Здавалка
Главная | Обратная связь

Профессии типа «Человек — знаковая система»



КОРРЕКТОР. Мы привыкли, что книга, журнал, газета отличаются безупречной грамотностью, удобо­читаемостью. Но высокое качество печатной продук­ции возникает не само собой; в него большой вклад вносят корректоры издательств и типографий.

В переводе с латинского слово «корректор» означа­ет - исправитель, контролер.

Вот автор сделал все, что мог, и принес «рукопись» в учреждение, называемое издательством. Здесь начи­нается редакционная подготовка ее к печати: ее ре­цензируют (оценивают), редактируют (устраняют ли­тературные погрешности, назойливые повторы, пра­вят неудобопонятные, двусмысленные выражения и пр.), корректируют (устраняют грамматические по­грешности).

Выше слово «рукопись» мы заключили в кавычки, поскольку автор приносит на самом деле в издатель­ство «машинопись» или даже «дискету» с электрон ным набором. Кстати, существуют многохитростные электронные программы (спеллеры), которые быстро «выуживают» (высвечивают) из электронного набора языковые ошибки, и если вы считаете нужным, мо­жете их исправить. Этим снимается лишняя нагрузка с глаз корректора. Но если в тексте употреблены неба­нальные, «незатасканные» слова и выражения, то спел­лер и их тоже укажет как ошибочные. Например, мы дали этот текст «на съедение» спеллеру и он в качест­ве ошибочного указал слово «многохитростные». Но людям оно понравились и поэтому осталось в тексте.

Спеллеры можно, впрочем, «обучать», но высшим судьей все равно остается высокограмотный человек-специалист.

Итак, мы далее будем для краткости говорить как бы о рукописи, поскольку «электронный набор» все равно требует редакционно-издательской обработки.

Рукопись, прошедшую редакционную обработку, на­зывают уже красивым словом «оригинал», но вид она имеет такой «черновой», что в наборный цех ее отдать еще нельзя (зачеркивания, правки, вставки, вклейки и пр.). Нужно перепечатать начисто, а после перепе­чатки корректор издательства тщательно сверяет чис­тый экземпляр с оригиналом, исправляет неизбежные при перепечатке ошибки, вносит от руки те знаки, которые нельзя перепечатать на машинке (скажем, ма­тематические, химические формулы), проверяет под­писи под рисунками и схемами, нумерации, единооб­разие сокращений и т.п. При электронном наборе соб­ственно «маранье бумаги» сокращается, но суть рабо­ты корректора и редактора остается прежней.

Чистый, выправленный экземпляр оригинала по­ступает в типографию. После набора опять возможны ошибки. Делают пробный оттиск на бумаге, который называют корректурным — специально, чтобы опять поработал на этот раз корректор типографии и указал специальными значками на полях, где и что испра­вить в наборной форме.

Корректору надо внимательно сличать тексты - от­тиск приводить в соответствие с оригиналом. В типо­графском оттиске важно заметить не только грамма­тические ошибки, но и технические: корректор типог­рафии проверяет и расстояние между буквами, и дли­ну строк, точность воспроизведения таблиц, рисунков, графиков, фотографий, расположение заголовков, эпи­графов, порядковые номера всех страниц, четкость от­тиска каждого знака.

При необходимости исправляют наборные формы и делают несколько новых оттисков (пусть их прове­рят теперь не только корректоры, но и автор, и редак­тор издательства) и посылают в издательство.

Корректор издательства скрупулезно сверяет оттиск с оригиналом и вносит необходимые исправления; в этот же оттиск (в корректуру) он вносит и те исправ­ления, которые посчитали нужным сделать в своих экземплярах автор и редактор. Затем оттиск-коррек­туру возвращают в типографию для правки печатной формы.

В целом до печати тиража издательский и типо­графский корректоры прочитывают текст 5-6 раз (по­нятно, почему в изданиях практически нет ошибок?).

Корректор должен быть безупречно грамотен, знать иностранные алфавиты, наиболее употребительные со­кращения в английском, немецком, французском, ла­тинском языках.

Хорошим корректором может стать человек сосредоточенный, собранный, вдумчивый. Неаккуратность, непоседливость, недобросовестность - черты недопус­тимые для корректора (деятельность его не видна из­вне, и «надсмотрщика» к нему не приставишь).

Люди этой профессии испытывают радость, когда, наконец, видят книгу, над которой столько потруди­лись. И общество признает их заслугу: в книге обяза­тельно сообщаются фамилия и инициалы не только автора и редактора, но и корректора.

ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ. Деятельность учрежде­ний, организаций и предприятий отражается в много­численных служебных документах: постановлениях, распоряжениях, инструкциях, положениях, письмах, телеграммах и т.д.

