Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения.
Педагог, быть может, является центральной фигурой на фронте руководства профессиональным самоопределением подрастающих поколений. Но он отнюдь не одинок в этом деле. Выше мы дали, надеемся, некоторые представления о том «чувстве локтя», которое возможно у школьного педагога с представителями управления государством, производством, с работниками в областях медицины и обществоведения (в широком смысле этого слова), возрастной психологии, психологии профессий, психологии личности, профессиональной педагогики, коррекционной педагогики. Очевидно, что проблема профессионального само определения человека настолько сложна, что удовлетворительное ее решение не под силу отдельному человеку с самыми благоприятными умственными способностями; она требует разностороннего информационного и организационного обеспечения. Дело усугубляется тем, что противоречия развития общества и личности, порождающие эту проблему, постоянно воспроизводятся на разные лады вновь и вновь в связи с каждой очередной индивидуальной профессиональной судьбой, каждой очередной общественной группой. Мы ведем речь не о каком-то «проклятом» периоде развития человека или общества, а о нормальной «всегдашней» диалектике этого развития в ее конкретном выражении. А это значит, что и вопросы профессионального самоопределения не могут в принципе быть решены раз навсегда и занесены в справочники (как, скажем, вопрос об удельном весе воды или о ковкости стали определенной марки). Это вопросы, что называется, «вечные», требующие творческого подхода и в практике, и в теории. В чем состоят «противоречия развития», которые мы упомянули как то, что постоянно воспроизводит, «оживляет» обсуждаемую проблему? С точки зрения интересов развития нашего общества как целого идеальным был бы такой случай, когда профессиональная устремленность молодежи, вступающей в трудовую жизнь, в точности соответствовала бы потребностям хозяйства страны в кадрах («хозяйства» в широком смысле, предполагающем все разнотипные полезные профессиональные деяния). А именно случай, когда большинство молодежи стремится в наиболее массовые и «дефицитные» (с точки зрения потребности общества в притоке трудовых ресурсов) области труда, а меньшинство - в наименее массовые; когда, далее, профессиональные устремления соответствуют возможностям, потенциалам людей (состоянию их здоровья, способностям, склонностям). В этом идеальном, вымышленном случае объективный общественный запрос на приток трудовых ресурсов в разные сферы труда точно удовлетворялся бы их предложением; тогда потребность в руководстве выбором профессии, профессиональным самоопределением людей была бы минимальной. Наоборот, крайне нежелательна и с хозяйственной, и с психологической точек зрения противоположная картина - несоответствие, рассогласование профессиональных устремлений потенциальных субъектов труда и объективной потребности общества в кадрах. Если полагаться на фактор свободы, понимаемой по типу «куда хочу, туда поворочу» и, следовательно, на стихийный ход приобщения молодежи к труду, то несоответствие между потребностью общества в кадрах и профессиональными устремлениями молодежи, вступающей на трудовой путь, может быть более или менее значительным вплоть до картины резкого противоречия, которое социологам уже доводилось констатировать (см. например, упоминавшееся выше сочинение В.Н. Шубкина, с. 189-215). Возможны несоответствия (рассогласования, противоречия, конфликты разнородных систем) и другого рода - например, несоответствие между стойкими (трудно поддающимися воспитанию) личными качествами и основными требованиями, которые предъявляет к человеку работа, профессия. Их мы рассмотрим несколько ниже. А пока важно признать и внутренне принять положение о том, что некоторые расхождения между объективной потребностью общества в кадрах и таким субъективным (субъектным, свойственным субъекту) обстоятельством, как личные профессиональные планы людей, характеризуют обычный ход интересующих нас социальных процессов. В сложной системе «учащийся в ситуации выбора профессии, оптант (от лат. optatio - желание, избрание) - общеобразовательная школа - семья - профессиональная школа - производство (в широком смысле)» возможны и другие противоречия развития. О них речь пойдет ниже, и они должны быть предметом внимательного, спокойного анализа. В связи со сказанным становится очевидным, что работа по педагогическому руководству выбором профессии и адаптацией к ней («ориентированию» в мире профессий, в множестве профессионально важных личных качеств, жизненных трудовых путей, вариантов стилей деятельности, «консультированию» по