Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 4. Основные принципы



Профессионального

Самоопределения

Основные понятия главы: смысл жизни, психоло­гическое содержание труда, цели педагога (в деле ру­ководства профессиональным самоопределением уча­щихся), цели оптанта (выбирающего профессию), проф-ессиоведческие знания как звено мировоззрения, за­пасные варианты жизненных путей, формирующий (а не сортирующий) подход к человеку.

4.1. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением

1. Равно уважать разные виды труда.

Это, в частности, означает, что не следует воспиты­вать любовь к одной профессии и соответствующую «профессиональную гордость» за счет обесценивания других видов труда. Нужно изыскивать доводы, по­ложительные примеры, мотивирующую информацию в рамках внутренних ресурсов каждой данной про­фессии, не противопоставляя ее другим, как менее важ­ным, неинтересным, непривлекательным, недостой­ным.

В противном случае, во-первых, возникает предпо­сылка для воспитания неприязни, высокомерного от­ношения к представителям других профессий (некий профориентационный аналог национальной, группо­вой розни людей), во-вторых, педагог в роли советчи­ка по выбору профессии (профконсультанта) лишается возможности честно обсуждать с подрастающим человеком разные варианты выбора профессии (если самая хорошая профессия только одна - «моя», то как можно предлагать выбор других? Только как выбор чего-то заведомо худшего!).

2. Культивировать представления о, полной пси­хологической структуре труда при характеристи­ке, пропаганде, рекламе любой профессии.

Психологическая структура труда, то есть своего рода субъективная «начинка» его, характеризуется сле­дующими четырьмя признаками:

а) предвосхищение результата, ценного для других,
для общества, а не только для себя;

б) сознание обязательности достижения поставлен­
ной цели, сопровождаемое, в частности, волевым кон­
тролем;

в) владение не только внешними, что общепонятно,
но и внутренними средствами деятельности (внутрен­
ние средства - это, например, мысленно удерживае­
мые правила, схемы действий, способы саморегуля­
ции человека, его состояний во время работы и т.п.);

г) знание, осознание реальной системы межлюдских
отношений в труде - как «живых», так и овеществлен­
ных (например, знание о том, кто и какой труд вло­
жил в условия моей работы, в те вещи, сведения, про­
цессы, которые являются для меня исходным матери­
алом или средством труда, а также знание о том, кому
и для чего предназначены мои результаты, изделия и
т.п.).

Если активность человека - пусть на штатном ра­бочем месте - характеризуется не всеми указанными выше признаками, а только некоторыми, то это еще не вполне труд, а что-то другое (либо пока еще нераз витая трудовая деятельность, нуждающаяся в педаго­гическом вмешательстве, либо, возможно, даже пре­ступное деяние или служебное преступление, как, ска­жем, сознательное изготовление некачественной про­дукции в целях незаконного обогащения, и пр.).

Заметим, что «сознание» это всегда и знание, и со­ответствующее эмоциональное переживание (указан­ные признаки труда не следует понимать только как информационную «начинку» трудовой деятельности).

Итак, важно позаботиться о воспитании тех особен­ностей сознания человека, выбирающего или меняю­щего профессию, которые отражены в названных выше признаках. Это, в частности, означает, что, например, знакомя подрастающего человека с миром профессий, с определенными профессиями, важно подавать этот мир не как безлюдную пустыню, заселенную машина­ми, станками, технологиями, а как область челове­ческих деяний, как мир людей, знающих и любящих свое дело, людей, которым свойственны указанные выше признаки сознания и деятельности. Пусть это будет некий идеал, к которому надо стремиться.

Опасность видеть жизнь общества как бы без лю­дей весьма реальна. - Полистайте, например, двух­томный «Большой энциклопедический словарь» (М., 1991). Можно полагать, что он достаточно хорошо от­ражает общественное сознание с его неизбежными сте­реотипами. Здесь вы найдете разъяснение таких тер­минов как «абракадабра», «ехидна», «утконос» и мно­жества других... но там нет таких, как «токарь» (зато есть «токарный станок»), «ткачиха» (зато есть «ткац­кий станок», и «ткань», и даже «уток» и «основа» - в ткачестве). А вот человека, действующего на рабочем месте, упомянуть «забыли».

