Здавалка
Главная | Обратная связь

О соотношении понятий «профессиональное » самоопределение», «профориентация», «профконсультация».



Существует большой массив литературы прошлых лет (во многом не потерявшей доныне значения, полез­ности), для которой характерны, привычны такие клю­чевые слова, как «профессиональная ориентация», «профориентационная работа», «профессиональная консультация».

Чтобы не утратить культурную традицию и не стро­ить премудрость «профессионального самоопределе­ния» якобы на пустом месте, постараемся осмыслить соотношения обсуждаемых понятий.

Слово «ориентация» в русском речеупотреблении фактически как бы маскирует различия, минимум, двух понятий: «ориентированность» человека в чем-то и «ориентирование» как особая деятельность, при­водящая к некоторой «ориентированности».

Полезно вспомнить, что в теории могут существо­вать так называемые «нуль-объекты» - слова, утвер­ждения, которым ничто не соответствует в действи­тельности (пока не соответствует или вообще не мо­жет соответствовать). Например, в науках о природе в свое время бытовало понятие «теплорода», в науках о человеке - понятие о трех мозговых желудочках как вместилищах памяти, мышления и фантазии.

Поэтому всегда полезно еще и «ще раз задуматься и посмотреть, что же в действительности соответству­ет или вовсе не соответствует привычным словам и «гладким» выражениям.

Каковы те эмпирические феномены, которые ока­зываются предметом рассмотрения, описания, прак­тического воздействия в случаях, когда употребляют­ся термины «профориентация», « профконсультация», «профессиональное самоопределение»? И прежде все­го, каковы признаки различения, выделения этих фе­номенов (а не просто слов)?

Первый признак - приобщение подрастающих чле­нов общества к трудовой деятельности. Но если бы мы ограничились только этим признаком, то интересую­щие нас явления мы встретили бы даже и в преддошкольном возрасте. Уже в этом возрасте дети сталки­ваются с тем, что окружающие их взрослые ходят на работу («Мама уела а аботу»,- сообщает двухлетка) и что это важнее многого другого. Дети и сами воспро­изводят отдельные доступные для их наблюдения тру­довые действия окружающих. Давно известно, что «Игра - дитя труда» и в играх дошкольников отража­ется социальная, трудовая жизнь своего времени. Но опыт, речевая практика не относят эти явления к об­ласти профориентации. Более того, даже так называе­мые уроки труда в школе, занятия, например, в сто­лярной мастерской или в кабинете домоводства эмпи­рически не относят к области профориентации, кон­сультации. В этом случае говорят о трудовом обуче­нии и воспитании.

Чтобы выделить интересующие нас явления, необ­ходимо принять во внимание также и их второй при­знак - приобщение человека к области профессий на пороге его зрелости как трудоспособного члена общес­тва. Но и этого признака мало, поскольку он относит­ся и к профессиональному обучению, и к тому, что называют профориентацией.

Третий необходимый признак обозначим условно как «прожективность» ситуаций, в которых находят­ся люди, приобщающиеся к профессиональному тру­ду. А именно, о профориентации и профконсультации говорят тогда, когда фактически занимаются проек­тированием, то есть мысленным построением будущих трудовых путей, судеб. Широко распространенное вы­ражение «выбор профессии» (мы им тоже пользуемся для краткости) как раз и указывает на то, что человек находится на распутье, в условиях неопределенности.

Здесь пока все недостаточно ясно - что такое «об­ласть профессий» или «мир труда», «порог зрелости», «приобщение к труду».

Выражение «приобщение к профессиональному тру­ду» обозначает существенно различные явления. В за­висимости от того, идет ли речь о профессиональном самоопределении подрастающего человека или о руководстве этим самоопределением со стороны взрос­лых, идет ли при этом речь о практике руководства большими (необозримыми) массами молодежи или о собственно педагогическом руководстве приобщением к труду каждого отдельного учащегося, члена коллек­тива, общества, можно выделить четыре рода феноме­нов приобщения к труду, связываемых с терминами «профориентация» и «профконсультацйя».

Первое - явления индивидуального самоопределе­ния. В данном случае термин «ориентация» должен мыслиться как ориентированность и ее становление, как самоориентирование. Это - развитие действенных интересов, преобладающих форм активности, склон­ностей; возникновение, развитие и самовоспитание качественно новых синтезов способностей, подготов­ленности подрастающего человека; возникновение, установление специфических взаимоотношений ребен­ка с родителями или с заменяющими их лицами; пре­образование (на основе ориентации на будущее) взаи­моотношений со сверстниками, товарищами, друзь­ями; установление специфических отношений с людь­ми, представляющими интересы общества, производ­ства (в широком смысле слова, включая и производст­во информации, и услуг, и производство порядка в обществе); образование качественно новых представ­лений о себе («я - будущий строитель мостов», «эта профессия не для меня»); формирование уровня при­тязаний в отношении ступеней «профессионального ро­ста»; построение личных профессиональных планов, реалистических образов своего будущего (а это — пси­хические регуляторы профессиональной судьбы).

