Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии»)
Основные понятия главы: личный профессиональный жизненный план, структура личного профессионального жизненного плана, древовидная схема вариантов профессиональных жизненных путей, индивидуальная ситуация выбора профессии, схема решения задачи о выборе профессии. 10.1. Проблема «предиачертанности» или «рукотворности» профессионального жизненного пути В данном разделе вам встретятся некоторые положения, которые в иных связях уже встречались в предшествующих разделах; такое не совсем простое повторение материала в учебной книге неизбежно, а быть может и небесполезно («повторение - мать учения»); во всяком случае, полагаем, вы отнесетесь к этому без, излишней скуки. Известно, что люди нередко пользуются вымыслами; это, в частности, делается и для замены отсутствующего кругозора в жизненной реальности, и для успокоения, для утешения, снятия тревожных, горестных и иных неприятных состояний сознания, души. В каких-то пределах последнее необходимо и полезно в качестве так называемой внутренней защиты от пси-хотравмирующих воздействий, и даже многие народные пословицы как бы доставляют нам заранее заготовленные формулы такой защиты («Своя ноша не тянет», «И на добра коня спотычка живет», «Битая посуда два века живет» и т.п.)- Среди успокаивающих вымыслов есть и такие, как идея о предопределенности, предначертанности течения событий жизни, а также идея о безусловной прогрессивности общего хода событий жизни, истории. В действительности же, как ни привлекательна мысль, что все самотеком идет к лучшему (либо за счет божественного промысла, судьбы, либо за счет «авось, все образуется»), «самотек» в социальной жизни ведет только к диссоциации, беспорядку и развалу. Прогрессивное же развитие возникает только в результате целенаправленной и разумной деятельности людей - деятельности трудовой (в широком смысле). В связи с построением образа предстоящего профессионального жизненного пути всплывает, в частности, одна принципиальная альтернатива: думать ли о некоей тропе-линии или о «веерах» открывающихся возможностей? Уже не раз шла речь о том, что каждый сам во многом ответственен за построение своего профессионального пути. Но часто употребляемые в тексте слова «профессиональный жизненный путь» могут невольно натолкнуть на неправильное представление о профессиональном развитии человека. А именно, было бы глубоко неверным представлять жизненный путь как заранее предопределенную траекторию движения: что-то вроде полета кем-то пущенной к цели стрелы. Тут невольно по ассоциации всплывают некие как бы сами собой разумеемые требования к этому пути - чем точнее, тем лучше; чем прямее, тем лучше; чем скорее, тем лучше, и уж совсем абсурдное - чем короче, тем лучше. Стоит только допустить в сознание такой обескураживающий образ, как возникает потребность как-то отстраниться от возникающей при этом абсурдной ситуации, когда целью жизни становится чуть ли не смерть; и понятно, что в таком случае людям хочется представить «земную жизнь» как нечто временное и неглавное в их движении к чему-то «вышнему», «вечному», «потустороннему». Как известно, такие идеологии существуют, и они очень выгодны тем, кто хочет манипулировать, распоряжаться чужими жизнями и судьбами в своих интересах. Представление о некоей предначертанности жизненного пути человека не соответствует действительности, хотя очень легко возникает в сознании и кажется очень правдоподобным и естественным по аналогии со всеми теми частными делами, вещами, которые производит человек. В самом деле, чтобы сшить пусть кисет, надо начертить, иметь, если не выкройку, то хоть разметку на заготовке, иначе может возникнуть ситуация, фиксируемая пословицей: «Шила милому кисет - вышла рукавичка». В мире техники очень строгим является правило детальнейшей разработки проекта, прежде чем он начнет реализоваться. Особенно авторитетные, но совершенно неподходящие для нашего случая ассоциации навевает компьютерная техника - в этой области полагается, тщательно разработав программу, скрупулезно, до мелочей ее отладить, прежде чем она начнет проигрываться и удивлять нас своими чудесами решения сложных задач и пр. Кажется, что вот это и есть идеальная модель проектирования и реализации жизненного пути: все заранее «обсосать» и затем реализовать (еще один вздор ный теоретический вариант: думать, что в человеке каким-то роковым образом запрограммированы исходы из жизненных ситуаций, конфликтов и таким образом ему «на роду написано», быть ли успешным или неуспешным, принятым в обществе или отверженным, и пр. В начале двадцатого века существовала теория, суть которой выражалась такими примерно словами: «Несчастниками рождаются так же, как музыкантами». Хлестко сказано, но без достаточных оснований). Кстати говоря, само слово «судьба», которое и мы здесь нередко употребляли, может нести с собой признаки именно такого понимания хода дел: суждено, предписано, куда ж деваться? Увы, по многим причинам этот идеал предначертанности или «запрограммированности» жизненного, в частности, профессионального пути является ложным, совершенно не соответствующим ни закономерностям развития человека, ни особенностям его психики, сознания. Особенно противоестественно, если «программировать» возьмутся одни, а удел реализации программы предоставят