Глава 5. Понятие профессии
Основные понятия главы: отношение к общности предполагаемых коллег («С кем быть?»), разновидности предметных областей труда, отношение к предполагаемой предметной области труда, отношение к будущей профессиональной деятельности, история профессии как системы, профессия как система, создаваемая людьми и для людей. 5.1. Профессия как общность Речь пойдет здесь не о профсоюзах, а о «незримых коллективах», людях, мысленно объединенных по признаку направленности сознания, умелости, компетенции и специфических ценностных ориентации именно в качестве «делателей» чего-то потребного и полезного для общества. Что касается профсоюзов (профессиональных союзов), то это прежде всего «массовые организации, объединяющие трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности...» (Большой энциклопедический словарь. Том 2, М., 1991, с. 215); эти организации создавались и создаются для определенного рода целей - экономической взаимопомощи, борьбы с недобросовестными работодателями за организационно-производственные и социально-экономические права трудящихся. Как правило, профсоюзы объединяют людей по очень общим признакам отрасли народного хозяйства, понимаемого в широком смысле: в «профсоюз работников высшей школы» могут входить, с одной сто роны, фактически очень разнотипные работники, мало понимающие друг друга именно как «делатели» (и преподаватель, читающий курс психологии профессионального самоопределения, и инженер лингафонного кабинета, и работник отдела кадров вуза и т.п.), а с другой стороны, однотипные «делатели» могут оказаться в разных профсоюзах (членом «профсоюза работников гос. учреждений» может быть и специалист по психологии, или специалист по звуковоспроизводящей технике, или «кадровик», если они работают в НИИ или Академии, входящих в структуру определенного отраслевого министерства, комитета). Когда мы говорим о профессии как общности, то речь ведем не об организации, а о мысленно представляемой незримой группе сходных по направленности и опыту людей, куда как бы «приписаны» не только ныне здравствующие «делатели», но и знаменитые работники прошлого, внесшие заметный, известный вклад в то или иное дело. Это скорее «референтная группа», а не собственно организация (напомним: «Группа референтная....- реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении...» Краткий психологический словарь. М., 1985, с. 70). Разумеется, реальные члены этой общности могут быть учтены, подсчитаны, представлены в некоторых таблицах; может быть, в частности, установлено (если принять во внимание количество вакантных мест), требуется ли приток новых работников в данную общность (ситуация «дефицита кадров») или, наоборот, здесь имеется ситуация перенасыщения - налицо «резервная армия безработных» и пр». Соответствующие вопросы - предмет социологии и экономики труда. Нас же далее будут занимать возникающие здесь вопросы психологии. * * * Основные психологические вопросы в связи с пониманием профессии как общности касаются, во-первых, тех, кто уже включен в эту общность (начинающие, развивающиеся, инволюционирующие - «сходящие с лыжни» - профессионалы) и, во-вторых, тех, кто предполагает или намерен в нее включиться (мечтающие о выборе профессии, озабоченные вопросом выбора ее, находящиеся в ситуации выбора - оптанты). Психологические вопросы, касающиеся профессионалов и оптантов, несколько различны. Что касается оптантов, то вопрос «кем быть?» это и вопрос «с кем быть?», а не просто «что делать?», «где учиться и работать?». Работа ведь всегда закономерно связана и с неким более или менее очерченным образом жизни, и с избирательным кругом общения. Поэтому в структуру мотивов выбора профессии, например, старшеклассниками или безработными взрослыми входит и отношение к общности предполагаемых, воображаемых коллег. Это отношение может быть даже доминирующим над собственно «дея-тельностными» мотивами и может быть связано как с некоторыми «предрассудками чести» («люблю варить и кормить, но профессия кулинара... это, пожалуй, неприлично...») или, наоборот, с желанием любой ценой войти, «втереться» именно в определенный круг людей («не люблю ломать голову над задачками, но надо быть где-то поближе к физике - это престижно»). Что касается формирующихся и функционирующих профессионалов, то сознание принадлежности к общности определенных - пусть незримых и только лишь мысленно представляемых «делателей», среди которых есть и своего рода эталоны жизни и деятельности, - является важным фактором регуляции их деятельности, образа жизни, жизненного пути, построения смыслов жизни. В связи с осмыслением профессии как общности важными являются, в частности, некоторые психоло-го-профессиоведческие вопросы, которые ниже излагаются в форме довольно таки пространного перечня. Вы можете сказать: зачем приведено так много «научных» тем? Ведь Я. лСс собираюсь не исследовать, а воспитывать людей! На это можно ответить, прежде всего, народной мудростью: «Не зная броду, не суйся в воду». Даже просто задуматься над каждым из приведенных ниже вопросов («пропустить его через голову»), полагаем, полезно именно для правильной ориентации практической работы (ведь даже прежде чем сварить картошку, ее быстренько обследуют на предмет гнили, черноты, загрязнений). Кроме того, приводимая далее «тематика» может пригодиться и для организации деятельности научного студенческого кружка, для вашего возможного выступления с докладом или лекцией, для выбора и уточнения темы курсовой, дипломной или диссертационной работы, если в таковые формы активности вы будете включены. Перечни тем, вопросов для обдумывания будут вам предлагаться и дальше. Наконец, еще одно примечание по поводу приводй мой далее тематики: рекомендуем не просто «читать» формулировки тем, а использовать их как материал для тренировки специального воображения; а именно, в связи с каждой формулировкой преднамеренно представить, где и как вы искали бы ответ на предполагаемый в данной теме вопрос. Например, тема звучит так - «Представления дошкольников о труде взрослых». Во-первых, полезно задуматься, настолько ли важно знать о таких представлениях дошкольников, чтобы тратить время и силы на добывание соответствующей информации. Если это важно, то, быть может, этим уже занимались другие, и надо, во-вторых, предусмотреть библиографический поиск и изучение литературы. Но жизнь «течет и изменяется»; то, что написано о детях прошлого, может не соответствовать фактам настоящего. А как эти факты добыть? Что делать «в-третьих»? Провести ли индивидуальные беседы с кем-то, или специальные занятия с детьми, или придумать новые игры, провоцирующие представления дошкольников о деяниях взрослых?.. Одним словом, приводимые далее темы можно использовать как умственные упражнения. Если это вас не увлекает, можете пока обходить эти «дремучие леса» научной тематики и переходить сразу к последующим разделам текста. Итак, вопросы, темы для обдумывания в связи с пониманием профессии как общности: методы (неэкспериментальные и экспериментальные) психологического изучения профессий (как вариантов образа жизни и деятельности групп людей) в целях профпросвещения и профконсультации; разработка психологических характеристик профессий и их групп; разработка профессиограмм (описаний профессий, включающих и психограммы), ориентированных на разные возрастно-половые категории школьников; методы систематизации, хранения и оперативного поиска (по индивидуальному запросу) обзорных про-фессиографических сведений для информационной поддержки профессионального самоопределения оптантов; разработка компьютеризованных баз психолого-профессиографических данных (информационно-поисковых систем) для оснащения рабочих мест педагогов, выступающих в роли профконсультантов, для школьных кабинетов профориентации и профконсуль-тации (в частности, для самостоятельной работы с компьютером учащихся разного возраста в режиме « профессиональное самоопределение »); психологические принципы классификации профессий в связи с задачами профессионального самоопределения, профконсультации; анализ и группировка представлений разных категорий школьников о мире труда взрослых; представления дошкольников о мире труда взрослых; психологические особенности раннего онтогенеза человека как будущего субъекта профессионального труда; изучение представлений разных категорий родителей о мире профессий; психологические основы трудового воспитания подрастающего человека (большой комплекс педагогических тем, который мы здесь подробно не раскрываем); коррекция неадекватных представлений о мире разнотипных профессий у разных категорий людей (тема дифференцируется в зависимости от этих категорий: подростки, их родители из разных типов семей; мальчики, девочки); структура и динамика профессионального самосознания в связи с овладением разнотипными профессиональными деятельностями; психологические условия оптимальной адаптации молодого специалиста в профессиональной группе; анализ и преодоление конфликта норм при адаптации молодого специалиста в профессиональной общности (на материале разнотипных профессий); анализ и формирование жизненных перспектив у молодого специалиста (на материале разных профессий); структура и классификация ценностных представлений у сложившихся профессионалов; структура и классификация феноменов «неудачников» среди профессионалов со стажем (на материале разнотипных профессий); сравнительная характеристика структуры ценностных представлений у успешных и неуспешных работников в разнотипных профессиях. особенности представлений (структура, полнота, адекватность) сложившегося субъекта труда о «чужих» профессиях (на материале разнотипных профессий) структура идейных и нравственных мотивов у представителей разнотипных профессий; субъективная картина системы конфликтов (трудностей) профессионала (в разнотипных профессиях); субъективная картина мира профессий у сложившегося специалиста (в зависимости от возрастно-поло-вых, профессиональных, социально-психологических, в частности национальных, этнических условий) - тема Так же происходит и в других профессиональных общностях (скажем, в педагогическую науку и практику могут устремляться люди из области техники, экономики, потерпевшие в этих областях неуспех, непризнание и полагающие, что в педагогике относительно легко «пробиться в ученые», достичь желаемого высокого общественного положения и пр.). Выражением процессов оптимизации состава профессиональных общностей являются мероприятия по подбору, отбору, аттестации, повышению квалификации, переобучению, рациональной расстановке кадров на предприятиях, в организациях, учреждениях. Не следует думать, что оптимизация качественного состава профессиональной общности лучше всего осуществляется только за счет внешних вмешательств по отношению к субъектам труда («мы тебя подберем», «мы тебя научим», «мы тебя заставим» и пр.). Каждый дельный и честный человек как субъект труда озабочен вопросами построения своего жизненного пути и успешности своей деятельности. Он сам более всего заинтересован в своем «профессиональном росте», развитии, и нельзя недооценивать его способностей осмысливать возникающие перед ним ситуации и находить рациональные выходы из затруднений. Поэтому перетоки кадров из одной профессиональной общности в другую, основанные на серьезном анализе (самим субъектом труда, а не «приставленным» к нему специалистом-человековедом) своей жизненной и профессиональной ситуации, тоже могут вести к оптимизации состава профессий как общностей. Известны многие случаи, когда лица, имеющие высшее техническое образование и достаточно адаптированные в соответствующих организациях, приходили к заключению о том, что их дело это все же не «чистая» техника, а синтез техники и психологии или педагогики; они затрачивали три-четыре года на получение психологического или педагогического образования и, таким образом, включались в профессиональную общность психологов, выполняя при этом работы, которые были бы не по силам «чистым» психологам или педагогам (например, исследование деятельности операторов в сложных технических системах, исследование разработчиков электронной аппаратуры, разработка вопросов технического или экономического творчества школьников, проектирование современного школьного оборудования и др.). Профессия как общность не может начать складываться, пока не наметилась, хотя бы контурно, примерно, предметная область деятельности. В то же время и предметная область может претерпеть изменения в зависимости от того, кто «притечет» для работы в ней: например, «отпочкование» инженерной психологии стало у нас реальным, когда среди психологов оказалось много инженеров. «Математическая психология» отпочковывается под напором притока в психологию математиков. Проблемы политехнического образования школьников не могут разрабатываться без притока в педагогику инженеров, и т.д. 5.2. Профессия как область приложения сил Когда обдумывают свой будущий профессиональный путь, мысленно перебирают возможные предметные области труда. Кажется, уж что-что, а предметная область профес дифференцируется в зависимости от типа названных условий; методы и приемы преодоления конфликтов (трудностей) в работе сложившихся профессионалов (на материале разнотипных профессий); содержание и методы психологической поддержки процессов профессионального самоопределения, развития и самосовершенствования человека; проектирование и совершенствование психологических служб, ориентированных на профессиональное самоопределение, развитие, совершенствование человека; * * * Разумеется, профессиоведческая работа, ориентированная на психологическую поддержку процессов профессионального самоопределения, развития людей не может искусственно ограничиться пониманием и описанием профессий только как общностей. Выделение разных организованностей понятия профессия («как общность», «как предметная область», «как деятельность») мы здесь и далее делаем единственно лишь ради более четкого виденья разных аспектов этого сложного явления, которые в обычном применении понятий слиты вместе. Будущему профессионалу, оптанту важно знать и «с кем быть? и одновременно - «что делать?». Поэтому информация о профессиях, доставляемая даже дошкольнику, строится как многоаспектная (см., например: В.И. Логинова, Н.