Здавалка
Главная | Обратная связь

О представителях профессий типа «Человек



— художественный образ»

В профессиях типа X мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразо­вать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Космос - это то, где людям приходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля

- то, на что надо мысленно взглянуть с большой высо­
ты из точки-космоса, чтобы лучше упорядочить про­
ектируемый населенный пункт. Природные условия
(например, рельеф поверхности Земли, стороны гори­
зонта, господствующие ветры, среднемесячные темпе­
ратуры и т.п.) - это то, что надо учесть при проекти­
ровании зданий и сооружений. Природа - не только
источник впечатлений, но и красителей, а также и
некоторых неприятностей (нет в природе вечных ху­
дожественных материалов, время и микробы превра­
щают холсты в прах...).

Профессионалы выделяют и удерживают в созна

нии целостности такого, например, рода: художествен­ные стили, гармония цветового решения (картины, ар­хитектурного проекта, оформляемой витрины, теат­ральной декорации), чувство подаренной людям кра­соты, пульс дня, сценическая речь, вера в происходя­щее на сцене, исполнительская концепция, музыкаль­ное оформление театрального представления, фрази­ровка (музыкального материала), симфоническое зву­чание, отклонения от темпа и пр.

Цивилизация, культура, история человечества - это здесь множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторст­ва, времени, места) - образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; кони Клодта на мосту через Фонтанку, лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Междуна­родные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в широких сопоста­вительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные де­яния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Голландии и т.д.

Условия существования и развития человека - это система расселения людей, жилые кварталы, парад­ные площади города, пространство для отдыха в про­ектируемом жилом помещении, пространство для ру­коделия, плодородные места, которые важно прини­мать во внимание при проектировании селений, дере­вень.

Деятельность людей, человечества в целом состав­ляет некий фон, главное же - то, что надо обеспечить, преодолевая существующие недостатки: нормы совре менного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перенося в дерев­ню огульно все, включая, скажем, нелепую идею мно­гоэтажной застройки).

Типичные примеры профессиональных «гешталь-тов»: эскиз, идея, зримый образ, форма, покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине), среда горо­да, цепочки значков, надписи, экспозиция, авторский текст, темп, динамика, ритм, особенности певческого голоса данного человека, характер создаваемого обра­за, характер персонажа, логика поведения героя пьесы и т.п.

Представители профессий этого типа умеют вопло­щать идею или определенное настроение в конкрет­ном, непосредственно воспринимаемом целостном об­разе, а также оценивать, анализировать это воплоще­ние. Это может быть гравировка на стальном валу тка-непечатной машины, выполненная по рисунку худож­ника; это могут быть восстановленные (отреставриро­ванные)' детали изображения на холсте старинного мастера, исчезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях); это может быть «одна тысяча первое» ис­полнение фортепьянного концерта П.И. Чайковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя; это может быть первое и единственное в своем роде скульп­турное выражение идеи торжества труда, знания.

Чтобы обозначенная выше задача могла быть ре­шена, требуется много тонкой, кропотливой работы и над предметом труда, и над собой. За видимыми ис­полнительно-двигательными составляющими деятель­ности профессионала скрыты его незримые, но подчас сложные и разнообразные познавательные действия и

личные качества. Создатель рисунка видит и чувству­ет красоту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и при­нимает во внимание настроение, реакцию зрительно­го зала... И это, конечно, далеко не все, в чем прояв­ляется познавательная составляющая деятельности профессионала.

Профессионал опирается на народный опыт, куль­турное наследие. Но все это ему нужно как «свой», обретенный немалыми усилиями «багаж» очень раз­нообразных знаний - как научных, так и чисто прак­тических. Это и всестороннее знание предметной об­ласти (мира красок, форм, звуков, тонкостей органи­зации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.

Часто требуются мелкие точные, хорошо коорди­нированные, иногда - быстрые движения.