другим. Не увязая в "подробной критике такого варианта понимания дела, мы просто отбросим его, как негодный, и рассмотрим далее более природо-сообразный, как нам думается, вариант. Что касается слова «судьба» с его несколько мрачным исконным значением, то вспомним, что слова в истории могут наполняться новыми значениями, подчас далекими от исконных и совсем не похожими на них, и при этом мы продолжаем ими (словами) пользоваться. Так что и судьбу не будем считать чем-то лишь внешним по отношению к целям, действиям, активности человека. Будем полагать, что развитие человека как субъекта профессиональной деятельности идет не просто «по возрастающей», переходящей в «нисходящую», не по «циклам», не «по спирали», а иначе - по пути пошагового возникновения и даже преднамеренного создания им некоторых возможностей, из которых какие-то выбираются для реального осуществления. При этом, в связи с исключительной многообуслов-ленностью, «нестандартностью» любых ситуаций в обществе, в мире труда, профессий и высоким уровнем неопределенности возможных исходов из нестандартных ситуаций, принципиально невозможно заранее предвосхитить весь трудовой жизненный путь человека. Любая попытка считать вполне законченным, «неприкасаемым» имеющееся представление о будущем (пока еще не осуществленном!) профессиональном пути не может считаться разумной и обоснованной. Сегодняшнее представление о том, чего пока еще нет, есть всегда более или менее мифологический эскиз; он полезен, но с ним нецелесообразно «намертво», «неразъемно» связывать все частные жизненные шаги и стратегии. Незыблемыми могут быть только некоторые общие принципы, правила, нормы - такие как, например, «всегда и везде служить народу»; «светить всегда, светить везде... вот лозунг мой и Солнца» (В. Маяковский); «чти отца и мать свою... да продлятся дни твои..», «не произноси ложного свидетельства» (Ветхий завет) и т.д. В главе 4 были приведены некоторые основные общие принципы, которые рекомендуется применять, обдумывая свое профессиональное будущее или осуществляя педагогическое руководство процессом профессионального самоопределения. Из сказанного не следует, что в сознании оптанта не должно быть ясной (на данный момент его жизни) модели жизненного трудового пути, но она должна быть достаточно обобщенной, гибкой и не сковывающей человека на каждом шагу. Можно предложить следующий обобщенный графический вариант такой модели (см. схему 7). Ветвящиеся одиночные линии на схеме изображают имеющиеся (представляемые более или менее ясно) варианты возможностей целеполагания и выбора действий практически в каждой сколько-нибудь значительной жизненной ситуации, на каждом большом и малом шаге жизни. Некоторые варианты ведут в разного рода тупики развития, ситуации неуспеха или даже катастроф, некоторые имеют продолжение в мысленно обозримой перспективе. Двойная линия изображает некоторый фактически пройденный и практически намеченный, желаемый путь. Пунктирные разрывы линий означают случаи, когда представление о будущем становится малоопределенным, когда будущее трудно предвидимо. «Стрела времени» направлена слева направо. Множество одиночных линий просто напоминает, что, как правило, те или иные жизненные ситуации, «преткновения» имеют не один, а несколько возможных исходов. Психика - ум, характер и воля - для того и существуют у человека (живая природа и социум не сохраняют надолго ненужные вещи и процессы), чтобы на каждом шагу ориентироваться, думать и чувствовать, принимать решения, делать выборы и таким образом творить свой жизненный путь. На схеме представлены три некоторые условные ситуации, шага, решения. Что считать ситуацией, «шагом», «решением» - дело самого действующего субъекта. Важно, что этапы жизненного пути не «привязаны» жестко к какой-то временной шкале. Профессиональный жизненный путь - творческое произведение каждого, и не надо здесь вводить слишком много общих для всех шаблонов. Ясно, что, например, стюардесса на воздушном лайнере едва ли мыслима сейчас в предпенсионном возрасте, а юрист, быть может, чем старше, тем лучше, поскольку - опытнее и компетентнее...
Схема 7. Общее представление о соотношении возможных и реализованных вариантов шагов на профессиональном жизненном пути (пояснения в тексте)
Предлагаемый здесь нами вариант понимания дела, связанный с отверганием идеи предопределенности профессионального развития человека, неизбежно связан, впрочем, с не для всех приятной идеей негаран-тированности этого развития, если предпочитать «лежать на боку» и ждать, что прогресс «стрясется» сам собою и неизбежно вынесет нас на некий столбовой путь. Гарантией прогрессивного профессионального развития является активность самого человека, сообразуемая, в частности, с теми правилами, принципами, которые уже не раз упоминались и к которым мы предлагаем время от времени обращаться (можно их совершенствовать и в конечном счете каждый может построить систему проверенных жизнью правил именно свою и для себя, для своей работы). Обращаясь к только что рассмотренной графической схеме, хотелось бы подвергнуть сомнению одно очень распространенное мнение о том, что по мере осуществления выборов возможности человека все сужаются и сужаются: сделал выбор, значит, во-первых, потерял то, что не выбрал и, во-вторых, вариантов дальнейшего выбора стало меньше, чем