Понятие базовой педагогической позиции
Ранее нами было обосновано положение, согласно которому подлинным субъектом развития в образовании является со-бытийная детско-взрослая общность. В этом положении кроются истоки понимания уникальности профессии педагога: сугубая специфика педагогического труда и образования в целом определяется «разностью возрастных потенциалов» в структуре детско-взрослой общности. Какой же возраст индуцирует «разность потенциалов» развития и специфицирует педагогическую деятельность? В рамках психолого-педагогической антропологии главным и уникальным возрастом является Взрослость. Позиция взрослости в принципе не приурочена к какому-либо конкретному (паспортному) возрасту. Взрослый всегда тот, кто берет на себя всю полноту ответственности за все и за всех в пространстве собственной жизни. Именно встреча взрослого с представителем любого другого поколения впервые продуцирует собственно педагогическую (детоводительскую) позицию — даже если базовые цели этой встречи не являются сугубо педагогическими, а, например, хозяйственными, политическими и др. Понятие «педагогическая позиция» в психолого-педагогической антропологии несет очень важную смысловую нагрузку. Под позицией понимается наиболее целостная характеристика поведения человека, свободно и ответственно определившего свое мировоззрение, принципы и поступки во взаимоотношениях с другими. Позиция — это личностный способ реализации базовых целей и ценностей человека в социально-профессиональном пространстве. В психологии различают тотальную, личностную позицию и ее частную проекцию — профессионально-деятельностную. Личностная позиция возникает и существует во всяких человеческих общностях, профессиональная — только в профессиональном сообществе. Педагогическая позиция как культурная позиция является уникальной и единственной в своем роде — она одновременно и личностная (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и профессиональная культурно-деятельностная позиция (необходима для создания условий достижения целей образования). Педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как с «объектом»: в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, в собственно профессиональной — с условиями его становления и развития. Поэтому надуманной проблемой в педагогике оказывается выбор между «субъект-объектными» и «субъект-субъектными» отношениями педагога и ребенка. Эти отношения и личностны, и деятельностны, предметны одновременно. Антропологический подход к образованию может быть операционализирован в оригинальной типологии базовых педагогических позиций взрослого в детско-взрослой общности (В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман). Первый шаг в различении позиций — определение исходных оснований взаимосвязи жизнедеятельности взрослого и жизнедеятельности ребенка (онтологический аспект). Жизнь человека, с одной стороны, проживается и переживается непосредственно, а с другой — обусловлена культурой, ее содержанием и формами. Поэтому первое разделение позиций взрослых — это их разделение на позиции бытийные, связанные с выращиванием детей и сохранением непосредственного переживания самоценности жизни, и позиции культурные, связанные с созданием, хранением и передачей норм и эталонов культуры другим поколениям. Второй шаг — определение исходных движущих сил развития детско-взрослой общности (процессуальный аспект). Взрослые в своем отношении к детям стремятся либо к передаче им собственной жизненной позиции, к самовоспроизводству (отождествление), либо к утверждению самобытности ребенка (обособление). На основе сочетания процессуальных и онтологических аспектов выделяются четыре базовые педагогические позиции взрослых: «родителя», «мудреца», «умельца» и «учителя» (табл. 2). Таблица 2 Базовые педагогические позиции Процессуальный аспект Онтологический аспект Бытийные Культурные Отождествление «родитель» «умелец» Обособление «мудрец» «учитель» Позиции «родителя», «мудреца», «умельца» и «учителя» — ядерные, не сводимые друг к другу; они составляют практически всю материю совместной жизни детей и взрослых, хотя в реальной жизни в чистом виде встречаются редко. Базовые педагогические позиции символизируют начальные и необходимые условия полноценного, гармоничного развития ребенка. Жизнь с взрослыми в бытийных позициях позволяет ребенку встретиться с настоящим в многообразии его проявлений и с вечностью. Встреча с «родителем» дарит ребенку непосредственную радость существования, переживание самоценности жизни, способность жить настоящим, а не только готовиться к настоящей и будущей жизни. Встреча с «мудрецом» дарует способность найти, создать, усмотреть в общечеловеческой сокровищнице жизненных ценностей свое сокровище, богатство собственной души. Полное обеспечение душевного здоровья, комфорта, непосредственной радости, жизненной укорененности — главный результат работы (жизни) взрослого в бытийных позициях. 6.2. Педагогическая позиция: истоки, типы, характеристика Взрослые в культурных позициях дают возможность человеку стать достойным собственного прошлого. В общении с «умельцем» ребенок осваивает уже нажитые людьми культурные ценности и учится не бояться будущего. В общении с «учителем» ребенок обретает способности браться за новые задачи, которых не было в опыте прежних поколений. Вооружение детей культурными нормами, средствами, способами работы (практической, умственной, организационной) — главный продукт работы взрослого в культурных позициях. «Умелец» погружает ребенка в совместное действие и учит действовать. «Учитель» разрывает «плотную ткань» действия, высвобождая фазу чистого обучения, ориентировки в том, зачем, что и как надо делать. Он учит не действовать, а предварительно учиться действию. Встреча с «умельцем» формирует в ребенке такого же умельца — к концу этой встречи взрослый и ребенок сравниваются в своей умелости. Такое итоговое равенство не предполагается при встрече ребенка с «учителем». Результатами своих трудов «учитель» удовлетворяется в том случае, если его ученик будет способен учить себя, разовьет у себя потребность и способность учиться. «Умелец» формирует умельца, в то время как «учитель» — учащегося (учащего себя). В то же время не следует смешивать позицию «учителя» с педагогической профессией. Человек может хорошо работать в школе, но не занимать позиции «учителя»: он может общаться с детьми как «умелец» или как «мудрец». С другой стороны, есть прирожденные «учителя», и где бы они ни работали, они относятся к другим людям по-учительски. 6.2.2. Специфика педагогических позиций на ступенях образования В соответствии с антропологическим принципом единицей рассмотрения и пространством организации педагогической деятельности становится ступень образования как пространство развития базовых способностей растущего человека «здесь и теперь». Конкретный смысл образовательных событий, масштаб образовательных задач, тип педагогической позиции определяется общим смыслом развития индивида на данной ступени образования. При описании базовых педагогических позиций на ступенях образования речь пойдет об особенностях действий взрослого в его взаимоотношениях с дошкольниками, младшими школьниками или подростками, юношами, девушками и молодыми людьми и взрослыми. Представим общие моменты и качественные различия в отношениях взрослых с указанными возрастами: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|