Сводка основных идей
Существуют ходы мысли, вполне уместные и рациональные для рассмотрения и организации многих повседневных действий («быстрее прийти к финишу», «сделал дело - уходи» и пр.); но они совершенно не пригодны для оценки, проектирования и построения профессионального жизненного пути. Нужно настроиться на усвоение некоторого набора представлений, правил, специфически пригодных и рациональных для ориентирования и организации педагогических дей ствий по руководству многолетним развитием и самовоспитанием человека как «делателя» чего-то полезного (субъекта труда). Основные результаты деятельности педагога существуют во внутреннем мире подрастающего человека как субъекта труда; поэтому от педагога ожидается психологическая пытливость, интерес к психологической неповторимости персонально каждого, «вот этого» ученика. Надо настроиться и на преодоление специфических трудностей освоения предлагаемого здесь курса (возможно несознаваемое предвзятое отношение к многим «чужим» профессиям как «неинтересным» или «недостойным»; трудно и то, что для ориентирования учащихся в мире профессий надо об этом «чужом» мире много и достоверно знать). Правильная идея о многоаспектности самоопределения (оно и «личностное» и «полоролевое», и «смыс-лоцелевое», и т.п.) не должна быть средством прикрытия профессиоведческого невежества и обесценивания процесса профессионального самоопределения подрастающего человека. «Самоопределение» для учащегося - это самостоятельность, свобода выбора, а для педагога - это отнюдь не повод для умиления самочинностью детей и устранения от дел, а область повседневного умелого руководства процессами их психического развития. И профессиональное самоопределение подрастающего человека, и работа по педагогическому руководству этим самоопределением регулируются тем образом («психологическим портретом») человека, который откристаллизовался в общественном сознании и по поводу которого полезно задуматься: в каком соотноше нии воспитывать послушность и самочинность; практичность, адаптивность и способность идти «против течения», осознание своих личных качеств, душевного мира сторонних людей и быстрое, непосредственны реагирование на ситуацию?.. Литература Примечание для данного и последующих списков литературы: мы исходим из того , что: А) студент педвуза должен уметь самостоятельно вести библиографический поиск (и новейших, и старых литературных источников), поэтому далее даются не исчерпывающие, но только «толчковые», примерные перечни публикаций «для начала»; Б) перечни «обязательной» и «необязательной» для студента литературы определяет преподаватель, ведущий курс психологии профессионального самоопределения; В) в потоке литературы по заглавной теме полезно различать, как минимум, четыре составляющих - публикации : 1. по общим вопросам теории и практики профессионального самоопределения, 2. обращенные непосредственно к школьникам, 3. ориентированные на информационную поддержку профессионального самоопределения самого педагога, в частности студента педвуза, 4. по вопросам анализа зарубежного опыта (указанные рубрики выделены для наглядности только в приводимом ниже списке, в остальных случаях соответствующие им литературные источники, если они встречаются, расположены подряд по алфавиту); 5. Гриншпун С.С. Роль классного руководителя в профориентации учащихся//Школа и производство, 1984, № 11, с. 48-50. 6. лимов Е.А. Профориентация и психология. Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Психология. 1985, № 1, на с. 34. 8. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности//Вопросы психологии. 1989, № 5, с. 18-26. 9. Попков А.Ф. Особенности профориентационной работы с учащимися сельских школ//Профессиональ-ная ориентация учащейся молодежи в условиях перестройки народного образования. Брянск, 1990, с. 9-11 10.Пряжников Н.С. Проблемы непрестижных профессий в профориентационной игре «Остров»//Школа и производство, 1989, № 7, с. 9 11.Поляков В.А. Воспитывать будущего гражданина-труженика//Школа и производство, 1989, № 11, с. 3-8. 12.Сафин В.Ф. Психология самоопределения личнос ти. Свердловск. 1986. 13.Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности//Психол. журн., 1984, №4, с. 65-73. 14.Чистякова С.Н.,. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., Педагогика, 1987. 1 Литература, доступная школьникам (художественная, научно-популярная, публицистическая, библиографическая, справочная) 1. Быть хозяином на земле (рекомендательная библиография о рабочих профессиях). М., 1989. 2000 профессий. Энциклопедический справочник. Минск, 1986. 2. Николаев И.С, Николаева Э.И. Младшим школьникам о профессиях. Ташкент, 1983. 3. Пермяк Е.А. Кем быть? Путешествие по профессиям. М., 1956. 4. Сапожников Л.А. Сто путей, сто дорог. Киев, 1980. 5. Шестень А.П. Научно-популярная, техническая и художественная литература о профессиях. Омск, 1959. 6. Человек и профессия. Серия выпусков. Лениз-дат,1975-1986. 2.Исследования и разработки по вопросам профес 1. Кожухарь Г.С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителей//Авто-реф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993. 2. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания педагога // Вопросы психол. 1990, № 3, с. 58-64. 3. Шарипов А. Ориентация и отбор учащихся сельских школ на педагогическую профессию//Автореф.дисс. канд. пед. наук. М., 1989. 3.Вопросы зарубежного опыта 1. Веселова В.В. Педагогические и социальные функции службы «гайденс» в средней школе США//Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. М., 1982. 2. Рыжов В.А. Организация профориентационной работы в развитых капиталистических странах. М., Высшая школа, 198 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|