Здавалка
Главная | Обратная связь

О представителях профессий типа «Человек — природа»



В профессиях типа П (обозначение раскрыто в гла­ве 7) мир видится, усматривается работником и вол­нует его прежде всего со стороны имеющих место би­отических (связанных с жизнью в биологическом смыс­ле этого слова) и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Земля - носитель биосферы, все­го живого и условий его существования. Более деталь­ные представления здесь такого, например, рода -площади, занятые лесами, посевами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса и т.д.), круговорот ве­ществ; леса - это защита полей, они же синтезаторы значительной биомассы.

Профессионалы выделяют и удерживают в созна­нии прежде всего такие целостности, в которых нуж­даются микроорганизмы, растения, животные. Выде­ляются и удерживаются в сознании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганиз­мах, о факторах и проявлениях «судьбы» чего-либо живого. И соответствующие представления сколько угодно детализированы (это и подчищение лесных просек, и мытье доильных стаканов и аппаратов, и добавки, обогащающие корма питательными и биоло­гически активными веществами, и тонкости состоя­ния мицелия, и тончайшие препараты для изучения под микроскопом, и допустимые заменители молока для телят и пр.). Иные объекты, очень важные для кого-то другого, выступают здесь как фоновые; и пред­ставления о них хотя, быть может, и приходят в голо­ву профессионала (этого мы не знаем), но все же не заметны в его речи.

Цивилизация, культура человечества - это здесь прежде всего культура сельскохозяйственного произ­водства, земледелия, животноводства, пчеловодства, ко­неводства и т.п. Люди - потребители «даров» приро­ды и производители продукции, истоки которой нахо­дятся в природе же. Международные отношения - это прежде всего то, что делается в человеческом мире в связи с охраной природы или использованием ее «да­ров» и профессиональных достижений в области рас­тениеводства, животноводства, микробиологии.

Условия существования и развития человека - это то, что связано с пищей, питанием, обеспечением и соблюдением научно обоснованных норм питания, обес­печением человека одеждой; истоки всего перечислен­ного надо видеть в недрах сельскохозяйственного про­изводства. Деятельность человечества, людей - это прежде всего то, что связано с использованием ресур­сов природы и что влияет на нее и ее судьбу на плане­те.

Примеры типичных целостностей, выделяемых ра­ботником в мире: стерильная вода; питательный раст­вор; режим питания гриба; сезонное развитие леса; участки леса, пораженные вредителями; судьба уро­жая; признаки увядания растений; запахи, привкусы плодов, свойственные или несвойственные сорту; ис­кусственные пастбища; породные свойства животных; перспективные направления племенной работы; непро­дуктивные особи; строение (в смысле: устройство) живой системы; редкие биологические виды и спасе ние их от уничтожения; рационализированные антро­погенно-природные экосистемы; экологическая оцен­ка хозяйственных мероприятий; экологический про­гноз.

Представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические (связанные с жизнью в биологическом смысле этого слова) средст­ва, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и ус­ловиях их среды как предмете труда (то есть предмете распознания, воздействия, проектирования и постро­ения, сохранения). Они создают условия размноже­ния и развития живых организмов в нужном челове­ку направлении, контролируют эти процессы и управ­ляют ими. При этом применяются многообразные тех­нические средства, но это подчинено логике биологи­ческих закономерностей. Например, тракторист-маши­нист в сельском хозяйстве - это не просто механик-водитель, но специалист, ориентированный либо на агробиологию, либо на животноводство, в противном случае он не годится для этой работы.

В сельском, лесном хозяйстве и их отраслях много еще слабо механизированной работы, и исполнитель­но-двигательная сторона труда часто сопровождается немалыми энергетическими нагрузками - есть от чего утомиться, устать.

Но не следует недооценивать познавательной, ум­ственной стороны труда в профессиях рассматривае­мого типа. Условия труда очень нестандартны, изме­няются по неявным и сложным законам. Поэтому важ­ны способность или умение подмечать самые незначи­тельные изменения в обстановке труда, умение пла­номерно наблюдать биологические объекты - будь то растения, животные или культура микроорганизмов. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в каком-то сложном биологическом процессе, причем делать это своевременно, так как часто возможны не­обратимые изменения - заболевание, гибель организ­мов, снижение удоя молока, привеса, «нагула» молод­няка, поражение растений вредителями и т.п.

