Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития



На фига, интересно, мы живем?

спросил он...

Вот ты второй год по лабирин­ту бежишь а ты думал когда-ни­будь, на самом он деле или нет? Виктор Пелевин. Принц Госплана

11.1. Некоторые общие положения

В предшествующем тексте вопросы профессиональ­ного самоопределения учащихся и педагогического ру­ководства этим процессом были ориентированы в ос­новном на ситуацию выбора профессии, подготовку, информационное обеспечение профессионального «старта» подрастающего человека, оптанта.

Но естественен и логичен так лее вопрос: а частью чего является этот «старт», к чему его мысленно «при­стегнуть», в какой объемлющей системе следует его мыслить? Уже отмечалось, что такой системой явля­ется жизнелный путь профессионала. Это - во-первых.

Во-вторых, и работающего педагога, и студента пед­вуза, как формирующегося педагога, правомерно под­вести под категорию профессионала, находящегося на том или ином этапе развития. И здесь тоже стоят спе­цифические (как бы внутрипрофессиональные, внут-риличнбетные для каждого педагога) задачи осмысле­ния, планирования и реализации своего жизненного пути. Вот почему целесообразно обрести ориентировку в комплексе понятий, положений, описывающих и объ­ясняющих те стороны дела, которые, быть может, не являются остроактуальными для школьника как оп­танта, но зато существенны, с точки зрения успеш­ности, удовлетворенности, перспективного развития самого педагога.

Возможно, вам приходилось писать или рассказы­вать свою краткую биографию. Не поленитесь и пре­жде чем продолжать чтение, напишите ее (быть мо­жет, еще раз) так, чтобы она содержала 10-15 собы­тий не только вашего прошлого, но также настоящего и будущего. Освежить в сознании образ своего «жи­тия» - это значит задуматься о нем, а это полезно не только для последующего восприятия данной книги, но и для своей самореализации в тех или иных жиз­ненных «ролях».

Когда человек задумывается о своей жизни, он как бы в само собой разумеющемся порядке выделяет в ее сплошном потоке некоторые целостности, «квантует» жизнь на различимые для него отдельности. Их удоб­но называть событиями.

Условимся, что событие жизни - это не обязатель­но что-то кратковременное или строго привязанное к определенному месту и точному времени; чисто хро­нометрически, физически это может быть и длитель­ный период, и мгновенный «хлопок», и то, что про­изошло в прошлом, и то, что происходит сейчас, и то, что предполагается в будущем. Это могут быть целост­ности, относящиеся как к внешней среде, так и к со­стояниям внутреннего мира человека. Точно так же, событие - это не обязательно «поворотный пункт» жизненного пути («поворот» это все же смена направления), но, быть может, нечто облегчающее или за­трудняющее движение профессионала в избранном направлении (то есть «веха», «остановка» или «пере­гон», «попутный ветер», «встречный ветер» и пр., если уж прибегать к транспортным аналогиям).

Возвратитесь к вашему «житию», и если оказалось, что в порядке «научного» предрассудка вы отбросили (не включили в рассмотрение) некоторые события на том основании, что это субъективные переживания или длительные периоды (а не то, что «стряслось» здесь и сейчас), то можете поправить ваш текст.

Пространственно-временные очертания и содержа­тельное, смысловое наполнение обсуждаемых здесь це-лостностей-событий порождаются самим «вот этим» человеком. И именно это и интересно для характерис­тики и понимания психических регуляторов его са­мореализации .

Могут спросить, а что является событием «объек­тивно»? Можно ответить так, что человек с его непо вторймым, уникальным внутренним миром - это тоже реальность; для других он и его внутренний мир су­ществуют именно как объект, объективно.

Итак, особенностью событий в рассматриваемом здесь смысле является то, что они выделяются, струк­турируются данным определенным человеком, тогда как для других людей могут как существовать, так и не существовать в качестве чего-то достойного внима­ния. Так, например, один мальчик -шестиклассник был просто очарован и потрясен, когда ему впервые дове­лось увидеть на заводе деревообрабатывающий копиро­вальный станок на линии по изготовлению оружей­ных прикладов из березовых «болванок» («...все как один! Чудо. И станок-то не очень хитрый, оказывает ся»), а другой даже не захотел присматриваться, как все это делается («нечего тут пыль глотать - пошли отсюда!»). В определенной внешней обстановке для одного состоялось одно событие, а для другого - дру­гое («пыли хлебнул»).

Таким образом, событие - это в конечном счете яв­ление внутреннего мира. Разумеется, оно предполага­ет и нечто внешнее по отношению к субъекту. Но что именно будет выделено как событие, это есть резуль­тат некоторой (не обязательно преднамеренной и осо­знанной) активности самого субъекта.

Иногда для удобства разного рода подсчетов (обра­ботки данных о динамике жизненных путей изучае­мых людей) договариваются считать событием неко­торый именно краткий «поворотный пункт» в жизни, то есть, скажем, момент, дату начала или конца того целостного «куска» жизни, который выделяется в со­знании самого испытуемого человека как целостность. Но мы здесь пока не будем настаивать на таком «кван­товании» (разбиении на целостности) жизненного пути, которое является более дробным, чем это видится са­мому человеку. Если он сам выделяет мгновенные «поворотные вехи», моменты, даты, тогда другое дело - мы должны фиксировать это как факт и характе­ристику своеобразия его сознания. Если же он собы­тием считает, скажем, не «переход в седьмой класс», а двухлетний период - «обучение в седьмом и восьмом классах, когда физику у нас преподавал Жемчуж­ный...», ну, и быть по сему, поскольку нам надо знать то, как видится именно самим человеком его собствен­ный жизненный путь.

Таким образом, важным для нашего дальнейшего движения по тексту является понятие внутренней, субъективной (субъектной) картины жизненного пути (Б.Г. Ананьев, 1968, с. 155), а не просто хронометрия того хода дел, которая могла бы быть осуществлена неким внешним «летописцем», наблюдателем.

Рассмотрим отрывки из письменных работ студен­тов пединститута, которые они выполняли по теме «Ретроспективный анализ выбора профессии»; неко­торые при этом писали о себе, и таким образом полу­чились «автобиографические записки» (приводятся без литературно-стилистической правки - документаль­но; так принято в психологии).

К.Ю., студент-историк 3 курса. «... В своих стрем­лениях (будучи школьником) я неоднократно менял уже принятые ранее решения. Бывало, желание стать летчиком или водолазом захватывало меня, станови­лось всепоглощающим, но на очень непродолжитель­ный отрезок времени (несколько месяцев, даже дней)...

Помню, как в 3-4 классах я мечтал стать водителем такси. Наш сосед внизу работал в автопарке. Он при­езжал на обед на новенькой «Волге», и мы, дворовые мальчишки, ждали этого момента, как праздника. Я прямо-таки поклонялся этому человеку. Он ходил в элегантной кожаной куртке и казался мне эталоном мужчины. Потом сосед переехал, и мечты мои приоб­рели другую направленность...

Серьезно задумываться о выборе профессии я стал после 7 класса. К этому времени среди моих увлече­ний выкристаллизовались два главных: увлечение историей и занятия баскетболом.

Летом мать (она - учитель истории) работала экс­курсоводом Бюро путешествий и экскурсий, и я разъезжал с нею по древним русским городам - Псков, Новгород, Владимир, — посещал музеи и памятники старины. Отец (он - преподаватель физкультуры), со своей стороны, определил меня в ДЮСШ (Детско-юно­шескую спортивную школу). Он часто брал меня на различного рода соревнования, водил на стадион. Ус­пехи в спорте пришли ко мне гораздо раньше, чем в истории. В 8-9 классах я вполне серьезно мечтал о лаврах чемпиона мира и олимпийских игр. Но в кон­це 9-го класса у меня катастрофически началось пор­титься зрение. Кончилось тем, что врачи запретили мне заниматься спортом. Не случись этого, вполне возможно, что учился бы сейчас не на истфаке, а на спортфаке нашего института...».