М. Крылова. Особенности знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного ж)зраста//Содержание обучения и воспитания детей в детском саду. Сб. научн. трудов. Л., 1978, с. 12-27). У овладевающего профессией или уже опытного профессионала представление о профессии тоже многоаспектно. Было бы опрометчивым думать, что профессия как общность складывается чисто стихийно за счет свободного и неуправляемого притока заинтересованных людей в существующую или намечающуюся новую предметную область труда, область приложения духовных и физических сил людей. Фактор стихийности в указанном выше смысле, правда, имеет место, но обязательно находятся разумные люди и группы, которые начинают понимать важность некоторой «кадровой политики» и реализуют ту или иную стратегию в этом деле, борются с «засорением» профессиональной общности неподходящими людьми, налаживают более или менее строгий кадровый отбор, привлекают дееспособные силы из смежных областей и пр. Это особенно важно, когда по каким-то причинам профессия становится престижной, привлекательной для многих, в том числе и явно нежелательных по деловым признакам людей. Так, например, замечено, что в психологию стремятся, в частности, люди, упрощенно понимающие задачи психотерапии, психодиагностики и усматривающие в соответствующей практике удобную «кормушку»; в ответ на это возникают движения серьезных психологов за строгую аттестацию специалистов, выступающих от имени психологии, за экспертизу практикуемых ими методов, «техник», методик. В результате состав профессиональной общности получает тенденцию к улучшению. сионального труда есть нечто существующее вне сознания и независимо от произвола людей, то есть как нечто «объективное» в смысле независимости от субъекта, «первичности». На самом деле это не вполне так. В частной ситуации для отдельного человека (индивидуума), оптанта дело действительно может обстоять так, что предметная область труда жестко задана, фиксирована социальными нормами, традициями, документами и вещественным оснащением. Например, если я каменщик или преподаватель психологии, или санитар по ветеринарным обработкам, то соответственно я должен класть стены, печки, или проводить занятия именно по заданным или согласованным учебным программам на научной основе, или дезинфицировать животноводческие помещения и т.п. Но все же в общественно-историческом масштабе предметные области труда складываются как своеобразный компромиссный исход из многокомпонентного конфликта между субъектными и объектными факторами жизни общества: например, чисто технически на современный трактор можно в сменном порядке навешивать десятки разных (навесных) и прицеплять тоже много разных (прицепных) сельскохозяйственных орудий. Соответственно этому есть идея подготовки тракториста-машиниста широкого профиля. Но отвлеченная идея наталкивается на пределы возможностей человеческой заинтересованности, компетентности и умелости: нельзя быть одновременно одинаково высоко квалифицированным овцеводом, свиноводом, хлопководом, садоводом и пр., хоть ты и вооружен сколько угодно универсальным трактором. Поэтому возникает ситуация разделения труда, обосновываемая не техническими, а человековедческими соображениями: тракторист-машинист в полеводстве, тракторист-машинист в животноводстве, и т.п. В противном случае могут возникать явления своего рода профессионального варварства, когда человек, казалось бы, хорошо владеет техническим средством труда и уверен в себе, но не замечает, что не видит специфики собственно предметной реальности (тракторист строитель может спокойно выплеснуть на землю отработанное двигательное масло, загрязненное топливо, ибо он не видит, не чувствует землю как живую почву, которую он при этом губит, и пр.). Профессиональное варварство возможно и на самом высоком уровне академического образования - преуспевающий химик высокой квалификации может уверенно рассуждать и что-то предлагать в области, скажем, педагогики, совершенно не видя, не зная и не чувствуя при этом собственно педагогической реальности, ее принципов, ограничений и возможностей, а опираясь только на наблюдения за своими детьми или внуками; но это, согласитесь, еще не педагогика, а ограниченный житейский опыт. Таким образом, субъектный фактор вторгается в определение и понимание предметных областей дел человеческих отнюдь не только в позитивном варианте, и надо всякий раз конкретно разбираться в том, насколько корректно определяется, видится, понимается, оценивается та или иная область труда. Итак, если мы рассмотрим доступные нашему опыту и разумению предметные области профессиональной деятельности, то всегда найдем в их структуре, границах, содержании некоторые следы «консенсуса», согласованности объектных и субъектных факторов труда (не будем уж подробно рассуждать о таких воз- никающих и свертывающихся по велению вкуса и моды «чудных» областях труда, как производство имитаций джинсов с заплатками или рубашек с оттисками газетных страниц). Высказанные соображения важны в связи с тем, что, выбирая профессию, можно помышлять не просто о том, чтобы «отдавать ей все силы», но и о том, чтобы привнести в нее нечто новое и важное. Но, может быть, области науки есть нечто объективно заданное? Не будем вспоминать алхимию, черную и белую магию, хиромантию... но все же разве физика, химия, астрономия не объективно заданы? Ответ на такого рода вопрос начнет проясняться, если мы вспомним про «физхимию», «астрофизику» и подобные «стыковые» дисциплины и проблемы, которые, кстати, считаются наиболее продуктивными «точками роста», зонами развития науки: в построении системы наук и проблем науки все время видна динамика объектных и субъектных оснований. Например, некто хорошо разбирался и в программировании для ЭВМ и в диагностике профессиональных способностей - в результате родилось новое направление (предметная область приложения сил): компьютерная психодиагностика... и т.д. Вся история науки, в том числе психологии, педагогики, и есть непрерывный поток процессов дифференциации и интеграции знаний, компетентности, а в конечном счете - процесс порождения, создания (а не обнаружения якобы «объективно» существующих в готовом виде) предметных областей деятельности. Сообразно этому создаются и «рабочие места», а точнее - трудовые посты в обществе (о понятии трудового поста см. подробнее: Е.А. Климов. Введение в психо логию труда. М., 1988, с. 39-45). Полагаем, многие легко согласятся, что основные предметные системы, с которыми имеют дело люди в труде, это - живые и неживые (биотические и абиотические). Далее, в рамках биотических систем для человека настолько развиты, жизненно значимы и специфичны (по признаку действующих там закономерностей) системы социальные (люди, группы, сообщества), что приходится их видеть как некую особую область. В рамках социальных систем возникли и развиваются по своим законам системы разнообразной техники и информации. Наконец, порождаемые людьми информационные системы более или менее отчетливо распадаются на знаково-символические и художественно-образные. Поскольку природные абиотические и искусственные технические системы имеют много сходного в качестве именно объектных систем труда (это прежде всего «царство» определенных естественно-научных законов, связей и зависимостей явлений), можно полагать их психологически родственными в контексте профессиоведения. Поэтому, как бы отстроившись от охарактеризованной выше истории развития-ветвления систем и связанной с этим логической иерархичности их общей картины, будем считаться с тем фактом, что «на сегодня» можно выделить (несколько условно, но во имя ценной здесь простоты и краткости описания это важно) следующее минимальное количество (пять) основных разновидностей предметных систем, с которыми имеют дело люди в труде, это - 1) биотические, 2) технические и природные абиотические, 3) социальные, 4) знаково-символические, 5) художественные. Разумеется, в реальной деятельности людей эти системы могут в определенных зонах взаимопроникать, образуя некие предметные «миксты», смешения: скажем, организатор сельскохозяйственного труда в качестве предметной области имеет систему, требующую от него, как минимум, и биологической, и технической, и социально-экономической, и практико-психо-логической компетенции (и соответствующих интересов, склонностей, мотивов); художник-реставратор должен разбираться не только в художественных стилях старых мастеров, но и в растворителях, клеях, текстильных волокнах (как-никак холсты - это изделия ткачей), шпатлевках и пр.; соответственно, всем этим нужно и интересоваться. Имея в виду только что охарактеризованное обстоятельство, мы все же для общей ориентировки будем различать перечисленные