Здавалка
Главная | Обратная связь

Сводка основных идей



Существуют ходы мысли, вполне уместные и раци­ональные для рассмотрения и организации многих по­вседневных действий («быстрее прийти к финишу», «сделал дело - уходи» и пр.); но они совершенно не пригодны для оценки, проектирования и построения профессионального жизненного пути. Нужно настро­иться на усвоение некоторого набора представлений, правил, специфически пригодных и рациональных для ориентирования и организации педагогических дей ствий по руководству многолетним развитием и само­воспитанием человека как «делателя» чего-то полез­ного (субъекта труда).

Основные результаты деятельности педагога сущес­твуют во внутреннем мире подрастающего человека как субъекта труда; поэтому от педагога ожидается психологическая пытливость, интерес к психологичес­кой неповторимости персонально каждого, «вот это­го» ученика.

Надо настроиться и на преодоление специфических трудностей освоения предлагаемого здесь курса (воз­можно несознаваемое предвзятое отношение к многим «чужим» профессиям как «неинтересным» или «не­достойным»; трудно и то, что для ориентирования учащихся в мире профессий надо об этом «чужом» мире много и достоверно знать).

Правильная идея о многоаспектности самоопреде­ления (оно и «личностное» и «полоролевое», и «смыс-лоцелевое», и т.п.) не должна быть средством прикры­тия профессиоведческого невежества и обесценивания процесса профессионального самоопределения подрас­тающего человека.

«Самоопределение» для учащегося - это самостоя­тельность, свобода выбора, а для педагога - это от­нюдь не повод для умиления самочинностью детей и устранения от дел, а область повседневного умелого руководства процессами их психического развития.

И профессиональное самоопределение подрастающе­го человека, и работа по педагогическому руководству этим самоопределением регулируются тем образом («психологическим портретом») человека, который от­кристаллизовался в общественном сознании и по по­воду которого полезно задуматься: в каком соотноше нии воспитывать послушность и самочинность; прак­тичность, адаптивность и способность идти «против течения», осознание своих личных качеств, душевно­го мира сторонних людей и быстрое, непосредственны реагирование на ситуацию?..

Литература

Примечание для данного и последующих списков литературы: мы исходим из того , что:

А) студент педвуза должен уметь самостоятельно вести библиографический поиск (и новейших, и ста­рых литературных источников), поэтому далее дают­ся не исчерпывающие, но только «толчковые», при­мерные перечни публикаций «для начала»;

Б) перечни «обязательной» и «необязательной» для студента литературы определяет преподаватель, веду­щий курс психологии профессионального самоопре­деления;

В) в потоке литературы по заглавной теме полезно различать, как минимум, четыре составляющих - пуб­ликации :

1. по общим вопросам теории и практики профес­сионального самоопределения,

2. обращенные непосредственно к школьникам,

3. ориентированные на информационную поддерж­ку профессионального самоопределения самого педа­гога, в частности студента педвуза,

4. по вопросам анализа зарубежного опыта (указан­ные рубрики выделены для наглядности только в при­водимом ниже списке, в остальных случаях соответ­ствующие им литературные источники, если они встре­чаются, расположены подряд по алфавиту);

5. Гриншпун С.С. Роль классного руководителя в проф­ориентации учащихся//Школа и производство, 1984, № 11, с. 48-50.

6. лимов Е.А. Профориентация и психология. Вест­ник Моск. ун-та. Серия

7. Психология. 1985, № 1, на с. 34.

8. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особен­ности саморегуляции деятельности//Вопросы психо­логии. 1989, № 5, с. 18-26.

9. Попков А.Ф. Особенности профориентационной ра­боты с учащимися сельских школ//Профессиональ-ная ориентация учащейся молодежи в условиях пере­стройки народного образования. Брянск, 1990, с. 9-11

10.Пряжников Н.С. Проблемы непрестижных профес­сий в профориентационной игре «Остров»//Школа и производство, 1989, № 7, с. 9

11.Поляков В.А. Воспитывать будущего гражданина-труженика//Школа и производство, 1989, № 11, с. 3-8.

12.Сафин В.Ф. Психология самоопределения личнос ти. Свердловск. 1986.

13.Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности//Психол. журн., 1984, №4, с. 65-73.

14.Чистякова С.Н.,. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., Педагогика, 1987.

1 Литература, доступная школьникам (художес­твенная, научно-популярная, публицистическая, биб­лиографическая, справочная)

1. Быть хозяином на земле (рекомендательная библи­ография о рабочих профессиях). М., 1989.

2000 профессий. Энциклопедический справочник. Минск, 1986.

2. Николаев И.С, Николаева Э.И. Младшим школь­никам о профессиях. Ташкент, 1983.

3. Пермяк Е.А. Кем быть? Путешествие по професси­ям. М., 1956.

4. Сапожников Л.А. Сто путей, сто дорог. Киев, 1980.

5. Шестень А.П. Научно-популярная, техническая и художественная литература о профессиях. Омск, 1959.

6. Человек и профессия. Серия выпусков. Лениз-дат,1975-1986.

2.Исследования и разработки по вопросам профес­
сионального становления педагога

1. Кожухарь Г.С. Соотношение личностного и про­фессионального самоопределения у учителей//Авто-реф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993.

2. Митина Л.М. Формирование профессионального са­мосознания педагога // Вопросы психол. 1990, № 3, с. 58-64.

3. Шарипов А. Ориентация и отбор учащихся сель­ских школ на педагогическую профессию//Автореф.дисс. канд. пед. наук. М., 1989.

3.Вопросы зарубежного опыта

1. Веселова В.В. Педагогические и социальные функ­ции службы «гайденс» в средней школе США//Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. М., 1982.

2. Рыжов В.А. Организация профориентационной ра­боты в развитых капиталистических странах. М., Вы­сшая школа, 198








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.