Это не совсем безобидный вариант умонастроения, когда - пусть без злого умысла, а просто по воспитан­ному автоматизму сознания - общество мыслится как бы без многих определенных людей (справедливости ради отметим, что в указанном словаре кое-какие про­фессии, должности, лица все же упомянуты - адво­кат, прокурор, врач, учитель; персонально названы из­вестные писатели и т.п., но мир профессий как мир деяний людей, согласитесь, этим не исчерпывается).

3. Относиться к знаниям о мире разнообразных
профессий, как к знаниям об обществе и как к важно­
му звену мировоззрения.

Нельзя сказать, что человек имеет удовлетворитель­ные знания об обществе, если ему плохо ведома такая существенная часть общественной жизни, как множес­тво видов профессионального труда.

Парадокс состоит в том, что содержание общего аб- ' разования традиционно включает у нас множество све­дений о всех частях света, странах, континентах, ис­тории и политике разных стран, растительном и жи­вотном мире самых удаленных от нас уголков земли, но в то же время не дает системы знаний о том живом, изменяющемся, развивающемся множестве человечес­ких деятельностей, к которому каждый подрастающий человек должен со временем приобщиться.

Важно помогать ученикам противостоять охарак-теризованому выше недостатку сложившегося и часто воспроизводящегося образа мыслей.

4. Культивировать не столько представления о
профотборе,
«отсеве» неподходящих для той или иной
работы, сколько идеи отыскания, развития и макси­
мального использовании ценных качеств.человека;
заботиться не столько об «определении», «психодиагностике», сколько о формировании профессиональной пригодности человека (анализ трудностей формиро­вания профпригодности человека - тоже есть средство ее диагностики); культивировать идеалы улучшения производственной среды, условий и средств труда со­образно особенностям человека.

Кому и для чего нужны общество и производство, если люди из них выталкиваются как непригодные? Ведь общество это и есть люди. В конце концов, мож­но спроектировать такой пульт дистанционного управ­ления производственным процессом, на котором сиг­налы были бы не зрительными, а слуховыми и осяза­тельными; и тогда незрячий, но толковый, ^человек окажется пригодным к работе оператора.

Думать нужно о самоопределении не только прак­тически здоровых, но и людей с частичной утратой трудоспособности, причем думать в аспекте их макси­мальной социально-трудовой реабилитации (восстанов­ления дееспособности) за счет мобилизации внутрен­них их ресурсов и за счет реорганизации производ­ственно-трудовой среды (последняя традиционно стро­ится чаще всего с ориентацией на здорового человека; но ведь эта среда - не явление природы, а дело руко­творное).

5. Не решать вопрос за выбирающего профессию, не брать его «на буксир», как что-то пассивное, а акти­визировать процесс его самоопределения, помогать ин­формационными средствами принять самостоятельное решение о выборе, о продолжении трудового пути на крутом его повороте, изломе. «Хозяин» выбора, «ав­тор проекта» профессионального будущего - он сам, а педагог - это советчик, помощник.

Считать сознательный и самостоятельный вы бор профессионального трудового пути, сознательно и самостоятельно выстроенный личный профессиональ­ный жизненный план подрастающего человека необ­ходимым условием успешности его труда и удовле­творенности в будущем (условием необходимым, хотя и не единственным).

Это соответствует идее гражданского правового об­щества. Важно, чтобы и подрастающий, и взрослый человек (например, в ситуации перемены труда - про­фессиональной реориентации) реализовал свое право на выбор профессии в связи с реалистической оцен­кой им самого себя и конкретной жизненной обста­новки. Ясно, что человек нуждается при этом в допол­нительной информации, педагогической помощи.

