Здавалка
Главная | Обратная связь

Сводка основных идей



Профессиональное Самоопределение - это не созда­ние пределов развитию человека, не впадание в про­фессиональную ограниченность, а поиск возможнос­тей беспредельного развития. Это не однократное дея­ние, а длительный, многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах.

Результатом профессионального самоопределения для самого подрастающего человека в старшем школь­ном возрасте является относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалис­тичный план, как минимум, ближайших шагов на профессиональном пути (выбор формы профессиональ­ного обучения, учебного заведения).

А для педагога, озабоченного вопросами руководст­ва профессиональным самоопределением, результатом деятельности является состояние готовности подрас­тающего человека к сознательному, самостоятельно­му обдумыванию (и сейчас, и в дальнейшем) своего профессионального будущего в соответствии с важней­шими общечеловеческими ценностными представле­ниями и социальными нормами.

В свою очередь, общечеловеческие ценностные пред­ставления - это не есть усреднение всего того, ради чего может быть активным любой и каждый, но то, что характеризует лучшую часть общества — профес­сионалов, «делателей» чего-то полезного (воспроизвод­ство и совершенствование материальной и духовной культуры во всех ее проявлениях, уважительное отно­шение к индивидуальному и возрастно-половому свое­образию «другого», взаимообогащение опытом).

Необходимость в руководстве профессиональным са­моопределением постоянно воспроизводится в общес­тве как результат нормальных противоречий его раз­вития; поэтому соответствующие вопросы составляют органичное звено в системе учебно-воспитательной работы школы.

Педагог, школа составляют, в свою очередь, важ­ное, но не единственное звено в большой системе раз­нородных социальных структур, учреждений общест­ва, источников информации, отдельных лиц или групп, так или иначе фактически влияющих (прямо или опос­редованно, в желательном или нежелательном направ­лениях) на процессы профессионального самоопреде­ления молодежи (это и семья, и друзья ребенка, и ор­ганы здравоохранения, и средства массовой информа­ции, произведения литературы и искусства, научные, научно-методические учреждения, органы управления обществом). Важно задумываться о возможностях, ограничениях и фактическом функционировании (или бездействии) каждого из звеньев этой системы в об­суждаемом деле.

Для руководства профессиональным самоопределе­нием подрастающего человека необходимо ориентиро­ваться в таких областях знания, как возрастная, диф­ференциальная психология, психологическое профессиоведение, методика индивидуальной и групповой работы с учащимися по активизации их самовоспита­ния как будущих профессионалов.

Литература

Болтунов А.П. Система профориентационной рабо­ты в выпускных классах общеобразовательной шко-лы//История советской психологии труда. Тексты. М.,

МГУ, 1982, с. 223-229.

Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая ди­агностика в школьной профориентации//Вопр. пси-хол., 1988, № 1, с. 77-82.

Брагина В.Д. Представления о профессии и само­оценка профессионально-важных качеств учащейся мо-лодежи//Вопросы психологии, 1976, № 2, с. 146-156.

Брылякова Л.Л. Руководство выбором профессии. Ижевск, 1983.

Волков И.П. Внеурочная самостоятельная работа учащихся - эффективный путь профессионального са-моопределения//Школа и производство. 1987, № 9, с. 6-9.

Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. М., 1991.

Гизатулин Ш.З. Профориентация старших школь­ников. Уфа, 1985.

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школь­ников. Учебн. пособие для пединститутов. М., Про­свещение, 1988.

Климов Е.А. Проблемы профориентации//Возраст-ная и педагогическая психология. Материалы Всесо­юзного семинара-совещания. Пермь, 1974, с. 124-147.

Методика индивидуальной профконсультации. М., Высш. школа, 1982.

Профессиональная ориентация школьников. Тези­сы Всесоюзной научно-практической конференции. Ярославль, 1986.

Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов B.C., Бу-халов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся. М., Просвещение, 1988.

Ярошенко В.В. Школа и профессиональное само­определение учащихся. Киев, Рад. шк., 1983.

 

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.