О соотношении понятий «профессиональное » самоопределение», «профориентация», «профконсультация».
Существует большой массив литературы прошлых лет (во многом не потерявшей доныне значения, полезности), для которой характерны, привычны такие ключевые слова, как «профессиональная ориентация», «профориентационная работа», «профессиональная консультация». Чтобы не утратить культурную традицию и не строить премудрость «профессионального самоопределения» якобы на пустом месте, постараемся осмыслить соотношения обсуждаемых понятий. Слово «ориентация» в русском речеупотреблении фактически как бы маскирует различия, минимум, двух понятий: «ориентированность» человека в чем-то и «ориентирование» как особая деятельность, приводящая к некоторой «ориентированности». Полезно вспомнить, что в теории могут существовать так называемые «нуль-объекты» - слова, утверждения, которым ничто не соответствует в действительности (пока не соответствует или вообще не может соответствовать). Например, в науках о природе в свое время бытовало понятие «теплорода», в науках о человеке - понятие о трех мозговых желудочках как вместилищах памяти, мышления и фантазии. Поэтому всегда полезно еще и «ще раз задуматься и посмотреть, что же в действительности соответствует или вовсе не соответствует привычным словам и «гладким» выражениям. Каковы те эмпирические феномены, которые оказываются предметом рассмотрения, описания, практического воздействия в случаях, когда употребляются термины «профориентация», « профконсультация», «профессиональное самоопределение»? И прежде всего, каковы признаки различения, выделения этих феноменов (а не просто слов)? Первый признак - приобщение подрастающих членов общества к трудовой деятельности. Но если бы мы ограничились только этим признаком, то интересующие нас явления мы встретили бы даже и в преддошкольном возрасте. Уже в этом возрасте дети сталкиваются с тем, что окружающие их взрослые ходят на работу («Мама уела а аботу»,- сообщает двухлетка) и что это важнее многого другого. Дети и сами воспроизводят отдельные доступные для их наблюдения трудовые действия окружающих. Давно известно, что «Игра - дитя труда» и в играх дошкольников отражается социальная, трудовая жизнь своего времени. Но опыт, речевая практика не относят эти явления к области профориентации. Более того, даже так называемые уроки труда в школе, занятия, например, в столярной мастерской или в кабинете домоводства эмпирически не относят к области профориентации, консультации. В этом случае говорят о трудовом обучении и воспитании. Чтобы выделить интересующие нас явления, необходимо принять во внимание также и их второй признак - приобщение человека к области профессий на пороге его зрелости как трудоспособного члена общества. Но и этого признака мало, поскольку он относится и к профессиональному обучению, и к тому, что называют профориентацией. Третий необходимый признак обозначим условно как «прожективность» ситуаций, в которых находятся люди, приобщающиеся к профессиональному труду. А именно, о профориентации и профконсультации говорят тогда, когда фактически занимаются проектированием, то есть мысленным построением будущих трудовых путей, судеб. Широко распространенное выражение «выбор профессии» (мы им тоже пользуемся для краткости) как раз и указывает на то, что человек находится на распутье, в условиях неопределенности. Здесь пока все недостаточно ясно - что такое «область профессий» или «мир труда», «порог зрелости», «приобщение к труду». Выражение «приобщение к профессиональному труду» обозначает существенно различные явления. В зависимости от того, идет ли речь о профессиональном самоопределении подрастающего человека или о руководстве этим самоопределением со стороны взрослых, идет ли при этом речь о практике руководства большими (необозримыми) массами молодежи или о собственно педагогическом руководстве приобщением к труду каждого отдельного учащегося, члена коллектива, общества, можно выделить четыре рода феноменов приобщения к труду, связываемых с терминами «профориентация» и «профконсультацйя». Первое - явления индивидуального самоопределения. В данном случае термин «ориентация» должен мыслиться как ориентированность и ее становление, как самоориентирование. Это - развитие действенных интересов, преобладающих форм активности, склонностей; возникновение, развитие и самовоспитание качественно новых синтезов способностей, подготовленности подрастающего человека; возникновение, установление специфических взаимоотношений ребенка с родителями или с заменяющими их лицами; преобразование (на основе ориентации на будущее) взаимоотношений со сверстниками, товарищами, друзьями; установление