Профессии типа «Человек — знаковая система»⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
КОРРЕКТОР. Мы привыкли, что книга, журнал, газета отличаются безупречной грамотностью, удобочитаемостью. Но высокое качество печатной продукции возникает не само собой; в него большой вклад вносят корректоры издательств и типографий. В переводе с латинского слово «корректор» означает - исправитель, контролер. Вот автор сделал все, что мог, и принес «рукопись» в учреждение, называемое издательством. Здесь начинается редакционная подготовка ее к печати: ее рецензируют (оценивают), редактируют (устраняют литературные погрешности, назойливые повторы, правят неудобопонятные, двусмысленные выражения и пр.), корректируют (устраняют грамматические погрешности). Выше слово «рукопись» мы заключили в кавычки, поскольку автор приносит на самом деле в издательство «машинопись» или даже «дискету» с электрон ным набором. Кстати, существуют многохитростные электронные программы (спеллеры), которые быстро «выуживают» (высвечивают) из электронного набора языковые ошибки, и если вы считаете нужным, можете их исправить. Этим снимается лишняя нагрузка с глаз корректора. Но если в тексте употреблены небанальные, «незатасканные» слова и выражения, то спеллер и их тоже укажет как ошибочные. Например, мы дали этот текст «на съедение» спеллеру и он в качестве ошибочного указал слово «многохитростные». Но людям оно понравились и поэтому осталось в тексте. Спеллеры можно, впрочем, «обучать», но высшим судьей все равно остается высокограмотный человек-специалист. Итак, мы далее будем для краткости говорить как бы о рукописи, поскольку «электронный набор» все равно требует редакционно-издательской обработки. Рукопись, прошедшую редакционную обработку, называют уже красивым словом «оригинал», но вид она имеет такой «черновой», что в наборный цех ее отдать еще нельзя (зачеркивания, правки, вставки, вклейки и пр.). Нужно перепечатать начисто, а после перепечатки корректор издательства тщательно сверяет чистый экземпляр с оригиналом, исправляет неизбежные при перепечатке ошибки, вносит от руки те знаки, которые нельзя перепечатать на машинке (скажем, математические, химические формулы), проверяет подписи под рисунками и схемами, нумерации, единообразие сокращений и т.п. При электронном наборе собственно «маранье бумаги» сокращается, но суть работы корректора и редактора остается прежней. Чистый, выправленный экземпляр оригинала поступает в типографию. После набора опять возможны ошибки. Делают пробный оттиск на бумаге, который называют корректурным — специально, чтобы опять поработал на этот раз корректор типографии и указал специальными значками на полях, где и что исправить в наборной форме. Корректору надо внимательно сличать тексты - оттиск приводить в соответствие с оригиналом. В типографском оттиске важно заметить не только грамматические ошибки, но и технические: корректор типографии проверяет и расстояние между буквами, и длину строк, точность воспроизведения таблиц, рисунков, графиков, фотографий, расположение заголовков, эпиграфов, порядковые номера всех страниц, четкость оттиска каждого знака. При необходимости исправляют наборные формы и делают несколько новых оттисков (пусть их проверят теперь не только корректоры, но и автор, и редактор издательства) и посылают в издательство. Корректор издательства скрупулезно сверяет оттиск с оригиналом и вносит необходимые исправления; в этот же оттиск (в корректуру) он вносит и те исправления, которые посчитали нужным сделать в своих экземплярах автор и редактор. Затем оттиск-корректуру возвращают в типографию для правки печатной формы. В целом до печати тиража издательский и типографский корректоры прочитывают текст 5-6 раз (понятно, почему в изданиях практически нет ошибок?). Корректор должен быть безупречно грамотен, знать иностранные алфавиты, наиболее употребительные сокращения в английском, немецком, французском, латинском языках. Хорошим корректором может стать человек сосредоточенный, собранный, вдумчивый. Неаккуратность, непоседливость, недобросовестность - черты недопустимые для корректора (деятельность его не видна извне, и «надсмотрщика» к нему не приставишь). Люди этой профессии испытывают радость, когда, наконец, видят книгу, над которой столько потрудились. И общество признает их заслугу: в книге обязательно сообщаются фамилия и инициалы не только автора и редактора, но и корректора. ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ. Деятельность учреждений, организаций и предприятий отражается в многочисленных служебных документах: постановлениях, распоряжениях, инструкциях, положениях, письмах, телеграммах и т.