М.С., студентка-историк 3 курса. «Первая мысль о возможной профессии учителя появилась в 3 классе, кстати, она зафиксирована в сочинении «Письмо в 19... году». Тогда выбор (мой) пал на совмещенное препода­вание - математики и иностранного языка, что было не беспочвенно, т.к. школа наша была специальная, «английская» (с усиленным преподаванием иностран­ного языка); знакомство с языком было.

К 8 классу стало ясно, что математика в дальней­шем невозможна (как специальность для меня) из-за отсутствия (у меня) пространственного воображения, необходимого в геометрии, хотя любовь к точности, логичности алгебры, тригонометрии по-прежнему ос­тавалась.

Гуманитарные науки всегда давались легко. Пред­почтение отдавала истории; интереснее было. К тому же играло роль и то, что отец преподаватель истории (мать - тоже преподаватель). Большее всего любила учи­тельницу истории, так как мне нравилась ее манера ведения урока, манера держаться.

Сейчас поняла, что как учитель — буду плохой. Убежденность есть, а вот смогу ли передать ее детям в силу своего психологического склада, не знаю. Вот здесь-то мне никто квалифицированного совета дать не мог...»

Б.С. студент-историк 3 курса. «Родители были толь­ко - «за!», когда я решил поступать в пединститут (в семье у нас нет педагогов). Позиция товарищей - в корне противоположная. Некоторые смеялись, другие давали «советы» ( сколько буду получать, трепать свои нервы и т.п.). Основная масса, если говорить прямо, не одобряла моей профессии. Это сохранилось у них и сейчас.

Учителя моей школы (школа деревенская) говори­ли как мне, так и моим родителям, что я должен не­пременно учиться дальше и поступать в институт обя­зательно; очевидно, для этого был повод - учился я только на «5»...

Сведений о профессии в семье не мог получить, в школе - да! Учитель истории мне советовал во мно­гом, и о себе много рассказывал и о самой истории...

Совершил ли я ошибку при выборе профессии? Ду­маю, нет. По мне, пусть, что хотят, думают и говорят; решил давно поступить в пединститут и поступил (с третьего раза!). Вообще-то я могу с уверенностью ска­зать, что я буду неплохим педагогом-историком, но если бы я пошел в ученые, то из меня бы не получил­ся таковой... нет у меня усидчивости...».

Нетрудно заметить, что хотя студентов просили фак­тически писать о прошлом (ретроспекция), каждый из них в большей или меньшей мере «цепляет» по своей инициативе и настоящее, и будущее («сейчас», «буду»); и такое устройство картины своей жизни, когда неотъемлемой частью ее является также и то, чего пока нет (будущее), нормально, естественно и желательно.

Несмотря на то, что в приведенных «автобиогра­фических записках» студенты по-разному разделяют поток своей жизни на, надо полагать, важные, значи­мые для них события, можно выделить две разновид­ности «строительных элементов» биографий: а) сами события и б) отношения между ними. В психологии так и принято различать, с одной стороны, выделяе­мые человеком события, а с другой - мыслимые их связи, соотношения между ними. Начнем с послед­них.

Целесообразно выделить четыре разновидности та­ких соотношений, межсобытийных связей (см. в списке литературы к данной главе - Ахмеров Р.А., 1994; Го-ловаха Е.И., 1988; Сколько Вам лет.. М., 1993):

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ («цель - средство»); речь идет здесь о событиях будущего; одно мыслится как жела­емое, а другое - как то, которое к нему может привес­ти («в нашей школе скоро будет некому преподавать иностранный язык, это смогу и хочу делать я, но для этого надо поступить на заочное отделение факульте­та иностранных языков); «склейка» в сознании двух будущих событий, находящихся в рассмотренном со­отношении - это как бы «молекула», минимальная единица жизненного плана; речевые опознавательные признаки здесь - как бы ответы на вопрос типа «что для чего?» («... для того, чтобы...»);

РЕАЛИЗОВАННЫЕ («причина - следствие»); речь идет здесь о событиях прошлого; состоявшееся в про­шлом событие мыслится как в той или иной мере обус­ловившее другое событие, тоже состоявшееся (напри­мер, в приведенном несколько выше казусе мальчик мечтал быть водителем такси, потому что сосед рабо­тал в автопарке и казался ему эталоном мужчины); речевые опознавательные признаки реализованных (ре­ализовавшихся) связей - ответы на вопросы типа «по­чему?», «из-за чего?» («потому что», «поскольку»);

АКТУАЛЬНЫЕ («от состоявшихся событий через текущие к желаемому или избегаемому будущему»); уже состоявшиеся события мыслятся как неслучайно, а то и преднамеренно связанные с будущим, и поэто­му они переживаются не как «ушедшие» в прошлое, а как представленные в широко мыслимом настоящем. Вот как Головаха Е.И. и Кроник А.А. поясняют спе­цифику этого типа межсобытийных связей (по кн. Сколько Вам лет?... М., 1993, с. 19-20): «Предпо­ложим, два молодых человека одновременно поступи­ли в один и тот же вуз, одновременно защитили дип­ломный проект, поступили на работу и оба хотят сде­лать крупное изобретение и получить повышение в должности. Однако понимание жизни у них разное.

Первый считает, что все в его жизни происходило и произойдет само собой — «потому, что...», то есть каждое последующее событие происходит вследствие предыдущего. Это своеобразная логика «жизненного эскалатора»: достаточно встать на первую ступеньку, и дальнейшее движение обеспечено. Иначе видится связь тех же событий второму молодому человеку. Он считает, что для подлинного успеха естественный ход событий необходимо подкреплять особыми усилиями, предпринимаемыми «для того, чтобы...». Он давно решил сделать крупное изобретение. Для этого избрал вуз, писал диплом, искал и нашел определенное мес­то работы. Не чуждо ему и стремление продвинуться (поступил на работу, предполагая возможность повы шения в должности)...

Чем отличается их восприятие событий? Прежде всего количеством актуальных связей. В первом слу­чае - всего одна такая связь, которая делает актуаль­ными (переживаемыми как сегодняшние, «злободнев­ные» - Е.К.) только два события (поступление на ра­боту и изобретение); остальные полностью принадле­жат психологическому прошлому или будущему. У второго человека - пять актуальных связей, и, зна­чит, все названные события в большей или меньшей мере актуальны»;

«СВЕРХСИЛЬНЫЕ» связи (указ соч. с. 26); это очень своеобразная разновидность актуальных связей, заслуживающая отдельного рассмотрения: человек мысленно выходит за биологические пределы своей жизни в так называемый «исторический масштаб вре­мени» и в контекст своего жизненного пути включает события исторического прошлого и будущего - ска­жем, считает нужным исполнять заветы ушедших из жизни знатных представителей своей профессии, вдох­новляется тем, что подумают о его делах потомки, и смотрит на свое дело также и их глазами, и т.д.; в этой ситуации, в частности, мысль о предстоящей смерти перестает быть представлением о «тотальном конце» - человек способен переживать свое заполнен­ное деловыми заботами настоящее так, как если бы у него впереди была целая вечность.

Прежде чем продолжать чтение, вернитесь к свое­му «житию» и постарайтесь в нем выделить (можете выписать в отдельную «ведомость») события прошло­го, настоящего и будущего, а также охарактеризован­ные выше типы межсобытийных связей.