несколько выше базовые предметные системы и при этом полагать их психологически равноценными (и в этом смысле рядоположен-ными в пределах,классификационного описания). Разумеется, всегда можно найти доводы в пользу приоритетности, важности каких-то предметных систем: достаточно сказать, что люди, занятые техническими системами, располагают более мощными средствами, чтобы убить или лишить чего-то важного других людей. Но если так видеть дело, то возникает вопрос, зачем нужно общество с такими «приоритетами». В связи со сказанным выше, будем исходить из презумпции равной необходимости и равноценности для общества именно всех пяти выделенных выше разновидностей предметных областей-систем труда. Возможны и иные варианты общеориентирующей группировки предметных областей профессиональной деятельности (в конце концов, любая классификация чего-либо - это более или менее полезная выдумка для ориентировки в некоторой противостоящей нам сложности; можете придумывать все лучшие классификации). *** Уместно, полагаем, обратить внимание на некоторые принципы, правила или закономерности, по которым исторически формируется, фиксируется или разрушается в культуре общества предметная область профессионального труда (это важно и в плане теоретического осмысления процессов профессионального самоопределения, и для практики педагогического руководства проектированием подрастающими людьми их будущих профессиональных жизненных путей, судеб): 1. Принцип удовлетворения потребностей достаточно широкой и закономерно воспроизводящейся группы, общности людей (в противном случае сложившаяся или намечающаяся предметная область претерпевает деструкцию, «разваливается», «растаскивается» по другим областям и пр.; например, когда-то в истории образования были «хожалые учителя», а с появлением учебных заведений надобность в них отпала; сейчас в связи с экономическим расслоением российского общества и появлением соответствующего неравенства опять появляются «репетиторы», «фребелич-ки», «декролички» и пр.); 2. Принцип реализуемости целей в «обозримом» (то Понятно, что, говоря об условиях реализуемости, мы имеем в виду не только предметные, но и социально-организационные условия общественного производства, жизни профессионалов. 3. Принцип посильности проектируемой сферы де 4. Принцип опоры на научную рациональность (все, что не находит научных основ - «волхвование», «чер-нокнижество», конкретные житейские рекомендации от имени астрологии и пр., постепенно вытесняется из состава достойных областей деятельности, оставаясь иногда «кормушкой» для ограниченного числа предприимчивых дельцов и пр.). *** Научные вопросы, темы, связанные с информационной психологической поддержкой осмысления системы предметных областей труда, могут быть следующими: имплицитные (сложившиеся у субъектов и в этом смысле субъективные, субъектные) классификации, группировки предметных областей трудовой деятельности у разнотипных специалистов. Приведем краткие примеры некоторых таких группировок, которые могут быть весьма экстремистскими. - Профессор математики говорит студентам в пединституте: «Педагогика состоит из двух частей - первая всем известна, вторая никому не нужна»; из профессионального фольклора физиков: «Наука делится на две части; первая из них - физика, а все прочее -коллекционирование марок». Из фольклора психологов: «Психология делится на две части - психологию труда и психологию бездельников»... и пр. Все это отнюдь не пустяки, а явления общественного сознания, «цепляющие» мир профессий и выражающие отношение к человеку-«делателю», они должны быть предметом научного учета и коррекции. Эта тема может весьма дробно дифференцироваться в зависимости от категорий изучаемых лиц, разновидностей предметных областей деятельности, начиная от психологических оснований классификации наук и кончая взглядами на девиантные (непутевые, незаконные, «подпольные», асоциальные) занятия. Эта группа вопросов у нас практически не была представлена в научных психологических изданиях до последнего времени; проблемы способностей к деятельности в разных предметных областях труда (так называемых специальных способностей). Это могут быть вопросы о сущности, структуре, систематике способностей, их диагностике, развитии и компенсации. Распространен некий предрассудок, что специальные способности нужны к математике, музыке, поэзии, технике и прочим относительно произвольно выделяемым областям деятельности. Но попробуйте двадцать раз сварить украинский борщ... и если у вас нет соответствующих способностей (цепкой памяти на вкусы и запахи, мысленного оцерирования соответствующими представлениями и т.п.), то получатся двадцать разных борщей. Специальные способности, «талантливости» столь же разнообразны, сколь разнотипны многочисленные профессии; проблемы профессионального самосознания (а также самооценки и взаимооценки) работников, занятых в разных предметных областях труда; психологические условия генезиса новых продуктов профессиональной деятельности; развитие в современных условиях и классификация профессий, предметная область которых - биотические системы, процессы (психологические аспекты); развитие в современных условиях и классификация профессий, предметная область которых - системы, процессы в неживой природе и технике (психологические аспекты); развитие в современных условиях и классификация профессий, предметная область которых - человек, группы, социальные процессы, системы (психологические аспекты); развитие в современных условиях и классификация профессий, предметная область которых - знаковые системы (психологические аспекты); развитие в современных условиях и классификация профессий, предметная область которых - явления, системы художественного отображения действительности (психологические аспекты); развитие в современных условиях и классификация профессий, предметная область которых комплексна и в значительной мере содержит разнотипные (см. выше) системы. Примечание: разработка последних шести тем важна, в частности, для упорядочения структуры профессионального образования как социальной системы, для оптимизации управления учебными заведениями; представляется рациональным, если они будут группироваться по признаку глубокого психологического родства соответствующих профессий, специальностей; субъективная картина у представителей разных профессий места «своей» и «чужих» профессий в мире труда; субъективная картина мира (как универсума) у представителей разных профессий Примечание: темы, где говорится о разных, разнотипных профессиях и группах людей, могут дифференцироваться и уточняться в зависимости от конкретного выбора. Кроме того, компоненты «внутренней картины» труда также могут стать-основанием для дифференциации темы, как, например, в приводимых ниже четырех темах; структура и динамика (на жизненном пути) образа продукта труда у представителей разнотипных профессий; структура и динамика (в ходе жизненного пути) образа предметных и социальных условий труда в разнотипных профессиях; специфика и классификация профессиональных «гештальтов» (привычно выделяемых единиц рассмотрения) в разных видах деятельности; сравнительная характеристика профессиональных «гештальтов» (привычно выделяемых единиц рассмотрения), стереотипов сознания у представителей разных видов деятельности.