раньше. Согласно этому весьма распространенному мнение, человек, делая последовательные выборы, как бы влезает в некую воронку, где, наконец, ему и «повернуться» нельзя - один выход. Но обратимся к общепонятным фактам. Вот человек сделал выбор и стал на путь профессионального музыканта. Да, он отказался от многого, оставив его позади. Он теперь по многу часов в день проводит за инструментом, работая - «искры из глаз» - над исполнительской техникой. И что же, выборов у него стало меньше? Да ничуть. Если он раньше мог «тренькать» ограниченное количество технически доступных ему произведений, то сейчас выбор у него стал необозримо широким - ему «по плечу» то, о чем ранее не приходилось и помышлять. Значит, «воронки» никакой нет. Скорее наоборот, по мере хороших выборов возможности человека могут возрастать - не «воронка», а «взлет». Еще один пример из, казалось бы, совсем противоположной области: выбрал специализацию, связанную с медницко-жестяницкими работами. Значит уже и не токарь, и не фрезеровщик. Полез в «воронку»? Да ничуть. Оказывается, перед человеком открылся ранее неведомый мир новых необозримых возможностей - тонкости дробеструйной обработки и химического травления заготовок, сложные мысленные схемы ручной и механизированной правки, процедуры плоскостной и пространственной разметки заготовок, а это еще только «азы» того сложного мира, который открывается здесь человеку и который для непосвященного закрыт. Опять не «воронка», а взлет. И так в каждом деле. Вот почему и на приведенной выше схеме мы специально подчеркнули отсутствие обсуждаемой здесь воронкообразности процесса - в третьей ситуации возможных вариантов выбора даже больше, чем во второй и в первой. Сделанный профессиональный выбор и приобретаемый на избранном пути опыт меняют всю картину дальнейших возможностей выбора и меняют вместе с тем направление дальнейшего развития человека. Меняют, но не ограничивают, поскольку открываются ранее недоступные возможности. Во всем предшествующем тексте были тщательно обойдены такие ключевые для рассматриваемой темы понятия, как «призвание» и «всестороннее развитие», хотя фактически речь все время шла о соответствующих процессах, фактах и зависимостях. Теперь самое время сказать, что под призванием уместно понимать наивысшую степень взаимосоответствия «вот этого» человека и его работы. Этот феномен складывается в результате ряда шагов на профессиональном пути, когда в результате человек может сказать, что в этой (и именно этой) работе или области труда он (и именно он) более всего может быть продуктивен и удовлетворен. Что касается идеи всестороннего развития человека как субъекта деятельности, то дело не следует понимать так, что каждый должен уметь решительно все и иметь решительно все ценные качества (практически это могло бы означать только одно: «все понемногу и ничего как следует»). Достигнув состояния призвания к чему-то определенному и создавая некоторые материальные или духовные ценности, человек не должен быть ограничен настолько, чтобы не видеть, не воспринимать и не быть способным потреблять то, что делают, производят другие. Хорошая «ушибленность» своим делом, без которой невозможны высшие достижения в труде, не должна вырождаться в очумелую ограниченность - вот и все. Общая профессиоведческая осведомленность, грамотность, культура - вот средство и шаг в сторону правильно понимаемой всесторонности (как разносторонности, как способности в принципе понять и принять трудовой вклад любого «другого», то есть каждого). Что касается профессионального самоопределения, о чем все время шла речь выше, то здесь только важно напомнить, что любое хорошее дело можно довести до абсурда (что давно подметил народ, говоря, что заставь иного богу молиться, он себе и тут лоб разобьет). Будущему педагогу, полагаем, понятна мысль о множестве и разнообразии миров, в которых живут разные люди. Мы напоминаем здесь не о чертовщине или таинственных n-ных измерениях и соответствующих пространствах, а об обыденной вещи, давным-давно отмеченной в художественной литературе. Возьмите любое подлинно художественное произведение, и вам явится картина разных, несхожих миров, в которых живут его герои. Вот, скажем, «школьный» пример -пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» (18 век): госпожа Простакова живет в мире корысти и слепой любви к своему сыну Митрофанушке, поэтому в арифметических задачах она усматривает только чушь (учитель Цыфиркин читает Митрофану задачу - нашли триста рублей, надо разделить на троих; г-жа Простакова на это: «Врет он, друг мой сердешный. Нашед деньги ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке»). Другой герой пьесы -Скотинин живет в мире эгоизма, слегка скрашенного положительным отношением к свиноводству, и видит все в соответствующем свете; даже свое родство с госпожой Простаковой (он ее родной брат) и ее поведение квалифицирует в соответствующих терминах: «Чего греха таить, одного помету, да вишь как развизжалась». Стародум - положительный герой пьесы - видит мир опять-таки на свой лад: «... имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все про чее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы». Если иным героям пьесы и на ум не приходит как-то видеть свое поведение со стороны, сдерживать или регулировать его, то у Стародума