Здавалка
Главная | Обратная связь

Проектирование пространства образовательной деятельности



Профессионализм педагога, как мы уже отмечали, не может быть сведен только к знанию своего предмета и к умению его транслировать, так как педагогическая профес­сия входит в разряд социально-ориентированных профес­сий. Помимо предмета деятельности (знание своего пред­мета и методики его преподавания), профессия педагога включает в себя и социокультурный контекст его реализа­ции, особую социальную, культурную и антропологическую предметность.

Современный педагог должен владеть, распоряжаться целым рядом особых способностей, которые позволяют ему решать одну из важнейших на сегодняшний день профес­сиональных задач: исследовать, спроектировать и организо­вать систему образовательных ситуаций, обеспечивающих развитие базовых способностей человека в образовательных процессах. Ключевым в ряду этих интеллектуальных спо­собностей педагогического профессионализма в развиваю­щем образовании выступает проектирование как построение потенциально возможного образовательного пространства многообразных деятельностей, как раскрытие неочевидных ресурсов, обогащение ресурсной базы образования.

Проектирование как метод научно-теоретической дея­тельности оформился в отечественных методологических работах относительно недавно (Н. Г. Алексеев, Ю. А. Гро­мыко, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, Г. П. Щедровицкий). Методологи обосновали положение, что наряду с исследо­ванием следует выделять и другие способы познания, дру­гие типы теоретической деятельности: проектирование, кон­струирование, программирование, планирование. Все эти типы отличаются от исследования направленностью не на познание того, что есть, а на создание новых продуктов. В процессе создания нового происходит познание того, что не существует, но что может возникнуть в результате созна­тельных усилий человека. Посредством этих способов позна­вательной деятельности происходит созидание, творение будущего: новых материальных предметов, новых социаль­ных практик, новых идеальных продуктов.

Видный специалист в области проектирования образова­ния В. И. Слободчиков полагает проектирование в качестве механизма развития образования; это высшая форма инно­вационной деятельности в образовании, не сводимая ни к обновлению, ни к нововведению. Проектирование в образо­вании — это процесс выращивания новых форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний и технологий образования, новых способов и техник педагогической деятельности и мышления. Принципиальная необходимость в проектировании воз­никает, когда должен быть осуществлен шаг развития — переход целостной системы из одного состояния в другое. Данный переход не может осуществиться сам по себе, эво-люционно, за счет усовершенствования внутри системы, так как для этого нет ни времени, ни готовых условий. Предме­том проектирования и является создание условий (средств, механизмов) шага развития системы образования в целом, перехода ее из одного состояния в другое. Для обеспечения шага развития системы образования привлекаются средства различного рода — психологические, социальные, педагогические, что является основанием для выделения различных типов проектирования.

Это психо­лого-педагогическое проектирование развивающих образова­тельных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности.

Это социально-педагогическое проектирование образователь­ных институтов и развивающих образовательных сред, адек­ватных определенным видам образовательных процессов.

И собственно педагогическое проектирование представляет собой построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.

Проектирование — это и деятельность идеального харак­тера, и деятельность, связанная с практической реализацией. Данное различие позволяет сформулировать общее пред­ставление о технологии проектирования как о синтезе посту­пательного движения, в котором интегрируются продукты и результаты мышления и деятельности.

Первый тип работ — это концептуализация, или разра­ботка концепции предстоящей деятельности. Создание кон­цепции предполагает осуществление последовательности шагов:

1) определение смысла проекта — цели его реализа­ции, комплексный анализ наличного положения дел, опре­деление «потребного будущего»;

2) фиксация основных направлений действий и принципов их координации, позво­ляющих преобразовать существующее положение дел в ожи­даемом и желаемом направлении;

3) выявление общих спо­собов и необходимых условий достижения целей проекта;

4) обоснованное прогнозирование социокультурных послед­ствий реализации проекта.

Второй тип работ связан с программированием совокуп­ности видов деятельности в их логической и временной последовательности. Программирование включает такую последовательность действий:

1) описание и анализ практи­ческих проблем и противоречий, которые возможно разре­шить в рамках создаваемого проекта; определение конкрет­ных способов решения намеченного круга практических проблем;

2) выстраивание общей диспозиции сил и их взаи­мосвязи — определение категорий участников (коллектив­ных и индивидуальных) разрабатываемого проекта;

3) выяв­ление в рамках отдельных объемных деятельностей блоков конкретных видов работ, распределенных в их временной последовательности, со своими ресурсными затратами и средствами осуществления;

4) прогнозирование результа­тов осуществленных деятельностей и их предполагаемый адресат;

5) определение необходимых ресурсов всех видов работ но проекту.

Третий тип работы — планирование действий по реали­зации проекта, включающий обозначение видов разработок, реальные задачи, исполнителей, конечные результаты и их потребителей.

Все три типа работ — концептуализация дела, программирование деятельностей и планирование дей­ствий — очерчивают и заполняют содержанием все простран­ство идеального проекта, того, что должно быть. Наиболее сложная часть процесса проектирования — это практическая реализация замысла как целенаправленное формирование особого рода ресурсов: интеллектуально-воле­вого, нравственно-позиционного, организационного, управ­ленческого, профессионально-деятельностного и др.

Реали­зация проекта включает следующие шаги:

1) проектирование «совместности» реализаторов проекта — особая работа с про­фессиональным сознанием каждого входящего в проект, работа с его целями, ценностями, представлениями, профес­сиональными позициями;

2) выращивание позиционной общности людей, которая включает и участников разработки проектной идеи, и «сочувствующих» этой идее, готовых стать ее реализаторами;

3) рефлексивное оформление и экс­пертиза последствий реализации и соотнесение их с исход­ным замыслом и всеми промежуточными шагами его вопло­щения.

Третий шаг является оформляющим процесс проек­тирования в целостное осмысленное движение, а само про­ектирование оказывается подлинным средством построения науко-ориентированной образовательной практики.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.