О представителях профессий типа «Человек — природа»
В профессиях типа П (обозначение раскрыто в главе 7) мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны имеющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Земля - носитель биосферы, всего живого и условий его существования. Более детальные представления здесь такого, например, рода -площади, занятые лесами, посевами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса и т.д.), круговорот веществ; леса - это защита полей, они же синтезаторы значительной биомассы. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в сознании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях «судьбы» чего-либо живого. И соответствующие представления сколько угодно детализированы (это и подчищение лесных просек, и мытье доильных стаканов и аппаратов, и добавки, обогащающие корма питательными и биологически активными веществами, и тонкости состояния мицелия, и тончайшие препараты для изучения под микроскопом, и допустимые заменители молока для телят и пр.). Иные объекты, очень важные для кого-то другого, выступают здесь как фоновые; и представления о них хотя, быть может, и приходят в голову профессионала (этого мы не знаем), но все же не заметны в его речи. Цивилизация, культура человечества - это здесь прежде всего культура сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства, пчеловодства, коневодства и т.п. Люди - потребители «даров» природы и производители продукции, истоки которой находятся в природе же. Международные отношения - это прежде всего то, что делается в человеческом мире в связи с охраной природы или использованием ее «даров» и профессиональных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии. Условия существования и развития человека - это то, что связано с пищей, питанием, обеспечением и соблюдением научно обоснованных норм питания, обеспечением человека одеждой; истоки всего перечисленного надо видеть в недрах сельскохозяйственного производства. Деятельность человечества, людей - это прежде всего то, что связано с использованием ресурсов природы и что влияет на нее и ее судьбу на планете. Примеры типичных целостностей, выделяемых работником в мире: стерильная вода; питательный раствор; режим питания гриба; сезонное развитие леса; участки леса, пораженные вредителями; судьба урожая; признаки увядания растений; запахи, привкусы плодов, свойственные или несвойственные сорту; искусственные пастбища; породные свойства животных; перспективные направления племенной работы; непродуктивные особи; строение (в смысле: устройство) живой системы; редкие биологические виды и спасе ние их от уничтожения; рационализированные антропогенно-природные экосистемы; экологическая оценка хозяйственных мероприятий; экологический прогноз. Представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические (связанные с жизнью в биологическом смысле этого слова) средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда (то есть предмете распознания, воздействия, проектирования и построения, сохранения). Они создают условия размножения и развития живых организмов в нужном человеку направлении, контролируют эти процессы и управляют ими. При этом применяются многообразные технические средства, но это подчинено логике биологических закономерностей. Например, тракторист-машинист в сельском хозяйстве - это не просто механик-водитель, но специалист, ориентированный либо на агробиологию, либо на животноводство, в противном случае он не годится для этой работы. В сельском, лесном хозяйстве и их отраслях много еще слабо механизированной работы, и исполнительно-двигательная сторона труда часто сопровождается немалыми энергетическими нагрузками - есть от чего утомиться, устать. Но не следует недооценивать познавательной, умственной стороны труда в профессиях рассматриваемого типа. Условия труда очень нестандартны, изменяются по неявным и сложным законам. Поэтому важны способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение планомерно наблюдать биологические объекты - будь то растения, животные или культура микроорганизмов. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в каком-то сложном биологическом процессе, причем делать это своевременно, так как часто возможны необратимые изменения - заболевание, гибель организмов, снижение удоя молока, привеса, «нагула» молодняка, поражение растений вредителями и т.п. Профессионал не только должен иметь необходимый кругозор в общих основах и узко специальной области растениеводства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их соответствующих областях фундаментального знания (биологии, химии...). Он должен достаточно четко различать общенаучное, более или менее «вечное» знание, с одной стороны, и оперативное научно-практическое знание, с другой -знать специфику почв именно здесь, в этом хозяйстве, знать свое стадо, свою пасеку и т.