Здавалка
Главная | Обратная связь

Психология малых групп и внутригруппового взаимодействия



Малая социальная группагруппа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику. Малой считается группа до 40 человек.

Малые группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальныегруппы не имеют формально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, оно определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей, однако и в ней существует внутригрупповая иерархия.

Значительную часть формальных средних и малых групп составляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа – они открыты для широких социальных связей, постоянно пополняются новыми членами, интегрируются в широкие профессиональные объединения. Деятельность этих групп в значительной мере регламентирована: определены порядок их деятельности, критерии оценки результатов работы. Формированием профессиональных групп занимаются соответствующие социальные организации. Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профессиональной деятельности. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей. Так, по характеру совместной деятельности можно выделить такие виды групп, как практические (совместная трудовая деятельность), гностические (совместная исследовательская деятельность), эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей), гедонические (досуговые, развлекательно-игровые), политически и др.

Референтная, или эталонная группа –группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Различные группы могут быть референтными в различных отношениях. Социально-положительная группа оказывает мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида. Асоциальная общность может оказать неблагоприятное воздействие на судьбу личности, исказить или нарушить процесс нормальной социализации. В такой общности человек деиндивидуализируется, обезличивается, нередко попадая в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей.

Социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные объединения), асоциальной – ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, байкеры и т.п.) и антисоциальной – преступные группы, жизнедеятельность которой осуществляется по жестким канонам, правилам рангового соответствия, закона силы, круговой поруки, гонения слабых.

По разновидности каналов внутригрупповой коммуникации различаются группы централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др. Коммуникативная структура группы определяется ее целями и задачами.

Группа с централизованными каналами коммуникации отличается тем, что лишь один ее член (руководитель, лидер) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Однако при фронтальном варианте централизованной группы ее члены входят в межличностные контакты (ученическая группа, боевой отряд), при радиальном варианте такие контакты исключаются, а при иерархическом варианте, т.е. при нескольких уровнях соподчиненности, в непосредственные контакты вступает лишь часть членов группы.

При децентрализованном типе групповой коммуникации все участники групповых отношений находятся в условиях коммуникативного равенства, вступают в открытые, ничем не ограниченные отношения. Однако при ее цепном варианте общение крайних ее членов более ограничено. При круговом варианте члены группы контактируют лишь с двумя смежными партнерами. И лишь при полном варианте они вступают в разносторонние межличностные отношения, ориентируются на поведенческие реакции друг друга.

Организация жизнедеятельности формальной группы осуществляется руководителем группы. Регуляция неофициальных межличностных отношений в группе осуществляется лидером. Лидер обладает высокооцениваемыми психическими качествами, руководитель – официальными полномочиями управления и подчинения.

Достойный руководитель, как правило, является и лидером, но нередко руководитель является не лидером, а только администратором. В различных ситуациях могут быть различные ситуативные лидеры. Однако люди склонны обобщать лидерские качества отдельной личности, считать, что если человек выступил лидером в одной ситуации, то он сможет быть лидером и в других ситуациях.

Нередко лидер становится им даже не по деловым качествам, а по способности влиять на окружающих. Лидер, в отличие от руководителя, не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и не несет ответственности за достижение ее целей. Но в отдельных моментах жизнедеятельности группы лидер может превосходить руководителя. Выделяются следующие ситуативно-обусловленные типы лидеров: лидер-вдохновитель, лидер-генератор идей, лидер – организатор отдельных видов деятельности.

В отличие от ситуативного лидера руководитель призван: решать комплексные социальные задачи, выявлять исходные условия, в которых действует группа, определять направления ее деятельности: предвидеть как конечный результат деятельности, так и промежуточные результаты отдельных действий группы, координировать и корректировать действия группы. Руководитель группы должен обладать рядом качеств, среди которых первостепенны высокая деловая активность, гибкость мышления, комбинационные способности, адаптируемость к изменяющимся условиям, коммуникативная культура.

Руководство может осуществляться различными способами – стилями. Наиболее распространены три стиля руководства – авторитарный, либеральный и демократический. При авторитарном стиле, как правило, не развивается инициатива группы, в общении с группой преобладает командный тон, поощрения и порицания носят субъективный характер. Руководитель находится как бы над группой. Этот стиль руководства может быть необходимым в экстремальных ситуациях.Либеральный стиль руководства характеризуется невмешательством в принципиальные вопросы жизни группы.Демократический стиль руководства характеризуется товарищеским общением руководителя со всеми членами группы, внимательным отношением к их инициативе, свободным обсуждением всех вопросов деятельности группы. Опытный руководитель использует все названные стили в зависимости от ситуации и стоящих перед группой задач.

При внутригрупповом и межгрупповом взаимодействии могут проявиться некоторые феномены или эффекты.

Эффект социальной фасилитации проявляется в том, что человек лучше справляется с задачей в присутствии других людей, чем в одиночестве. Эта тенденция имеет место главным образом при решении простых задач ли при выполнении обычной деятельности.

Эффект социальной лени проявляется в том, что по мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.

Эффект «синергии»ь –это прибавочная интеллектуальная энергия, возникающая при объединении людей в целостную группу и выражающаяся в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т.е. отвечает требованию 1 + 1 > 2.

Эффект группомыслия (огруппления мышления) – это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий.

Эффект конформизма –изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Эффект подражания –следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе.

Эффект «мы и они» – чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы) и соответственно чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»).

Эффект группового фаворитизма – тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы.

Личность в социальной группе неизменно подвержена групповому давлению. Этому давлению одни люди подчиняются свободно, другие вступают во внутригрупповые конфликты, третьи проявляют конформность, внешне уступают требованиям группы при сохранении своей иной личностной позиции.Под конформностью понимается податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность.

Новый член группы должен адаптироваться к требованиям группы. Эта адаптация состоит в познании новой среды и овладении принятыми в ней образцами поведения.

Вопросы и задания для самоподготовки

· Дайте определение малой группы, назовите ее основные качественные признаки, перечислите основные виды малых групп.

· Почему люди объединяются в малые группы?

· Каковы виды малых групп?

· Каковы виды коммуникативных структур малой группы

· В чем заключаются основные функции лидера?

· Сравните между собой понятия «руководитель» и «лидер».

· Охарактеризуйте основные стили руководства – авторитарный, либеральный и демократический.

· Какие феномены могут проявляться при внутригрупповом и межгрупповом взаимодействии?

· Находясь в группе (учебной, профессиональной), какие влияния группы вы испытываете?

Американский психолог Ф. Зимбардо создал и описал уникальную экспериментальную ситуацию. Проанализируйте, что произошло? Зависят ли нормы от ролей или же роли определяют нормы? Как вы полагаете, имело ли последствия (если да, то какие) участие в этом эксперименте?

Студенты, случайным образом разделенные на «заключенных» и «тюремщиков», «играли» в тюремное заключение в специально оборудованной для этого в Стенфордском университете тюрьме. Уже через 2-3 дня студенты, прекрасно понимавшие, что участвуют в эксперименте, настолько включились в роли, что начали соответственно чувствовать себя: одни – настоящими «тюремщиками», презирающими и ненавидящими «заключенных» - жестокими, грубыми, без всякой необходимости вмешивающими в жизнь своих подопечных; другие – настоящими «заключенными», озлобленными против «тюремщиков», считающими себя вправе при первой возможности устраивать гадости, саботаж и т.д. Взаимное ослабление дошло до такой степени, что на шестой день Ф. Зимбардо прекратил свой эксперимент.

· Запишите возникшие у вас вопросы для того, чтобы выяснить их у преподавателя либо на семинаре.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.