Профессионал не только должен иметь необходи­мый кругозор в общих основах и узко специальной области растениеводства, животноводства, микробио­логии, в обслуживающих их соответствующих облас­тях фундаментального знания (биологии, химии...). Он должен достаточно четко различать общенаучное, более или менее «вечное» знание, с одной стороны, и оперативное научно-практическое знание, с другой -знать специфику почв именно здесь, в этом хозяйст­ве, знать свое стадо, свою пасеку и т.п. Это связано с тем, что процессы и события, с которыми сталкивает­ся работник, сложны, поэтому нельзя следовать впол­не и часто уместному, например, в естественной науке и в технике и даже нередко в быту стереотипу подве­дения частного случая под общее понятие: например, зная, что сахар растворяется в воде, я совершенно уве­рен, что очередной кусок его растворится в очередном стакане чая. Но со сложными биологическими объек­тами дела на практике складываются сложнее: неко­торые коровы, как оказывается, безразлично относят­ся к крикам и ругани людей в животноводческом по­мещении, а другие - снижают удои. Требуется глубо­ко вникать в конкретные ситуации и иметь не просто общенаучное, а конкретно-полезное знание; и очень большое по объему - ничуть не уступающее иной ака­демической компетенции. Кроме того, требуется знание назначения и возможностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике со­ответствующего производства (относящиеся к данно­му типу виды производства не предполагают большой централизации управления, поэтому здесь более, чем в других видах практики, «каждый солдат должен знать свой маневр», выражаясь словами А.В. Суворо­ва).

Требования к исполнительно-двигательной актив­ности в разных видах труда представителей этого типа профессий разнообразны - от навыков рисования (уметь зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами.

В некоторых случаях требуются бережные движе­ния (в обращении с семенами, с новорожденным мо­лодняком животных), в некоторых - многократно по­вторяющиеся ручные усилия (при посадке растений, уборке урожая), иногда значительны физические на­грузки.

Наряду с наблюдательностью по отношению к про­явлениям жизнедеятельности организмов важно хо­рошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение как основа предусмотрительнос­ти в сложных ситуациях работы с биологическими объектами, способность своевременно принимать оп­тимальные решения.

Какие-то особые требования к эмоциональной сфе­ре трудно указать. Важна настойчивость в достиже­нии отсроченных целей.

Бережность и аккуратность в отношении к живым объектам - непременное личное качество профессио­нала.

Работники должны любить природу, «живое» в разных его проявлениях. Их увлекает проникновение в тайны жизни, некоторых влечет к лабораторной рабо­те, а некоторых - к природной обстановке (истинный ботаник, флорист тот, кого тянет в поле, лес, на луг, в экспедицию - пусть с ее бытовой неустроенностью и пр.).

Нестандартные ситуации - повседневная стихия в профессиях этого типа, что требует нестандартного мышления, творческого подхода к решению повсе­дневных задач. Правда, это не зрелищный аспект твор­чества в труде и часто недооценивается сторонними наблюдателями, хотя самому работнику дает удовле­творение от усилий мысли, приложения своей иници­ативы и выдумки. Более очевидная область творчест­ва - опытничество, не говоря уже о генной инжене­рии, которая обещает творить чудеса (будем надеять­ся, что они не обернутся очередным «аралом» или «чер­нобылем»).

При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом (культивируемая в мире техники установка на быс­тродействие, на темпы в мире биологических систем должна в определенных случаях сопровождаться ра­зумными - природосообразными - ограничениями; разумеется, ценно придумывание разного рода «уско­рителей роста» и т.п., но это не избавляет от «огляд­ки» на множество условий и более или менее отдален­ных последствий соответствующих скоростных дости­жений).

Противопоказаниями часто являются слабое здо­ровье, недостаточное физическое развитие, физичес­кие недостатки, препятствующие активной ходьбе (не считая более или менее «сидячего» лаборантского труда), серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к «жи­вому».

8.2.2. О представителях профессий типа «Человек — техника»

В профессиях типа Т мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны того, как наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Космос ви­дится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеть­ся как нечто, что неплохо бы оснастить вертикальным транспортом - лифтом. Планета Земля видится как источник тепла, энергии. Более детальные представ­ления здесь такого рода: поверхность земли (леса, пус­тыни, горы, моря) - это места для прокладки кабелей, возведения сооружений, площади, занятые производ­ственными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внутренний транспорт, оборудование.

