Здавалка
Главная | Обратная связь

Пути установления соответствия личных качеств человека и требований деятельности.



Идея взаимного соответствия личных качеств чело­века, с одной стороны, и требований, предъявляемых к нему обстоятельствами работы, деятельности, с дру­гой, как бы разумеется сама собой. Она явно и на раз­ные лады отображена даже в фольклоре, например в пословицах: «Руби сук по плечу», «И умен, и при­гож, да на дело не гож», «Какова Устинья, такова у нее и ботвинья».

Эта идея является фундаментальной в контексте те­оретических основ профессионального самоопределе­ния, профориентации, профконсультации, педагоги­ческого руководства развитием человека как субъекта труда. А именно, все теоретические придумки и прак­тические находки сводятся здесь к тому, чтобы либо человека привести в соответствие со сложившимися требованиями работы, трудового поста, либо изменить сам трудовой пост, рабочее место, служебные функ­ции так, чтобы они соответствовали особенностям человека.

Простой модельный пример: стол, за которым вы сидите, занимаясь, слишком низок или стул слиш­ком высок. Пока что это рабочее место как бы требу­ет, чтобы вы сидели сгорбившись. Возникает своеоб­разный конфликт систем - субъектной и объектной.

Ясно, что вы не будете заставлять себя привыкать к этому безобразию, не захотите горбиться и постара­етесь найти разумный исход из указанного конфлик­та; возможно, без особо хитрой науки вы постараетесь изменить эту внешнюю обстановку - либо что-то под­ложите под ножки стола, либо обрежете ножки стула, либо замените мебель и пр.

Так же обстоит в профессиональной области и с со­циальными требованиями, которые могут исходить от коллег, старших, от руководящих и инспектирующих лиц, от родителей учащихся. Не все требования ра­зумны. Правда, разрешать конфликты в системах «субъект - субъект» отнюдь не проще, чем в субъект-объектных.

Но главное в следующем: следует считать конфлик­ты описанной природы не исключением, а нормаль­ным правилом; важно их выявлять, предусматривать, по возможности спокойно в них разбираться и свое­временно разрешать на разумной основе.

Можно указать некоторые традиционные пути устранения несоответствия между человеком и рабо­той. Эти пути, как вы увидите, общеизвестны; мы все­го лишь представим их в компактной, обозримой фор­ме.

1.Существует явление так называемого «стихийно­го» или «естественного» профессионального отбора. Оно состоит в том, что человек, оказавшись не на своем месте в мире трудовых занятий или в системе проф­ессионального образования, испытывает при этом не­приятные переживания (типа «это не моя лужа!»).

Эти переживания могут быть результирующим эф­фектом его несоответствия выбранному профессиональ­ному пути по самым разным признакам (начиная от неудобной вынужденной рабочей позы или неприязни к типу предлагаемой ему для усвоения информации и кончая несносным характером непосредственного ру­ководителя или осознанием своей неуспешности в де­ятельности). Человек бросает учебу или уходит с ра­боты в поисках чего-то более подходящего.

Описанного рода явления, факты ведут, с одной сто­роны, к тому, что часть людей, наконец, «находит себя» на том или ином профессиональном пути, а часть -быть может, немалая - нет, сознавая себя неудачни­ками. А это последнее ущербно и для личности, и для общества (поскольку, в частности, вносит нежелатель­ный вклад в общественное настроение). С другой сто­роны, для руководителей общества, производства ука­занные явления, если они многочисленны, создают реальную картину так называемой «текучести» кад­ров, их «нестабильности», нежелательных «перето­ков», «миграций» и пр.; это все обходится народному хозяйству недешево (человек, собирающийся уходить с учебы или,работы, учится или работает вполсилы; на новом месте должен заново привыкать - опять «жизнь вполсилы», а в промежутке между занятостью может и просто «слоняться», наполненный мрачны­ми переживаниями, и пр.). Понятно, что здесь падает и продуктивность труда.

Если мы, что называется, болеем за свой народ, то не можем считать желательным такой вариант установления гармонии между человеком и работой; Здесь, правда, много самостоятельности, «само»-определения, но очень велика вероятность неудачных выборов: са­моопределение людей не обеспечено средствами пси­хологии и педагогики./

2. На этапе выбора профессии, когда человек учит­ся в старших классах общеобразовательной школы и еще не «стартовал» как профессионал, у него так или
иначе выражен мысленный перебор воображаемых и более или менее возможных вариантов будущих жиз­ненных путей.

Если в предшествующем пункте речь шла скорее о «подгонке» человека к наличным вариантам (отбору людей для профессий), то здесь на первое место вы­ступает подбор подходящей профессии для определен­ного человека (на этом основании иногда проводят различие между, соответственно, «профотбором» и « профподбором »).