д. Работы, связанные с организацией документов,- -от их создания или получения до сдачи законченных дел в архив - называют делопроизводством. Осуществляют эту работу делопроизводители, сотрудники делопроизводственных служб учреждений (управления делами, общего отдела, канцелярии, секретариата). В обязанности делопроизводителя входят оформление служебных документов, регистрация, прием и отправление корреспонденции. Осуществление контроля за исполнением документов. Учет, хранение и обеспечение оперативного использования документации. Подготовка документов к архивному хранению. Обрабатывая входящую корреспонденцию, делопроизводитель анализирует содержание каждого документа и определяет, куда его направить. Заполняя в журнале графу «Краткое содержание», делопроизводитель анализирует документ и сжато формулирует главную мысль так, чтобы любой человек мог понять, о чем идет речь. Все служебные документы после их использования подшиваются в отдельные дела (папки). В каждом учреждении имеется перечень (номенклатура) дел, количество и название которых варьирует в зависимости от назначения данного учреждения. Формирование дел - одна из наиболее важных и ответственных операций, выполняемых делопроизводителем. Документы должны быть соответствующим образом оформлены: зарегистрированы, доставлены исполнителю, исполнены, вложены в дело в хронологическом порядке. Законченные дела подготавливаются делопроизводителем к сдаче в архив. До передачи документов в архив он несет ответственность за сохранность каждого документа. Не имея права довериться памяти, делопроизводитель обязан делать записи в регистрационных журналах или карточках о любых движениях документа. В обязанности делопроизводителя входит также контроль за исполнением наиболее важных документов. На них составляются специальные контрольные карточки. На них отмечают срок исполнения, движение документа в учреждении, ход его исполнения, должность и номер телефона исполнителя. Из контрольных карточек формируется картотека, в которой карточки систематизированы по срокам исполнения. Ежедневно делопроизводитель просматривает карточки, напоминает исполнителям о приближении соответствующих сроков. О неисполненных в срок документах он докладывает руководителю учреждения. В случае исполнения документа делопроизводитель ставит отметку в контрольную карточку и подшивает в папку все относящиеся к нему материалы Профессия делопроизводителя понравится тому, кто за многочисленными документами видит не бумажную волокиту, а жизнь учреждения, его деятельность. Эта работа предполагает постоянное общение с сотрудниками учреждения. Это общение чаще всего связано с обслуживанием. Делопроизводитель отправляет корреспонденцию, отыскивает тот или иной документ и т.д. При этом он должен оставаться корректным, ровным, предупредительным. ПОЧТАЛЬОН. Основной обязанностью почтальона является доставка адресатам газет, журналов, писем, бандеролей, денежных переводов и пр. Кроме того, он выплачивает на дому пенсии и пособия по поручению органов социального обеспечения («социальной защиты», как теперь говорят). Придя на работу, почтальон получает от сортировщика корреспонденции газеты, журналы, письма. Он пересчитывает их и сверяет с данными в рабочем журнале. Затем почтальон подбирает корреспонденцию каждому подписчику. Подготавливая корреспонденцию для доставки, он мысленно «проигрывает» свои действия на участке -представляет маршрут своего следования, порядок расположения домов и квартир. Чтобы рационально организовать свой труд, почтальон должен в деталях представлять свой участок. Тогда он сможет выбрать наиболее короткий и удобный маршрут. Хорошо развитые зрительная память и пространственные представления в большой мере способствуют его успешной деятельности. У опытных связистов все операции, последовательность их выполнения тщательно продуманы. Каждое издание имеет на столе свое постоянное место. Названия газет и журналов почтальон вносит в рабочий журнал в определенном порядке, это сокращает сроки обработки корреспонденции. Регулярно, в конце каждого месяца, почтальон сверяет данные журнала и доставочных карточек. Он своевременно вносит изменения, чтобы избежать недоразумений. Почтальон стремится экономить время на всех операциях. Газеты поступают в отделение вложенными одна в другую. Быстрыми согласованными движениями обеих рук он разъединяет - расфальцовывает их. На расфальцовку пары газет опытному почтальону требуется менее 2 секунд, а на все подготовительные операции - 30-40 минут. Работая на участке, почтальон достает из сумки корреспонденцию, бегло сверяет цифры, проставленные на газете или журнале с номером ячейки шкафа и опускает в нее почту. Хорошая работа почтальона - это не только своевременная доставка корреспонденции, но и внимание к людям, забота о них. Он заинтересован не только в соблюдении контрольных сроков доставки корреспонденции, но и в том, чтобы она дошла до адресата в сохранности. Поэтому в