Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие базовой педагогической позиции



Ранее нами было обосновано положение, согласно кото­рому подлинным субъектом развития в образовании явля­ется со-бытийная детско-взрослая общность. В этом поло­жении кроются истоки понимания уникальности профессии педагога: сугубая специфика педагогического труда и обра­зования в целом определяется «разностью возрастных потен­циалов» в структуре детско-взрослой общности. Какой же возраст индуцирует «разность потенциалов» развития и специфицирует педагогическую деятельность? В рамках психолого-педагогической антропологии глав­ным и уникальным возрастом является Взрослость. Позиция взрослости в принципе не приурочена к какому-либо кон­кретному (паспортному) возрасту. Взрослый всегда тот, кто берет на себя всю полноту ответственности за все и за всех в пространстве собственной жизни. Именно встреча взрослого с представителем любого другого поколения впервые продуцирует собственно педагогическую (детоводительскую) позицию — даже если базовые цели этой встречи не явля­ются сугубо педагогическими, а, например, хозяйственными, политическими и др.

Понятие «педагогическая позиция» в психолого-педаго­гической антропологии несет очень важную смысловую нагрузку. Под позицией понимается наиболее целостная характеристика поведения человека, свободно и ответ­ственно определившего свое мировоззрение, принципы и поступки во взаимоотношениях с другими. Позиция — это личностный способ реализации базовых целей и ценностей человека в социально-профессиональном пространстве.

В психологии различают тотальную, личностную пози­цию и ее частную проекцию — профессионально-деятельностную. Личностная позиция возникает и существует во всяких человеческих общностях, профессиональная — только в профессиональном сообществе. Педагогическая позиция как культурная позиция является уникальной и единственной в своем роде — она одновре­менно и личностная (выявляется во всякой встрече взрос­лого и ребенка), и профессиональная культурно-деятельностная позиция (необходима для создания условий дости­жения целей образования). Педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как с «объектом»: в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, в соб­ственно профессиональной — с условиями его становления и развития. Поэтому надуманной проблемой в педагогике оказывается выбор между «субъект-объектными» и «субъ­ект-субъектными» отношениями педагога и ребенка. Эти отношения и личностны, и деятельностны, предметны одно­временно.

Антропологический подход к образованию может быть операционализирован в оригинальной типологии базовых педагогических позиций взрослого в детско-взрослой общно­сти (В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман).

Первый шаг в раз­личении позиций — определение исходных оснований взаи­мосвязи жизнедеятельности взрослого и жизнедеятельности ребенка (онтологический аспект). Жизнь человека, с одной стороны, проживается и переживается непосредственно, а с другой — обусловлена культурой, ее содержанием и формами. Поэтому первое разделение позиций взрослых — это их раз­деление на позиции бытийные, связанные с выращиванием детей и сохранением непосредственного переживания само­ценности жизни, и позиции культурные, связанные с созда­нием, хранением и передачей норм и эталонов культуры другим поколениям.

Второй шаг — определение исходных движущих сил раз­вития детско-взрослой общности (процессуальный аспект). Взрослые в своем отношении к детям стремятся либо к пере­даче им собственной жизненной позиции, к самовоспроиз­водству (отождествление), либо к утверждению самобыт­ности ребенка (обособление). На основе сочетания процес­суальных и онтологических аспектов выделяются четыре базовые педагогические позиции взрослых: «родителя», «мудреца», «умельца» и «учителя» (табл. 2).

Таблица 2 Базовые педагогические позиции Процессуальный аспект Онтологический аспект Бытийные Культурные Отождествление «родитель» «умелец» Обособление «мудрец» «учитель» Позиции «родителя», «мудреца», «умельца» и «учи­теля» — ядерные, не сводимые друг к другу; они составляют практически всю материю совместной жизни детей и взрос­лых, хотя в реальной жизни в чистом виде встречаются редко. Базовые педагогические позиции символизируют начальные и необходимые условия полноценного, гармонич­ного развития ребенка. Жизнь с взрослыми в бытийных позициях позволяет ребенку встретиться с настоящим в многообразии его про­явлений и с вечностью. Встреча с «родителем» дарит ребенку непосредственную радость существования, переживание самоценности жизни, способность жить настоящим, а не только готовиться к настоящей и будущей жизни. Встреча с «мудрецом» дарует способность найти, создать, усмотреть в общечеловеческой сокровищнице жизненных ценностей свое сокровище, богатство собственной души. Полное обеспечение душевного здоровья, комфорта, непосред­ственной радости, жизненной укорененности — главный результат работы (жизни) взрослого в бытийных пози­циях.

6.2. Педагогическая позиция: истоки, типы, характеристика

Взрослые в культурных позициях дают возможность человеку стать достойным собственного прошлого. В обще­нии с «умельцем» ребенок осваивает уже нажитые людьми культурные ценности и учится не бояться будущего. В обще­нии с «учителем» ребенок обретает способности браться за новые задачи, которых не было в опыте прежних поколе­ний. Вооружение детей культурными нормами, средствами, способами работы (практической, умственной, организаци­онной) — главный продукт работы взрослого в культурных позициях. «Умелец» погружает ребенка в совместное дей­ствие и учит действовать. «Учитель» разрывает «плотную ткань» действия, высвобождая фазу чистого обучения, ори­ентировки в том, зачем, что и как надо делать. Он учит не действовать, а предварительно учиться действию. Встреча с «умельцем» формирует в ребенке такого же умельца — к концу этой встречи взрослый и ребенок сравни­ваются в своей умелости. Такое итоговое равенство не пред­полагается при встрече ребенка с «учителем». Результатами своих трудов «учитель» удовлетворяется в том случае, если его ученик будет способен учить себя, разовьет у себя потреб­ность и способность учиться. «Умелец» формирует умельца, в то время как «учитель» — учащегося (учащего себя). В то же время не следует смешивать позицию «учителя» с педагогической профессией. Человек может хорошо рабо­тать в школе, но не занимать позиции «учителя»: он может общаться с детьми как «умелец» или как «мудрец». С дру­гой стороны, есть прирожденные «учителя», и где бы они ни работали, они относятся к другим людям по-учитель­ски.

6.2.2. Специфика педагогических позиций на ступенях образования

В соответствии с антропологическим принципом едини­цей рассмотрения и пространством организации педагоги­ческой деятельности становится ступень образования как пространство развития базовых способностей растущего человека «здесь и теперь». Конкретный смысл образователь­ных событий, масштаб образовательных задач, тип педаго­гической позиции определяется общим смыслом развития индивида на данной ступени образования. При описании базовых педагогических позиций на сту­пенях образования речь пойдет об особенностях действий взрослого в его взаимоотношениях с дошкольниками, млад­шими школьниками или подростками, юношами, девушками и молодыми людьми и взрослыми.

Представим общие моменты и качественные различия в отношениях взрослых с указанными возрастами:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.