Здавалка
Главная | Обратная связь

Речемыслительный уровень



 

Мышлениеэто психический процесс обобщенного и опосредованного отражения окружающей действительности в существенных связях и отношениях. Возникая как процесс, включенный в жизнедеятельность человека, оно развивается как самостоятельная мыслительная деятельность, имеющая свои мотивы, цели, средства и способы. Продукты этой деятельности входят в интегральное образование, называемое «образом мира» человека.

Мыслительная деятельность – это сложная форма целенаправленной активности человека, развертывающаяся как последовательная смена ее стадий или фаз. Эта деятельность возникает при наличии проблемной ситуации, которая представляет собой рассогласование между известным и неизвестным. Она возникает, когда человек сталкивается с тем, что выходит за рамки его знаний и опыта. Первой стадией мыслительной деятельности является осознание человеком проблемной ситуации, в результате чего формулируется задача. Задача – это цель, данная в определенных условиях. За постановкой задачи следует стадия выдвижения гипотез (предполагаемых путей ее решения). Третьей стадией является процесс решения задачи, связанной с проверкой гипотез. На заключительной стадии осуществляется проверка решения задачи. Эффективность мыслительной деятельности зависит от множества факторов. Решающая роль отводится мотивационному фактору. Мыслительная деятельность, как любая другая, всегда полимотивирована, однако ее эффективность определяется доминированием познавательных мотивов. Являясь смыслообразующими, они придают мыслительной деятельности дополнительное побуждение и делают ее продуктивной и творческой.

В процессе мышления явно выступает взаимосвязь мышления и речи. Мыслительный процесс представляет собою непрерывный процесс актуализации знаний. Процесс мышления С.Л. Рубинштейн трактует как движение знания о нем: внутри мыслительной деятельности человека непрерывно функционируют научные знания, которые являются продуктом общественно-исторического развития.

Мышление – многомерный процесс, осуществляемый как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровнях психики. Специфически человеческой характеристикой мышления является его связь с речью и языком. Язык выступает одним из важнейших средств мышления. Благодаря языку мышление человека становится абстрактным и отвлеченным, потому что язык человека не только называет предметы и явления, но и обозначает их, выполняя функцию обобщения.

Помимо языковой формы, мышление может быть внеязыковым, т.е. оперировать целостными фигурами, образами. Своеобразие человеческого мышления возникает на основании взаимодействия выше названных форм: языковой и внеязыковой. Мышление человека всегда продуктивно, оно представляет собой процесс «искания и открытия существенно нового» (А.В. Брушлинский). В процессе мышления человек открывает новое, если не для человечества, то для себя.

Существует множество классификаций мышления. Традиционно выделяют три основных вида мышления: наглядно-действенное, связанное с манипулированием предметами (действенная форма мышления); наглядно-образное, предполагающее использование представление (образная форма мышления); словесно-логическое, связанное с оперированием абстракций (абстрактная форма мышления).

Противопоставляют логическое и интуитивное виды мышления. Логическое мышление характеризуется осознанностью, произвольностью, последовательностью, непротиворечивостью. Основными характеристиками интуитивного мышления являются слабая осознанность, свернутость, быстрота протекания и отсутствие четко выраженных этапов.

В процессе своего развития мышление человека проходит две основные стадии: допонятийного и понятийного мышления. Допонятийное мышление – это конкретное, нечувствительное к противоречиям, характеризующееся несформированностью основных логических операций. Понятийному мышлению свойственны полнота понимания, индуктивно-дедуктивный характер и сформированность логических операций (анализ, синтез, обобщение и другие).

Под творческим мышлением понимается процесс, приводящий к созданию оригинального продукта. Для его характеристики важна не только результативная сторона, но и процессуальная. Процесс творческого мышления сопровождается психическими новообразованиями: мотивами, целями, смыслами. Творческое мышление противопоставляется нетворческому, которое состоит в применении готовых знаний, навыков, алгоритмов. Творческое мышление отличается оригинальностью, легкостью (возможностью одновременно разрабатывать множество идей и гипотез), точностью (видением наиболее важного и существенного для достижения поставленных целей), гибкостью (умением переходить из одного плана анализа в другой).

Людям творческим, по мнению Дж.Гилфорда, свойственно дивергентное мышление. Автор указал на принципиальное различие между двумя типами мысленных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение.

Дивергентное мышление определяется как "тип мышления, идущего в различных направлениях". Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Мышление каждого человека представляет собой уникальное сочетание его видовых свойств, особенностей, обусловленных личностью, требованиями деятельности. Это находит отражение в стиле мышления. Под стилем мышления понимается система индивидуальных приемов, навыков, стратегий, особенностей мыслительной деятельности. Выделяют пять основных стилей мышления:

· Синтетический. Характеризуется способностью к комбинированию теорий, идей, стремлением к экспериментированию, склонностью к парадоксам и противоречиям.

