Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 5. Понятие профессии



Основные понятия главы: отношение к общности предполагаемых коллег («С кем быть?»), разновиднос­ти предметных областей труда, отношение к предпола­гаемой предметной области труда, отношение к буду­щей профессиональной деятельности, история про­фессии как системы, профессия как система, создава­емая людьми и для людей.

5.1. Профессия как общность

Речь пойдет здесь не о профсоюзах, а о «незримых коллективах», людях, мысленно объединенных по при­знаку направленности сознания, умелости, компетен­ции и специфических ценностных ориентации имен­но в качестве «делателей» чего-то потребного и полез­ного для общества.

Что касается профсоюзов (профессиональных со­юзов), то это прежде всего «массовые организации, объ­единяющие трудящихся, связанных общими интере­сами по роду их деятельности...» (Большой энцикло­педический словарь. Том 2, М., 1991, с. 215); эти ор­ганизации создавались и создаются для определенно­го рода целей - экономической взаимопомощи, борь­бы с недобросовестными работодателями за организа­ционно-производственные и социально-экономические права трудящихся.

Как правило, профсоюзы объединяют людей по очень общим признакам отрасли народного хозяйст­ва, понимаемого в широком смысле: в «профсоюз ра­ботников высшей школы» могут входить, с одной сто роны, фактически очень разнотипные работники, мало понимающие друг друга именно как «делатели» (и пре­подаватель, читающий курс психологии профессио­нального самоопределения, и инженер лингафонного кабинета, и работник отдела кадров вуза и т.п.), а с другой стороны, однотипные «делатели» могут ока­заться в разных профсоюзах (членом «профсоюза ра­ботников гос. учреждений» может быть и специалист по психологии, или специалист по звуковоспроизво­дящей технике, или «кадровик», если они работают в НИИ или Академии, входящих в структуру опреде­ленного отраслевого министерства, комитета).

Когда мы говорим о профессии как общности, то речь ведем не об организации, а о мысленно представ­ляемой незримой группе сходных по направленности и опыту людей, куда как бы «приписаны» не только ныне здравствующие «делатели», но и знаменитые работники прошлого, внесшие заметный, известный вклад в то или иное дело. Это скорее «референтная группа», а не собственно организация (напомним: «Группа референтная....- реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении...» Краткий психологический словарь. М., 1985, с. 70).

Разумеется, реальные члены этой общности могут быть учтены, подсчитаны, представлены в некоторых таблицах; может быть, в частности, установлено (если принять во внимание количество вакантных мест), тре­буется ли приток новых работников в данную общность (ситуация «дефицита кадров») или, наоборот, здесь имеется ситуация перенасыщения - налицо «резерв­ная армия безработных» и пр». Соответствующие во­просы - предмет социологии и экономики труда. Нас же далее будут занимать возникающие здесь вопросы психологии.

* * *

Основные психологические вопросы в связи с по­ниманием профессии как общности касаются, во-пер­вых, тех, кто уже включен в эту общность (начинаю­щие, развивающиеся, инволюционирующие - «сходя­щие с лыжни» - профессионалы) и, во-вторых, тех, кто предполагает или намерен в нее включиться (меч­тающие о выборе профессии, озабоченные вопросом выбора ее, находящиеся в ситуации выбора - оптан­ты).

Психологические вопросы, касающиеся професси­оналов и оптантов, несколько различны.

Что касается оптантов, то вопрос «кем быть?» это и вопрос «с кем быть?», а не просто «что делать?», «где учиться и работать?». Работа ведь всегда закономерно связана и с неким более или менее очерченным обра­зом жизни, и с избирательным кругом общения.

Поэтому в структуру мотивов выбора профессии, например, старшеклассниками или безработными взрослыми входит и отношение к общности предпо­лагаемых, воображаемых коллег. Это отношение мо­жет быть даже доминирующим над собственно «дея-тельностными» мотивами и может быть связано как с некоторыми «предрассудками чести» («люблю варить и кормить, но профессия кулинара... это, пожалуй, неприлично...») или, наоборот, с желанием любой це­ной войти, «втереться» именно в определенный круг людей («не люблю ломать голову над задачками, но надо быть где-то поближе к физике - это престиж­но»).

Что касается формирующихся и функционирующих профессионалов, то сознание принадлежности к общ­ности определенных - пусть незримых и только лишь мысленно представляемых «делателей», среди кото­рых есть и своего рода эталоны жизни и деятельнос­ти, - является важным фактором регуляции их дея­тельности, образа жизни, жизненного пути, построе­ния смыслов жизни.

В связи с осмыслением профессии как общности важными являются, в частности, некоторые психоло-го-профессиоведческие вопросы, которые ниже изла­гаются в форме довольно таки пространного перечня.

Вы можете сказать: зачем приведено так много «на­учных» тем? Ведь Я. лСс собираюсь не исследовать, а воспитывать людей! На это можно ответить, прежде всего, народной мудростью: «Не зная броду, не суйся в воду». Даже просто задуматься над каждым из при­веденных ниже вопросов («пропустить его через голо­ву»), полагаем, полезно именно для правильной ори­ентации практической работы (ведь даже прежде чем сварить картошку, ее быстренько обследуют на пред­мет гнили, черноты, загрязнений).

Кроме того, приводимая далее «тематика» может пригодиться и для организации деятельности научно­го студенческого кружка, для вашего возможного вы­ступления с докладом или лекцией, для выбора и уточ­нения темы курсовой, дипломной или диссертацион­ной работы, если в таковые формы активности вы бу­дете включены. Перечни тем, вопросов для обдумыва­ния будут вам предлагаться и дальше.

Наконец, еще одно примечание по поводу приводй мой далее тематики: рекомендуем не просто «читать» формулировки тем, а использовать их как материал для тренировки специального воображения; а имен­но, в связи с каждой формулировкой преднамеренно представить, где и как вы искали бы ответ на пред­полагаемый в данной теме вопрос. Например, тема звучит так - «Представления дошкольников о труде взрослых». Во-первых, полезно задуматься, настоль­ко ли важно знать о таких представлениях дошколь­ников, чтобы тратить время и силы на добывание со­ответствующей информации. Если это важно, то, быть может, этим уже занимались другие, и надо, во-вто­рых, предусмотреть библиографический поиск и изу­чение литературы. Но жизнь «течет и изменяется»; то, что написано о детях прошлого, может не соответ­ствовать фактам настоящего. А как эти факты добыть? Что делать «в-третьих»? Провести ли индивидуаль­ные беседы с кем-то, или специальные занятия с деть­ми, или придумать новые игры, провоцирующие пред­ставления дошкольников о деяниях взрослых?.. Од­ним словом, приводимые далее темы можно использо­вать как умственные упражнения. Если это вас не ув­лекает, можете пока обходить эти «дремучие леса» на­учной тематики и переходить сразу к последующим разделам текста.