Работы, связанные с организацией документов,- -от их создания или получения до сдачи законченных дел в архив - называют делопроизводством. Осущес­твляют эту работу делопроизводители, сотрудники де­лопроизводственных служб учреждений (управления делами, общего отдела, канцелярии, секретариата).

В обязанности делопроизводителя входят оформле­ние служебных документов, регистрация, прием и от­правление корреспонденции. Осуществление контро­ля за исполнением документов. Учет, хранение и обеспечение оперативного использования документа­ции. Подготовка документов к архивному хранению.

Обрабатывая входящую корреспонденцию, делопро­изводитель анализирует содержание каждого докумен­та и определяет, куда его направить. Заполняя в жур­нале графу «Краткое содержание», делопроизводитель анализирует документ и сжато формулирует главную мысль так, чтобы любой человек мог понять, о чем идет речь. Все служебные документы после их использования подшиваются в отдельные дела (папки). В каждом уч­реждении имеется перечень (номенклатура) дел, ко­личество и название которых варьирует в зависимос­ти от назначения данного учреждения. Формирование дел - одна из наиболее важных и ответственных опе­раций, выполняемых делопроизводителем.

Документы должны быть соответствующим образом оформлены: зарегистрированы, доставлены исполни­телю, исполнены, вложены в дело в хронологическом порядке.

Законченные дела подготавливаются делопроизво­дителем к сдаче в архив. До передачи документов в архив он несет ответственность за сохранность каждо­го документа.

Не имея права довериться памяти, делопроизводи­тель обязан делать записи в регистрационных журна­лах или карточках о любых движениях документа.

В обязанности делопроизводителя входит также кон­троль за исполнением наиболее важных документов. На них составляются специальные контрольные кар­точки. На них отмечают срок исполнения, движение документа в учреждении, ход его исполнения, дол­жность и номер телефона исполнителя. Из контроль­ных карточек формируется картотека, в которой кар­точки систематизированы по срокам исполнения. Ежедневно делопроизводитель просматривает карточ­ки, напоминает исполнителям о приближении соот­ветствующих сроков. О неисполненных в срок доку­ментах он докладывает руководителю учреждения. В случае исполнения документа делопроизводитель ста­вит отметку в контрольную карточку и подшивает в папку все относящиеся к нему материалы Профессия делопроизводителя понравится тому, кто за многочисленными документами видит не бумаж­ную волокиту, а жизнь учреждения, его деятельность. Эта работа предполагает постоянное общение с сотруд­никами учреждения. Это общение чаще всего связано с обслуживанием. Делопроизводитель отправляет кор­респонденцию, отыскивает тот или иной документ и т.д. При этом он должен оставаться корректным, ро­вным, предупредительным.

ПОЧТАЛЬОН. Основной обязанностью почтальона является доставка адресатам газет, журналов, писем, бандеролей, денежных переводов и пр. Кроме того, он выплачивает на дому пенсии и пособия по поручению органов социального обеспечения («социальной защи­ты», как теперь говорят).

Придя на работу, почтальон получает от сортиров­щика корреспонденции газеты, журналы, письма. Он пересчитывает их и сверяет с данными в рабочем жур­нале. Затем почтальон подбирает корреспонденцию каждому подписчику.

Подготавливая корреспонденцию для доставки, он мысленно «проигрывает» свои действия на участке -представляет маршрут своего следования, порядок рас­положения домов и квартир. Чтобы рационально ор­ганизовать свой труд, почтальон должен в деталях пред­ставлять свой участок. Тогда он сможет выбрать на­иболее короткий и удобный маршрут. Хорошо разви­тые зрительная память и пространственные представ­ления в большой мере способствуют его успешной де­ятельности.

У опытных связистов все операции, последователь­ность их выполнения тщательно продуманы. Каждое издание имеет на столе свое постоянное место. Названия газет и журналов почтальон вносит в рабочий журнал в определенном порядке, это сокращает сроки обработки корреспонденции. Регулярно, в конце каж­дого месяца, почтальон сверяет данные журнала и доставочных карточек. Он своевременно вносит измене­ния, чтобы избежать недоразумений.

Почтальон стремится экономить время на всех опе­рациях. Газеты поступают в отделение вложенными одна в другую. Быстрыми согласованными движения­ми обеих рук он разъединяет - расфальцовывает их. На расфальцовку пары газет опытному почтальону требуется менее 2 секунд, а на все подготовительные операции - 30-40 минут.

Работая на участке, почтальон достает из сумки кор­респонденцию, бегло сверяет цифры, проставленные на газете или журнале с номером ячейки шкафа и опускает в нее почту.

