Обзорная группировка продуктов профессионального труда
В ходе профессионального самоопределения оптант рано или поздно обращает или должен обратить свои мысли к вопросу о том, что он будет производить, что будет результатом его труда. Поэтому педагог, намеревающийся так или иначе содействовать учащимся при обдумывании ими вопроса о будущей профессии, должен сам ориентироваться в многообразии и в типологии человеческих произведений. Продукты труда в своей значительной массе являются предметом изучения, нормирования, стандартизации, проектирования во многих и разных непсихологических областях знания и практики (многочисленные специальные производственные технологии, теоретическая и прикладная стандартизация промышленной продукции, товароведение, торговля, реклама, а также педагогика, медицина, этика, экология в той части, в какой они озабочены вопросами влияния тех или иных людских творений, изделий на телесное и душевное благополучие детей и взрослых). Существуют разные очень специальные (технологические, товароведческие) группировки продуктов труда, но они обычно не подходят для задач общей ориентировки в этой реальности в связи с профессиональным самоопределением молодежи (слишком детальны, предназначены для дробных областей практики без видимых неспециалисту связей с другими аналогичными группировками объектов). Ниже будет предложена некоторая обзорная группировка результатов труда, но для полезной настройки к обдумыванию этого вопроса проделайте следующее: отвлеките свое внимание от данного текста и, обозревая среду, выделите вокруг себя предметы, явления, не содержащие чьих-либо трудовых вкладов. Скорее всего таких объектов будет немного, если не считать солнечный свет, воздух, облака, «беспородную» кошку... И окажется, что почти все вокруг — продукты человеческой деятельности: комнатный цветок -результат работы селекционеров-растениеводо, жилище в целом и все его детали (в частности, приборы отопления, освещения, водоснабжения, не говоря уже о мебели), одежда, (до последней нитки), книги, доносящаяся музыка радиопередачи - все это объекты, что называется, «рукотворные» в том смысле, что возникли в результате замыслов, приложения душевных и физических сил многих и разных людей. Даже окружающие вас люди тоже несут в себе и на себе чью-то профессионально-трудовую лепту - они кем-то воспитаны, одеты-обуты, образованы (подчас основательно и широко), так или иначе проинформированы о текущих событиях в необъятном и во многом незримом непосредственно для них физическом и социальном мире. Далее будем иметь в виду результаты именно профессионально-трудовой деятельности и представления о них (образы), свойственные субъекту труда. Мобилизуйте свой опыт и постарайтесь ответить по поводу каждого из окружающих вас объектов на вопрос «Кто это сделал?» (в качестве ответа ожидаются цепочки названий профессий; например, корпус электророзетки сделал, вероятно, прессовщик пластмасс, а еще раньше поработали слесари-инструментальщики по штампам и приспособлениям, наладчики оборудования, чертежники, конструкторы... химики и т.д.). Не пожалейте на это времени - пытаться видеть «новыми глазами» привычное окружение, быть может, более важно, чем читать книгу. Если вы по-деловому откликаетесь на приведенные выше предложения («попробуйте представить» - и вы пробуете, «мобилизуйте свой опыт» - и вы мобилизуете), то вы столкнетесь, в частности, со следующими затруднениями: во-первых, вам, по-видимому, будет не хватать знаний о соответствующих технологических последовательностях и о названиях профессий; последнее не беда - по мере изучения предлагаемого далее материала ваш соответствующий словарь несколько расширится без специальных дополнительных усилий по заучиванию слов-названий. Во-вторых, придется уточнить и расширить представления о множестве продуктов трудовой деятельности людей и, возможно, отстроиться от некоторых привычных мнений по данному поводу. В-третьих, общая ориентировка в технологиях производства есть ориентировка в «делах человеческих» и она должна пониматься как необходимый элемент правильного отношения к людям, обществу и тем самым как элемент культуры каждого нормального современного человека: знать (хотеть знать) о том, кто и как сделал вам утреннюю «чашку чая», едва ли менее важно, чем знать (хотеть знать) о тонкостях восхождения на престол Екатерины Второй, и пр. Некоторая сложность обсуждаемой здесь темы состоит в том, что объекты, которые производят люди, могут быть не только вещественными - зримыми, осязаемыми и пр., но и процессуальными, невоспринимаемыми (но мыслимыми), в частности информационными; они, далее, могут существовать не только во внешнем физическом мире, но и во внутреннем (душевном) мире; не только в природном («естественном») мире, но и в мире культуры, который в то же время отнюдь не назовешь «неестественным», «противоестественным» или тем более «сверхъестественным». Продукты деятельности, как, полагаем, всякому ясно, могут быть не только заключительными - конечными, «товарными» (предназначенными для других, для отчета), но и промежуточными; к конечному продукту обычно ведет немалая цепь промежуточных. Например, переменный электрический ток в проводке вашей комнаты есть, строго говоря, не явление природы, а продукт труда многих людей, в частности, оператора энергоблока на электростанции. Ток — это не вещь, а процесс; он есть и имеет заданные параметры (напряжение, частота периодов и пр.) только до тех пор, пока оператор и другие профессионалы на электростанции, в энергосистемах делают свое дело. И поскольку этот непосредственно не воспринимаемый продукт должен иметь определенные заданные свойства, соответствующим работникам приходится строить и удерживать в голове некоторый его мысленный образ и в соответствии с ним («по образу и подобию») отслеживать и обеспечивать производственные, технологические процессы. Если вы слышите по радио выступление оркестра, то это тоже процесс, а вместе с тем это и продукт труда многих профессионалов, в частности, и прежде всего - дирижера оркестра. Он в конечном счете делает, создает звучание оркестра нужного качества. В профессиональном языке руководителей, организаторов есть такое выражение «сделать звонок» («сейчас я сделаю два звонка, а потом мы пойдем к Ивану Ивановичу...») — это обозначение своеобразного промежуточного продукта - необходимой договоренности между людьми по телефону. «Звонок», хотя это не болт и не гайка, есть тоже некое изделие, которое можно уметь или не уметь толково произвести. Аналогичным образом у агента по снабжению является изделием такая сложная многокомпонентная и многоэтапная процессуальная реальность как закупка («я сделал три закупки...»). А, скажем, знание таблицы умножения, которое именно сделала у нас в сознании наша первая учительница в порядке выполнения своих повседневных должностных функций, или временный подъем чувств, произведенный у слушателей экскурсоводом - это тоже ведь задуманные и реализованные определенными действиями профессионалов продукты, изделия специально подготовленных профессионалов. Но эти продукты находятся не на витрине магазина или выставке, а в сознании сторонних людей, в их внутреннем, субъективном мире (эта область продуктов не учитывается традиционным товароведением, теорией и практикой «госстандартов» и пр.; мы же по роду наших забот не можем эту область обойти вниманием). Итак, первое, что нам важно учесть: продукты деятельности людей, их изделия могут быть неожиданно разнообразны, разнотипны, разноприродны; всякий раз полезно задумываться и определять, что именно производит «вот этот» человек, профессионал или трудовой коллектив (как групповой субъект деятельности). В таблице 4 дана обзорная группировка продуктов-произведений, построенная с учетом широкого множества видов професссионального труда - и, разумеется, материально-производственного, и