Здавалка
Главная | Обратная связь

Процессы образования и образовательные процессы



Важное значение для понимания характера и специфики педагогической деятельности в образовании имеет различе­ние понятий «процесс образования» и «образовательный процесс». Процесс образования — это то, что происходит, случается с человеком, это пространство, где складывается спонтанный субъектный опыт — даже если никто никого не образовывает.

Процесс образования — это «школа жизни» (А. Моль). Процесс образования имеет временную детерминацию — это естественный процесс становления у человека опреде­ленных качеств и способностей. Мы говорим «жизнь учит», «жизнь воспитывает», «среда формирует» и т.п. Способы поведения, содержание культуры, формы мышления и созна­ния, нормы общения осваиваются ребенком спонтанно, есте­ственно в процессе совместной жизни, общения и взаимодей­ствия с взрослыми, через язык и речь, посредством предмет­ного контекста жизнедеятельности и т.п. Естественные формы жизнедеятельности человека не всегда осознаются, но они могут выступить предметом рефлексии, специально (искусственно) построенной развивающей педагогической деятельности — стать содержанием теперь уже образова­тельных процессов. Образовательный процесс — это осознанно, рацио­нально построенная (искусственная) практика образования, исходящая из общих задач социализации молодых людей в данной культуре. Иными словами, целевая модификация процесса образования педагогическими средствами порож­дает специализированные формы образовательных процес­сов. И хотя это также процесс, но образование здесь осущест­вляется особым образом. Образовательный процесс не про­исходит сам по себе, а должен быть специально построен, целенаправленно ориентирован и организован. Поэтому он имеет искусственный характер, определяется целевой детерминацией, а значит, предполагает вполне определен­ные способы достижения этих целей. Образовательные процессы как специально организован­ные осуществляются в том случае, если образцы культуры не представлены в формах реальной жизни индивида и поэ­тому не могут быть освоены в естественной форме.

В обра­зовательных процессах индивид овладевает высшими, соб­ственно человеческими способностями и психологическими функциями — интеллектом, желаниями, волей, эмоциями и чувствами — как собственными, превращает себя в куль­турного, исторического субъекта. Актуальность различения и сопоставления двух видов (стихийного и целенаправленного) образования определя­ется своеобразием социокультурной ситуации в современ­ном образовании: в жизни современного общества границы и содержание образовательных процессов весьма динамичны и изменчивы. Информатизация всех сфер общественной жизни приводит к тому, что закрепленное ранее за образо­вательными институтами (школами, вузами) содержание осваивается индивидом вне его рамок — в повседневном общении, посредством информационных коммуникаций. Для профессиональной деятельности в образовании это обстоятельство имеет важнейшее значение. В педагогике давно известно, что наиболее эффективным является непрямое, недирективное, опосредованное воздей­ствие, которое не ощущается ребенком как воспитывающее, а воспринимается как самостоятельное пополнение своего жизненного опыта. Поэтому важно и в образовательных про­цессах сохранять естественность освоения культурного содержания, присущую процессу образования, стремиться к тому, чтобы наиболее важные и значимые ситуации мак­симально полно проживались ребенком, чтобы знания о воз­можных вариантах поведения и их последствиях открыва­лись им самостоятельно, а не сообщались ему педагогом в ходе воспитательной беседы или внушения.

Ключевой вопрос — вопрос содержания культуры, осваи­ваемого в естественном процессе образования человека и в специально построенном образовательном процессе. Ответ на этот вопрос определяет выделение внутри единого про­цесса образования и образовательного процесса отдельных типов процессов. В настоящее время в педагогике принято выделять два образовательных процесса — обучение и вос­питание. При этом, как было показано в разделе I, основные усилия ученых, педагогов и психологов, были направлены на исследование и обоснование процесса обучения в его достаточно ограниченном понимании — обучения школьни­ков учебным предметам. В образовательном процессе обу­чения осваиваются достижения научной мысли и развива­ются познавательные способности школьников. Развитие только одной — хотя и важной — способности человека не отвечает запросам современного.

В последние годы активно обсуждается вопрос о необходимости возвращения школе функций вос­питания. Действительно, образование не может передать задачу приобщения школьников к ценностям культуры и человеческих отношений стихийному процессу социали­зации.

Выше мы писали об актуальности проблем безопас­ного образования, здоровье-сберегающего образования. Сохранение здоровья в школе, воспитание нравственной устойчивости школьников к деструктивным воздействиям социума в современных условиях приобретают особое зна­чение.