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нуж­ны яркие слуховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемо­го героя, чтобы не просто ясно помнить, но и чувство­вать, какие действия в данной роли естественны, прав­доподобны, логичны, а какие - нет (такого рода слож­ные системные «блоки», профессиональные «гешталь-ты» памяти есть в любом труде; всякий раз в этом надо конкретно разбираться)

Как правило, требуется нестандартный ум, способ­ность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые

могли быть усвоены в ходе обучения.

Требуется развитое эстетическое чувство, чувство красивого. Важно не просто понимать, не «подсчиты­вать», а непосредственно чувствовать красоту и непо­вторимость жизненного события, произведения искус­ства; не только знать, но и чувствовать композицион­ные принципы в своей области (изобразительное ис­кусство, скульптура, архитектура, музыка, драмати­ческое искусство).

Важен художественный такт - уважительное отно­шение к состоявшемуся произведению искусства. Не­льзя Бетховена исполнять как фокстрот... (техничес­ки это, конечно, достижимо, но недопустимо - «мож­но, но нельзя» по соображениям того самого такта); точно так же нельзя, например, подмалевывать на свой вкус утраченные места из картины старого мастера (надо либо глубоко проникнуться духом и стилем со­ответствующей эпохи, либо просто плавно затониро-вать утрату). Лучших представителей профессий рас­сматриваемого типа характеризует ясное и неотвяз­ное сознание ответственности за формирование духов­ного облика потребителя художественной продукции. Важно заботиться о своем профессиональном разви­тии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторс­кие амбиции социально значимым целям. Настойчи­вость, самодисциплина - тоже важные признаки про­фессионала.

Часто говорят о явлении самовыражения художни­ка. Дело в том, что факт самовыражения свойственен любому мало-мальски активному человеческому сущес­тву: едва почувствовав свои органы речи , младенец начинает «гулить», «лепетать», а после и высказы­ваться, создавая, в частности, новые слова и ходы

мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток - во взаимоотношениях с окружающими и так далее. Так что не следует полагать, что самовыра­жение - непременный признак художественного скла­да психики. Часто идею самовыражения используют, чтобы прикрыть неспособность саморегуляции, вла­дения собой, а на этой основе противопоставить себя другим, - «отличиться». Каждому с определенного возраста (примерно дошкольного) свойственна потреб­ность отличиться от других. Она особенно обостряет­ся в подростковом возрасте, а затем несколько умери-вается в результате понимания того, что каждый че­ловек в своем роде значителен. Все дело в том, что отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой са­модисциплины, самокритичности, хорошего следова­ния идее служения обществу, а некоторые представ­ляют собой лишь разнузданную истерическую демон­страцию себя другим в предположении, что эти дру­гие просто обречены внимать некоей необычной пер­соне.

Самовыражение у высокого профессионала являет­ся не целью, а неизбежным побочным следствием са­мозабвенной преданности делу и служения обществен­ным идеалам. Чувство подаренной людям красоты под­держивает взыскательное отношение мастера к каж­дому своему действию. Перечитайте повесть Н.В. Го­голя «Портрет» - там впечатляюще выражены очень значительные идеи о всяком художественном труде.

Особенности творческости (креативности) предста­вителей этого типа профессий в том, что они новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не про сто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.


Непредубежденность, раскованность художествен­ной мысли (но не разнузданность нрава - это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в приня­тии решений (способность отказываться от ранее при­нятых решений в пользу лучших) очень важны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только тогда, когда он тяжкими подчас уси­лиями в совершенстве овладел навыками и приемами кропотливого труда (скажем, музыкант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения многочисленными упражнениями, то есть когда ему не надо думать, «по­падет» ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента).

Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий в том, что надо уметь подчинять ав­торские амбиции общим целям (например, художник-конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков - здесь и экономисты, и инженеры-конструкторы, и, возможно, физиологи, психологи; ясно, что позиция капризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним соглашались, здесь просто бессмысленна). При всей творческости, нужна исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь очень хорошо, сделай, как сможешь, но в срок, и т.п.). Усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного - важные до­бродетели творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко отно­сятся длительные статические нагрузки отдельных

групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-двигательному аппарату, немалые нервные нагрузки.

