Здавалка
Главная | Обратная связь

Возникновение и развитие психики в филогенезе



 

Возникновение психики в эволюции живых существ трудно переоценить. С ее появлением стал возможен новый механизм приспособления животных к окружающей среде: не за счет наследственных и ненаследственных изменений морфологической организации – строения тела и его органов, а посредством изменения поведения, регулируемого психикой.

Проблема возникновения психики и проблема развития психики теснейшим образом связаны между собой. Существует ряд попыток решения проблемы возникновения психики:

· антропопсихизм (Р. Декарт): возникновение психики связывается с появлением человека, ибо только ему присуща психика. Предыстория человеческой психики оказывается вычеркнутой;

· панпсихизм (французские материалисты) – решение противоположно первому: психика присуща всей природе (всеобщая одухотворенность природы);

· биопсихизм (Т. Гоббс, Э. Геккель): психика – свойство не всякой вообще материи, а только живой, в т.ч. растений;

· нейропсихизм (Ч. Дарвин, Г. Спенсер): психика присуща не всякой вообще материи и не всякой живой материи, а только организмам, имеющим нервную систему;

· мозгопсихизм (К.К. Платонов): психика свойственна только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг (при таком подходе, у насекомых нет психики, так как у них узловая нервная система, без выраженного головного мозга).

Однако приведенные выше взгляды не получили ни теоретического обоснования, ни должного экспериментального подтверждения. В отечественной психологии учение о развитии психики в филогенезе разработал Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979). Филогенез – постепенное, разветвленное, стадиальное изменение различных форм органического мира в процессе его эволюции. А.Н. Леонтьев считал неправомерным ни одно из приведенных выше решений проблемы возникновения психики. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости. Раздражимость – это допсихическая форма отражения среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе допсихического отражения такова, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а, следовательно, и в специальном органе, который обеспечивал бы ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими. Ответная реакция также осуществляется только на биологические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и у некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растениями и животными.

Усложнение условий жизни (недостаток пищевых ресурсов, выход из воды на сушу и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и перехода от элементарных тропизмов к более сложному поведению, которое позволило бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только на биотические раздражители, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Им был предложен объективный критерий, по которому можно судить о наличии психики – способность реагировать на биологически нейтральные раздражители поведением. Биологически нейтральными считаются жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность и т.п.), а способность отражать эти воздействия называется чувствительностью. Чувствительность имеет два аспекта: объективный – двигательная реакция и субъективный – внутреннее переживание (ощущение).

Появление чувствительности определяет более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, выступает как объективный критерий возникновения психики.

В эволюционном развитии психики А.Н. Леонтьев выделил три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта [7].

Стадия элементарной сенсорной психики связана с преобразованием первоначально недифференцируемой чувствительности в дифференцируемые ощущения. Как показывает А.Н. Леонтьев, у животных, находящихся на этой стадии развития, психическое отражение имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Представителями этого уровня являются губки, кишечнополостные, а также насекомые, для которых характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Тем не менее, им присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных объектов. Например, сложное поведение паука побуждается не видом жертвы – насекомого, попавшего в паутину, а исключительно вибрацией, которую производит насекомое и которая передается по паутине. Если вибрация создается искусственно, например, камертоном, то паук устремляется к нему и пытается нанести удар челюстями. Вибрация – абиотический раздражитель, ставший ключевым для паука.

Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности – выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. Теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет, данный в определенных условиях. Так, для собаки, как пишет А.Н. Леонтьев, одинаковый смысл имеют и завывание волка, и запах его следов, и его силуэт, т.е. собака воспринимает волка целостно, в совокупности его свойств. Однако в определенных условиях, когда, например, хищник далеко, волк воспринимается собакой по запаху, но это все равно как целостный объект.

У животных на стадии перцептивной психики сохраняется инстинктивное поведение, но формируется все более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемый на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и, прежде всего, развития коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и условиям, в которых она дана. Животные определяют способ действия, каким можно получить желаемый результат, и этот способ закрепляется в их поведении. Таким образом, происходит научение животных, т.е. их индивидуальное приспособление к среде обитания. На основе научения животные могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, обходить преграды, использовать разнообразные сигналы, регулирующие пищевое или оборонное поведение. Научение предполагает развитие у животных элементарных форм памяти, что подтверждено многочисленными экспериментами.

Психика большинства млекопитающих животных находится на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются на более высокую ступень развития, которая называется «стадией интеллекта». Следует отметить, что зоопсихолог К.Э. Фабри сохраняет лишь первые две стадии, он включает стадию интеллекта в стадию перцептивной психики на том основании, что имеются определенные трудности разделения «интеллектуальных» и «неинтеллектуальных» форм поведения высших млекопитающих [16].

Стадия интеллекта, с точки зрения А.Н. Леонтьева, характеризуется более сложными формами отражения: у животных, находящихся на этой стадии, в дополнение к отражению отдельных объектов возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. Эксперименты с человекоподобными обезьянами свидетельствуют о том, что они способны соотносить в восприятии отельные выделяемые вещи друг с другом и воспринимать их как единую и целостную ситуацию. Способны они и пользоваться орудиями и даже изготавливать их, например, при использовании веточки для извлечения термитов шимпанзе обрывают с нее листья и боковые побеги. Однако безусловным фактом остается неспособность животных изготавливать орудия с помощью другого орудия. Здесь проходит та грань, которая отделяет животных от человека. Животные никогда не вступают в отношения между собой по поводу применения орудия, тем более по поводу его изготовления. Использование орудий животными является одной из форм биологической адаптации, имеет лишь внешнее сходство с трудовыми действиями человека. Основу поведения животных во всех сферах, включая язык как сложную систему сигнализации, распределение функций в сообществах (стадах, стаях, семьях) составляют наследственные видовые программы. Научение у животных ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования животного.

Вопросы и задания для самоподготовки

· Какие точки зрения на решение проблемы возникновения психики в эволюции представлены в науке?

· Что такое раздражимость, чувствительность, биотический стимул, абиотический стимул?

· В чем заключается гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики?

· Какие стадии развития психики в филогенезе выделял А.Н. Леонтьев? Охарактеризуйте их с учетом известных вам примеров.

· Какая особенность психического отражения обезьяны (в сравнении с психическим отражением человека) проявляется в данном примере:

· Шимпанзе Рафаэль (в опытах Павлова и Орбели) научился заливать огонь, мешавший ему достать лакомство из ящика, набирая кружку воды из бака. В одном из очередных опытов ящик с апельсином и горящим перед отверстием ящика огнем был помещен на плоту. На другой плот, соединенный с первым бамбуковой перекладиной, был помещен Рафаэль и бак с водой. Оба плота пустили по озеру. Шимпанзе, чтобы залить огонь, перебирался по перекладине на другой плот к баку, не догадываясь зачерпнуть воды из озера.

· Каковы основные отличия психики животных от психики человека?

· Составьте таблицу «Особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека»

· Запишите возникшие у вас вопросы для того, чтобы выяснить их у преподавателя либо на семинаре.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.