Хорошая работа почтальона - это не только свое­временная доставка корреспонденции, но и внимание к людям, забота о них. Он заинтересован не только в соблюдении контрольных сроков доставки корреспон­денции, но и в том, чтобы она дошла до адресата в сохранности. Поэтому в неисправный почтовый ящик он не положит газету или журнал, а оставит уведом­ление о них.

В перспективе в отделениях связи будет установле­но такое оборудование, которое позволит механизиро­вать процесс комплектования корреспонденции для каждой квартиры. Придет время, и из отделения свя­зи по пневмоконвейеру почта будет доставляться пря­мо в квартиру. А почтальон превратится в оператора, обслуживающего сложную технику.

Профессия почтальона понравится тем, кто любит ходить пешком, много бывать на воздухе. Кто предпо­читает такой труд, результаты которого зависят в ос­новном от него самого. Профессия эта распространена повсеместно, поэтому работать можно недалеко от дома.

ЧЕРТЕЖНИК-КОНСТРУКТОР. Труд по созданию машин, в частности по их проектированию, разделен между разными специалистами. Одним из звеньев цепи специалистов, соединяющей, с одной стороны, инже­неров, а с другой - непосредственных изготовителей изделий, является чертежник-конструктор. В настоя­щее время ряд действий по изготовлению чертежей автоматизируется (на основе компьютерной техники), но мы рассмотрим содержание труда чертежника в его классическом варианте, поскольку, автоматическая техника все равно требует «присмотра» со стороны знающего и умелого человека

Главное дело чертежника-конструктора - изготов­ление, вычерчивание рабочих чертежей деталей. Пред­ставим себе, что завод должен приступить к выпуску новой машины. Это значит, что у рабочих, которые примут участие в ее изготовлении и сборке, должны быть такие чертежи, в которых указано абсолютно все. Им нужно знать: конкретную марку материала, точ­ность обработки деталей, графические изображения изделий и деталей в нужном количестве проекций. Все это должно быть выполнено в соответствии со строги­ми правилами, определенными в специальных доку­ментах - Государственных стандартах (ГОСТах).

Чертеж может строиться по эскизу инженера-кон­структора. В этом случае необходимо определить в эс­кизе важнейшие геометрические соотношения, мыс­ленно отделив их от второстепенных. Далее следует наметить план построения чертежа. Продумать, ка­кие части вычерчивать сначала, какие потом. Какие понадобятся вспомогательные линии (они не нужны в окончательном чертеже, но без них не обойтись в ходе построения). Какие детали контура являются невиди­мыми и должны быть обозначены штриховыми, а не сплошными линиями.

В некоторых случаях чертежник должен сам по­строить эскиз или чертеж с натуры. Например, перед его глазами находится деталь, сделанная рабочим-умельцем для опытного образца изделия. Нужно про­явить наблюдательность, мысленно разобрать призна­ки этой детали, определить, как изменится ее облик при переносе на плоскость чертежного листа.

Иногда в распоряжении чертежника-конструктора может быть только сборочный чертеж, а по нему нуж­но выполнить эскизы или даже рабочие чертежи не­обходимых деталей изделия. Эти детали еще никем не разработаны. Это и должен будет самостоятельно сделать чертежник-конструктор.

Построение эскизов и рабочих чертежей по сбороч­ному чертежу называется деталированием. Выполняя эту работу, чертежник-конструктор должен проявить немало инициативы, находчивости, самостоятельнос­ти и, конечно, разносторонние знания. К его услугам многочисленные справочные пособия, в которых он должен хорошо ориентироваться.

Для проверки правильности конструкторского ре­шения необходимо по рабочим чертежам деталей вы­черчивать сборочный чертеж (осуществлять так назы­ваемую контрольную сборку). Это требует знаний о построении сборочных чертежей, ясного понимания взаимодействия элементов, составляющих данный узел.

Работа чертежника требует творческого подхода, принятия самостоятельных решений, относящихся к графической стороне дела.

Любящие свое дело чертежники-конструкторы на­ходят и видят в чертежах не только точность и стро­гость, но и красоту.

НАБОРЩИК РУЧНОГО НАБОРА. Возможно, вы улыбнетесь: экая древность! Технический прогресс в полиграфической промышленности обусловил приме­нение автоматических и полуавтоматических набор­ных машин. Но это не означает ликвидации всех руч­ных процессов в наборном деле. Труд ручного набор­щика незаменим при наборе математических и хими­ческих формул, сложных таблиц, документов, афиш, плакатов, схем, объявлений и т.д.

Цель его труда - набор текста из отдельных эле­ментов. Основным элементом является литера. Она представляет собой металлический брусочек, на верх­ней площадке которого выполнено зеркальное (обрат­ное) изображение буквы - очко. На передней стенке литеры имеется полукруглая канавка - сигнатура, не­обходимая для установки литеры на ощупь в надле­жащем положении.