5.3. Профессия как деятельность и область проявлений личности Часто само собой разумеется, что знакомиться с профессией, изучать ее - это изучать деятельность профессионала и его психику как некоторую системную организацию. И это правильно. Именно на этом пути лежат «ключи» к построению психологической картины мира профессионального труда. Вопросы о профессии как общности и как предметной области являются своего рода подготавливающими, пропедевтическими, вводными для обсуждения проблем психики профессионала, его «живой» деятельности, личности, условий успеха. Предметная область приложения сил только для новичка появляется deus ex machina (внезапно, как «бог из машины» в древнегреческом театре), «до деятельности». В действительности же'она порождается, формируется не иначе, как в чьей-то деятельности: придумали люди аккумуляторы, наладили их массовое производство, и вот появилась со временем профессия аккумуляторщика (сейчас ее можем найти в официальном списке профессий), придумали специальные установки для получения из жидкого воздуха кислорода, аргона, азота, и вот появилась профессия аппаратчика воздухоразделения и так далее по всему алфавитному перечню профессий. В указанном выше смысле профессия как деятельность первична по отношению к другим организован-ностям этого понятия. Важно только помнить, что профессия - это не только деятельность. *** Уместно различать, как минимум, четыре категории профессионалов, «делателей» чего-то полезного: а) обучающиеся определенной профессии (учащиеся профессиональных учебных заведений - профтехни-ческих, средних, высших), б) молодые специалисты (лица, «стартующие» на «рабочих местах», «должностях» после специального образования; этот процесс в разных видах труда занимает разное время, но, как минимум, обычно это 3-5.лет), в) зрелые профессионалы - относительно сложившиеся, успешно работаю щие (или пришедшие к заключению, что профессия выбрана безнадежно неудачно), г) профессионалы предпенсионного и пенсионного возраста. Сообразно сказанному и множество психологических вопросов, связанных с профессиональным жизненным путем человека, распадается на ряд разновидностей: (в связи с категорией «а») психологические условия формирования убеждений (идейных мотивов) и нравственных мотивов в процессе овладения разнотипными профессиями; психологические условия формирования характера в процессе овладения разнотипными профессиями; структура учебных мотивов и ее динамика в процессе овладения разнотипными профессиями; возрастно-половой и индивидуальный подход при формировании положительной учебно-профессиональной направленности в процессе овладения разнотипными профессиями; структура специальной одаренности и способностей и их формирование в процессе овладения разнотипными профессиями; систематика способностей в связи с разнообразием видов профессиональной деятельности; критерии и методы диагностики и развития профессиональной пригодности в процессе овладения разнотипными профессиями; психологические условия формирования навыков планирования и организации труда в процессе овладения разнотипными профессиями; методы оценки соотношения гностических и исполнительных компонентов деятельности в процессе овладения разнотипными профессиями; анализ исполнительно-двигательной активности и ее регуляции в процессе овладения разнотипными профессиями; критерии и методы оценки качества исполнительно-двигательных умений, навыков в процессе овладения разнотипными профессиями; психологические условия и методы эффективного формирования исполнительно-двигательных компонентов профессионального мастерства при овладении разнотипными профессиями; психологические условия восприятия характерных признаков исходного материала, орудий, средств труда в процессе овладения разнотипными профессиями; психологические условия формирования сенсорно-перцептивных навыков и их классификация в связи с овладением разнотипными профессиями; психологические условия формирования сенсорно-перцептивной культуры при овладении разнотипными профессиями; психологические условия формирования умений, навыков самоконтроля при овладении разнотипными профессиями; условия и методы самоорганизации внимания в процессе овладения разнотипными профессиями; условия и методы активизации воссоздающего и творческого воображения при овладении разнотипными профессиями; специфические особенности мышления, умственных действий при овладении разнотипными (в частности, практически ориентированными) профессиями; психологические условия активизации мышления и формирования умственных действий при овладении разнотипными (в частности, практически ориентиро ванными) профессиями; условия и методы самоорганизации памяти в процессе овладения разнотипными профессиями; структура и классификация кризисов развития личности, конфликтов в связи с овладением разнотипными профессиями; субъективная картина системы трудностей, конфликтов в связи с овладением профессией (в разнотипных профессиональных учебных заведениях); содержание и методы психологической поддержки студентов, учащихся, слушателей профессиональных учебных заведений (на разнотипном материале, включая и формы переподготовки специалистов); проектирование и совершенствование психологических служб, ориентированных на овладевающих профессией (в разнотипных учебных заведениях и на разном профессиональном материале); («б») анализ и преодоление конфликта идеального и реального в деятельности молодого специалиста (на материале разных профессий); психологические условия оптимальной рефлексии профессионального развития у молодого специалиста (на материале разных профессий); анализ и коррекция представлений о профессиональном жизненном пути у молодого специалиста (на материале разных профессий); специфика и классификация жизненных событий, выделяемых молодым специалистом (на материале разных профессий); структура и классификация конфликтов между личными качествами молодого специалиста и требованиями деятельности (в разнотипных профессиях); субъективная картина системы конфликтов молодого специалиста (в разнотипных профессиях); содержание и методы психологической поддержки молодого специалиста (в разнотипных профессиях); проектирование и совершенствование психологической службы, ориентированной на молодых специалистов (в разнотипных профессиях); («в») изучение новых профессий - разработка психологических описаний новых - психологические условия генезиса профессии как системы; - психологические условия дробления профессии как системы; - психологические условия интеграции профессии как системы; - психологические условия исчезновения профессии как системы; - психологические условия генезиса новых средств профессиональной деятельности; - психологические условия генезиса новых условий профессиональной деятельности; развитие профессии как исход из конфликта между требованиями деятельности и личными качествами человека (как сложными разнородными системами); психологические особенности учения сложившегося профессионала в ситуации переподготовки (на материале разнотипных профессий); структура познавательной мотивации в разнотипных профессиях практического труда. структура и классификация конфликтов между личными качествами профессионала и требованиями деятельности (в разнотипных профессиях); структура и динамика образа продукта труда у представителей разнотипных профессий; структура и динамика образа внешних и внутренних средств деятельности в разнотипных профессиях; структура и динамика образа предметных и социальных условий труда в разнотипных профессиях; характерологические типы сложившихся профессионалов (в разнотипных профессиях); специфика и классификация событий, выделяемых профессионалом (в разнотипных профессиях); сравнительная характеристика событийного видения жизни в разнотипных профессиях; сравнительная характеристика профессиональных стереотипов сознания («гештальтов», «квантов», единиц рассмотрения среды, привычно выделяемых сложившимся профессионалом) в разных видах деятельности; явления перестройки смысла жизни у