Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии»)



Основные понятия главы: личный профессиональ­ный жизненный план, структура личного профессио­нального жизненного плана, древовидная схема вари­антов профессиональных жизненных путей, индиви­дуальная ситуация выбора профессии, схема решения задачи о выборе профессии.

10.1. Проблема «предиачертанности» или «рукотворности» профессионального жизненного пути

В данном разделе вам встретятся некоторые поло­жения, которые в иных связях уже встречались в пред­шествующих разделах; такое не совсем простое повто­рение материала в учебной книге неизбежно, а быть может и небесполезно («повторение - мать учения»); во всяком случае, полагаем, вы отнесетесь к этому без, излишней скуки.

Известно, что люди нередко пользуются вымысла­ми; это, в частности, делается и для замены отсут­ствующего кругозора в жизненной реальности, и для успокоения, для утешения, снятия тревожных, горест­ных и иных неприятных состояний сознания, души. В каких-то пределах последнее необходимо и полезно в качестве так называемой внутренней защиты от пси-хотравмирующих воздействий, и даже многие наро­дные пословицы как бы доставляют нам заранее заго­товленные формулы такой защиты («Своя ноша не тянет», «И на добра коня спотычка живет», «Битая посуда два века живет» и т.п.)- Среди успокаивающих вымыслов есть и такие, как идея о предопределеннос­ти, предначертанности течения событий жизни, а так­же идея о безусловной прогрессивности общего хода событий жизни, истории.

В действительности же, как ни привлекательна мысль, что все самотеком идет к лучшему (либо за счет божественного промысла, судьбы, либо за счет «авось, все образуется»), «самотек» в социальной жиз­ни ведет только к диссоциации, беспорядку и разва­лу. Прогрессивное же развитие возникает только в результате целенаправленной и разумной деятельнос­ти людей - деятельности трудовой (в широком смыс­ле).

В связи с построением образа предстоящего про­фессионального жизненного пути всплывает, в частнос­ти, одна принципиальная альтернатива: думать ли о некоей тропе-линии или о «веерах» открывающихся возможностей?

Уже не раз шла речь о том, что каждый сам во мно­гом ответственен за построение своего профессиональ­ного пути. Но часто употребляемые в тексте слова «профессиональный жизненный путь» могут неволь­но натолкнуть на неправильное представление о про­фессиональном развитии человека.

А именно, было бы глубоко неверным представлять жизненный путь как заранее предопределенную тра­екторию движения: что-то вроде полета кем-то пущен­ной к цели стрелы. Тут невольно по ассоциации всплы­вают некие как бы сами собой разумеемые требования к этому пути - чем точнее, тем лучше; чем прямее, тем лучше; чем скорее, тем лучше, и уж совсем абсурдное - чем короче, тем лучше. Стоит только допус­тить в сознание такой обескураживающий образ, как возникает потребность как-то отстраниться от возни­кающей при этом абсурдной ситуации, когда целью жизни становится чуть ли не смерть; и понятно, что в таком случае людям хочется представить «земную жизнь» как нечто временное и неглавное в их движе­нии к чему-то «вышнему», «вечному», «потусторон­нему». Как известно, такие идеологии существуют, и они очень выгодны тем, кто хочет манипулировать, распоряжаться чужими жизнями и судьбами в своих интересах.

Представление о некоей предначертанности жизнен­ного пути человека не соответствует действительнос­ти, хотя очень легко возникает в сознании и кажется очень правдоподобным и естественным по аналогии со всеми теми частными делами, вещами, которые про­изводит человек. В самом деле, чтобы сшить пусть кисет, надо начертить, иметь, если не выкройку, то хоть разметку на заготовке, иначе может возникнуть ситуация, фиксируемая пословицей: «Шила милому кисет - вышла рукавичка». В мире техники очень стро­гим является правило детальнейшей разработки про­екта, прежде чем он начнет реализоваться. Особенно авторитетные, но совершенно неподходящие для на­шего случая ассоциации навевает компьютерная тех­ника - в этой области полагается, тщательно разрабо­тав программу, скрупулезно, до мелочей ее отладить, прежде чем она начнет проигрываться и удивлять нас своими чудесами решения сложных задач и пр.

Кажется, что вот это и есть идеальная модель про­ектирования и реализации жизненного пути: все за­ранее «обсосать» и затем реализовать (еще один вздор ный теоретический вариант: думать, что в человеке каким-то роковым образом запрограммированы исхо­ды из жизненных ситуаций, конфликтов и таким об­разом ему «на роду написано», быть ли успешным или неуспешным, принятым в обществе или отверженным, и пр. В начале двадцатого века существовала теория, суть которой выражалась такими примерно словами: «Несчастниками рождаются так же, как музыканта­ми». Хлестко сказано, но без достаточных оснований).

Кстати говоря, само слово «судьба», которое и мы здесь нередко употребляли, может нести с собой при­знаки именно такого понимания хода дел: суждено, предписано, куда ж деваться? Увы, по многим причи­нам этот идеал предначертанности или «запрограм­мированности» жизненного, в частности, профессио­нального пути является ложным, совершенно не соот­ветствующим ни закономерностям развития челове­ка, ни особенностям его психики, сознания.

Особенно противоестественно, если «программиро­вать» возьмутся одни, а удел реализации программы предоставят другим. Не увязая в "подробной критике такого варианта понимания дела, мы просто отбросим его, как негодный, и рассмотрим далее более природо-сообразный, как нам думается, вариант.