7. Доходить до каждого в деле руководства про­фессиональным самоопределением, а также и форми­рованием профессионала. Важно сочетать при этом групповые, массовые формы работы и формы индиви­дуальные. Групповыми и массовыми ограничиваться нельзя.

8. Считаться с уже сложившимися, имеющимися особенностями, личными качествами, опытом «вот этого» учащегося, выбирающего профессию (что имен­но он хочет, что может, каков он), и его конкретной жизненной ситуацией (есть ли у него дееспособные родители; семья и ее особенности; положение в систе­ме внутрисемейных отношений; положение в группе сверстников и значимых старших; уровень материаль­ных возможностей и т.п.)., а также ситуацией в бли­жайшем производственном окружении и в обществе в целом.

9. Соблюдать профессиональную педагогическую и психологическую тайну, требования педагогического такта.

Сведения о личных качествах выбирающего профес­сию (оптанта), о его личной, семейной ситуации, до­бытые педагогом в ходе бесед, наблюдений, обследова­ний, разглашению не подлежат.

Заметим, что вполне добросовестное соблюдение рас­сматриваемого принципа может порождать конфликт педагога (или психолога) с некоторыми так называе­мыми «вышестоящими» административными руково­дителями, у которых может явиться желание распо­лагать конкретными душеведческими сведениями (ска­жем, об определенных учащихся), которые есть у пе­дагога (психолога). Известны - пусть редкие - слу­чаи, когда административный руководитель, чуждый педагогической культуры и такта, пытался такого рода сведения использовать, чтобы публично обесценить -«посрамить» - неугодных ему родителей, или самих детей, или педагогов («вот о чем помышляют ваши ученики!») и пр.

Итак,-соблюдать рассматриваемый принцип труд­но, поскольку это может натолкнуться на сознатель­ное и серьезное противодействие именно тех, кто пе­дагога контролирует, «держит на работе» и пр.

Отрицательные же последствия нарушения рассмат­риваемого принципа многообразны; укажем только на одно из них - «технологическое»: дети перестают быть откровенными с педагогом (психологом), а тем самым в корне подрезается сама возможность сколько-нибудь успешной работы по педагогическому руководству их развитием.

Могут сказать, что этот принцип противоречит цен­ной идее «гласности». Но ее не следует понимать как дозволенность говорить где угодно, кому угодно, о чем

угодно. Да, это понятие в широких пределах имеет силу для политики (как средство исключить утаива­ние от народа жизненно важной информации), но от­нюдь не обязательно распространяется на другие про­фессиональные области (правомерно существуют и ох­раняются, например, врачебная тайна, коммерческая тайна, тайна денежных вкладов, не говоря уж о воен­ной тайне и др.).

10. Действовать в интересах выбирающего про­фессию (оптанта), овладевающего профессией, помо­гая ему согласовывать их с представлениями о благе общества, народа в целом.

Педагог в функции руководителя процесса профес­сионального самоопределения, в роли профконсультан-та, профориентатора не должен находиться под влия­нием разного рода заинтересованных, но некомпетен­тных или недобросовестных лиц, групп, включая иног­да и родителей того, кто выбирает профессию, руково­дителей предприятий, заинтересованных в привлече­нии кадров.

Родители могут (пусть редко, иногда) пытаться ис­пользовать педагога как орудие осуществления своих честолюбивых или иных неоптимальных замыслов от­носительно профессионализации своих детей, «дожать» их с помощью педагога в пользу какого-то решения. Руководители предприятий тоже могут (пусть редко, иногда) быть заинтересованы «обратать» с помощью педагога любых выпускников школы, независимо от их собственных помыслов о будущем.

Авторитет и средства педагогики, как и любой дру­гой области знания и практики, нельзя использовать для манипулирования судьбами людей, не считаясь с их собственными интересами.

Изложеные выше принципы не обязательно согла­суются с теми заповедями, неписаными законами, цен­ностями, нормами, которые данный конкретный сту­дент - будущий педагог - выработал или усвоил в пред­шествующем своем жизненном, учебном, производ­ственном опыте.

