Сводка основных идей
В процессе руководства профессиональным самоопределением важно отдавать себе отчет в том, какие продукты, изделия производят разные, разнотипные профессионалы, с какими целями, условиями, орудиями (средствами) связана их деятельность. И оказывается, что отнюдь не просто ориентироваться в соответствующих вопросах: ответы на них не всегда очевидны, часто они могут постигаться лишь усилием мысли, воображения. Продукты профессионального труда могут быть не только вещественными, но и процессуальными; продуктом труда могут быть, в частности, новые или по-новому упорядоченные сведения. Области существования продуктов труда, понимаемых в вышеозначенном смысле, различны и разнородны: это или внешний мир (физический, природный мир, мир культуры), или внутренний мир человека. Среди целей профессиональной деятельности важно различать и те, которые заданы человеку извне, и те, которые им фактически внутренне приняты и регулируют его деятельность. Существенные условия работы профессионала могут быть не только внешними, о чем привычно думать, но и внутренними, неявными как для сторонних людей, так и для самого субъекта труда. Так же подразделяются и орудия (средства) труда: они могут быть не только вещественными и внешними, но также и функциональными (процессуальными) и внутренними. В связи,со сказанным стать (или хотеть стать) профессионалом - это значит овладеть (хотеть овладеть) умопостигаемыми реальностями указанного рода. Литература Асеев В.Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. М-., 1974. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиогра-фии. Саратов (гос. университет), 1992. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979. Ерастов Н.П. Культура умственного труда. Ярославль. 1973. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г., Зотова О.И. и др. Проблемы психологии труда и профессий//Психоло-гический'журнал, 1981, № 6. Завалишина Д.Н. Профессиональные способности как синтез психических потенциалов человека//Пси-хологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Сборник научных трудов института психологии. М., 1991, с. 117-130. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М., 1966. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. М., 1980. Иващенко Ф.И. Психология начинающего полевода. Ставрополь, 1966. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М., 1992. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. Под. ред. Е.М. Ивановой. М., 1986. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллинн, 1981. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993. Ломов Б.Ф. Человек и техника. Л., 1963. Русалов В.М. Проблемы индивидуальности в становлении профессионала//Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Сборник научных трудов института психологии. М., 1991, с. 95-117. Чангли И.И.. Труд. М., 1973. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. Эргономика: принципы, рекомендации. Методическое руководство. М., 1983.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|