Профессиональное самоопределение включает и фор­мирование моральной зрелости, ибо выбор профессии

должен опираться не только на логические («вычис­лительные»), но и на моральные основания, доводы.

Явления индивидуального самоопределения описы­ваются в терминах возрастной, дифференциальной, пе­дагогической, общей психологии, педагогики, мето­дики воспитания, медицины, возрастной физиологии.

Второе - явления, представляющие собой суммар­ный эффект самоопределения индивидов, относящих­ся к большим группам («школьники Новосибирской области», «восьмиклассники Вятско-Полянского рай­она»). Здесь «ориентация» тоже должна мыслиться как «ориентированность». Соответствующие явления, которые могут характеризовать и необозримые общнос­ти, описываются в терминах социологии, экономики, социальной психологии, педагогики на ее стыках с экономикой (поскольку здесь на первый план высту­пают проблемы подготовки и распределения, рацио­нального использования людей как более или менее обезличенных «трудовых ресурсов»), физиологии че­ловека, медицины.

Показатели, по которым мы что-то узнаем о выде­ленных двух группах явлений, различны, хотя, каза­лось бы, речь всюду идет об одном и том же - о под­растающих поколениях, об учащихся. Во втором слу­чае могут, скажем, применяться процентные показа­тели, статистические коэффициенты, которые, как уже отмечалось в другой связи, мало уместны при инди­видуальной работе с оптантами.

Сходным образом, такие выявляемые в индивиду­альной работе показатели, как своеобразие структуры склонностей каждого школьника или особенности его практического ума, не применимы при характеристи­ке больших общностей подрастающих людей, хотя совершенно естественны и необходимы при характе­ристике индивидуального развития.

Третье - область практических педагогических (и иных) воздействий на профессиональное самоопреде­ление каждого, «вот этого» учащегося (руководство выбором профессии). Это руководство или влияние может, как отмечалось, более или менее сознательно осуществляться семьей, группой сверстников, друзей, коллективом их, учителями школы, врачом, внешколь­ными медицинскими, воспитательными, культурно-просветительными учреждениями (клубами, библио­теками).

В данном случае «ориентация», «консультация» должны мыслиться как ориентирование, консульти­рование. Для описания этих явлений используются прежде всего термины методики и теории воспитания, обучения и соответствующих психологических дисцип­лин, призванных информационно обеспечивать соот­ветствующий вид практики (таких, как психология личности, психологическая диагностика, дифференци­альная психология, психология профессий).

Четвертое — практическое руководство професси­ональным самоопределением молодежи как массовым социальным процессом. Речь идет о выработке и про­ведении в жизнь решений в области управления хо­дом развития общества, указаний и программ, опре­деляющих цели, задачи, содержание воспитания под­растающих поколений, молодежных организаций («кого», «для чего» воспитывать и пр.).

Эти явления не сводятся к суммарному эффекту ак­тов руководства, описанных в предыдущем случае. Они описываются в терминах политологических, экономи­ческих, юридических, социально-психологических, организационно-педагогических, теории управления об­ществом.

Кроме того, к этой же группе отнесем обширную область явлений, которые связаны с активностью средств массового воспитания (литературы, искусст­ва, печати, радио, кино, телевидения), которая может быть направлена (или не направлена, что тоже есть «влияние») на подготовку молодежи к труду и выбору профессии.

В связи с рассматриваемой группой явлений тер­мин «ориентация» должен мыслиться как ориентиро­вание (или дезориентирование).

Приведенную группировку явлений, которые свя­зываются с терминами «профессиональное самоопре­деление», «профориентация», «профконсультация», можно рассматривать как своего рода схему для ура­зумения разделения труда тех, кто озабочен (или до­лжен быть озабочен) вопросами подготовки молодежи к труду, руководства выбором профессии, помощи в адаптации человека к профессии.

Иметь представление об этом разделении трудовых функций важно и для взаимопонимания указанных специалистов, для правильной оценки ими возмож­ностей и ограничений своей области приложения сил, и для координации их усилий, и для поиска партне­ров в целях обмена опытом, для планирования соот­ветствующих совещаний, конференций.