При этом, например, учащийся может быть лишен хорошего педагогического руководства по линии вы­бора будущего профессионального пути и должен про­явить, так сказать, вынужденную самостоятельность. Как было уже отмечено в другой связи, что-то совету­ют или даже «давят» сверстники, что-то советуют и могут тоже сильно «давить» родители.

В данном варианте оптант (субъект выбора) предос­тавлен самому себе, и требования к самостоятельнос­ти могут превосходить возрастные возможности его ра­зумения и опыта. В результате вероятность неудач­ных выборов тоже оказывается высокой. Это скорее кажущаяся самостоятельность и кажущееся, вынуж­денное самоопределение.

3. Не располагая возможностью получить систематическое профессиональное образование в излюблен­ной области, человек может, так сказать, войти в ре­жим «самоучки». Это может дать в отдельных случа­ях и хороший результат (исторические примеры: И.П.Кулибин, знаменитый «механик-самоучка» кон­ца 18 и начала 19 веков, древнегреческий оратор Де­мосфен, преодолевший у себя нечеткое произношение и слабость голоса и др.), но вероятность неуспеха здесь тоже весьма велика.

Существенное отличие этого случая («пункта») от предшествующих двух состоит в том, что речь идет не об использовании и переборе наличных вариантов субъ­ектного или объектного факторов профессионального успеха, а о создании, формировании того, чего пока еще нет; в данном случае - о формировании потреб­ных особенностей самого человека (его личных качеств, умений, внутренних средств деятельности, о коих по­дробнее речь пойдет в своем месте)

4. Создаваться, формироваться, производиться за­ново могут не только личные - профессионально цен­ные - качества человека, но и внешние условия и сред­ства деятельности.

В данном случае мы будем иметь в виду спонтан­ную рационализаторскую активность профессионалов (существует еще и специально организованное проек­тирование средств и условий труда, о чем несколько ниже).

В начале этой главы мы уже приводили модельный пример, когда человек не мирится с неудобством ра­бочего места и изменяет его. Если вы присмотритесь к профессионалам, то увидите в их работе множество проявлений такого рода «микроноваторства» (начиная от оригинального распределения места в записной книжке или формы рукоятки напильника и кончая более или менее сложными приспособлениями - ка­менщик придумал подвесные подмости, учитель фи­зики световую указку, классный руководитель приду­мал процедуру «публичной защиты» учениками вы­бранной профессии и пр. (организационно-педагоги­ческие придумки - тоже ведь изобретения).

В данном пункте, как и в предшествующем, речь также идет не об использовании чего-то «готовенько­го», а о созидании нового.

5'. Если развивающийся человек как субъект выбо­ра профессии располагает хорошим педагогическим руководством (есть подготовленные люди, способные оказать ему содействие в выборе будущего трудового пути, в трудоустройстве, есть подборка необходимой литературы или компьютеризованная система инфор­мационной профессиоведческой поддержки выбора профессии), то даже такая - всегда малоприятная про­цедура, как профотбор, может выглядеть не просто как «отсекание» негодных, но сопровождаться консульти­рованием и тех, кто не прошел «игольное ушко» проф­отбора; им могут быть корректно и тактично рекомен­дованы другие занятия, как раз «по душе и по пле­чу».

Самостоятельность оптанта, процесс его самоопре­деления здесь не умаляются, но обогащены оптималь­ной педагогической поддержкой.

Пусть такого рода мероприятий мало в практике, но теоретически это один из желательных вариантов работы с субъектами выбора, оптантами.

6. В ситуации выбора профессии оптант может быть обеспечен компетентным консультированием по вы­бору профессии, сопровождаемым даже рекомендациями по самовоспитанию, по выработке в дальнейшем оптимального индивидуального стиля работы (подроб­нее о стиле речь пойдет несколько ниже).

Правильное консультирование по выбору профес­сии - это отнюдь не «игра в одни ворота», а, как вся­кая педагогическая работа, это совместная деятель­ность подрастающего человека, с одной стороны, и более старшего, опытного представителя общества (и носителя культуры, социально-исторических обрете­ний), с другой.

Самостоятельность оптанта, процесс именно само­определения здесь сохраняются и культивируются, будучи обогащены еще и опытом человечества в той мере, в какой им владеет педагог в роли советчика.

7. Если при профконсультации, о чем шла речь выше, все же преобладает мысленный перебор налич­ных возможностей (субъектных и объектных), то в разных формах профессионального образования (под­готовки, переподготовки кадров) доминирует пафос формирования собственно годности человека к про­фессии (как вы понимаете, эта годность складывается не просто из так называемых специальных способнос­тей, но из направленности и характерологических свойств личности, из познавательных и исполнитель­но-практических умений, из информированности, опы­та; и все это имеется в виду не порознь, а в интегриро­ванном виде, вместе).

