Пути установления соответствия личных качеств человека и требований деятельности.
Идея взаимного соответствия личных качеств человека, с одной стороны, и требований, предъявляемых к нему обстоятельствами работы, деятельности, с другой, как бы разумеется сама собой. Она явно и на разные лады отображена даже в фольклоре, например в пословицах: «Руби сук по плечу», «И умен, и пригож, да на дело не гож», «Какова Устинья, такова у нее и ботвинья». Эта идея является фундаментальной в контексте теоретических основ профессионального самоопределения, профориентации, профконсультации, педагогического руководства развитием человека как субъекта труда. А именно, все теоретические придумки и практические находки сводятся здесь к тому, чтобы либо человека привести в соответствие со сложившимися требованиями работы, трудового поста, либо изменить сам трудовой пост, рабочее место, служебные функции так, чтобы они соответствовали особенностям человека. Простой модельный пример: стол, за которым вы сидите, занимаясь, слишком низок или стул слишком высок. Пока что это рабочее место как бы требует, чтобы вы сидели сгорбившись. Возникает своеобразный конфликт систем - субъектной и объектной. Ясно, что вы не будете заставлять себя привыкать к этому безобразию, не захотите горбиться и постараетесь найти разумный исход из указанного конфликта; возможно, без особо хитрой науки вы постараетесь изменить эту внешнюю обстановку - либо что-то подложите под ножки стола, либо обрежете ножки стула, либо замените мебель и пр. Так же обстоит в профессиональной области и с социальными требованиями, которые могут исходить от коллег, старших, от руководящих и инспектирующих лиц, от родителей учащихся. Не все требования разумны. Правда, разрешать конфликты в системах «субъект - субъект» отнюдь не проще, чем в субъект-объектных. Но главное в следующем: следует считать конфликты описанной природы не исключением, а нормальным правилом; важно их выявлять, предусматривать, по возможности спокойно в них разбираться и своевременно разрешать на разумной основе. Можно указать некоторые традиционные пути устранения несоответствия между человеком и работой. Эти пути, как вы увидите, общеизвестны; мы всего лишь представим их в компактной, обозримой форме. 1.Существует явление так называемого «стихийного» или «естественного» профессионального отбора. Оно состоит в том, что человек, оказавшись не на своем месте в мире трудовых занятий или в системе профессионального образования, испытывает при этом неприятные переживания (типа «это не моя лужа!»). Эти переживания могут быть результирующим эффектом его несоответствия выбранному профессиональному пути по самым разным признакам (начиная от неудобной вынужденной рабочей позы или неприязни к типу предлагаемой ему для усвоения информации и кончая несносным характером непосредственного руководителя или осознанием своей неуспешности в деятельности). Человек бросает учебу или уходит с работы в поисках чего-то более подходящего. Описанного рода явления, факты ведут, с одной стороны, к тому, что часть людей, наконец, «находит себя» на том или ином профессиональном пути, а часть -быть может, немалая - нет, сознавая себя неудачниками. А это последнее ущербно и для личности, и для общества (поскольку, в частности, вносит нежелательный вклад в общественное настроение). С другой стороны, для руководителей общества, производства указанные явления, если они многочисленны, создают реальную картину так называемой «текучести» кадров, их «нестабильности», нежелательных «перетоков», «миграций» и пр.; это все обходится народному хозяйству недешево (человек, собирающийся уходить с учебы или,работы, учится или работает вполсилы; на новом месте должен заново привыкать - опять «жизнь вполсилы», а в промежутке между занятостью может и просто «слоняться», наполненный мрачными переживаниями, и пр.). Понятно, что здесь падает и продуктивность труда. Если мы, что называется, болеем за свой народ, то не можем считать желательным такой вариант установления гармонии между человеком и работой; Здесь, правда, много самостоятельности, «само»-определения, но очень велика вероятность неудачных выборов: самоопределение людей не обеспечено средствами психологии и педагогики./ 2. На этапе выбора профессии, когда человек учится в старших классах общеобразовательной школы и еще не «стартовал» как профессионал, у него так или Если в предшествующем пункте речь шла скорее о «подгонке» человека к наличным вариантам (отбору людей для профессий), то здесь на первое место выступает подбор подходящей профессии для определенного человека (на этом основании иногда проводят различие между, соответственно, «профотбором» и « профподбором »). При этом, например, учащийся может быть лишен хорошего педагогического руководства по линии выбора будущего профессионального пути и должен проявить, так сказать, вынужденную самостоятельность. Как было уже отмечено в другой связи, что-то советуют или даже «давят» сверстники, что-то советуют и могут тоже сильно «давить» родители. В данном варианте оптант (субъект выбора) предоставлен самому себе, и требования к самостоятельности могут превосходить возрастные возможности его разумения и опыта. В результате вероятность неудачных выборов тоже оказывается высокой. Это скорее кажущаяся самостоятельность и кажущееся, вынужденное самоопределение. 