труда в сфере духовного производства, производства полезных действий по обслуживанию людей, производства порядка в социальных процессах. Обратим еще раз внимание прежде всего на то, что результаты труда могут быть отнесены либо к миру, где на первое место для нас выступают закономерности социального, социокультурного толка, либо к миру, где на первое место выступают закономерности живой и неживой природы. Согласитесь, что если продуктом нашего труда является, например, монумент - танк, вознесенный на гранитный постамент, то хотя это произведение, казалось бы, состоит из химических элементов, частично может ржаветь или выветриваться, тем не менее и структура, и судьба этого изделия определяются (для нас, практически) не законами природы, а законами социума (будет ли монумент стоять или нет, зависит от того, что придет в головы тех или иных социальных групп, лидеров и пр.). Выше не случайно оговорено, что обсуждаемое произведение состоит «казалось бы» из химических элементов: из них состоит не оно, а материал, использованный автором монумента, тогда как собственно человеческое изделие как система характеризуется совершенно иными признаками «устройства» (такими, как композиция, единство формы и содержания, соотношение изобразительных и крепежных элементов и т.п. - по тем специфическим законам монументального искусства как деятельности, которые совершенно не «улавливаются» понятиями и методами химии или физики). Мы должны научиться мысленно преодолевать постоянно встречающиеся подобного рода «склейки» естественного и рукотворного в результатах человеческих деяний. Но есть такие изделия, произведения, которые в качестве именно результатов деятельности выступают для нас как скорее природоподобные: если мы выкопали водоем для рыбного хозяйства, то он живет во многом как явление природы - зарастает, в нем развиваются микроорганизмы и пр. Именно поэтому в приводимой таблице 4 мы предлагаем разные столбцы для, казалось бы, однотипных результатов труда. Действительно, во всех столбцах таблицы имеются в виду «рукотворные» объекты, но в левом - скорее похожие на естественные и явно (для нас) подчиненные законам природы, а в среднем - скорее «чисто» искусственные, явно (опять-таки для нас) подчиненные закономерностям и нормам социальной жизни. Разумеется, границы между этими столбцами надо понимать как подвижные, размытые. И отнесенность того или иного продукта к некоторому таксону классификации - вопрос экспертной оценки, мнения, а не физического измерения (область смысловой, семантической, а не метрической точности). Наконец, напоминаем, продукты труда, его произведения могут находиться и в сфере «живого» сознания людей: результатом труда организатора производства являются, как многие согласятся, не производственные совещания или «мероприятия», а приращения к оперативной информированности работников, откорректированные отношения их, например, к предлагаемым новым технологиям, «тонкости» понимания ими перспектив развития предприятия и пр. Произведением психолога-практика может быть комфортное функциональное состояние человека, утомленного перед этим сложной или напряженной работой; продуктом труда культорганизатора в доме отдыха может быть состояние веселья его подопечных и пр. Продуктом труда инженера-информатора может быть оперативная осведомленность инженеров-разработчиков в массиве литературных источников по теме и т.д. (см. правый столбец таблицы).
Таблица 4 Общая классификация результатов трудовой деятельности (В клетках, обозначенных литерами, -соответствующие примеры)
Продукт труда вовсе не обязательно должен относиться строго к одной из девяти зон (клеток, обозна ченных заглавными литерами), представленных в приведенной таблице. Отнесенность конечного продукта труда одновременно к нескольким таким зонам таблицы может образовать некую причудливую структуру. Так, если мы воспользуемся для краткости упомянутыми выше литерами как элементами описания такой структуры (представления ее своеобразной формулы), то конечный продукт труда, например, метеонаблюдателя (краткие описания профессий см., например, в книге: « 2000 профессий, специальностей, должностей». Энциклопедический справочник. Минск, 1986) будет характеризоваться и документально зафиксированной информацией, и оперативными приращениями к живому сознанию некоторых потребителей собранной информации, которым она срочно сообщается, например, в форме устной речи. В результате формула конечного продукта здесь будет характеризоваться, как минимум, указанием на отнесенность его к двум зонам представленной здесь классификации: «Ж» и «И». Напоминаем, что субъективный образ продукта (изделия, произведения, достижения) может далеко не совпадать с нормативным (требуемым) образом, с одной стороны, и фактическим положением вещей, с другой. Так, по наблюдениям В.И. Тютюнника (Канд. дисс, 1989), помощник воспитателя в детском саду видит свой результат не в приращениях к уровню воспитанности ребенка, а в том, что, например, «... у сан-станции ко мне претензий нет». Продукт деятельности видится в чистоте помещения, в том, что посуда не разбита, в том, что руководство довольно. Фактически это приводит к тому, что дети отлучены от формирования навыков обслуживающего труда. Итак, если нормативно задаваемая (или теоретически ожидаемая) структура образа продукта труда в только что приведенном случае характеризовалась бы примерно такой формулой - ВГДЕИ (создание у детей положительного отношения к обслуживающему труду, формирование соответствующих знаний, навыков; создание гигиенических, культурно-бытовых условий; содействие благоприятному психологическому состоянию в группе детей; некоторые вклады в оперативную осведомленность воспитателя по ходу работы), то реальная субъективная структура является, вероятно, такой - ГДИ (создание гигиенических условий, режима бытовой дисциплины определенного рода: «не тронь», «сядь» и пр.; оперативное информирование «по службе»). Реальный же продукт труда - дети без должных навыков обслуживающего труда и без должного отношения к нему. (Понятно, что есть веские социальные причины, исключающие привлечение для работы в данной должности людей с достаточным образованием и квалификацией, но здесь нам важно рассмотреть лишь некоторые вопросы психологии образа продукта труда; речь идет не о чьей-то вине, а о факте для размышления). Прежде чем появится конечный продукт, возникают так называемые промежуточные, которые сами по себе и сложны, и ценны, и интересны. Приводимая в таблице классификационная схема может быть полезной для фиксации представлений и о промежуточных продуктах труда в ходе сложной деятельности. Так, конечным продуктом труда агронома является урожай, который в общем виде описывается формулой «А» или «АБ», поскольку он неразрывно объединяет свойства естественного (природного) продукта и продукта потребления в человеческом обществе. Но агроном должен порождать и информационные продукты диагностического и прогностического характера (начиная от определения состояния «здоровья» растений и кончая предсказаниями погоды), и уметь создавать (в качестве организатора производства) определенные состояния в трудовом коллективе, настраивать его на достижение все новых целей, создавать оперативную информированность трудового коллектива о ходе дел (а в агрономическом деле много незримых, умопостигаемых обстоятельств) и производить многое другое, прежде чем возникнет «последний вздох» трудового процесса - урожай. Таким образом может быть построено аналитическое описание динамики образа продукта труда - от исходной производственной ситуации до ситуации, в сущности, демобилизации, какой в данном случае оказывается наличие конечного продукта: например, Ж-3-И-Е-Г и лишь много позднее собственно А. В современных условиях сплошь и рядом человек производит не столько целостный продукт, сколько вносит