психорегулятивные, как теперь бы сказали, идеи выражены очень четко: (Правдину) «Постой. Сердце мое кипит еще негодованием на недостойный поступок здешних хозяев. Побудем здесь несколько минут. У меня правило: в первом движении ничего не предпринимать». ' В приведенном примере разные внутренние миры людей противопоставлены. Мы же могли с вами убедиться (глава 8), что эти миры (у разнотипных профессионалов) уместно полагать равноценными, равно-достойными. Общество сильно как раз многообразием разных людей. Люди могут быть равноценными, оставаясь разными. Из сказанного не следует, что можно недооценивать те качества, которые людей роднят, делают схожими. Но не следует и то, что нужно всегда и непременно постараться сделать всех людей одинаковыми. Излишне говорить, что так называемый «рынок труда» - это не рынок объектов свободного манипулирования бездушными объектами. Каждый человек в ситуации выбора или смены профессии, в ситуации, когда он должен освоить новое непривычное дело, является еще и сознательным и индивидуально-своеобразным субъектом выбора - думающим, по-своему помышляющим о будущем, что называется, чувствующим, не только торжествующим, но и страдающим. Как нетрудно, вероятно, согласиться, каждый человек на профессиональном пути строит свой мир и живет в этом своем мире. Плохо это или хорошо, можно, конечно, и еще порассуждать, но, главное, это факт. В нашей власти - не доводить дело до абсурда, нелепостей. В античной древности говорили - «если боги намереваются погубить человека, они лишают его разума» (остальное-де случится с ним само собой). В наши дни можно было бы сказать так: «чтобы погубить человека, надо заразить его идеей сепаратизма» (то есть крайностями самоопределения, желанием обособиться, автономизироваться, противопоставить себя окружающему на почве абстрактной идеи личной или групповой, профессиональной исключительности, независимости). Природа и общество подчинены закону всеобщей связи и взаимной зависимости явлений, в соответствии с которым абсолютно независимых явлений (не зависящих ни от чего) нет и не может быть. Что касается обособленности человека как следствия его самоопределения, его независимости от других, то речь - в пределах разумного решения вопроса - может идти о некотором балансе, равновесии по параметру «зависимость - независимость». Когда я должен сосредоточиться на изготовлении своего изделия, на производстве некоего полезного продукта - будь то болт, манная каша, текст будущей страницы книги или упорядоченное движение транспорта на перекрестке улиц - мне нужно, чтобы не мешали, не отвлекали и пр. В этом смысле независимость субъекта труда — важное условие успешности усилий человека. Но в этом же случае есть, более того, нужна определенная моя взаимозависимость с другими людьми. Скажем, болт я делаю для какой-то машины (в конечном счете для каких-то других людей, заказчиков), и он должен быть не «абы каким», а иметь определенный диаметр, длину, шаг резьбы и т.п.; манная каша должна иметь определенное вкусовое достоинство, качество; текст не должен быть простым бредом самовыражения, но должен возможно лучше отвечать на возникающие у читателя вопросы, вызывать возражения, то есть будить мысль и т.д. Выходит, что бесспорный факт, состоящий в том, что каждый человек живет в своем мире, следует понимать так, что этот «свой мир» должен обязательно частично совпадать, иметь черты сходства, общности с мирами других людей и, следовательно, миром культуры человечества в целом. Вот с этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой общечеловеческой" культуре и должна быть обязательно сопряжена задача профессионального «само»-определения и педагогического руководства им. 10.2. Общая структура ситуации и схема решения задачи «выбор профессии» Часто употребляемое выражение «выбор профессии», как бы указывающее на некий однократный акт, маскирует два важных обстоятельства. Первое: каждый отдельный - пусть даже простенький - выбор на трудовом жизненном пути является обязательно процессом, то есть некоей цепочкой взаимосвязанных шагов. Эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой Ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных, вариантов дальнейшего действия и их по следствий, более или менее выраженная борьба побуждений и, наконец, формулировка того или иного решения. Например, человек работает слесарем-сборщиком и видит, что на производственном участке часто бывают «заторы» из-за того, что не поспевают вовремя фрезерные работы (станки есть, фрезеровщиков мало). «А почему бы мне не освоить дополнительно квалификацию фрезеровщика?» - думает он. Но сориентироваться надо не только во внешней, но и во «внутренней» обстановке - в своих собственных способностях, возможностях, опыте (достанет ли у меня терпения, знаний по геометрии, пространственного мышления и т.