Предположим, он всегда очень интересовался и мно­го занимался техникой, а эта область формирует та­кие ходы мысли: «выбросить негодный материал на свалку и найти подходящий», «плохая деталь - заме­нить», «скрипит - выломать и переделать», «практи­ковать стандартные, взаимозаменяемые узлы и дета­ли» и пр.

В мире техники все это правомерно и уместно. Но
если такого рода стереотипы мысли полагать обще­
значимыми и перенести их на мир людей, «человечес­
кий материал» или, как иногда говорят, «человечес­
кий фактор», то беда делу: «выбросить» непригодно­
го, «сломать» отношение человека к чему-либо, ди­
рективно «заменить» его в группе другим человеком
- все это нельзя делать так, как в технике. Это порож­
дает - по непреложным законам субъективного мира,
который вполне реален, - бурные переживания, кон­
фликты, искажения в системе межлюдских отноше­
ний вплоть до крайней вражды, ненависти, наруше­
ний психического здоровья. ' '

Вот почему, вступив на путь работы с человеком, развивающимся человеком, важно усваивать и соот­ветствующее умонастроение, и те принципы, которые порождены с учетом специфики закономерностей раз­вития и функционирования человеческого сознания Каждый трудовой пост в обществе предполагает ра­боту по профессиональному самовоспитанию того, кто его занимает. Не является исключением и такое важ­ное дело, как обсуждаемая здесь работа педагога и его личностный облик.

4.2. Некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции (учащегося) в связи с профессиональным самоопределением

Ниже представлен некоторый начальный минимум идей, правил, рекомендаций, которые полезно посте­пенно «переложить» в голову ученика педагогически­ми средствами, чтобы тот стал не просто объектом ра­боты педагога, но и субъектом (инициатором и носи­телем) процесса разумного профессионального само­определения.

Приводимые ниже положения логически не пол­ностью независимы, а частично пересекаются, пере­крывают друг друга. Изложение их по возможности приближено к контексту внутреннего диалога самого ученика. Но было бы очень хорошо, если бы этого рода идеи находили у каждого выражение именно в инди­видуально своеобразной форме, в «своих словах», а вовсе не обязательно в тех, которые даны ниже и ко­торые, полагаем, не полностью очищены от неумест­ной здесь вузовской «учености». Таким образом, нуж­но относиться к приводимым ниже утверждениям, как к общеориентирующим, как к заготовкам, из кото­рых могут быть построены «личные кодексы» каждо­го «вот этого» оптанта.

1. Прилагая свои душевные и физические силы, мы не «тратим», а развиваем и совершенствуем их. (Жи вые организмы возникли и сложились не для покоя, а для активности и развития).

2. Жизнь без любимого дела - бессмыслица.

«Смысл существования», «смысл жизни» - это та­кое состояние человека, когда у него есть образ жела­емого будущего. Все три слова здесь важны: образ («я знаю, представляю...») желаемого («мне не скучно, я заинтерсован, я хочу, чтобы будущее состоялось, оно меня привлекает, я стараюсь его приблизить»). Это значит, что в сознании есть жизненная перспектива (то, что будет).

Сознание и ум человека развились как средство ори­ентировки в будущем - чтобы «светить ему под ноги» и по возможности дальше. Представления о прошлом должны стоять на службе будущего. Но образ желае­мого будущего должен быть неразъемно связан с пред­ставлением о любимых трудовых занятиях.

3. Стремление человека должно быть направлено
не на достижение удовольствия, а на предмет и про­
дукт полезной деятельности.

Удовольствие ускользает, если становится целью ак­тивности. Его надо рассматривать как само собой воз­никающее сопровождение активной и полезной дея­тельности.

4. Счастье надо видеть не в конкретных предметах и не в состоянии успокоенности души, а в процессе успешной деятельности, в борьбе за нечто хорошее и лучшее.

5. Счастье не в покое и благодушии, а в напряжен­ной и успешной борьбе совместно с другими за дости­жение все новых целей.