8.3. Некоторые вопросы теории и практики профессионального самоопределения в связи с профессиональной относительностью психического склада человека

Разумеется, выше были приведены очень обобщен­ные характеристики человека как субъекта деятель­ности в разных типах профессий. А все типовое, как правило, не во всем совпадает с отдельным конкрет­ным случаем, а в какой-то части может ему и проти­воречить: это все равно, что костюм усредненного раз­мера (причем не разбирая, мужской он или женский) пытаться надеть на реального человека, да еще ожи­дать от него улыбку удовольствия.

Вот почему оптант должен усвоить мысль, что ему совершенно необходимо проводить и самостоятельное углубленное изучение частных случаев - каких-то ин­тересующих именно его профессий. Для этого полез­на некоторая схема-программа (перечень вопросов, на которые надо самостоятельным усилием поискать от­веты). Она может быть такой:

Программа-схема ориентировочного изучения профессии для целей профессионального самоопределения

1. Что делают представители этой профессии:

а) в чем состоит продукт (изделие, произведение,
вклад, «лепта» - какая и во что);

б) особенности практической деятельности и пере­
чень исполнительных действий;

 

в) особенности познавательной деятельности и пе­речень гностических действий (что должен распознать, определить, придумать).

2. Перечень и особенности знаний, элементов опы­та, умений успешных представителей этой профессии

3. Каковы особенности и качества исполнительно-двигательных процессов, проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка уси­лий; поведение, выразительные движения, наруж­ность, если это имеет значение).

4. Каковы особенности и качества познавательных процессов (внимание, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление их виды и свойства).

5. Каковы особенности содержания и динамики эмо­ционально-волевых процессов, эмоциональных особен­ностей индивидуальности.

6. Каковы особенности отношений личности (к ок­ружающему, к людям, к деятельности, к труду, к ве­щам, к себе).

 

7. Каковы особенности направленности личности, системы мотивов (что превыше всего ценят професси­оналы, что любят и что отвергают, ради чего тратят силы и время).

8. Каковы особенности творческости (креативнос­ти).

9. Каковы особенности саморегуляции.

10. Каковы противопоказания (медицинские, педа­
гогические, психологические) к выбору профессий это­
го типа и какие качества данная профессия развивает
человека

 

* * *

 

 

Ведь даже когда человек покупает арбуз, картошку или селедку, он тут же проводит небольшое товаро­ведческое исследование (не слишком ли размякший товар, не отдает ли каким посторонним запахом, и пр.). Что касается поворота на жизненном пути, выбо­ра или смены профессии, то это факт построения судь­бы. Чего же удивляться, если здесь в каждом случае рекомендуется небольшое профессиоведческое иссле­дование?

Ближайший круг взрослых профессионалов, кото­рые могли бы быть удобным источником необходимой профессиоведческой информации для учащихся, - это родители, лица их заменяющие.

Рекомендуем для изучения превосходную книгу для педагогов, обстоятельно излагающую систему и раз­нообразные формы так называемой профинформаци-онной работы со старшеклассниками (организация и методика профинформационных уроков, профессио-графических встреч, экскурсий, а также и самостоя­тельных исследований профессий учащимися: «Си­стема профинформационной работы со старшеклассни­ками». Под ред. Б.А. Федоришина. Изд. второе, пере­работанное и дополненное. Киев, 1988. На русском язы­ке.