Итак, вопросы, темы для обдумывания в связи с пониманием профессии как общности:

методы (неэкспериментальные и эксперименталь­ные) психологического изучения профессий (как ва­риантов образа жизни и деятельности групп людей) в целях профпросвещения и профконсультации;

разработка психологических характеристик про­фессий и их групп;

разработка профессиограмм (описаний профессий, включающих и психограммы), ориентированных на разные возрастно-половые категории школьников;

методы систематизации, хранения и оперативного поиска (по индивидуальному запросу) обзорных про-фессиографических сведений для информационной поддержки профессионального самоопределения оптан­тов;

разработка компьютеризованных баз психолого-профессиографических данных (информационно-поис­ковых систем) для оснащения рабочих мест педаго­гов, выступающих в роли профконсультантов, для школьных кабинетов профориентации и профконсуль-тации (в частности, для самостоятельной работы с компьютером учащихся разного возраста в режиме « профессиональное самоопределение »);

психологические принципы классификации про­фессий в связи с задачами профессионального самооп­ределения, профконсультации;

анализ и группировка представлений разных кате­горий школьников о мире труда взрослых;

представления дошкольников о мире труда взрос­лых;

психологические особенности раннего онтогенеза че­ловека как будущего субъекта профессионального тру­да;

изучение представлений разных категорий родите­лей о мире профессий;

психологические основы трудового воспитания под­растающего человека (большой комплекс педагогичес­ких тем, который мы здесь подробно не раскрываем);

коррекция неадекватных представлений о мире раз­нотипных профессий у разных категорий людей (тема дифференцируется в зависимости от этих категорий: подростки, их родители из разных типов семей; маль­чики, девочки);

структура и динамика профессионального самосо­знания в связи с овладением разнотипными профес­сиональными деятельностями;

психологические условия оптимальной адаптации молодого специалиста в профессиональной группе;

анализ и преодоление конфликта норм при адапта­ции молодого специалиста в профессиональной общнос­ти (на материале разнотипных профессий);

анализ и формирование жизненных перспектив у молодого специалиста (на материале разных профес­сий);

структура и классификация ценностных представ­лений у сложившихся профессионалов;

структура и классификация феноменов «неудачни­ков» среди профессионалов со стажем (на материале разнотипных профессий);

сравнительная характеристика структуры ценнос­тных представлений у успешных и неуспешных ра­ботников в разнотипных профессиях.

особенности представлений (структура, полнота, адекватность) сложившегося субъекта труда о «чужих» профессиях (на материале разнотипных профессий)

структура идейных и нравственных мотивов у пред­ставителей разнотипных профессий;

субъективная картина системы конфликтов (труд­ностей) профессионала (в разнотипных профессиях);

субъективная картина мира профессий у сложив­шегося специалиста (в зависимости от возрастно-поло-вых, профессиональных, социально-психологических, в частности национальных, этнических условий) - тема

Так же происходит и в других профессиональных общностях (скажем, в педагогическую науку и прак­тику могут устремляться люди из области техники, экономики, потерпевшие в этих областях неуспех, непризнание и полагающие, что в педагогике относи­тельно легко «пробиться в ученые», достичь желаемо­го высокого общественного положения и пр.).

Выражением процессов оптимизации состава про­фессиональных общностей являются мероприятия по подбору, отбору, аттестации, повышению квалифика­ции, переобучению, рациональной расстановке кадров на предприятиях, в организациях, учреждениях.

Не следует думать, что оптимизация качественного состава профессиональной общности лучше всего осу­ществляется только за счет внешних вмешательств по отношению к субъектам труда («мы тебя подберем», «мы тебя научим», «мы тебя заставим» и пр.).

Каждый дельный и честный человек как субъект труда озабочен вопросами построения своего жизнен­ного пути и успешности своей деятельности. Он сам более всего заинтересован в своем «профессиональном росте», развитии, и нельзя недооценивать его способ­ностей осмысливать возникающие перед ним ситуа­ции и находить рациональные выходы из затрудне­ний.

Поэтому перетоки кадров из одной профессиональ­ной общности в другую, основанные на серьезном ана­лизе (самим субъектом труда, а не «приставленным» к нему специалистом-человековедом) своей жизненной и профессиональной ситуации, тоже могут вести к оп­тимизации состава профессий как общностей.

Известны многие случаи, когда лица, имеющие выс­шее техническое образование и достаточно адаптированные в соответствующих организациях, приходили к заключению о том, что их дело это все же не «чис­тая» техника, а синтез техники и психологии или пе­дагогики; они затрачивали три-четыре года на полу­чение психологического или педагогического образо­вания и, таким образом, включались в профессиональ­ную общность психологов, выполняя при этом рабо­ты, которые были бы не по силам «чистым» психоло­гам или педагогам (например, исследование деятель­ности операторов в сложных технических системах, исследование разработчиков электронной аппаратуры, разработка вопросов технического или экономическо­го творчества школьников, проектирование современ­ного школьного оборудования и др.).

Профессия как общность не может начать склады­ваться, пока не наметилась, хотя бы контурно, при­мерно, предметная область деятельности. В то же вре­мя и предметная область может претерпеть измене­ния в зависимости от того, кто «притечет» для работы в ней: например, «отпочкование» инженерной психо­логии стало у нас реальным, когда среди психологов оказалось много инженеров. «Математическая психо­логия» отпочковывается под напором притока в пси­хологию математиков. Проблемы политехнического образования школьников не могут разрабатываться без притока в педагогику инженеров, и т.д.

5.2. Профессия как область приложения сил

Когда обдумывают свой будущий профессиональ­ный путь, мысленно перебирают возможные предмет­ные области труда.

Кажется, уж что-что, а предметная область профес дифференцируется в зависимости от типа названных условий;

методы и приемы преодоления конфликтов (труд­ностей) в работе сложившихся профессионалов (на ма­териале разнотипных профессий);

содержание и методы психологической поддержки процессов профессионального самоопределения, раз­вития и самосовершенствования человека;

проектирование и совершенствование психологичес­ких служб, ориентированных на профессиональное са­моопределение, развитие, совершенствование челове­ка;

* * *

Разумеется, профессиоведческая работа, ориенти­рованная на психологическую поддержку процессов профессионального самоопределения, развития людей не может искусственно ограничиться пониманием и описанием профессий только как общностей. Выделе­ние разных организованностей понятия профессия («как общность», «как предметная область», «как де­ятельность») мы здесь и далее делаем единственно лишь ради более четкого виденья разных аспектов этого сложного явления, которые в обычном применении понятий слиты вместе.

Будущему профессионалу, оптанту важно знать и «с кем быть? и одновременно - «что делать?». Поэто­му информация о профессиях, доставляемая даже до­школьнику, строится как многоаспектная (см., напри­мер: В.И. Логинова, Н.М. Крылова. Особенности зна­ний о труде взрослых у детей старшего дошкольного

ж)зраста//Содержание обучения и воспитания детей в детском саду. Сб. научн. трудов. Л., 1978, с. 12-27).

У овладевающего профессией или уже опытного профессионала представление о профессии тоже мно­гоаспектно.

Было бы опрометчивым думать, что профессия как общность складывается чисто стихийно за счет сво­бодного и неуправляемого притока заинтересованных людей в существующую или намечающуюся новую предметную область труда, область приложения ду­ховных и физических сил людей.

Фактор стихийности в указанном выше смысле, правда, имеет место, но обязательно находятся разум­ные люди и группы, которые начинают понимать важ­ность некоторой «кадровой политики» и реализуют ту или иную стратегию в этом деле, борются с «засоре­нием» профессиональной общности неподходящими людьми, налаживают более или менее строгий кадро­вый отбор, привлекают дееспособные силы из смеж­ных областей и пр. Это особенно важно, когда по ка­ким-то причинам профессия становится престижной, привлекательной для многих, в том числе и явно не­желательных по деловым признакам людей.