По разным причинам в сознании человека могут быть преимущественно представлены либо реализован­ные, либо потенциальные, либо актуальные межсобы­тийные связи. И это не нейтрально по отношению к ходу его психического развития, продуктивности тру­да, душевного равновесия и даже здоровья. Не входя в соответствующую область достаточно специальных вопросов, дадим лишь некоторые общеориентирующие штрихи.

Если сознание человека слишком наполнено и по­глощено актуальными межсобытийными связями («те­кучка») в ущерб потенциальным и реализованным, воз­никает опасность превращения его в сухого и посто­янно беспокойного «делягу», когда в прошлом он не ценит и забывает практически все, что не служит так или иначе понимаемому им сейчас делу; он пережива­ет постоянную как бы нехватку времени (независимо от его физического наличия), оказывается не склон­ным помечтать, пофантазировать о возможных вари­антах дальнейшего хода жизни; все это может рано или поздно поставить его в ситуацию непредвиденно­го тупика, жизненного кризиса. Один из облегчаю­щих выходов здесь может состоять в том, чтобы про­извольно припомнить, мысленно перебрать уже реа­лизованные связи событий и, таким образом, напол­нить сознание успокаивающими представлениями о том, что многое уже сделано. Полезно также, произ­вольно предавшись мечтам о будущем, «просеять», «расставить по росту» события-цели, отбросить все мел­кие, оставив наиболее важные, перспективные, стра­тегические. Полагаем, вы это уже сделали.

11.2. О так называемых «биографических кризисах»

Полезно знать о некоторых основных вариантах так называемых «биографических кризисов» (по Р.А. Ах-мерову, 1994):

КРИЗИС НЕРЕАЛИЗОВАННОСТИ. Он возникает, когда по тем или иным причинам в субъективной кар­тине жизненного пути слабо представлены реализо­ванные связи событий жизни. Возникают пережива­ния такого содержания, что моя-де жизненная про­грамма не выполнена, «не удалась», «не повезло»; человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, и в своем прошлом не усматривает существен­ных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.

Одной из причин этого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека «забро­сило», с которой он считается и которая может не це­нить его специфический опыт, подготовленность, ква­лификацию («... А! Пять лет учился... с кафедры мо­жешь болтать языком... а деньги делать не можешь.,, вот подметай теперь за мной...» и пр.).

Здесь хорошо бы или сменить среду, или хотя бы найти в ее рамках приемлемую «субкультуру» - кру­жок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемые средой ценностные представления, расходящиеся с общечеловеческими, или вносить лепту в облагораживание данной мало­культурной среды, или «приналечь» на работу во имя дальнейших очевидных достижений («бегство в рабо­ту»), что уж совсем неплохо.

КРИЗИС ОПУСТОШЕННОСТИ. Он возникает в си­туации, когда по тем или иным причинам в субъек тивной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настояще­го в будущее. И несмотря на то, что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значи­мых достижений, у него доминирует переживание, что он - «уже выкуренная сигарета», и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей, «сил нет» и т.п.

Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, «штурма высот» в жизни, в профес­сии. В этом случае оправданы существенная передыш­ка, отстройка от утомившего образа жизни и деятель­ности. Другой вариант - при резкой смене социаль­ной, производственной ситуации, жизненных обстоя­тельств у всякого возможна затрудненность ориенти­ровки в сложном потоке внешних явлений, пережива­ние большой неопределенности, непредсказуемости будущего - «не знаешь, за что ухватиться...». Здесь, как и всегда, полезна ориентация на общечеловечес­кие, а не ситуативные ценности, поиск единомышлен­ников, «родственных душ» и обсуждение с ними дей­ствительно непростых проблем существования в неоп­ределенном мире.

КРИЗИС БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТИ. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в созна­нии слабо представлены потенциальные связи собы­тий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно мо­жет казаться и вполне определенным — картина «без­надежного застоя», «гарантированной скуки» впере­ди или отсутствия перспектив профессионального ро­ста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами типа «впереди ничего не све­тит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личные качества, но он затрудняется в пос­троении новых жизненных программ, не видит для - себя путей самоопределения, совершенствования, реа­лизации в тех или иных возможных ролях.

Подчеркиваем, что речь идет о некоторой «опера­тивной обстановке» и, быть может, «войне» внутри субъекта - в такой реальности, как его внутренний мир. И это ничуть не снижает остроты и практичес­кой значимости проблемы биографических кризисов.

Реальностью являются и психосоматические взаи­модействия, выражающиеся, в частности, в том, что затянувшиеся душевные переживания кризисного типа закономерно вызывают отклонения телесного здоровья.

Компетентные и добрые люди, друзья должны по­могать друг другу в ситуациях кризисов, исходы из которых одновременно означают и дальнейшее разви­тие человека как личности и как профессионала.

Указанные выше основные кризисы могут встре­чаться (по Ахмерову Р.А., 1994, с. 74-78)) в разных вариантах (« опустошенность+бесперспективность », «нереализованность+бесперспективность», «нереали-зованность + опустошенность», «нереализован-ность+опустошенность+бесперспективность»; это мо­гут быть весьма трудные случаи, когда человек, ли­шенный компетентной помощи, способен пойти и на суицид).

Нет смысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту. Их возникновение и проте­кание очень индивидуально. Самое главное - своевре­менно, «в зародыше» их усматривать и рационально из них «выруливать». И это тоже развитие.

Вернитесь к приведенным выше «автобиографичес­ким запискам» студентов и подумайте, нет ли в них признаков биографических кризисов или хотя бы их «предвестников». Будь вы рядом с этими студентами (в числе их знакомых, друзей), что бы вы предприня­ли? (Ответ на этот непростой вопрос оставляем на ваше разумение).

Вернитесь к своему «житию» и гляньте на себя «со стороны» с точки зрения признаков или предвестни­ков профессионально-биографического кризиса. У вас еще все впереди и многое можно осуществить.

11.3. Основные варианты и фазы развития профессионала

Существует немало представлений о стадиях, фа­зах, этапах возрастного развития человека на протя­жении всей жизни (Краткий словарь... 1972, с. 117-121; Ливехуд В., 1994, с. 30-122; Принцип развития... 1978, с. 156-195, 212-242 и др.). Чаще всего пишут «вообще» - о человеке вообще, личности, развитии, жизненном пути... Но в некоторых случаях не обойде­ны и вопросы развития профессионала; в целом же, эта сторона дела еще «ждет своих исследователей».

Сколько-нибудь дробного и общепринятого разбие­ния жизненного пути профессионала на составляющие нет. И это можно понять, поскольку разнообразие, не­сходство возможных вариантов эмпирического мате­риала здесь способно превзойти любые ожидания.

Ниже мы предложим одну из возможных группи­ровок фаз жизненного пути профессионала с единствен­ной целью - дать читателю материал для более или менее дифференцированного представления жизнен­ного пути как целостности и для соответствующего (сколько угодно критического) размышления.

Для обозначения указанных фаз употребим очень условные слова (отстоявшейся терминологии здесь пока тоже нет):

ОПТАНТ (или фаза оптанта, оптации). Речь идет о том периоде, когда человек обретает озабоченность во­просами выбора или вынужденной перемены профес­сии и делает этот выбор. Очень точных хронологичес­ких границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности, как мы не раз отмечали, задаются не только телесностью, но и многоаспектными условиями культуры.

Если в роли оптанта оказывается профессионал (ска­жем, частично утративший работоспособность или ока­завшийся без работы и вынужденный переменить профессию, то календарный возраст здесь может быть любым в интервале «трудоспособности»).