Профессионалы выделяют и удерживают в созна­нии прежде всего такие целостности, как реализован­ные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, вы­свобождающие его от рабочих нагрузок и даже пре­восходящие человека в реализации многих его функ­ций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, ловкости, неутомимости не только физичес­ких, но и умственных действий).

Цивилизация, культура, история человечества - это здесь прежде всего достижения научно-технической ре­волюции, создание придумок указанного рода - элек тродвигателей, радио, ЭВМ. Страны и континенты, мес­тности на Земле - это как бы недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают линии свя­зи, электропередач, «нитки» газопроводов, теплотрас­сы и т.п. Зато сами технические объекты детализиро­ваны. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах, и незначительные повреждения изоляции, которые важно замечать и пр.). Международные отно­шения, если и имеются в виду, то прежде всего как создание и поддержание связей описанного выше рода.

Условия существования и развития человека - это здания, сооружения, транспортные средства, техничес­кие средства связи, обеспеченность теплом и электро­энергией; в частности, больницы, учебные заведения, жилые дома - это прежде всего объекты, где нужно обеспечить тепло, свет, энерговооруженность, верти­кальный транспорт и пр.

Деятельность человечества, людей - это прежде всего научно-технические расчеты, автоматизация техноло­гий производства, создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориентация на мир­ное применение новейших достижений техники.

Примеры типичных профессиональных «гешталь-тов»: физические процессы, химические процессы, могучая техника, микроминиатюрная техника, трас­сы; параметры; величины; перетоки мощности (в элек­трических цепях); большой цифровой материал; вер­сии возможных причин неисправностей техники; места неисправностей; показания приборов; цвета в желтоо-ранжевом спектре, которые важно различать; звуки работающей машины; перегрев или подгорание изо­ляции электрическх цепей; местоположение частей в машине; принципы действия технических устройств; незначительные на вид изменения в элементах линий электропередач (могут быть решающе важными); эк­сплуатационные режимы работы устройств, машин; логика электрических соединений; признаки возмож­ной неисправности, а не признаки уже происшедшей поломки устройства; то, что может произойти с тех­никой (надо знать); поведение каждого металла (на­пример, в процессе напыления); качества припоев; узлы машины, которые постоянно выходят из строя (о них важно помнить); машины имеют каждая свой «характер» (и это важно учитывать).

Представители профессий этого типа производят (участвуют в производстве) вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности, мно­гие условия и предметы искусственной среды обита­ния людей, средства их существования и развития. Они, в частности, создают (поддерживают в рабочем состоянии) машины, механизмы, приборы, обрабатыва­ют разнообразные материалы. Этот тип профессий са­мый многочисленный и по видимым эффектам дея­тельности, возможно, самый впечатляющий в том смысле, что нельзя не заметить огромных сооруже­ний, машин, транспортных средств, а также и омер­твевших рек, водоемов и целых регионов, где просто нельзя стало жить. Внешне эффектная сторона труда в профессиях данного типа легко заслоняет внутрен­нее содержание деятельности, сознания работающего человека, а это и есть предмет нашего рассмотрения.

Исполнительно-двигательная активность работни­ка наиболее впечатляет в профессиях ручного труда, которые не следует обесценивать. Даже при самом

Среди требований к качеству исполнительно-двига­тельных проявлений нужно указать такие, как точ­ность и быстрота движений, хорошая координация и обдуманность действий, наличие многообразных дви­гательных навыков, ручная умелость.

Самое главное в области познавательных процессов - это повышенные требования к вниманию, его сосре­доточению, распределению, переключению; как пра­вило, высоки требования к зрению, линейному и объ­емному глазомеру, слуху, обонянию, осязанию, мы­шечной чувствительности (разумеется, здесь сказыва­ется известный эгоцентризм здорового человека - про­изводственная среда в большинстве случаев спроекти­рована и построена так, что ориентирована на зрячего и слышащего, хотя, как известно, можно спроектиро­вать, например, пульт управления и для незрячего оператора и т.д. Эти важные вопросы мы здесь остав­ляем в стороне - они требуют отдельного обсуждения).

Высоки требования к самым разным формам и ви­дам памяти, мышления. Особенно часто требуется хо­рошее мысленное оперирование предметами в про­странстве. Важно хорошее понимание принципов ра­боты, функционирования машин, механизмов, элек­трических, электронных схем, устройств. Ценится способность принимать оптимальные решения в ко­роткие сроки.