Так, например, замечено, что в психологию стре­мятся, в частности, люди, упрощенно понимающие за­дачи психотерапии, психодиагностики и усматриваю­щие в соответствующей практике удобную «кормуш­ку»; в ответ на это возникают движения серьезных психологов за строгую аттестацию специалистов, вы­ступающих от имени психологии, за экспертизу прак­тикуемых ими методов, «техник», методик. В резуль­тате состав профессиональной общности получает тен­денцию к улучшению.

сионального труда есть нечто существующее вне со­знания и независимо от произвола людей, то есть как нечто «объективное» в смысле независимости от субъ­екта, «первичности». На самом деле это не вполне так. В частной ситуации для отдельного человека (индиви­дуума), оптанта дело действительно может обстоять так, что предметная область труда жестко задана, фиксирована социальными нормами, традициями, документами и вещественным оснащением.

Например, если я каменщик или преподаватель пси­хологии, или санитар по ветеринарным обработкам, то соответственно я должен класть стены, печки, или проводить занятия именно по заданным или согласо­ванным учебным программам на научной основе, или дезинфицировать животноводческие помещения и т.п.

Но все же в общественно-историческом масштабе предметные области труда складываются как своеоб­разный компромиссный исход из многокомпонентно­го конфликта между субъектными и объектными фак­торами жизни общества: например, чисто технически на современный трактор можно в сменном порядке навешивать десятки разных (навесных) и прицеплять тоже много разных (прицепных) сельскохозяйствен­ных орудий. Соответственно этому есть идея подго­товки тракториста-машиниста широкого профиля. Но отвлеченная идея наталкивается на пределы возмож­ностей человеческой заинтересованности, компетен­тности и умелости: нельзя быть одновременно одина­ково высоко квалифицированным овцеводом, свино­водом, хлопководом, садоводом и пр., хоть ты и во­оружен сколько угодно универсальным трактором. Поэтому возникает ситуация разделения труда, обос­новываемая не техническими, а человековедческими

соображениями: тракторист-машинист в полеводстве, тракторист-машинист в животноводстве, и т.п.

В противном случае могут возникать явления свое­го рода профессионального варварства, когда человек, казалось бы, хорошо владеет техническим средством труда и уверен в себе, но не замечает, что не видит специфики собственно предметной реальности (трак­торист строитель может спокойно выплеснуть на зем­лю отработанное двигательное масло, загрязненное топливо, ибо он не видит, не чувствует землю как живую почву, которую он при этом губит, и пр.).

Профессиональное варварство возможно и на самом высоком уровне академического образования - преус­певающий химик высокой квалификации может уве­ренно рассуждать и что-то предлагать в области, ска­жем, педагогики, совершенно не видя, не зная и не чувствуя при этом собственно педагогической реаль­ности, ее принципов, ограничений и возможностей, а опираясь только на наблюдения за своими детьми или внуками; но это, согласитесь, еще не педагогика, а ограниченный житейский опыт.

Таким образом, субъектный фактор вторгается в определение и понимание предметных областей дел че­ловеческих отнюдь не только в позитивном варианте, и надо всякий раз конкретно разбираться в том, на­сколько корректно определяется, видится, понимает­ся, оценивается та или иная область труда.

Итак, если мы рассмотрим доступные нашему опы­ту и разумению предметные области профессиональ­ной деятельности, то всегда найдем в их структуре, границах, содержании некоторые следы «консенсуса», согласованности объектных и субъектных факторов труда (не будем уж подробно рассуждать о таких воз-

никающих и свертывающихся по велению вкуса и моды «чудных» областях труда, как производство ими­таций джинсов с заплатками или рубашек с оттиска­ми газетных страниц).

Высказанные соображения важны в связи с тем, что, выбирая профессию, можно помышлять не про­сто о том, чтобы «отдавать ей все силы», но и о том, чтобы привнести в нее нечто новое и важное.

Но, может быть, области науки есть нечто объек­тивно заданное? Не будем вспоминать алхимию, чер­ную и белую магию, хиромантию... но все же разве физика, химия, астрономия не объективно заданы? Ответ на такого рода вопрос начнет проясняться, если мы вспомним про «физхимию», «астрофизику» и по­добные «стыковые» дисциплины и проблемы, которые, кстати, считаются наиболее продуктивными «точка­ми роста», зонами развития науки: в построении сис­темы наук и проблем науки все время видна динами­ка объектных и субъектных оснований. Например, некто хорошо разбирался и в программировании для ЭВМ и в диагностике профессиональных способнос­тей - в результате родилось новое направление (пред­метная область приложения сил): компьютерная пси­ходиагностика... и т.д.

Вся история науки, в том числе психологии, педа­гогики, и есть непрерывный поток процессов диффе­ренциации и интеграции знаний, компетентности, а в конечном счете - процесс порождения, создания (а не обнаружения якобы «объективно» существующих в готовом виде) предметных областей деятельности. Со­образно этому создаются и «рабочие места», а точнее - трудовые посты в обществе (о понятии трудового поста см. подробнее: Е.А. Климов. Введение в психо логию труда. М., 1988, с. 39-45).

Полагаем, многие легко согласятся, что основные предметные системы, с которыми имеют дело люди в труде, это - живые и неживые (биотические и абиоти­ческие).

Далее, в рамках биотических систем для человека настолько развиты, жизненно значимы и специфич­ны (по признаку действующих там закономерностей) системы социальные (люди, группы, сообщества), что приходится их видеть как некую особую область. В рамках социальных систем возникли и развиваются по своим законам системы разнообразной техники и информации. Наконец, порождаемые людьми инфор­мационные системы более или менее отчетливо распа­даются на знаково-символические и художественно-образные.

Поскольку природные абиотические и искусствен­ные технические системы имеют много сходного в качестве именно объектных систем труда (это прежде всего «царство» определенных естественно-научных законов, связей и зависимостей явлений), можно по­лагать их психологически родственными в контексте профессиоведения.

Поэтому, как бы отстроившись от охарактеризован­ной выше истории развития-ветвления систем и свя­занной с этим логической иерархичности их общей картины, будем считаться с тем фактом, что «на се­годня» можно выделить (несколько условно, но во имя ценной здесь простоты и краткости описания это важ­но) следующее минимальное количество (пять) основ­ных разновидностей предметных систем, с которыми имеют дело люди в труде, это - 1) биотические, 2) тех­нические и природные абиотические, 3) социальные,

4) знаково-символические, 5) художественные.

Разумеется, в реальной деятельности людей эти сис­темы могут в определенных зонах взаимопроникать, образуя некие предметные «миксты», смешения: ска­жем, организатор сельскохозяйственного труда в ка­честве предметной области имеет систему, требующую от него, как минимум, и биологической, и техничес­кой, и социально-экономической, и практико-психо-логической компетенции (и соответствующих интере­сов, склонностей, мотивов); художник-реставратор должен разбираться не только в художественных сти­лях старых мастеров, но и в растворителях, клеях, текстильных волокнах (как-никак холсты - это изде­лия ткачей), шпатлевках и пр.; соответственно, всем этим нужно и интересоваться.

Имея в виду только что охарактеризованное обсто­ятельство, мы все же для общей ориентировки будем различать перечисленные несколько выше базовые предметные системы и при этом полагать их психоло­гически равноценными (и в этом смысле рядоположен-ными в пределах,классификационного описания).