Что касается школьного возраста, то, как известно, дети из неблагополучных семей, воспитывающиеся в школах-интернатах, относительно рано (в подростничестве) обретают достаточную социальную зрелость и способность серьезно обсуждать свое профессиональ­ное будущее; а некоторые девушки и юноши, окру­женные родительской заботой, даже и поступив в выс­шее учебное заведение, обнаруживают своего рода дет­скость при постановке учебно-профессиональных це­лей (скажем, студентка первого курса, почитав «лежа» работы М.М. Бахтина, пожелала писать курсовую ра­боту на кафедре инженерной психологии по теме «Кар­навальная культура». Вот-те раз! Ей, видите ли, это показалось интересным. И она удивилась, что преподаватели кафедры не сочли эту тему уместной).

Некоторые подростки - девочки и мальчики - уже после восьмого класса облюбовывают себе некоторые профессии практического труда и поступают в про­фессиональные училища, школы; некоторые выпус­кники средней школы после кратковременных курсов приступают непосредственно к работе на том или ином производстве. Таким образом, не только фаза оптации, но и фаза профессиональной подготовки оказывается у них на уровне гораздо более раннего календарного возраста, чем у тех, кто поступает в высшие учебные заведения.

Единственный признак, который роднит учащихся профтехучилищ, средних и высших специальных учеб­ных заведений или краткосрочных форм «заспинной» подготовки на производстве - это приверженность к профессии в форме соответствующей учебной и само­воспитательной деятельности. Поскольку нет терми­на, под который подводились бы все эти категории стартующих профессионалов, введем для краткости (и с условным значением) для этой цели термин «адепт».

АДЕПТ (или фаза адепта). Это человек уже став­ший на путь приверженности к профессии и осваива­ющий ее (сюда отнесем и учащихся профтехучилищ, и студентов техникумов, вузов, а также «слушателей», «курсантов», «учеников» мастера-наставника и др.).

Понятно, что в зависимости от профессии речь мо­жет идти в связи с этой фазой и о многолетнем, и о совсем кратковременном процессе (скажем, в форме простого инструктажа).

Если речь идет о многолетней подготовке профес­сионала, то приходится, в свою очередь, различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения: здесь происходят очень существенные измене­ния самосознания, направленности личности, инфор­мированности, умелости и других сторон индивиду­альности; и есть здесь свои специфические «кризисы развития», и потребность в психологической поддерж­ке становления профессионала. Эти вопросы мы здесь оставляем, отсылая читателя к соответствующей пуб­ликации (Психологическая служба вуза...М., 1993).

АДАПТАНТ (или фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе). Как бы ни был хоро­шо налажен процесс подготовки того или иного про­фессионала в учебном заведении, он никогда не под­ходит, «как ключ к замку», к производственной рабо­те. Дело, во-первых, в том, что социальные, деятель-ностные нормы учебного заведения, с одной стороны, и производственного коллектива, с другой, различны. И молодой специалист должен найти в себе разумение и возможности саморегуляции, чтобы распознать, по­нять, почувствовать новые, непривычные для него нормы, регулирующие и поведение, и образ жизни, и манеры, и внешний облик профессионала, не говоря уж о собственно «технологических» тонкостях дела, и должен суметь «вписаться» в контекст этих норм. Пословица, обобщая опыт межлюдских отношений, верно говорит: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»; в рассматриваемом случае дело осложняет­ся тем, что среди социальных, профессиональных норм есть немало и «неписаных законов», характерных для «вот этого» трудового коллектива.

Адаптации, привыкания требует также вхождение во многие тонкости работы, которые молодой специа­лист, возможно, и знал со слов своих преподавателей, но опять же права пословица: «Дружком дорожку не изведаешь ».

Наконец, что касается работы педагога, то она свя­зана с постоянно возникающими нестандартными си­туациями или пусть ситуациями типовыми, но обле­ченными всякий раз в новый облик. Это требует и уси­лий мысли (чтобы правильно опознать и структуриро­вать очередную трудовую задачу), и творческого под­хода к делу. Считают, что для учителя эта фаза длит­ся 3-5 лет.

ИНТЕРН АЛ (или фаза интернала). Это уже опыт­ный, что называется «наторевший» в своем деле ра­ботник, который и устойчиво любит свое дело, и мо­жет вполне самостоятельно, все более надежно и ус­пешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. И это призна­ют товарищи по работе, по профессии. Он здесь уже «свой», «наш» - как бы уже внутри профессии, во­шел в нее вполне определенно (как в самосознании, так и в сознании других).

МАСТЕР (или фаза мастерства, которая будет про­должаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные професси­ональные задачи, которые, быть может, не всем кол­легам по плечу. Он выделяется или какими-то специ­альными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой определенный инди­видуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым (во всяком случае - невоспроизводимым) работником. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалифика ции (разряд, категорию, звание).

АВТОРИТЕТ (или фаза авторитета; она, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как мини­мум, в профессиональном кругу или даже за его пре­делами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стра­не). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (раз­ряд, категорию, «чин», звание, ученую степень и пр.). О его успехах могли уже сообщать на собраниях, в прессе; возможно, он уже имеет награды, знаки отли­чия. С мнением его уже заметно считаются и коллеги, и руководители.

Возможно, сил и энергии у него сейчас становится меньше, чем когда он был моложе (биологический, ка­лендарный возраст, потери здоровья дают себя знать), но профессионально-производственные задачи он ре-шает успешно за счет большого опыта, умелости, уме­ния организовать свою работу, окружить себя помощ­никами.

НАСТАВНИК (или фаза наставничества, наставни­ка в широком смысле слова - как человека, у которо­го и коллеги готовы поучиться, перенять опыт).

Авторитетный мастер своего дела в любой профес­сии «обрастает» единомышленниками, подражателя­ми в самом хорошем смысле, перенимателями опыта, учениками, последователями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учеников).

И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной осмысленной перспективой. Не­смотря на приближающийся «срок дожития», обус­ловленный биологическими обстоятельствами, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслежива­нием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полной смысла.

 

Схема 9. Основные фазы жизненного пути профессиона­ла (названия условные; пояснения в тексте).

 

Вот отрывок из жизнеописания знатного белорус­ского сталевара: «Когда Дмитрию Ивановичу испол­нилось 50 лет, его, учитывая условия работы в горя­чем цехе, проводили на заслуженный отдых. Только не смог жить без любимого дела сталевар Д.И. Бараш-кин. Попросился в родную «литейку», стал шихтовщиком. В свободные от работы минуты он, гордый, смотрит на раскаленные клокочущие огненной сталью плавильные печи. У них, словно сказочные богатыри, властно повелевают огнем новые потомки Прометея -ученики Дмитрия Ивановича Барашкина» (Профессии рабочих. Справочник. Минск, 1980, с. 29).

Кстати говоря, в приведенном примере человек пос­ле выхода на пенсию поставил себя в какой-то мере в позицию оптанта (сталевар и шихтовщик - это раз­ные специальности в литейном цехе).

 

Вот отрывок из жизнеописания знатного белорус­ского сталевара: «Когда Дмитрию Ивановичу испол­нилось 50 лет, его, учитывая условия работы в горя­чем цехе, проводили на заслуженный отдых. Только не смог жить без любимого дела сталевар Д.И. Барашкин. Попросился в родную «литейку», стал шихтов-щиком. В свободные от работы минуты он, гордый, смотрит на раскаленные клокочущие огненной сталью плавильные печи. У них, словно сказочные богатыри, властно повелевают огнем новые потомки Прометея -ученики Дмитрия Ивановича Барашкина» (Профессии рабочих. Справочник. Минск, 1980, с. 29). Кстати говоря, в приведенном примере человек пос­ле выхода на пенсию поставил себя в какой-то мере в позицию оптанта (сталевар и шихтовщик - это раз­ные специальности в литейном цехе). В обозримом виде набор и последовательность фаз жизненного пути профессионала представлены на схе­ме 9.