неисправный почтовый ящик он не положит газету или журнал, а оставит уведомление о них. В перспективе в отделениях связи будет установлено такое оборудование, которое позволит механизировать процесс комплектования корреспонденции для каждой квартиры. Придет время, и из отделения связи по пневмоконвейеру почта будет доставляться прямо в квартиру. А почтальон превратится в оператора, обслуживающего сложную технику. Профессия почтальона понравится тем, кто любит ходить пешком, много бывать на воздухе. Кто предпочитает такой труд, результаты которого зависят в основном от него самого. Профессия эта распространена повсеместно, поэтому работать можно недалеко от дома. ЧЕРТЕЖНИК-КОНСТРУКТОР. Труд по созданию машин, в частности по их проектированию, разделен между разными специалистами. Одним из звеньев цепи специалистов, соединяющей, с одной стороны, инженеров, а с другой - непосредственных изготовителей изделий, является чертежник-конструктор. В настоящее время ряд действий по изготовлению чертежей автоматизируется (на основе компьютерной техники), но мы рассмотрим содержание труда чертежника в его классическом варианте, поскольку, автоматическая техника все равно требует «присмотра» со стороны знающего и умелого человека Главное дело чертежника-конструктора - изготовление, вычерчивание рабочих чертежей деталей. Представим себе, что завод должен приступить к выпуску новой машины. Это значит, что у рабочих, которые примут участие в ее изготовлении и сборке, должны быть такие чертежи, в которых указано абсолютно все. Им нужно знать: конкретную марку материала, точность обработки деталей, графические изображения изделий и деталей в нужном количестве проекций. Все это должно быть выполнено в соответствии со строгими правилами, определенными в специальных документах - Государственных стандартах (ГОСТах). Чертеж может строиться по эскизу инженера-конструктора. В этом случае необходимо определить в эскизе важнейшие геометрические соотношения, мысленно отделив их от второстепенных. Далее следует наметить план построения чертежа. Продумать, какие части вычерчивать сначала, какие потом. Какие понадобятся вспомогательные линии (они не нужны в окончательном чертеже, но без них не обойтись в ходе построения). Какие детали контура являются невидимыми и должны быть обозначены штриховыми, а не сплошными линиями. В некоторых случаях чертежник должен сам построить эскиз или чертеж с натуры. Например, перед его глазами находится деталь, сделанная рабочим-умельцем для опытного образца изделия. Нужно проявить наблюдательность, мысленно разобрать признаки этой детали, определить, как изменится ее облик при переносе на плоскость чертежного листа. Иногда в распоряжении чертежника-конструктора может быть только сборочный чертеж, а по нему нужно выполнить эскизы или даже рабочие чертежи необходимых деталей изделия. Эти детали еще никем не разработаны. Это и должен будет самостоятельно сделать чертежник-конструктор. Построение эскизов и рабочих чертежей по сборочному чертежу называется деталированием. Выполняя эту работу, чертежник-конструктор должен проявить немало инициативы, находчивости, самостоятельности и, конечно, разносторонние знания. К его услугам многочисленные справочные пособия, в которых он должен хорошо ориентироваться. Для проверки правильности конструкторского решения необходимо по рабочим чертежам деталей вычерчивать сборочный чертеж (осуществлять так называемую контрольную сборку). Это требует знаний о построении сборочных чертежей, ясного понимания взаимодействия элементов, составляющих данный узел. Работа чертежника требует творческого подхода, принятия самостоятельных решений, относящихся к графической стороне дела. Любящие свое дело чертежники-конструкторы находят и видят в чертежах не только точность и строгость, но и красоту. НАБОРЩИК РУЧНОГО НАБОРА. Возможно, вы улыбнетесь: экая древность! Технический прогресс в полиграфической промышленности обусловил применение автоматических и полуавтоматических наборных машин. Но это не означает ликвидации всех ручных процессов в наборном деле. Труд ручного наборщика незаменим при наборе математических и химических формул, сложных таблиц, документов, афиш, плакатов, схем, объявлений и т.д. Цель его труда - набор текста из отдельных элементов. Основным элементом является литера. Она представляет собой металлический брусочек, на верхней площадке которого выполнено зеркальное (обратное) изображение буквы - очко. На передней стенке литеры имеется полукруглая канавка - сигнатура, необходимая для установки литеры на ощупь в надлежащем положении. Размер брусочков бывает разный. Достаточно вспомнить газету: в ней есть и крупные заголовки, и сообщение мелким шрифтом. Кроме того, шрифты очень разнообразны по форме.