д.). Обычно сам человек не наблюдает за собой «со стороны» и просто не замечает хода упомянутых выше процессов во «внутренней обстановке» души так же, как он, например, не обращает внимания на свое сердцебиение или дыхание; просто пребывает в задумчивости, «томится», «волнуется», «злится» и пр. Но из этого не следует, что лучше-де не знать, как протекает процесс принятия решения. В трудных случаях жизни полезно отдать себе отчет об этом процессе, полезно представлять себе общую схему его (об этом несколько ниже). Второе важное обстоятельство, которое маскируется выражением «выбор профессии», намекающим как бы на однократный акт: неизбежность многих выборов на многолетнем трудовом жизненном пути. В связи с развитием техники, технологии, общественного устройства, организации труда, личного мастерства работников все время происходят изменения мира профессий. В частности, содержание труда настолько меняется, что даже при старом названии профессия выглядит как новая, которую надо либо выбирать себе для будущего, либо... покидать. Например, так случилось в свое время с машинистами локомотивов, когда паровозы «ушли на покой», а появились электровозы. Было бы неоправданной оплошностью давать «клятву верности» какому-то непременно одному делу. Завтра появятся новые «технологии» (не только в так называемом «материальном» производстве, но и в производстве информации, в обучении, в сфере духовного производства), а вместе с этим и новые трудовые посты, новые виды труда, профессии. Сегодня их и выбрать для себя нельзя, поскольку их просто еще нет. Другое дело, что занимаясь каким-то делом «здесь и сейчас», важно уметь мобилизовать себя, что называется, на полную отдачу сил (без этого, как отмечалось, не будут развиваться способности как физические, так и умственные, как общие, так и специальные). В связи со сказанным становится ясным, что счастье на профессиональном пути надо видеть не в том, чтобы как можно быстрее погрузиться в некое «логово» и сделать его привычным, а в том, чтобы достигать все новые и новые цели в области совершенствования своей продуктивной деятельности. Вот почему правильнее думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию (придумыванию, совершенствованию ранее придуманного) и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором не будет роковым, если приложить ум и волю. Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его «старта») при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру, а именно, можно выделить восемь важнейших типов обстоятельств, которые старшекласснику полезно «не забыть», принять так или иначе во внимание при обдумывании профессионального будущего (а учителю, следовательно, важно обратить внимание ученика на эти группы обстоятельств). Напомним об этих обстоятельствах: 1. Позиция старших членов семьи (или лиц их заменяющих); разнообразие возможных вариантов было рассмотрено для ориентировки во второй главе (2.2), но педагог может столкнуться и с новыми вариантами этого рода; поэтому он должен не «подгонять» рассматриваемые случаи под примерные варианты, а творчески разбираться в, быть может, неповторимо своеобразной жизненной ситуации. И это соображение относится к каждому из нижеследующих пунктов. 2. Позиция сверстников (подруг, товарищей), «значимых других» из круга внесемейного общения. 3. Позиция (в отношении данного учащегося) учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога, если таковой имеется. Следует отметить, что у работников школы, как и у всяких людей, могут складываться некоторые стереотипные мнения об учениках, в том числе и связанные с недооценкой их по тем качествам, которые не требуются по тому или иному учебному предмету (скажем, литератор может недооценивать мальчика с выраженным интересом к технике и высоким конструктивно-техническим интеллектом, но невыраженным интересом к «изящной словесности»). Педагогу нелишне признавать и помнить малоприятную для него истину, что ученики иной раз знают друг друга более многосторонне, чем педагоги. 4. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы (ЛПП) учащегося, оптанта (включая и случай их полной неопределенности, «отсутствия»). Общая структура полного (теоретически идеализированного) личного профессионального плана (как образа желаемого будущего) может быть представлена так: главная цель (что ученик предполагает в будущем делать, какой трудовой вклад вносить в общенародное дело, или у него нет помыслов этого рода, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития); представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - «жизненная перспектива» (первая область деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные варианты предварительной пробы своих сил, возможные профессиональные учебные заведения, желательные трудовые посты после окончания профессионального учебного заведения - как видится в мечтах свой «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры»); представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или - для начала - в специальный кружок и пр.). представления о внешних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей); представления о внутренних условиях достижения намеченных целей (свои возможности, способности к обучению, состояние здоровья - напомним, что подростки и юноши часто недооценивают отклонения своего здоровья от нормы; настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы или работы по намечаемой специальности); запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов. Следует отметить, что подростки и юноши часто имеют единственный вариант жизненного плана и переживают невозможность его реализации (скажем, по причинам экономического, семейного характера) как жизненную катастрофу: «не прошел по конкурсу... ну... все рухнуло!». Очень важно культивировать мысль, что мы живем в вероятностном мире, и всегда надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств. Педагогу важно обратить внимание на полноту, ясность, реалистичность (реализуемость), моральную, а не только «вычислительную», обоснованность жизненных планов ученика, их обоснованность не мифологическими (пристрастно искаженными), а правильными представлениями о мире труда. Нелишне отметить, что старшеклассники иногда скрывают наиболее дорогие для них жизненные планы, если не уверены, что взрослые или сверстники имеют достаточно такта, чтобы с пониманием и сочувствием к ним отнестись. 5. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности. Это -звено и основа для формирования его будущей профессиональной пригодности. Полагаем, соответствующую ориентировку в группе затронутых вопросов вы получили в курсах общей и возрастной психологии. 6. Уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженные или завышенные притязания - важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми. А значит, это важные условия реалистичности выбора профессии, достижения удовлетворенности и успеха на будущем профессиональном пути. 7. Информированность. В связи с этим обстоятельством важно обратить внимание на доброкачественность (правдивость, полноту, ясность) той информации, которая оказывается основанием для принятия учащимся решений, касающихся его профессионального будущего. 8. Склонности к тем или иным видам деятельности. Этот пункт едва ли нуждается в пояснениях. Идеальным «казусом» был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере: планы учащегося могут возникнуть под влиянием предрассудков «чести» и не согласоваться с его же склонностями (ученик намеревается быть экономистом, поскольку это" престижно, хотя больше всего любит «возиться» в живом уголке, интересуется биологией); его планы могут, с одной стороны, не согласоваться с позицией родителей, а с другой, с тем, куда его «тянут» товарищи по спортивной команде, и т.п. Все рассогласования описанного рода могут недостаточно ясно сознаваться учеником. Задача педагога - помочь учащемуся, оптанту внести максимум порядка, согласованности в его неповторимую ситуацию выбора профессии (найти «консенсус» с родителями, противостоять выбору профессии просто «за компанию с друзьями», отстроиться от ложных соображений о престиже и сконцентрироваться на том, к чему более склонен и способен на этом пути будет и успех и, следовательно, престиж, если уж он так значим. Для наглядности ситуацию выбора профессии можно представить в виде восьмиугольника (или окружности с восемью расположенными на ней точками), вершины которого можно соответственно обозначить; а отрезки, соединяющие эти вершины (точки окружности), могут обозначать согласованность или рассогласование рассмотренных факторов (скажем, пунктир - рассогласование, а сплошная линия - достигнутое соответствие и т.п. в меру вашей изобретательности в деле построения наглядных схем). Важным психическим регулятором профессионализации человека является личный профессиональный план (ЛПП), понимаемый как мысленный образ. Эти планы очень разнообразны, и чтобы разбираться, ориентироваться в них, полезно пользоваться какой-то их хотя бы обобщенной классификацией. Пока вы не придумали удобную для вас свою, можете воспользоваться той, которую предлагает, например, Н.С. Пряжников (Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы. Дисс. канд. психол. наук. М., 1988, с. 37-40) и которую мы ниже приводим. Она имеет вид прямоугольной таблицы или графика; по вертикальной оси координат при этом как бы отложены четыре типа ЛПП (по комплексу признаков, включающему проявления самостоятельности и информированности оптанта), а по горизонтальной - признаки реализованности, внутреннего принятия оптантом своего (высказываемого им) плана. Рассмотрим эту полезную схему подробнее. Н.С. Пряжников предлагает выделить четыре типа ЛПП: A. Отсутствие самостоятельно построенного учащимся профессионального плана (за него это делают или Б. ЛПП построен самостоятельно, но" на очень неполной ориентировочной основе (например, учтено только свое желание или позиция сверстников и пр.); B. ЛПП построен с учетом многих существенных обстоятельств конкретной - «вот этой» - ситуации Г. Сформирована (дополнительно к тому, что указано в пункте «А») готовность (умение, настрой, владение общей схемой - методом решения данной задачи) самостоятельно строить новые ЛПП в усложняющихся, изменяющихся условиях (переезд семьи, болезнь и т.п.). Что касается вариантов реализованности ЛПП, то предлагаются следующие пять: 1) пассивное положительное принятие того способа порождения ЛПП, который фактически состоялся, и успокоенность; 2) активное выражение ЛПП в повседневных разговорах, спорах о выборе профессии; 3) частичная реализация ЛПП в тех или иных формах самообразования, пробах сил (посещение кружков, подготовительных курсов, попытки поработать, скажем, в летние каникулы на трудовых постах, близких по содержанию деятельности или по отраслевому признаку к будущей профессии); 4) после выхода из общеобразовательной школы осуществляется реальный выбор профессионального учебного заведения или работы, обучения на производстве; 5) успешная адаптация к избранной профессии и дальнейшее профессиональное развитие. В компактном виде рассматриваемое средство ориентировки в многообразии ЛПП оптантов, учащихся может выглядеть так, как на приводимой схеме 8. При этом характеристики ЛПП данного оптанта могут быть обозначены на ней точками, «клетками» на пересечении столбцов и строк («абсцисс» и «ординат»). Понятно, что здесь речь должна идти не о метрической, а о семантической (смысловой) точности. Общая схема принятия человеком решения об очередном выборе для себя профессии (тоже теоретически идеализированная и приводимая здесь не как предписание, но как средство общей ориентировки в сложной реальности) может быть примерно такой: 1. Составить себе общую обзорную ориентировку в мире профессий. 