Здавалка
Главная | Обратная связь

Самоопределение и «психологический портрет» человека в общественном сознании.



Как бы мы ни понимали слово «самоопределение» (например, как возможное бесконечное развитие, или как поиск, уточнение «пределов», границ своему или чьему-то развитию, как карабканье карьериста по сту­пеням должностной иерархии или еще как-то иначе), в любом случае возникает вопрос: а сообразно чему должно происходить «самоопределение»? Ведь даже если человек стряпает ватрушку или ладит сквореч­ник, он заранее мысленно представляет, какие воз­можны варианты его изделия и каким оно должно стать, как выглядеть.

Вопрос о мысленной модели, образце результата де­ятельности, активности сильно обостряется, если речь идет о таких уникальных и многократно не воспроиз­водимых «изделиях», как личность, профессионализм, профессиональный жизненный путь человека. Не слу­чайно тут говорят и о судьбе, и о роке, то есть о чем-то, требующем очень серьезного отношения.

Если вы окинете мысленным взором область фоль­клора, истории литературы, искусства, философии, то непременно заметите, что здесь ставится огромное мно­жество самых разнообразных вопросов соответствую­щего рода («Что такое человек?», «Каким должен быть человек в молодости?», «Что уместно в преклонном возрасте?», «Какой должна быть девушка?», «Каким должен быть юноша?» и др.) и предлагаются те или иные варианты ответов на них. Не рискуя сильно оши­биться, можно утверждать, что центральные вопросы народной мудрости, литературы и искусства - это че­ловек и его судьба.

Нетрудно заметить, что при этом в интеллектуаль­ный «оборот» вовлекаются также достижения науки и техники: то начинают человека мыслить по анало­гии с паровой машиной, то - с компьютером, то по аналогии с муравейником (как саморегулирующейся системой) или просто - с каким-то изученным и «по­нятным» животным организмом.

Существует огромное множество вариантов пони­мания человека. Выделим наиболее типичные и «жи­вучие» (то и дело воспроизводящиеся в разном, иног­да обновляющемся терминологическом одеянии):

1. Физикалистский вариант. Человек состоит из атомов, молекул. Это сложное физическое тело. Его жизнь, движение характеризуются физико-химичес­кими процессами. Кроме этого в мире ничего и нет. Телесные процессы можно корректно изучать, изме­рять, подсчитывать. Все остальное - пустые слова, не заслуживающие внимания науки. Чтобы с человеком происходило то, что нужно, надо создавать соответ­ствующие ограничители (ограждения, поручни, защит­ные кожухи) и направляющие устройства (сигналы, указатели, открытые ходы, двери).

  1. Биологизаторский вариант. Человек - это жи­вой организм. Да, у него есть побуждения, мысли, по­ведение в среде; и все это определяется биохимичес­кими, биофизическими процессами в организме. Впрыснул ему кофеин - он повеселел... Если нет орга­низма с его процесссами, нет и побуждений, и пр., и не о чем далее говорить. Человеческое сообщество, как система, устроено по типу популяций живых существ (разве что чуть похуже упорядочено). Выживает силь­нейший.

3. Социологизаторский вариант. Не так уж важно, что человек является природным существом. От этого можно отвлечься, поскольку все самое важное в его поведении, образе мыслей, побуждениях, жизненных целях зависит от того, к какой общественной группе он принадлежит (что от него здесь ждут, на кого счи­тается приличным походить и пр.) и от тех писаных и неписаных законов, норм, которые в этой группе сфор­мировались как регуляторы поведения, хода мыслей, принятия решений. Человек силен связью с сообщес­твом. /

4. Мистический вариант. Душа «...нетленьна... тело же тленьное»; душа «в горную высоть текущи, тело же тяжько и низько и на земли валяяся...» (из древнерусских рукописей). Телесное существование человека временно, преходяще. Но у человека есть душа, которая бессмертна. Это существо духовное; ему могут быть свойственны высокие порывы, самоотвер­женность, бескорыстное служение высокой идее, спо­собность пострадать во имя нее, презрев даже смерть («смертию смерть поправ...»).