3. Не располагая возможностью получить систематическое профессиональное образование в излюбленной области, человек может, так сказать, войти в режим «самоучки». Это может дать в отдельных случаях и хороший результат (исторические примеры: И.П.Кулибин, знаменитый «механик-самоучка» конца 18 и начала 19 веков, древнегреческий оратор Демосфен, преодолевший у себя нечеткое произношение и слабость голоса и др.), но вероятность неуспеха здесь тоже весьма велика. Существенное отличие этого случая («пункта») от предшествующих двух состоит в том, что речь идет не об использовании и переборе наличных вариантов субъектного или объектного факторов профессионального успеха, а о создании, формировании того, чего пока еще нет; в данном случае - о формировании потребных особенностей самого человека (его личных качеств, умений, внутренних средств деятельности, о коих подробнее речь пойдет в своем месте) 4. Создаваться, формироваться, производиться заново могут не только личные - профессионально ценные - качества человека, но и внешние условия и средства деятельности. В данном случае мы будем иметь в виду спонтанную рационализаторскую активность профессионалов (существует еще и специально организованное проектирование средств и условий труда, о чем несколько ниже). В начале этой главы мы уже приводили модельный пример, когда человек не мирится с неудобством рабочего места и изменяет его. Если вы присмотритесь к профессионалам, то увидите в их работе множество проявлений такого рода «микроноваторства» (начиная от оригинального распределения места в записной книжке или формы рукоятки напильника и кончая более или менее сложными приспособлениями - каменщик придумал подвесные подмости, учитель физики световую указку, классный руководитель придумал процедуру «публичной защиты» учениками выбранной профессии и пр. (организационно-педагогические придумки - тоже ведь изобретения). В данном пункте, как и в предшествующем, речь также идет не об использовании чего-то «готовенького», а о созидании нового. 5'. Если развивающийся человек как субъект выбора профессии располагает хорошим педагогическим руководством (есть подготовленные люди, способные оказать ему содействие в выборе будущего трудового пути, в трудоустройстве, есть подборка необходимой литературы или компьютеризованная система информационной профессиоведческой поддержки выбора профессии), то даже такая - всегда малоприятная процедура, как профотбор, может выглядеть не просто как «отсекание» негодных, но сопровождаться консультированием и тех, кто не прошел «игольное ушко» профотбора; им могут быть корректно и тактично рекомендованы другие занятия, как раз «по душе и по плечу». Самостоятельность оптанта, процесс его самоопределения здесь не умаляются, но обогащены оптимальной педагогической поддержкой. Пусть такого рода мероприятий мало в практике, но теоретически это один из желательных вариантов работы с субъектами выбора, оптантами. 6. В ситуации выбора профессии оптант может быть обеспечен компетентным консультированием по выбору профессии, сопровождаемым даже рекомендациями по самовоспитанию, по выработке в дальнейшем оптимального индивидуального стиля работы (подробнее о стиле речь пойдет несколько ниже). Правильное консультирование по выбору профессии - это отнюдь не «игра в одни ворота», а, как всякая педагогическая работа, это совместная деятельность подрастающего человека, с одной стороны, и более старшего, опытного представителя общества (и носителя культуры, социально-исторических обретений), с другой. Самостоятельность оптанта, процесс именно самоопределения здесь сохраняются и культивируются, будучи обогащены еще и опытом человечества в той мере, в какой им владеет педагог в роли советчика. 7. Если при профконсультации, о чем шла речь выше, все же преобладает мысленный перебор наличных возможностей (субъектных и объектных), то в разных формах профессионального образования (подготовки, переподготовки кадров) доминирует пафос формирования собственно годности человека к профессии (как вы понимаете, эта годность складывается не просто из так называемых специальных способностей, но из направленности и характерологических свойств личности, из познавательных и исполнительно-практических умений, из информированности, опыта; и все это имеется в виду не порознь, а в интегрированном виде, вместе). 