Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧАСТЬ III. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ



Имеется большая литература о возрастном разви­тии человека - и младенцев, и дошкольников, и школь­ников (младшего, среднего, старшего возрастов); есть, как хорошо известно, специальные отрасли науки и учебные дисциплины - «психология развития», «ак-меология», «геронтология» (от древнегреч. геронтос -старец), «возрастная психология», ориентированные на психическое развитие человека от рождения до ста­рости включительно.

Курс возрастной психологии в педагогических ву­зах традиционно ориентирован на развитие человека от рождения до ранней юности (как бы до выпуска подрастающего человека из школы, что вполне оправ­дано профессиональными функциями обычного педа­гога). А строго логически наука о возрастном психи­ческом развитии человека, как бы ее ни называть, дол­жна охватывать и периоды зрелости, взрослости и ста­рения, поскольку человек всегда «помечен» некото­рым возрастом; по ряду причин эти периоды оказа­лись предметом других специальных областей знания (акмеологии, геронтологии).

Возрастная психология и как область научных ис­следований, разработок традиционно многие годы была фактически ориентирована на внутрисистемные цели дошкольного детского учреждения, семьи (подготовка к школе) и школы (обеспечение успеваемости, дисцип лины, хорошего «выпуска»), оставляя несколько в сто­роне, в частности, многие аспекты отдаленной страте­гической цели - подготовки подрастающего человека как потенциального, будущего профессионала.

Могут сказать - как же так? А работа в области политехнического, трудового воспитания и обучения, профориентации и профконсультации! Разве в тече­ние ряда последних десятилетий было предпринято мало усилий в области теории и практики?

Нет, их было немало, и они давали несомненный положительный воспитательный эффект, но приходит­ся признать, что «классические» педагоги были под­час несколько чужды ориентации на многоликий мир профессий, а вопросами подготовки молодежи к тру­ду довольно часто занимались «неофиты», пришедшие из разных отраслей народного хозяйства, но не взра­щенные в пединститутах и поэтому не всегда хорошо видевшие собственно педагогическую реальность. Это не чья-то вина, а нормальное, преодолеваемое проти­воречие развития системы образования, но это факт.

Точно так же и основной массив психологических публикаций (не все, конечно) был в течение послед­них десятилетий часто «очищен» от конкретного рас­смотрения мира профессионального труда, а именно, обходился без представлений о разнообразии профес­сиональных общностей, видов профессиональной дея­тельности и людей-профессионалов.

Хорошим исключением из этого ряда был, напри­мер, учебник Б.М. Теплова для средней школы - «Пси­хология», выдержавший в сороковых-пятидесятых годах много переизданий. Его автор ведет с молодежью речь о выборе будущей профессии именно в аспекте самоопределения: «Чтобы сознательно строить свою жизнь, очень важно уметь правильно оценивать свои способности. Но внимание должно быть направлено вовсе не на то, как велики мои способности, как высо­ка моя одаренность к той или другой деятельности, а на то, к чему я более одарен, какие способности у меня ярче проявляются. Высота одаренности обнаружива­ется лишь по результатам жизненного дела человека, а знать эти результаты заранее нельзя...» (Б.М. Теп-лов. Психология. Учебник для средней школы. М., 1953, с. 230).

И совсем не случайно, что обращаясь с изложением курса психологии к старшеклассникам, он, несмотря на крайний недостаток в научной литературе необхо­димых профессиографических сведений, стремится буквально пронизать свой учебник примерами прояв­ления тех или иных сторон психики у людей различ­ных профессий, в том числе новаторов сельского хо­зяйства, агрономов, биологов, трактористов, шахтеров, общественных организаторов, учителей, врачей, воен­нослужащих, людей, занятых переработкой знаковой или художественной информации - стенографисток, корректоров, наборщиков, машинисток, актеров, ху­дожников, писателей, музыкантов (всего упомянуто более сотни единиц рассмотрения этого рода).

Оставим напрашивающийся вопрос, насколько по­страдало дело профессионального самоопределения мо­лодежи в связи с исключением курса психологии из учебного плана средней школы после 1958/59 учебно­го года. Напомним слова Б.М. Теплова: «Психология дает возможность понимать самого себя... А знать себя необходимо для самовоспитания... для того, чтобы со­знательно выбрать такую специальность, такую рабо ту, в которой можно принести больше всего пользы родине и получить больше всего удовлетворения» (ука­зан, соч., с.12).

Но в целом и по сей день возрастно-психологичес-кая, социально-психологическая, медикопсихологичес-кая и общепсихологическая литература недостаточно культивирует проблематику именно профессиональ­ного статуса, развития, активности человека как про­фессионала.

Возникает вопрос - не намерены ли мы далее про­сто пересказать некую имеющуюся в перечисленных областях премудрость?

Предполагается, что прежде чем приступать к изу­чению курса психологии профессионального самооп­ределения, студент педагогического вуза освоил курс возрастной психологии. Без этого корректное педаго­гическое поведение просто невозможно; кроме того, могут быть превратно поняты некоторые положения, излагаемые в данном пособии.