8. Фактически существует развитая в обществе от­расль придумывания, создания и внедрения новых условий и средств труда.

Существуют исследовательские, проектные, экспе­риментально-производственные организации, тем и озабоченные, чтобы создавать все более удобные, сообразные человеку условия и средства труда. Есть и спе­циалисты, озабоченные совершенствованием техничес­ких средств обучения и школьного оборудования, со­зданием технических средств, компенсирующих не­достатки зрения, слуха, двигательной сферы человека и пр. (сообразно сказанному, существуют отрасли на­уки, техники, практики - инженерная психология, эргономика, тифлотехника, коррекционная педагоги­ка и др., о чем вы при желании можете более подроб­но узнать, обратившись хотя бы к каталогам библио­теки).

Соответствующие усилия также, как легко согла­ситься, направлены на решение задачи уменьшения несоответствия между особенностями людей и требо­ваниями деятельности, возможной работы, профессии.

9. Поскольку жизнь разнообразна и протекает не по чьему-то разумному предначертанию, приходится сталкиваться, в частности, с излишним авторитариз­мом, директивным подходом в деле профориентации, трудоустройства молодежи.

Возможен профотбор с позиций так называемого «жесткого», физикалистского» (как в технике) управ­ления «человеческим фактором» («Не пригоден - ухо­ди, это твои проблемы»). Самоопределение как тако­вое в этих условиях оказывается ограниченным, по­давленным.

10. Консультирование по выбору профессии, про­цедуры «расстановки кадров» тоже иной раз могут по­ниматься именно как по возможности «жесткое» уп­равление, как манипулирование «пешками» на шах­матной доске, а не как уважительное руководство про­фессиональным самоопределением.

11. Возможны авторитарные тенденции и в деле формирования профессионала («Назвался груздем — поле­зай в кузов»), профессионального образования.

12. Задачи проектирования новых условий и средств труда также могут решаться без учета специфики осо­бенностей человека и даже с позиций вытеснения его из производственной среды (человек ошибается, уста­ет, чего-то «хочет не хочет»; то ли дело робототехни­ка: она может работать и в дыму, и в загазованой сре­де, «не пугается» выстрелов и пр.).

Разумеется, высвобождение человека от нетворчес­кой, рутинной, физически тяжелой работы - дело, что называется, святое. Но надо и заботиться о том чело­веке, который вытеснен из привычной производствен­ной «ниши» (помочь перестроить жизненные перспек­тивы, смыслы жизни, переучиться для нового дела, найти себя в чем-то другом). Здесь складывается вы­нужденная ситуация перемены труда.

Как вы поняли, мы, по сути дела, обсуждаем здесь, в частности, проблему так называемой «профессиональ­ной пригодности».

Часто без специальных оговорок имеют в виду при­годность человека к профессии. Но как нам теперь ясно, признак «пригодности» неправомерно приписы­вать только человеку, поскольку негодными могут оказаться плохо спроектированные и изготовленные средства и неудачно организованные условия труда.

Еще один простой и общепонятный пример: в свое время были придуманы и установлены цветные сиг­налы светофоров. В результате некоторая часть лю­дей, не различающих красный и зеленый цвета (так азываемые «дальтоники»), должны признаваться непригодными для водительских профессий. Но све­тофор - не явление природы. Можно было бы вместо красного сделать, скажем, горизонтальную белую поло­су (символ шлагбаума), вместо зеленого - горизонталь­ную (символ открытого пути), вместо желтого - круг или крест. Современная техника способна и на боль­шее. И не было бы непригодных. Правда, всякая ре­конструкция чего-то традиционно укорененного обхо­дится дорого.

При желании вы сами можете отметить немало по­добных ситуаций.

Хотя нередко употребляют выражения «профпри­годность человека», «определение (или диагностика) профпригодности школьников», следует помнить, что эти выражения, если и не совсем бессмысленны, то, по крайней мере, должны пониматься очень условно: если принять наличные условия и средства труда и особенности человека за нечто неизменное, то можно рассматривать людей как более или менее пригодных для данной работы «здесь и сейчас». Другими слова­ми, свойство пригодности может приписываться чело­веку лишь как ситуативное - присущее, строго гово­ря, не ему, а системе «субъект - объект».

Что касается человека, то пригодность его форми­руется в самой деятельности (профессионально-учеб­ной и трудовой), так что до включения в активную деятельность соответствующего рода и быть не может ожидаемой пригодности в целом и «готовом» виде. И поэтому задача ее «диагностики» как таковой у школь­ника является более или менее вздорной. Могут быть только некоторые составляющие, «стройматериал» для пригодности к будущей деятельности, о которых, разумеется, полезно знать (и соответственно ограничи­вать задачи диагностики). Пригодность надо диагнос­тировать для того, чтобы ее формировать.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.