Неправда, что человек лучше всего старается для себя. Человек начинается с того, что он становится способным стараться ради другого человека, ради на­рода, общества.

Жизнь только для себя и ради себя ставит человека рано или поздно в оппозицию к людям и ведет в ту­пик развития его как личности.

7. Построение, поиск, уточнение смысла моего даль­нейшего существования в каждый данный момент — это решение творческих задач. Это интересно.

8. Всегда должны быть запасные проекты профес­сиональных жизненных путей, запасные варианты выбора. Жизненные профессиональные планы не дол­жны быть «неприкосновенными», их надо совершен­ствовать.

9. Это предрассудок, часто пересказываемый как
нечто должное: дескать, важно выбрать профессию
«одну и на всю жизнь».

Дружбу, любовь к людям, следование гуманисти­ческим принципам - да, важно нести через всю жизнь; но эту моральную норму никак нельзя распространять на то, что называют занятиями, профессиями.

Одни профессии устаревают, другие появляются; они объединяются, разделяются. И было бы неоправ­данной оплошностью давать «клятву верности» како­му-то непременно одному делу. Завтра появятся но­вые «технологии» (не только в так называемом мате­риальном производстве, но и в производстве информа­ции, в обучении, в духовной сфере), а вместе с этим и новые трудовые посты, новые виды труда, профессии. Сегодня их и выбрать для себя нельзя, поскольку их просто еще нет.

Из сказанного не следует, что непременно надо бро­дить всю жизць по миру занятий. Есть и более или менее «вечные» профессии: всегда надо будет кормить

людей, лечить, обувать-одевать, строить жилье, учить и воспитывать детей, упорядочивать социальные про­цессы, руководить обществом. Но и здесь содержание труда постоянно обновляется - одно дело готовить пищу на костре, поддерживаемом в пещере, другое -в агрегате с токами сверхвысокой частоты.

10. Занимаясь каким-то делом «здесь и сейчас», важно уметь мобилизовать себя на полную отдачу сил. Отдача здесь обязательно оборачивается обретением: наши способности - как умственные, так и физичес­кие, как общие, так и специальные - развиваются только в напряженной деятельности.

Задания, упражнения, вопросы для обдумывания к главе 4

1. Проведите небольшой ретроспективный анализ выбора профессии на материале разнотипных профес­сионалов, а именно: воспользовавшись методом беседы, постарайтесь выявить и описать основные события и процессы, которые в их представлении связаны с вы­бором ими их профессии. Постарайтесь выделить об­щие (сходные у разных профессионалов) и индивиду­ально-своеобразные особенности в решении ими зада­чи о выборе профессии.

Постарайтесь понять и отметить, какие общие идеи, принципы фактически реализованы или игнорирова­ны в изученных вами случаях.

Небольшая рекомендация: выполняя задание, по­старайтесь не злоупотреблять такого типа вопросами к вашим собеседникам - «Почему Вы выбрали...» или «Почему Вы сделали...».

Дело в том, что вопрос «Почему?» это есть вопрос о причинах явлений. И со стороны исследователя было бы не совсем честно перекладывать сложную задачу выделения причин чего-либо на обследуемое лицо (на испытуемого, как говорят в экспериментальной пси­хологии). Спрашивая «Почему?», вы в ответ получите не знание о причинах явлений, а знание о том, что ваши собеседники считают такими причинами.

Когда ребенок-«почемучка» задает взрослому вопро­сы, это нормально, поскольку взрослый для ребенка есть правомерный источник сведений именно о при­чинах явлений.

А для исследователя - не дело оставаться на пози­ции ребенка. Исследователь должен, собрав факты, сведения об истинном положении вещей, сам пораз­мыслить над ними и породить знание, в частности, об их умопостигаемых причинах, «скрытых пружинах».

2. Ниже приведен краткий фрагмент из протокола беседы с профессиональным психологом о том, как он выбирал свою профессию. Сопоставьте этот материал с тем, как вы сам (сама) выбрали свою профессию и постарайтесь выделить общие и индивидуально-свое­образные черты в том и другом процессе.