Требуется эмоциональная сдержанность, устойчи­вость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувст­во (а не просто понимание) ответственности, посколь­ку человек на рабочем месте часто располагает очень могучими техническими «джиннами»-исполнителями, в результате цена ошибки или безответственности очень возрастает.

Важны деловитость, способность самостоятельно ра­ботать при ограниченных контактах с коллегами, ак­куратность и добросовестностьЛ

Работники любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям - свет, тепло, облегча­ет жизнеобеспечение и т.д. Некоторые имеют склон­ность именно к кропотливой ручной работе, некото­рые - к управлению «могучей» техникой, некоторых влечет работа в необычных условиях - на высоте, под водой и т.д. Иному очень интересно разбираться в стро­гой логике работы механизмов, машин, другой нахо­дит удовольствие в интеллектуальных усилиях при мысленном поиске неисправностей оборудования.

Техника - дело рукотворное. Здесь есть много воз­можностей проявить находчивость, интеллектуальную инициативу, новаторский подход к делу, изобретатель­ский талант.

При работе с техникой требуется дисциплинирован­ность, предельная собранность, осторожность, реши­тельность в сложных ситуациях, стремление к посто­янному совершенствованию своих знаний, умений.

Техника не прощает легкомысленного обращения с собой: либо она выходит из строя, либо может постра­дать и сам человек (это наиболее очевидно, например, при работе с электрическим током, на высоте, при уп­равлении подъемно-транспортными, транспортными средствами, работе на металлорежущем оборудовании и др.). В некоторых видах труда не найдут удовлетво­рения люди подвижные, живые, нетерпеливые, очень нуждающиеся в постоянном общении (например, в таких кропотливых работах фактически в одиночку, хотя и «рядом» с другими, как монтаж электроваку­умных приборов, сборка электронных приборов, микросхем).

Во многих профессиях этого типа противопоказа­ниями являются нарушения опорно-двигательного ап­парата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. В некоторых видах труда требуется немалая физическая выносливость, и соот­ветствующие профессии противопоказаны для женщин

- в каждом случае надо специально справляться об
этом (у врача, в отделе кадров предприятия).

8.2.3. О представителях профессий типа «Человек

— человек»

В профессиях типа Ч мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны на­полненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими и разнокачественными и разнона­правленными людьми, группами, сообществами, ор­ганизациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» со­ставляющая образа мира практически не находит за­метного места в сознании профессионала - по-види­мому, по принципу «все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.

Профессионалы выделяют и удерживают в созна­нии прежде всего такие целостности, которые харак­теризуют умонастроение, поведение 'людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привне­сения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества.

Цивилизация, культура, история человечества - это здесь прежде всего народы, страны, государства, язы­ки, культурные ценности разных народов. Междуна родные отношения - это прежде всего политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодей­ствия между хорошо различаемыми социальными сис­темами.

Условия существования и развития человека - это памятники культуры, сеть музеев, экскурсии, обще­ние участников специально организованного празднес­тва, удовлетворение духовных запросов населения, об­щественный порядок. Остальное - некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон.

Деятельность человечества, людей - это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная де­ятельность, доведение товаров до потребителя, обеспе­чение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом пред­ставления о разновидностях людей (и дети, и взрос­лые, и обезличенные «лица», и индивидуально отли­чаемые люди, например, «склонные к тунеядству», и пр.).

Типичные примеры целостностей, выделяемых ра­ботниками этого типа в мире: духовные потребности населения в сфере досуга; отдых и настроение (Друго­го, стороннего человека); условия хранения ценнос­тей на предприятии (как зона объектов, где возможны злоупотребления); отступления от общественных норм; правонарушения; версии возможных причин преступ­ления; здоровье человека; болезнь; особенности пове­дения покупателей; соблюдение правил поведения; довольные лица покупателей; интересы других орга­низаций; взяточничество; маршрут (экскурсии); похи­щенное имущество; мероприятие, праздник (как пред­мет труда, «изделие» организатора, а не как то, что приходит и случается); возможность общения; бесхо­зяйственность; судьба трудных подростков и многое другое.

Представители профессий этого типа умеют руко­водить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духов­ных, социальных).

Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не об­ходится без речедвигательных навыков: говорить про­фессионально надо так же учиться, как учатся делать сальто или водить сварочным электродом). Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выразительные свойства внешности и даже одежды (скажем, полагают, что экскурсовод бо­лее успешен, если он при прочих равных условиях элегантен). В некоторых профессиях рассматриваемо­го типа (медицинских) предъявляются особые и высо­кие требования к точности и координации собственно рабочих движений (достаточно вспомнить хирургов разных профилей и комментарии станут излишними).