п. Это связано с тем, что процессы и события, с которыми сталкивается работник, сложны, поэтому нельзя следовать вполне и часто уместному, например, в естественной науке и в технике и даже нередко в быту стереотипу подведения частного случая под общее понятие: например, зная, что сахар растворяется в воде, я совершенно уверен, что очередной кусок его растворится в очередном стакане чая. Но со сложными биологическими объектами дела на практике складываются сложнее: некоторые коровы, как оказывается, безразлично относятся к крикам и ругани людей в животноводческом помещении, а другие - снижают удои. Требуется глубоко вникать в конкретные ситуации и иметь не просто общенаучное, а конкретно-полезное знание; и очень большое по объему - ничуть не уступающее иной академической компетенции. Кроме того, требуется знание назначения и возможностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства (относящиеся к данному типу виды производства не предполагают большой централизации управления, поэтому здесь более, чем в других видах практики, «каждый солдат должен знать свой маневр», выражаясь словами А.В. Суворова). Требования к исполнительно-двигательной активности в разных видах труда представителей этого типа профессий разнообразны - от навыков рисования (уметь зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами. В некоторых случаях требуются бережные движения (в обращении с семенами, с новорожденным молодняком животных), в некоторых - многократно повторяющиеся ручные усилия (при посадке растений, уборке урожая), иногда значительны физические нагрузки. Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жизнедеятельности организмов важно хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуациях работы с биологическими объектами, способность своевременно принимать оптимальные решения. Какие-то особые требования к эмоциональной сфере трудно указать. Важна настойчивость в достижении отсроченных целей. Бережность и аккуратность в отношении к живым объектам - непременное личное качество профессионала. Работники должны любить природу, «живое» в разных его проявлениях. Их увлекает проникновение в тайны жизни, некоторых влечет к лабораторной работе, а некоторых - к природной обстановке (истинный ботаник, флорист тот, кого тянет в поле, лес, на луг, в экспедицию - пусть с ее бытовой неустроенностью и пр.). Нестандартные ситуации - повседневная стихия в профессиях этого типа, что требует нестандартного мышления, творческого подхода к решению повседневных задач. Правда, это не зрелищный аспект творчества в труде и часто недооценивается сторонними наблюдателями, хотя самому работнику дает удовлетворение от усилий мысли, приложения своей инициативы и выдумки. Более очевидная область творчества - опытничество, не говоря уже о генной инженерии, которая обещает творить чудеса (будем надеяться, что они не обернутся очередным «аралом» или «чернобылем»). При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом (культивируемая в мире техники установка на быстродействие, на темпы в мире биологических систем должна в определенных случаях сопровождаться разумными - природосообразными - ограничениями; разумеется, ценно придумывание разного рода «ускорителей роста» и т.п., но это не избавляет от «оглядки» на множество условий и более или менее отдаленных последствий соответствующих скоростных достижений). Противопоказаниями часто являются слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе (не считая более или менее «сидячего» лаборантского труда), серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к «живому». 8.2.2. О представителях профессий типа «Человек — техника» В профессиях типа Т мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны того, как наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Космос видится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеться как нечто, что неплохо бы оснастить вертикальным транспортом - лифтом. Планета Земля видится как источник тепла, энергии. Более детальные представления здесь такого рода: поверхность земли (леса, пустыни, горы, моря) - это места для прокладки кабелей, возведения сооружений, площади, занятые производственными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внутренний транспорт, оборудование. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, ловкости, неутомимости не только физических, но и умственных действий). Цивилизация, культура, история человечества - это здесь прежде всего достижения научно-технической революции, создание придумок указанного рода - элек тродвигателей, радио, ЭВМ. Страны и континенты, местности на Земле - это как бы недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают линии связи, электропередач, «нитки» газопроводов, теплотрассы и т.п. Зато сами технические объекты детализированы. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах, и незначительные повреждения изоляции, которые важно замечать и пр.). Международные отношения, если и имеются в виду, то прежде всего как создание и поддержание связей описанного выше рода. Условия существования и развития человека - это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией; в частности, больницы, учебные заведения, жилые дома - это прежде всего объекты, где нужно обеспечить тепло, свет, энерговооруженность, вертикальный транспорт и пр. Деятельность человечества, людей - это прежде всего научно-технические расчеты, автоматизация технологий производства, создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное применение новейших достижений техники. Примеры типичных профессиональных «гешталь-тов»: физические процессы, химические процессы, могучая техника, микроминиатюрная техника, трассы; параметры; величины; перетоки мощности (в электрических цепях); большой цифровой материал; версии возможных причин неисправностей техники; места неисправностей; показания приборов; цвета в желтоо-ранжевом спектре, которые важно различать; звуки работающей машины; перегрев или подгорание изоляции электрическх цепей; местоположение частей в машине; принципы действия технических устройств; незначительные на вид изменения в элементах линий электропередач (могут быть решающе важными); эксплуатационные режимы работы устройств, машин; логика электрических соединений; признаки возможной неисправности, а не признаки уже происшедшей поломки устройства; то, что может произойти с техникой (надо знать); поведение каждого металла (например, в процессе напыления); качества припоев; узлы машины, которые постоянно выходят из строя (о них важно помнить); машины имеют каждая свой «характер» (и это важно учитывать). Представители профессий этого типа производят (участвуют в производстве) вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Они, в частности, создают (поддерживают в рабочем состоянии) машины, механизмы, приборы, обрабатывают разнообразные материалы. Этот тип профессий самый многочисленный и по видимым эффектам деятельности, возможно, самый впечатляющий в том смысле, что нельзя не заметить огромных сооружений, машин, транспортных средств, а также и омертвевших рек, водоемов и целых регионов, где просто нельзя стало жить. Внешне эффектная сторона труда в профессиях данного типа легко заслоняет внутреннее содержание деятельности, сознания работающего человека, а это и есть предмет нашего рассмотрения. Исполнительно-двигательная активность работника наиболее впечатляет в профессиях ручного труда, которые не следует обесценивать. Даже при самом Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений нужно указать такие, как точность и быстрота движений, хорошая координация и обдуманность действий, наличие многообразных двигательных навыков, ручная умелость. Самое главное в области познавательных процессов - это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению, переключению; как правило, высоки требования к зрению, линейному и объемному глазомеру, слуху, обонянию, осязанию, мышечной чувствительности (разумеется, здесь сказывается известный эгоцентризм здорового человека - производственная среда в большинстве случаев спроектирована и построена так, что ориентирована на зрячего и слышащего, хотя, как известно, можно спроектировать, например, пульт управления и для незрячего оператора и т.д. Эти важные вопросы мы здесь оставляем в стороне - они требуют отдельного обсуждения). Высоки требования к самым разным формам и видам памяти, мышления. Особенно часто требуется хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве. Важно хорошее понимание принципов работы, функционирования машин, механизмов, электрических, электронных схем, устройств. Ценится способность принимать оптимальные решения в короткие сроки. Требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство (а не просто понимание) ответственности, поскольку человек на рабочем месте часто располагает очень могучими техническими «джиннами»-исполнителями, в результате цена ошибки или безответственности очень возрастает. Важны деловитость, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовестностьЛ Работники любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям - свет, тепло, облегчает жизнеобеспечение и т.д. Некоторые имеют склонность именно к кропотливой ручной работе, некоторые - к управлению «могучей» техникой, некоторых влечет работа в необычных условиях - на высоте, под водой и т.д. Иному очень интересно разбираться в строгой логике работы механизмов, машин, другой находит удовольствие в интеллектуальных усилиях при мысленном поиске неисправностей оборудования. Техника - дело рукотворное. Здесь есть много возможностей проявить находчивость, интеллектуальную инициативу, новаторский подход к делу, изобретательский талант. При работе с техникой требуется дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знаний, умений. Техника не прощает легкомысленного обращения с собой: либо она выходит из строя, либо может пострадать и сам человек (это наиболее очевидно, например, при работе с электрическим током, на высоте, при управлении подъемно-транспортными, транспортными средствами, работе на металлорежущем оборудовании и др.). В некоторых видах труда не найдут удовлетворения люди подвижные, живые, нетерпеливые, очень нуждающиеся в постоянном общении (например, в таких кропотливых работах фактически в одиночку, хотя и «рядом» с другими, как монтаж электровакуумных приборов, сборка электронных приборов, микросхем). Во многих профессиях этого типа противопоказаниями являются нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. В некоторых видах труда