Размер брусочков бывает разный. Достаточно вспом­нить газету: в ней есть и крупные заголовки, и сооб­щение мелким шрифтом. Кроме того, шрифты очень разнообразны по форме.-

Для заполнения промежутков между словами слу­жит пробельный материал разного размера. Литеры и пробельный материал размещены в 95 ячейках ящи­ков-касс, расположенных на специальных столах, с наклонной (под углом 15 градусов) поверхностью Основным орудием труда наборщика является вер­статка - металлическая пластинка длиной до 140 или 200 мм, ограниченная бортиками. Левая стенка пере­мещается и при помощи запора закрепляется нужный размер строки, установленный стандартом.

Одна строка от другой в верстатке отделяется на­борной линейкой, которая после набора строки сме­щается вниз для набора следующей.

Для извлечения литер из набора при исправлении ошибок пользуются пинцетом и шилом.

На удобном расстоянии от глаз наборщика, над кас­сой, находится механическое приспособление для за­крепления оригинала (рукописи, с которой ведется набор).

Для выявления возможных ошибок в наборе с него делают корректурный оттиск (отпечаток). Корректо­ры сверяют его с оригиналом, отмечая на полях ошиб­ки специальными знаками. Затем оттиск возвращает­ся к наборщику и он производит правку набора.

Разнообразие текстов, применяемых материалов и способов набора приводит к более узкой специализа­ции наборщиков ручного набора. Среди них различа­ются табличники, формулисты и акцидентщики.

Табличники набирают таблицы, схемы, диаграммы в научных справочниках, производственно-техничес­кой литературе, учебниках и других изданиях.

Формулисты набирают математические и химичес­кие формулы.

Акцидентщики занимаются набором афиш, плака­тов, объявлений, пригласительных, театральных и других билетов и пр.

Ручной набор - тонкая работа с элементами твор­чества. Смекалка и сообразительность в дополнение к знанию правил набора и применению рациональных приемов обеспечивают как безошибочность набора, так и его красоту и удобочитаемость.

Профессия наборщика ручного набора понравится тем, кто любит точность, терпелив, аккуратен и вни­мателен. Результаты работы наборщика становятся очевидными сразу же.

ПРОГРАММИСТ. Чтобы построить, например, со­временный реактивный самолет, необходимо произвес­ти расчеты, на которые один вычислитель затратил бы около ста лет. С помощью электронной вычисли­тельной машины их можно сделать примерно за одни сутки.

С помощью ЭВМ рассчитываются и проектируются траектории космических кораблей, предсказывается погода, проектируются новые города и заводы, ставятся медицинские диагнозы, продаются железнодорожные билеты, расшифровываются древние рукописи и мно­гое другое.

Чтобы машина решила задачу, ей нужно дать про­грамму. Программа для работы ЭВМ - это полное и точное описание процесса обработки информации на специально придуманном формальном языке. Про­граммист - это специалист по составлению таких про­грамм (последовательностей команд машине).

Работа программиста складывается из ряда этапов. Прежде всего нужно выбрать метод численного реше­ния задачи, т.е. сведения сложных математических формул к элементарным арифметическим действиям. Эти методы разрабатываются соответствующими спе­циалистами математиками. Если есть стандартные программы, программист решает, какую из них ис­пользовать.

Следующий этап - один из самых важных в работе программиста - составление алгоритма - детального плана решения задачи. Алгоритмов может быть не­сколько. Они могут различаться по времени, необхо­димому машине, и по некоторым другим показателям. Время работы машины по ряду причин стоит дорого, поэтому выбор оптимального алгоритма поручают на­иболее опытным и квалифицированным программис­там.

Наиболее трудоемким является этап детальной раз­работки отдельных частей программы. Кроме знания языка программирования и специальных навыков от программиста на данном этапе требуются особая вни­мательность, аккуратность, терпение.

Практически неизбежен еще один этап - отладка программы. Поскольку на всех этапах программиро­вания обычно вкрадываются различные ошибки, не­обходимо специально заняться их обнаружением и устранением. Это и есть отладка программы.

Для окончательной проверки программист прово­дит расчеты по программе на специально подготовлен­ных контрольных задачах с заранее известными ре­зультатами.

Последний этап работы программиста - анализ ре­зультатов расчета с точки зрения их соответствия по­становке задачи.

Программисты могут работать в больших коллек­тивах, в тесном контакте с математиками, со специа­листами в тех областях, для которых ведутся расче­ты; предполагается контакт с инженерным, оператор­ским персоналом, обслуживающим ЭВМ.

ЭКОНОМИСТ. Это специалист, занимающийся фи­нансово-хозяйственной деятельностью (предприятия, отрасли и т.д.) в целях ее улучшения. В этом смысле он - правая рука руководителя предприятия. Он вы­являет и создает картину экономического состояния хозяйства в виде цифр, показателей, числовых соот­ношений и т.п.