«Так случилось, что после восьмого класса во вре^ мя летних каникул мне пришлось поработать в пио­нерлагере вожатым. Я не то чтобы был дурак еще, но, как теперь понимаю, не был готов к этой работе. Все прошло сносно, но у меня после этого застрял в душе опыт недоумений и...«почему-почему». - Почему мне интересно провести с ребятами «познавательный» по­ход в лес, а им интересно срезать стебель трубчатого растения и плеваться - «стрелять» волчьими ягодами с помощью этого самодельного «пневматического ору­жия» друг в друга? (Пришлось намалевать на фанер ном щите фашистскую рожу, тогда стали охотно пле­ваться-соревноваться, стреляя в эту цель; и так все прочее в этом же роде).

Еще одно событие приключилось: в связи со смертью одного образованного человека из его квартиры было выброшено много книг; мы - соседские ребятишки -стали, естественно, швыряться в этих книгах, и, по-видимому, неслучайно, я поднял с земли и стал чи­тать брошюру проф. Е.А. Аркина Беседы о воспита­нии (М., 1945). На фоне моих переживаний в пионер­лагере она показалась мне очень интересной как раз тем, что открывала мне глаза на ту реальность, с ко­торой я не вполне удачно столкнулся - реальность психическую; я находил здесь какие-то ответы на мои «почему-почему». Но все это ни в малой степени не было связано с обдумыванием профессионального бу­дущего. Помню, что начитавшись соответствующей художественной литературы, я мечтал тогда быть «ка­питаном дальнего плаванья», а мать настаивала, что надо быть капитаном речного флота...

В девятом классе как-то узнал (по-видимому, за­глядывал в учебник литературы для десятого класса), что поэт В. Маяковский сдавал за курс гимназии не­кую «психологию». И это меня поразило. Вот-те раз! Маяковский - такой хор-р-роший человек - изучал психологию! А я..? Опять, вероятно, остался какой-то след в душе, и опять без мысли о будущей профессии. О «капитанстве», помнится, уже не думал.

В школе у нас психологию не преподавали, но на прилавках магазинов появились учебники Б.М. Теп-лова и К.Н. Корнилова. После девятого класса в пери­од летних каникул я оба учебника проштудировал с карандашом. Но и здесь это никак, помнится, не было связано в моем сознании с будущей профессий - про­сто что-то, по-видимому, «застряло в душе»; не пом-ню уж, как я в то время представлял свое профессио­нальное будущее - боюсь, что никак. Не думал и все.

На самом выходе из школы попалось на глаза объ­явление (думаю, что не само «попалось», а его искус­но довела до нашего сознания наша классная руково­дительница), что в вузе одного из ближайших городов открылось отделение «логики и психологии». Может быть, и не стал бы туда поступать, да был влюблен в свою будущую жену и... пошел за ней в этот вуз и поступил на это отделение.

И, помнится, все еще не было определенного обра­за своей профессии - затесался в философский кру­жок, писал там какой-то доклад по диалектической логике...(до сих пор плохо понимаю, что это такое).

Но вот забрел на заседание кружка психологии и... «присох» к этой науке. На этот раз сознательно и на­всегда» (запись 24.08.94).

Примечание: обратите внимание на то, является ли выбор профессии однократным актом или длительным процессом; обусловлен ли он одним событием-стиму­лом или несколькими; обусловлен ли он единствен­ным побуждением или несколькими; однородными по­буждениями или разными. Постарайтесь усмотреть и отметить, какие принципы и как фактически реали­зованы или игнорировались в описанном сяучае.

3. Как вы полагаете, какие дети школьного возрас­та раньше обнаруживают серьезное отношение к си­туации выбора профессии: из так называемых благо­получных (полных) семей или «детдомовцы», то есть дети, лишенные семьи как таковой? Можете, если интересно, проверить свое предположение, проведя

 

обследование методом опроса или (лучше) индивиду­альных бесед с разными категориями детей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.