Разумеется, всегда можно найти доводы в пользу приоритетности, важности каких-то предметных сис­тем: достаточно сказать, что люди, занятые техничес­кими системами, располагают более мощными сред­ствами, чтобы убить или лишить чего-то важного дру­гих людей. Но если так видеть дело, то возникает во­прос, зачем нужно общество с такими «приоритета­ми».

В связи со сказанным выше, будем исходить из презумпции равной необходимости и равноценности для общества именно всех пяти выделенных выше раз­новидностей предметных областей-систем труда.

Возможны и иные варианты общеориентирующей группировки предметных областей профессиональной деятельности (в конце концов, любая классификация чего-либо - это более или менее полезная выдумка для ориентировки в некоторой противостоящей нам слож­ности; можете придумывать все лучшие классифика­ции).

***

Уместно, полагаем, обратить внимание на некото­рые принципы, правила или закономерности, по ко­торым исторически формируется, фиксируется или разрушается в культуре общества предметная область профессионального труда (это важно и в плане теоре­тического осмысления процессов профессионального самоопределения, и для практики педагогического ру­ководства проектированием подрастающими людьми их будущих профессиональных жизненных путей, судеб):

1. Принцип удовлетворения потребностей достаточ­но широкой и закономерно воспроизводящейся груп­пы, общности людей (в противном случае сложившая­ся или намечающаяся предметная область претерпе­вает деструкцию, «разваливается», «растаскивается» по другим областям и пр.; например, когда-то в исто­рии образования были «хожалые учителя», а с появ­лением учебных заведений надобность в них отпала; сейчас в связи с экономическим расслоением россий­ского общества и появлением соответствующего нера­венства опять появляются «репетиторы», «фребелич-ки», «декролички» и пр.);

2. Принцип реализуемости целей в «обозримом» (то
есть не вселяющем чувства безнадежности, призрач­
ной удаленности) будущем (в противном случае на­
блюдается отток многих дееспособных профессиона­
лов из данной области, остаются немногочисленные
чистые энтузиасты, «идеалисты», подвижники, сохра­
няющие и поддерживающие в обществе мало популяр­
ную, хотя, быть может, и весьма перспективную об­
ласть специальной деятельности - так, например, было
с генетикой, когда она в нашей стране подвергалась
гонениям с середины 30-х до середины 60-х годов; так
было у нас с психологией труда с середины тридцатых
годов - тогда она выступала под термином «психотех­
ника» - до середины пятидесятых и пр.)- Подвижни­
ки заслуживают уважения, но развитие предметной
области труда идет лучше, если дело обходится без
больших многолетних «жертвоприношений».

Понятно, что, говоря об условиях реализуемости, мы имеем в виду не только предметные, но и социаль­но-организационные условия общественного производ­ства, жизни профессионалов.

3. Принцип посильности проектируемой сферы де­
ятельности для многих представителей взрослого по­
коления рода человеческого (в противном случае пред­
метные области дифференцируются, возникает «сти­
хийное разделение труда, перераспределение профес­
сионально-трудовых функций: если вы задумали «дол­
жность», скажем, коменданта огромного общежития,
или главного инженера многопрофильного завода, с
которой фактически никто не может хорошо справить­
ся, то воленс-ноленс вам придется обставлять челове­
ка помощниками, инспекторами, экспертами, замес­
тителями и пр., то есть «раздавать» спроектирован ные для него, но фактически непосильные в комплек­се, функции также и другим людям).

4. Принцип опоры на научную рациональность (все, что не находит научных основ - «волхвование», «чер-нокнижество», конкретные житейские рекомендации от имени астрологии и пр., постепенно вытесняется из состава достойных областей деятельности, остава­ясь иногда «кормушкой» для ограниченного числа предприимчивых дельцов и пр.).

***

Научные вопросы, темы, связанные с информаци­онной психологической поддержкой осмысления сис­темы предметных областей труда, могут быть следую­щими:

имплицитные (сложившиеся у субъектов и в этом смысле субъективные, субъектные) классификации, группировки предметных областей трудовой деятель­ности у разнотипных специалистов.

Приведем краткие примеры некоторых таких груп­пировок, которые могут быть весьма экстремистски­ми. - Профессор математики говорит студентам в пе­динституте: «Педагогика состоит из двух частей - пер­вая всем известна, вторая никому не нужна»; из про­фессионального фольклора физиков: «Наука делится на две части; первая из них - физика, а все прочее -коллекционирование марок». Из фольклора психоло­гов: «Психология делится на две части - психологию труда и психологию бездельников»... и пр. Все это отнюдь не пустяки, а явления общественного созна­ния, «цепляющие» мир профессий и выражающие

отношение к человеку-«делателю», они должны быть предметом научного учета и коррекции. Эта тема мо­жет весьма дробно дифференцироваться в зависимос­ти от категорий изучаемых лиц, разновидностей пред­метных областей деятельности, начиная от психоло­гических оснований классификации наук и кончая взглядами на девиантные (непутевые, незаконные, «подпольные», асоциальные) занятия. Эта группа во­просов у нас практически не была представлена в на­учных психологических изданиях до последнего вре­мени;

проблемы способностей к деятельности в разных предметных областях труда (так называемых специ­альных способностей). Это могут быть вопросы о сущ­ности, структуре, систематике способностей, их диаг­ностике, развитии и компенсации.

Распространен некий предрассудок, что специаль­ные способности нужны к математике, музыке, поэ­зии, технике и прочим относительно произвольно вы­деляемым областям деятельности. Но попробуйте двад­цать раз сварить украинский борщ... и если у вас нет соответствующих способностей (цепкой памяти на вку­сы и запахи, мысленного оцерирования соответствую­щими представлениями и т.п.), то получатся двадцать разных борщей. Специальные способности, «талантли­вости» столь же разнообразны, сколь разнотипны мно­гочисленные профессии;

проблемы профессионального самосознания (а так­же самооценки и взаимооценки) работников, занятых в разных предметных областях труда;

психологические условия генезиса новых продук­тов профессиональной деятельности;

развитие в современных условиях и классификация профессий, предметная область которых - биоти­ческие системы, процессы (психологические аспекты);

развитие в современных условиях и классифика­ция профессий, предметная область которых - систе­мы, процессы в неживой природе и технике (психоло­гические аспекты);

развитие в современных условиях и классифика­ция профессий, предметная область которых - чело­век, группы, социальные процессы, системы (психо­логические аспекты);

развитие в современных условиях и классифика­ция профессий, предметная область которых - знако­вые системы (психологические аспекты);

развитие в современных условиях и классифика­ция профессий, предметная область которых - явле­ния, системы художественного отображения действи­тельности (психологические аспекты);

развитие в современных условиях и классифика­ция профессий, предметная область которых комплек­сна и в значительной мере содержит разнотипные (см. выше) системы.

Примечание: разработка последних шести тем важ­на, в частности, для упорядочения структуры профес­сионального образования как социальной системы, для оптимизации управления учебными заведениями; представляется рациональным, если они будут груп­пироваться по признаку глубокого психологического родства соответствующих профессий, специальностей;

субъективная картина у представителей разных профессий места «своей» и «чужих» профессий в мире труда;

субъективная картина мира (как универсума) у представителей разных профессий Примечание: темы, где говорится о разных, разно­типных профессиях и группах людей, могут диффе­ренцироваться и уточняться в зависимости от конкрет­ного выбора. Кроме того, компоненты «внутренней кар­тины» труда также могут стать-основанием для диф­ференциации темы, как, например, в приводимых ниже четырех темах;

структура и динамика (на жизненном пути) образа продукта труда у представителей разнотипных про­фессий;

структура и динамика (в ходе жизненного пути) об­раза предметных и социальных условий труда в раз­нотипных профессиях;

специфика и классификация профессиональных «гештальтов» (привычно выделяемых единиц рассмот­рения) в разных видах деятельности;

сравнительная характеристика профессиональных «гештальтов» (привычно выделяемых единиц рассмот­рения), стереотипов сознания у представителей раз­ных видов деятельности.