· Аналитический. Основными признаками являются предрасположенность к систематическому анализу, внимание к деталям, скрупулезность, последовательная проверка гипотез.

· Идеалистический. Предполагает интерес к целому, формирование стратегических целей, восприимчивость к чужим идеям, умение их использовать.

· Прагматический. Это мышление, ориентированное на получение скорейшего результата, формирование тактических целей, чувствительность к конъюнктуре.

· Реалистический. Стиль мышления проявляется в упрощении проблемы, апеллирование к знаниям и опыту других людей, максимальном использовании информации об интересующем предмете.

Стиль мышления формируется с раннего детства, зачастую не осознается. В чистом виде стиль мышления встречается довольно редко. Его главной функцией является обеспечение эффективности деятельности и взаимодействия с людьми.

Дж.Гилфорда, где автор указал на принципиальное различие между двумя типами мысленных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение.

Дивергентное мышление определяется как "тип мышления, идущего в различных направлениях". Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Речь понимается как психический процесс передачи информации посредством языка. В психологии и лингвистике различают речь и язык. Ф.де Соссюра считал речь явлением психологическим, связанным с ситуацией общения, а язык относил к социальным явлениям, подлежащим изучению со стороны лингвистики.

Язык выступает как объективная, исторически сложившаяся система кодов, которой пользуется человек в процессе жизнедеятельности. Речь, являясь важнейшим средством мышления и общения, реализует следующие функции: коммуникативную, индикативную, сигнификативную (обозначение, называние предмета), мыслительную и др.

Существует множество классификаций речи. В зависимости от степени сложности выделяют эхолалическую (содержащую повторение), назывную и коммуникативную. Эти виды речи последовательно сменяют друг друга в процессе ее развития у человека.

Различают внутреннюю и внешнюю речь. Внутренняя речь или речь «про себя» выполняет сложную функцию подготовки внешнего речевого высказывания. Она является механизмом превращения субъективных смыслов в систему внешних значений. Для внутренней речи характерны свернутость, сокращенность, идиоматичность.

Внешняя речь может быть письменной и устной, каждая имеет свою специфику. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь характеризуется последовательностью, логичностью, тематичностью, относительной смысловой законченностью, синтаксической усложненностью. Существенными особенностями диалога являются спонтанность (незапланированность), частая смена тем, свернутость, т.к. много понимается по жестам, мимике, контексту, ситуации.

Речь является феноменом индивидуального сознания человека. С ее помощью человек может выразить свой внутренний мир, чтобы быть понятым другими людьми. Содержание речи отражает текущую направленность сознания. Именно речь переводит психические феномены в продукт, т.е. в мысль, выраженную посредством средств того или иного языка.

В отечественной психологии принято рассматривать речь как речевую деятельность, структура которой включает в себя фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.

Речь обслуживает процесс общения людей – коммуникацию. В связи с этим в исследованиях речи сформировался коммуникативный подход, в русле которого текст начал рассматриваться не изолированно, а в рамках того взаимодействия, в котором он возник, т.е. как продукт и компонент процесса общения. Текст как продукт совместной деятельности собеседников получил название дискурса. Дискурс зависит от ситуации, целей собеседников, специфики восприятия ими друг друга.

Вопросы и задания для самоподготовки

· Что такое мышление?

· Как развивается мышление в онтогенезе?

· В чем проявляется эгоцентризм мышления?

· Что общего и в чем различия между мышлением и воображением?

· Прокомментируйте пословицу: Пустая голова не думает,

· Почему наиболее существенными особенностями мышления считаются его продуктивный характер и тесная связь с речью?

· Дайте определение речи. Как соотносятся между собой речь и язык?

· Что заключено в понятии «языковая личность»?

· Познакомьтесь с описанием технократического мышления, данным В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым. Выделите по приведенным отрывкам его существенные характеристики и прокомментируйте их. Можно ли считать технократическое мышление наиболее распространенным и почему?

Что же такое технократическое мышление? Оно не является неотъемлемой чертой представителей науки вообще и технического знания в частности. Оно может быть свойственно и политическому деятелю, и представителю искусства, и гуманитарию. Технократическое мышление – это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями. Технократическое мышление – это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства…

Существенной особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей. Технократическое мышление весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за которыми в свою очередь лежат определенные социальные интересы. Связь «программирования» поведения и деятельности личности с ее бездуховностью превосходно показал Ф. Искандер в небольшом эссе, посвященном пушкинскому «Моцарту и Сальери»: «Корысть Сальери заставила его убить собственную душу, потому что она мешала этой корысти. В маленькой драме Пушкин провел колоссальную кривую от возникновения идеологии бездуховности до ее практического завершения. Отказ от собственной души приводит человека к автономии от совести, автономия от совести превращает человека в автомат, автоматизированный человек выполняет всегда заложенную в него программу, а заложенная в него программа всегда преступна.