в него тот или иной вклад, который трудно не только точно измерить (пусть в форме экспертного заключения и порождения «КТУ» - «коэффициента трудового участия»), но и осознать в качестве невымышленного — «осязаемого», удерживаемого в голове -события. А это означает и трудности порождения субъектом образа своего «произведения», создает феномены переоценки и недооценки своих и чужих трудовых вкладов. Здесь же нельзя не отметить, что в некоторых сферах труда существует документированная и скрупулезно детализированная информация о продуктах деятельности и требованиях к ним: речь идет о многочисленных ГОСТах (государственных стандартах). ГОСТы - это объективированные образы продуктов труда. Но они относятся, во-первых, почти исключительно к техническим изделиям, а это только часть того, что угодно производить людям как субъектам труда; во-вторых, ГОСТы ориентированы не на мир «вот этого» человека, а на некоторую систему производства в целом; поэтому из контекста ГОСТа каждому работнику надо еще «вычерпать» то, что составит непосредственно его трудовую лепту, а это совсем не просто и происходит обычно, что называется, стихийно, по принципу «умный сам, авось, поймет». Если осознан, отрефлексирован в форме субъективного образа продукт деятельности, тогда и только тогда можно заняться столь важным вопросом, как построение системы требований к этому продукту. Чтобы отличить, например, действительно профессиональную услугу психолога-практика от психологического знахарства, и чтобы эту услугу адекватно оценить, надо сначала ее осознать как продукт профессионального труда, характеризуемый определенными требованиями. Так же обстоит дело в отношении других профессий. Сказанное выше, в частности, означает, что поскольку продукты труда, произведения человека очень разнообразны, то несмотря ни на какую автоматизацию, компьютеризацию и прочую ценную техническую рационализацию трудовых процессов, деятельность разных людей не станет психологически одинаковой («операторской», «кнопконажимательской» и пр.). Одно дело «нажимать кнопки» на пульте управления энергосистемой, другое - на пульте инкубатора птицефермы. Нужны разные интересы, разные знания - разные субъективные миры, следовательно, разные - по существу, а не по видимости - занятия, специальности, профессии. Да и зачем лишать человека в будущем разных, по-разному интересных занятий? Важно, чтобы «работал» закон свободной перемены труда, если таковая человеку по душе и по плечу. Охарактеризованные выше представления расходятся с широко принятыми, а именно, в Большом энциклопедическом словаре (М., 1991, том 2, с. 206) читаем: «Продукты труда, материальные результаты труда. Разделяются на средства произ-ва, используемые в произв. потреблении, и предметы потребления, идущие в личное потребление». Любая классификация чего-либо есть более или менее полезная выдумка для некоторых ограниченных целей ориентировки в сложной реальности. Приведенная выше классификация не может удовлетворять всем возможным запросам - например, она не акцентирует различение научных продуктов, с одной стороны, и художественных , с другой (те и другие имеют информационную природу; нас же может увлекать специфика тех и других, которая в таблице никак не подчеркнута); далее, приведенная таблица не акцентирует специфики продуктов, скажем, технического или социально-организаторского новаторства, или творчества в отношении объектов живой природы (например,сельскохозяйственное опытничество) и многого другого. Единственное назначение приведенной в табл.4 группировки - дать общую ориентировку в именно разнообразии, разноприродности продуктов труда и помочь нам отстроиться от широко укорененной в стерео типах привычного сознания неверной мысли о том, что продукт труда это только то, что можно «потрогать». Тем самым, полагаем, приведенная группировка позволит разнотипным профессионалам лучше видеть трудовую лепту друг друга, что особенно важно при организации комплексных групп, бригад, состоящих из очень разных профессионалов (скажем, инженеров, художников, педагогов, психологов, экономистов, программистов; в таких ситуациях программисту может казаться, что работает именно он, а остальные делают «дырку от бублика», инженеру - подобным же образом - мнится, что если кто и что-то создает, то это как раз он, психологу кажется, что создаваемая система «дышит» и является подлинно человечной именно благодаря ему... и т.д.). В дальнейшем, по мере вхождения в интересующую нас здесь предметную область будут приводиться и иные группировки, классификации как специальные выдумки-средства для ориентировки в сложных многопризнаковых системных объектах, составляющих мир профессий. Вы можете сказать: зачем нам выдумки! Давайте истину, правду! Но в науке нет и не может быть ничего кроме выдумок, больше или меньше согласующихся с не зависящей от нашего произвола реальностью. Если вы не согласны с некоторыми приведенными выше утверждениями, это еще раз свидетельствует, что вопрос о продукте труда не прост. Можете (и полезно стремиться) здесь и далее создавать и проверять все более правдоподобные версии по обсуждаемым вопросам. 6.2. О заданных (социально фиксированных, «объективных») и субъективно принятых профессионалом целях деятельности В живом словоупотреблении обычно не различаются, с одной стороны, собственно продукт труда как нечто сделанное для удовлетворения потребностей других людей и, с другой стороны, образ этого продукта, так или иначе существующий в сознании профессионала: тычут пальцем в продукт и говорят, что это есть цель деятельности. В таком случае мы должны различать внешне заданные и субъективно принятые профессионалом цели деятельности. Наличие у профессионала образа продукта его деятельности - цели как разновидности «образа желаемого будущего» - является, казалось бы, само собой разумеющимся общим признаком специфически человеческого характера активности. Но при конкретном рассмотрении разнотипных профессионалов становится ясным, что, во-первых, цель отнюдь не всегда может быть задана с достаточной определенностью и, во-вторых, отнюдь не всегда нормативно задаваемая (или «социально ожидаемая») цель совпадает с той, которой реально регулируется деятельность «вот этого» работника или целой группы их. К вопросу об определенности задаваемой цели: в какой форме вы можете задать цель деятельности, например, геологу-разведчику, дирижеру симфонического оркестра, психологу-профконсультанту, аварийной бригаде слесарей-сантехников, раскройщику верха кожаной обуви и т.п.? «Найди месторождение», «Сделай приличное звучание», «Помоги человеку вы брать дело по душе и по плечу», «Ликвидируй аварию», «Делай поменьше обрезков» соответственно? Это все были бы пустые слова, которые излишне произносить - работники сами лучше нас знают, что им делать, сами строят себе сложнейшие цепочки целей-образов от исходного до конечного шага работы. Да, при производстве вещественных продуктов цель может быть нередко довольно четко описана в виде количественных требований, в форме чертежа или задана в виде примерного образца, перечня признаков «сорта» и пр. (в этих случаях творчество работника проявляется только в способах достижения результата, а не в его «облике»). Но даже и в отношении многих вещественных продуктов труда приходится считаться с более или менее таинственными экспертными оценками - «красиво-некрасиво», «кисловато-пресновато», «грубовато» и пр. Что же касается сложных функциональных, информационных продуктов, то требования к ним могут быть сформулированы лишь в самом общем и довольно бесполезном для самого субъекта труда виде, а часто сам профессионал порождает оригинальный - никем не предусмотренный и неожиданный продукт, что и является самым хорошим ответом на так называемые социальные ожидания - наладчик технологического оборудования, посмотрев некоторое время «в пустоту» и как бы «ничего не делая», вдруг быстро находит неисправность (и лучшее, что могли бы сделать тут «окружающие» - просто не мешать ему); актер и режиссер дают небанальную трактовку сценического эпизода («осенило», и все тут), учитель доводит до сознания самого отстающего ученика непростое понятие (и никто бы его не вразумил, как это делать – ни «директор», ни «инспектор»). Правда, неуемная жажда «людей цифры и факта» (они всегда найдутся среди нас) все измерять, унифицировать, стандартизировать, формализовать порождает все новые и новые подходы к измерению сложных явлений: см., например, Азгальдов Г.