О представителях профессий типа «Человек
— художественный образ» В профессиях типа X мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Космос - это то, где людям приходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля - то, на что надо мысленно взглянуть с большой высо Профессионалы выделяют и удерживают в созна нии целостности такого, например, рода: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, пульс дня, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, фразировка (музыкального материала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр. Цивилизация, культура, история человечества - это здесь множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) - образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; кони Клодта на мосту через Фонтанку, лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Международные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Голландии и т.д. Условия существования и развития человека - это система расселения людей, жилые кварталы, парадные площади города, пространство для отдыха в проектируемом жилом помещении, пространство для рукоделия, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень. Деятельность людей, человечества в целом составляет некий фон, главное же - то, что надо обеспечить, преодолевая существующие недостатки: нормы совре менного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перенося в деревню огульно все, включая, скажем, нелепую идею многоэтажной застройки). Типичные примеры профессиональных «гешталь-тов»: эскиз, идея, зримый образ, форма, покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине), среда города, цепочки значков, надписи, экспозиция, авторский текст, темп, динамика, ритм, особенности певческого голоса данного человека, характер создаваемого образа, характер персонажа, логика поведения героя пьесы и т.п. Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это может быть гравировка на стальном валу тка-непечатной машины, выполненная по рисунку художника; это могут быть восстановленные (отреставрированные)' детали изображения на холсте старинного мастера, исчезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях); это может быть «одна тысяча первое» исполнение фортепьянного концерта П.И. Чайковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя; это может быть первое и единственное в своем роде скульптурное выражение идеи торжества труда, знания. Чтобы обозначенная выше задача могла быть решена, требуется много тонкой, кропотливой работы и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но подчас сложные и разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует красоту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и принимает во внимание настроение, реакцию зрительного зала... И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности профессионала. Профессионал опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как «свой», обретенный немалыми усилиями «багаж» очень разнообразных знаний - как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной области (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества. Часто требуются мелкие точные, хорошо координированные, иногда - быстрые движения. Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя, чтобы не просто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие - нет (такого рода сложные системные «блоки», профессиональные «гешталь-ты» памяти есть в любом труде; всякий раз в этом надо конкретно разбираться) Как правило, требуется нестандартный ум, способность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения. Требуется развитое эстетическое чувство, чувство красивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать композиционные принципы в своей области (изобразительное искусство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство). Важен художественный такт - уважительное отношение к состоявшемуся произведению искусства. Нельзя Бетховена исполнять как фокстрот... (технически это, конечно, достижимо, но недопустимо - «можно, но нельзя» по соображениям того самого такта); точно так же нельзя, например, подмалевывать на свой вкус утраченные места из картины старого мастера (надо либо глубоко проникнуться духом и стилем соответствующей эпохи, либо просто плавно затониро-вать утрату). Лучших представителей профессий рассматриваемого типа характеризует ясное и неотвязное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Важно заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значимым целям. Настойчивость, самодисциплина - тоже важные признаки профессионала. Часто говорят о явлении самовыражения художника. Дело в том, что факт самовыражения свойственен любому мало-мальски активному человеческому существу: едва почувствовав свои органы речи , младенец начинает «гулить», «лепетать», а после и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток - во взаимоотношениях с окружающими и так далее. Так что не следует полагать, что самовыражение - непременный признак художественного склада психики. Часто идею самовыражения используют, чтобы прикрыть неспособность саморегуляции, владения собой, а на этой основе противопоставить себя другим, - «отличиться». Каждому с определенного возраста (примерно дошкольного) свойственна потребность отличиться от других. Она особенно обостряется в подростковом возрасте, а затем несколько умери-вается в результате понимания того, что каждый человек в своем роде значителен. Все дело в том, что отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисциплины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычной персоне. Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной людям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию. Перечитайте повесть Н.В. Гоголя «Портрет» - там впечатляюще выражены очень значительные идеи о всяком художественном труде. Особенности творческости (креативности) представителей этого типа профессий в том, что они новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не про сто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное. Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава - это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказываться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совершенстве овладел навыками и приемами кропотливого труда (скажем, музыкант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения многочисленными упражнениями, то есть когда ему не надо думать, «попадет» ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента). Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям (например, художник-конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков - здесь и экономисты, и инженеры-конструкторы, и, возможно, физиологи, психологи; ясно, что позиция капризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним соглашались, здесь просто бессмысленна). При всей творческости, нужна исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь очень хорошо, сделай, как сможешь, но в срок, и т.п.). Усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного - важные добродетели творческого работника. К трудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-двигательному аппарату, немалые нервные нагрузки. 8.3. Некоторые вопросы теории и практики профессионального самоопределения в связи с профессиональной относительностью психического склада человека Разумеется, выше были приведены очень обобщенные характеристики человека как субъекта деятельности в разных типах профессий. А все типовое, как правило, не во всем совпадает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части может ему и противоречить: это все равно, что костюм усредненного размера (причем не разбирая, мужской он или женский) пытаться надеть на реального человека, да еще ожидать от него улыбку удовольствия. Вот почему оптант должен усвоить мысль, что ему совершенно необходимо проводить и самостоятельное углубленное изучение частных случаев - каких-то интересующих именно его профессий. Для этого полезна некоторая схема-программа (перечень вопросов, на которые надо самостоятельным усилием поискать ответы). Она может быть такой: Программа-схема ориентировочного изучения профессии для целей профессионального самоопределения 1. Что делают представители этой профессии: а) в чем состоит продукт (изделие, произведение, б) особенности практической деятельности и пере
в) особенности познавательной деятельности и перечень гностических действий (что должен распознать, определить, придумать). 2. Перечень и особенности знаний, элементов опыта, умений успешных представителей этой профессии 3. Каковы особенности и качества исполнительно-двигательных процессов, проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка усилий; поведение, выразительные движения, наружность, если это имеет значение). 4. Каковы особенности и качества познавательных процессов (внимание, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление их виды и свойства). 5. Каковы особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности. 6. Каковы особенности отношений личности (к окружающему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе).
