Здавалка
Главная | Обратная связь

Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения.



Педагог, быть может, является центральной фигу­рой на фронте руководства профессиональным само­определением подрастающих поколений. Но он отнюдь не одинок в этом деле.

Выше мы дали, надеемся, некоторые представле­ния о том «чувстве локтя», которое возможно у школь­ного педагога с представителями управления государ­ством, производством, с работниками в областях ме­дицины и обществоведения (в широком смысле этого слова), возрастной психологии, психологии профессий, психологии личности, профессиональной педагогики, коррекционной педагогики.

Очевидно, что проблема профессионального само определения человека настолько сложна, что удовлет­ворительное ее решение не под силу отдельному чело­веку с самыми благоприятными умственными способ­ностями; она требует разностороннего информацион­ного и организационного обеспечения.

Дело усугубляется тем, что противоречия развития общества и личности, порождающие эту проблему, по­стоянно воспроизводятся на разные лады вновь и вновь в связи с каждой очередной индивидуальной профес­сиональной судьбой, каждой очередной общественной группой.

Мы ведем речь не о каком-то «проклятом» периоде развития человека или общества, а о нормальной «всег­дашней» диалектике этого развития в ее конкретном выражении. А это значит, что и вопросы профессио­нального самоопределения не могут в принципе быть решены раз навсегда и занесены в справочники (как, скажем, вопрос об удельном весе воды или о ковкости стали определенной марки). Это вопросы, что называ­ется, «вечные», требующие творческого подхода и в практике, и в теории.

В чем состоят «противоречия развития», которые мы упомянули как то, что постоянно воспроизводит, «оживляет» обсуждаемую проблему?

С точки зрения интересов развития нашего общест­ва как целого идеальным был бы такой случай, когда профессиональная устремленность молодежи, вступа­ющей в трудовую жизнь, в точности соответствовала бы потребностям хозяйства страны в кадрах («хозяй­ства» в широком смысле, предполагающем все разно­типные полезные профессиональные деяния). А имен­но случай, когда большинство молодежи стремится в наиболее массовые и «дефицитные» (с точки зрения потребности общества в притоке трудовых ресурсов) области труда, а меньшинство - в наименее массовые; когда, далее, профессиональные устремления соответ­ствуют возможностям, потенциалам людей (состоянию их здоровья, способностям, склонностям).

В этом идеальном, вымышленном случае объектив­ный общественный запрос на приток трудовых ресур­сов в разные сферы труда точно удовлетворялся бы их предложением; тогда потребность в руководстве выбо­ром профессии, профессиональным самоопределени­ем людей была бы минимальной.

Наоборот, крайне нежелательна и с хозяйственной, и с психологической точек зрения противоположная картина - несоответствие, рассогласование професси­ональных устремлений потенциальных субъектов тру­да и объективной потребности общества в кадрах.

Если полагаться на фактор свободы, понимаемой по типу «куда хочу, туда поворочу» и, следовательно, на стихийный ход приобщения молодежи к труду, то несоответствие между потребностью общества в кад­рах и профессиональными устремлениями молодежи, вступающей на трудовой путь, может быть более или менее значительным вплоть до картины резкого про­тиворечия, которое социологам уже доводилось кон­статировать (см. например, упоминавшееся выше со­чинение В.Н. Шубкина, с. 189-215).

Возможны несоответствия (рассогласования, проти­воречия, конфликты разнородных систем) и другого рода - например, несоответствие между стойкими (трудно поддающимися воспитанию) личными качес­твами и основными требованиями, которые предъяв­ляет к человеку работа, профессия. Их мы рассмот­рим несколько ниже. А пока важно признать и внутренне принять положение о том, что некоторые рас­хождения между объективной потребностью общества в кадрах и таким субъективным (субъектным, свой­ственным субъекту) обстоятельством, как личные про­фессиональные планы людей, характеризуют обычный ход интересующих нас социальных процессов.

В сложной системе «учащийся в ситуации выбора профессии, оптант (от лат. optatio - желание, избра­ние) - общеобразовательная школа - семья - профес­сиональная школа - производство (в широком смыс­ле)» возможны и другие противоречия развития. О них речь пойдет ниже, и они должны быть предметом вни­мательного, спокойного анализа.