соответствующим вопросам) должна пониматься не как временная мера, кампания, а как нормальная систематическая борьба за социальный прогресс и личностное развитие людей, как органичная, родная и «вечная» часть учебно-воспитательной работы школы, подготавливающей своих выпускников для будущей жизни. Основные направления этой работы задаются прежде всего системой реальных противоречий развития, в связи с чем рассмотрим их более обстоятельно. Противоречие между недостаточной информированностью подрастающего человека о сложном, ненаблюдаемом, необозримом мире профессий и педагогическим (и даже конституционно-правовым) требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии может быть разрешено и разрешается путем систематической работы по профессиональному просвещению учащихся, их родителей, а также и самих педагогов (включая и студентов педагогических вузов). Важное перспективное значение имеет такая коррекция (самокоррекция) педагогического образования, в результате которой студенты педагогических вузов и училищ получали бы необходимую исходную профессиоведческую подготовку и приступали к работе в школе, будучи ориентированными не только в одном-двух учебных предметах, но и в разноликом мире дел человеческих, разнотипных профессий. Важной задачей является ознакомление учащихся с миром профессий не просто «после уроков», а посредством использования так называемых профориентационных возможностей самих школьных учебных предметов. Это особый и большой вопрос; отметим лишь, что имеется соответствующий положительный педагогический опыт. Следующее противоречие - между потребностью подрастающего человека в деловых советах в связи с обдумыванием его будущего профессионального пути и подчас отсутствием в его ближайшем окружении подлинно компетентных советчиков, вооруженных необходимыми методами работы и достаточным набором средств информации. Это противоречие разрешается на путях разработки теории и методики индивидуальной профконсультации, создания пособий для практических работников, призванных руководить выбором профессии, пособий для самих учащихся и их родителей. Противоречие между значительной неопределенностью представлений, знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, правилах и условиях решения задачи о выборе профессии и достижении успеха на трудовом жизненном пути, с одной стороны, и настоятельной необходимостью и потребностью что-то и как-то выбрать в «веере жизненных путей», «самоопределиться» в связи с достижением определенного (юношеского) возраста - с другой, решается в процессе систематической работы школы, которой помогают, должны помогать в этом все социальные институты (учреждения), ответственные за воспитание, просвещение, образование (включая профессиональное) молодежи. Имеется уже весьма значительная литература по разным вопросам выбора профессии, в частности, и адресованная, как уже отмечалось, самим учащимся. Проблемы выбора профессии время от времени обсуждаются в печати, по радио, телевидению (некоторая потеря педагогического сознания и такта, постигшая средства массовой информации в последние годы, будем надеяться, есть явление временное). Противоречие между профессиональными планами оптанта, с одной стороны, и его стойкими личными качествами - с другой, это своего рода внутрисубъектное противоречие. К 15-18 годам индивидуальные особенности характера, темперамента, направленности личности, способностей приобретают достаточную определенность, стойкость и могут рассматриваться как реальные условия, с которыми приходится считаться при проектировании будущего жизненного пути. Трудности здесь могут состоять и в том, что девушка или юноша недостаточно осознают или неверно оценивают свои качества (например, отклонения в состоянии здоровья; недостатки, связанные с характером, потребностями, особенностями познавательных процессов, практической умелости, опорно-двигательного аппарата), и в том, далее, что они могут упорно не хотеть перестроить свои первоначальные планы, оказывающиеся нереалистическими. Это противоречие может быть разрешено на путях совершенствования индивидуального подхода к оптантам, опирающегося на успехи психодиагностики, психокоррекции, на методики, «техники» стимулирования самопознания и самовоспитания учащихся. Как уже отчасти отмечалось в другой связи, возможно противоречие между профессиональными планами оптанта и планами, вынашиваемыми в отношении него старшими (родителями или заменяющими их лицами)', а также сверстниками («давление» микрогруппы, приводящее к выбору профессии «за компанию», по примеру друзей: «Мы ж вместе играли в футбольной команде! Айда все в судостроительный!»). И семья, и контактные группы