Почему всегда? Потому что преступная корысть убивала душу человека для самоосуществления, а не для какой-либо другой цели. Неприступная цель не нуждалась бы в убийстве души». Как это ни парадоксально, но здесь Сальери выступил как яркий представитель технократического мышления (ср. «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп»).

· Запишите возникшие у вас вопросы для того, чтобы выяснить их у преподавателя либо на семинаре.

Внимание

 

Познавательная деятельность человека невозможна без внимания. Поэтому оно является сквозным психическим процессом, обеспечивающим избирательность отношения от сенсорно-перцептивного до речемыслительного уровня. Внимание – это психический процесс направленности и сосредоточенности психики на объектах и предметах окружающего мира и внутреннем состоянии самого человека.

Внимание характеризуется со стороны избирательности и углубленности психической активности. Основными свойствами внимания являются его объем, переключаемость, распределяемость, устойчивость. Под объемом понимается количество ясно и отчетливо отражаемых идей, впечатлений, предметов и объектов при одномоментном восприятии. Объем внимания соотносится с объемом памяти и не превышает 7-9 элементов. Переключаемость и распределяемость определяют скорость перемещения психической активности. Переключаемость характеризуется скоростью перехода внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую. Распределяемость является показателем одновременной успешной направленности внимании на различные объекты деятельности. Устойчивость является характеристикой внимания во времени. Под устойчивостью понимается сосредоточенность на предметах и объектах деятельности, имеющих для человека определенную значимость. С одной стороны, устойчивость связана с длительностью сохранения внимания, а с другой, – степенью его концентрации. Устойчивость может проявляться в колебаниях внимания, сдвигах, целенаправленной регуляции. Обратной стороной устойчивости внимания является рассеянность. Рассеянность внимания делят на подлинную (проявляется в большой отвлекаемости и слабой концентрации) и мнимую (характеризуется глубокой внутренней концентрацией при полном отвлечении от внешнего мира). Ученическую и старческую рассеянность принято относить к подлинной, профессорскую и поэтическую – к мнимой.

Существуют разные классификации видов внимания. Так, Н.Н. Ланге рассматривал внимание с биологической точки зрения и выделял ряд его видов: рефлективное (происходит механически, например, рефлекторный поворот головы к источнику звука), инстинктивное (как приспособление к наилучшему восприятию, например, инстинктивные движения: оглядывание, прислушивание и др.), волевое внимание, когда человек волевым усилием удерживает в сознании мысль, образ, пытаясь их зафиксировать.

Американский психолог Д.М. Болдуин предполагал, что между организмом и окружающей средой имеет место процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Он описал текучее внимание как состояние торопливого, неадекватного наблюдения, быстрого перехода, ассимиляции («в одно ухо влетело, в другое вылетело»).

Н.Ф. Добрынин предложил классифицировать внимание со степени активности личности. Он считал, что вначале возникает непроизвольное внимание (невольное, вынужденное), затем – произвольное как вид внимания с максимальным проявлением активности, после этого возможно появление спонтанного внимания, называемого послепроизвольным.

В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение. По психологическим характеристикам оно похоже на непроизвольное внимание, но в отличие от него возникает по субъективным причинам вследствие интереса личности, а не привлекательности объекта. При послепроизвольном внимании результат деятельности становится личностно значимым.

Вопросы и задания для самоподготовки

· Сформулируйте определение внимания. Перечислите его основные функции.

· Чем различаются произвольное и послепроизвольное внимание?

· Какими параметрами описываются качественные характеристики (свойства) внимания?

· Каким образом формируется такое качество личности как внимательность и каковы причины невнимательности?

· Прочитайте текст. Выделите факты, которые обусловливают внимание.

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменения отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – (в результате) он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым (С.Л. Рубинштейн).

 

Интеллект

 

Понятие интеллекта охватывает целостную функциональную совокупность познавательных процессов, включающую все уровни от сенсорно-перцептивного до речемыслительного. Вершиной этой системы выступает речевое мышление, которое интегрирует работу целостного интеллекта человека. Интеграция осуществляется как «сверху», так и «снизу». Благодаря интеграции «сверху» преобразуется деятельность нижележащих уровней познания: восприятие человека становится осмысленным, память рационально организованной, внимание управляемым. Интеграция «сверху» подготавливается своеобразным процессом интеграции «снизу». Эта интеграция заключается в постоянном усложнении познавательных процессов. Они развиваются в направлении от непроизвольных к произвольным, переходят из внешнего во внутренний план действий и становятся более свернутыми, обобщенными. Интеллект следует рассматривать в двух аспектах: процессуальном и результативном. С одной стороны, он выступает как система познавательных процессов, с другой – как общая способность человека. Для формирования интеллекта как общей способности необходимо, чтобы процессы познания обобщились, генерализовались и стали доступны переносу с одного вида деятельности на другой.

