Здавалка
Главная | Обратная связь

Природа человеческой деятельности



 

Деятельностный подход – теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов. При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном развитии.

Эта теория была разработана и получила развитие в отечественной психологии. С ней связаны имена Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонова, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина.

Под общим названием «деятельностный подход в психологии» скрываются две взаимосвязанные стратегические линии: в русле одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в русле другой – как объяснительный принцип.

Деятельность как объяснительный принцип используется, например, в возрастной психологии. Как известно, все основные виды деятельности – игра, учение, труд – присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих деятельностей происходит развитие психики и личности. Но на каждом возрастном этапе требуется особое отношение этих деятельностей как в плане их представлений, так и в плане их содержания. Одни деятельности на данном этапе онтогенеза имеют большое значение для развития личности, другие – менее. А.Н. Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности.

Ведущей называется деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности человека на данном возрастном этапе. Так, для ребенка дошкольного возраста ведущей является игра, для школьника - учебная деятельность, которые создают условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивают ему возможность достойного вхождения в трудовую деятельность взрослых.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) сформулировал один из важнейших принципов деятельностного подхода – принцип единства сознания и деятельности. Формируясь в деятельности, сознание и проявляется в деятельности. Сознание образует внутренний пласт деятельности, ее программу. Именно в сознании создаются динамические модели, при помощи которых происходит ориентация человека в окружающей среде. Такая трактовка отличается и от интроспекционной психологии, которая отделяла внутренний психический мир от деятельности и поведения, а также от бихевиористской психологии, признающей предметом изучения только акты поведения, отвергающей внутренний план поведенческих актов – сознание. Принцип единства сознания и деятельности позволяют психологам при изучении поведения, деятельности выяснить те внутренние психические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения цели действия.

С.Л. Рубинштейн раскрыл многостороннюю связь сознания и деятельности человека, показав, что на основе сознания возникает принципиально иной тип регуляции деятельности, поскольку сознание отражает то, что отделено от человека во времени и пространстве. В сознании возникает возможность моделировать обобщенный и идеальный образ действия, отражать реальный способ действия. Сознание осуществляет функции контроля и оценки, строит стратегию и тактику деятельности на основе жизненного и профессионального опыта личности как субъекта деятельности.

Именно через личность С.Л. Рубинштейн сумел вскрыть систему связей сознания и деятельности, сама личность определяется им как триединство: Чего хочет человек? Что он может? Что он сам? Итак, в школе С.Л. Рубинштейна в центре внимания оказалась категория деятельности и принципы единства сознания и деятельности 11].

Деятельность – это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание, преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в обществе, от условий, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

А.Н. Леонтьев – автор наиболее разработанного варианта теории деятельности в психологии. Вам необходимо обратить внимание на свойства деятельности и главное из них – предметность. Предметность (деятельности) понимается А.Н. Леонтьевым очень широко – как предмет вещественный или идеальный, данный в восприятии или существующий только в воображении, мысли. Предметность человеческой деятельности заключается в подчинении логики действий человека логике предметов, с которыми он имеет дело. И этой логике действования с предметами человек начинает обучаться с ранних лет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиненный себе и преобразующий деятельность субъекта; вторично – как образ предмета, как продукт отражения его свойств, который осуществляется в результате деятельности субъекта. Таким образом, предметность, присущая только человеческой деятельности, непременно влечет за собой другую характеристику – субъектность, которая выражается в намерениях, потребностях, мотивах, целях [6].

Деятельность имеет сложное иерархическое строение и состоит из нескольких уровней: уровень особенных деятельностей или видов деятельности (игровая, учебная, трудовая); уровень действий; уровень операций; уровень психофизиологических функций. Рассмотрим второй уровень – действие.

Действие – основная единица анализа деятельности – это процесс, направленный на реализацию цели. Человеческая деятельность проявляется в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность – в учебных действиях и т.д. «Промежуточный» результат, которому подчиняются трудовые процессы человека, должен быть выделен для него субъективно – в форме представления. Это процесс осознания цели, т.е. цель – это образ желаемого результата, который должен быть достигнут благодаря выполняемому действию. Цели не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Выделение и осознание цели – это не автоматический акт, а относительно длительный процесс апробирования целей действием.

Характеризуя понятие «действие», можно выделить 4 момента:

1. Действие включает в качестве необходимого компонента своего осуществления акт сознания в виде постановки и удержания цели.

2. В отличие от бихевиоризма теория деятельности рассматривает внешние действия в неразрывном единстве с сознанием (движение без цели – это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность).

3. Через понятия действия теория деятельности утверждает принцип активности.

4. Понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный или социальный мир. «Представляемый результат» (цель) может быть любым: производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и т.д.

Рассмотрим связку цель – действие (Ц-Д). Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно охарактеризовать и действие. Сами цели характеризуются чрезвычайным разнообразием, а главное - разномасштабностью. Есть крупные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на более частные цели и т.д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные «этажи» иерархической системы действий. Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.