специфических отношений с людьми, представляющими интересы общества, производства (в широком смысле слова, включая и производство информации, и услуг, и производство порядка в обществе); образование качественно новых представлений о себе («я - будущий строитель мостов», «эта профессия не для меня»); формирование уровня притязаний в отношении ступеней «профессионального роста»; построение личных профессиональных планов, реалистических образов своего будущего (а это — психические регуляторы профессиональной судьбы). Профессиональное самоопределение включает и формирование моральной зрелости, ибо выбор профессии должен опираться не только на логические («вычислительные»), но и на моральные основания, доводы. Явления индивидуального самоопределения описываются в терминах возрастной, дифференциальной, педагогической, общей психологии, педагогики, методики воспитания, медицины, возрастной физиологии. Второе - явления, представляющие собой суммарный эффект самоопределения индивидов, относящихся к большим группам («школьники Новосибирской области», «восьмиклассники Вятско-Полянского района»). Здесь «ориентация» тоже должна мыслиться как «ориентированность». Соответствующие явления, которые могут характеризовать и необозримые общности, описываются в терминах социологии, экономики, социальной психологии, педагогики на ее стыках с экономикой (поскольку здесь на первый план выступают проблемы подготовки и распределения, рационального использования людей как более или менее обезличенных «трудовых ресурсов»), физиологии человека, медицины. Показатели, по которым мы что-то узнаем о выделенных двух группах явлений, различны, хотя, казалось бы, речь всюду идет об одном и том же - о подрастающих поколениях, об учащихся. Во втором случае могут, скажем, применяться процентные показатели, статистические коэффициенты, которые, как уже отмечалось в другой связи, мало уместны при индивидуальной работе с оптантами. Сходным образом, такие выявляемые в индивидуальной работе показатели, как своеобразие структуры склонностей каждого школьника или особенности его практического ума, не применимы при характеристике больших общностей подрастающих людей, хотя совершенно естественны и необходимы при характеристике индивидуального развития. Третье - область практических педагогических (и иных) воздействий на профессиональное самоопределение каждого, «вот этого» учащегося (руководство выбором профессии). Это руководство или влияние может, как отмечалось, более или менее сознательно осуществляться семьей, группой сверстников, друзей, коллективом их, учителями школы, врачом, внешкольными медицинскими, воспитательными, культурно-просветительными учреждениями (клубами, библиотеками). В данном случае «ориентация», «консультация» должны мыслиться как ориентирование, консультирование. Для описания этих явлений используются прежде всего термины методики и теории воспитания, обучения и соответствующих психологических дисциплин, призванных информационно обеспечивать соответствующий вид практики (таких, как психология личности, психологическая диагностика, дифференциальная психология, психология профессий). Четвертое — практическое руководство профессиональным самоопределением молодежи как массовым социальным процессом. Речь идет о выработке и проведении в жизнь решений в области управления ходом развития общества, указаний и программ, определяющих цели, задачи, содержание воспитания подрастающих поколений, молодежных организаций («кого», «для чего» воспитывать и пр.). Эти явления не сводятся к суммарному эффекту актов руководства, описанных в предыдущем случае. Они описываются в терминах политологических, экономических, юридических, социально-психологических, организационно-педагогических, теории управления обществом. Кроме того, к этой же группе отнесем обширную область явлений, которые связаны с активностью средств массового воспитания (литературы, искусства, печати, радио, кино, телевидения), которая может быть направлена (или не направлена, что тоже есть «влияние») на подготовку молодежи к труду и выбору профессии. В связи с рассматриваемой группой явлений термин «ориентация» должен мыслиться как ориентирование (или дезориентирование). Приведенную группировку явлений, которые связываются с терминами «профессиональное самоопределение», «профориентация», «профконсультация», можно рассматривать как своего рода схему для уразумения разделения труда тех, кто озабочен (или должен быть озабочен) вопросами подготовки молодежи к труду, руководства выбором профессии, помощи в адаптации человека к профессии. Иметь представление об этом разделении трудовых функций важно и для взаимопонимания указанных специалистов, для