- Для заполнения промежутков между словами служит пробельный материал разного размера. Литеры и пробельный материал размещены в 95 ячейках ящиков-касс, расположенных на специальных столах, с наклонной (под углом 15 градусов) поверхностью Основным орудием труда наборщика является верстатка - металлическая пластинка длиной до 140 или 200 мм, ограниченная бортиками. Левая стенка перемещается и при помощи запора закрепляется нужный размер строки, установленный стандартом. Одна строка от другой в верстатке отделяется наборной линейкой, которая после набора строки смещается вниз для набора следующей. Для извлечения литер из набора при исправлении ошибок пользуются пинцетом и шилом. На удобном расстоянии от глаз наборщика, над кассой, находится механическое приспособление для закрепления оригинала (рукописи, с которой ведется набор). Для выявления возможных ошибок в наборе с него делают корректурный оттиск (отпечаток). Корректоры сверяют его с оригиналом, отмечая на полях ошибки специальными знаками. Затем оттиск возвращается к наборщику и он производит правку набора. Разнообразие текстов, применяемых материалов и способов набора приводит к более узкой специализации наборщиков ручного набора. Среди них различаются табличники, формулисты и акцидентщики. Табличники набирают таблицы, схемы, диаграммы в научных справочниках, производственно-технической литературе, учебниках и других изданиях. Формулисты набирают математические и химические формулы. Акцидентщики занимаются набором афиш, плакатов, объявлений, пригласительных, театральных и других билетов и пр. Ручной набор - тонкая работа с элементами творчества. Смекалка и сообразительность в дополнение к знанию правил набора и применению рациональных приемов обеспечивают как безошибочность набора, так и его красоту и удобочитаемость. Профессия наборщика ручного набора понравится тем, кто любит точность, терпелив, аккуратен и внимателен. Результаты работы наборщика становятся очевидными сразу же. ПРОГРАММИСТ. Чтобы построить, например, современный реактивный самолет, необходимо произвести расчеты, на которые один вычислитель затратил бы около ста лет. С помощью электронной вычислительной машины их можно сделать примерно за одни сутки. С помощью ЭВМ рассчитываются и проектируются траектории космических кораблей, предсказывается погода, проектируются новые города и заводы, ставятся медицинские диагнозы, продаются железнодорожные билеты, расшифровываются древние рукописи и многое другое. Чтобы машина решила задачу, ей нужно дать программу. Программа для работы ЭВМ - это полное и точное описание процесса обработки информации на специально придуманном формальном языке. Программист - это специалист по составлению таких программ (последовательностей команд машине). Работа программиста складывается из ряда этапов. Прежде всего нужно выбрать метод численного решения задачи, т.е. сведения сложных математических формул к элементарным арифметическим действиям. Эти методы разрабатываются соответствующими специалистами математиками. Если есть стандартные программы, программист решает, какую из них использовать. Следующий этап - один из самых важных в работе программиста - составление алгоритма - детального плана решения задачи. Алгоритмов может быть несколько. Они могут различаться по времени, необходимому машине, и по некоторым другим показателям. Время работы машины по ряду причин стоит дорого, поэтому выбор оптимального алгоритма поручают наиболее опытным и квалифицированным программистам. Наиболее трудоемким является этап детальной разработки отдельных частей программы. Кроме знания языка программирования и специальных навыков от программиста на данном этапе требуются особая внимательность, аккуратность, терпение. Практически неизбежен еще один этап - отладка программы. Поскольку на всех этапах программирования обычно вкрадываются различные ошибки, необходимо специально заняться их обнаружением и устранением. Это и есть отладка программы. Для окончательной проверки программист проводит расчеты по программе на специально подготовленных контрольных задачах с заранее известными результатами. Последний этап работы программиста - анализ результатов расчета с точки зрения их соответствия постановке задачи. Программисты могут работать в больших коллективах, в тесном контакте с математиками, со специалистами в тех областях, для которых ведутся расчеты; предполагается контакт с инженерным, операторским персоналом, обслуживающим ЭВМ. ЭКОНОМИСТ. Это специалист, занимающийся финансово-хозяйственной деятельностью (предприятия, отрасли и т.д.) в целях ее улучшения. В этом смысле он - правая рука руководителя предприятия. Он выявляет и создает картину экономического состояния хозяйства в виде цифр, показателей, числовых соотношений и т.