  1. Парциалъно-психологизаторский вариант. Чело­век - высшее из земных животных существ. Для ори­ентировки и выживания в сложной, в частности, со­циальной среде у этого существа (в ходе филогенеза и онтогенеза) развиваются органы и системы как для отображения этой среды, так и для подходящего пове­дения в ней. У человека есть такие реальности, как ощущения, восприятия, память, мышление, вообра жение, внимание, самосознание (в частности, «образ Я»), характер, темперамент, способности, направлен­ность личности, опыт, привычки, навыки и другие автоматизмы (стереотипы) сознания, поведения.Человек что-то осознает (относительно мира и, в час­тности, самого себя как части этого мира), а что-то остается вне поля его ясного сознания, составляя об­ласть так называемого бессознательного - скажем, ока­завшись в ситуации дележа каких-то ресурсов, чело­век впервые с удивлением узнает о самом себе, что он, оказывается, «скряга», «жадный» - до сих пор это как бы находилось в зоне «бессознательного» в том смысле, что он об этой своей черте характера не подо­зревал, не думал.
  2. Комплексный (психологический) вариант. Да, верно, что человек это нечто большее, чем просто жи­вой организм (так же как дом есть нечто большее, чем множество составляющих его бревен или камней). И человеку свойственны многочисленные и разнообраз­ные явления внутреннего - душевного - мира, вклю­чая и представления о желаемом будущем, идеалы, твердые взгляды на мир вопреки наличной ситуации; человек не обязательно уходит от опасности; он мо­жет жить не для того, чтобы есть, но, наоборот, есть, чтобы жить и активно действовать. И все это столь же реально, как и процессы телесные. Да, без тела души нет. Но телесные процессы не предопределяют, а обес­печивают ход процессов психических. Факты и зако­номерности телесных, душевных, социальных, духов­ных событий и процессов важно научно изучать и знать. Человек может даже преодолевать свои телес­ные и иные ограничения, объединяясь с себе подобны­ми, создавая сообщества, орудия, средства деятельнос ти. И это происходит в постоянном взаимодействии отдельного человека и общества, «социума».Да, человек не все знает о себе, не все ясно сознает. Но область бессознательного - не окаменелость, гра­ницы сознаваемого и несознаваемого постоянно меня­ются.

Неосознанными до поры до времени могут быть и те особенности человека, которые относительно жест­ко, более или менее однозначно обусловлены телес­ностью, «природой» (например, органические влече­ния: к новизне, к пище, к противоположному полу, к двигательной активности - «мышечной радости» и пр.), и самые возвышенные, явно социально обуслов­ленные (например, свое положительное отношение к коллективу класса ученик впервые ясно осознал, ког­да его «не взяли» на уборку картошки в шефствую­щем сельскохозяйственном предприятии, куда все од­ноклассники поехали, а его, полагая заболевшим, «гу­манно» оставили дома; он пустился за ними за много километров и пешком и на «попутках»... а под конец его каким-то образом подобрали и, посочувствовав, подбросили на своем транспорте местные пожарники).

* *

Мы не намерены обесценивать какой-либо из крат­ко охарактеризованных выше подходов к пониманию человека как целого. Каждый их них как бы приот­крывает те или иные важные стороны обобщенного «психологического портрета» человека. Вполне естес­твенно, что время от времени находится горячий при­верженец того или иного отдельно взятого подхода, о котором можно бы сказать словами Н.В. Гоголя: «... и все, чего он не видит сам, то для него ложь» («Светлое воскресенье»).

Присоединимся к тому подходу, который вбирает в себя все то невымышленное знание о человеке, кото­рое накоплено общим ходом культурного развития че­ловечества. Этот (комплексный, научно-психологичес­кий) подход в обозримом виде представлен на схеме 1.

Внешний прямоугольник как бы очерчивает всю об­ласть явлений психики. Этому соответствует на схеме поле скобок.

Часть психических явлений могут так или иначе осознаваться человеком (этому соответствует горизон­тально вытянутый прямоугольник, расположенный на поле скобок и частично перекрывающий его - как бы «высвечивающий» какие-то его части). Парадокс со­стоит в том, что человек нередко думает, что уж о са­мом-то себе он знает «все», тогда как на самом деле в ясном сознании в каждый данный момент удержива­ется обычно порядка полдюжины объектов; кроме того многие представления человека о себе бывают неточ­ными, мифологичными; а область неведомого («бессо­знательного»), по-видимому, очень обширна.

Вся эта область на схеме, обозначающая разнооб­разные явления психики, делится вертикальными столбцами на три части; столбцы соответствуют круп­ным группам свойств человека как субъекта деятель­ности, активности (они обозначены в головках столб­цов схемы); то, что горизонтальные зоны (соответству­ющие сознаваемому и бессознательному) пересекают все три столбца, означает, что осознанными или не­осознанными могут быть любые группы свойств субъ­екта. Одни могут быть осознаны относительно легко, другие - с трудом, а иные оказываются эмоционально вытолкнутыми, «вытесненными» из сознания и как бы «не допускаются» в него - человек, что называет­ся, «знать не хочет» о чем-то (например, о своих неус­пехах, недостатках, недостаточно развитых способнос­тях; в результате он может видеть причину своих не­удач не в себе, а в других - «помешали» и пр.) вернемся к самой по себе схеме как средству обо­зримого отображения психики человека как субъекта деятельности.

Эта схема напоминает о том, что среди явлений пси­хической реальности полезно различать те, которые характеризуются преимущественной природной обус­ловленностью, и те, которые определяются в основ­ном Макро- и микросоциальными условиями жизнен­ного развития человека. Среди социально обусловлен­ных особенностей субъекта деятельности можно, в свою очередь, различать, с одной стороны, такие, которые характеризуют его наличное состояние, «потенциал», психологический «багаж» (обретенную умелость, раз­витые к данному времени способности, подготовлен­ность), а с другой - такие, которые характеризуют его как личность, к чему-то устремленную и как-то отно­сящуюся к разным проявлениям мира (включая и людей, и самого себя как реальность). Для обозначе­ния этих двух последних различений иногда употреб­ляют слова «психическое» и «духовное». Если такое словоупотребление вам понятно и удобно (не сбивает с толку, не уводит в область противоречий и туманных ассоциаций), можете к нему прибегнуть. В дальней­шем тексте мы этим терминологическим противопос­тавлением пользоваться не будем.