 

5.3. Профессия как деятельность и область проявлений личности

Часто само собой разумеется, что знакомиться с профессией, изучать ее - это изучать деятельность профессионала и его психику как некоторую систем­ную организацию. И это правильно. Именно на этом пути лежат «ключи» к построению психологической картины мира профессионального труда.

Вопросы о профессии как общности и как предмет­ной области являются своего рода подготавливающи­ми, пропедевтическими, вводными для обсуждения проблем психики профессионала, его «живой» деятель­ности, личности, условий успеха.

Предметная область приложения сил только для но­вичка появляется deus ex machina (внезапно, как «бог из машины» в древнегреческом театре), «до деятель­ности». В действительности же'она порождается, фор­мируется не иначе, как в чьей-то деятельности: при­думали люди аккумуляторы, наладили их массовое производство, и вот появилась со временем профессия аккумуляторщика (сейчас ее можем найти в офици­альном списке профессий), придумали специальные установки для получения из жидкого воздуха кисло­рода, аргона, азота, и вот появилась профессия аппа­ратчика воздухоразделения и так далее по всему ал­фавитному перечню профессий.

В указанном выше смысле профессия как деятель­ность первична по отношению к другим организован-ностям этого понятия. Важно только помнить, что профессия - это не только деятельность.

***

Уместно различать, как минимум, четыре катего­рии профессионалов, «делателей» чего-то полезного: а) обучающиеся определенной профессии (учащиеся профессиональных учебных заведений - профтехни-ческих, средних, высших), б) молодые специалисты (лица, «стартующие» на «рабочих местах», «должнос­тях» после специального образования; этот процесс в разных видах труда занимает разное время, но, как минимум, обычно это 3-5.лет), в) зрелые профессиона­лы - относительно сложившиеся, успешно работаю щие (или пришедшие к заключению, что профессия выбрана безнадежно неудачно), г) профессионалы пред­пенсионного и пенсионного возраста.

Сообразно сказанному и множество психологичес­ких вопросов, связанных с профессиональным жиз­ненным путем человека, распадается на ряд разновид­ностей:

(в связи с категорией «а»)

психологические условия формирования убеждений (идейных мотивов) и нравственных мотивов в процес­се овладения разнотипными профессиями;

психологические условия формирования характе­ра в процессе овладения разнотипными профессиями;

структура учебных мотивов и ее динамика в про­цессе овладения разнотипными профессиями;

возрастно-половой и индивидуальный подход при формировании положительной учебно-профессиональ­ной направленности в процессе овладения разнотип­ными профессиями;

структура специальной одаренности и способностей и их формирование в процессе овладения разнотип­ными профессиями;

систематика способностей в связи с разнообразием видов профессиональной деятельности;

критерии и методы диагностики и развития про­фессиональной пригодности в процессе овладения раз­нотипными профессиями;

психологические условия формирования навыков планирования и организации труда в процессе овла­дения разнотипными профессиями;

методы оценки соотношения гностических и испол­нительных компонентов деятельности в процессе овладения разнотипными профессиями;

анализ исполнительно-двигательной активности и ее регуляции в процессе овладения разнотипными профессиями;

критерии и методы оценки качества исполнитель­но-двигательных умений, навыков в процессе овладе­ния разнотипными профессиями;

психологические условия и методы эффективного формирования исполнительно-двигательных компо­нентов профессионального мастерства при овладении разнотипными профессиями;

психологические условия восприятия характерных признаков исходного материала, орудий, средств тру­да в процессе овладения разнотипными профессиями;

психологические условия формирования сенсорно-перцептивных навыков и их классификация в связи с овладением разнотипными профессиями;

психологические условия формирования сенсорно-перцептивной культуры при овладении разнотипны­ми профессиями;

психологические условия формирования умений, навыков самоконтроля при овладении разнотипными профессиями;

условия и методы самоорганизации внимания в про­цессе овладения разнотипными профессиями;

условия и методы активизации воссоздающего и творческого воображения при овладении разнотипны­ми профессиями;

специфические особенности мышления, умственных действий при овладении разнотипными (в частности, практически ориентированными) профессиями;

психологические условия активизации мышления и формирования умственных действий при овладении разнотипными (в частности, практически ориентиро ванными) профессиями;

условия и методы самоорганизации памяти в про­цессе овладения разнотипными профессиями;

структура и классификация кризисов развития лич­ности, конфликтов в связи с овладением разнотипны­ми профессиями;

субъективная картина системы трудностей, кон­фликтов в связи с овладением профессией (в разно­типных профессиональных учебных заведениях);

содержание и методы психологической поддержки студентов, учащихся, слушателей профессиональных учебных заведений (на разнотипном материале, вклю­чая и формы переподготовки специалистов);

проектирование и совершенствование психологичес­ких служб, ориентированных на овладевающих про­фессией (в разнотипных учебных заведениях и на раз­ном профессиональном материале);

(«б»)

анализ и преодоление конфликта идеального и ре­ального в деятельности молодого специалиста (на ма­териале разных профессий);

психологические условия оптимальной рефлексии профессионального развития у молодого специалиста (на материале разных профессий);

анализ и коррекция представлений о профессиональ­ном жизненном пути у молодого специалиста (на ма­териале разных профессий);

специфика и классификация жизненных событий, выделяемых молодым специалистом (на материале раз­ных профессий);

структура и классификация конфликтов между лич­ными качествами молодого специалиста и требовани­ями деятельности (в разнотипных профессиях);

субъективная картина системы конфликтов моло­дого специалиста (в разнотипных профессиях);

содержание и методы психологической поддержки молодого специалиста (в разнотипных профессиях);

проектирование и совершенствование психологичес­кой службы, ориентированной на молодых специалис­тов (в разнотипных профессиях);

(«в»)

изучение новых профессий

- разработка психологических описаний новых
профессий;

- психологические условия генезиса профессии как системы;

- психологические условия дробления профессии как системы;

- психологические условия интеграции профессии как системы;

- психологические условия исчезновения профессии как системы;

- психологические условия генезиса новых средств профессиональной деятельности;

- психологические условия генезиса новых условий профессиональной деятельности;

развитие профессии как исход из конфликта меж­ду требованиями деятельности и личными качества­ми человека (как сложными разнородными система­ми);

психологические особенности учения сложившего­ся профессионала в ситуации переподготовки (на ма­териале разнотипных профессий);

структура познавательной мотивации в разнотип­ных профессиях практического труда.