сложившегося профессионала в ситуации безработицы, вынуж-. денной перемены труда; особенности восприятия и представления сложившимся субъектом профессионального труда своих личных особенностей (в разнотипных профессиях); структура и типология самосознания сложившихся профессионалов (в разных профессиях); структура специальных способностей в разнотипных профессиях; структура взаимосоответствия требований деятельности и личных особенностей человека в разнотипных профессиях; особенности восприятия и представления сложившимися профессионалами характерных признаков объектной ситуации (обрабатываемый материал, средства, условия труда) в разнотипных профессиях; структура и место гностических действий в разнотипных профессиях (у сложившихся профессионалов); структура и место действий самоконтроля в разнотипных профессиях (у сложившихся профессионалов); структура и динамика внимания сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях); структура и динамика воображения сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях); • специфические особенности мышления сложившихся профессионалов в разнотипных видах практического труда; особенности умственных действий сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях); особенности памяти сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях); особенности самоорганизации и планирования деятельности сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях); специфические особенности познавательной деятельности сложившегося профессионала в разнотипных (в частности, практически ориентированных) профессиях; соотношение гностических и исполнительно-двигательных компонентов деятельности сложившихся профессионалов (в разнотипных профессиях); структура и особенности регуляции движений сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях); моторная одаренность в структуре профпригодности сложившегося профессионала (на материале разно типных профессий); критерии и методы оценки качества моторных действий сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях); феномены «неизвестной психологии» в специальной непсихологической литературе по разнотипным профессиям. Пояснение: «неизвестная психология» - включения психологической информации, суждений, понятий о психике в контекст непсихологических публикаций (например, в учебнике по проектированию машин отмечается о трудностях работы конструктора; в работе по товароведению отмечается нечто о стратегии и тактике восприятия сложного объекта, об ошибках восприятия, и пр.); разработка и проверка проектов координации ис-следований и разработок по психологическому про-фессиоведению в стране; разработка интегрального банка психолого-профес-сиографических данных (на уровне региона, республики, страны), ориентированного на психологическое обеспечение систем профессионального образования (включая переподготовку кадров); разработка информационно-поисковой библиографической системы по психологическому профессиове-дению; содержание и методы психологической поддержки сложившихся профессионалов (в разнотипных профессиях); проектирование и совершенствование психологической службы, ориентированной на сложившихся профессионалов (в разнотипных профессиях); («г») психологические условия и приемы минимизации конфликта жизненных смыслов профессионалов в предпенсионном и пенсионном возрастах; структура и классификация компенсаторных приемов поддержания успешной профессиональной деятельности в связи с возрастной инволюцией психических функций (на материале разнотипных профессионалов); приемы и методы «вычерпывания» профессионального опыта работников «околопенсионного» возраста в связи с созданием компьютеризованных экспертных систем; содержание и методы психологической поддержки профессионалов предпенсионного и пенсионного возраста (на материале разнотипных профессий); проектирование и совершенствование психологической службы, ориентированной на профессионалов предпенсионного и пенсионного возраста (в разнотипных профессиях); 5.4. О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду «Специальность» обычно понимается как некое относительно частное подразделение внутри более широкого представления о том, где, чем и как занят человек, что он знает и умеет. Профессия - педагог, специальность - учитель математики или учитель географии. Речь тут идет об очень разных - взаимонеза-меняемых - работниках. Потребность говорить о специальностях возникает там, где складывается более или менее дробное разделение труда. Это процесс очень текучий, «живой», и если еще два-три десятилетия назад, говоря, например, «психолог», мы говорили достаточно: указывали на профессию, которая была в основном представлена преподавателями в педвузах, университетах и отчасти в одном-двух исследовательских психологических учреждениях. Ныне же психологи работают и на производстве, и в школах, и в соматических клиниках; поэтому приходится говорить о специальностях, названия которых часто еще «не устоялись» в языке (школьный психолог, психолог на предприятии, психолог-практик, психолог-психотерапевт, психолог-профконсультант, психолог-консультант по вопросам семьи и пр.)- Поэтому часто прибегают к такой уловке - говорят «профессии и специальности» или «профессии, специальности, должности, занятия» (если, скажем, нужно озаглавить соответствующий официальный перечень, сборник, лист для переписи населения и пр.). «Занятие» мы будем понимать как относительно широкое понятие, включающее и профессии, и специальности, и должности. А «должность» - это место, занимаемое трудящимся в той или иной организационной, производственной структуре и более или менее соответствующее уровню его профессиональной подготовки (скажем, кандидат психологических наук может работать и в должности ассистента, и старшего преподавателя, и доцента, и заведующего кафедрой, и старшего или младшего научного сотрудника, а в исключительных случаях и - профессора). Все это не нужно запоминать, ибо время от времени выходят некоторые нормативные документы, задающие порядок замещения людьми должностей; практичнее посмотреть в нужный момент в соответствующие «свят цы», чем помнить такого рода сведения (то, что вам понадобится в практической работе, постепенно запомнится само собой). 5.5. Профессия как исторически развивающаяся система Названная в вышеприведенном заголовке тема представляется весьма академичной, и если материал данного раздела покажется вам трудным, неинтересным, или бесполезным, вы можете его пока пропустить, сразу перейдя к следующему. Назначение данного раздела в том, чтобы на частном примере развития определенной профессии дать некоторое общее принципиальное представление о процессах развития, происходящих в мире профессий как сложных систем. Это представление пригодится для понимания процесса формирования человека как субъекта деятельности, для осмысления динамики становления профессионального жизненного пути «вот этого человека» в сложной действительности. Вернетесь или не вернетесь сюда по своему усмотрению. Слово «профессия» восходит к латинскому profite-ri - «говорить публично» (Н.М. Шанский и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М.,1971, с. 370), что осмысливалось в свое время, по-видимому, как «объявлять другим о своем деле, занятии, специальности». Для чего же мне объявлять? -Чтобы кто-то узнал в продукте моей деятельности предмет своей потребности, чтобы установился некоторый диалог, состоялись обмен ценностями, удовлетворение потребностей. Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей, и социальной психологии. Обычно само собой разумеется, что профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться (К.К. Платонов. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984, с. 107), что, впрочем, и народная мудрость давно отметила -«Не учась и лаптя не сплетешь»; отсюда понятие профессии содержательно «вклинивается» также в возрастную и педагогическую психологию, педагогику, методику обучения. Тенденции профессиональной специализации людей возникли, по-видимому, задолго до появления общего понятия профессии и выражающих его слов. Попытаемся далее начать рассмотрение этого процесса на материале, скажем, профессии психолога, педагога. *** Будем исходить из того наиболее вероятного предположения, что человек, начиная с самых первых фаз антропогенеза, неизбежно сталкивался с проявлениями психики, сознания как с обстоятельствам, содействующими или противодействующими его важнейшей деятельности по жизнеобеспечению. А поскольку сталкивался, то начинал замечать, выделять их по каким-то опознавательным признакам и фиксировать опыт этих столкновений в доступной исторически конкретной форме (не только в слове, но и в ответном или превентивном действии, поведении, в коллективном действе и т.п.). Что это могли быть за проявления сознания, пси хики? - Это могли быть сон, прерывающий бодрствование (иногда и вопреки воле человека) и сопровождающийся сновидениями, это также и освежающий сон; усталость-работоспособность и их колебания; ошибочные и удачные варианты действий; горе, радость, удивление, страх, гнев, боль, стойкие черты нрава окружающих людей и т.п. Неизбежно человек нащупывал, находил хоть сколько-нибудь эффективные средства овладения особенностями психической реальности. Скажем, настроиться на ответственную и опасную деятельность помогает некий условный ритуал (хотя бы некоторые позы, звуки), избежать опасности помогает то, что не забыл задобрить злых И добрых духов (вспомнив о них, вспомнил и об опасностях, а это уже неплохо, - в этом смысле знание о злых и добрых ду^-хах срабатывает ничуть не хуже, чем знание современной инструкции по технике безопасности, а быть может и лучше, поскольку инструкции не обязательно так же хорошо возбуждают важные здесь эмоции, как это делают мифы) и т.п. Обобщенно говоря, нечто во внешнем и внутреннем мире человека манифестирует, заявляет себя сознанию в ситуации определенного столкновения, конфликта (в этом смысле конфликт - условие знания), а конфликты, манифестирующие психику, не могли отсутствовать уже на самых ранних фазах развития сознания; при этом (и поэтому) человек не мог не узнавать о психике. Другой вопрос - у него не было готового языка для обозначения и описания своих психологических обретений. Поэтому должен был возникать, развиваться и сам этот язык, который вовсе не был обязан походить на современный язык нашей науки. Примем еще одно очень вероятное предположение - люди неизбежно различались по способности фиксировать, накапливать и применять, культивировать возникающий душеведческий опыт (то, что это делалось в форме своеобразной психологической проекции, то есть в форме приписывания осознанных свойств души не мозгу, а каким-то внешним существам, населяющим природу, окружающую среду, сути вопроса не меняет; пусть считалось, по крайней мере до 17 в., что «бесица-трясавица» ГлядеЯ «спать не дает, ума лишает», может «очи человеческие омрачити», что, далее, мученики Гурий, Симон и Авив помогают жене, «если ее неповинно возненавидит муж», что Косьма и Дамиан «просвещали разум к изучению грамоты» и т. д. - (по Н.М. Никольскому. История русской церкви, изд 4-е. М., 1988. С. 46-47); все эти представления были также и средством остановить мысль, внимание человека на явлениях бессонницы, ума, разума, внутреннего психического состояния людей, семейного конфликта и т.п.). Те члены сообщества (скажем, поселения наших языческих предков), которые осуществляли накопление душеведческого опыта несколько лучше других, неизбежно становились своеобразным источником психологических «услуг» и, следовательно, своего рода неформальными «психологами» - ведунами, знахарями и пр. Таким образом^ мы допускаем мысль, что психологические трудовые функции (а значит и их носители) существовали в обществе, что называется «всегда», то есть с первых фаз его развития. Но что же мешает принять эту мысль? Почему же историю психологии часто видят только в недрах ис тории философии, а ее наиболее отчетливую самостоятельную ветвь ведут примерно со второй половины 19 века? Почему история предшествующей мировой культуры видится при этом как область некоей «психологической пустоты» или область в известном смысле депсихологизированная? Что-то в нашем традиционном умонастроении не мешает, например, возводить историю техники и науки к тому моменту, когда безвестные гении придумали скребок или колесо, когда первобытный охотник или земледелец наблюдали за окружающими явлениями и делали из этого выводы (В.А. Кириллин. Страницы истории науки и техники. М., 1986, с. 11-15). Считается, что они могли заниматься «в меру своих возможностей всем тем, что гораздо позднее получило название науки и техники» (назв. соч., с. 12). А что мешает нам видеть аналогичным образом истоки профессии психолога, педагога, воспитателя в действиях наиболее опытных членов первобытного сообщества, умеющих разобраться в душевном состоянии стороннего человека и как-то руководить этим состоянием? Думается, что нам мешает некоторая гипотетическая схема «линейности» исторического развития того типа человека (или человека с некоторым определенным типом рациональности), которого мы согласны категоризовать как профессионального психолога или педагога. Да, профессионалы того типа, который был для нас образцом в течение последних десятилетий, ведут свое начало, возможно, от Вильгельма Вундта, И.М. Сеченова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко. Но можно представить и другую гипотетическуюсхему развития профессий, которая существенно раздвигает горизонты нашего виденья «делателей» того или иного рода. Следует предположить, что развитие профессии как деятельности (как закрепляющейся в культуре системы трудовых функций) идет не «циклами», не «по спирали», не «по возрастающей» и не «по нисходящей», а иначе - путем возникновения и изживания (чтобы не сказать краха) определенного рода сменяющих друг друга объемлющих систем; при этом в принципе любая очередная система зарождается в недрах предыдущей еще задолго то того, как та изживет себя. Говоря об объемлющих системах, мы имеем в виду такие, которые по отношению, например, к психологии как форме общественного сознания являются «над-системами» (психология - их подсистема) - миропонимание и мироотношение (мировоззрение); и это мы будем в дальнейшем иметь в виду без специальных оговорок. На приводимой схеме 5 условно обозначены траектории развития систем в виде определенного рода сетей, ориентированных древовидных графов (о понятии графа см., например, Математический словарь. М., 1988, с.162-163). Пять сетевидных (или древовидных) элементов на приводимой схеме являются очень условными - они примерно одинаковы по структуре, и к ним нужно скорее относиться как к пиктограммам, поясняющим некоторые положения; назовем их «метелками». Для удобства восприятия некоторые метелки выполнены двойными, а некоторые - одиночными линиями. Будем различать в каждой «метелке» как отображении процесса развития системы следующие признаки (см. схему 5, на которой представлена связка из пяти графов-«метелок»): начало, срединную часть и конец. Так, началом первой «метелки» является область, которая в координатах предложенной схемы находится примерно на пересечении ординаты «а» и абсциссы 1. Можно обозначить эту область al. , Как видим, начало хода развития системы отображено не точкой, а как бы слиянием ветвей (предположим, предыдущего процесса, пусть нам неизвестного) - это означает, что некий единый процесс может сложиться фактически из нескольких разных источников. Конец рассматриваемой первой «метелки» находится в области примерно ЬЗ; он отображает явления инволюции, изживания системы, уменьшения разнообразия ее проявлений (малое количество ветвей «метелки»); пунктир ветвей (дуг графа) как бы указывает на очень большую неопределенность этого процесса (по признакам времени, содержания, направления и т.