п. Как организуется труд экономиста? Прежде всего его обязанностью является разработка финансово-хозяйственного плана. При разработке планового документа для своего предприятия экономист должен учитывать многие вопросы. Это и основные направления развития экономики в целом, и требования объективных экономических законов, и реальный уровень производственных достижений на данном предприятии. Особенности местных условий - наличие сырьевых, кадровых ресурсов, возможности обновления техники и т.п. Одна из типичных и важных задач экономиста -расчет потребности кадров. Сколько требуется инженеров, техников, служащих, рабочих, какая у них должна быть квалификация? Чтобы ответить на подобного рода вопросы, экономист должен знать производство, разбираться в его технологии. Помощниками экономиста являются справочники, картотеки и другие средства информационного обеспечения умственного труда. Он также рассчитывает потребный фонд заработной платы по всем категориям работников предприятия. Результаты его расчетов оформляются соответствующими документами. План утверждается вышестоящей организацией. Теперь экономист будет следить по документам, чтобы фактическая численность работников и фонд заработной платы соответствовали утвержденному плану. В соответствии с показателями, заданными планом, составляют отчеты. Сопоставляя данные плана и отчета, экономист анализирует расход фонда заработной платы. Вот он заметил, что некоторые участки производства не обеспечены необходимой рабочей силой или перерасходован фонд заработной платы. Тогда экономист погружается в поиск причин и путей их устранения, формулирует свои предложения руководству предприятия. Ему необходимо показать целесообразность, выгодность, реалистичность своих предложений, обосновав их расчетами, выкладками. Работа экономиста не связана с физическими нагрузками, но обязательно связана с расчетами, переработкой больших объемов информации, выраженной в цифрах. Труд экономиста оснащен вычислительной техникой. Профессия экономиста подойдет юношам и девушкам, интересующимся вопросами совершенствования производственной, финансово-хозяйственной деятельности и склонных к работе с документами, текстами, цифрами. Такая работа требует ответственности, внимательности, аккуратности, настойчивости. Профессии типа «Человек — художественный образ» ХУДОЖНИК-КОНСТРУКТОР (дизайнер). Человек живет в мире предметов. Среди них огромное место занимают вещи, созданные промышленностью: от зубной щетки и чайника до автомобиля и морского судна. Эти предметы должны быть полезны, удобны, экономичны и красивы. Чтобы изделия промышленности были такими, в их создании уже на стадии проектирования принимают участие и художники-конструкторы. На стадии проектирования следует учесть, что вещи выпускаются тысячными и даже многотысячными тиражами. Ошибка дизайнера, как и ошибка инженера-конструктора, соответственно умножается и, таким образом, обходится очень дорого. Вот почему дизайнер должен соединять в себе до известной степени противоположные, качества. С одной стороны - смелый полет фантазии, непредубежденность, раскованность мысли. С другой стороны — высокое чувство ответственности, дисциплину ума, способность максимально считаться с реальными условиями производства. Дизайнер занимается формированием внешнего вида будущего изделия, разработкой его конструктивных элементов, упаковкой, рекламой, документацией. Творческий процесс художника-конструктора начинается с обдумывания возможных вариантов будущего изделия. Со сбора информации о существующих аналогичных изделиях и их критического анализа. Успешно будет решать задачу работник, обладающий широким кругозором. Хороший специалист всегда озабочен сбором данных в своей области. Поэтому он оказывается готовым решать и неожиданно поставленную задачу. Дизайнер должен сам уметь учитывать соображения экономического и технологического характера. Например, оригинальная форма изделия, задуманная дизайнером, может оказаться нерентабельной, с точки зрения экономиста. Или трудно осуществимой, с точки зрения технолога. Человек, посвятивший себя служению технической эстетике, должен интересоваться изобразительным искусством и сам быть художником. Ему необходимо также знать технику, естественные и общественные науки, хорошо чертить, иметь умелые руки. Он должен ориентироваться в культурном наследии своего и других народов. Не каждый художественно и технически подготовленный человек будет успешно справляться со своими обязанностями на посту дизайнера, а только тот, кто относится к миру вещей как преобразователь. ЖИВОПИСЕЦ (ПО РОСПИСИ ФАРФОРА). Несколько движений работницы кисточкой - и зацвели на посуде яркие цветы, или полетели невиданные птицы, или появились смешные персонажи детских сказок. Кажется, что есть в этой профессии что-то от волшебства. Существует несколько методов нанесения росписи на фарфор, один из которых - ручная