структура и классификация конфликтов между личными качествами профессионала и требованиями дея­тельности (в разнотипных профессиях);

структура и динамика образа продукта труда у пред­ставителей разнотипных профессий;

структура и динамика образа внешних и внутрен­них средств деятельности в разнотипных профессиях;

структура и динамика образа предметных и соци­альных условий труда в разнотипных профессиях;

характерологические типы сложившихся професси­оналов (в разнотипных профессиях);

специфика и классификация событий, выделяемых профессионалом (в разнотипных профессиях);

сравнительная характеристика событийного виде­ния жизни в разнотипных профессиях;

сравнительная характеристика профессиональных стереотипов сознания («гештальтов», «квантов», еди­ниц рассмотрения среды, привычно выделяемых сло­жившимся профессионалом) в разных видах деятель­ности;

явления перестройки смысла жизни у сложивше­гося профессионала в ситуации безработицы, вынуж-. денной перемены труда;

особенности восприятия и представления сложив­шимся субъектом профессионального труда своих лич­ных особенностей (в разнотипных профессиях);

структура и типология самосознания сложивших­ся профессионалов (в разных профессиях);

структура специальных способностей в разнотип­ных профессиях;

структура взаимосоответствия требований деятель­ности и личных особенностей человека в разнотипных профессиях;

особенности восприятия и представления сложившимися профессионалами характерных признаков объ­ектной ситуации (обрабатываемый материал, средст­ва, условия труда) в разнотипных профессиях;

структура и место гностических действий в разно­типных профессиях (у сложившихся профессионалов);

структура и место действий самоконтроля в разно­типных профессиях (у сложившихся профессионалов);

структура и динамика внимания сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);

структура и динамика воображения сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях); •

специфические особенности мышления сложивших­ся профессионалов в разнотипных видах практичес­кого труда;

особенности умственных действий сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);

особенности памяти сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);

особенности самоорганизации и планирования дея­тельности сложившегося профессионала (в разнотип­ных профессиях);

специфические особенности познавательной деятель­ности сложившегося профессионала в разнотипных (в частности, практически ориентированных) професси­ях;

соотношение гностических и исполнительно-двига­тельных компонентов деятельности сложившихся профессионалов (в разнотипных профессиях);

структура и особенности регуляции движений сло­жившегося профессионала (в разнотипных професси­ях);

моторная одаренность в структуре профпригоднос­ти сложившегося профессионала (на материале разно типных профессий);

критерии и методы оценки качества моторных дей­ствий сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);

феномены «неизвестной психологии» в специаль­ной непсихологической литературе по разнотипным профессиям.

Пояснение: «неизвестная психология» - включения психологической информации, суждений, понятий о психике в контекст непсихологических публикаций (например, в учебнике по проектированию машин от­мечается о трудностях работы конструктора; в работе по товароведению отмечается нечто о стратегии и так­тике восприятия сложного объекта, об ошибках вос­приятия, и пр.);

разработка и проверка проектов координации ис-следований и разработок по психологическому про-фессиоведению в стране;

разработка интегрального банка психолого-профес-сиографических данных (на уровне региона, респуб­лики, страны), ориентированного на психологическое обеспечение систем профессионального образования (включая переподготовку кадров);

разработка информационно-поисковой библиогра­фической системы по психологическому профессиове-дению;

содержание и методы психологической поддержки сложившихся профессионалов (в разнотипных про­фессиях);

проектирование и совершенствование психологичес­кой службы, ориентированной на сложившихся про­фессионалов (в разнотипных профессиях);

(«г»)

психологические условия и приемы минимизации конфликта жизненных смыслов профессионалов в предпенсионном и пенсионном возрастах;

структура и классификация компенсаторных при­емов поддержания успешной профессиональной дея­тельности в связи с возрастной инволюцией психичес­ких функций (на материале разнотипных профессио­налов);

приемы и методы «вычерпывания» профессиональ­ного опыта работников «околопенсионного» возраста в связи с созданием компьютеризованных экспертных систем;

содержание и методы психологической поддержки профессионалов предпенсионного и пенсионного воз­раста (на материале разнотипных профессий);

проектирование и совершенствование психологичес­кой службы, ориентированной на профессионалов пред­пенсионного и пенсионного возраста (в разнотипных профессиях);

5.4. О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду

«Специальность» обычно понимается как некое от­носительно частное подразделение внутри более ши­рокого представления о том, где, чем и как занят че­ловек, что он знает и умеет. Профессия - педагог, спе­циальность - учитель математики или учитель гео­графии. Речь тут идет об очень разных - взаимонеза-меняемых - работниках.

Потребность говорить о специальностях возникает там, где складывается более или менее дробное разде­ление труда. Это процесс очень текучий, «живой», и если еще два-три десятилетия назад, говоря, напри­мер, «психолог», мы говорили достаточно: указывали на профессию, которая была в основном представлена преподавателями в педвузах, университетах и отчас­ти в одном-двух исследовательских психологических учреждениях. Ныне же психологи работают и на про­изводстве, и в школах, и в соматических клиниках; поэтому приходится говорить о специальностях, на­звания которых часто еще «не устоялись» в языке (школьный психолог, психолог на предприятии, пси­холог-практик, психолог-психотерапевт, психолог-профконсультант, психолог-консультант по вопросам семьи и пр.)- Поэтому часто прибегают к такой уловке - говорят «профессии и специальности» или «профес­сии, специальности, должности, занятия» (если, ска­жем, нужно озаглавить соответствующий официаль­ный перечень, сборник, лист для переписи населения и пр.).

«Занятие» мы будем понимать как относительно широкое понятие, включающее и профессии, и специ­альности, и должности. А «должность» - это место, занимаемое трудящимся в той или иной организаци­онной, производственной структуре и более или менее соответствующее уровню его профессиональной под­готовки (скажем, кандидат психологических наук может работать и в должности ассистента, и старшего преподавателя, и доцента, и заведующего кафедрой, и старшего или младшего научного сотрудника, а в ис­ключительных случаях и - профессора). Все это не нужно запоминать, ибо время от времени выходят некоторые нормативные документы, задающие поря­док замещения людьми должностей; практичнее по­смотреть в нужный момент в соответствующие «свят цы», чем помнить такого рода сведения (то, что вам понадобится в практической работе, постепенно запом­нится само собой).

5.5. Профессия как исторически развивающаяся система

Названная в вышеприведенном заголовке тема пред­ставляется весьма академичной, и если материал дан­ного раздела покажется вам трудным, неинтересным, или бесполезным, вы можете его пока пропустить, сразу перейдя к следующему. Назначение данного раз­дела в том, чтобы на частном примере развития опре­деленной профессии дать некоторое общее принципи­альное представление о процессах развития, происхо­дящих в мире профессий как сложных систем.

Это представление пригодится для понимания про­цесса формирования человека как субъекта деятель­ности, для осмысления динамики становления про­фессионального жизненного пути «вот этого челове­ка» в сложной действительности. Вернетесь или не вер­нетесь сюда по своему усмотрению.

Слово «профессия» восходит к латинскому profite-ri - «говорить публично» (Н.М. Шанский и др. Крат­кий этимологический словарь русского языка. М.,1971, с. 370), что осмысливалось в свое время, по-видимому, как «объявлять другим о своем деле, заня­тии, специальности». Для чего же мне объявлять? -Чтобы кто-то узнал в продукте моей деятельности пред­мет своей потребности, чтобы установился некоторый диалог, состоялись обмен ценностями, удовлетворение потребностей.

Таким образом, в феномене профессии исконно

скрыты события, являющиеся предметом и общей, и социальной психологии. Обычно само собой разумеет­ся, что профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться (К.К. Платонов. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984, с. 107), что, впрочем, и народная мудрость давно отметила -«Не учась и лаптя не сплетешь»; отсюда понятие про­фессии содержательно «вклинивается» также в воз­растную и педагогическую психологию, педагогику, методику обучения.