Учитель наиболее непосредственно сталкивается с явлениями индивидуального профессионального само­определения и индивидуального консультирования по выбору профессии. Ориентировка же в функциях дру­гих групп специалистов также ему важна для успеха в работе

Задания, упражнения, вопросы для обдумывания к главе 2

1. Ниже приведены отрывки из публикаций специ­алистов, озабоченных вопросами профессионального самоопределения молодежи. Постарайтесь соотнести эти отрывки с предполагаемыми отраслями науки или практики, которые представляют эти специалисты (1. Социология и экономика, 2. Физиология и меди­цина, 3. Педагогика и психология):

а) «... Юра Т., ученик 8 класса, подробно смог рас­сказать о профессии своей мамы - стрелочницы на железной дороге. «Она работает на разъезде, недалеко от населенного пункта, и мы там живем. Профессия ее очень нужная - от ее работы зависит безопасность
на железной дороге. Она всю жизнь на этом посту, всегда очень ответственная, внимательная и аккурат­ная. Она очень любит свою работу». Но вот о профес­
сии своего дедушки Юра мог сказать только то, что дедушка не любит свою специальность - ремонт обу­ви. «Это очень грязная, поганая работа. Когда он (дед)
говорит о своей профессии, то только плохое и не лю­бит подробно о ней рассказывать».

Мы видим, что хотят того или не хотят взрослые, проводят или не проводят специальную беседу о про­фессии - они являются источником информации о профессиях и при этом вносят в сознание детей и оп­ределенное отношение к этой работе...» (по Г.Ф. Ко­рольковой, 1980).

б) «Выявлена корреляция между намерениями уча­щихся продолжать образование и их школьной успе­ваемостью. Среди выпускников, планирующих продол­жение учебы с отрывом от производства, 65% имеют оценки «отлично» и «хорошо», 35% - «хорошо» и «удовлетворительно». 7% человек (оценки «удовлет­ворительно») решили совмещать работу с учебой» (по О.И. Зотовой, А.Г. Ашкинази и Ю.А. Коваленко, 1969).

в) «Выборочные обследования... показали, что пе­рерыв в работе при переходе с одного места на другое составляет в среднем 33 дня, а такой же перерыв для
молодежи в возрасте до 20 лет - 41 день.

Вследствие перемены мест работы снижается про­изводительность труда, возрастает брак.

По промышленности в целом связанные с этим по­тери составляют сотни миллионов рублей в год» (по А.З. Майкову, 1969).

г) У подростков, профессионально пригодных к ра­боте с мелкими деталями, «пороги быстроты различе­ния... находятся в пределах до 0,1 - 0,25 сек и снижа­ются в период врабатываемости до 0,05 - 0,20 сек, а у профессионально непригодных они, как правило, на­ходятся в пределах 1 сек и не снижаются во время работы» (по И.Д. Карцеву, 1972).

д). «Если у восьмиклассников речь идет преимущес­твенно о желании иметь ту или другую профессию, то перед окончанием девятого класса учащиеся ориенти­руются скорее на свои реальные возможности... в де­сятом классе происходит обогащение мотивов выбора - кроме целей личного самосовершенствования ста­вятся и вполне практические задачи, основанные на осознании своих возможностей, желаний, потребнос­тей народного хозяйства в специалистах определен­ных отраслей. Однако и в десятом классе многие школьники по-прежнему не готовы к сознательному выбору» (по И.В. Михайлову, 1975).

2. Поразмыслите над приводимыми ниже отрывка­ми из письма учащегося и сделайте заключение о том, что было упущено в деле педагогического руководства его профессиональным самоопределением:

«Мне 16 лет. Учусь в 10 классе. После окончания 8 класса закончил художественную школу, где учился 5 лет. В общеобразовательной школе учился без тро­ек, на «4» и «5» - из класса в класс переходил с бла­годарностями. Занимался легкой атлетикой, но бро­сил из-за болезни. 9 класс также кончил на «4» и «5». С раннего детства была мечта - стать военным, так как дед у меня подполковник в отставке. Всегда стре­мился и хотел попасть в военное училище. И вот в 10 классе, в декабре пришла повестка на призывной пункт, а затем в военкомат. Подвело меня зрение... даже в тыловые и инженерные училища не берут с моим зрением. Цветоощущение в порядке, слух, фи­зическая подготовка, характеристика хорошая, рост - 1 м 82,5 см, оценки хорошие, но ничего не помогло против зрения.

После военкомата я с мамой и папой, дедом, ба­бушкой много передумал путей, куда поступать те­перь... И в политехнический, и в юридический. Отец советует по художественной части, но у меня сердце что-то не очень к этому лежит; в театральный - в классе все говорят, чтоб шел туда...но мечта военного у меня осталась неисправимой. Мама говорит: «Поступай в медицинский - ты сможешь быть, где захочешь... и военным врачом. Я много думал...» (по Г.Ф. Король­ковой, 1980).

3. Как вы думаете, нужно ли подбирать тугоухих людей для работы в шумном цехе (штамповка) или создавать технические средства защиты органа слуха от неизбежных производственных шумов?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.