В связи со сказанным становится очевидным, что работа по педагогическому руководству выбором про­фессии и адаптацией к ней («ориентированию» в мире профессий, в множестве профессионально важных личных качеств, жизненных трудовых путей, вариан­тов стилей деятельности, «консультированию» по со­ответствующим вопросам) должна пониматься не как временная мера, кампания, а как нормальная систе­матическая борьба за социальный прогресс и личност­ное развитие людей, как органичная, родная и «веч­ная» часть учебно-воспитательной работы школы, под­готавливающей своих выпускников для будущей жиз­ни.

Основные направления этой работы задаются пре­жде всего системой реальных противоречий развития, в связи с чем рассмотрим их более обстоятельно.

Противоречие между недостаточной информирован­ностью подрастающего человека о сложном, ненаблю­даемом, необозримом мире профессий и педагогичес­ким (и даже конституционно-правовым) требованием сознательности и самостоятельности выбора профес­сии может быть разрешено и разрешается путем сис­тематической работы по профессиональному просве­щению учащихся, их родителей, а также и самих пе­дагогов (включая и студентов педагогических вузов).

Важное перспективное значение имеет такая кор­рекция (самокоррекция) педагогического образования, в результате которой студенты педагогических вузов и училищ получали бы необходимую исходную профессиоведческую подготовку и приступали к работе в школе, будучи ориентированными не только в одном-двух учебных предметах, но и в разноликом мире дел человеческих, разнотипных профессий.

Важной задачей является ознакомление учащихся с миром профессий не просто «после уроков», а по­средством использования так называемых профориентационных возможностей самих школьных учебных предметов. Это особый и большой вопрос; отметим лишь, что имеется соответствующий положительный педагогический опыт.

Следующее противоречие - между потребностью подрастающего человека в деловых советах в связи с обдумыванием его будущего профессионального пути и подчас отсутствием в его ближайшем окружении подлинно компетентных советчиков, вооруженных необходимыми методами работы и достаточным набо­ром средств информации. Это противоречие разреша­ется на путях разработки теории и методики индиви­дуальной профконсультации, создания пособий для практических работников, призванных руководить выбором профессии, пособий для самих учащихся и их родителей.

Противоречие между значительной неопределенностью представлений, знаний учащихся о принци­пах, рациональных основаниях, правилах и условиях решения задачи о выборе профессии и достижении успеха на трудовом жизненном пути, с одной сторо­ны, и настоятельной необходимостью и потребностью что-то и как-то выбрать в «веере жизненных путей», «самоопределиться» в связи с достижением определен­ного (юношеского) возраста - с другой, решается в процессе систематической работы школы, которой помогают, должны помогать в этом все социальные институты (учреждения), ответственные за воспитание, просвещение, образование (включая профессиональное) молодежи. Имеется уже весьма значительная литера­тура по разным вопросам выбора профессии, в част­ности, и адресованная, как уже отмечалось, самим учащимся. Проблемы выбора профессии время от вре­мени обсуждаются в печати, по радио, телевидению (некоторая потеря педагогического сознания и такта, постигшая средства массовой информации в послед­ние годы, будем надеяться, есть явление временное).

Противоречие между профессиональными планами оптанта, с одной стороны, и его стойкими личными качествами - с другой, это своего рода внутрисубъектное противоречие. К 15-18 годам индивидуальные осо­бенности характера, темперамента, направленности личности, способностей приобретают достаточную оп­ределенность, стойкость и могут рассматриваться как реальные условия, с которыми приходится считаться при проектировании будущего жизненного пути.

Трудности здесь могут состоять и в том, что девуш­ка или юноша недостаточно осознают или неверно оце­нивают свои качества (например, отклонения в состо­янии здоровья; недостатки, связанные с характером,

потребностями, особенностями познавательных процес­сов, практической умелости, опорно-двигательного аппарата), и в том, далее, что они могут упорно не хотеть перестроить свои первоначальные планы, ока­зывающиеся нереалистическими. Это противоречие может быть разрешено на путях совершенствования индивидуального подхода к оптантам, опирающегося на успехи психодиагностики, психокоррекции, на методики, «техники» стимулирования самопознания и самовоспитания учащихся.

Как уже отчасти отмечалось в другой связи, воз­можно противоречие между профессиональными пла­нами оптанта и планами, вынашиваемыми в отноше­нии него старшими (родителями или заменяющими их лицами)', а также сверстниками («давление» мик­рогруппы, приводящее к выбору профессии «за ком­панию», по примеру друзей: «Мы ж вместе играли в футбольной команде! Айда все в судостроительный!»).