Как организуется труд экономиста? Прежде всего его обязанностью является разработка финансово-хо­зяйственного плана. При разработке планового доку­мента для своего предприятия экономист должен учи­тывать многие вопросы. Это и основные направления развития экономики в целом, и требования объектив­ных экономических законов, и реальный уровень про­изводственных достижений на данном предприятии. Особенности местных условий - наличие сырьевых, кадровых ресурсов, возможности обновления техники и т.п.

Одна из типичных и важных задач экономиста -расчет потребности кадров. Сколько требуется инже­неров, техников, служащих, рабочих, какая у них должна быть квалификация? Чтобы ответить на подо­бного рода вопросы, экономист должен знать произ­водство, разбираться в его технологии. Помощниками экономиста являются справочники, картотеки и дру­гие средства информационного обеспечения умствен­ного труда.

Он также рассчитывает потребный фонд заработ­ной платы по всем категориям работников предпри­ятия. Результаты его расчетов оформляются соответ­ствующими документами. План утверждается выше­стоящей организацией. Теперь экономист будет сле­дить по документам, чтобы фактическая численность работников и фонд заработной платы соответствовали утвержденному плану.

В соответствии с показателями, заданными планом, составляют отчеты. Сопоставляя данные плана и отче­та, экономист анализирует расход фонда заработной платы. Вот он заметил, что некоторые участки произ­водства не обеспечены необходимой рабочей силой или перерасходован фонд заработной платы. Тогда эконо­мист погружается в поиск причин и путей их устране­ния, формулирует свои предложения руководству пред­приятия. Ему необходимо показать целесообразность, выгодность, реалистичность своих предложений, обос­новав их расчетами, выкладками.

Работа экономиста не связана с физическими на­грузками, но обязательно связана с расчетами, пере­работкой больших объемов информации, выраженной в цифрах. Труд экономиста оснащен вычислительной техникой.

Профессия экономиста подойдет юношам и девуш­кам, интересующимся вопросами совершенствования производственной, финансово-хозяйственной деятель­ности и склонных к работе с документами, текстами, цифрами. Такая работа требует ответственности, вни­мательности, аккуратности, настойчивости.

Профессии типа «Человек — художественный образ»

ХУДОЖНИК-КОНСТРУКТОР (дизайнер). Человек живет в мире предметов. Среди них огромное место занимают вещи, созданные промышленностью: от зуб­ной щетки и чайника до автомобиля и морского суд­на. Эти предметы должны быть полезны, удобны, эко­номичны и красивы. Чтобы изделия промышленнос­ти были такими, в их создании уже на стадии проек­тирования принимают участие и художники-конструкторы.

На стадии проектирования следует учесть, что вещи выпускаются тысячными и даже многотысячными ти­ражами. Ошибка дизайнера, как и ошибка инженера-конструктора, соответственно умножается и, таким об­разом, обходится очень дорого. Вот почему дизайнер должен соединять в себе до известной степени проти­воположные, качества. С одной стороны - смелый по­лет фантазии, непредубежденность, раскованность мысли. С другой стороны — высокое чувство ответствен­ности, дисциплину ума, способность максимально счи­таться с реальными условиями производства.

Дизайнер занимается формированием внешнего вида будущего изделия, разработкой его конструктив­ных элементов, упаковкой, рекламой, документацией.

Творческий процесс художника-конструктора начи­нается с обдумывания возможных вариантов будуще­го изделия. Со сбора информации о существующих аналогичных изделиях и их критического анализа. Успешно будет решать задачу работник, обладающий широким кругозором. Хороший специалист всегда озабочен сбором данных в своей области. Поэтому он оказывается готовым решать и неожиданно поставлен­ную задачу.

Дизайнер должен сам уметь учитывать соображе­ния экономического и технологического характера. На­пример, оригинальная форма изделия, задуманная ди­зайнером, может оказаться нерентабельной, с точки зрения экономиста. Или трудно осуществимой, с точ­ки зрения технолога.

Человек, посвятивший себя служению технической эстетике, должен интересоваться изобразительным ис­кусством и сам быть художником. Ему необходимо также знать технику, естественные и общественные науки, хорошо чертить, иметь умелые руки. Он дол­жен ориентироваться в культурном наследии своего и других народов. Не каждый художественно и техни­чески подготовленный человек будет успешно справ­ляться со своими обязанностями на посту дизайнера, а только тот, кто относится к миру вещей как преоб­разователь.

ЖИВОПИСЕЦ (ПО РОСПИСИ ФАРФОРА). Несколь­ко движений работницы кисточкой - и зацвели на по­суде яркие цветы, или полетели невиданные птицы, или появились смешные персонажи детских сказок. Кажется, что есть в этой профессии что-то от волшеб­ства.