Особенности познавательной деятельности предста­вителей профессий этого типа во многом определяют­ся чудовищной сложностью и текучестью, нестандарт­ностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления. Скажем, одна из познаватель­ных функций организатора клубной работы может быть выражена тремя-четырьмя словами: «прослуши­вает участников предстоящего концерта...». Но ведь это значит, что «прослушивающий» должен оценить уровень исполнения, качество репертуара, а это, в свою очередь, предполагает знание каких-то критериев, то есть таинственных «аршинов» для измерения всех этих многообразных художественных реальностей. И это сопрягает рассматриваемую профессию с профессия­ми типа «Человек - художественный образ». Казалось бы, совершенно другой пример: инспектор ГАИ (воз­можно, чья-то инновационная мотивация приведет к переименованию этой работы, но по сути она всегда будет нужна) должен следить за соблюдением правил дорожного движения. Но ведь это предполагает мно­жество «пунктов», включающих не только поведение участников движения, но и вопросы содержания, со­стояния автомобильных дорог, улиц, дорожных соору­жений, железнодорожных переездов, а также обору­дования улиц и дорог дорожными знаками, светофор­ной техникой и другими средствами регулирования. Область компетенции инспектора естественным обра­зом простирается и в область профессий типа «Чело­век - техника». А еще он и юрист, а еще и чуть ли не «каскадер», когда приходится преследовать опасного преступника...

Очень важным является умение слушать (не пере­бивая) и слышать, понимать другого человека и имен­но его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении.

Профессионал - будь то учитель географии, хирург или инспектор милиции по делам несовершеннолет­них - должен иметь немалый кругозор в области гу­манитарного знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми прихо­дится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и неповторимы, работнику нужно отчет­ливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и по узкой спе­циальности) знания оперативные, относящиеся к кон­кретной обстановке «здесь и сейчас». Так, учитель дол­жен хорошо и разносторонне знать не вообще психо­логию подростка, юноши, а также именно каждого из своих учеников со всеми особенностями их семейной обстановки.

Участковый инспектор милиции должен хорошо знать людей на обслуживаемой территории, особенно склонных к правонарушениям. Инспектор милиции, занятый борьбой с хищениями ценностей, собствен­ности, должен иметь не только теоретическое знание об уловках расхитителей вообще и характерных мето­дах хозяйственных преступлений, но досконально ра­зобраться в неповторимой и конкретной обстановке, скажем, на «вот этом» мясокомбинате и знать, как и кем могут создаваться неучтенные излишки продук­ции и т.п. В профессиях, связанных с техническими и абстрактно-научными предметами труда, такое раз­личение общего и оперативного знания не столь рез­ко: если серная кислота вообще реагирует с содой, то она будет это делать и в пробирке, и в заводской ем­кости. А в области социальных явлений проявление общих закономерностей в отдельных случаях не столь однозначно. Поэтому руководствоваться исключитель­но обобщенными принципами и правилами, строго говоря, здесь нельзя. Применение «общенаучных», «общетехнических» стереотипов мышления к явлени ям в обществе (речь идет об огульном подведении част­ных случаев под общее знание), кроме вреда, ничего принести не может. А соответствующий подход жи­вуч - было время, когда парней в узких брюках авто­матически считали тунеядцами, выдворяли с танцпло­щадок; в наши времена другие признаки человека могут быть основанием для тотального (неконкретно­го) к нему подхода, и это всегда плохо.

Среди требований к качеству исполнительно-двига­тельных проявлений на первом месте стоят требова­ния не только к письменной, но и к устной речи - ее четкости, раздельности, удобному для слушателя тем­пу, связности и, конечно, ясности, понятности содер­жания высказываний, реплик. Это не так просто -чтобы быть правильно понятым, надо сначала понять, как вы можете быть поняты. У разных людей в созна­нии и подсознании существуют разные предпосылки тех или иных утверждений, вопросов; и их надо пред­видеть. Иначе возникает типичная ситуация, как в классическом диалоге пастора и преступника: «Поче­му вы грабите банки, сын мой?» - «Потому что там хранят деньги, отец мой» (пастор исходит из предпо­сылки, что надо заниматься чем-то другим, хорошим, а грабитель - из предпосылки, что грабить надо там, где есть что взять).