сверстников, друзей - это плохо управляемые (педагогическими средствами) источники влияния на выбор профессии. Здесь наибольшую роль в разрешении указанного противоречия может, вероятно, сыграть школа, система клубной работы в лице авторитетных для ребят педагогов, старших, способных, в частности, создавать сообщества, группы детей с желательной направленностью. К сожалению, пока еще мало литературы по вопросам выбора профессии, специально адресованной разным категориям родителей. Не очевидным, но существенным является противоречие между высоким теоретическим и, если угодно, общенравственным уровнем отечественной педагогики и психологии в целом и своеобразной «заброшен ностью» прикладных вопросов и разработок, связанных с анализом мира профессий и процессом профессионализации личности. Эти последние стороны дела недостаточно органично «прописаны» в контексте общих руководств, учебников, пособий в этих областях знания. Это противоречие постепенно разрешается за счет коррекции тематики научных исследований и профилей подготовки соответствующих специалистов. Но и по сию пору в стране нет, например, специального научного учреждения (если не считать небольших групп психологов-профессиоведов, например, в НИИ профессионально-технического образования в Санкт-Петербурге, на факультете психологии Московского университета им. М.В. Ломоносова), озабоченного вопросами профессиведения в целях информационного обеспечения профессионального самоопределения человека. Следующее противоречие - между высокими запросами воспитанной в школе молодежи к уровню культуры труда на производстве (к содержанию труда, в частности к его интеллектуальной составляющей, к его организации, к стилю и тону межлюдских взаимоотношений, образу жизни и перспективам профессионального «роста», развития тех или иных категорий работников, к гигиеническим условиям), с одной стороны, и реальным уровнем этой культуры в конкретных случаях, с другой. Иногда (впрочем, редко) реальный уровень культуры труда на производстве превосходит все ожидания девушек и юношей. Тогда указанное противоречие х просто «снимается». В тех же случаях, когда уровень культуры производства оставляет желать много лучшего, важно заботиться не только о формировании у молодежи более реалистических (а фактически заниженных) притязаний в данной области, но и, в первую очередь, - об улучшении самого производства. Педагогика не должна превращаться в систему ухищрений для того, чтобы закрепить, удержать молодежь в плохих условиях профессионального обучения и труда. Пусть тот, кто плохо организует производство, остается без притока свежих трудовых ресурсов. Впрочем, эту простую истину организаторы производства воспринимают плохо. Еще одно противоречие - между объективными требованиями исторически сложившихся трудовых постов, должностей, профессий и сложившимися у людей стойкими личными качествами. Речь идет не о «внутрисубъектном» противоречии, охарактеризованом несколько выше, а о том, что у людей в принципе нет изначальной пригодности к тем или иным видам деятельности. Профессии формируются в обществе, конечно, не без учета реальных человеческих возможностей. Но все же люди не подходят к профессиям изначально, как ключи к замкам - стоит-де поискать в куче замков и ключей «подходящую парочку». Это противоречие может разрешаться на нескольких путях, которые относительно подробно обсуждаются в главе «Взаимосоответствие человека и его работы». Понятно, что по причинам морального, юридического, психолого-педагогического характера охарактеризованные выше противоречия нельзя устранять чисто административными путями. Некоторые из этих противоречий являются предметом преимущественного внимания педагогов, психологов, врачей, организаторов образования и науки, некоторые являются областью преимущественной компетенции организаторов производства, экономистов, социологов, специалистов по управлению социальными процессами. Для преодоления некоторых из названных противоречий достаточно эффективны, как легко понять, массовые, «безличные» методы, такие как организованный набор работников, общественные призывы к молодежи от имени авторитетных структур, органов общественного управления, использование средств рекламы и пр. Тем не менее, такого рода мероприятия не снимают полностью фактор стихийности в рассматриваемой предметной области. Ведь прежде чем откликнуться на призыв или рекламную информацию о профессиональном учебном заведении, девушка или юноша должны сделать выбор рода занятий, профессии так, чтобы в результате этого выбора можно было ожидать и удовлетворенность трудом, и успех при минимальных неоправданных потерях нервного и соматического здоровья. А