Существует несколько методов нанесения росписи на фарфор, один из которых - ручная роспись.

Рабочие-живописцы декорируют (расписывают) из­делия массового выпуска по образцам, которые созда­ны художниками завода и утверждены художествен­ным советом.

Рабочий переносит контуры рисунка с образца на изделие, подготовленное для росписи (оно пока еще не покрыто блестящим и твердым слоем глазури), при­готовляет на рабочем месте необходимые краски, кис­точки, перья и расписывает поверхность по нанесен­ному контуру.

Рисунки могут быть сложны и разнообразны: это пейзажи, сюжеты, литературные портреты, персона­жи, сказочные образы, стилизованные изображения растительного и животного мира, орнаменты.

Мастер-живописец в совершенстве владеет приема­ми живописных и графических работ, способами ко­пирования рисунков в различных масштабах, приема ми гравировки по золоту и серебру, приемами самос­тоятельной разработки деталей рисунков.

До начала работы живописец должен представить рисунок в уме, мысленно разложить его на части, на­метить последовательность раскраски его деталей. И выполняя каждую операцию, он в своем воображении уже видит рисунок готовым.

Каждый может по-своему подойти к последователь­ности раскраски рисунка, но необходимо учитывать и некоторые обязательные требования технологии. Дело в том, что изделия в процессе работы могут обжигать­ся несколько раз в зависимости от количества цветов, входящих в рисунок. Роспись должна начинаться с тугоплавких красок, выдерживающих температуру до девятисот градусов по Цельсию (например, пурпур, черная, синие, порошковое золото); а вот красные раз­ных оттенков требуют более низких температур обжи­га (до семисот градусов). Нарушишь последователь­ность нанесения красок - брак.

Начать обучение можно непосредственно на фарфо­ровом заводе и повышать квалификацию до высшего (шестого) разряда; можно поступать и в Художествен­но-промышленные учебные заведения.

МАЛЯР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОТДЕЛКЕ (альфрейщик). Важнейшее требование к отделке помеще­ния - это эстетическое воздействие ее на человека. Именно вкус и опыт мастеров, выполняющих такие работы, создают красоту интерьера (внутреннего убранства помещения). Поэтому столь непростой яв­ляется работа маляра по художественной отделке, вы­полняющего сложные декоративные работы.

Прежде чем приступить к окраске поверхности, альфрейщик (так называли раньше этих мастеров, что мы для краткости и делаем) тщательно готовит ее к отделке. Удаляет старую краску, ослабленный верх­ний слой штукатурки, шпаклюет, грунтует поверх­ность.

Многое в работе альфрейщика зависит от выбора красочного состава. Его цвет и оттенок, блеск или ма­товость, прозрачность определяют декоративные ка­чества отделки. Стойкость же краски к действию све­та, воды, содержащихся в атмосфере города газов оп­ределяют ее эксплуатационные качества.

Альфрейщику необходимо развитое практическое мышление и долговременная память, позволяющие с большой точностью запоминать значительное количес­тво колеров (красочных составов, различающихся по цвету) и особенности их приготовления.

Перед началом работы альфрейщик должен сфор­мировать определенный мысленный образ будущей де­коративной отделки объекта. Поэтому творческое во­ображение, а также эстетические чувства очень важ­ны в этой профессии.

Во многих ремонтируемых помещениях альфрей­щику приходится заново имитировать объемные эле­менты (изображать углубления, выпуклости). При этом он должен учитывать расположение источников света в помещении, т.к. освещение играет важную роль в восприятии глубины пространства.

При отделке помещения часто используется ими­тация декоративных естественных материалов: цен­ных пород дерева, различных видов отделочного кам­ня.

Сложной, но интересной частью работы альфрей­щика является выполнение орнаментальных и изобра­зительных композиций.

Альфрейщик получает или делает сам «картон» -рисунок в масштабе будущей росписи. Картон уста­навливается на место, подготовленное под роспись, что­бы определить взаимодействие будущей росписи с ха­рактером и пропорциями помещения. По картону обычно изготавливают, нанося основные линии рисун­ка, кальки. По этим линиям производятся проколы, через которые порошком угля или сухой охрой рису­нок переносится на стену.

Основной помощник и контролер в работе альфрейщика - зрение. Он должен обладать большой точностью зрительного восприятия и пространственного представ­ления, уметь анализировать пространственное распо­ложение декоративных форм, ширину и длину линий, пропорции в рисунке. Особенно высоки требования к различению тонких нюансов (оттенков) цвета.

Медицинскими противопоказаниями к овладению данной профессией являются заболевания зрительно­го анализатора и вестибулярного аппарата, эпилепсия, гипертоническая и гипотоническая болезни, заболе­вания опорно-двигательного аппарата.