Задания, упражнения, вопросы для обдумывания к главе 11

1.Надо полагать, вам известны биографии знатных
педагогов. Если нет, то постарайтесь восполнить этот
пробел в вашей профессиональной подготовке.

Имея в виду известные вам биографии педагогов, сопоставьте их с материалом данной главы и поста­райтесь усмотреть вних (в биографиях) разные фазы развития профессионалов, типы пережитых кризисов.

2. Если сочтете возможным, в целях взаимообога­щения жизненным опытом проведите собеседования-обследования нескольких студентов своего вуза, пред­ложив им сообщить о 10-15 событиях их жизни в про­шлом, настоящем и будущем. Возьмите для обследо­вания лиц того и другого пола. Сопоставьте получен­ные результаты с материалом данной главы и подумай­те, должны ли вы помочь каким-либо советом вашим испытуемым (хорошим обследованием в психологии считают такое, когда не только изучают человека, но и оказываются полезными ему).

3. Ниже приведены отрывки из дневника Наташи (имя условное; в психологии есть норма профессио­нальной этики - не разглашать «в хороводе при наро­де» данные об определенных испытуемых). Она зани­малась в специально организованной группе «биогра­фического тренинга» и вела при этом личный днев­ник (по Р.А. Ахмерову, 1994, с. 150).

Предположите, какого рода кризис, по-видимому, пережила Наташа: «Я до занятий неустроенная, рав­нодушная, усталый от жизни человек. После занятий в группе появился интерес к жизни, стала лучше вы­глядеть в своих глазах, появилась цель в жизни - вы­растить детей добрыми и честными. Интерес к жизни, как первые ростки, начинает только-только проявлять­ся. Что будет дальше, зависит как от меня, так и от событий, происходящих вокруг меня».

4. Какие из приведенных ниже пословиц ориенти­руют, по вашему мнению, в вопросах жизнетворчест-ва?

Бьют не по годам, а по ребрам.

Все минется, одна правда останется.

Всякий бык теленком был.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Живучи на веку, навертишься и на сиделке и на боку.

Жизнь - как луна: то полная, то на ущербе.

Жить живи, да и честь знай: чужого века не за­едай.

Кто смерти не боится - не велика птица, а вот кто жизнь полюбил, тот страх загубил.

Молодость плечами покрепче, старость - головою.

Не в бороде честь, борода и у козла есть.

Не тот живет больше, чей век дольше.

Родилось чадушко старее бабушки с дедушкой.

Сам стар, да душа молода.

Сколько ни жить, а обо всем не перетужить.

Смолоду прорешка - под старость дыра.

Стара мельница, а не бездельница.

Яйца курицу не учат.

 

Сводка основных идей

Период выбора профессии, специального учебного заведения есть часть более общей целостности - про­фессионального жизненного пути. Его важным регу­лятором является соответствующая субъективная кар­тина. Она, в свою очередь, складывается из представ­лений двоякого рода - о событиях жизни (в прошлом, настоящем и будущем) и о связях между событиями (связях типа «цель - средство» и типа «следствие при­чина»).

Несообразности в субъективной картине професси­онального жизненного пути, дисбаланс представлений о прошлом, настоящем и будущем могут выражаться в более или менее тяжелых кризисных переживани­ях, существенно отражающихся на реализации, пос­троении жизненного пути. В связи с этим требуется, в частности, компетентный самоанализ кризисных си­туаций и поиск исходов из них, что в итоге дает эф­фекты развития профессионала.

Для успешного жизнетворчества полезно, в частнос­ти, иметь оптимистическое представление о фазах профессионального жизненного пути, изучать и знать биографии представителей своей профессии.

 

 

КРАТКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надо признать, что не только школьники, родите­ли, но и учителя, и «учителя учителей» (те, кто пи­шет на темы о жизнетворчестве) подчас достаточно смутно, неполно, а то и односторонне-искаженно пред­ставляют себе мир профессий, который огромен, мно­голик и без которого цивилизация есть не более чем древо без корней.

Ситуация профессионального самоопределения для школьника в возрасте подростничества и ранней юнос­ти оказывается и ситуацией неодолимой для него не­определенности. Дело усугубляется еще и тем, что при всем многообразии и сложности мира профессий («про­странства выбора») большие трудности и сложности доставляет школьнику также ориентировка в его внут­реннем мире, в личных качествах, без чего самоопре­деление как преднамеренный сознательный процесс невозможно.

Поэтому, хотя пафос идеи самоопределения состо­ит в том, чтобы создать условия для «самочинности» развивающегося субъекта деятельности, компетентное педагогическое руководство процессом самоопределе­ния оптанта является «технологически» необходимым.

Результатом деятельности педагога здесь является состояние готовности подрастающего человека к со­знательному, самостоятельному обдумыванию (и сей­час, и в дальнейшем) своего профессионального буду­щего в соответствии с важнейшими общечеловечески­ми ценностными представлениями и социальными нормами.

В свою очередь, общечеловеческие ценностные представления - это не усреднение всего в этом роде, что имеется в людском море, но то, что характеризует луч­шую часть взрослых поколений общества - професси­оналов, «делателей» чего-то полезного (идеалы воспро­изводства и совершенствования материальной и духов­ной культуры во всех ее проявлениях, уважительного отношения к индивидуальному и возрастно-половому своеобразию «другого», взаимообогащения опытом).

Педагогические усилия составляют не единствен­ное звено в большой системе разнородных обстоя­тельств, так или иначе фактически влияющих (прямо или опосредованно, в желательном или нежелатель­ном направлениях) на процессы профессионального самоопределения молодежи (это активность и семьи, и.друзей ребенка, и органов здравоохранения, и средств массовой информации, влияние произведений лите­ратуры и искусства, продукты научных, научно-мето­дических учреждений, решения органов управления обществом). Важно задумываться о возможностях, ограничениях и фактическом функционировании (или бездействии) каждого из звеньев этой системы в об­суждаемом деле.

Взаимосоответствие человека и его будущей рабо­ты устанавливается и за счет совершенствования ка­честв человека, и за счет улучшения среды (предмет­ной и социальной); за счет подбора профессии челове­ку или, наоборот, отбора людей для профессий.

Важный путь уравновешивания особенностей чело­века и требований профессии - формирование инди­видуального стиля деятельности. В связи с этим высо­кие результаты в данной деятельности могут быть до­стигнуты людьми, сильно отличающимися друг от друга по своим личным качествам (но чтобы работать одинаково результативно, разные люди должны иметь свободу, чтобы работать разными способами).

Руководство профессиональным самоопределением человека - это процесс творческий, то есть решение нестандартных задач; упорядочить этот процесс мож­но только посредством общих принципов, реализация которых оставляется на профессиональное разумение педагога.

Основные принципы, заповеди для педагога - ува­жение к внутреннему миру и специфической умствен­ной активности представителей любого вида труда; фор­мирующий, а не сортирующий подход к учащемуся как потенциальному субъекту труда; не толкать ре­бенка «вперед», «на счастливые пути», а терпеливо подводить его к самостоятельным решениям и шагам в деле профессионального самоопределения.

Основные заповеди, которые важно довести до со­знания подрастающего человека: приложение своих сил к делу это не «трата» их, а развитие; жизнь без 1 дела - бессмыслица; важно иметь запасные варианты професиональных жизненных путей.