Что касается слова «судьба» с его несколько мрач­ным исконным значением, то вспомним, что слова в истории могут наполняться новыми значениями, под­час далекими от исконных и совсем не похожими на них, и при этом мы продолжаем ими (словами) поль­зоваться. Так что и судьбу не будем считать чем-то лишь внешним по отношению к целям, действиям, активности человека.

Будем полагать, что развитие человека как субъек­та профессиональной деятельности идет не просто «по возрастающей», переходящей в «нисходящую», не по «циклам», не «по спирали», а иначе - по пути поша­гового возникновения и даже преднамеренного созда­ния им некоторых возможностей, из которых какие-то выбираются для реального осуществления.

При этом, в связи с исключительной многообуслов-ленностью, «нестандартностью» любых ситуаций в об­ществе, в мире труда, профессий и высоким уровнем неопределенности возможных исходов из нестандарт­ных ситуаций, принципиально невозможно заранее предвосхитить весь трудовой жизненный путь челове­ка. Любая попытка считать вполне законченным, «не­прикасаемым» имеющееся представление о будущем (пока еще не осуществленном!) профессиональном пути не может считаться разумной и обоснованной.

Сегодняшнее представление о том, чего пока еще нет, есть всегда более или менее мифологический эс­киз; он полезен, но с ним нецелесообразно «намерт­во», «неразъемно» связывать все частные жизненные шаги и стратегии. Незыблемыми могут быть только некоторые общие принципы, правила, нормы - такие как, например, «всегда и везде служить народу»; «све­тить всегда, светить везде... вот лозунг мой и Солнца» (В. Маяковский); «чти отца и мать свою... да продлят­ся дни твои..», «не произноси ложного свидетельст­ва» (Ветхий завет) и т.д. В главе 4 были приведены некоторые основные общие принципы, которые реко­мендуется применять, обдумывая свое профессиональ­ное будущее или осуществляя педагогическое руко­водство процессом профессионального самоопределе­ния.

Из сказанного не следует, что в сознании оптанта не должно быть ясной (на данный момент его жизни) модели жизненного трудового пути, но она должна быть достаточно обобщенной, гибкой и не сковываю­щей человека на каждом шагу. Можно предложить следующий обобщенный графический вариант такой модели (см. схему 7).

Ветвящиеся одиночные линии на схеме изобража­ют имеющиеся (представляемые более или менее ясно) варианты возможностей целеполагания и выбора дей­ствий практически в каждой сколько-нибудь значи­тельной жизненной ситуации, на каждом большом и малом шаге жизни. Некоторые варианты ведут в раз­ного рода тупики развития, ситуации неуспеха или даже катастроф, некоторые имеют продолжение в мысленно обозримой перспективе. Двойная линия изо­бражает некоторый фактически пройденный и прак­тически намеченный, желаемый путь. Пунктирные разрывы линий означают случаи, когда представле­ние о будущем становится малоопределенным, когда будущее трудно предвидимо. «Стрела времени» направ­лена слева направо.

Множество одиночных линий просто напоминает, что, как правило, те или иные жизненные ситуации, «преткновения» имеют не один, а несколько возмож­ных исходов. Психика - ум, характер и воля - для того и существуют у человека (живая природа и соци­ум не сохраняют надолго ненужные вещи и процес­сы), чтобы на каждом шагу ориентироваться, думать и чувствовать, принимать решения, делать выборы и таким образом творить свой жизненный путь.

На схеме представлены три некоторые условные си­туации, шага, решения. Что считать ситуацией, «шагом», «решением» - дело самого действующего субъ­екта. Важно, что этапы жизненного пути не «привя­заны» жестко к какой-то временной шкале. Профес­сиональный жизненный путь - творческое произведе­ние каждого, и не надо здесь вводить слишком много общих для всех шаблонов. Ясно, что, например, стюардесса на воздушном лайнере едва ли мыслима сей­час в предпенсионном возрасте, а юрист, быть может, чем старше, тем лучше, поскольку - опытнее и ком­петентнее...

 

 

 

Схема 7. Общее представление о соотношении возмож­ных и реализованных вариантов шагов на профессио­нальном жизненном пути (пояснения в тексте)

 

 

Предлагаемый здесь нами вариант понимания дела, связанный с отверганием идеи предопределенности профессионального развития человека, неизбежно свя­зан, впрочем, с не для всех приятной идеей негаран-тированности этого развития, если предпочитать «ле­жать на боку» и ждать, что прогресс «стрясется» сам собою и неизбежно вынесет нас на некий столбовой путь.

Гарантией прогрессивного профессионального раз­вития является активность самого человека, сообра­зуемая, в частности, с теми правилами, принципами, которые уже не раз упоминались и к которым мы пред­лагаем время от времени обращаться (можно их со­вершенствовать и в конечном счете каждый может построить систему проверенных жизнью правил имен­но свою и для себя, для своей работы).

Обращаясь к только что рассмотренной графичес­кой схеме, хотелось бы подвергнуть сомнению одно очень распространенное мнение о том, что по мере осу­ществления выборов возможности человека все сужа­ются и сужаются: сделал выбор, значит, во-первых, потерял то, что не выбрал и, во-вторых, вариантов даль­нейшего выбора стало меньше, чем раньше.