Альфрейщик получает или делает сам «картон» -рисунок в масштабе будущей росписи. Картон уста­навливается на место, подготовленное под роспись, что­бы определить взаимодействие будущей росписи с ха­рактером и пропорциями помещения. По картону обычно изготавливают, нанося основные линии рисун­ка, кальки. По этим линиям производятся проколы, через которые порошком угля или сухой охрой рису­нок переносится на стену.

Основной помощник и контролер в работе альфрейщика - зрение. Он должен обладать большой точностью зрительного восприятия и пространственного представ­ления, уметь анализировать пространственное распо­ложение декоративных форм, ширину и длину линий, пропорции в рисунке. Особенно высоки требования к различению тонких нюансов (оттенков) цвета. Медицинскими противопоказаниями к овладению данной профессией являются заболевания зрительно­го анализатора и вестибулярного аппарата, эпилепсия, гипертоническая и гипотоническая болезни, заболе­вания опорно-двигательного аппарата.

ЦВЕТОВОД-ДЕКОР ATOP. Зеленые насаждения спо­собствуют здоровью человека: очищают воздух, улуч­шают микроклимат, уменьшают шум. Кроме того, они украшают нашу жизнь.

Непременными участниками работ по созданию цве­точных композиций являются цветоводы-декораторы. Они выращивают декоративные растения для офор­мления парков, садов и скверов, для озеленения поме­щений, а также свежие цветы для срезки.

Цветоводы могут работать на открытом воздухе в парках, садах и скверах, в оранжереях и питомниках, а также в зданиях различного назначения при оформлении интерьеров (внутреннего убранства зданий).-Они имеют дело с различными растениями: деревь­ями, кустами, травянистыми растениями.

Сады и парки - это соединение природы и искусст­ва. Умело используя и обогащая природу, цветоводы-декораторы как бы раскрывают перед человеком ее красоту. Зеленое строительство осуществляется в несколько этапов. Специалисты составляют проект, рабочие чер­тежи озеленения. На их основе подготавливается пло­щадка, создаются дорожки, газоны, а затем высажи­ваются растения. Готовят проект специалисты с выс­шим и средним специальным образованием, а вопло­щают его рабочие-цветоводы. Сады и парки живут, изменяются, требуют постоянного ухода и реставра­ции.

Рабочему-цветоводу необходимо много знать. При устройстве ландшафтных ансамблей растения распо­лагают сравнительно небольшими площадями, а каж­дый их вид и сорт требует особых почв и приемов аг­ротехники. Изменяются требования к почве и по мере роста растений. Сложность составления цветочных композиций усу­губляется тем, что цветовод, начиная свою работу, не может сразу увидеть ее результат. Семена, рассада и даже молодые растения не дают представления о внеш­нем виде - величине, форме, цвете - зрелых расте­ний.

Работая с разными растениями и в различных ус­ловиях, цветовод не может во всех случаях автомати­чески применять готовые решения. Он анализирует, сравнивает, представляет, решает. И в основе этого лежит наглядно-образное мышление.

Такая работа подойдет тем, кто любит выращивать растения и кто чувствителен к красоте. Цветоводам бывает так приятно увидеть, как на бывшем пустыре зазеленела трава, распустились цветы или зацвели кусты сирени и шиповника.

РЕТУШЕР. Иллюстрации, напечатанные в книге, почти всегда имеют качественные потери по сравне­нию с подлинником. Задача коллектива, работающе­го над полиграфическим воспроизведением оригина­ла, сделать такие потери минимальными.

Ретушь можно рассматривать как метод преодоле­ния ограничений полиграфического способа передачи изображения. Задача ретушера сводится к тому, что­бы, в конце концов, могла быть создана такая печат­ная форма, оттиск (отпечаток) с которой хотя и будет отличаться от подлинника, но для зрения человека это различие будет приемлемым.

Выделяют два вида ретуши: техническую (попра­вочную) и художественную. Техническая ретушь за­ключается в удалении на издательском оригинале (том материале, с которого будет делаться типографская печатная форма) царапин, темных или светлых пятен или точек, крупной зернистости и т.д.

Роль художественной ретуши значительно шире. С ее помощью подчеркиваются сюжетно-изобразительные элементы иллюстрации. Уточняются их формы и пространственные отношения, устраняются недостат­ки в градации тонов и цветов. Такая работа доступна только тем, кто свободно владеет рисунком, хорошо чувствует тональные соотношения цветов и умеет ими пользоваться.

При работе над иллюстрациями, которые будут на­печатаны на газетной бумаге, ретушер предельно усиливает контрастность изображения, делает контуры деталей резкими и четкими. Это вызвано тем, что желто-серый оттенок газетной бумаги значительно уменьшает воспринимаемые глазом различия яркос­ти.