правильной оценки ими возможностей и ограничений своей области приложения сил, и для координации их усилий, и для поиска партнеров в целях обмена опытом, для планирования соответствующих совещаний, конференций. Учитель наиболее непосредственно сталкивается с явлениями индивидуального профессионального самоопределения и индивидуального консультирования по выбору профессии. Ориентировка же в функциях других групп специалистов также ему важна для успеха в работе Задания, упражнения, вопросы для обдумывания к главе 2 1. Ниже приведены отрывки из публикаций специалистов, озабоченных вопросами профессионального самоопределения молодежи. Постарайтесь соотнести эти отрывки с предполагаемыми отраслями науки или практики, которые представляют эти специалисты (1. Социология и экономика, 2. Физиология и медицина, 3. Педагогика и психология): а) «... Юра Т., ученик 8 класса, подробно смог рассказать о профессии своей мамы - стрелочницы на железной дороге. «Она работает на разъезде, недалеко от населенного пункта, и мы там живем. Профессия ее очень нужная - от ее работы зависит безопасность Мы видим, что хотят того или не хотят взрослые, проводят или не проводят специальную беседу о профессии - они являются источником информации о профессиях и при этом вносят в сознание детей и определенное отношение к этой работе...» (по Г.Ф. Корольковой, 1980). б) «Выявлена корреляция между намерениями учащихся продолжать образование и их школьной успеваемостью. Среди выпускников, планирующих продолжение учебы с отрывом от производства, 65% имеют оценки «отлично» и «хорошо», 35% - «хорошо» и «удовлетворительно». 7% человек (оценки «удовлетворительно») решили совмещать работу с учебой» (по О.И. Зотовой, А.Г. Ашкинази и Ю.А. Коваленко, 1969). в) «Выборочные обследования... показали, что перерыв в работе при переходе с одного места на другое составляет в среднем 33 дня, а такой же перерыв для Вследствие перемены мест работы снижается производительность труда, возрастает брак. По промышленности в целом связанные с этим потери составляют сотни миллионов рублей в год» (по А.З. Майкову, 1969). г) У подростков, профессионально пригодных к работе с мелкими деталями, «пороги быстроты различения... находятся в пределах до 0,1 - 0,25 сек и снижаются в период врабатываемости до 0,05 - 0,20 сек, а у профессионально непригодных они, как правило, находятся в пределах 1 сек и не снижаются во время работы» (по И.Д. Карцеву, 1972). д). «Если у восьмиклассников речь идет преимущественно о желании иметь ту или другую профессию, то перед окончанием девятого класса учащиеся ориентируются скорее на свои реальные возможности... в десятом классе происходит обогащение мотивов выбора - кроме целей личного самосовершенствования ставятся и вполне практические задачи, основанные на осознании своих возможностей, желаний, потребностей народного хозяйства в специалистах определенных отраслей. Однако и в десятом классе многие школьники по-прежнему не готовы к сознательному выбору» (по И.В. Михайлову, 1975). 2. Поразмыслите над приводимыми ниже отрывками из письма учащегося и сделайте заключение о том, что было упущено в деле педагогического руководства его профессиональным самоопределением: «Мне 16 лет. Учусь в 10 классе. После окончания 8 класса закончил художественную школу, где учился 5 лет. В общеобразовательной школе учился без троек, на «4» и «5» - из класса в класс переходил с благодарностями. Занимался легкой атлетикой, но бросил из-за болезни. 9 класс также кончил на «4» и «5». С раннего детства была мечта - стать военным, так как дед у меня подполковник в отставке. Всегда стремился и хотел попасть в военное училище. И вот в 10 классе, в декабре пришла повестка на призывной пункт, а затем в военкомат. Подвело меня зрение... даже в тыловые и инженерные училища не берут с моим зрением. Цветоощущение в порядке, слух, физическая подготовка, характеристика хорошая, рост - 1 м 82,5 см, оценки хорошие, но ничего не помогло против зрения. После военкомата я с мамой и папой, дедом, бабушкой много передумал путей, куда поступать теперь... И в политехнический, и в юридический. Отец советует по художественной части, но у меня сердце что-то не очень к этому лежит; в театральный - в классе все говорят, чтоб шел туда...но мечта военного у меня осталась неисправимой. Мама говорит: «Поступай в медицинский - ты сможешь быть, где захочешь... и военным врачом. Я много думал...» (по Г.Ф. Корольковой, 1980). 3. Как вы думаете, нужно ли подбирать тугоухих людей для работы в шумном цехе (штамповка) или создавать технические средства защиты органа слуха от неизбежных производственных шумов?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|