2. Выделить возможности и ограничения, связанные с обстановкой в группе близких людей, в обществе; полезно подразделить их на три степени - те, с успокоенность; 5) активное выражение ЛПП в повседневных разговорах, спорах о выборе профессии; 6) частичная реализация ЛПП в тех или иных формах самообразования, пробах сил (посещение кружков, подготовительных курсов, попытки поработать, скажем, в летние каникулы на трудовых постах, близких по содержанию деятельности или по отраслевому признаку к будущей профессии); 7) после выхода из общеобразовательной школы осуществляется реальный выбор профессионального учебного заведения или работы, обучения на производстве; 5) успешная адаптация к избранной профессии и В компактном виде рассматриваемое средство ориентировки в многообразии ЛПП оптантов, учащихся может выглядеть так, как на приводимой схеме 8. При этом характеристики ЛПП данного оптанта могут быть обозначены на ней точками, «клетками» на пересечении столбцов и строк («абсцисс» и «ординат»). Понятно, что здесь речь должна идти не о метрической, а о семантической (смысловой) точности. Общая схема принятия человеком решения об очередном выборе для себя профессии (тоже теоретически идеализированная и приводимая здесь не как предписание, но как средство общей ориентировки в сложной реальности) может быть примерно такой: 3. Составить себе общую обзорную ориентировку в мире профессий. Выделить возможности и ограничения, связанные с обстановкой в группе близких людей, в обществе; полезно подразделить их на три степени - те, с которыми нельзя не считаться, те, с которыми лучше считаться, чем не считаться, и те, которыми можно пренебречь. 4. Собрать, упорядочить сведения в соответствии с формулой «моей» профессии, учтя и возможные запасные варианты выбора. 5. Если необходимо, уточнить для себя формулу своей профессии. 6. Обдумать варианты шагов на пути освоения новой профессии (или повышения квалификации в рамках имеющейся). 7. Мысленно «проиграть», продумать элементы структуры ЛПП (они приведены выше при характеристике компонентов ситуации выбора профессии). Примечание: во всех предшествующих случаях полезно (это уж зависит, впрочем, от нрава человека) обсуждать названные вопросы с близкими людьми (диалог - путь к разумности решений); Окончательно принять решение, объявить его уважаемым людям. *** Человек решает задачи не как компьютер - не пошагово, не обязательно только рационально, а также и эмоционально; иной раз внезапно - «хлопком». И не нужно, чтобы он походил на электронный процессор. Самое главное - состояние удовлетворенности еде-данным выбором и принятие на себя ответственности на него. Задания, упражнения вопросы для обдумывания к главе 10 1.Ознакомьтесь с приведенными ниже материалами, характеризующими учащихся в ситуации выбора профессии. Постарайтесь их соотнести с приведенными в данной главе общими группировками, схемами как средствами ориентировки в обсуждаемой реальности. Скажем, можно попытаться использовать наглядную схему «восьмиугольника» (пусть он будет неполным, и это подскажет вам, что следовало бы дополнительно узнать об оптанте и что дальше делать педагогу); можно использовать схему группировки Постарайтесь предположительно наметить ваши педагогические действия по отношению к данному оптанту (выразить ли удовлетворение по поводу его выбора и тем самым вселить в него дополнительную уверенность в себе, собрать ли дополнительную информацию о нем, что-то сообщить ему, попытаться откорректировать его представления, отношения или другие психические регуляторы). Примечание: устные высказывания учащихся и фрагменты их письменных работ приводятся здесь и далее без редакционного вмешательства, даже если они имеют стилистические, формально-грамматические погрешности (в психологии это принято в целях сохранения психолого-педагогической симптоматичности речи учащихся; в противном случае мы узнаем о сознании не учащегося, а редактора). Итак, некоторые казусы для анализа: Олег Т. 10 класс (по Г.Ф. Корольковой. Изучение особенностей старшеклассников в системе профкон-сультационной работы. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1975, с. 46-47). «Хочу быть (отвечает не сразу, в глаза не смотрит, а если смотрит, то с лукавым выражением) милиционером, только с высшим образованием, вот где получить такое образование, не зною, куда поступать - тоже не знаю». - Почему ты эту профессию выбрал? - «Посоветовали ... смотрел кинофильмы, читал в книгах». На этом закончилась первая беседа о его планах, и больше он ничего не хотел сообщать. После некоторого времени, в ходе психодиагностического эксперимента Олег сказал: «Я ведь не собирался быть милиционером, сказал вам так просто. Мне нравится совсем другая специальность, которая была бы связана ну с, вроде бы, Маша Г. 8 класс , (По Г.