Согласно этому весьма распространенному мнение, человек, делая последовательные выборы, как бы вле­зает в некую воронку, где, наконец, ему и «повернуть­ся» нельзя - один выход. Но обратимся к общепонят­ным фактам. Вот человек сделал выбор и стал на путь профессионального музыканта. Да, он отказался от

многого, оставив его позади. Он теперь по многу часов в день проводит за инструментом, работая - «искры из глаз» - над исполнительской техникой. И что же, выборов у него стало меньше? Да ничуть. Если он рань­ше мог «тренькать» ограниченное количество техни­чески доступных ему произведений, то сейчас выбор у него стал необозримо широким - ему «по плечу» то, о чем ранее не приходилось и помышлять. Значит, «во­ронки» никакой нет.

Скорее наоборот, по мере хороших выборов возмож­ности человека могут возрастать - не «воронка», а «взлет». Еще один пример из, казалось бы, совсем про­тивоположной области: выбрал специализацию, свя­занную с медницко-жестяницкими работами. Значит уже и не токарь, и не фрезеровщик. Полез в «ворон­ку»? Да ничуть. Оказывается, перед человеком открыл­ся ранее неведомый мир новых необозримых возмож­ностей - тонкости дробеструйной обработки и хими­ческого травления заготовок, сложные мысленные схемы ручной и механизированной правки, процеду­ры плоскостной и пространственной разметки загото­вок, а это еще только «азы» того сложного мира, ко­торый открывается здесь человеку и который для не­посвященного закрыт. Опять не «воронка», а взлет. И так в каждом деле. Вот почему и на приведенной выше схеме мы специально подчеркнули отсутствие обсуж­даемой здесь воронкообразности процесса - в третьей ситуации возможных вариантов выбора даже больше, чем во второй и в первой.

Сделанный профессиональный выбор и приобрета­емый на избранном пути опыт меняют всю картину дальнейших возможностей выбора и меняют вместе с тем направление дальнейшего развития человека.

Меняют, но не ограничивают, поскольку открывают­ся ранее недоступные возможности.

Во всем предшествующем тексте были тщательно обойдены такие ключевые для рассматриваемой темы понятия, как «призвание» и «всестороннее развитие», хотя фактически речь все время шла о соответствую­щих процессах, фактах и зависимостях.

Теперь самое время сказать, что под призванием уместно понимать наивысшую степень взаимосоответ­ствия «вот этого» человека и его работы. Этот фено­мен складывается в результате ряда шагов на профес­сиональном пути, когда в результате человек может сказать, что в этой (и именно этой) работе или области труда он (и именно он) более всего может быть про­дуктивен и удовлетворен.

Что касается идеи всестороннего развития челове­ка как субъекта деятельности, то дело не следует по­нимать так, что каждый должен уметь решительно все и иметь решительно все ценные качества (практи­чески это могло бы означать только одно: «все понем­ногу и ничего как следует»). Достигнув состояния призвания к чему-то определенному и создавая неко­торые материальные или духовные ценности, человек не должен быть ограничен настолько, чтобы не видеть, не воспринимать и не быть способным потреблять то, что делают, производят другие. Хорошая «ушибленность» своим делом, без которой невозможны высшие достижения в труде, не должна вырождаться в очуме­лую ограниченность - вот и все. Общая профессиоведческая осведомленность, грамотность, культура - вот средство и шаг в сторону правильно понимаемой все­сторонности (как разносторонности, как способности в принципе понять и принять трудовой вклад любого «другого», то есть каждого).

Что касается профессионального самоопределения, о чем все время шла речь выше, то здесь только важно напомнить, что любое хорошее дело можно довести до абсурда (что давно подметил народ, говоря, что заставь иного богу молиться, он себе и тут лоб разобьет).

Будущему педагогу, полагаем, понятна мысль о мно­жестве и разнообразии миров, в которых живут раз­ные люди. Мы напоминаем здесь не о чертовщине или таинственных n-ных измерениях и соответствующих пространствах, а об обыденной вещи, давным-давно отмеченной в художественной литературе. Возьмите любое подлинно художественное произведение, и вам явится картина разных, несхожих миров, в которых живут его герои. Вот, скажем, «школьный» пример -пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» (18 век): госпожа Простакова живет в мире корысти и слепой любви к своему сыну Митрофанушке, поэтому в арифметичес­ких задачах она усматривает только чушь (учитель Цыфиркин читает Митрофану задачу - нашли триста рублей, надо разделить на троих; г-жа Простакова на это: «Врет он, друг мой сердешный. Нашед деньги ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке»). Другой герой пьесы -Скотинин живет в мире эгоизма, слегка скрашенного положительным отношением к свиноводству, и видит все в соответствующем свете; даже свое родство с гос­пожой Простаковой (он ее родной брат) и ее поведение квалифицирует в соответствующих терминах: «Чего греха таить, одного помету, да вишь как развизжа­лась». Стародум - положительный герой пьесы - ви­дит мир опять-таки на свой лад: «... имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все про чее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряж­ки, на пуговицы». Если иным героям пьесы и на ум не приходит как-то видеть свое поведение со стороны, сдерживать или регулировать его, то у Стародума пси­хорегулятивные, как теперь бы сказали, идеи выра­жены очень четко: (Правдину) «Постой. Сердце мое кипит еще негодованием на недостойный поступок здешних хозяев. Побудем здесь несколько минут. У меня правило: в первом движении ничего не предпри­нимать». '

В приведенном примере разные внутренние миры людей противопоставлены. Мы же могли с вами убе­диться (глава 8), что эти миры (у разнотипных про­фессионалов) уместно полагать равноценными, равно-достойными.