Полезно выделить и различать пять крупных пред­метных областей профессиональной деятельности: ра­боты: 1) с живыми системами, 2) с техническими и неживыми природными системами, 3) с социальны­ми, включая малые группы и отдельных людей, 4) со знаково-символическими и 5) с художественными.

Поскольку мир профессий изменчив (профессии воз­никают, дробятся, объединяются, отмирают), он дол­жен быть предметом постоянного изучения, отслежи­вания.

Мир профессий - это не чужая витрина для выбора вариантов жизненного дела, но область, где можно самому внести творческую лепту в появление новых профессий. Профессии создаются людьми.

И педагогу, и оптанту важно отдавать себе отчет в том, какие продукты, изделия производят разные, раз­нотипные профессионалы, с какими целями, услови­ями, орудиями (средствами) связана их деятельность. Это вопрос, в частности, и нравственный (в конце кон­цов, служить надо не «работодателю», а высокой идее). И оказывается, что отнюдь не просто ориентироваться в соответствующих вопросах: продукты профессиональ­ного труда могут быть не только вещественными, но и процессуальными; продуктом труда могут быть, в час­тности, новые или по-новому упорядоченные сведения. Области существования продуктов труда различны и разнородны: это или внешний мир (физический, при­родный мир, мир культуры), или внутренний мир че­ловека.

Среди целей профессиональной деятельности важ­но различать и те, которые заданы человеку извне, и те, которые им фактически внутренне приняты и ре­гулируют его деятельность. Существенные условия работы профессионала могут быть не только внешни­ми, о чем привычно думать, но и внутренними, неяв­ными как для сторонних людей, так и для самого субъ­екта труда. Так же подразделяются и орудия (средст­ва) труда: они могут быть не только вещественными и внешними, но также и функциональными (процессу­альными) и внутренними.

Поэтому стать (хотеть стать) профессионалом - это овладеть (хотеть овладеть) умопостигаемыми реальнос­тями указанного рода.

Многое, что касается мира профессий, надо пости­гать умом, мысленно. И здесь незаменимым средст вом ориентировки оптанта оказывается не просто «кар­тинка» (изобразительная наглядность), и даже не толь­ко «живая», предметная наглядность, обеспечиваемая, например, средствами экскурсии на то или иное про­изводство, а педагогически обдуманное слово, речь, в частности, - специально построенный информирую­щий и мотивирующий оптанта текст, описание про­фессии (профессиограмма). Нужны постоянно обнов­ляемые сборники описаний профессий, соответствую­щие компьютеризованные базы профессиографических данных, ориентированные на учащихся разного воз­раста и на тех, кто помогает людям в профессиональ­ном развитии.

Представители разнотипных профессий выделяют в окружающем мире не одни и те же целостности, и в результате он предстает им существенно различным образом (то, что у одних профессионалов представля­ется на переднем плане, другим просто может не при­ходить в голову). Этот факт полезно учитывать, в час­тности, при проведении работы по профессионально­му просвещению учащихся, при расширении их пред­ставлений о жизни общества, а также (в целях меж­личностного взаимопонимания) при контакте с про­фессионалами, каковыми могут быть и родители уча­щихся, и лица (в частности, бывшие выпускники), приглашенные в школу для бесед о тех или иных сфе­рах труда, и представители организаций, шефствую­щих над школой.

Готовность учащихся к выбору профессии сущес­твенно зависит и от того, какие формы профинформа-ционной, профориентационной, профконсультацион-ной работы составляют ту конкретную среду (инфор­мационную, социально-контактную, сельскую или городскую), в которой фактически развивается под­растающий человек и в которой педагогу нужно не­посредственно и конкретно разбираться с учетом всей ее противоречивости и неповторимости.

Решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным («по расчету», «аналитичес­ким»), но и эмоциональным («по любви», «синтети­ческим»). Не следует вводить здесь некую тотальную мудрость; её не может быть. Главный критерий здесь не чья-либо внешняя оценка, а состояние удовлетво­ренности учащегося, оптанта сделанным выбором, при условии, что обстоятельства этого выбора им доста­точно хорошо осознаны.

Следует воздерживаться от «индустриализации» процесса руководства выбором профессии, а проще говоря - от соблазна так формализовать, операционализировать планирование профессионального будущего и решение задачи о выборе профессии, чтобы его мож­но было передавать компьютерной технике или каким-нибудь другим «железкам» или «бумажкам» (это тех­нически возможно, но не следует лишать человека чувства «субъектности» - «я сам»).

Важным регулятором активности по построению профессионального жизненного пути является соответ­ствующая субъективная картина. Она «соткана» из представлений о событиях жизни (в прошлом, настоя­щем и будущем) и о связях между событиями (связях типа «цель - средство» и типа «следствие - причи­на»).

Неясности, противоречия в субъективной картине профессионального жизненного пути, несбалансиро­ванность представлений человека о своем прошлом, настоящем и будущем могут вести к кризисным пёрегородскую), в которой фактически развивается под­растающий человек и в которой педагогу нужно не­посредственно и конкретно разбираться с учетом всей ее противоречивости и неповторимости.

Решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным («по расчету», «аналитичес­ким»), но и эмоциональным («по любви», «синтети­ческим»). Не следует вводить здесь некую тотальную мудрость; её не может быть. Главный критерий здесь не чья-либо внешняя оценка, а состояние удовлетво­ренности учащегося, оптанта сделанным выбором, при условии, что обстоятельства этого выбора им доста­точно хорошо осознаны.

Следует воздерживаться от «индустриализации» процесса руководства выбором профессии, а проще говоря - от соблазна так формализовать, операциона-лизировать планирование профессионального будущего и решение задачи о выборе профессии, чтобы его мож­но было передавать компьютерной технике или каким-нибудь другим «железкам» или «бумажкам» (это тех­нически возможно, но не следует лишать человека чувства «субъектности» - «я сам»).

Важным регулятором активности по построению профессионального жизненного пути является соответ­ствующая субъективная картина. Она «соткана» из представлений о событиях жизни (в прошлом, настоя­щем и будущем) и о связях между событиями (связях типа «цель - средство» и типа «следствие - причи­на»).

Неясности, противоречия в субъективной картине профессионального жизненного пути, несбалансиро­ванность представлений человека о своем прошлом, настоящем и будущем могут вести к кризисным пёре живаниям, отражающимся на построении жизненно­го пути. Компетентный самоанализ кризисных ситуа­ций и поиск исходов из них - это важные условия развития профессионала. Полезно, в частности, созда­вать для себя (и других) содержательное, дифферен­цированное (включающее яркие детали) и наполнен­ное положительными эмоциями представление о фа­зах профессионального жизненного пути (таких, как адаптация к профессии, включенность в нее в качест­ве признанного в своем кругу работника, мастера, широко признанного авторитета, наставника в широ­ком смысле - человека, у которого готовы поучиться коллеги). Полезно изучать и знать биографии - «жи­тия» - представителей своей профессии.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРНЫЕ КРАТКИЕ ОПИСАНИЯ ПРОФЕССИЙ . ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Примечание: приводимые ниже описания профес­сий могут использоваться для подготовки обзорных бесед с учащимися (о мире профессий, о типах про­фессий) во время педагогической практики студентов в школе. Они (или извлечения из них) могут исполь­зоваться в качестве иллюстративного материала на уро­ках по соответствующим учебным дисциплинам для расширения представлений учеников о сферах приме­нения той или иной науки в практике. Будучи офор­млены в виде картотеки или компьютеризованной базы данных, эти (и аналогичные) описания профессий мо­гут использоваться учащимися в их самостоятельной работе для «проигрывания» возможных вариантов выбора будущей профессии. Возможно и иное приме­нение этих материалов в меру методической изобрета­тельности студента-практиканта или педагога.