Самое главное в области познавательных процессов представителей этого типа профессий, конечно, не ос­трота зрения или слуха, а своеобразная душеведчес-кая направленность ума, наблюдательность к прояв­лениям чувств, ума и характера человека, к его пове­дению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не при­писать ему свой собственный или иной, знакомый по

опыту или по газетам.

И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Технический сте­реотип приписывания качества, «сорта» раз и навсег­да здесь обычно неуместен.

Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться). Важ­ная особенность эмоционального склада личности сво­дится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним; без этого немыслима и даже непонятна работа педаго­га, экскурсовода, организатора музейной, клубной работы. А педагогические функции приходится вы­полнять практически любому хорошему, опытному специалисту - от инспектора уголовного розыска до хирурга.

Важны наблюдательность именно по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности че­ловека, отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, ис­кренняя и деятельная обеспокоенность судьбами лю­дей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение и снисходительность к различным нестан­дартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей. Прогресс держится на чудаках - это полезно помнить.

Глубокая и оптимистическая убежденность в пра­вильности идеи служения народу в целом (а не от­дельным его слоям и группировкам) - вот что харак­теризует тех, кого помнит история. Гражданские ка­чества, определенные - ориентированные на интересы трудящихся - убеждения - это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профес­сиях данного типа.

Нестандартные ситуации - это нормальная стихия социума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моделировать варианты возможных по­следствий действий людей, возможных исходов их кон­фликтов, противостояний или, наоборот, объединений. Но это и не техническое, и не художественное вообра­жение, а такое, для которого пока еще в учебниках нет названия. Назовем его за неимением лучшего тер­мина тропономическим (от др. греч. «тропос» - пово­рот, оборот, направление). В некоторых профессиях рассматриваемого типа сам предмет труда возникает в результате творческого поиска (далее не удивляй­тесь, а впрочем, можете и удивиться): хозяйственные преступления, в отличие, скажем, от грабежей с раз­боем, как правило, хитро замаскированы, а на поверх­ности и даже по документам все «шито-крыто». Поэ­тому они могут неоднократно воспроизводиться при внешне вполне спокойном течении жизни. Инспектор милиции - специалист по борьбе с хищениями хозяй­ственных ценностей - должен, как говорится, сам себе найти работу, а именно в результате творческого ана­лиза условий, способствующих возникновению хище­ний (неучтенные излишки сырья, продукции, припис­ки «липовых» автомобильных рейсов, на которые спи­сывается и пускается «налево» бензин и пр.), должен еще выявить, отыскать само преступление.

Особенности саморегуляции представителей рас­сматриваемого типа профессий таковы. Требуется по­стоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процес­сами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В про­тивном случае рушится взаимопонимание с окружаю­щими. Необходимы огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сооб­разовывать свое поведение, обращенное к другим лю­дям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вместе с тем, в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее - истинный врач по­мчится по срочному вызову к тяжелобольному, даже если этот вызов застанет его в гостях или в театре. Подобное же случается и с работниками педагогичес­кого фронта, с руководителями трудовых коллекти­вов,„работниками милиции. Нужно сочетание добро­ты с принципиальной требовательностью к себе и дру­гим.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни пе­чально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям - «тупосердие», отсутствие при­знаков бескорыстного интереса к человеку - интереса «просто так».

8.2.4. О представителях профессий типа «Человек — знаковая система»

В профессиях типа 3 мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны упо­рядоченности, развитости, изученности, учтенности и подсчитанное разнообразных его составляющих: все­ленная - это лаборатория для изучения процессов, не­воспроизводимых в земных условиях; природа - это то, что выверило веками оптимальные размеры пред­метов; дерево - цилиндр, диаметр которого уменьша­ется с высотой, а переплетения корней - надежный фундамент, обеспечивающий такую устойчивость, что даже не всякий ураган его свалит; приятно, что уже известен диаметр вируса; поверхность планет изуча­ется с помощью фотографии; моря, пустыни - то, где можно сориентироваться с помощью астрономии - вот типичные представления, отношения к миру, ходы мысли.

Профессионалы выделяют и удерживают в созна­нии целостности такого рода: быть в курсе всех собы­тий современности; одним из первых узнавать о до­стижениях человеческой мысли; система документаль­ного и информационного обеспечения управления сложными объектами; печатные источники; цифровой материал; контроль качества печатной продукции; создание проекта документа; следование строгим пра­вилам; тематика издательства; иностранные алфави­ты; построение математических и химических фор­мул; административно-территориальное деление стра­ны; схемы движения транспорта; маршруты почтовых вагонов; названия и расположение предприятий, на­звания многочисленных улиц, переулков, площадей; законодательство страны.