Общество сильно как раз многообразием разных лю­дей. Люди могут быть равноценными, оставаясь раз­ными.

Из сказанного не следует, что можно недооцени­вать те качества, которые людей роднят, делают схо­жими. Но не следует и то, что нужно всегда и непре­менно постараться сделать всех людей одинаковыми.

Излишне говорить, что так называемый «рынок тру­да» - это не рынок объектов свободного манипулиро­вания бездушными объектами. Каждый человек в си­туации выбора или смены профессии, в ситуации, когда он должен освоить новое непривычное дело, яв­ляется еще и сознательным и индивидуально-своеоб­разным субъектом выбора - думающим, по-своему по­мышляющим о будущем, что называется, чувствую­щим, не только торжествующим, но и страдающим.

Как нетрудно, вероятно, согласиться, каждый че­ловек на профессиональном пути строит свой мир и живет в этом своем мире. Плохо это или хорошо, мож­но, конечно, и еще порассуждать, но, главное, это факт. В нашей власти - не доводить дело до абсурда, неле­постей. В античной древности говорили - «если боги намереваются погубить человека, они лишают его ра­зума» (остальное-де случится с ним само собой). В наши дни можно было бы сказать так: «чтобы погу­бить человека, надо заразить его идеей сепаратизма» (то есть крайностями самоопределения, желанием обо­собиться, автономизироваться, противопоставить себя окружающему на почве абстрактной идеи личной или групповой, профессиональной исключительности, не­зависимости).

Природа и общество подчинены закону всеобщей связи и взаимной зависимости явлений, в соответст­вии с которым абсолютно независимых явлений (не зависящих ни от чего) нет и не может быть.

Что касается обособленности человека как следст­вия его самоопределения, его независимости от дру­гих, то речь - в пределах разумного решения вопроса - может идти о некотором балансе, равновесии по па­раметру «зависимость - независимость».

Когда я должен сосредоточиться на изготовлении своего изделия, на производстве некоего полезного про­дукта - будь то болт, манная каша, текст будущей страницы книги или упорядоченное движение тран­спорта на перекрестке улиц - мне нужно, чтобы не мешали, не отвлекали и пр. В этом смысле независи­мость субъекта труда — важное условие успешности усилий человека. Но в этом же случае есть, более того, нужна определенная моя взаимозависимость с други­ми людьми.

Скажем, болт я делаю для какой-то машины (в конечном счете для каких-то других людей, заказчиков), и он должен быть не «абы каким», а иметь определен­ный диаметр, длину, шаг резьбы и т.п.; манная каша должна иметь определенное вкусовое достоинство, ка­чество; текст не должен быть простым бредом самовы­ражения, но должен возможно лучше отвечать на воз­никающие у читателя вопросы, вызывать возражения, то есть будить мысль и т.д.

Выходит, что бесспорный факт, состоящий в том, что каждый человек живет в своем мире, следует по­нимать так, что этот «свой мир» должен обязательно частично совпадать, иметь черты сходства, общности с мирами других людей и, следовательно, миром куль­туры человечества в целом.

Вот с этой задачей непременного приобщения к бес­конечно великой общечеловеческой" культуре и долж­на быть обязательно сопряжена задача профессиональ­ного «само»-определения и педагогического руковод­ства им.

10.2. Общая структура ситуации и схема решения задачи «выбор профессии»

Часто употребляемое выражение «выбор профес­сии», как бы указывающее на некий однократный акт, маскирует два важных обстоятельства.

Первое: каждый отдельный - пусть даже простень­кий - выбор на трудовом жизненном пути является обязательно процессом, то есть некоей цепочкой взаи­мосвязанных шагов. Эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой Ориентировки в обста­новке, далее может следовать перебор и оценка воз­можных, вариантов дальнейшего действия и их по следствий, более или менее выраженная борьба побуж­дений и, наконец, формулировка того или иного ре­шения. Например, человек работает слесарем-сборщи­ком и видит, что на производственном участке часто бывают «заторы» из-за того, что не поспевают вовре­мя фрезерные работы (станки есть, фрезеровщиков мало). «А почему бы мне не освоить дополнительно квалификацию фрезеровщика?» - думает он. Но со­риентироваться надо не только во внешней, но и во «внутренней» обстановке - в своих собственных спо­собностях, возможностях, опыте (достанет ли у меня терпения, знаний по геометрии, пространственного мышления и т.д.).

Обычно сам человек не наблюдает за собой «со сто­роны» и просто не замечает хода упомянутых выше процессов во «внутренней обстановке» души так же, как он, например, не обращает внимания на свое серд­цебиение или дыхание; просто пребывает в задумчи­вости, «томится», «волнуется», «злится» и пр. Но из этого не следует, что лучше-де не знать, как протека­ет процесс принятия решения. В трудных случаях жизни полезно отдать себе отчет об этом процессе, полезно представлять себе общую схему его (об этом несколько ниже).

Второе важное обстоятельство, которое маскирует­ся выражением «выбор профессии», намекающим как бы на однократный акт: неизбежность многих выбо­ров на многолетнем трудовом жизненном пути. В свя­зи с развитием техники, технологии, общественного устройства, организации труда, личного мастерства работников все время происходят изменения мира профессий. В частности, содержание труда настолько меняется, что даже при старом названии профессия выглядит как новая, которую надо либо выбирать себе для будущего, либо... покидать. Например, так слу­чилось в свое время с машинистами локомотивов, когда паровозы «ушли на покой», а появились электрово­зы.