д.). Срединная часть первой «метелки» - с2; здесь отмечается наибольшее количество ветвлений, что означает развитость, «расцвет» отображаемой системы, вместе с тем где-то здесь же - в срединной части «цветущей» метелки - берет начало, «зарождается» следующая «метелка», расположенная по отношению к первой примерно ортогонально, это означает, что ход развития, отображаемый этой (второй) «метелкой», имеет по отношению к предыдущему (в котором он пусть и возник) много признаков отличия, независимости и, возможно, противостояния. Аналогичным образом дело обстоит и в отношении последующих пяти элементов предлагаемой схемы. «Метелку» в целом
Схема 5. Связка метелок (пояснения в тексте).
можно обозначить, указав ее начало и конец. Так, первая слева может быть обозначена al-ЬЗ, вторая c2-d4 и т.д. «Метелки» на схеме характеризуются не только фактами ветвления (бифуркаций) отображаемых ими процессов, но и тупиковыми путями развития, и явлениями слияния, синтеза разных путей. Рано или поздно каждая из возникающих систем исчерпывает основные потенциалы своего развития (она перестает быть хорошим органом той функции, для реализации которой сложилась, возникла). Это отнюдь не значит, что рушится или «размывается» все, как это может казаться людям, «впаянным» в эту систему: элементы сохраняются, включаются в другие, новые системы и вместе с этим преобразуются (скажем, мифологические представления о злых и добрых духах, к которым первобытный человек относился более чем серьезно и мог даже умереть сам или убить другого в соответствующем конфликте, постепенно уходят в область развлекательных рассказов и сказок для детей; представления о рефлексе, из-за непочтения к которым можно было когда-то оказаться чуть ли не «врагом народа», становятся предметом спокойного историко-научного анализа, и т.п.). Как отчасти отмечено, новая система зарождается в период большего или меньшего «расцвета» существующей. Это происходит в явлениях диалога, неизбежно сопровождающего даже самое «верноподданическое» ее освоение. Диалог - это все-таки борьба, а борьба имеет не обязательно кем-то ожидаемый или предначертанный исход. В профессиональной области мы сплошь и рядом имеем неожиданные исходы столкновений человека и профессии: П.Я. Гальперин учил ся на врача, а стал специалистом по психологии обучения умственным действиям; В.Д. Небылицын учился на филолога, а стал специалистом по проблематике основных свойств нервной системы; В.Вундт был профессором физиологии и философии, а вошел в историю психологии как основатель экспериментальной психологии - и это все незаурядные' профессиональные психологи. Можно составить целую галерею профессиональных парадоксов указанного рода (быть может, сами «еретики» иногда даже несколько стесняются указанных фактов профессионально-биографического характера - как-никак их можно понять по принципу «свой среди чужих, чужой среди своих», а это не всегда приятно. Но не исключено, что здесь мы имеем дело с закономерным явлением порождения одной ментальной системы в неизбежном диалоге с другой). Как отмечено выше, новая система строится максимально независимо от предыдущей; по крайней мере, в сознании людей, уже «впаявших» себя в новую систему, могут даже доминировать идеи противостояния тому, что связано с предшествующей. При этом даже то, что на деле «неофиты» неизбежно заимствуют из прошлого, переобозначается и переосмысливается в контексте (на языке) новой системы. В результате традиционная система интерпретируется так, что ретроспективно как бы лишается даже того, его она на самом деле отнюдь и не лишена. Скажем, психолог-атеист, убежденный материалист противопоставляет себя служителю религиозного культа как распространителю «опиума для народа», хотя на самом деле оба используют одни те же закономерные свойства психики человека (один, например, практикует систему формул «аутогенной тренировки», а другой - молитву «Господи, прииди и вселися в ны...»). В обоих случаях положительный эффект происходит по одним и тем же причинам и законам. Но психолог, расположенный и ориентированный в своей «метелке», хочет видеть и видит начала начал своей профессии в ее границах - где-то на «заре» появления людей именно с естественнонаучным, например, типом рациональности. А служитель религиозного культа видит своих предшественников по профессиональной общности также в начале «метелки», но - другой, а именно своей, родной. Так, например, представитель (служитель) христианской религии, в свою очередь, отвергает, как монотеист, языческие представления, борется с ними, утверждая «истинную веру». Но в то же время неизбежно должен считаться с неодолимыми закономерностями сознания, которые так или иначе были смоделированы и языческой практикой, и соответствующими верованиями. Как результат - языческие модели просто переобозначаются: например, языческий «скотий бог» Велес у нас на Руси в свое время трансформировался в покровителя животных христианского святого Власия (Мифологический словарь. М., 1991, с. 128); и есть множество феноменов аналогичного рода, они составили целые периоды противоборства язычества и христианства (Б.А. Рыбаков. Язычество Древней Руси. М., 1988, с. 382-411), «двоеверия» (Н.М. Никольский, его указ. соч., с. 21-31). Так же происходит и с системами научных психологических (профессиональных) школ. Один ищет и находит «сотворение мира» у С.Л. Рубинштейна, другой - у А.Н. Леонтьева, третий - хоть у Робинзона Крузо (который, кстати, - честь Даниэлю Дефо - совсем неплохо понял особенности сознания Пятницы и был успешен в психокоррекционных и педагогических действиях в отношении его) и т.д. Вернемся к «крупноблочной» интерпретации «метелок» в связи с вопросом возникновения и развития (генезиса и эволюции) профессии, например, психолога. На приведенной схеме представлены пять «метелок». Они, думается, соответствуют некоторым фазам в развитии профессии психолога (далее без специальных оговорок будем иметь в виду материал отечественной истории). Начнем с «метелки» c4-d6 (четвертой слева). Предположим, что она соответствует в целом тому, что мы называли обычно «советская психология». Последняя, как известно, включала противоборствующие направления и сменявшие друг друга разноликие фазы развития (А.В. Петровский. История советской психологии. М., 1967). В этом смысле модель «метелки» в принципе не противоречит действительности. При всех тонкостях авторских, «школов-ских», «этапных» различий советская психология представляет собой и нечто целостное - специалистов характеризовало стремление развивать науку на экспериментальной основе и строить значительные теоретические обобщения фундаментального толка. Одновременно это сопровождалось некоторым (пусть неявным, но фактически достаточно последовательным) небрежением к отдельному человеку, его личным проблемам; отсюда неразработанность практических психологических техник, известного рода физикалистская модель, что называется, «хорошего» психологического исследования, доминирование предпосылки о том, что проблемы каждого «сами» решаются на основе решения общих пр ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|