Г., Аз-гальдова Л.А. Количественная оценка качества (ква-лиметрия). Библиография. М., 1971; Л.А. Панкова, А.М. Петровский, М.В. Шнейдерман. Организация экспертизы и анализ экспертной информации. М., 1984; Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. М., 1987. И это в определенных границах хорошо. Не надо только тотально применять метрологические идеи и, в частности, применять их там, где они могут умертвить самую суть продукта профессионала (если, скажем, стихи волнуют читателя, то не обязательно прикладывать к этому волнению еще и аршин, ибо оно и есть, возможно, самое ценное «изделие» поэта). К вопросу о рассогласовании, конфликте между социально ожидаемой и субъективно принятой профессионалом целью: не только по недоразумению, неразвитости, но и по очень высокому разумению случается, что профессионал преследует не ту цель, которую ожидают «окружающие», «общественность». Что касается явлений неразвитости профессионального сознания, то примером в условиях так называемого «рынка» может быть смещение целей обслуживания продавцом покупателя на цели наживы или «выполнения плана товарооборота»; в результате — подсовывают потребителю продукт «второй свежести» и т.д. Не следует, правда, думать, что недостатки профессионального сознания, выражающиеся в обсуждаемом конфликте целей, невозможны у людей высокообра зованных и с достаточно высоким общественным положением: в вузе сколько угодно можно встретить профессора, который мало озабочен тем, с какими задачами столкнется завтра его сегодняшний студент; профессор просто «изливает» в аудиторию известную ему и интересную для него премудрость. Конфликт целей здесь в том, что образование в вузе должно строиться сообразно «модели выпускаемого специалиста». Но, «положа руку на сердце», приходится признать, что эта цель часто упускается из вида, а реализуется цель несколько другая - самовыражение преподавателя. Благодаря частичному совпадению содержания этих различающихся целей образовательная система как-то справляется с социально заданными задачами подготовки специалистов, нужных народу, стране. При высоком уровне развития профессионального сознания возможны казусы, когда профессионал видит предметную область своего труда много шире и глубже, чем это в состоянии сделать достаточно уверенные в себе «окружающие». И профессионал остается какое-то время непонятым, непризнанным. Н.Г.Лобачевский создал принципиально новую -неэвклидову - геометрию, а некоторые математики полагали, что он просто немного «того», «не в своем уме». Наполеон Бонапарт, как известно, в свое время недооценил преимущества изобретения Роберта Фул-тона (построившего первый в мире колесный пароход), хотя после и признал свою ошибку. Великий писатель Сервантес, внесший огромный вклад в мировую культуру («Дон-Кихот»), был, в сущности, недооценен современниками и закончил жизнь в нищете... Более «свежие» примеры, полагаем, придут вам в голову сами. Понятно, что извне заданные цели профессиональной деятельности («общественно заданные», «официально утвержденные» и пр.) могут выдаваться за «объективные». Но поскольку они порождаются в конечном счете все равно теми или иными субъектами, то ссылки на их «объективность» или на позицию «большинства», на традицию, на авторитеты, на «интересы народа» и пр. есть всего лишь способы повлиять на профессионала. Потенциально конфликты между профессионалом и «окружающими» всегда существуют, и это нормально, если ориентироваться на разумное их предупреждение и деловые исходы из них. Общая рекомендация из сказанного - следует уважительно и с вдумчивым доверием относиться к небанальности любого профессионала. Вместе с тем, важно и усматривать недопустимые рассогласования заданных и субъектных целей, если они возникают как результат недостаточной развитости профессионального или гражданского сознания, неправильного понимания человеком общественной роли его профессии. Можно дополнительно указать также некоторые психологически существенные разновидности целей профессиональной деятельности. Грубо говоря, таких разновидностей три - РАСПОЗНАТЬ (разобраться, ди-агносцировать, оценить, подвести под известное понятие, определить «сорт» и пр.), ПРЕОБРАЗОВАТЬ (включая и «сохранить», поскольку всякое сохранение при ближайшем рассмотрении требует некоторых преобразующих действий - например, чтобы «сохранить» человечеству оставленное старым мастером художественное полотно с истлевшим, скажем, углом холста, художник-реставратор может многие месяцы кропотливо подклеивать волокна, пропитывать их специальными составами, грунтовать, тонировать и т.д.; так что конечное «сохранение» может предполагать огромную преобразовательную, в частности, быть может, и организационную работу) и ИЗЫСКАТЬ (найти нечто неизвестное, нетривиальное, например оптимальный вариант раскроя полотнища ткани или металлического листа, придумать новое «фирменное блюдо» для предприятия питания, дать новое решение оформления торговой витрины или новое решение научной, общественно-организаторской, конструктивно-технической задачи и т.п.). Понятно, что проще задать цели практического преобразования некоторого вещественного объекта по известному правилу (по хорошо отработанной, откорректированной технологии), чем, скажем, цели изыскания или распознания признаков объектов (особенно в ситуации неопределенности, которая часто возникает в отношении изменчивых, функциональных объектов, явлений внутреннего мира людей и сложной динамики общественных процессов). Опять возникает проблема взаимного соответствия субъекта деятельности и предъявляемых ему требований. Есть, как известно, люди-выдумщики, которые легко и уверенно принимают на себя функции изыскания, «ломанья головы» над чем-то, а есть люди, предпочитающие спокойную деятельность по известным правилам в стабильной обстановке. Такого рода особенности субъектов труда не обязательно учитываются только лишь какой-то человековедческой службой (часто этой службы и нет «под боком»), но так же и приводят к некоторому «естественному» (на основе самооценки и саморегуляции трудящихся) растеканию множества профессиональных кадров по соответству ющим областям приложения их душевных и физических сил: скажем, люди, которых слишком тревожит и тем самым не удовлетворяет ситуация неопределенности, типичная, «повседневная» при работе исследователя, уходят из научного учреждения в практическое; чудаки-выдумщики, доставляющие неудобство реалистам-практикам, так или иначе перемещаются в сообщества, занятые проектировочной, исследовательской, научно-методической и иной поисковой работой. Аналогичным образом дело обстоит и в отношении любых других особенностей субъекта, существенных для успеха той или иной деятельности. 6.3. О разнообразии внутренних условий деятельности Если данный раздел пособия покажется вам трудным, слишком спорным, бесполезным, бессвязным, «снотворным» и пр., можете сразу перейти к последующему. Назначение данного раздела - озадачить читателя, поставить его мысль иной раз в «тупик», предложить задуматься, не давая однозначного ответа, а в конечном счете - расширить представления о такой неочевидной реальности, как внутренние условия профессионального успеха человека, взаимодействующего с внешним миром. Было бы очень приятно, если бы внешний мир двигался по предназначению какого-то создателя, «хорошего дяди». Этот стереотип виденья мира как изделия, имеющего назначение, есть не более, как приписывание субъектом-«делателем» всему миру свойств локальной ситуации из своего типичного опыта. Эта иллюзия из детства человечества хорошо обнаруживается в космогонических мифах - у древних германцев бог выудил мир из воды, боги египтян лепили его на гончарном круге или ткали, у скандинавов -ковали, и т.