Английский психолог Ч.Э. Спирмен с помощью статистических методов попытался выделить генеральный фактор интеллекта, который будет определять успешность выполнения любого интеллектуального теста. Этот общий фактор рассматривался им как некая «умственная энергия». Спирмен установил, что роль данного фактора максимальна в сложных математических и абстрактных тестах и минимальна в сенсомоторных действиях. Однако с течением времени накапливались данные, не соответствующие его теории, по которой интеллект определяется какой-то одной способности. Позднее американский ученый Л. Терстон, выделил семь таких способностей, которые он назвал первичными умственными потенциями – это способность к счету, способность умело пользоваться речью, способность понимать речь, способность к пространственной ориентации, память, способность к рассуждению, способность к восприятию сходств и различий предметов.

Другие психологи выделяли намного больше факторов интеллекта. По мнению Д. Гилфорда, интеллект как многомерное явление можно измерять по трем направлениям: как систему операций с данными (оперативно); как сумму определенных данных (по содержанию); по тому, к чему приводит интеллектуальная деятельность (результативно). Тип интеллекта конкретного человека будет определяться преобладанием какой-либо комбинации из 120 постулируемых им способностей.

В психологической и педагогической литературе чаще всего рассматривают следующие виды интеллекта: лингвистический интеллект – способность использовать язык для того, чтобы создавать или передавать информацию (писатель, журналист, редактор); музыкальный интеллект – способности сочинять или исполнять музыку (композитор, музыкальный исполнитель); логико-математический интеллект – способности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме (архитектор, инженер); телесно-кинестезический интеллект – способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительном искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик); личностный интеллект имеет две стороны – интраличностный интеллект (способность управлять своими чувствами, анализировать их, использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель) и интерличностный интеллект – способность замечать и понимать потребности других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт).

Интеллект изменяется под воздействием воспитания, обучения , других воздействий внешней среды. Развитие интеллекта особенно интенсивно происходит в детстве и юности, но н прекращается и по достижении зрелого возраста. Если интеллект перестает развиваться или если он начинает ухудшаться, то всегда основанием для этого является та или иная болезнь мозга.

Дискуссионным в психологии является вопрос о возможности измерения интеллекта. В зарубежной психологии проведено множество исследований структуры интеллекта на основе самых разных тестовых методик. Известный интеллектуальный коэффициент IQ – показатель умственной одаренности.

Г. Айзенк предложил различать три вида интеллекта. Один, называемый им «биологическим», имеет в своей основе структуры и функции головного мозга; без них невозможно никакое познавательное поведение, и они же отвечают за индивидуальные различия. Другой интеллект – «психометрический», включающий в себя познавательные возможности, измеряемые обычными тестами, т.е. характеризуемые IQ. В таком интеллекте уже во многом сказываются культурные факторы, воспитание в семье, образование, экономический статус. В то же время он зависит от интеллекта биологического. Третий – «социальный» интеллект связан с такими сложными умственными функциями, как критическая обработка информации, выработка стратегии и др. Различия в нем зависят от социально-исторических факторов, но все же в значительной степени определяются IQ. При этом ясно, что социальный интеллект гораздо шире, чем биологический.

Вопросы и задания для самоподготовки

· Что такое интеллект? В чем различие понятий «интеллект» и «мышление»?

· Какие выделены виды интеллекта?

· Какое влияние на формирование интеллекта оказывает семья?

· Познакомьтесь с краткой историей видоизменения значения понятия «интеллект». Обобщите исторические попытки обозначить границы этого понятия, сформулируйте современное определение интеллекта.

Смысловой образ интеллекта задан в концепции Платона. Согласно Платону, интеллект – это то, что отличает человеческую душу от животной.

Нус – надындивидуальное по природе творческое начало, включающее интуицию и приобщающее человека к божественному миру. Аристотель наряду с таким интеллектом допускает существование пассивного, преходящего смертного интеллекта. В дальнейшем ранг интеллекта как бы все время понижается. Он начинает рассматриваться как способность человека к познанию (урожденная или благоприобретенная). Функция интеллекта операционализируются, становятся все более и более земные, чтобы не сказать утилитарными. Делаются попытки низвести интеллект к частной способности приспособления, к решению лишь практических задач. В психологии начинается полоса измерения интеллекта как некоей операционально-технической функции. И ученые, осознающие ограниченность, а порой бессмысленность этих процедур, не без ехидства определяют интеллект как то, что измеряется с помощью тестов на интеллект (число таких тестов уже много более ста). В зоопсихологии и этологии сейчас ведутся поиски интеллекта даже внутри инстинктивных форм поведения (В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.