И семья, и контактные группы сверстников, дру­зей - это плохо управляемые (педагогическими сред­ствами) источники влияния на выбор профессии. Здесь наибольшую роль в разрешении указанного противо­речия может, вероятно, сыграть школа, система клуб­ной работы в лице авторитетных для ребят педагогов, старших, способных, в частности, создавать сообщес­тва, группы детей с желательной направленностью. К сожалению, пока еще мало литературы по вопросам выбора профессии, специально адресованной разным категориям родителей.

Не очевидным, но существенным является проти­воречие между высоким теоретическим и, если угод­но, общенравственным уровнем отечественной педаго­гики и психологии в целом и своеобразной «заброшен ностью» прикладных вопросов и разработок, связан­ных с анализом мира профессий и процессом профес­сионализации личности.

Эти последние стороны дела недостаточно органич­но «прописаны» в контексте общих руководств, учеб­ников, пособий в этих областях знания. Это противо­речие постепенно разрешается за счет коррекции те­матики научных исследований и профилей подготов­ки соответствующих специалистов. Но и по сию пору в стране нет, например, специального научного учреж­дения (если не считать небольших групп психологов-профессиоведов, например, в НИИ профессионально-технического образования в Санкт-Петербурге, на фа­культете психологии Московского университета им. М.В. Ломоносова), озабоченного вопросами профессиведения в целях информационного обеспечения про­фессионального самоопределения человека.

Следующее противоречие - между высокими запро­сами воспитанной в школе молодежи к уровню куль­туры труда на производстве (к содержанию труда, в частности к его интеллектуальной составляющей, к его организации, к стилю и тону межлюдских взаи­моотношений, образу жизни и перспективам профес­сионального «роста», развития тех или иных катего­рий работников, к гигиеническим условиям), с одной стороны, и реальным уровнем этой культуры в кон­кретных случаях, с другой.

Иногда (впрочем, редко) реальный уровень культу­ры труда на производстве превосходит все ожидания девушек и юношей. Тогда указанное противоречие х просто «снимается». В тех же случаях, когда уровень культуры производства оставляет желать много луч­шего, важно заботиться не только о формировании у молодежи более реалистических (а фактически зани­женных) притязаний в данной области, но и, в пер­вую очередь, - об улучшении самого производства.

Педагогика не должна превращаться в систему ухищрений для того, чтобы закрепить, удержать мо­лодежь в плохих условиях профессионального обуче­ния и труда. Пусть тот, кто плохо организует произ­водство, остается без притока свежих трудовых ресур­сов. Впрочем, эту простую истину организаторы про­изводства воспринимают плохо.

Еще одно противоречие - между объективными тре­бованиями исторически сложившихся трудовых пос­тов, должностей, профессий и сложившимися у лю­дей стойкими личными качествами. Речь идет не о «внутрисубъектном» противоречии, охарактеризованом несколько выше, а о том, что у людей в принципе нет изначальной пригодности к тем или иным видам деятельности.

Профессии формируются в обществе, конечно, не без учета реальных человеческих возможностей. Но все же люди не подходят к профессиям изначально, как ключи к замкам - стоит-де поискать в куче за­мков и ключей «подходящую парочку».

Это противоречие может разрешаться на несколь­ких путях, которые относительно подробно обсужда­ются в главе «Взаимосоответствие человека и его ра­боты».

Понятно, что по причинам морального, юридичес­кого, психолого-педагогического характера охаракте­ризованные выше противоречия нельзя устранять чис­то административными путями. Некоторые из этих противоречий являются предметом преимущественного внимания педагогов, психологов, врачей, организаторов образования и науки, некоторые являются об­ластью преимущественной компетенции организато­ров производства, экономистов, социологов, специа­листов по управлению социальными процессами.

Для преодоления некоторых из названных проти­воречий достаточно эффективны, как легко понять, массовые, «безличные» методы, такие как организо­ванный набор работников, общественные призывы к молодежи от имени авторитетных структур, органов общественного управления, использование средств рекламы и пр. Тем не менее, такого рода мероприятия не снимают полностью фактор стихийности в рассмат­риваемой предметной области. Ведь прежде чем от­кликнуться на призыв или рекламную информацию о профессиональном учебном заведении, девушка или юноша должны сделать выбор рода занятий, профес­сии так, чтобы в результате этого выбора можно было ожидать и удовлетворенность трудом, и успех при минимальных неоправданных потерях нервного и со­матического здоровья. А для этого уже необходимо компетентное индивидуальное руководство выбором профессии, проектированием будущего профессиональ­ного жизненного пути каждого подрастающего члена общества - каждого персонально! Судьбы того стоят.