п. Еще Г.В. Плеханов отмечал, что характер первобытной космогонии определяется особенностями техники, которой владели соответствующие народы. Однако, увы, мир (как универсум, Вселенная, а не как покой) если и эволюционирует, то отнюдь не по предумыслу, не по предназначению, не по предначертанию, а, вероятно, путем более или менее хаотического порождения и изживания тех или иных целостностей, систем. Развивается в большой мере непредсказуемо, путем диверсификаций (И. Пригожий. От существующего к возникающему. М., 1985). Знать все это, скажем прямо, не всем приятно, а жить надо. Поэтому вполне закономерно возникает смыслотворческая активность людей: они многолетним опытом или творческими «рывками» создают специальные субъективные реальности, системы мировидения, виденья ситуаций, в частности и производственно-трудовой среды, обеспечивающие хорошие состояния внутреннего мира каждого человека, прежде всего человека-«делателя», а именно состояния оптимизма, радостного подъема чувств, доброжелательности, бдительности и т.д. Эти субъективные реальности выполняют роль внутренних условий активной и успешной деятельности, роль орудий (средств) саморегуляции человека, поддержания себя и своей активности «в порядке». Надо сказать, что научная физическая картина мира, начиная от «большого взрыва» и кончая «тепловой смертью Вселенной» через 20 млрд. лет, хотя и превосходна в том смысле, что логична, непротиворечива и согласуется с многими эмпирическими наблюдениями Земли и ее окрестностей, но... она совершенно не учит людей жить, она не напоминает о необходимости готовиться к весеннему севу и проводить его... она не делает жизнь и повседневную активность нефизиков привлекательными и интересными. А ведь человечество состоит не только из исследователей физического мира или исследователей биологической эволюции. Поэтому наряду с научной картиной мира, построенной профессионалами-физиками, биологами (и пусть они считают построенную ими модель мира «объективной», если это их вдохновляет), жизненно нужны и другие субъективные его картины - такие, которые регулируют повседневное бытие человека. И надо признать, что такие смыслообразующие картины мира тоже должны строиться, в конечном счете, не «тяп-ляп», а на высоком уровне человековедческо-го профессионального мастерства. И эти смыслообразующие субъективные модели строятся из ценностно ориентированного знания - как бы знания о мире, но на самом деле о том, как и зачем в этом мире жить и быть активным. «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман», - сказано у А.С. Пушкина. Исследователю-сциентисту эта идея отвратительна и неприемлема, а психотерапевту-практику она представляется ценной в связи с задачей выстраивания, скажем, «психологических защит» (защит от психологических травм) в сознании «вот этого» пациента, клиента. Остановимся еще раз чуть подробнее на различении ценностно- и истинностно-ориентированного знания о среде, мире (в несколько иной связи речь об этом велась в главе 2). В науке культивируется производство достоверного знания о мире («истина - ложь»). Но наука есть достаточно узкая область культуры, частная разновидность профессиональной деятельности вполне определенных людей. В связи с этим понятие «научный» подход (к миру, к делу) не следует понимать как непременно «хвалебное», а понятие «вненаучный» - как «ругательное». К мотоциклу нужен, возможно, научный подход, и здесь не нужны стихи или «вздохи», а к возлюбленной или к возлюбленному уместен какой-то другой подход, который ничем не хуже научного... Да, работнику науки нравится производить и накапливать знания, но, впрочем, не обязательно и непременно об эволюции Вселенной, а, может быть, об эффективности кормовых рационов в овцеводстве или о методах решения математических задач определенного класса. Да, работник науки способен произвести, принять, в частности, и неприятную истину (о смертности души, о тепловой кончине Вселенной, о том, что инопланетяне могут интересоваться не общением с нами, а технологией переработки нас в какие-нибудь паштеты, и пр.). Работник науки видит смысл своей активности именно в познании, производстве достоверного, обобщенного, прогностичного и, следовательно, небесполезного знания. А вот работник в области техники может видеть смысл жизни в проектировании, создании и освоении все более совершенных способов преобразования энергии или способов очистки больших городов от мусора, что крайне важно. Работник в области управления социальными процессами с упоением предается созданию и поддержаию некоторых систем общественного порядка - и именно это делает его жизнь осмысленной, интересной для него. Работник в области информационных систем был бы счастлив видеть весь мир опутанным сетями для передачи сообщений. А художник видит смысл в том, чтобы привнести в мир красоту, то есть нечто уж совсем «прозрачное», не доступное для методов естественных наук и, слава Богу, не научное. И все эти разные смыслы существуют реально, «на самом деле», как нечто, характеризующее множество функционирующих субъектов. Понятно, что вне субъекта (как системы) смысл не существует, как не существует, скажем, мощность двигателя без него самого. Важно напомнить и другое - истина (адекватное отображение объекта субъектом) тоже, как все согласятся, не имеет «прописки» где-либо вне отношений субъекта и объекта. Но выделяя и видя два типа отношений субъекта и объекта - истинностное и ценностное, важно признать реальность и необходимость и того, и другого. Дело в том, что профессионалы-исследователи превыше всего ставят истинностный подход к миру и нередко готовы эмоционально обесценивать все прочие как нечто недостойное, недопустимое, как «шаманство», «мракобесие», которые надо изживать, пресекать и уничтожать и пр. Здесь, правда, обнаруживается «коварное» свойство рассматриваемой слитной диады (ценностного и истинностного подхода) - истина, точное, обильное знание полагается профессионалами-исследователями одновременно и высшей ценностью. А в работе другого специалиста доминировать может не истинностный, а ценностный подход: по отношению к пейзажному парку для отдыха людей или фирменному мясному блюду истинностная интерпретация не имеет решающего смысла. Но из этого не следует, что озеленители горо-•дов или кулинары менее нужны или менее достойны уважения, чем добыватели научного знания. Важно принять, как уже отмечалось ранее, презумпцию равного уважения к разным подходам к миру; только вместе взятые они образуют то, что можно назвать культурой общества. А что касается истинностного и ценностного подходов к миру, то они в той или иной мере есть всегда оба в реальной деятельности людей, важно только разбираться, какой и когда есть и должен быть ведущим, акцентированным. Навязывание ценностей своей профессиональной группы всему миру не может не вести к недоразумениям и конфликтам. Итак, еще раз признаем, что наряду с научным подходом к миру столь же реален и необходим вненауч-ный - ценностный - подход («добро - зло», «плохо -хорошо»). Полезное ценностно-ориентированное знание, обеспечивающее смысл жизни и деятельности (а значит и успех), было нужно человеку с незапамятных времен: оно порождалось им наряду с более или менее истинным знанием о природе и фиксировалось в культуре в исторически конкретных формах: в поверьях, обычаях, обрядах, в фольклоре, в письменности. В конце концов, языческий заговор, произносимый ночью на угли («Батюшко-огонь, отведи от меня порчу, дай мне силы»... и т.