Деятельность и действие представляют собой не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая, таким образом, свою относительную самостоятельность.

Действие может быть как внешним, выполняемым с помощью внешнего двигательного аппарата, так и внутренним, выполняемым в уме.

3-ий уровень: операции. Помимо своего интенциального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно предметными условиями ее достижения. Поэтому действие имеет особое качество, а именно способы, какими оно осуществляется.

Операцией называется способ выполнения действия. Совершить действие, т.е. достичь одну и ту же цель можно несколькими способами (совершить разные операции). Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия; то, что называют техникой, ловкостью, сноровкой, относят почти исключительно к уровню операций.

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие подчинено цели, то операция – условиям, в которых эта цель дана. При этом под «условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности или внутренние свойства самого действующего субъекта.

Цель, данная в определенных условиях, называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать действия и операции, реализующие их.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций заполнен автоматизированными действиями и навыками. Характеристики последних есть одновременно характеристики операций.

Операции бывают двух видов:

1. Возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания. Эти операции практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных условиях.

2. Возникают из действий путем их автоматизации. Эти операции находятся на границе сознания, они как бы «подстораживаются» сознанием и могут стать актуально сознаваемыми.

4-ый уровень – психофизиологические функции.Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимается физиологическое обеспечение психологических процессов. К ним относится ряд способностей организма человека; например, такие как моторная способность, способность к ощущению, способность к образованию и фиксации следов прошлых воздействий. Соответственно говорят о моторной, сенсорной, мнемической функциях.

Психофизиологические функции выделяются в самостоятельный уровень по причине их организмического характера. Субъект, осуществляющий деятельность, одновременно представляет собой и организм с нервной высокоорганизованной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом и т.д.

Психофизиологические функции даются субъекту деятельности от природы: он находит их в себе готовыми к использованию, он не должен что-то делать, чтобы их иметь.

Внутренняя деятельность имеет то же строение, что и внешняя, но отличается от нее формой протекания. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т.е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Психофизиологические функции в организации внутренней деятельности выполняют ту же роль, что и во внешней деятельности.

Разница состоит в том, что:

1) в случае внутренней деятельности действия совершаются не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального материального продукта получают умственный, воображаемый результат;

2) внутренняя деятельность произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации.

Интериоризацией называется переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания.

Внешняя и внутренняя деятельности имеют тесное переплетение. Физический труд все более «интеллектуализируется» и требует выполнения сложных умственных действий, и наоборот, труд исследователя наполняется процессами, которые по своей форме являются внешними действиями. Такое единение описывается не только понятием интериоризации внешней деятельности. Оно необходимо предполагает существование переходов в противоположном направлении от внутренней к внешней деятельности. Это процесс экстериоризации.

Экстериоризация – процесс порождения внешней деятельности на основе ряда внутренних структур, сложившихся путем интериоризации внешней деятельности человека. Сами переходы возможны только потому, что внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое строение.

А что же человека побуждает ставить перед собой цели и добиваться их осуществления? Главенствующую роль при ответе на этот вопрос будут играть потребности и мотивы.

Потребности – как проблема в психологии появилась в I четверти 20 века. До этого потребности рассматривались среди эмоциональных различных проявлений, а иногда и как инстинкты. Общепризнано, что потребности – движущая сила человеческой деятельности, поведения. Существует большой разброс в понимании сущности потребностей от биологической трактовки до социально-экономической.

Потребность – это состояние объективной нужды в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие для его нормального функционирования.

Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудобство», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия внутренним и внешним условиям деятельности. Потребности – источники активности человека.Потребность выражает зависимость человека от материальных и духовных предметов и условий, находящихся вне человека. По источнику формирования все потребности делятся:

1. на биологические: в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность в экономии сил, в отдыхе и т.д.;

2. социальные: потребности в признании, уважении, любви, независимости, лидерстве, принадлежности к какой-то социальной группе и т.д.

Предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не фиксирован. Таких предметов может быть много. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть найден. Процесс узнавания потребностью своего предмета получил название опредмечивание потребности. Опредмеченная потребность называется мотивом.

Мотивы, побуждая и направляя деятельность, порождают действие, т.е. приводят к образованию цели. Цели, как известно, всегда осознаются. В отличие от цели мотивы актуально не всегда осознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета о мотивах, которые стали источником этих действий. Означает ли это, что мотивы всегда неосознаваемы? Нет, существует класс и осознаваемых мотивов. Полимотивация человеческой деятельности – типичное явление. По своей роли, не все мотивы, «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие – второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные – мотивами-стимулами: они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

Если мотивы не осознаются, то как они представлены в сознании? Мотивы такого рода проявляются в сознании, но и в особой форме. Таких форм, по крайней мере, две. Это эмоции и личностные смыслы.

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это «что-то» каким-то образом затрагивает его мотив, т.е. особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами и возможностью успешной реализации, отвечающей им деятельности субъекта.

Мотивы, которые побуждают деятельность и вместе с тем придают ей личностный смысл, называются смыслообразующими мотивами.