Цивилизация, культура, история человечества - это здесь прежде всего письменность, почтовая и иная ин­формационная связь вплоть до современной «опутан -ности» всего земного шара информационными сетя­ми; формулировки правовых норм. Страны и конти ненты - пункты, где были приняты первые радиосиг­налы или где производится то или иное количество печатной продукции, где работают специалисты по научно-технической информации. Международные отношения - это прежде всего информационно-техни­ческие связи (доставка письма в любой «уголок» зем­ного шара, телефонная связь, возможность поиска «за рубежом» полезной информации, и т.п.)

Условия существования и развития человека - это увеличение количества производимой информации в геометрической прогрессии; телефон как привычный атрибут быта; книги (именно «тиражи книг»), газеты и журналы (не сами по себе, а большое количество названий их как достигнутое благо), количество (со­тни) языков, на которых выходит печатная продук­ция в стране, социальные преобразования (как нечто, создающее условия для развития языка общения), чер­тежи (как фактор ускорения прогресса) и т.п.

Деятельность человечества, людей - это прежде всего автоматизация связи, документопроизводства; обеспе­чение законности и правопорядка (документальными средствами); совершенствование измерений, систем единиц измерения величин; совершенствование средств фиксации фактов (такого, как, например, фотография), информационного обеспечения жизни общества.

Типичные примеры целостностей, выделяемых профессионалами этого типа в мире: документопото-ки, данные, формат, перфолента, запись, оттиск, прав­ка, исправления, поля, каталог, список, бюллетень, сверстанная или не сверстанная страница, библиогра­фический поиск, контроль исполнения документов в учреждении, компетенции подразделений учреждения, маршруты следования корреспонденции, сущность

воспринимаемого на слух текста, логическая непро­тиворечивость или корректность текста, пробельные элементы в набранном тексте, переносы слов, точность воспроизведения таблиц в набранном тексте, автома­тизация дешифровки радиограмм, проекты распоря­дительных и информационно-справочных документов, сохранность документов, данные о ширине знаков в тексте и т.п.

Представители профессий этого типа умеют хоро­шо ориентироваться, разбираться в условных обозна­чениях, языковых системах (естественных и искус­ственных), документах, текстах; они создают и пере­рабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги каких-либо объектов, чертежи, кар­ты. Например, делопроизводитель или бухгалтер дол-~ жны учесть множество документов, следить за их про­хождением, правильно (то есть в соответствии с При­нятыми - и обычно строгими - правилами) их хра­нить и направлять нужным лицам. Инженер службы научно-технической информации должен, например, найти и просмотреть большое количество публикаций по определенной теме, «сжав» содержащуюся в них полезную информацию в достаточно краткий обзор, на основании которого разработчики техники, кон­структоры могли бы решить, нужно ли им обращать­ся к некоторым из названных публикаций и каким именно. Программист для ЭВМ, переосмыслив зада­чу, поступившую от заказчика, порождает систему команд машине, которая может привести к решению этой задачи и т.п.

Современная цивилизация пропитана знаково-сим-волической информацией, и есть люди, которые всем этим очень интересуются и много здесь понимают.

 

Исполнительно-двигательная сторона активности че­ловека здесь обычно сильно свернута и мало «впечат­ляет»: ну, нажимает он кнопки, ну, «черкает» что-то на бумажках, временами «бросает в корзину», «смот­рит в пустоту» и пр. Самая же важная и трудная со­ставляющая работы здесь относится к области позна­вательной деятельности, гностических действий. Вот перед нами корректор типографии, он сличает, сверя­ет оттиск набора с издательским оригиналом; это мо­жет быть и объемистый том, и пригласительный би­лет, и страница математического или музыкального журнала. Радиооператор на морском судне или в гео­логической экспедиции, принимая шифрованную ин­формацию, улавливает ритм передачи, узнает «почерк» передающего, и это помогает выделить полезный сиг­нал из неизбежного шума. Чертежник-картограф мо­жет даже хоть лежать на листе бумаги, но при этом мысль его где-то далеко на местности: он принимает в расчет множество правил и сведений, на основании которых рождается топографическая карта, например, крупного лесохозяйственного предприятия.