п.), или монотеистическая молитва («Царице моя Преблагая...возстави силы моя... обнови, яко У орляте, юность мою...») функционально не уступают сеансу современной «аутогенной» тренировки и прочих сколько угодно научно обосновываемых процедур, ориентированных на преднастройку к деятельности, улучшение внутренней собранности человека. Мифологические представления первобытного охотника, скотовода или земледельца помогали ему не забыть об условиях успеха и неудач в деятельности, о найденных технологических последовательностях в работе, выполняя тем самым для лишенного письменности человека и функции технологической карты. Более того, и в современной науке, культуре можно усмотреть немало мысленных моделей, представлений, используемых как условия и средства регуляции деятельности и являющихся в то же время своего рода искусственными мифами. Так, например, программисты, операторы ЭВМ используют представление о машинной памяти как о шкафе с упорядоченными и нумерованными ячейками, и эта мысленная модель позволяет им совершенно безошибочно действовать в конкретной обстановке, хотя «на самом деле» (физически) в памяти машины нет никакого шкафа и его ячеек. Просто речь идет о полезной и удобной мысленной схеме ориентировки в сложной действительности (кстати, существование в голове программиста - это тоже существование «на самом деле», то есть в психике; в этом смысле любой миф - реальность, регулирующая активность людей). В электротехнике можно встретить такие полезные придумки, как «правило левой руки», «правило правой руки»; в математике - «правило зонтика», позволяющее представить, помнить особенности поведения некоторой переменной величины и т.д. Одним словом, не будем рассматривать мифы просто как чушь; они - явление культуры, в том числе и профессиональной. Итак, признаем, что по поводу одной и той же жиз ненной ситуации у разных людей возможны разные и притом практически равноценные мысленные модели, в широких пределах обеспечивающие успешное выполнение деятельности. И условимся уважительно относиться как к реальности к фактам различий указанных мысленных моделей действительности. Это есть частное выражение уважения к человеку, без чего просто не следует приступать к какой-либо работе с людьми и к психологии. Идеал здесь никак не должен состоять непременно в обесценивании одних вариантов образа мыслей и огульном насаждении какого-то одного-единственного. Во-вторых, как отчасти отмечалось, не будем высокомерно-предвзято относиться к тем идеям, которые порождены и зафиксированы не в недрах институциализированной (официально признанной, сформировавшейся) науки, а, скажем, в фольклоре или духовно-религиозной, или художественной литературе, в искусстве. Ценность идеи не должна видеться как более низкая только потому, что она выражена не человеком, писавшим трактат «по теме», а, скажем, неизвестным автором устной формулы, вошедшей в пословицу. Способом конкретно-культурной фиксации идеи, полезной для обеспечения успеха деятельности, может быть не только речь, но и невербальные или не чисто вербальные проявления (скажем, идея о необходимости эмоциональной преднастройки к деятельности может быть зафиксирована в каком-то обычае, скажем, обычае петь определенные песни в конкретных случаях). Но эту мало разработанную область фактов, явлений мы оставим в стороне и сосредоточимся только на речевых средствах фиксации идей. Важно тем не менее принять мысль, что наука - это лишь одна из многих возможных систем осмысления действительности. И было бы тщетным пытаться расположить эти системы по линейной иерархии, посчитав какую-то из них «высшей». Да, наука позволяет быстро превратить человека в труп, а труп - в пепел. Но пока еще нельзя сказать, чтобы наука хорошо умела устроить жизнь людей. Поэтому воздержимся от излишнего возвеличения науки, сохранив к ней полное уважение. Идеями об условиях наиболее успешного осуществления людьми совместной и индивидуальной (в частности, и руководящей) деятельности наполнены все формы общественного сознания, начиная с мифов о сотворении мира. И если эти идеи считать, скажем, имеющими отношение к психологии труда или акме-ологии (науки об условиях наивысших достижений человека), то следует признать продолжительную историческую фазу неявного существования психологии труда или акмеологии в виде разнообразных массивов знаний об условиях успеха в деятельности, рассеянных в материалах о фольклоре, религии, морали, в литературно-художественных, философских, научных, правовых, политических публикациях, документах. В идеале история обсуждаемой области знания должна бы выглядеть как история идей и сведений по вопросам оптимизации жизни и деятельности людей и их сообществ. Здесь мы ограничимся представлением общей схемы основных мысленных дилемм, характеризующих эту историю, и отдельными примерами-иллюстрациями . Весьма древней полезной идеей является акцент на зависимости жизни и успехов человека от могущественных и неподвластных ему сил, которые ныне на зывают сверхъестественными (для древнего человека они были само собой разумеющейся и в этом смысле вполне естественной частью его жизни); эти силы надо было задобрить какими-то приношениями, им надо было повиноваться; иногда полагали, что их можно и перехитрить - скажем, у некоторых народов был обычай называть детей непотребными именами (типа «мусор» и пр.) в расчете на то, что благодаря этому злые духи детей не заметят, не оценят и не отберут у родителей. В недрах такого виденья мира рождалась и противоположная идея, нашедшая отражение в живущей и в наши дни пословице: «На Бога надейся, а сам не плошай». Не утратила значения и идея зависимости успехов человека от внешних сил; при этом она может осмысливаться в рамках и научной рациональности как вполне логичная и естественная зависимость человека и общества от «объемлющих систем». Итак первая генеральная дилемма в интересующем нас контексте относится к противопоставлению внесубъект-ных и субъектных факторов успеха деятельности, построения жизненного пути. Идея зависимости успехов человека от внешних сил выступает на протяжении истории в трех важнейших формах: зависимость а) от потусторонних сил (божественных или дьявольских, состоящих в постоянном противоборстве), б) от природы, понимаемой так или иначе (включая и идею благоприятствования или противодействия успехам человека со стороны врожденных качеств), в) от общества, его структур, ответственных представителей (сотрудничающих или враждующих). В каждом случае (в каждой идеологической системе) мысль о зависимости успехов человека от внеИь них сил балансируется исторически конкретными представлениями о необходимости и допустимых границах его собственной активности, инициативы, самочинности («самоопределения»). Вот пример, когда акцентируется мысль о том, что человек должен полагаться на себя (из «Поучения» Владимира Мономаха, 12 век): «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью, сторожей сами наряживайте, а ночью, расставив охрану со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает... Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинить вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас». Акцент может быть сделан не только на организации внешнего поведения, но и внутреннего мира; отчасти это видно в приведенном отрывке, где предметом рассмотрения оказывается черта характера - леность. Вот еще соответствующий пример из того же «Поучения»: «Если и на коне едучи, не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи, помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя». Основные варианты активности, инициативы человека в обеспечении успеха следующие: а) подобострастное угождение чему-то высшему вплоть до крайнего самоотречения (затворничество, монашество, голода ние, постоянное вознесение молитв, если речь идет о служении богу; пренебрежение личным, отказ от творческого самовыражения, от «простых человеческих радостей», от индивидуального своеобразия ради определенным образом понятого «общественно-значимого», если речь идет о служении обществу); б) игнорирование специфики, в частности моральных регуляторов общественной жизни, и стремление построить жизнь (свою или общества, группы) по аналогии с технической или биологической системой (если речь идет о сознательном или бессознательном служении ценностям естественнонаучного, физико-технического толка; о «бессознательном» служении биологизаторским или физикалистским ценностям речь идет в том смысле, что человек усвоил некие стереотипы виденья мира, получив, например, соответствующее образование, и просто не знает, что возможны иные взгляды на мир: «Криво рак выступает, да иначе не знает»; в) утрированный культ «Я», индивидуального своеобразия (себя или своего социального круга, узкого «Мы»), попытки отгородиться от социума в некоей «башне из слоновой кости»; г) построение индивидуального стиля деятельности, то есть такой индивидуально своеобразной системы внешних и внутренних ее средств, которые позволяют добиваться успешных общественно-значимых результатов (использование способствующих успеху условий, обстоятельств при компенсации, преодолении противодействующих). Охарактеризованные варианты не следует рассматривать как исторически сменяющие друг друга. Скорее дело обстоит так, что разные историко-временные культурные целостности являют нам некоторые наборы взаимно противоречивых и отчасти уравновешива ющих друг друга идей, некоторые из которых доминируют, акцентируются, а некоторые остаются какое-то время в тени, но все же не отсутствуют полностью. Так, если мы возьмем пласт народных пословиц, то в них найдем отражение всех из перечисленных выше вариантов идей: для «а» (самоотречение, смирение, повиновение): «Бог терпел и нам велел», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»; для б) (физикализм, природосообразность): «Баба с возу - кобыле легче», «Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше»; для в) (утрирование индивидуальности): «Моя хата с краю, я ничего не знаю»; для г) (индивидуальный стиль): «Всяк молодец на свой образец», «Всяк мастер на свой лад». Как известно, для социальных систем с жестким управлением (восточные деспотии, военные организации, диктатуры, тоталитарные режимы) свойственны (независимо от исторической эпохи) акценты на идеологии смирения, повиновения, обесценивания индивидуального своеобразия и внутренних регуляторов деятельности ( все это - для руководимых, подчиненных); более либеральные системы характеризуются акцентами на внутренней регуляции деятельности, признании самочинности каждого и его индивидуального своеобразия. Охарактеризованные выше различения важно иметь в виду, чтобы внешняя исторически конкретная форма фиксации полезного культурного обретения в деле оптимизации внутренних условий успеха деятельности человека не мешала нам видеть суть, а иной раз и непреходящую ценность этого обретения. Из всего сказанного выше, в частности, следует, что условия успеха деятельности человека характеризуются признаком не только индивидуальной, но и профессиональной, и социально-исторической и истори-ко-временной относительности. Всякий раз надо разбираться в данном вопросе конкретно. Понятно, что вся область более или менее различимых и устойчивых так называемых личных качеств и операциональных возможностей человека (направленность, характер, способности, умения, опыт, психодинамика, психосоматика) может быть вместе с тем и областью внутренних условий более или менее успешной деятельности профессионала.. Полагаем, что у студента педвуза к моменту изучения курса психологии профессионального самоопределения уже должна иметься достаточно общая и хороню детализированная научная ориентировка в основных явлениях и процессах внутреннего мира человека. Если за изучение этого курса берется человек, не подготовленный, в общей, возрастной и педагогической психологии, то он вначале должен (например, за счет самообразования) такую ориентировку обрести. Что касается внешних условий профессиональной деятельности, то представления о них (прежде всего для промышленности) очень детально разработаны в области гигиены и физиологии труда, эргономики, охраны труда (см., например, П.А. Долин. Справочник по технике безопасности. Изд. шестое. М., 1985; А.А. Каспаров. Гигиена труда и промышленная санитария. М., 1981; Эргономика: принципы и рекомендации. Методическое руководство. Изд. второе. М., 1983). Что касается других видов труда, то информация о соответствующих внешних условиях рассеяна по отраслевой учебно-методической литературе. Общей теории условий профессионального труда, понимаемого в широком смысле, насколько нам известно, нет. Но, изучая курс психологии профессионального самоопределения, важно проявить интерес и к некоторым непсихологическим вопросам, а именно, прежде всего к миру не только духовной, но и материальной культуры как человеческого творения. 6.4. Обзорная группировка условий деятельности профессионала Понятно, что при рассмотрении и внешних (средо-вых), и внутренних (субъектных) условий деятельности важно оценить их «знак», а именно, определить, способствуют ли они успеху деятельности, противодействуют или относительно нейтральны в этом отношении. И сразу же встает вопрос о том, насколько эти условия могут быть «управляемы» (поддержаны, изменены, созданы, улучшены). Совершенно очевидно, что некоторые условия (как внешние, так и внутренние) не во власти профессионала-«делателя» или организатора производства, и к ним приходится приспосабливаться (выжидать их, если они ценные, либо компенсировать их влияние, если они мешают). Так, например, что касается внешних «предметных» (в отличие от социальных) условий, многим основным работникам сельского хозяйства, строительства, рыболовного флота приходится быть что называется «на открытом воздухе» в самую разную погоду - и в жару, и в холод, и при дожде, и при ветре. Есть, разумеется, установленные нормы, за пределами которых работы прекращаются (скажем, строительство - при минус 20 по Цельсию, и т.п.), но все же диапазон варьирования климатических условий во многих профессиях отнюдь не «комнатный». Возможно, когда-нибудь в будущем все подводные работы будут осуществляться дистанционно роботами, манипуляторами. Но и сейчас, и в обозримом будущем остается профессия водолаза, который отнюдь не «лазит», а обследует и ремонтирует подводные части судов, гидротехнических сооружений, прокладывает под водой линии электропередач, трубопроводы, занимается подъемом затонувших судов и делает многие другие важные вещи. Так что условия работы под водой пока что практически неотвратимы. То же можно сказать и о работе под землей, на высоте, о работе не только днем, но и в ночные смены, о работе в движущихся транспортных средствах, о работе по ликвидации пожаров и последствий аварий и катастроф. Вместе с тем, есть внешние условия труда профессионала, которые можно существенно улучшить уже сейчас, если затратить труд, время, материальные ресурсы - это относится к таким условиям, как загазованность, запыленность, зашумленность, огнеопасность производственных помещений, компоновка рабочего места (она может быть более удобной или менее удобной для работника), инструменты; понятно, что более эффективное, безопасное и удобное оборудование, более человечный, комфортный интерьер производственных помещений - это обычно также дело умонастроения, времени и труда людей, ответственных за проектирование и организацию производства. Среди так называемых внешних социальных (со циально-контактных) условий труда есть также в известном смысле неотвратимые или трудно преодолимые (скажем, обилие навязанных