В связи с рассмотренными несколько выше харак­теристиками разнотипных профессионалов возникает, в частности, один вопрос, важный для теории и прак­тики профессионального самоопределения и педаго­гического руководства этим процессом. А именно, формирует ли у человека типичная профессиональная деятельность соответствующий психический склад, в частности, образ мира, умонастроение или же, наобо­рот, человек, выстраивая свой профессиональный путь, v 326 предпочитает определенные виды деятельности в со­ответствии со своим психическим складом - видени­ем мира, типом миропонимания и мироотношения (выбирает определенную профессию или хоть «застре­вает» в какой-то профессии в порядке трудовых проб, профессиональных миграций, «естественного профот­бора»)?

Скорее всего, здесь мы имеем некоторую диалекти­ку того и другого факторов. Но в любом случае по отношению и к потенциальным (будущим), и к функ­ционирующим и развивающимся субъектам профес­сиональной деятельности возникают, в частности, за­дачи их компенсаторной информационно-профессио-ведческой поддержки и коррекции во многих ответ­ственных ситуациях: в ситуации обдумывания пред­стоящего профессионального пути, выбора учебного профессионального заведения, при проектировании систем профессиональной подготовки и переподготов­ки кадров, при обдумывании очередных шагов на про­фессиональном трудовом пути (например, в ситуации смены профессии или при вынужденной перемене тру­да, обусловленной частичной утратой трудоспособнос­ти или безработицей), а также в социальной, органи­зационно-хозяйственной, профессионально-педагоги­ческой работе по анализу, профилактике и преодоле­нию разного рода конфликтов.

Задания, упражнения, вопросы для обдумывания к главе 8

1. Если найдете возможным, побеседуйте (индиви­дуально) с представителями определенной специаль­ности (например, педагогами), различающимися по

опыту и стажу работы (скажем, с имеющими стаж не более одного-двух лет и имеющими более чем десяти­летний стаж).

Предмет беседы - профессионально-важные личные качества специалиста.

Проверьте при этом такие предположения: одина­ково или по-разному видят «комплекты» профессио­нально-важных качеств, с одной стороны, начинаю­щие работники и многоопытные, с другой? Что сход­но и что различно в видении указанной субъектной реальности у начинающих и опытных работников?

Постарайтесь сделать предположения о причинах найденных различий в мнениях работников.

2. Если найдете возможным, предложите студен­
там разных факультетов вашего вуза составить для
целей профессионального просвещения школьников
краткое описание (на страничку-полторы) хотя бы од­
ной какой-либо (одной и той же всем) распространен­
ной профессии (скажем, продавца, проводника пасса­жирских вагонов дальнего следования, программис­та, журналиста, пилота гражданской авиации и т.п.).

Проанализировав полученные описания, постарай­тесь проверить предположения о том, есть ли неслу­чайные различия в видении студентами разных педа­гогических специализаций внутреннего мира профес­сионала и его поведения; есть ли неслучайные разли­чия в подробности описаний, в их информационных и мотивирующих составляющих.

Постарайтесь сделать предположения о причинах найденных различий в образе мыслей обследованных студентов.

3. Как вы полагаете, жизненный путь человека чем-то жестко предопределен (скажем, «астрологическими» факторами) или обычно есть варианты для выбо­ра и \построения жизни по своему разумению?

Сводка основных идей

Представители разнотипных профессий выделяют в окружающем мире не одни и те же целостности, и в результате он предстает им существенно различным образом (то, что у одних профессионалов представля­ется на переднем плане, другим просто может не при­ходить в голову).

Это не плохо и не хорошо, а просто факт, который полезно учитывать, в частности, при проведении ра­боты по профессиональному просвещению учащихся, при расширении их представлений о жизни общест­ва, при контакте с профессионалами, каковыми могут быть и родители учащихся, и лица (в частности, быв­шие выпускники), приглашенные в школу для бесед о тех или иных сферах труда, и представители орга­низаций, шефствующих над школой.

Литература

Климов Е.А. О феномене профессиональной отно­сительности образа мира//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995, № 1, с.8-18.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных професси­ях. М., 1995.

Климов Е.А. Субъект как реальность глазами раз­нотипных профессионалов//Акмеология, 1994, № 1, с 52-66.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.