных качеств. Одним словом, области сознаваемого и несознаваемого, сознательного и бессознательного находятся в постоянной динамике, границы их изменчивы, текучи, и это есть повседневный жизненный факт. Разумеется, общим устройством «психологического портрета» человека нельзя удовлетвориться, когда приходится решать конкретные задачи педагогического руководства профессиональным самоопределением. Но все же приведенная схема, полагаем, имеет определенное полезное общеориентирующее значение. Что же касается детального наполнения этой схемы, то вся система образования молодежи как раз и строится так, чтобы готовить подрастающие поколения как дееспособное пополнение взрослого поколения. Ответы на вечные вопросы педагогики - «Для чего учить?», «Чему учить?», «Кого учить?», «Как учить?» - вы должны вычерпать из всей системы вашей профессиональной подготовки (включая и самообразовательную активность). Задания, упражнения, вопросы для обдумывания к главе 1 1.Среди знакомых людей выберите хотя бы двух профессионалов, существенно различающихся по предметной области труда (например, растениевод и бухгалтер; слесарь-ремонтник и продавец; художник-оформитель и программист и т.п.) и постарайтесь в индивидуальных беседах выяснить, ради чего они готовы тратить время и силы у себя на работе. Сделайте письменное заключение о сходстве и различиях в полученных сведениях о разнотипных профессионалах. 2. Ниже приведены тексты, характеризующие разные позиции студентов педвуза относительно профори-ентационной работы со школьниками. Какие из них больше соответствуют идее равного уважения к разным видам труда? а) «Я буду учить детей физике - самой приличной б) «И как преподаватель, и как классный руково в) «Многие инженерные специальности требуют уме г) «Мой предмет - география - имеет очень боль 3. Попробуйте наполнить схему 1 более детальным содержанием (перечертите ее на более крупный лист; если прямоугольные формы вам неприятны, сделайте ее округлой). Например, где бы на этой схеме вы разместили свойства темперамента, образное или логическое мышление? Где расположите звуковысотный музыкальный слух, а где «любовь ко всему живому», свойственную, например, биологу? 4. У детей какого возраста, по вашему мнению, уместно формировать представления о труде взрослых? ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|