8. Фактически существует развитая в обществе отрасль придумывания, создания и внедрения новых условий и средств труда. Существуют исследовательские, проектные, экспериментально-производственные организации, тем и озабоченные, чтобы создавать все более удобные, сообразные человеку условия и средства труда. Есть и специалисты, озабоченные совершенствованием технических средств обучения и школьного оборудования, созданием технических средств, компенсирующих недостатки зрения, слуха, двигательной сферы человека и пр. (сообразно сказанному, существуют отрасли науки, техники, практики - инженерная психология, эргономика, тифлотехника, коррекционная педагогика и др., о чем вы при желании можете более подробно узнать, обратившись хотя бы к каталогам библиотеки). Соответствующие усилия также, как легко согласиться, направлены на решение задачи уменьшения несоответствия между особенностями людей и требованиями деятельности, возможной работы, профессии. 9. Поскольку жизнь разнообразна и протекает не по чьему-то разумному предначертанию, приходится сталкиваться, в частности, с излишним авторитаризмом, директивным подходом в деле профориентации, трудоустройства молодежи. Возможен профотбор с позиций так называемого «жесткого», физикалистского» (как в технике) управления «человеческим фактором» («Не пригоден - уходи, это твои проблемы»). Самоопределение как таковое в этих условиях оказывается ограниченным, подавленным. 10. Консультирование по выбору профессии, процедуры «расстановки кадров» тоже иной раз могут пониматься именно как по возможности «жесткое» управление, как манипулирование «пешками» на шахматной доске, а не как уважительное руководство профессиональным самоопределением. 11. Возможны авторитарные тенденции и в деле формирования профессионала («Назвался груздем — полезай в кузов»), профессионального образования. 12. Задачи проектирования новых условий и средств труда также могут решаться без учета специфики особенностей человека и даже с позиций вытеснения его из производственной среды (человек ошибается, устает, чего-то «хочет не хочет»; то ли дело робототехника: она может работать и в дыму, и в загазованой среде, «не пугается» выстрелов и пр.). Разумеется, высвобождение человека от нетворческой, рутинной, физически тяжелой работы - дело, что называется, святое. Но надо и заботиться о том человеке, который вытеснен из привычной производственной «ниши» (помочь перестроить жизненные перспективы, смыслы жизни, переучиться для нового дела, найти себя в чем-то другом). Здесь складывается вынужденная ситуация перемены труда. Как вы поняли, мы, по сути дела, обсуждаем здесь, в частности, проблему так называемой «профессиональной пригодности». Часто без специальных оговорок имеют в виду пригодность человека к профессии. Но как нам теперь ясно, признак «пригодности» неправомерно приписывать только человеку, поскольку негодными могут оказаться плохо спроектированные и изготовленные средства и неудачно организованные условия труда. Еще один простой и общепонятный пример: в свое время были придуманы и установлены цветные сигналы светофоров. В результате некоторая часть людей, не различающих красный и зеленый цвета (так азываемые «дальтоники»), должны признаваться непригодными для водительских профессий. Но светофор - не явление природы. Можно было бы вместо красного сделать, скажем, горизонтальную белую полосу (символ шлагбаума), вместо зеленого - горизонтальную (символ открытого пути), вместо желтого - круг или крест. Современная техника способна и на большее. И не было бы непригодных. Правда, всякая реконструкция чего-то традиционно укорененного обходится дорого. При желании вы сами можете отметить немало подобных ситуаций. Хотя нередко употребляют выражения «профпригодность человека», «определение (или диагностика) профпригодности школьников», следует помнить, что эти выражения, если и не совсем бессмысленны, то, по крайней мере, должны пониматься очень условно: если принять наличные условия и средства труда и особенности человека за нечто неизменное, то можно рассматривать людей как более или менее пригодных для данной работы «здесь и сейчас». Другими словами, свойство пригодности может приписываться человеку лишь как ситуативное - присущее, строго говоря, не ему, а системе «субъект - объект». Что касается человека, то пригодность его формируется в самой деятельности (профессионально-учебной и трудовой), так что до включения в активную деятельность соответствующего рода и быть не может ожидаемой пригодности в целом и «готовом» виде. И поэтому задача ее «диагностики» как таковой у школьника является более или менее вздорной. Могут быть только некоторые составляющие, «стройматериал» для пригодности к будущей деятельности, о которых, разумеется, полезно знать (и соответственно ограничивать задачи диагностики). Пригодность надо диагностировать для того, чтобы ее формировать. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|