Сенсорно-перцептивный уровень
На сенсорно-перцептивном уровне познания или на чувственной ступени формируется первичный чувственный образ реального мира. Непременным условием его возникновения является взаимодействие органов чувств с объектами материального мира. Ощущение и восприятие создают фундамент, чувственную основу познания. На данном уровне человек накапливает сведения о предметах и явлениях, устанавливает отношения между предметами и их свойствами. Ощущение– это психический процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность анализаторов. Ощущения характеризуются порогами – нижним и верхним, вне пределов которых они не регистрируются субъектом. К свойствам ощущений относят качество или модальность, силу или интенсивность, продолжительность или время действия стимула на рецепторный орган и пространственность как важнейшее эволюционно-приспособительное свойство всех ведущих видов ощущений. Из феноменов ощущений необходимо выделить адаптацию или приспособление, т.е. изменение чувствительности органов чувств под влиянием раздражителя. Чувствительность повышается при воздействии слабых раздражителей (шепот, сумерки) и снижается при сильных (громкая музыка, ослепляющий свет). Кроме того, наблюдается и такое свойство ощущений как синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (цветовое ощущение при прослушивании музыки) – переходе от одного вида ощущений в другой и получения на основе слияния ощущений единого оригинального ощущения («кричащий цвет»), что явилось предметом исследования отечественного психолога и психофизиолога С.В. Кравкова. Классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) продолжает оставаться самой распространенной: выделяются зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, вестибулярные, висцеральные ощущения. Синестезии относят к интермодальным ощущениям. Известной является также классификация английского психолога и психофизиолога Ч. Шеррингтона, который выделил три группы: 1) интероцептивные (органические), отражающие состояние внутренних органов, сигнализирующие о благополучии или о неблагополучии внутренней среды организма; 2) проприоцептивные (кинестетические), благодаря которым человек получает не только информацию о положении тела в пространстве, но и возможность координировать и контролировать свои движения; 3) экстероцептивные, отражающие свойства предметов внешней среды. Ощущения этой группы можно разделить на контактные (осязательные, вкусовые) и дистантные (зрительные, слуховые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов и явлений, целостный образ которых возникает в результате другого познавательного процесса – восприятия. Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие – это не сумма ощущений, а качественно новая ступень познания. Процесс восприятия можно рассматривать как результат сложной аналитико-синтетической работы, обеспечивающий анализ и обработку информации. Оно всегда связано с мышлением, памятью, вниманием и имеет аффективно-эмоциональную окраску. Существует два плана образа восприятия: чувственный и предметный, на существование которого обращали внимание многие исследователи. Так, Э. Титченер выделял чувственную основу и воспринимаемый смысл, Г. Гельмгольц – первичные образы и образы восприятия, Дж. Гибсон – видимый мир и видимое поле, А.Н. Леонтьев – чувственную ткань и предметное содержание образа. Выделяют восприятие пространства, времени и движения. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними. Наибольшую информацию о пространстве человеку дает зрение. Пространственное зрение начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К двум воспринимаемым измерениям (в высоту и ширину) добавляется третья – в даль. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации (изменению кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей) и конвергенции глаза, т.е. сближению или расхождению осей глаз, происходящих при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся объектов. Эти процессы «работают» в ограниченных пределах: 5-6 метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции. При оценке больших расстояний человек использует информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз. Восприятие времени – это отражение скорости и последовательности явлений действительности. Специального самостоятельного анализатора времени нет. Предполагается, что восприятие времени происходит через соотнесение внешних событий с внутренними биологическими циклами организма, т.е. с определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Доказаны эмоциональная детерминированность оценок времени. Восприятие движения – это отражение во времени положения объектов или самого наблюдателя в пространстве, что обусловливается взаимодействием зрительного двигательного вестибулярного, слухового и других анализаторов. Наблюдая движение, мы прежде всего воспринимаем его форму (прямолинейное, криволинейное, дугообразное, круговое), направление (налево, направо, вверх, вниз), продолжительность, скорость и т.д. К основным свойствам восприятия относят: · Константность – постоянство свойств воспринимаемых объектов и ситуаций. Независимо от расстояния, освещенности и фона размеры, форма и цвет знакомых предметов воспринимаются как постоянные. Константность обеспечивает узнавание, сокращает время восприятия. · Предметность – это способность отражать окружающий мир как воздействие конкретных его предметов, относящихся к определенному классу явлений. · Целостность – объединение частей и элементов предмета в целостный образ, а не фрагментация их в хаотичный калейдоскоп света и тени. · Обобщенность – отнесение каждого воспринимаемого предмета к определенному классу объектов, что выражается в понятии, представленном в сознании человека словом, ему соответствующим. Обобщенность обеспечивает правильное узнавание предмета, несмотря на его особенности (например, понимание текста независимо от шрифта и подчерка). · Избирательность – преимущественное выделение одних предметов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека, называют предметом восприятия, а все остальное – фоном. В процессе восприятия выделяются три основных элемента, изучаемых в психологии восприятия: субъект восприятия (его индивидуально-типологические особенности, потребностно-мотивационная сфера, установки при восприятии, эмоциональное и психофизиологическое состояние), объект восприятия (предмет, животное, человек, событие) и условия, в которых протекает взаимодействие субъекта с объектом. Восприятие не является зеркальным отражением реальности. Оно зависит от опыта, знаний, интересов, чувств, отношения к данному объекту со стороны воспринимающего. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека называетсяапперцепцией. Как известно, восприятие ситуации, произведений искусства у разных людей отличается своеобразием. Нередко человек воспринимает ситуацию так, как ему хочется, выдавая желаемое за действительное. Вопросы и задания для самоподготовки · Что такое ощущение? · Почему ощущения называют источником познания? · Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас наиболее развиты? · Какая особенность ощущений зафиксирована в следующих устойчивых выражениях речи: «горькая правда», «сладкие звуки», «ласковый ветер», «жесткий стиль», «кричащий цвет»? · Что такое восприятие? · Каковы виды восприятия? Охарактеризуйте их. · Какими свойствами характеризуется восприятие? · Как организуется процесс восприятия? · Какие явления восприятия можно узнать в приведенных примерах: 1) Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей, стали называть их свиньями, так как слово «свинья» было в из языке наиболее подходящим для никогда невиданного животного – лошади. 2) Человек способен свободно читать текст независимо от шрифта и подчерка, которым он написан. 3) Двухгодовалый сын У. Джеймса играл целую неделю с апельсином, который впервые увидел и назвал мячиком. Мальчика кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы, в жидком виде. Когда ребенок впервые увидел цельное яйцо, он назвал его картошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название. · Запишите возникшие у вас вопросы для того, чтобы выяснить их у преподавателя либо на семинаре. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|