требуется немалая физическая выносливость, и соответствующие профессии противопоказаны для женщин - в каждом случае надо специально справляться об 8.2.3. О представителях профессий типа «Человек — человек» В профессиях типа Ч мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими и разнокачественными и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного места в сознании профессионала - по-видимому, по принципу «все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение 'людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества. Цивилизация, культура, история человечества - это здесь прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. Междуна родные отношения - это прежде всего политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами. Условия существования и развития человека - это памятники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Остальное - некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон. Деятельность человечества, людей - это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (и дети, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально отличаемые люди, например, «склонные к тунеядству», и пр.). Типичные примеры целостностей, выделяемых работниками этого типа в мире: духовные потребности населения в сфере досуга; отдых и настроение (Другого, стороннего человека); условия хранения ценностей на предприятии (как зона объектов, где возможны злоупотребления); отступления от общественных норм; правонарушения; версии возможных причин преступления; здоровье человека; болезнь; особенности поведения покупателей; соблюдение правил поведения; довольные лица покупателей; интересы других организаций; взяточничество; маршрут (экскурсии); похищенное имущество; мероприятие, праздник (как предмет труда, «изделие» организатора, а не как то, что приходит и случается); возможность общения; бесхозяйственность; судьба трудных подростков и многое другое. Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных). Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо так же учиться, как учатся делать сальто или водить сварочным электродом). Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выразительные свойства внешности и даже одежды (скажем, полагают, что экскурсовод более успешен, если он при прочих равных условиях элегантен). В некоторых профессиях рассматриваемого типа (медицинских) предъявляются особые и высокие требования к точности и координации собственно рабочих движений (достаточно вспомнить хирургов разных профилей и комментарии станут излишними). Особенности познавательной деятельности представителей профессий этого типа во многом определяются чудовищной сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления. Скажем, одна из познавательных функций организатора клубной работы может быть выражена тремя-четырьмя словами: «прослушивает участников предстоящего концерта...». Но ведь это значит, что «прослушивающий» должен оценить уровень исполнения, качество репертуара, а это, в свою очередь, предполагает знание каких-то критериев, то есть таинственных «аршинов» для измерения всех этих многообразных художественных реальностей. И это сопрягает рассматриваемую профессию с профессиями типа «Человек - художественный образ». Казалось бы, совершенно другой пример: инспектор ГАИ (возможно, чья-то инновационная мотивация приведет к переименованию этой работы, но по сути она всегда будет нужна) должен следить за соблюдением правил дорожного движения. Но ведь это предполагает множество «пунктов», включающих не только поведение участников движения, но и вопросы содержания, состояния автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также оборудования улиц и дорог дорожными знаками, светофорной техникой и другими средствами регулирования. Область компетенции инспектора естественным образом простирается и в область профессий типа «Человек - техника». А еще он и юрист, а еще и чуть ли не «каскадер», когда приходится преследовать опасного преступника... Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать другого человека и именно его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении. Профессионал - будь то учитель географии, хирург или инспектор милиции по делам несовершеннолетних - должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и неповторимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и по узкой специальности) знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке «здесь и сейчас». Так, учитель должен хорошо и разносторонне знать не вообще психологию подростка, юноши, а также именно каждого из своих учеников со всеми особенностями их семейной обстановки. Участковый инспектор милиции должен хорошо знать людей на обслуживаемой территории, особенно склонных к правонарушениям. Инспектор милиции, занятый борьбой с хищениями ценностей, собственности, должен иметь не только теоретическое знание об уловках расхитителей вообще и характерных методах хозяйственных преступлений, но досконально разобраться в неповторимой и конкретной обстановке, скажем, на «вот этом» мясокомбинате и знать, как и кем могут создаваться неучтенные излишки продукции и т.