Было бы неоправданной оплошностью давать «клят­ву верности» какому-то непременно одному делу. За­втра появятся новые «технологии» (не только в так называемом «материальном» производстве, но и в про­изводстве информации, в обучении, в сфере духовного производства), а вместе с этим и новые трудовые пос­ты, новые виды труда, профессии. Сегодня их и вы­брать для себя нельзя, поскольку их просто еще нет.

Другое дело, что занимаясь каким-то делом «здесь и сейчас», важно уметь мобилизовать себя, что назы­вается, на полную отдачу сил (без этого, как отмеча­лось, не будут развиваться способности как физичес­кие, так и умственные, как общие, так и специаль­ные).

В связи со сказанным становится ясным, что счастье на профессиональном пути надо видеть не в том, что­бы как можно быстрее погрузиться в некое «логово» и сделать его привычным, а в том, чтобы достигать все новые и новые цели в области совершенствования своей продуктивной деятельности.

Вот почему правильнее думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекатель­ной активности по постоянному проектированию (при­думыванию, совершенствованию ранее придуманного) и реальному построению своего профессионального тру­дового пути, ни один выбор на котором не будет роко­вым, если приложить ум и волю.

Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его «старта») при всем разнообразии у каждого чело­века конкретных жизненных обстоятельств имеет не­которую общую структуру, а именно, можно выделить восемь важнейших типов обстоятельств, которые стар­шекласснику полезно «не забыть», принять так или иначе во внимание при обдумывании профессиональ­ного будущего (а учителю, следовательно, важно об­ратить внимание ученика на эти группы обстоя­тельств). Напомним об этих обстоятельствах:

1. Позиция старших членов семьи (или лиц их за­меняющих); разнообразие возможных вариантов было рассмотрено для ориентировки во второй главе (2.2), но педагог может столкнуться и с новыми вариантами этого рода; поэтому он должен не «подгонять» рас­сматриваемые случаи под примерные варианты, а твор­чески разбираться в, быть может, неповторимо свое­образной жизненной ситуации. И это соображение относится к каждому из нижеследующих пунктов.

2. Позиция сверстников (подруг, товарищей), «зна­чимых других» из круга внесемейного общения.

3. Позиция (в отношении данного учащегося) учи­телей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога, если таковой име­ется.

Следует отметить, что у работников школы, как и у всяких людей, могут складываться некоторые стерео­типные мнения об учениках, в том числе и связанные с недооценкой их по тем качествам, которые не требу­ются по тому или иному учебному предмету (скажем, литератор может недооценивать мальчика с выражен­ным интересом к технике и высоким конструктивно-техническим интеллектом, но невыраженным интересом к «изящной словесности»). Педагогу нелишне признавать и помнить малоприятную для него исти­ну, что ученики иной раз знают друг друга более мно­госторонне, чем педагоги.

4. Сложившиеся к данному моменту личные про­фессиональные планы (ЛПП) учащегося, оптанта (включая и случай их полной неопределенности, «от­сутствия»).

Общая структура полного (теоретически идеализи­рованного) личного профессионального плана (как об­раза желаемого будущего) может быть представлена так:

главная цель (что ученик предполагает в будущем делать, какой трудовой вклад вносить в общенародное дело, или у него нет помыслов этого рода, каким хо­чет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития);

представление о цепочке ближайших и более отда­ленных целей - «жизненная перспектива» (первая об­ласть деятельности, которая может мыслиться, впро­чем, и как единственная; специальность, работа, воз­можные варианты предварительной пробы своих сил, возможные профессиональные учебные заведения, желательные трудовые посты после окончания про­фессионального учебного заведения - как видится в мечтах свой «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры»);

представления о путях и средствах достижения бли­жайших жизненных целей (изучение справочной ли­тературы, беседы со знающими людьми, самообразо­вание, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или - для начала - в специальный кружок и пр.).

представления о внешних условиях достижения на­меченных целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);

представления о внутренних условиях достижения намеченных целей (свои возможности, способности к обучению, состояние здоровья - напомним, что под­ростки и юноши часто недооценивают отклонения сво­его здоровья от нормы; настойчивость, терпение, склон­ности к практической или теоретической работе и дру­гие личные качества, необходимые для учебы или ра­боты по намечаемой специальности);

запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов. Следует отметить, что подростки и юноши часто имеют единственный вариант жизненного плана и переживают невозмож­ность его реализации (скажем, по причинам экономи­ческого, семейного характера) как жизненную ката­строфу: «не прошел по конкурсу... ну... все рухнуло!». Очень важно культивировать мысль, что мы живем в вероятностном мире, и всегда надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.

Педагогу важно обратить внимание на полноту, яс­ность, реалистичность (реализуемость), моральную, а не только «вычислительную», обоснованность жизнен­ных планов ученика, их обоснованность не мифологи­ческими (пристрастно искаженными), а правильны­ми представлениями о мире труда.

Нелишне отметить, что старшеклассники иногда скрывают наиболее дорогие для них жизненные пла­ны, если не уверены, что взрослые или сверстники имеют достаточно такта, чтобы с пониманием и сочув­ствием к ним отнестись.

5. Способности, умения, достигнутый уровень раз­вития учащегося как субъекта деятельности. Это -звено и основа для формирования его будущей про­фессиональной пригодности. Полагаем, соответствую­щую ориентировку в группе затронутых вопросов вы получили в курсах общей и возрастной психологии.

6. Уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможнос­тей, заниженные или завышенные притязания - важ­ные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми. А значит, это важные условия реалистичности выбора профессии, достижения удов­летворенности и успеха на будущем профессиональ­ном пути.

7. Информированность. В связи с этим обстоятель­ством важно обратить внимание на доброкачествен­ность (правдивость, полноту, ясность) той информа­ции, которая оказывается основанием для принятия учащимся решений, касающихся его профессиональ­ного будущего.

8. Склонности к тем или иным видам деятельнос­ти. Этот пункт едва ли нуждается в пояснениях.

Идеальным «казусом» был бы такой, когда все пе­речисленные факторы выбора профессии хорошо со­гласованы или хотя бы не противоречат друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере: планы учащего­ся могут возникнуть под влиянием предрассудков «чес­ти» и не согласоваться с его же склонностями (ученик намеревается быть экономистом, поскольку это" пре­стижно, хотя больше всего любит «возиться» в живом уголке, интересуется биологией); его планы могут, с одной стороны, не согласоваться с позицией родите­лей, а с другой, с тем, куда его «тянут» товарищи по спортивной команде, и т.п.

Все рассогласования описанного рода могут недо­статочно ясно сознаваться учеником. Задача педагога - помочь учащемуся, оптанту внести максимум по­рядка, согласованности в его неповторимую ситуацию выбора профессии (найти «консенсус» с родителями, противостоять выбору профессии просто «за компанию с друзьями», отстроиться от ложных соображений о престиже и сконцентрироваться на том, к чему более склонен и способен на этом пути будет и успех и, следовательно, престиж, если уж он так значим.

Для наглядности ситуацию выбора профессии мож­но представить в виде восьмиугольника (или окруж­ности с восемью расположенными на ней точками), вершины которого можно соответственно обозначить; а отрезки, соединяющие эти вершины (точки окруж­ности), могут обозначать согласованность или рассо­гласование рассмотренных факторов (скажем, пунк­тир - рассогласование, а сплошная линия - достигну­тое соответствие и т.п. в меру вашей изобретательнос­ти в деле построения наглядных схем).

Важным психическим регулятором профессионали­зации человека является личный профессиональный план (ЛПП), понимаемый как мысленный образ. Эти планы очень разнообразны, и чтобы разбираться, ори­ентироваться в них, полезно пользоваться какой-то их хотя бы обобщенной классификацией. Пока вы не при­думали удобную для вас свою, можете воспользовать­ся той, которую предлагает, например, Н.С. Пряжников (Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы. Дисс. канд. психол. наук. М., 1988, с. 37-40) и которую мы ниже приводим. Она имеет вид прямо­угольной таблицы или графика; по вертикальной оси координат при этом как бы отложены четыре типа ЛПП (по комплексу признаков, включающему проявления самостоятельности и информированности оптанта), а по горизонтальной - признаки реализованности, внут­реннего принятия оптантом своего (высказываемого им) плана. Рассмотрим эту полезную схему подроб­нее.

Н.С. Пряжников предлагает выделить четыре типа ЛПП:

A. Отсутствие самостоятельно построенного учащим­ся профессионального плана (за него это делают или
сделали другие - родители, товарищи, учителя, профконсультанты);

Б. ЛПП построен самостоятельно, но" на очень не­полной ориентировочной основе (например, учтено только свое желание или позиция сверстников и пр.);

B. ЛПП построен с учетом многих существенных обстоятельств конкретной - «вот этой» - ситуации
выбора профессии;

Г. Сформирована (дополнительно к тому, что ука­зано в пункте «А») готовность (умение, настрой, вла­дение общей схемой - методом решения данной зада­чи) самостоятельно строить новые ЛПП в усложняю­щихся, изменяющихся условиях (переезд семьи, бо­лезнь и т.п.).

Что касается вариантов реализованности ЛПП, то предлагаются следующие пять:

1) пассивное положительное принятие того способа порождения ЛПП, который фактически состоялся, и успокоенность;

2) активное выражение ЛПП в повседневных разго­ворах, спорах о выборе профессии;

3) частичная реализация ЛПП в тех или иных фор­мах самообразования, пробах сил (посещение круж­ков, подготовительных курсов, попытки поработать, скажем, в летние каникулы на трудовых постах, близ­ких по содержанию деятельности или по отраслевому признаку к будущей профессии);

4) после выхода из общеобразовательной школы осу­ществляется реальный выбор профессионального учеб­ного заведения или работы, обучения на производст­ве;

5) успешная адаптация к избранной профессии и дальнейшее профессиональное развитие.

В компактном виде рассматриваемое средство ори­ентировки в многообразии ЛПП оптантов, учащихся может выглядеть так, как на приводимой схеме 8. При этом характеристики ЛПП данного оптанта могут быть обозначены на ней точками, «клетками» на пересече­нии столбцов и строк («абсцисс» и «ординат»). По­нятно, что здесь речь должна идти не о метрической, а о семантической (смысловой) точности.

Общая схема принятия человеком решения об оче­редном выборе для себя профессии (тоже теоретичес­ки идеализированная и приводимая здесь не как пред­писание, но как средство общей ориентировки в слож­ной реальности) может быть примерно такой:

1. Составить себе общую обзорную ориентировку в мире профессий.