Тенденции профессиональной специализации лю­дей возникли, по-видимому, задолго до появления об­щего понятия профессии и выражающих его слов. По­пытаемся далее начать рассмотрение этого процесса на материале, скажем, профессии психолога, педаго­га.

***

Будем исходить из того наиболее вероятного пред­положения, что человек, начиная с самых первых фаз антропогенеза, неизбежно сталкивался с проявления­ми психики, сознания как с обстоятельствам, содей­ствующими или противодействующими его важней­шей деятельности по жизнеобеспечению.

А поскольку сталкивался, то начинал замечать, вы­делять их по каким-то опознавательным признакам и фиксировать опыт этих столкновений в доступной ис­торически конкретной форме (не только в слове, но и в ответном или превентивном действии, поведении, в коллективном действе и т.п.).

Что это могли быть за проявления сознания, пси хики? - Это могли быть сон, прерывающий бодрство­вание (иногда и вопреки воле человека) и сопровожда­ющийся сновидениями, это также и освежающий сон; усталость-работоспособность и их колебания; ошибоч­ные и удачные варианты действий; горе, радость, удив­ление, страх, гнев, боль, стойкие черты нрава окру­жающих людей и т.п.

Неизбежно человек нащупывал, находил хоть сколь­ко-нибудь эффективные средства овладения особеннос­тями психической реальности.

Скажем, настроиться на ответственную и опасную деятельность помогает некий условный ритуал (хотя бы некоторые позы, звуки), избежать опасности помо­гает то, что не забыл задобрить злых И добрых духов (вспомнив о них, вспомнил и об опасностях, а это уже неплохо, - в этом смысле знание о злых и добрых ду^-хах срабатывает ничуть не хуже, чем знание совре­менной инструкции по технике безопасности, а быть может и лучше, поскольку инструкции не обязатель­но так же хорошо возбуждают важные здесь эмоции, как это делают мифы) и т.п.

Обобщенно говоря, нечто во внешнем и внутреннем мире человека манифестирует, заявляет себя созна­нию в ситуации определенного столкновения, конфлик­та (в этом смысле конфликт - условие знания), а кон­фликты, манифестирующие психику, не могли отсут­ствовать уже на самых ранних фазах развития созна­ния; при этом (и поэтому) человек не мог не узнавать о психике.

Другой вопрос - у него не было готового языка для обозначения и описания своих психологических обре­тений. Поэтому должен был возникать, развиваться и сам этот язык, который вовсе не был обязан походить

на современный язык нашей науки.

Примем еще одно очень вероятное предположение - люди неизбежно различались по способности фик­сировать, накапливать и применять, культивировать возникающий душеведческий опыт (то, что это дела­лось в форме своеобразной психологической проекции, то есть в форме приписывания осознанных свойств души не мозгу, а каким-то внешним существам, насе­ляющим природу, окружающую среду, сути вопроса не меняет; пусть считалось, по крайней мере до 17 в., что «бесица-трясавица» ГлядеЯ «спать не дает, ума лишает», может «очи человеческие омрачити», что, далее, мученики Гурий, Симон и Авив помогают жене, «если ее неповинно возненавидит муж», что Косьма и Дамиан «просвещали разум к изучению грамоты» и т. д. - (по Н.М. Никольскому. История русской церк­ви, изд 4-е. М., 1988. С. 46-47); все эти представления были также и средством остановить мысль, внимание человека на явлениях бессонницы, ума, разума, внут­реннего психического состояния людей, семейного конфликта и т.п.).

Те члены сообщества (скажем, поселения наших языческих предков), которые осуществляли накопле­ние душеведческого опыта несколько лучше других, неизбежно становились своеобразным источником пси­хологических «услуг» и, следовательно, своего рода неформальными «психологами» - ведунами, знахаря­ми и пр. Таким образом^ мы допускаем мысль, что психологические трудовые функции (а значит и их носители) существовали в обществе, что называется «всегда», то есть с первых фаз его развития.

Но что же мешает принять эту мысль? Почему же историю психологии часто видят только в недрах ис тории философии, а ее наиболее отчетливую самосто­ятельную ветвь ведут примерно со второй половины 19 века? Почему история предшествующей мировой культуры видится при этом как область некоей «пси­хологической пустоты» или область в известном смыс­ле депсихологизированная?

Что-то в нашем традиционном умонастроении не мешает, например, возводить историю техники и на­уки к тому моменту, когда безвестные гении приду­мали скребок или колесо, когда первобытный охот­ник или земледелец наблюдали за окружающими яв­лениями и делали из этого выводы (В.А. Кириллин. Страницы истории науки и техники. М., 1986, с. 11-15). Считается, что они могли заниматься «в меру сво­их возможностей всем тем, что гораздо позднее полу­чило название науки и техники» (назв. соч., с. 12).

А что мешает нам видеть аналогичным образом истоки профессии психолога, педагога, воспитателя в действиях наиболее опытных членов первобытного сообщества, умеющих разобраться в душевном состо­янии стороннего человека и как-то руководить этим состоянием?

Думается, что нам мешает некоторая гипотетичес­кая схема «линейности» исторического развития того типа человека (или человека с некоторым определен­ным типом рациональности), которого мы согласны категоризовать как профессионального психолога или педагога.

Да, профессионалы того типа, который был для нас образцом в течение последних десятилетий, ведут свое начало, возможно, от Вильгельма Вундта, И.М. Сече­нова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко.

Но можно представить и другую гипотетическуюсхему развития профессий, которая существенно раз­двигает горизонты нашего виденья «делателей» того или иного рода.

Следует предположить, что развитие профессии как деятельности (как закрепляющейся в культуре систе­мы трудовых функций) идет не «циклами», не «по спирали», не «по возрастающей» и не «по нисходя­щей», а иначе - путем возникновения и изживания (чтобы не сказать краха) определенного рода сменяю­щих друг друга объемлющих систем; при этом в прин­ципе любая очередная система зарождается в недрах предыдущей еще задолго то того, как та изживет себя. Говоря об объемлющих системах, мы имеем в виду такие, которые по отношению, например, к психоло­гии как форме общественного сознания являются «над-системами» (психология - их подсистема) - миропо­нимание и мироотношение (мировоззрение); и это мы будем в дальнейшем иметь в виду без специальных оговорок.

На приводимой схеме 5 условно обозначены траек­тории развития систем в виде определенного рода се­тей, ориентированных древовидных графов (о поня­тии графа см., например, Математический словарь. М., 1988, с.162-163).

Пять сетевидных (или древовидных) элементов на приводимой схеме являются очень условными - они примерно одинаковы по структуре, и к ним нужно скорее относиться как к пиктограммам, поясняющим некоторые положения; назовем их «метелками».

Для удобства восприятия некоторые метелки вы­полнены двойными, а некоторые - одиночными лини­ями.

Будем различать в каждой «метелке» как отображении процесса развития системы следующие призна­ки (см. схему 5, на которой представлена связка из пяти графов-«метелок»): начало, срединную часть и конец. Так, началом первой «метелки» является об­ласть, которая в координатах предложенной схемы находится примерно на пересечении ординаты «а» и абсциссы 1. Можно обозначить эту область al.

, Как видим, начало хода развития системы отобра­жено не точкой, а как бы слиянием ветвей (пред­положим, предыдущего процесса, пусть нам неизвес­тного) - это означает, что некий единый процесс мо­жет сложиться фактически из нескольких разных ис­точников.