 

Особенности психики, относительно явнообусловленные природой, телесностью (органические потребности, «задатки»)     Особенности психики, относительноявно обусловленные социально (хотя и обеспечиваемые телесностью, функциями организма)  
Познавательные, - практические умения, способ- ности, опыт, знания, осведомленность Идеалы, убеждения, ценностные представления, отношения к миру, себе, интересы, склонности, планы
Зона неосознанных особенностей психики, психических регуляторов активности, по- ведения, развития (включая как временно неосознанные, так и трудно поддающиеся осознанию)
Зона относительно ясного сознавания "связного мирового целого" и, в част­ности, самого (самой) себя

Схема 1. Общее «психологическое устройство» челове­ка как субъекта активности (пояснения в тексте)

 

Итак, приведенная схема еще раз наглядно напоминает, что человек далеко не все сущее осознает. Многое и в окрестном мире, и в себе самом как орга­низме и субъекте деятельности остается ему неведо­мым (как бы для него не существует - «глаз не видит сам себя»).

Это касается, напоминаем, очень разнообразных яв­лений психики самого субъекта - может не осозна­ваться и функция сенсорного звена зрительной систе­мы, и то, что он «излишне любит сладкое» или то, что он «торопыга», и отношение к отечеству (о своем пат­риотизме подросток может впервые задуматься и уз­нать, когда его вдруг невольно захлестнет волна жгу­чей радости или горечи, соответственно, при выигры­ше или проигрыше «нашей сборной по хоккею» и т.п.). Точно так же человек может не знать (не думать, жить так, как будто «этого нет») и о своих многих личных качествах - подросток с интересом, удивлением и удо­вольствием впервые узнает, скажем, о себе от учите­ля, что он (ученик) - хороший «выдумщик» или «мас­теровой», или «любит возиться с малышами», и пр. Впрочем, и взрослый человек многое не осознает и не все осознает правильно, что касается его психологи­ческих, личностных, субъектных качеств. Одним сло­вом, области сознаваемого и несознаваемого, сознатель­ного и бессознательного находятся в постоянной ди­намике, границы их изменчивы, текучи, и это есть повседневный жизненный факт.

Разумеется, общим устройством «психологическо­го портрета» человека нельзя удовлетвориться, когда приходится решать конкретные задачи педагогичес­кого руководства профессиональным самоопределени­ем. Но все же приведенная схема, полагаем, имеет определенное полезное общеориентирующее значение.

Что же касается детального наполнения этой схемы, то вся система образования молодежи как раз и стро­ится так, чтобы готовить подрастающие поколения как дееспособное пополнение взрослого поколения. Отве­ты на вечные вопросы педагогики - «Для чего учить?», «Чему учить?», «Кого учить?», «Как учить?» - вы должны вычерпать из всей системы вашей профессио­нальной подготовки (включая и самообразовательную активность).

Задания, упражнения, вопросы для обдумывания к главе 1

1.Среди знакомых людей выберите хотя бы двух профессионалов, существенно различающихся по пред­метной области труда (например, растениевод и бух­галтер; слесарь-ремонтник и продавец; художник-офор­митель и программист и т.п.) и постарайтесь в инди­видуальных беседах выяснить, ради чего они готовы тратить время и силы у себя на работе. Сделайте пись­менное заключение о сходстве и различиях в получен­ных сведениях о разнотипных профессионалах.

2. Ниже приведены тексты, характеризующие раз­ные позиции студентов педвуза относительно профори-ентационной работы со школьниками. Какие из них больше соответствуют идее равного уважения к раз­ным видам труда?

а) «Я буду учить детей физике - самой приличной
из наук - чего вы еще от меня хотите? Хотите, чтобы
я загонял их в филологию или агитировал идти в сан­
техники?».

б) «И как преподаватель, и как классный руково­
дитель я буду вести детей в чудный мир художественной литературы, а профориентацией и трудовым вос­питанием пусть занимаются специальные люди».

в) «Многие инженерные специальности требуют уме­
ния размышлять о физических свойствах вещей... я
был бы рад, если бы мои ученики стали изобретатель­
ными инженерами - кто в строительстве, кто в радио­
электронике».

г) «Мой предмет - география - имеет очень боль­
шие профориентационные возможности: я смогу зна­
комить детей с профессиями самых разных отраслей
народного хозяйства».

3. Попробуйте наполнить схему 1 более детальным содержанием (перечертите ее на более крупный лист; если прямоугольные формы вам неприятны, сделайте ее округлой). Например, где бы на этой схеме вы раз­местили свойства темперамента, образное или логи­ческое мышление? Где расположите звуковысотный музыкальный слух, а где «любовь ко всему живому», свойственную, например, биологу?

4. У детей какого возраста, по вашему мнению, умес­тно формировать представления о труде взрослых?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.