Сводка основных идей
Профессиональное Самоопределение - это не создание пределов развитию человека, не впадание в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах. Результатом профессионального самоопределения для самого подрастающего человека в старшем школьном возрасте является относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план, как минимум, ближайших шагов на профессиональном пути (выбор формы профессионального обучения, учебного заведения). А для педагога, озабоченного вопросами руководства профессиональным самоопределением, результатом деятельности является состояние готовности подрастающего человека к сознательному, самостоятельному обдумыванию (и сейчас, и в дальнейшем) своего профессионального будущего в соответствии с важнейшими общечеловеческими ценностными представлениями и социальными нормами. В свою очередь, общечеловеческие ценностные представления - это не есть усреднение всего того, ради чего может быть активным любой и каждый, но то, что характеризует лучшую часть общества — профессионалов, «делателей» чего-то полезного (воспроизводство и совершенствование материальной и духовной культуры во всех ее проявлениях, уважительное отношение к индивидуальному и возрастно-половому своеобразию «другого», взаимообогащение опытом). Необходимость в руководстве профессиональным самоопределением постоянно воспроизводится в обществе как результат нормальных противоречий его развития; поэтому соответствующие вопросы составляют органичное звено в системе учебно-воспитательной работы школы. Педагог, школа составляют, в свою очередь, важное, но не единственное звено в большой системе разнородных социальных структур, учреждений общества, источников информации, отдельных лиц или групп, так или иначе фактически влияющих (прямо или опосредованно, в желательном или нежелательном направлениях) на процессы профессионального самоопределения молодежи (это и семья, и друзья ребенка, и органы здравоохранения, и средства массовой информации, произведения литературы и искусства, научные, научно-методические учреждения, органы управления обществом). Важно задумываться о возможностях, ограничениях и фактическом функционировании (или бездействии) каждого из звеньев этой системы в обсуждаемом деле. Для руководства профессиональным самоопределением подрастающего человека необходимо ориентироваться в таких областях знания, как возрастная, дифференциальная психология, психологическое профессиоведение, методика индивидуальной и групповой работы с учащимися по активизации их самовоспитания как будущих профессионалов. Литература Болтунов А.П. Система профориентационной работы в выпускных классах общеобразовательной шко-лы//История советской психологии труда. Тексты. М., МГУ, 1982, с. 223-229. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации//Вопр. пси-хол., 1988, № 1, с. 77-82. Брагина В.Д. Представления о профессии и самооценка профессионально-важных качеств учащейся мо-лодежи//Вопросы психологии, 1976, № 2, с. 146-156. Брылякова Л.Л. Руководство выбором профессии. Ижевск, 1983. Волков И.П. Внеурочная самостоятельная работа учащихся - эффективный путь профессионального са-моопределения//Школа и производство. 1987, № 9, с. 6-9. Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. М., 1991. Гизатулин Ш.З. Профориентация старших школьников. Уфа, 1985. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. Учебн. пособие для пединститутов. М., Просвещение, 1988. Климов Е.А. Проблемы профориентации//Возраст-ная и педагогическая психология. Материалы Всесоюзного семинара-совещания. Пермь, 1974, с. 124-147. Методика индивидуальной профконсультации. М., Высш. школа, 1982. Профессиональная ориентация школьников. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. Ярославль, 1986. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов B.C., Бу-халов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся. М., Просвещение, 1988. Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев, Рад. шк., 1983.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|