для этого уже необходимо компетентное индивидуальное руководство выбором профессии, проектированием будущего профессионального жизненного пути каждого подрастающего члена общества - каждого персонально! Судьбы того стоят. Практически любой учитель средних и старших классов школы логикой своего положения ставится в позицию индивидуального профконсультанта. Учащиеся могут обращаться к нему за советом, ждут совета по важному для них вопросу «Кем быть?». Чтобы «знать свой маневр», педагогу полезно в обозримом виде представлять себе фактически складывающуюся (хотя, быть может, юридически и не фиксированную) межведомственную систему работы по обеспечению профессионального самоопределения молодежи. Она может быть схематически представлена следующим образом (схема 3). Эта система представлена на схеме в виде пяти основных блоков (они пронумерованы), соединенных стрелками (они обозначают направление потоков осведомительной информации или информационных -управляющих - воздействий, влияний; это различение, полагаем, ясно из контекста). Первый блок - основной объект изучения и педагогического воздействия (рационального, научного управления). Общие вопросы делового взаимодействия педагога и врача мы обсуждали выше и здесь к ним возвращаться не будем. К числу названных в первом блоке внутренних регуляторов поведения и деятельности (активности) подрастающего человека как субъекта труда относятся знания о мире профессий (они составляют звено миропонимания и мироотношения, и, несомненно, что их надо формировать, а не ждать, когда они, авось, «сами» и «свободно» возникнут), эмоциональные отношения к разным сторонам мира труда, к людям труда; «образ Я», самооценки личных качеств, интересы, склонности, идеалы, способности, помыслы, намерения, познавательные и исполнительно-практические умения. Внутренние регуляторы активности (здесь в смысле: регуляторы деятельности и поведения) подрастающего человека формируются под тем или иным влиянием ряда условий предметной и социальной среды (важнейшие из них - экономические, гигиенические, информационные, социально-контактные - указаны в первом блоке схемы). Не на все эти условия педагог может эффективно влиять, но иметь представление о них нужно.
Схема 3. Общий вид основных составляющих системы руководства профессиональным самоопределением молодежи (пояснения в тексте).
Второй блок - система функций (работы) по руководству профессиональным самоопределением развивающегося человека как субъекта труда и соответствующих этим функциям структур. Сюда относятся и педагоги со всем арсеналом их возможного влияния на активность учащихся. Стрелка, идущая от первого блока ко второму, указывает на поток сведений о текущих состояниях предмета заботы и внимания педагога и как бы, в частности, напоминает, что прежде чем оказывать учащемуся помощь в самоопределении, оказывать на него какое-то полезное, как кажется педагогу, влияние, надо конкретно разобраться в данной индивидуальной ситуации развития (старая, впрочем, истина: «Не зная броду, не суйся в воду»). Нет ничего легче и нет ничего хуже, чем реализовать педагогические воздействия, опираясь на одно лишь огульное, абстрактное знание об объекте и на общие схемы решения педагогических задач («Знаем мы, как с вами всеми-управляться!»). Понятно, что «поток сведений», о коем идет речь, сам не возникает - его надо создать (применить, например, методы педагогического, психологического изучения учащихся и прежде всего методы наблюдения, беседы, анализа истории личности). Стрелка, идущая от второго блока к первому, соответствует потоку влияний, воздействий практических работников, озабоченых вопросами профессионального самоопределения молодежи, на объекты их внимания и заботы. «Поток влияний» тоже возникает не «сам собой», но как результат принятия разумных педагогических решений и мастерского применения всех доступных педагогу методов и средств его работы. В остальных блоках схемы предлагаем вам разобраться самостоятельно. Отметим лишь, что отображенная на приведенной схеме система вовсе не обязательно «сама собой» функционирует именно хорошо. Некоторые звенья ее могут не работать или работать очень несогласованно и даже взаимно противоречиво (скажем, усилия педагога по воспитанию уважения к систематическому производительному труду могут разрушаться под влиянием таких информационных потоков в обществе как реклама образа жизни игроков - «... вы можете у нас выиграть миллион...», рантье - «... я жую, а за меня работают удачно вложенные деньги...» и т.п.). Что ж, жизнь есть борьба, и наше дело - не «ругаться», а вносить в нее посильную положительную лепту. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|