Практически любой учитель средних и старших классов школы логикой своего положения ставится в позицию индивидуального профконсультанта. Учащи­еся могут обращаться к нему за советом, ждут совета по важному для них вопросу «Кем быть?».

Чтобы «знать свой маневр», педагогу полезно в обо­зримом виде представлять себе фактически складыва­ющуюся (хотя, быть может, юридически и не фикси­рованную) межведомственную систему работы по обеспечению профессионального самоопределения молоде­жи. Она может быть схематически представлена сле­дующим образом (схема 3).

Эта система представлена на схеме в виде пяти ос­новных блоков (они пронумерованы), соединенных стрелками (они обозначают направление потоков ос­ведомительной информации или информационных -управляющих - воздействий, влияний; это различе­ние, полагаем, ясно из контекста).

Первый блок - основной объект изучения и педаго­гического воздействия (рационального, научного уп­равления). Общие вопросы делового взаимодействия педагога и врача мы обсуждали выше и здесь к ним возвращаться не будем.

К числу названных в первом блоке внутренних ре­гуляторов поведения и деятельности (активности) под­растающего человека как субъекта труда относятся знания о мире профессий (они составляют звено ми­ропонимания и мироотношения, и, несомненно, что их надо формировать, а не ждать, когда они, авось, «сами» и «свободно» возникнут), эмоциональные от­ношения к разным сторонам мира труда, к людям тру­да; «образ Я», самооценки личных качеств, интересы, склонности, идеалы, способности, помыслы, намере­ния, познавательные и исполнительно-практические умения.

Внутренние регуляторы активности (здесь в смыс­ле: регуляторы деятельности и поведения) подрастаю­щего человека формируются под тем или иным влия­нием ряда условий предметной и социальной среды (важнейшие из них - экономические, гигиенические, информационные, социально-контактные - указаны в первом блоке схемы). Не на все эти условия педагог может эффективно влиять, но иметь представление о них нужно.

 

 

 

 

Схема 3. Общий вид основных составляющих системы руководства профессиональным самоопределением моло­дежи (пояснения в тексте).

 

Второй блок - система функций (работы) по руко­водству профессиональным самоопределением разви­вающегося человека как субъекта труда и соответству­ющих этим функциям структур. Сюда относятся и педагоги со всем арсеналом их возможного влияния на активность учащихся.

Стрелка, идущая от первого блока ко второму, ука­зывает на поток сведений о текущих состояниях пред­мета заботы и внимания педагога и как бы, в частнос­ти, напоминает, что прежде чем оказывать учащему­ся помощь в самоопределении, оказывать на него ка­кое-то полезное, как кажется педагогу, влияние, надо конкретно разобраться в данной индивидуальной си­туации развития (старая, впрочем, истина: «Не зная броду, не суйся в воду»). Нет ничего легче и нет ниче­го хуже, чем реализовать педагогические воздействия, опираясь на одно лишь огульное, абстрактное знание об объекте и на общие схемы решения педагогичес­ких задач («Знаем мы, как с вами всеми-управлять­ся!»).

Понятно, что «поток сведений», о коем идет речь, сам не возникает - его надо создать (применить, на­пример, методы педагогического, психологического изучения учащихся и прежде всего методы наблюде­ния, беседы, анализа истории личности).

Стрелка, идущая от второго блока к первому, соот­ветствует потоку влияний, воздействий практических работников, озабоченых вопросами профессионально­го самоопределения молодежи, на объекты их внима­ния и заботы. «Поток влияний» тоже возникает не «сам собой», но как результат принятия разумных педагогических решений и мастерского применения всех доступных педагогу методов и средств его работы.

В остальных блоках схемы предлагаем вам разо­браться самостоятельно.

Отметим лишь, что отображенная на приведенной схеме система вовсе не обязательно «сама собой» функ­ционирует именно хорошо. Некоторые звенья ее мо­гут не работать или работать очень несогласованно и даже взаимно противоречиво (скажем, усилия педаго­га по воспитанию уважения к систематическому про­изводительному труду могут разрушаться под влия­нием таких информационных потоков в обществе как реклама образа жизни игроков - «... вы можете у нас выиграть миллион...», рантье - «... я жую, а за меня работают удачно вложенные деньги...» и т.п.). Что ж, жизнь есть борьба, и наше дело - не «ругаться», а вносить в нее посильную положительную лепту.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.