контактов с людьми в работе продавца, занятого реализацией «ходовых» товаров, или в работе руководителя производственного участка, педагога); некоторые профессии неизбежно и обязательно связаны с повышенной ответственностью работников за жизнь людей или большие материальные или художественные ценности (воспитатели детских учреждений, работники библиотек, музеев, водители общественного транспорта, работники правоохранительных, финансовых органов). Вместе с тем среди социально-контактных условий работы профессионала есть и такие, которые при компетентном подходе можно улучшить, хотя это и не всегда просто (речь идет о смене систем организации труда, поощрения работников, о повышении уровня культуры деловых отношений в трудовом коллективе, совершенствовании компетентности работников в системе локальных производственных отношений и пр.). Особенно оперативно можно улучшать такое немаловажное условие, как сложившиеся информационные потоки (начиная от оперативной сигнализации, радиотрансляции и кончая плакатами, предупреждающими надписями, лозунгами и другими стабильными средствами информации). Что касается условий, «коренящихся» в самом субъекте труда, то они могут быть не обязательно собственно психологическими; но и в этом случае они вторичным образом обычно влияют на сознание, самосознание профессионала (скажем, женщина в традиционно не женской профессии или мужчина в «немужской» - это психологически не нейтральные, как всякому ясно, обстоятельства; они влияют и на самооценку, самосознание, и на положение в коллективе, и на всю систему отношений человека с коллегами). Возраст, тип телосложения, антропометрические характеристики человека, состояние здоровья - все эти обстоятельства выступают в роли условий труда и притом более или менее роковых, сохраняющихся или, наоборот, изменяющихся независимо от наших желаний. Ничего не остается, как уважительно считаться с этими обстоятельствами; состояние здоровья еще как-то можно контролировать и поддерживать, так же, как и некоторые черты наружности (дело в том, что в профессиях, связанных с интенсивной работой среди людей, признаки наружности имеют вполне определенное значение для успеха профессионала: скажем, в работе педагога, врача, экскурсовода, руководителя, политического деятеля). Психологические условия деятельности профессионала тоже неоднородны по признаку «консервативность - изменчивость». Свойства психодинамики, эмоциональности, темперамента, психологических проявлений типа нервной системы очень консервативны по отношению к каким-либо коррекционным воздействиям, и лучше их компенсировать за счет других личных качеств («противополагать страсть страсти», пользуясь словами А.Н. Радищева): например, медлительность можно компенсировать предусмотрительностью или наблюдательностью, торопливость - специальными приемами саморегуляции типа самонапоминаний схем контроля темпа действий, и пр. В сущности, весьма неподатливы педагогическим воздействиям и свойства характера, направленности: убеждения и отношения к основным сторонам действи тельности человек может проносить через всю свою жизнь и даже ценить выше жизни. Требуется очень большое искусство, чтобы как-то повлиять на характер и убеждения человека. Несколько более изменчивы конкретные мотивы деятельности, например интересы, склонности. Наиболее благодатная область для педагогических, коррекционных, развивающих воздействий - это осведомленность, умения, опыт человека. Умения и опыт влекут за собой успех, а успех, «окрыляя» субъекта деятельности, ведет за собой интересы, замыслы, перспективы, а следовательно задает и корректирует общую направленность активности. 6.5. О разнообразии средств деятельности С сожалением приходится опять констатировать, что в общественном сознании, по-видимому, доминирует (если не исключительно представлено) понимание важных признаков труда (в данном случае его средств) только как чего-то вещественного, материального. Если обратимся к Большому энциклопедическому словарю, отражающему, как полагаем, общественный менталитет, то прочтем: «Средства труда, см. в ст. Средства производства» (Большой энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1991, с. 404). Смотрим далее: «Средства производства, совокупность средств и предметов труда, используемых людьми в процессе производства материальных благ. С помощью средств труда люди воздействуют на предметы труда. К средствам труда от носятся машины и оборудование, инстр-ты и приспособления, производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, средства связи. Всеобщим средством является земля. В средствах труда выделяются орудия произв-ва (машины, оборудование и т.д.), к-рым принадлежит определяющая роль в С.п.» (там же). Пусть так, но как понять следующую ситуацию: вот в литейном или кузнечном цехе работает пиромет-рист; его задача - с помощью специального прибора определять на расстоянии (по излучению) температуру в печах, нагревательных установках, температуру раскаленных заготовок и т.п. Пирометрист трудится или нет? Да, он специально обученный трудящийся, профессионал. Но он ведь не воздействует на предмет труда, а познает его свойства. И вещественное средство, с помощью которого он решает свои задачи, есть средство познания, а не воздействия на предмет труда. Что же, работают, трудятся только те, кто «воздействует», а те, кто занят познавательной деятельностью, кто «ломает голову» ( например, над вариантом раскроя куска кожи, или над фрагментом компьютерной программы, или теорией) не работают? Абсурд. Следует признать, что текст из словаря, приведенный выше, сильно «оторван от жизни». Если его считать справедливым, то огромные количества тружеников должны быть лишены этого звания: познанием заняты (и притом в условиях материального производства) контролеры качества продукции во всех отраслях, расчетчики, учетчики, оценщики, сами экономисты, которые, похоже, и породили приведенный текст. Соответственно и средства профессиональной деятельности этих людей - это средства не обязательно воздействия на предмет, но распознания его свойств (например, измерительные машины, дефектоскопы, калибры-пробки, калибры-скобы, пересчетные таблицы, компьютеры), мысленного поиска чего-то, пока не имеющего точного определения, средства обработки информации, вычислений и т.п. Итак, надо «юридически», теоретически принять мысль, что труд может представлять собой так же и познавательную деятельность (и вовсе не обязательно только в науке, как мы старались показать выше), в частности, и поисковую (разве не творческим поиском занят раскладчик лекал на швейной фабрике? Компьютеры ему теперь помогают в этом, но за ними тоже нужен «глаз да глаз»; на компьютер надейся, а сам не плошай). Следовательно, вопреки приведенному тексту из солидного словаря, в состав средств труда надо ввести, если мы конкретно изучаем живого профессионала, также и средства, усиливающие, изощряющие познавательные возможности людей. Кроме того, бесспорно, что есть множество средств, вооружающих человека, занятого в сфере нормальных деловых межлюдских отношений (начиная от записки на доске объявлений или плаката по технике безопасности и кончая телефонами, факсами, замкнутыми видеосистемами и пр.). Если иметь в виду средства воздействия на предметные системы, то здесь мы тоже сталкиваемся со значительным разнообразием; при этом нас, как вы понимаете, должны интересовать психологически существенные различия таких средств. В связи с этим можно выделить так называемые «ручные» (они пред полагают значительное «искусство», умелость работника плюс приложение физических усилий), «механизированные и механические» (они берут на себя энергетические нагрузки, но требуют более или менее искусного управления - например, электродрель, автомобиль, традиционный универсальный токарный станок), « ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|