роспись. Рабочие-живописцы декорируют (расписывают) изделия массового выпуска по образцам, которые созданы художниками завода и утверждены художественным советом. Рабочий переносит контуры рисунка с образца на изделие, подготовленное для росписи (оно пока еще не покрыто блестящим и твердым слоем глазури), приготовляет на рабочем месте необходимые краски, кисточки, перья и расписывает поверхность по нанесенному контуру. Рисунки могут быть сложны и разнообразны: это пейзажи, сюжеты, литературные портреты, персонажи, сказочные образы, стилизованные изображения растительного и животного мира, орнаменты. Мастер-живописец в совершенстве владеет приемами живописных и графических работ, способами копирования рисунков в различных масштабах, приема ми гравировки по золоту и серебру, приемами самостоятельной разработки деталей рисунков. До начала работы живописец должен представить рисунок в уме, мысленно разложить его на части, наметить последовательность раскраски его деталей. И выполняя каждую операцию, он в своем воображении уже видит рисунок готовым. Каждый может по-своему подойти к последовательности раскраски рисунка, но необходимо учитывать и некоторые обязательные требования технологии. Дело в том, что изделия в процессе работы могут обжигаться несколько раз в зависимости от количества цветов, входящих в рисунок. Роспись должна начинаться с тугоплавких красок, выдерживающих температуру до девятисот градусов по Цельсию (например, пурпур, черная, синие, порошковое золото); а вот красные разных оттенков требуют более низких температур обжига (до семисот градусов). Нарушишь последовательность нанесения красок - брак. Начать обучение можно непосредственно на фарфоровом заводе и повышать квалификацию до высшего (шестого) разряда; можно поступать и в Художественно-промышленные учебные заведения. МАЛЯР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОТДЕЛКЕ (альфрейщик). Важнейшее требование к отделке помещения - это эстетическое воздействие ее на человека. Именно вкус и опыт мастеров, выполняющих такие работы, создают красоту интерьера (внутреннего убранства помещения). Поэтому столь непростой является работа маляра по художественной отделке, выполняющего сложные декоративные работы. Прежде чем приступить к окраске поверхности, альфрейщик (так называли раньше этих мастеров, что мы для краткости и делаем) тщательно готовит ее к отделке. Удаляет старую краску, ослабленный верхний слой штукатурки, шпаклюет, грунтует поверхность. Многое в работе альфрейщика зависит от выбора красочного состава. Его цвет и оттенок, блеск или матовость, прозрачность определяют декоративные качества отделки. Стойкость же краски к действию света, воды, содержащихся в атмосфере города газов определяют ее эксплуатационные качества. Альфрейщику необходимо развитое практическое мышление и долговременная память, позволяющие с большой точностью запоминать значительное количество колеров (красочных составов, различающихся по цвету) и особенности их приготовления. Перед началом работы альфрейщик должен сформировать определенный мысленный образ будущей декоративной отделки объекта. Поэтому творческое воображение, а также эстетические чувства очень важны в этой профессии. Во многих ремонтируемых помещениях альфрейщику приходится заново имитировать объемные элементы (изображать углубления, выпуклости). При этом он должен учитывать расположение источников света в помещении, т.к. освещение играет важную роль в восприятии глубины пространства. При отделке помещения часто используется имитация декоративных естественных материалов: ценных пород дерева, различных видов отделочного камня. Сложной, но интересной частью работы альфрейщика является выполнение орнаментальных и изобразительных композиций. Альфрейщик получает или делает сам «картон» -рисунок в масштабе будущей росписи. Картон устанавливается на место, подготовленное под роспись, чтобы определить взаимодействие будущей росписи с характером и пропорциями помещения. По картону обычно изготавливают, нанося основные линии рисунка, кальки. По этим линиям производятся проколы, через которые порошком угля или сухой охрой рисунок переносится на стену. Основной помощник и контролер в работе альфрейщика - зрение. Он должен обладать большой точностью зрительного восприятия и пространственного представления, уметь анализировать пространственное расположение декоративных форм, ширину и длину линий, пропорции в рисунке. Особенно высоки требования к различению тонких нюансов (оттенков) цвета. Медицинскими противопоказаниями к овладению данной профессией являются заболевания зрительного анализатора и вестибулярного аппарата, эпилепсия, гипертоническая и гипотоническая болезни, заболевания опорно-двигательного аппарата. Альфрейщик получает или делает сам «картон» -рисунок в масштабе будущей