Ф. Корольковой. Указ соч., с. 78-79). Девочк.а спокойная, уравновешенная, почти всегда улыбается мягкой добродушной, доверчивой улыбкой. от первой встрече с профконсультантом уклонилась, от сообщения о своих профессиональных планах. Для следующей встречи пришла вместе со своей мамой, и они сообщили профконсультанту «по секрету», что Маша хочет шить и быть портнихой; «только подскажите нам, подойдет ли она к этой профессии...». Позднее выяснилось, что мать и дочь почему-то опасались, что профконсультант будет настаивать на другом варианте выбора. В дальнейшем, в индивидуальной беседе девочка подробно рассказала: «Я уже давно шью; начала, как и все, с кукольной одежды, теперь шью братьям и сестрам (самая большая в семье). Очень люблю уроки домоводства. Но в школе никто не знает, что я хочу быть портнихой. Я стесняюсь об этом говорить...». Просила и профконсультанта не сообщать об этих ее намерениях. По характеристике учителей: «слабая, пассивная, молчунья ». Преподаватели русского языка и иностранного: «слабая, тихая, но очень аккуратная, тетрадки ее просто образцовые, умеет красиво расположить материал в тетрадке». На уроках труда ее работы выделяются аккуратностью, оригинальностью, умением внести в них что-то свое, и она всегда выполняет их с большим желанием. После восьмого класса Mania поступила в профтехучилище на специальность «портной верхней женской и детской одежды», а после его окончания стала успешно работать в Доме моделей; очень довольна работой («Я очень счастливая», - говорит она). Марина С. 10 класс (По Г.Ф. Корольковой. Указ соч., с. 42). В беседе говорит: «Мне нравится что-нибудь связанное с биологией, животным миром, но куда поступать, не знаю... Мне нравится ухаживать за своей собакой, люблю наблюдать за врачом в ветеринарной больнице, когда вожу свою собаку туда... Люблю читать о животном мире... любимый писатель - Биан-ки... в детстве - Чарушин был... Родители советуют поступать только в технологический институт... и больше никуда не хотят, особенно мама. Она говорит, что если я ее не послушаюсь, то причиню ей большое горе». 2. Вспомните основные события, характеризующие ваш собственный путь в педагогическую профессию, и составьте описание соответствующей ситуации выбора профессии.
3. Как вы полагаете, все ваши коллеги по студенческой группе пришли в педагогическую профессию тем же путем, что и вы, или здесь есть существенные индивидуальные различия? Это вы можете проверить, проведя соответствующее исследование. Сводка основных идей Построение сколько-нибудь определенного проекта профессионального жизненного пути (личного профессионального плана) - дело сложное, зависящее от ряда объектных и субъектных обстоятельств. Решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным, «аналитическим», но и эмоциональным, «синтетическим». Главный критерий здесь — не чья-либо внешняя оценка, а состояние удовлетворенности учащегося, оптанта сделанным выбором, при условии, что обстоятельства этого выбора им достаточно хорошо осознаны. Следует воздерживаться от соблазна так операционализировать планирование профессионального будущего и решение задачи о выборе профессии, чтобы его можно было передавать компьютерной технике (это технически возможно, но не следует лишать человека чувства «субъектности» - «я сам»). Литература Винокур А.Ю. Индивидуальные особенности принятия решения о выборе профессии и их учет в проф-консультации//Пеихолого-педагогические проблемы профориентационной работы. Сыктывкар, 1989, с. 6-9. Гинзбург М.Р. Жизненные планы как проявление личностного самоопределения старшеклассников// Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987. Журавлев В.И. Педагогические проблемы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л., ЛГУ, 1973, 37 с. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся старших классов средней школы. 2-е издание, дополненное и переработанное. М., 1990. Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта//Научные труды ВНИИпрофтехобразования. Л., 1976, с. 7-28. Королькова Г.Ф. Некоторые особенности работы профконсультанта в зависимости от профессиональных планов оптантов и разновидности профконсуль-тационных ситуаций//Научн. труды ВНИИпрофтехобразования. Л., 1976, вып. 32, с. 56-72. Кузнецова И.В. Методологические основы исследования процесса выбора профессии//Способности и деятельность. Ярославль, 1989, с. 35-46. Парамзин В.Н. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы. Новосибирск, 1987, 140 с. Петрищева Г.П. Жизненные планы как фактор профессионального самоопределения молодежи. Дисс. канд. пед. наук. М., 1984. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. М., 1991. Смирнов А.И. Профессиографические аспекты принятия решения в процессе выбора профессии//Вопро-сы психол., 1987, № 3, с. 139-142. Тарасова-Т.Н. Социальная направленность профессиональной ориентации учащихся массовой (объединенной) школы современной Англии. Дисс. канд. пед. наук. М., 1981. Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей//Вопросы психол., 1984, № 3, с. 79-86. Укке Ю.В. Психологические концепции профессиональной ориентации в США. Дисс. канд. психол. наук. М.,1972.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|