п. В профессиях, связанных с техническими и абстрактно-научными предметами труда, такое различение общего и оперативного знания не столь резко: если серная кислота вообще реагирует с содой, то она будет это делать и в пробирке, и в заводской емкости. А в области социальных явлений проявление общих закономерностей в отдельных случаях не столь однозначно. Поэтому руководствоваться исключительно обобщенными принципами и правилами, строго говоря, здесь нельзя. Применение «общенаучных», «общетехнических» стереотипов мышления к явлени ям в обществе (речь идет об огульном подведении частных случаев под общее знание), кроме вреда, ничего принести не может. А соответствующий подход живуч - было время, когда парней в узких брюках автоматически считали тунеядцами, выдворяли с танцплощадок; в наши времена другие признаки человека могут быть основанием для тотального (неконкретного) к нему подхода, и это всегда плохо. Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте стоят требования не только к письменной, но и к устной речи - ее четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, понятности содержания высказываний, реплик. Это не так просто -чтобы быть правильно понятым, надо сначала понять, как вы можете быть поняты. У разных людей в сознании и подсознании существуют разные предпосылки тех или иных утверждений, вопросов; и их надо предвидеть. Иначе возникает типичная ситуация, как в классическом диалоге пастора и преступника: «Почему вы грабите банки, сын мой?» - «Потому что там хранят деньги, отец мой» (пастор исходит из предпосылки, что надо заниматься чем-то другим, хорошим, а грабитель - из предпосылки, что грабить надо там, где есть что взять). Самое главное в области познавательных процессов представителей этого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведчес-кая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам. И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сорта» раз и навсегда здесь обычно неуместен. Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться). Важная особенность эмоционального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним; без этого немыслима и даже непонятна работа педагога, экскурсовода, организатора музейной, клубной работы. А педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному специалисту - от инспектора уголовного розыска до хирурга. Важны наблюдательность именно по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей. Прогресс держится на чудаках - это полезно помнить. Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом (а не отдельным его слоям и группировкам) - вот что характеризует тех, кого помнит история. Гражданские качества, определенные - ориентированные на интересы трудящихся - убеждения - это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профессиях данного типа. Нестандартные ситуации - это нормальная стихия социума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моделировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, наоборот, объединений. Но это и не техническое, и не художественное воображение, а такое, для которого пока еще в учебниках нет названия. Назовем его за неимением лучшего термина тропономическим (от др. греч. «тропос» - поворот, оборот, направление). В некоторых профессиях рассматриваемого типа сам предмет труда возникает в результате творческого поиска (далее не удивляйтесь, а впрочем, можете и удивиться): хозяйственные преступления, в отличие, скажем, от грабежей с разбоем, как правило, хитро замаскированы, а на поверхности и даже по документам все «шито-крыто». Поэтому они могут неоднократно воспроизводиться при внешне вполне спокойном течении жизни. Инспектор милиции - специалист по борьбе с хищениями хозяйственных ценностей - должен, как говорится, сам себе найти работу, а именно в результате творческого анализа условий, способствующих возникновению хищений (неучтенные излишки сырья, продукции, приписки «липовых» автомобильных рейсов, на которые списывается и пускается «налево» бензин и пр.), должен еще выявить, отыскать само преступление. Особенности саморегуляции представителей рассматриваемого типа профессий таковы. Требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В противном случае рушится взаимопонимание с окружающими. Необходимы огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вместе с тем, в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее - истинный врач помчится по срочному вызову к тяжелобольному, даже если этот вызов застанет его в гостях или в театре. Подобное же случается и с работниками педагогического фронта, с руководителями трудовых коллективов,„работниками милиции. Нужно сочетание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим. Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям - «тупосердие», отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку - интереса «просто так». 