росписи. Картон устанавливается на место, подготовленное под роспись, чтобы определить взаимодействие будущей росписи с характером и пропорциями помещения. По картону обычно изготавливают, нанося основные линии рисунка, кальки. По этим линиям производятся проколы, через которые порошком угля или сухой охрой рисунок переносится на стену. Основной помощник и контролер в работе альфрейщика - зрение. Он должен обладать большой точностью зрительного восприятия и пространственного представления, уметь анализировать пространственное расположение декоративных форм, ширину и длину линий, пропорции в рисунке. Особенно высоки требования к различению тонких нюансов (оттенков) цвета. Медицинскими противопоказаниями к овладению данной профессией являются заболевания зрительного анализатора и вестибулярного аппарата, эпилепсия, гипертоническая и гипотоническая болезни, заболевания опорно-двигательного аппарата. ЦВЕТОВОД-ДЕКОР ATOP. Зеленые насаждения способствуют здоровью человека: очищают воздух, улучшают микроклимат, уменьшают шум. Кроме того, они украшают нашу жизнь. Непременными участниками работ по созданию цветочных композиций являются цветоводы-декораторы. Они выращивают декоративные растения для оформления парков, садов и скверов, для озеленения помещений, а также свежие цветы для срезки. Цветоводы могут работать на открытом воздухе в парках, садах и скверах, в оранжереях и питомниках, а также в зданиях различного назначения при оформлении интерьеров (внутреннего убранства зданий).-Они имеют дело с различными растениями: деревьями, кустами, травянистыми растениями. Сады и парки - это соединение природы и искусства. Умело используя и обогащая природу, цветоводы-декораторы как бы раскрывают перед человеком ее красоту. Зеленое строительство осуществляется в несколько этапов. Специалисты составляют проект, рабочие чертежи озеленения. На их основе подготавливается площадка, создаются дорожки, газоны, а затем высаживаются растения. Готовят проект специалисты с высшим и средним специальным образованием, а воплощают его рабочие-цветоводы. Сады и парки живут, изменяются, требуют постоянного ухода и реставрации. Рабочему-цветоводу необходимо много знать. При устройстве ландшафтных ансамблей растения располагают сравнительно небольшими площадями, а каждый их вид и сорт требует особых почв и приемов агротехники. Изменяются требования к почве и по мере роста растений. Сложность составления цветочных композиций усугубляется тем, что цветовод, начиная свою работу, не может сразу увидеть ее результат. Семена, рассада и даже молодые растения не дают представления о внешнем виде - величине, форме, цвете - зрелых растений. Работая с разными растениями и в различных условиях, цветовод не может во всех случаях автоматически применять готовые решения. Он анализирует, сравнивает, представляет, решает. И в основе этого лежит наглядно-образное мышление. Такая работа подойдет тем, кто любит выращивать растения и кто чувствителен к красоте. Цветоводам бывает так приятно увидеть, как на бывшем пустыре зазеленела трава, распустились цветы или зацвели кусты сирени и шиповника. РЕТУШЕР. Иллюстрации, напечатанные в книге, почти всегда имеют качественные потери по сравнению с подлинником. Задача коллектива, работающего над полиграфическим воспроизведением оригинала, сделать такие потери минимальными. Ретушь можно рассматривать как метод преодоления ограничений полиграфического способа передачи изображения. Задача ретушера сводится к тому, чтобы, в конце концов, могла быть создана такая печатная форма, оттиск (отпечаток) с которой хотя и будет отличаться от подлинника, но для зрения человека это различие будет приемлемым. Выделяют два вида ретуши: техническую (поправочную) и художественную. Техническая ретушь заключается в удалении на издательском оригинале (том материале, с которого будет делаться типографская печатная форма) царапин, темных или светлых пятен или точек, крупной зернистости и т.д. Роль художественной ретуши значительно шире. С ее помощью подчеркиваются сюжетно-изобразительные элементы иллюстрации. Уточняются их формы и пространственные отношения, устраняются недостатки в градации тонов и цветов. Такая работа доступна только тем, кто свободно владеет рисунком, хорошо чувствует тональные соотношения цветов и умеет ими пользоваться. При работе над иллюстрациями, которые будут напечатаны на газетной бумаге, ретушер предельно усиливает контрастность изображения, делает контуры деталей резкими и четкими. Это вызвано тем, что желто-серый оттенок газетной бумаги значительно уменьшает воспринимаемые глазом различия яркости. При ретуши иллюстраций, печатающихся на хорошей бумаге, осуществляется более тонкая и точная ретушь. Слегка усиливают тон на теневых участках, а контурам придают лишь небольшую жесткость. Полиграфическое