2. Выделить возможности и ограничения, связан­ные с обстановкой в группе близких людей, в общест­ве; полезно подразделить их на три степени - те, с успокоенность;

5) активное выражение ЛПП в повседневных разго­ворах, спорах о выборе профессии;

6) частичная реализация ЛПП в тех или иных фор­мах самообразования, пробах сил (посещение круж­ков, подготовительных курсов, попытки поработать, скажем, в летние каникулы на трудовых постах, близ­ких по содержанию деятельности или по отраслевому признаку к будущей профессии);

7) после выхода из общеобразовательной школы осу­ществляется реальный выбор профессионального учеб­ного заведения или работы, обучения на производст­ве;

5) успешная адаптация к избранной профессии и
дальнейшее профессиональное развитие.

В компактном виде рассматриваемое средство ори­ентировки в многообразии ЛПП оптантов, учащихся может выглядеть так, как на приводимой схеме 8. При этом характеристики ЛПП данного оптанта могут быть обозначены на ней точками, «клетками» на пересече­нии столбцов и строк («абсцисс» и «ординат»). По­нятно, что здесь речь должна идти не о метрической, а о семантической (смысловой) точности.

Общая схема принятия человеком решения об оче­редном выборе для себя профессии (тоже теоретичес­ки идеализированная и приводимая здесь не как пред­писание, но как средство общей ориентировки в слож­ной реальности) может быть примерно такой:

3. Составить себе общую обзорную ориентировку в мире профессий.

Выделить возможности и ограничения, связан­ные с обстановкой в группе близких людей, в общест­ве; полезно подразделить их на три степени - те, с которыми нельзя не считаться, те, с которыми лучше считаться, чем не считаться, и те, которыми можно пренебречь.

4. Собрать, упорядочить сведения в соответствии с формулой «моей» профессии, учтя и возможные за­пасные варианты выбора.

5. Если необходимо, уточнить для себя формулу своей профессии.

6. Обдумать варианты шагов на пути освоения но­вой профессии (или повышения квалификации в рам­ках имеющейся).

7. Мысленно «проиграть», продумать элементы структуры ЛПП (они приведены выше при характе­ристике компонентов ситуации выбора профессии).

Примечание: во всех предшествующих случаях по­лезно (это уж зависит, впрочем, от нрава человека) обсуждать названные вопросы с близкими людьми (ди­алог - путь к разумности решений);

Окончательно принять решение, объявить его ува­жаемым людям.

***

Человек решает задачи не как компьютер - не по­шагово, не обязательно только рационально, а также и эмоционально; иной раз внезапно - «хлопком». И не нужно, чтобы он походил на электронный процес­сор. Самое главное - состояние удовлетворенности еде-данным выбором и принятие на себя ответственности на него.

Задания, упражнения вопросы для обдумывания к главе 10

1.Ознакомьтесь с приведенными ниже материала­ми, характеризующими учащихся в ситуации выбора профессии. Постарайтесь их соотнести с приведенны­ми в данной главе общими группировками, схемами как средствами ориентировки в обсуждаемой реаль­ности. Скажем, можно попытаться использовать на­глядную схему «восьмиугольника» (пусть он будет неполным, и это подскажет вам, что следовало бы до­полнительно узнать об оптанте и что дальше делать педагогу); можно использовать схему группировки Постарайтесь предположительно наметить ваши пе­дагогические действия по отношению к данному оп­танту (выразить ли удовлетворение по поводу его вы­бора и тем самым вселить в него дополнительную уве­ренность в себе, собрать ли дополнительную информа­цию о нем, что-то сообщить ему, попытаться откор­ректировать его представления, отношения или дру­гие психические регуляторы).

Примечание: устные высказывания учащихся и фрагменты их письменных работ приводятся здесь и далее без редакционного вмешательства, даже если они имеют стилистические, формально-грамматические погрешности (в психологии это принято в целях со­хранения психолого-педагогической симптоматичности речи учащихся; в противном случае мы узнаем о со­знании не учащегося, а редактора).

Итак, некоторые казусы для анализа:

Олег Т. 10 класс (по Г.Ф. Корольковой. Изучение особенностей старшеклассников в системе профкон-сультационной работы. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1975, с. 46-47). «Хочу быть (отвечает не сразу, в гла­за не смотрит, а если смотрит, то с лукавым выраже­нием) милиционером, только с высшим образовани­ем, вот где получить такое образование, не зною, куда поступать - тоже не знаю».

- Почему ты эту профессию выбрал?

- «Посоветовали ... смотрел кинофильмы, читал в книгах».

На этом закончилась первая беседа о его планах, и больше он ничего не хотел сообщать. После некоторо­го времени, в ходе психодиагностического эксперимен­та Олег сказал: «Я ведь не собирался быть милиционером, сказал вам так просто. Мне нравится совсем другая специ­альность, которая была бы связана ну с, вроде бы,
биологией и географией, а также с людьми... Знаете, у меня нет мамы, живу я с бабушкой и отцом, навер­ное пойду в военное училище какое-нибудь. А вот жалко, там ведь нет, наверно, таких специальностей, которые были бы связаны с биологией, географией. Люблю я физику. Хожу слушать лекции во Дворец...
У меня собрана небольшая библиотека по океаноло­гии (говорит об этом, краснея; стесняется, по-видимо­му, сообщает о сокровенном). Чувствуется большая осведомленность Олега по многим вопросам биологии,
географии, физики. Череу несколько дней сообщает, что в Высшем военно-морском училище есть отделе­ние океанологии. Он узнал об условиях приема туда, познакомился с некоторыми курсантами.......