8.2.4. О представителях профессий типа «Человек — знаковая система» В профессиях типа 3 мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны упорядоченности, развитости, изученности, учтенности и подсчитанное разнообразных его составляющих: вселенная - это лаборатория для изучения процессов, невоспроизводимых в земных условиях; природа - это то, что выверило веками оптимальные размеры предметов; дерево - цилиндр, диаметр которого уменьшается с высотой, а переплетения корней - надежный фундамент, обеспечивающий такую устойчивость, что даже не всякий ураган его свалит; приятно, что уже известен диаметр вируса; поверхность планет изучается с помощью фотографии; моря, пустыни - то, где можно сориентироваться с помощью астрономии - вот типичные представления, отношения к миру, ходы мысли. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности такого рода: быть в курсе всех событий современности; одним из первых узнавать о достижениях человеческой мысли; система документального и информационного обеспечения управления сложными объектами; печатные источники; цифровой материал; контроль качества печатной продукции; создание проекта документа; следование строгим правилам; тематика издательства; иностранные алфавиты; построение математических и химических формул; административно-территориальное деление страны; схемы движения транспорта; маршруты почтовых вагонов; названия и расположение предприятий, названия многочисленных улиц, переулков, площадей; законодательство страны. Цивилизация, культура, история человечества - это здесь прежде всего письменность, почтовая и иная информационная связь вплоть до современной «опутан -ности» всего земного шара информационными сетями; формулировки правовых норм. Страны и конти ненты - пункты, где были приняты первые радиосигналы или где производится то или иное количество печатной продукции, где работают специалисты по научно-технической информации. Международные отношения - это прежде всего информационно-технические связи (доставка письма в любой «уголок» земного шара, телефонная связь, возможность поиска «за рубежом» полезной информации, и т.п.) Условия существования и развития человека - это увеличение количества производимой информации в геометрической прогрессии; телефон как привычный атрибут быта; книги (именно «тиражи книг»), газеты и журналы (не сами по себе, а большое количество названий их как достигнутое благо), количество (сотни) языков, на которых выходит печатная продукция в стране, социальные преобразования (как нечто, создающее условия для развития языка общения), чертежи (как фактор ускорения прогресса) и т.п. Деятельность человечества, людей - это прежде всего автоматизация связи, документопроизводства; обеспечение законности и правопорядка (документальными средствами); совершенствование измерений, систем единиц измерения величин; совершенствование средств фиксации фактов (такого, как, например, фотография), информационного обеспечения жизни общества. Типичные примеры целостностей, выделяемых профессионалами этого типа в мире: документопото-ки, данные, формат, перфолента, запись, оттиск, правка, исправления, поля, каталог, список, бюллетень, сверстанная или не сверстанная страница, библиографический поиск, контроль исполнения документов в учреждении, компетенции подразделений учреждения, маршруты следования корреспонденции, сущность воспринимаемого на слух текста, логическая непротиворечивость или корректность текста, пробельные элементы в набранном тексте, переносы слов, точность воспроизведения таблиц в набранном тексте, автоматизация дешифровки радиограмм, проекты распорядительных и информационно-справочных документов, сохранность документов, данные о ширине знаков в тексте и т.п. Представители профессий этого типа умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах (естественных и искусственных), документах, текстах; они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги каких-либо объектов, чертежи, карты. Например, делопроизводитель или бухгалтер дол-~ жны учесть множество документов, следить за их прохождением, правильно (то есть в соответствии с Принятыми - и обычно строгими - правилами) их хранить и направлять нужным лицам. Инженер службы научно-технической информации должен, например, найти и просмотреть большое количество публикаций по определенной теме, «сжав» содержащуюся в них полезную информацию в достаточно краткий обзор, на основании которого разработчики техники, конструкторы могли бы решить, нужно ли им обращаться к некоторым из названных публикаций и каким именно. Программист для ЭВМ, переосмыслив задачу, поступившую от заказчика, порождает систему команд машине, которая может привести к решению этой задачи и т.п. Современная цивилизация пропитана знаково-сим-волической информацией, и есть люди, которые всем этим очень интересуются и много здесь понимают.