воспроизведение цветных иллюстраций требует более сложной и длительной работы ретушера. Все операции, которые приходится выполнять ретушеру, требуют большой мыслительной деятельности и хорошей памяти. Он должен помнить и учитывать различные факторы, от которых зависит выбор приема и метода ретуши, сравнивать их, анализировать и принимать необходимые решения. Спецификой его работы является и то, что она все время требует зрительных образных представлений. Процесс репродуцирования (типографского воспроизведения) изображений основан на глубоком понимании оригинала. Ретушер воспринимает в оригинале то, что порой скрыто для обычного зрителя. Для этого он должен обладать зрительной наблюдательностью. Для глубокой эстетической оценки произведения ему необходимо и развитое чувство цвета и формы. Работа ретушера связана с большим умственным напряжением: на протяжении всего рабочего дня ему приходится анализировать сложные произведения искусства и решать разнообразные пространственно-цветовые задачи. Творческому воображению, большому эстетическому вкусу должны сопутствовать такие качества как аккуратность, терпение, настойчивость. ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР. Человечество накопило огромные культурные и художественные ценности. Картинные галереи и музейные экспозиции нашей страны вправе гордиться подлинными шедеврами, созданными руками мастеров всех времен и народов. Но проходит время, и многие произведения искусства постепенно утрачивают свой первоначальный облик. Наиболее часто разрушающему воздействию времени подвержены произведения живописи. Краски на живописных полотнах отделяются от грунта, которыми покрыты холст или дерево, многократно положенные мазки расслаиваются. Спасти произведения искусства могут художники-реставраторы. Специальная комиссия, состоящая из искусствоведов, хранителей картин и реставраторов, тщательно обследует картину, выявляет все дефекты и устанавливает причины их возникновения. На основе этого анализа специалисты оценивают возможность восстановления художественных особенностей произведения, определяют необходимые методы работы, а также материалы. Комиссия утверждает задание. Получив задание, художник составляет подробное описание всех обнаруженных дефектов данной картины. Для этого он использует арсенал всевозможных средств. Фотографирует, составляет схемы, делает зарисовки деталей картины. Нередко он прибегает к помощи специальных технических средств, позволяющих видеть то, что скрыто от невооруженного глаза. Реставратор изучает особенности выполнения картины. Способы письма, используемые материалы, толщину красочного слоя, индивидуальную манеру мазка автора, качество фактурной обработки и другие. Это позволяет ему определить задачи своей работы. Всесторонняя эрудиция, хорошая память, опыт предыдущих работ способствуют успеху его дела. Перед началом работы у художника создается образ обновленной картины и формируется план ее реставрации. Творческое воображение играет важную роль в его деятельности. Но оно не должно противоречить замыслу автора, создавшего картину. Любое отклонение от первоначальной художественной идеи является искажением искусства. Удаляя с живописного произведения потемневшие покровы, реставратор не сразу снимает всю толщину красок, лаков, загрязнений. Он освобождает от них поверхность постепенно, слой за слоем. Реставратор занимается и реконструкцией - восполнением утраченного на картине. Он восстанавливает исчезнувшие детали изображения или подвергает тонированию нейтральным цветом утраты живописи. Эта работа требует большого художественного такта. Диапазон деятельности реставратора широк. Он должен освоить методы работы с холстом, картоном, деревянными, каменными и металлическими основами картины. С живописью, выполненной яичной и казеиновой темперой, гуашью, масляными красками и т.д.
Содержание Часть I» ИСХОДНЫЕ ПРЕДНАСТРОЙКИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ Глава 1 О внутренних (психологических) трудностях освоения предлагаемого курса Глава 2. Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности Глава 3. Взаимосоответствие человека и его работы Глава 4. Основные принципы профессионального самоопределения Часть П. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИЙ И УБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА Глава 5. Понятие профессии Глава 6. Некоторые необходимые понятия и представления психологического профессиоведения Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи Глава 8. Образ мира у разнотипных профессионалов Часть III. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА Глава 9. Обзорная характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии») Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития КРАТКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|