Маша Г. 8 класс , (По Г.Ф. Корольковой. Указ соч., с. 78-79). Девочк.а спокойная, уравновешенная, поч­ти всегда улыбается мягкой добродушной, доверчивой улыбкой. от первой встрече с профконсультантом уклонилась, от сообщения о своих профессиональных планах. Для следующей встречи пришла вместе со своей мамой, и они сообщили профконсультанту «по секрету», что Маша хочет шить и быть портнихой; «только подскажите нам, подойдет ли она к этой про­фессии...». Позднее выяснилось, что мать и дочь по­чему-то опасались, что профконсультант будет наста­ивать на другом варианте выбора.

В дальнейшем, в индивидуальной беседе девочка подробно рассказала: «Я уже давно шью; начала, как и все, с кукольной одежды, теперь шью братьям и сес­трам (самая большая в семье). Очень люблю уроки домоводства. Но в школе никто не знает, что я хочу быть портнихой. Я стесняюсь об этом говорить...». Просила и профконсультанта не сообщать об этих ее намерениях.

По характеристике учителей: «слабая, пассивная, молчунья ». Преподаватели русского языка и иностран­ного: «слабая, тихая, но очень аккуратная, тетрадки ее просто образцовые, умеет красиво расположить ма­териал в тетрадке».

На уроках труда ее работы выделяются аккурат­ностью, оригинальностью, умением внести в них что-то свое, и она всегда выполняет их с большим жела­нием.

После восьмого класса Mania поступила в профтех­училище на специальность «портной верхней женской и детской одежды», а после его окончания стала ус­пешно работать в Доме моделей; очень довольна рабо­той («Я очень счастливая», - говорит она).

Марина С. 10 класс (По Г.Ф. Корольковой. Указ соч., с. 42). В беседе говорит: «Мне нравится что-ни­будь связанное с биологией, животным миром, но куда поступать, не знаю... Мне нравится ухаживать за своей собакой, люблю наблюдать за врачом в ветеринарной больнице, когда вожу свою собаку туда... Люблю чи­тать о животном мире... любимый писатель - Биан-ки... в детстве - Чарушин был... Родители советуют поступать только в технологический институт... и боль­ше никуда не хотят, особенно мама. Она говорит, что если я ее не послушаюсь, то причиню ей большое горе».

2. Вспомните основные события, характеризующие ваш собственный путь в педагогическую профессию, и составьте описание соответствующей ситуации вы­бора профессии.

 

3. Как вы полагаете, все ваши коллеги по студен­ческой группе пришли в педагогическую профессию тем же путем, что и вы, или здесь есть существенные индивидуальные различия? Это вы можете проверить, проведя соответствующее исследование.

Сводка основных идей

Построение сколько-нибудь определенного проекта профессионального жизненного пути (личного про­фессионального плана) - дело сложное, зависящее от ряда объектных и субъектных обстоятельств.

Решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным, «аналитическим», но и эмоцио­нальным, «синтетическим». Главный критерий здесь — не чья-либо внешняя оценка, а состояние удовлетво­ренности учащегося, оптанта сделанным выбором, при условии, что обстоятельства этого выбора им доста­точно хорошо осознаны.

Следует воздерживаться от соблазна так операционализировать планирование профессионального буду­щего и решение задачи о выборе профессии, чтобы его можно было передавать компьютерной технике (это технически возможно, но не следует лишать человека чувства «субъектности» - «я сам»).

Литература

Винокур А.Ю. Индивидуальные особенности при­нятия решения о выборе профессии и их учет в проф-консультации//Пеихолого-педагогические проблемы профориентационной работы. Сыктывкар, 1989, с. 6-9.

Гинзбург М.Р. Жизненные планы как проявление личностного самоопределения старшеклассников//

Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987.

Журавлев В.И. Педагогические проблемы жизнен­ного самоопределения выпускников средней школы. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л., ЛГУ, 1973, 37 с.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся старших классов средней школы. 2-е изда­ние, дополненное и переработанное. М., 1990.

Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта//Научные труды ВНИИпрофтехобразования. Л., 1976, с. 7-28.

Королькова Г.Ф. Некоторые особенности работы профконсультанта в зависимости от профессиональ­ных планов оптантов и разновидности профконсуль-тационных ситуаций//Научн. труды ВНИИпрофтехоб­разования. Л., 1976, вып. 32, с. 56-72.

Кузнецова И.В. Методологические основы исследо­вания процесса выбора профессии//Способности и де­ятельность. Ярославль, 1989, с. 35-46.

Парамзин В.Н. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы. Ново­сибирск, 1987, 140 с.

Петрищева Г.П. Жизненные планы как фактор профессионального самоопределения молодежи. Дисс. канд. пед. наук. М., 1984.

Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное по­собие для учащихся старших классов средней школы. М., 1991.

Смирнов А.И. Профессиографические аспекты при­нятия решения в процессе выбора профессии//Вопро-сы психол., 1987, № 3, с. 139-142.

Тарасова-Т.Н. Социальная направленность профессиональной ориентации учащихся массовой (объеди­ненной) школы современной Англии. Дисс. канд. пед. наук. М., 1981.

Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей//Вопросы психол., 1984, № 3, с. 79-86.

Укке Ю.В. Психологические концепции професси­ональной ориентации в США. Дисс. канд. психол. наук. М.,1972.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.