Конец рассматриваемой первой «метелки» находит­ся в области примерно ЬЗ; он отображает явления ин­волюции, изживания системы, уменьшения разнооб­разия ее проявлений (малое количество ветвей «ме­телки»); пунктир ветвей (дуг графа) как бы указывает на очень большую неопределенность этого процесса (по признакам времени, содержания, направления и т.д.).

Срединная часть первой «метелки» - с2; здесь от­мечается наибольшее количество ветвлений, что озна­чает развитость, «расцвет» отображаемой системы, вместе с тем где-то здесь же - в срединной части «цве­тущей» метелки - берет начало, «зарождается» сле­дующая «метелка», расположенная по отношению к первой примерно ортогонально, это означает, что ход развития, отображаемый этой (второй) «метелкой», имеет по отношению к предыдущему (в котором он пусть и возник) много признаков отличия, независи­мости и, возможно, противостояния. Аналогичным образом дело обстоит и в отношении последующих пяти элементов предлагаемой схемы. «Метелку» в целом

 

 

Схема 5. Связка метелок (пояснения в тексте).

 

можно обозначить, указав ее начало и конец. Так, пер­вая слева может быть обозначена al-ЬЗ, вторая c2-d4 и т.д.

«Метелки» на схеме характеризуются не только фактами ветвления (бифуркаций) отображаемых ими процессов, но и тупиковыми путями развития, и яв­лениями слияния, синтеза разных путей. Рано или поздно каждая из возникающих систем исчерпывает основные потенциалы своего развития (она перестает быть хорошим органом той функции, для реализации которой сложилась, возникла). Это отнюдь не значит, что рушится или «размывается» все, как это может казаться людям, «впаянным» в эту систему: элемен­ты сохраняются, включаются в другие, новые систе­мы и вместе с этим преобразуются (скажем, мифоло­гические представления о злых и добрых духах, к ко­торым первобытный человек относился более чем серь­езно и мог даже умереть сам или убить другого в соот­ветствующем конфликте, постепенно уходят в область развлекательных рассказов и сказок для детей; пред­ставления о рефлексе, из-за непочтения к которым можно было когда-то оказаться чуть ли не «врагом народа», становятся предметом спокойного историко-научного анализа, и т.п.).

Как отчасти отмечено, новая система зарождается в период большего или меньшего «расцвета» сущес­твующей. Это происходит в явлениях диалога, неиз­бежно сопровождающего даже самое «верноподдани­ческое» ее освоение. Диалог - это все-таки борьба, а борьба имеет не обязательно кем-то ожидаемый или предначертанный исход. В профессиональной области мы сплошь и рядом имеем неожиданные исходы стол­кновений человека и профессии: П.Я. Гальперин учил ся на врача, а стал специалистом по психологии обу­чения умственным действиям; В.Д. Небылицын учил­ся на филолога, а стал специалистом по проблематике основных свойств нервной системы; В.Вундт был про­фессором физиологии и философии, а вошел в исто­рию психологии как основатель экспериментальной психологии - и это все незаурядные' профессиональ­ные психологи. Можно составить целую галерею проф­ессиональных парадоксов указанного рода (быть мо­жет, сами «еретики» иногда даже несколько стесня­ются указанных фактов профессионально-биографичес­кого характера - как-никак их можно понять по при­нципу «свой среди чужих, чужой среди своих», а это не всегда приятно. Но не исключено, что здесь мы име­ем дело с закономерным явлением порождения одной ментальной системы в неизбежном диалоге с другой). Как отмечено выше, новая система строится мак­симально независимо от предыдущей; по крайней мере, в сознании людей, уже «впаявших» себя в но­вую систему, могут даже доминировать идеи проти­востояния тому, что связано с предшествующей. При этом даже то, что на деле «неофиты» неизбежно заим­ствуют из прошлого, переобозначается и переосмыс­ливается в контексте (на языке) новой системы. В ре­зультате традиционная система интерпретируется так, что ретроспективно как бы лишается даже того, его она на самом деле отнюдь и не лишена. Скажем, пси­холог-атеист, убежденный материалист противопостав­ляет себя служителю религиозного культа как распрос­транителю «опиума для народа», хотя на самом деле оба используют одни те же закономерные свойства психики человека (один, например, практикует сис­тему формул «аутогенной тренировки», а другой -

молитву «Господи, прииди и вселися в ны...»). В обо­их случаях положительный эффект происходит по одним и тем же причинам и законам. Но психолог, расположенный и ориентированный в своей «метел­ке», хочет видеть и видит начала начал своей профес­сии в ее границах - где-то на «заре» появления людей именно с естественнонаучным, например, типом ра­циональности. А служитель религиозного культа ви­дит своих предшественников по профессиональной общности также в начале «метелки», но - другой, а именно своей, родной. Так, например, представитель (служитель) христианской религии, в свою очередь, отвергает, как монотеист, языческие представления, борется с ними, утверждая «истинную веру». Но в то же время неизбежно должен считаться с неодолимы­ми закономерностями сознания, которые так или иначе были смоделированы и языческой практикой, и соот­ветствующими верованиями. Как результат - язычес­кие модели просто переобозначаются: например, язы­ческий «скотий бог» Велес у нас на Руси в свое время трансформировался в покровителя животных христи­анского святого Власия (Мифологический словарь. М., 1991, с. 128); и есть множество феноменов аналогич­ного рода, они составили целые периоды противобор­ства язычества и христианства (Б.А. Рыбаков. Язы­чество Древней Руси. М., 1988, с. 382-411), «двоеве­рия» (Н.М. Никольский, его указ. соч., с. 21-31).

Так же происходит и с системами научных психо­логических (профессиональных) школ. Один ищет и находит «сотворение мира» у С.Л. Рубинштейна, дру­гой - у А.Н. Леонтьева, третий - хоть у Робинзона Крузо (который, кстати, - честь Даниэлю Дефо - со­всем неплохо понял особенности сознания Пятницы и

был успешен в психокоррекционных и педагогичес­ких действиях в отношении его) и т.д.

Вернемся к «крупноблочной» интерпретации «ме­телок» в связи с вопросом возникновения и развития (генезиса и эволюции) профессии, например, психо­лога.

На приведенной схеме представлены пять «мете­лок». Они, думается, соответствуют некоторым фазам в развитии профессии психолога (далее без специаль­ных оговорок будем иметь в виду материал отечествен­ной истории). Начнем с «метелки» c4-d6 (четвертой слева). Предположим, что она соответствует в целом тому, что мы называли обычно «советская психоло­гия». Последняя, как известно, включала противобор­ствующие направления и сменявшие друг друга раз­ноликие фазы развития (А.В. Петровский. История советской психологии. М., 1967). В этом смысле мо­дель «метелки» в принципе не противоречит действи­тельности. При всех тонкостях авторских, «школов-ских», «этапных» различий советская психология представляет собой и нечто целостное - специалистов характеризовало стремление развивать науку на эк­спериментальной основе и строить значительные тео­ретические обобщения фундаментального толка. Од­новременно это сопровождалось некоторым (пусть не­явным, но фактически достаточно последовательным) небрежением к отдельному человеку, его личным про­блемам; отсюда неразработанность практических пси­хологических техник, известного рода физикалистская модель, что называется, «хорошего» психологическо­го исследования, доминирование предпосылки о том, что проблемы каждого «сами» решаются на основе решения общих пр







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.