Профессии типа «Человек - живая природа»

СЕМЕНОВОД. Семеноводство - это отрасль сельско­го хозяйства. В нее входят и сельскохозяйственные предприятия («хозяйства»), и научно-практические уч­реждения.

Почему же это так важно? Разве имеющиеся сор та сельскохозяйственных культур недостаточно хороши? Дело в том, что растения и их семена пос­тепенно теряют свои ценные качества - «вырождают­ся», как иногда говорят. И надо постоянно вести рабо­ту по сортообновлению, чтобы обеспечивать посевные площади высококачественными семенами.

Вырастить сортовые семена сложнее, чем просто по­лучить урожай на обычных посевах, - здесь требуется и дополнительное опыление растений, и отбор лучших семян, особая борьба с их засорением.

Семеноводческой бригадой руководит агроном-семе­новод. С одной стороны, он должен быть и умелым организатором, и педагогом (приходится учить чле­нов бригады - рабочих-семеноводов). С другой сторо­ны, ему необходимо многое знать об особенностях цве­тения, опыления растений, созревании семян и пло­дов, о требованиях растений к условиям жизни, о воз­можных их вредителях и болезнях.

Все практические работы на семенных участках про­водят члены бригады. Семеноводческие бригады осна­щены техникой: тракторами, комбайнами, почвообра­батывающими и посевными машинами.

Семеноводы готовят семена к посеву, отбирают круп­ные, обрабатывают их специальными веществами для предупреждения заболеваний будущих растений (про­травливают), проводят посев, ухаживают за растения­ми (прополки, поливы, подкормки, дополнительное опыление), засыпают на хранение. Например, допол­нительное опыление ржи и гречихи проводят путем аккуратного встряхивания растений веревкой, протя­гиваемой между их рядками.

Все эти виды работ требуют интереса к ботанике, специальных знаний, наблюдательности, склонности к практическому труду, культуры движений. В неко­торых случаях требуются бережные, точные движе­ния, а иногда - значительные физические усилия (ска­жем, при уборке корнеплодов, капусты).

Семеновод должен быть настойчивым, терпеливым, наблюдательным, хорошо понимать скрытые биоло­гические процессы на всех этапах развития растений. В то же время ему необходимо уметь обращаться с разнообразной техникой.

Эта работа, с одной стороны, ответственна, с другой стороны, приносит огромное удовлетворение. Ведь се­меновод знает, что выращенными им семенами будут засеяны большие площади земли, а качество семян -основа хорошего урожая.

ОВОЩЕВОД. Овощевод выращивает овощные рас­тения для использования их в пищу в свежем или пе­реработанном виде. Овощеводы работают в поле ив теплицах под руководством агронома.

Работа овощевода требует значительных физичес­ких усилий. Надо копать землю, рыхлить, пропалы­вать, удобрять, подсыпать грунт, собирать овощи, под­возить их к месту укладки, укладывать и т.д. Проде-лываются эти операции не один раз. Эта сторона рабо­ты овощевода на виду.

Но есть и другая сторона в работе земледельца -творческая. Хотя сельскохозяйственная наука воору­жает человека знанием законов природы, но никакие учебники и инструкции не могут учесть сложную мо­заику всех обстоятельств, определяющих получение высокого урожая (факторов). В умении предвидеть влияние различных условий на развитие растений и заключается искусство земледельца.

Творческого подхода требует так называемое формирование растений. Для того, чтобы создать лучшие условия освещения, разместить больше плодоносящих ветвей на одном квадратном метре площади теплиц, ветви огурцов надо своевременно подвязать и обвить вокруг вертикальных шпалер. А чтобы увеличить ко­личество огурцов на каждом растении, их прищипы­вают - удаляют лишние неплодоносящие побеги. Это создает оптимальные условия для развития плодоно­сящих побегов, обеспечивает их питательными вещес­твами, светом и теплом.

Существуют различные приемы выполнения этой операции в зависимости от поставленных целей: по­лучить более ранний урожай или более обильный, но поздний, и т.д. Те или иные практические действия овощевода всегда являются результатом его умствен­ной деятельности по анализу причинно-следственных связей в природе. Именно творческим отношением к своему труду объясняется то, что в равных условиях одни овощеводы получают урожай в несколько раз больший, чем другие.

Правильный уход за растениями предполагает свое­временное принятие мер против различных заболева­ний. Здесь овощеводу помогает наблюдательность. О недостатке питательных элементов у растений можно судить по одним специфическим признакам, о мине­ральном отравлении - по другим, и т.д. Овощевод дол­жен знать все эти признаки и особенности изменения растений, вовремя замечать их и принимать соответ­ствующие меры.

У овощевода должны быть ловкие руки. При пики­ровке рассады, прополке, формировании растений пальцы работницы очень быстро, но осторожно и нежно касаются еще совсем слабеньких ростков. Работать

надо быстро, так как тысячи растений ждут рук ово­щевода, но вместе с тем спокойно, точно и осторожно, чтобы не повредить неокрепшие растения.

Эта профессия предъявляет определенные требова­ния к характеру человека. Результаты работы прихо­дится ждать недели и даже месяцы, а за каждым рас­тением надо ухаживать, как за малым ребенком.

Успешно работают в овощеводстве те, кого отлича­ет любовь к природе, наблюдательность, настойчивость и терпение.

Труд овощевода привлекателен тем, что в нем нет места шаблону. Каждый месяц и год имеет свои осо­бенности, которые надо учитывать при принятии тех или иных решений. Работая в поле, овощевод нахо­дится все время на свежем воздухе, видит красоту окружающего мира. Работа в теплице имеет свои пре­имущества: многие операции механизированы, рабо­чий день здесь строго нормирован. Овощеводы в круп­ных хозяйствах обычно работают звеньями, а несколь­ко звеньев объединяются в бригаду. Подготовка ово­щеводов осуществляется непосредственно в хозяйст­вах.

АГРОНОМ. Это одна из главных фигур на селе. Его основная задача - совершенствовать сельскохозяй­ственное производство, управляя трудом механизато­ров и полеводов. Он - основной проводник науки в хозяйстве, он определяет технологию труда, его орга­низацию.

Агроном должен быть наблюдательным, замечать и учитывать в своей работе происходящие в природе изменения. При необходимости — принимать экстрен­ные и нестандартные решения. Эмоциональная устой­чивость, воля, развитое чувство ответственности за принятые решения - эти качества также необходимы агроному. Ведь нередко его деятельность протекает на фоне эмоциональной напряженности, сопровождается состоянием беспокойства (например, при неблагопри­ятных погодных условиях).

Наиболее часто агроном сталкивается с задачами диагноза и прогноза. Пример решения таких задач -установление причин низких урожаев в колхозе и из­менение сроков сева известным полеводом Т.С. Маль­цевым. Издавна считалось, что главная причина низ­ких урожаев на сибирских землях - июньская засуха. Поэтому сеяли как можно раньше: в конце апреля -начале мая. Наблюдения Т.С.Мальцева показали, что в этом случае период развития растений приходится на июнь, когда в Сибири редко идут дожди. Он решил сеять позже - в конце мая, чтобы основное развитие растений происходило в богатый осадками июль. Это позволило получать более высокие и устойчивые уро­жаи.

Из этого примера видно, что для выявления при­чин низкого урожая потребовалось выдвинуть и про­верить ряд предположений. Для выдвижения правиль­ного предположения необходимо было выйти за пре­делы привычных представлений, преодолеть инерцию общепринятых взглядов. Значит, агроному необходи­ма гибкость мышления и самостоятельность в приня­тии решений.