7. Каковы особенности направленности личности, системы мотивов (что превыше всего ценят профессионалы, что любят и что отвергают, ради чего тратят силы и время). 8. Каковы особенности творческости (креативности). 9. Каковы особенности саморегуляции. 10. Каковы противопоказания (медицинские, педа
* * *
Ведь даже когда человек покупает арбуз, картошку или селедку, он тут же проводит небольшое товароведческое исследование (не слишком ли размякший товар, не отдает ли каким посторонним запахом, и пр.). Что касается поворота на жизненном пути, выбора или смены профессии, то это факт построения судьбы. Чего же удивляться, если здесь в каждом случае рекомендуется небольшое профессиоведческое исследование? Ближайший круг взрослых профессионалов, которые могли бы быть удобным источником необходимой профессиоведческой информации для учащихся, - это родители, лица их заменяющие. Рекомендуем для изучения превосходную книгу для педагогов, обстоятельно излагающую систему и разнообразные формы так называемой профинформаци-онной работы со старшеклассниками (организация и методика профинформационных уроков, профессио-графических встреч, экскурсий, а также и самостоятельных исследований профессий учащимися: «Система профинформационной работы со старшеклассниками». Под ред. Б.А. Федоришина. Изд. второе, переработанное и дополненное. Киев, 1988. На русском языке. В связи с рассмотренными несколько выше характеристиками разнотипных профессионалов возникает, в частности, один вопрос, важный для теории и практики профессионального самоопределения и педагогического руководства этим процессом. А именно, формирует ли у человека типичная профессиональная деятельность соответствующий психический склад, в частности, образ мира, умонастроение или же, наоборот, человек, выстраивая свой профессиональный путь, v 326 предпочитает определенные виды деятельности в соответствии со своим психическим складом - видением мира, типом миропонимания и мироотношения (выбирает определенную профессию или хоть «застревает» в какой-то профессии в порядке трудовых проб, профессиональных миграций, «естественного профотбора»)? Скорее всего, здесь мы имеем некоторую диалектику того и другого факторов. Но в любом случае по отношению и к потенциальным (будущим), и к функционирующим и развивающимся субъектам профессиональной деятельности возникают, в частности, задачи их компенсаторной информационно-профессио-ведческой поддержки и коррекции во многих ответственных ситуациях: в ситуации обдумывания предстоящего профессионального пути, выбора учебного профессионального заведения, при проектировании систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров, при обдумывании очередных шагов на профессиональном трудовом пути (например, в ситуации смены профессии или при вынужденной перемене труда, обусловленной частичной утратой трудоспособности или безработицей), а также в социальной, организационно-хозяйственной, профессионально-педагогической работе по анализу, профилактике и преодолению разного рода конфликтов. Задания, упражнения, вопросы для обдумывания к главе 8 1. Если найдете возможным, побеседуйте (индивидуально) с представителями определенной специальности (например, педагогами), различающимися по опыту и стажу работы (скажем, с имеющими стаж не более одного-двух лет и имеющими более чем десятилетний стаж). Предмет беседы - профессионально-важные личные качества специалиста. Проверьте при этом такие предположения: одинаково или по-разному видят «комплекты» профессионально-важных качеств, с одной стороны, начинающие работники и многоопытные, с другой? Что сходно и что различно в видении указанной субъектной реальности у начинающих и опытных работников? Постарайтесь сделать предположения о причинах найденных различий в мнениях работников. 2. Если найдете возможным, предложите студен Проанализировав полученные описания, постарайтесь проверить предположения о том, есть ли неслучайные различия в видении студентами разных педагогических специализаций внутреннего мира профессионала и его поведения; есть ли неслучайные различия в подробности описаний, в их информационных и мотивирующих составляющих. Постарайтесь сделать предположения о причинах найденных различий в образе мыслей обследованных студентов. 3. Как вы полагаете, жизненный путь человека чем-то жестко предопределен (скажем, «астрологическими» факторами) или обычно есть варианты для выбора и \построения жизни по своему разумению? Сводка основных идей Представители разнотипных профессий выделяют в окружающем мире не одни и те же целостности, и в результате он предстает им существенно различным образом (то, что у одних профессионалов представляется на переднем плане, другим просто может не приходить в голову). Это не плохо и не хорошо, а просто факт, который полезно учитывать, в частности, при проведении работы по профессиональному просвещению учащихся, при расширении их представлений о жизни общества, при контакте с профессионалами, каковыми могут быть и родители учащихся, и лица (в частности, бывшие выпускники), приглашенные в школу для бесед о тех или иных сферах труда, и представители организаций, шефствующих над школой. Литература Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995, № 1, с.8-18. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. Климов Е.А. Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов//Акмеология, 1994, № 1, с 52-66. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|