Хотя в даном пособии некоторый «пересказ» поло­жений возрастной психологии, быть может, неизбе­жен (для контекста), далее мы все же постараемся выделить, акцентировать те стороны дела, теоретичес­кие и практические «подходы», которые, на наш взгляд, имеют специфическое отношение к проблема­тике профессионального самоопределения (и иногда, возможно, недооценивались в рамках «классическо­го» менталитета педагогов и психологов).

И к области этих «сторон дела», «подходов» отно­сится прежде всего характеристика той окружающей подрастающего человека педагогической реальности (информационной, эмоционально-контактной среды), которая задается отношением педагога, психолога и вообще взрослого поколения к самому процессу пси­хического развития человека как потенциального и реального субъекта труда.

Рано или поздно нам могут сказать, что жизнь не сводится к труду, что труда (в идеале) должно быть как можно меньше, чтобы человек мог «пожить в свое удовольствие». «Зашифрованная» идея рая.

Верно, что есть, могут, должны быть и натураль­ные, и социально-коммуникативные, духовные потреб­ности человека, «простые человеческие радости» и вне сферы труда.

Но верно и то, что время от времени возникают так­же своего рода искусственные удовольствия (курение опиума, созерцание стриптиза или хоть нюханье клея «Момент» до «забалдения» и пр.). Более того, нахо­дятся люди, которые с профессиональной изощрен­ностью придумывают, предлагают и навязывают их другим за плату.

Так что «удовольствие» само по себе, взятое без оцен­ки и отбора, едва ли может считаться основой для жиз­ненной стратегии.

Здесь мы наталкиваемся на комплект вечных (точ­нее: вновь и вновь воспроизводящихся на современ­ный лад) проблем смыслового наполнения жизни че­ловека, счастья, добра и зла.

Да, жизненный путь не тождественен профессио­нальному, но он представляет собой некоторое связ­ное образование (систему), которое в качестве стано­вого хребта включает в современном обществе именно путь профессионально-трудовой (по крайней мере, в здоровой общности, не полагающей жить за счет ман­ны небесной или труда рабов, угнетенных людей, «мужиков», «дураков» и пр.).

Смысл и цель жизни едва ли надо искать в кон­кретном и конечном предмете или в состоянии удо­вольствия, благодушия, успокоенности. Его надо ис­кать, как полагают, «не сговариваясь», многие выда­ющиеся люди, в активном преодолении неизбежных несообразностей, трудностей - не ждать, когда встре­тившийся на пути ров зарастет сам или затянет его илом, но «перескочить через него» или «построить через него мост»; смысл и цель жизни должны состо­ять «в чем-то более разумном и великом, говорит А.П. Чехов. - Делайте добро!». А труд - это в конеч­ном счете всегда есть доброе дело для других. Жиз­ненный путь без любимого профессионального дела -бессмыслица.

И еще одно общее предварительное замечание к по­следующему материалу: следует различать несколько совсем разных понятий, обозначаемых словом «воз­раст».

И самое главное - важно не смешивать возраст, по­нимаемый как период времени («календарный воз­раст», «паспортный возраст») с возрастом, понимае­мым как некоторое длящееся событие жизни, собы­тие психического развития (здесь могут употреблять­ся такие термины как «интеллектуальный возраст», «возраст ролевых игр», «предпенсионный возраст», «психологический возраст» и др.).

Поясним это важное различение подробнее. Несмот ря на то, что человек прожил от рождения, скажем, 3-5 лет, у него может и не быть дошкольного возраста как длительного и качественно определенного собы­тия психического развития, если ему не предстоит обучение в школе. И смысл активности детей и забо­тящихся о них взрослых при этом будет заключаться не в подготовке к школе, а в чем-то другом.

Если подрастающий человек не обучается в школе, а занят чем-то другим, у него не может состояться и школьный возраст с его качественно определенными приращениями к ориентировке в основах наук, к уме­ниям, навыкам, способностям. В свою очередь, будет ли школьный возраст подразделяться на, скажем, «младший», «средний» и «старший» возрасты - это тоже зависит от сложившейся в данной социально-исторической обстановке системы школьного образо­вания.

Сходным образом дело обстоит в отношении любо­го другого из выделяемых возрастов-событий. Идея не­совпадения паспортного и психологического возрас­тов давно и ярко подчеркнута в словах гоголевской героини по поводу ее племянника, вышедшего в от­ставку в чине поручика: «Воно ще молода дытына, -обыкновенно она говаривала, несмотря на то, что Ива­ну Федоровичу было без малого сорок лет, - где ему все знать!» (Н.В. Гоголь. Иван Федорович Шпонька и его тетушка).

Закон зависимости развития психики человека от исторически конкретной общественной среды и явле­ния некоторого «террора» этой среды («нежного» или «жесткого») имеют место на протяжении всей его жизни, и с этим нельзя не считаться.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.