Этот пример также говорит о том, насколько важно для агронома быть наблюдательным, проводить экспе­рименты, анализировать результаты. Возможности эк­спериментирования у него исключительно велики. По существу, он ведет не только производственную, но и научно-исследовательскую работу. Изучает эффектив ность сортовых посевов, способов обработки почвы, вне­сения различных видов удобрений.

Значительное место в деятельности агронома зани­мает планирование производственного процесса. Он определяет набор полевых работ, их последователь­ность, содержание полевых опытов, распределяет сред­ства производства и т.д. Агроном имеет дело не толь­ко с землей, семенами, растениями, но и с людьми, которые растят хлеб.

В связи с этим профессионально важными для дея­тельности агронома являются педагогические качест­ва. Умение чутко и дифференцированно подходить к людям, проникать в их психологию. С пониманием относиться к их потребностям и интересам, пробуж­дать в них инициативу и рабочее настроение.

МАСТЕР-ЖИВОТНОВОД ПО КРУПНОМУ РОГАТО­МУ СКОТУ. Решающая роль в увеличении производ­ства молока и мяса принадлежит мастерам-животно­водам по крупному рогатому скоту - тем, кто ухажи­вает за животными, кормит и поит, доит и лечит.

На крупных животноводческих фермах внедряется комплексная механизация и автоматизация. Механи­зирован процесс доения, а также водоснабжение, при­готовление и раздача кормов, уборка навоза, первич­ная обработка молока. Для создания необходимых ус­ловий содержания скота устанавливаются вентиляци­онные и отопительные системы, для хранения молока - холодильные установки.

Труд рабочего-животновода стал в условиях совре­менного производства легче физически, но требует зна­чительно больше знаний. Он должен знать основы ана­томии и физиологии крупного рогатого скота, прави­ла разведения животных и ухода за ними, требования зоотехнии и ветеринарии. Ему также необходимы на­выки ручного и машинного доения. Он должен произ­водить техническое обслуживание оборудования и устранять простейшие неисправности.

В обязанности мастера-животновода входит прове­дение химико-бактериологического анализа молока -определение его чистоты, плотности, кислотности, жирности. Он должен знать основы зоогигиены, со­блюдать требования производственной санитарии и профилактики.

Особенно строгие санитарные требования предъяв­ляются к помещениям для молочных ферм. Они име­ют комнату для слива и процеживания молока, моеч­ную для мытья посуды и ее хранения. Для доярок (до­яров) должна предусматриваться комната отдыха.

Работая на животноводческих фермах, необходимо хорошо усвоить правила техники безопасности, в осо­бенности электрозащиты. Работа в кормоцехе и кор­мокухне происходит в электроопасных условиях: вла­га здесь способствует быстрому разрушению электро­изоляции, поэтому необходимо бдительно следить за состоянием электрооборудования. При работе на кормоприготовительных машинах требуется осмотритель­ность и осторожность.

Обилие техники на современной ферме не умаляет роли мастера-животновода - знатока биологических особенностей животных, способного разобраться в ус­ловиях их роста и развития и обеспечить эти условия.

ВЕТЕРИНАРНЫЙ ФЕЛЬДШЕР. Борьба с разнооб­разными болезнями животных имеет важное значе­ние как для животноводства, так и для охраны здоровья человека.

Существует целая система государственных органов, учреждений, служб, где работают специалисты-
ветеринары. Они направляют свои усилия на повыше­ние продуктивности животноводства, охрану живот­ных от болезней. ,

В область ветеринарии входят и вопросы санитар­ной оценки продуктов животноводства. То, что приоб­ретаемые нами в магазине или на рынке продукты животного происхождения являются доброкачествен­ными, не зараженными - результат бдительного кон­троля ветеринаров.

Фельдшеры работают в колхозах, совхозах, на стан­циях по борьбе с болезнями животных, в лаборатори­ях, на ветеринарных пунктах, птицефабриках и т.д.

В колхозах и совхозах фельдшеры участвуют в раз­работке планов по развитию животноводства. Внедря­ют в практику зоогигиенические предписания, прави­ла содержания животных и следят за их выполнени­ем рабочими.

Самым сложным делом в работе фельдшера являет­ся скрытый от внешнего наблюдения процесс врачеб­ного мышления при постановке диагноза. Важной за­дачей является постоянное обследование животных й целью выявления больных, ослабленных, имеющих на­чальные признаки заболевания. Для этого он должен владеть приемами подхода к животным, знать и учи­тывать видовые и индивидуальные повадки животных.

Животные не только болеют, но и гибнут. По ка­кой причине произошел падеж животных? Какие меры надо предпринять для прекращения падежа? Эти и подобные им вопросы жизнь также ставит перед вете­ринарным фельдшером. Чтобы правильно на них от­ветить, он должен иметь широкий кругозор в своей области, нешаблонное мышление. Работа фельдшера очень ответственна. В связи с этим он имеет значительные права. Он может назна­чать режим кормления животных, запрещать исполь­зовать на работе тех или иных животных, запрещать использование недоброкачественных кормов и водоис­точников и т.д.

Работа ветеринара предъявляет определенные тре­бования не только к его уму, но и к характеру. Он должен быть твердым и принципиальным человеком. Его беспринципность может стать причиной людских несчастий (болезней, отравлений), может нанести боль­шой моральный и материальный ущерб обществу.

ПЧЕЛОВОД. Пчелы - очень полезные насекомые. Они приносят человеку высокопитательный продукт - мёд, промышленности - воск, медицине - пропо­лис, пергу и другие лечебные вещества. Кроме того, они опыляют многие сельскохозяйственные продук­ты.

Медоносные пчелы - защитники природы. Во вре­мя сбора нектара они как бы проводят профилакти­ческие работы - уничтожают вредных насекомых, бак­терии, личинки.

Уход за пчелами - сложный процесс. Активная ра­бота с ульями начинается ранней весной. Пчеловод выставляет ульи из зимовника (специального поме­щения) на улицу или снимает утепление с ульев, зи­мовавших на воле. Он делает беглый осмотр семей, очищает гнезда. Гнездо представляет собой сложные постройки из воска - соты. Проверяет наличие кор­мов и при их недостатке организует подкормку пчел.

Самый трудный и ответственный период в деятель­ности пчеловода - получение новых пчелиных семей. На границе весны и лета наступает пора размножения - роение пчел. Пчелы с маткой вылетают из улья и, собираясь в большой комок, как бы приклеиваются на ветке какого-нибудь дерева. Сбор пчел, снятие роя, посадка его в новый улей - все это требует от пчелово­да специальных умений, навыков.

Собирая нектар, пчелы тратят большое количество времени и энергии. Некоторые даже погибают в пути. Пчеловод для облегчения работы пчел организует пе­ревозки ульев к источникам взятка (к полям гречихи, подсолнечника и др.). Это способствует значительно­му повышению медосбора на пасеке.

При отборе меда пчеловод проявляет большую ос­торожность. Старается не раздражать хозяев улья пос­торонними запахами, резкими движениями. Он из­влекает соты из улья и откачивает часть меда с по­мощью центрифуги.

После откачки меда пчеловод обрабатывает воск и другие виды продуктов, доводя их до определенной кон­диции.

Проводя осенний осмотр гнезд пчелиных семей, пче­ловод заботится о кормовом запасе и хорошо утепляет каждую пчелиную семью. От исхода зимовки зависит развитие пчелиных семей весной и их продуктивность летом.

Пчелы не только работают. Они могут болеть и по­гибать целыми семьями. Это требует От ухаживающе­го за ними человека знаний и умений, наблюдатель­ности, заботливости.

Пчеловод активно участвует в работе агротехников, ведет контроль за севооборотом, добивается посев







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.