Исполнительно-двигательная сторона активности человека здесь обычно сильно свернута и мало «впечатляет»: ну, нажимает он кнопки, ну, «черкает» что-то на бумажках, временами «бросает в корзину», «смотрит в пустоту» и пр. Самая же важная и трудная составляющая работы здесь относится к области познавательной деятельности, гностических действий. Вот перед нами корректор типографии, он сличает, сверяет оттиск набора с издательским оригиналом; это может быть и объемистый том, и пригласительный билет, и страница математического или музыкального журнала. Радиооператор на морском судне или в геологической экспедиции, принимая шифрованную информацию, улавливает ритм передачи, узнает «почерк» передающего, и это помогает выделить полезный сигнал из неизбежного шума. Чертежник-картограф может даже хоть лежать на листе бумаги, но при этом мысль его где-то далеко на местности: он принимает в расчет множество правил и сведений, на основании которых рождается топографическая карта, например, крупного лесохозяйственного предприятия. Профессионал ориентируется в научной картине мира. Предполагается хорошее владение письменной речью, безупречная грамотность, знание основных иностранных алфавитов. Нужно знать много строгих правил, систем правил (например, в одном случае правила полиграфического исполнения изданий, в другом - правила учета и контроля хозяйственных документов, в третьем - правила построения языка программирования для ЭВМ, и т.д.). Неплохо, если человеку свойственны быстрые и точные, координированные движения пальцев рук (это важно для работы на клавишных машинах - наборных, вычислительных), хороший четкий и красивый почерк (при всем техническом прогрессе для библиографа это большая добродетель: ему приходится писать много, быстро и без ошибок, строго соблюдая принятые условности, сокращения). Работнику в области тех или иных «информационных технологий» (занятому вопросами распознания, преобразования, порождения информации, выраженной в знаках, символах) нужны вдумчивость и систематичность, хорошее сосредоточение внимания на знаковом именно материале, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объемов. Важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала - корректор, например, воспринимает на типографском оттиске не только каждое слово, но и каждую букву отдельно (а вдруг у нее слабый оттиск - «очко стерлось»; тогда надо заменить печатный элемент...). В памяти приходится хранить многочисленные инструкции, правила, положения. Здесь речь идет уже не о том, что человек помнит много скучных для кого-то «от-дельностей». Нет. Нужно иметь в виду связные, системно организованные и хорошо упорядоченные в голове блоки («связки», «гештальты») образов памяти (это - «об оформлении документов», это - «о правилах хранения дел» и пр.). Без хорошей, цепкой памяти на словесно-логический материал работа в этой области немыслима. Требуются эмоциональная устойчивость, чувство слова, контекста. Важны скрупулезность, аккуратность, систематичность в работе, особое — уважительное - отношение к принятым правилам (понятно, чтобы уважительно относиться к'правилам, надо хоро шо, надежно их «держать в уме» - так, как будто это вещи в руках; и это важная способность). Часто и даже обычно представители профессий данного типа - это любители книги и чтения, бескорыстно склонные к мысленным сопоставлениям фактов, идей, разысканиям чего-то, пока не ясного или не известного: решатели «кроссвордов». Внешнее же однообразие работы такого человека не только не пугает, но даже несколько привлекает. Особенности творческости (креативности) представителей этого типа профессий в том, что находчивость, изобретательность, бескорыстная интеллектуальная инициатива, проявляемые в работе, хотя и не имеют признаков зрелищности, но присутствуют и требуются в работе постоянно. Творческие задачи возникают тогда, когда ситуация нестандартна, уникальна. А такие ситуации постоянно встречаются в работе: вот, казалось бы, совсем «нетворческая» работа сортировщицы почтовых отправлений и печатной продукции; на самом же деле эта работа то и дело доставляет сюрпризы - одноименные или близкие по наименованию населенные пункты («Сосновка» и т.п.) есть в разных регионах страны, а отправители писем иногда еще и недописывают слова или пишут «по звонам» (со слуха и вопреки письменной форме слова «Яльчик» может превратится в «Нальчик», а «Вятские Поляны» - в «Ясную Поляну»). Но отношение к почтовому отправлению - это есть отношение к человеку, и добросовестный сортировщик находит оптимальное разрешение подобного рода «ребусов». Что касается работы программиста или экономиста-математика, то творческие включения здесь едва ли нуждаются в пояснениях. Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий в том, что очень важна способность сосредоточенно работать в условиях внешних помех, от которых полностью избавиться невозможно; важны такие качества, как способность контролировать ход и правильность своих умственных действий; важны усидчивость, настойчивость, терпение. Важно очень строго следовать принятым правилам действия. Важна умственная работоспособность, физически же труд чаще всего не тяжелый. типа профессий в том, что очень важна способность сосредоточенно работать в условиях внешних помех, от которых полностью избавиться невозможно; важны такие качества, как способность контролировать ход и правильность своих умственных действий; важны усидчивость, настойчивость, терпение. Важно очень строго следовать принятым правилам действия. Важна умственная работоспособность, физически же труд чаще всего не тяжелый. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|