Личностный смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Характерной чертой смыслообразующих мотивов является то, что деятельность, сталкиваясь с препятствиями, не меняет свой личностный смысл. Происходит лишь нарастание психологической дискредитации, возникшей от столкновения с препятствием эмоции.

Теперь вернемся к вопросу об осознании мотивов. Примерами осознаваемых мотивов могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели.

Как в ходе деятельности образовываются новые мотивы? В теории деятельности изучается механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу и становится мотивом. Превращение цели в мотив может произойти, если накапливаются положительные эмоции, связанные с достижением этой цели. Мотивационная сфера – ядро личности, определяет ее направленность, главные ценности.

В русле деятельности подхода считается, что психика формируется у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека. Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988)писал, что деятельностный подход позволил ему сделать ряд выводов:

· психическую деятельность нельзя искать в самонаблюдении;

· из явлений сознания самих по себе нельзя получить именно психическую деятельность, которая что-то делает, а не только переживается;

· одним прибавлением психических явлений к организму нельзя получить ни субъекта, ни личности, ни такой внешней предметной деятельности, которая объективно бы нуждалась в психике [ 3, с. 34].

П.Я. Гальперин не отождествляет психическое не только с его образной стороной, он говорит о психическом как о деятельности, но деятельности ориентировочной, точнее – ориентировочной части любой деятельности. Ориентировочная деятельность тоже совершается внешне-двигательным образом. Но даже в свернутом виде - в виде мгновенного взгляда на ситуацию и оценивание ее, по своему происхождению и сущности - это внешняя деятельность, в том смысле, что это деятельность во внешнем мире, с объектами внешнего мира. Она внешняя и в том смысле, что ее формирование идет вначале в интерпсихологическом процессе, когда взрослый помогает ребенку овладевать «логикой орудий».

Ориентировочная деятельность также предметна, поскольку не имеет своего собственного строения, своей внутренней целостности, своей логики развития, помимо строения, целостности и логики развития предметной деятельности [3].

Именно по критерию предметности психическая и физиологическая деятельности могут быть противопоставлены друг другу. Такой вывод П.Я. Гальперина подтверждают и исследования Н.А. Бернштейна, показавшего, что уровни регуляции движений определяются двигательной задачей, принципиально внешней для физиологических систем организма. В пользу этого вывода П.Я. Гальперина свидетельствует и принцип динамической системной локализации психических функций А.Р. Лурия. П.Я. Гальперин предложил непротиворечивый критерий отличия собственно психической деятельности как ориентирующей субъекта в мире предметови физиологической деятельности его организма как принципиально непредметной. Физиологическую сторону психической деятельности должна изучать физиология, психофизиология, нейропсихология, предметом психологии является, по мнению Гальперина, ориентировочная деятельность, отсюда основная задача психологии – изучать строение, законы и условия ориентировочной деятельности, особенности ее формирования и развития на разных этапах онтогенеза.

Вопросы и задания для самоподготовки

· В чем сущность принципа единства сознания и деятельности?

· Что такое ведущая деятельность, какова ее роль в личности?

· Что такое деятельность? Каковы ее основные свойства?

· Что такое действие? Почему действие является основной единицей анализа деятельности?

· Что такое операция? Каковы виды операций?

· В чем заключаются различия между действием и операцией?

· Что в теории деятельности понимается под психофизиологическими функциями?

· Что такое интериоризация?

· Что понимается под термином «экстериоризация»?

· Что такое потребность? Какие виды потребностей выделяются по источнику их формирования?

· Что такое мотив?

· Каково соотношение мотивов и сознания?

  • Каким образом в процессе деятельности образуются новые мотивы?
  • Прокомментируйте связь эмоций и мотивов, используя представленный ниже текст
  • (Из рассказа А. Чехова «Детвора» (5 детей играют вечером в лото (взрослые уехали на крестины). Ставка – копейка).

Самый большой азарт написан на лице Гриши. (…) Играет он исключительно из-за денег. Не будь на блюдечке копеек. Он давно бы уже спал. (…).Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться. (…) Сестра его Аня, девочка лет, 9…) тоже боится, чтобы кто-нибудь выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее – вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка шести лет, играет в лото ради процесса игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша – пухлый, шаровидный карапузик. (…) У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей. (…) К выигрышу и чужим успехам он относится безучастно, а потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию; сколько на свете разных цифр и как это они все не перепутаются!

· Запишите возникшие у вас вопросы для того, чтобы выяснить их у преподавателя либо на семинаре.

Как выполнять тесты. Обязательно от руки в школьной тетради либо на листочках.

1.Верно или неверно? Не надо писать все фразы. Выполняйте так: 1- верно; 2- неверно и т.д.

II. Выберите правильный ответ:

1-а

2-б и т.д.

III. Продолжите фразу: написать всю фразу.

IV.Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами): 1. а); г), соответствие не одно, может быть и три, и четыре.

V. Укажите термин: (написать термин, всю фразу не надо).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.