При ретуши иллюстраций, печатающихся на хоро­шей бумаге, осуществляется более тонкая и точная ретушь. Слегка усиливают тон на теневых участках, а контурам придают лишь небольшую жесткость.

Полиграфическое воспроизведение цветных иллюс­траций требует более сложной и длительной работы

ретушера.

Все операции, которые приходится выполнять ре­тушеру, требуют большой мыслительной деятельнос­ти и хорошей памяти. Он должен помнить и учиты­вать различные факторы, от которых зависит выбор приема и метода ретуши, сравнивать их, анализиро­вать и принимать необходимые решения. Специфи­кой его работы является и то, что она все время требу­ет зрительных образных представлений.

Процесс репродуцирования (типографского воспро­изведения) изображений основан на глубоком пони­мании оригинала. Ретушер воспринимает в оригина­ле то, что порой скрыто для обычного зрителя. Для этого он должен обладать зрительной наблюдатель­ностью. Для глубокой эстетической оценки произве­дения ему необходимо и развитое чувство цвета и фор­мы.

Работа ретушера связана с большим умственным напряжением: на протяжении всего рабочего дня ему приходится анализировать сложные произведения ис­кусства и решать разнообразные пространственно-цве­товые задачи. Творческому воображению, большому эстетическому вкусу должны сопутствовать такие ка­чества как аккуратность, терпение, настойчивость.

ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР. Человечество нако­пило огромные культурные и художественные ценнос­ти. Картинные галереи и музейные экспозиции на­шей страны вправе гордиться подлинными шедевра­ми, созданными руками мастеров всех времен и наро­дов. Но проходит время, и многие произведения ис­кусства постепенно утрачивают свой первоначальный облик. Наиболее часто разрушающему воздействию времени подвержены произведения живописи. Крас­ки на живописных полотнах отделяются от грунта, которыми покрыты холст или дерево, многократно положенные мазки расслаиваются. Спасти произведе­ния искусства могут художники-реставраторы.

Специальная комиссия, состоящая из искусствове­дов, хранителей картин и реставраторов, тщательно обследует картину, выявляет все дефекты и устанав­ливает причины их возникновения. На основе этого анализа специалисты оценивают возможность восста­новления художественных особенностей произведения, определяют необходимые методы работы, а также ма­териалы.

Комиссия утверждает задание. Получив задание, ху­дожник составляет подробное описание всех обнару­женных дефектов данной картины. Для этого он ис­пользует арсенал всевозможных средств. Фотографи­рует, составляет схемы, делает зарисовки деталей кар­тины. Нередко он прибегает к помощи специальных технических средств, позволяющих видеть то, что скрыто от невооруженного глаза.

Реставратор изучает особенности выполнения кар­тины. Способы письма, используемые материалы, толщину красочного слоя, индивидуальную манеру маз­ка автора, качество фактурной обработки и другие. Это позволяет ему определить задачи своей работы. Всесторонняя эрудиция, хорошая память, опыт пред­ыдущих работ способствуют успеху его дела.

Перед началом работы у художника создается об­раз обновленной картины и формируется план ее ре­ставрации. Творческое воображение играет важную роль в его деятельности. Но оно не должно противоре­чить замыслу автора, создавшего картину. Любое от­клонение от первоначальной художественной идеи яв­ляется искажением искусства.

Удаляя с живописного произведения потемневшие покровы, реставратор не сразу снимает всю толщину красок, лаков, загрязнений. Он освобождает от них поверхность постепенно, слой за слоем.

Реставратор занимается и реконструкцией - вос­полнением утраченного на картине. Он восстанавли­вает исчезнувшие детали изображения или подверга­ет тонированию нейтральным цветом утраты живопи­си. Эта работа требует большого художественного так­та.

Диапазон деятельности реставратора широк. Он дол­жен освоить методы работы с холстом, картоном, де­ревянными, каменными и металлическими основами картины. С живописью, выполненной яичной и казе­иновой темперой, гуашью, масляными красками и т.д.

 

 

Содержание

Часть I» ИСХОДНЫЕ ПРЕДНАСТРОЙКИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ

Глава 1

О внутренних (психологических) трудностях освоения предлагаемого курса

Глава 2. Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности

Глава 3. Взаимосоответствие человека и его работы

Глава 4. Основные принципы профессионального самоопределения

Часть П. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИЙ И УБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА

Глава 5. Понятие профессии

Глава 6. Некоторые необходимые понятия и пред­ставления психологического профессиоведения

Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи

Глава 8. Образ мира у разнотипных профессионалов

Часть III. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА
ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Глава 9. Обзорная характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда

Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии»)

Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития

КРАТКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.