Профессионал ориентируется в научной картине мира. Предполагается хорошее владение письменной речью, безупречная грамотность, знание основных иностранных алфавитов. Нужно знать много строгих правил, систем правил (например, в одном случае пра­вила полиграфического исполнения изданий, в дру­гом - правила учета и контроля хозяйственных доку­ментов, в третьем - правила построения языка про­граммирования для ЭВМ, и т.д.).

Неплохо, если человеку свойственны быстрые и точ­ные, координированные движения пальцев рук (это важно для работы на клавишных машинах - наборных, вычислительных), хороший четкий и красивый почерк (при всем техническом прогрессе для библио­графа это большая добродетель: ему приходится пи­сать много, быстро и без ошибок, строго соблюдая при­нятые условности, сокращения).

Работнику в области тех или иных «информацион­ных технологий» (занятому вопросами распознания, преобразования, порождения информации, выражен­ной в знаках, символах) нужны вдумчивость и систе­матичность, хорошее сосредоточение внимания на зна­ковом именно материале, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую инфор­мацию больших объемов. Важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала - кор­ректор, например, воспринимает на типографском от­тиске не только каждое слово, но и каждую букву от­дельно (а вдруг у нее слабый оттиск - «очко стерлось»; тогда надо заменить печатный элемент...). В памяти приходится хранить многочисленные инструкции, правила, положения. Здесь речь идет уже не о том, что человек помнит много скучных для кого-то «от-дельностей». Нет. Нужно иметь в виду связные, сис­темно организованные и хорошо упорядоченные в го­лове блоки («связки», «гештальты») образов памяти (это - «об оформлении документов», это - «о прави­лах хранения дел» и пр.). Без хорошей, цепкой памя­ти на словесно-логический материал работа в этой об­ласти немыслима.

Требуются эмоциональная устойчивость, чувство слова, контекста. Важны скрупулезность, аккурат­ность, систематичность в работе, особое — уважитель­ное - отношение к принятым правилам (понятно, что­бы уважительно относиться к'правилам, надо хоро шо, надежно их «держать в уме» - так, как будто это вещи в руках; и это важная способность).

Часто и даже обычно представители профессий дан­ного типа - это любители книги и чтения, бескорыст­но склонные к мысленным сопоставлениям фактов, идей, разысканиям чего-то, пока не ясного или не из­вестного: решатели «кроссвордов». Внешнее же одно­образие работы такого человека не только не пугает, но даже несколько привлекает.

Особенности творческости (креативности) предста­вителей этого типа профессий в том, что находчивость, изобретательность, бескорыстная интеллектуальная инициатива, проявляемые в работе, хотя и не имеют признаков зрелищности, но присутствуют и требуют­ся в работе постоянно. Творческие задачи возникают тогда, когда ситуация нестандартна, уникальна. А такие ситуации постоянно встречаются в работе: вот, казалось бы, совсем «нетворческая» работа сортиров­щицы почтовых отправлений и печатной продукции; на самом же деле эта работа то и дело доставляет сюр­призы - одноименные или близкие по наименованию населенные пункты («Сосновка» и т.п.) есть в разных регионах страны, а отправители писем иногда еще и недописывают слова или пишут «по звонам» (со слуха и вопреки письменной форме слова «Яльчик» может превратится в «Нальчик», а «Вятские Поляны» - в «Ясную Поляну»). Но отношение к почтовому отправ­лению - это есть отношение к человеку, и добросовес­тный сортировщик находит оптимальное разрешение подобного рода «ребусов». Что касается работы про­граммиста или экономиста-математика, то творческие включения здесь едва ли нуждаются в пояснениях.

Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий в том, что очень важна способность сосредоточенно работать в условиях внешних помех, от которых полностью избавиться невозможно; важ­ны такие качества, как способность контролировать ход и правильность своих умственных действий; важ­ны усидчивость, настойчивость, терпение. Важно очень строго следовать принятым правилам действия.

Важна умственная работоспособность, физически же труд чаще всего не тяжелый.

типа профессий в том, что очень важна способность сосредоточенно работать в условиях внешних помех, от которых полностью избавиться невозможно; важ­ны такие качества, как способность контролировать ход и правильность своих умственных действий; важ­ны усидчивость, настойчивость, терпение. Важно очень строго следовать принятым правилам действия.

Важна умственная работоспособность, физически же труд чаще всего не тяжелый.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.