В современном обществе образование должно прини­мать на себя функции развития многообразных способностей и качеств человека. Выделение типов процессов образования и вслед за этим типов образовательных процессов возможно на основе ана­лиза способа или ситуации человеческого бытия. Различные стороны человеческого бытия задают цели и содержание качественно определенных процессов образования.

На основе анализа способа или ситуации человеческого бытия в рам­ках антропологического подхода к образованию в качестве основных нами выделяются четыре формы процесса обра­зования — взросление, инкультурация, научение, социализа­ция, каждая из которых существует как вполне определен­ная и относительно независимая от других форма человече­ской жизнедеятельности.

Взросление представляет собой процесс становления адек­ватного и хорошо адаптированного человека ко всему много­образию жизненных коллизий. В ходе взросления происходят изменения в физическом облике человека, в его внутреннем мире, в социальных взаимодействиях. Процесс взросления вбирает становление многообразных телесно-органических, нейрофизиологических, психофизиологических и соб­ственно психологических структур и функций человека. Взросление включает процессы оформления полового диморфизма как процессы роста и превращения девочки в женщину и мальчика в мужчину.

Инкультурация — это процесс освоения культурных форм жизни или совершенных форм культуры и формирова­ния специальных способностей. Процесс инкультурации фик­сирует достаточно очевидный факт — чтобы быть культур­ным человеком, необходимо по-человечески обращаться с предметами жизнедеятельности человека, освоить обще­человеческие способности (язык, речь, письмо, информационные технологии и т.п.), понять смысл совершаемых дей­ствий и усвоить способы деятельностно-преобразующего взаимодействия с миром, овладеть средствами и нормами культуросообразного общения и поведения. Инкультурация превращает индивида в умелого субъекта, способного к осу­ществлению многообразных форм деятельности и поведения в родной ему культуре.

Научение — это процесс усвоения той стороны социо-культурного опыта, которая связана с выработкой у каж­дого индивида умения приобретать необходимые знания, новый опыт, обобщенные способы действий. Процесс науче­ния отличается от процесса инкультурации своей направ­ленностью на внутренние, идеальные средства и способы преобразующего отношения к окружающему миру. И если инкультурация направлена на освоение уже достигнутого опыта, научение ориентировано на выращивание нового опыта посредством развития у себя способностей к идеаль­ной деятельности, фиксации средств и способов мыслитель­ной, познавательной деятельности. Результатом процесса научения как естественного процесса обретения опыта выступает владение общими способами познавательной дея­тельности. В процессе научения приобретается желание и умение учиться, потребность в самосовершенствовании, в самообразовании.

Социализация — это опыт вхождения человека в соци­альную среду и систему социальных связей и отношений, но также и активное воспроизводство им этой системы в своей жизнедеятельности. Социализация — это процесс и результат усвоения и воспроизводства социального опыта как опыта совместной жизнедеятельности людей, опыта общения и взаимодействия между людьми. Социализация включает способность к адекватному восприятию новых социальных требований, избирательное отношение к соци­альным воздействиям, сформированность личностных пред­посылок для выполнения задач следующего этапа социали­зации, процесс активного индивидуального участия в осво­ении и творении социальных форм жизни. Итак, взросление, инкультурация, научение, социализа­ция как процессы образования существуют как вполне опре­деленные, самодостаточные и относительно независимые друг от друга формы человеческой жизнедеятельности.

В индивидуальной жизни человека они также выделяются как самостоятельные процессы образования — образования различных сторон субъективной реальности. Этим формам жизнедеятельности человека соответствуют четыре специ­ально организованных типа образовательных процессов — выращивание, формирование, обучение, воспитание.

Выращивание — это образовательный процесс, обеспе­чивающий становление жизнеспособного и жизнестойкого человека. Выращивание (или взращивание) как образова­тельный процесс — это решение задач взросления человека педагогическими средствами. Выращивание включает дея­тельность взрослых по уходу, заботе, взращиванию физиче­ски и психологически здоровых детей, подростков, юношей и девушек. Основная роль в процессе выращивания жизне­способного человека принадлежит родителям, воспитателям детских садов. Все собственно человеческое растущий чело­век получает от других людей.

Формирование — это процесс образования индивидуаль­ных способностей человека, овладение существующими фор­мами мышления, сознания и самосознания. Формирование как образовательный процесс — это специально построен­ный процесс инкультурации — погружения в культурные формы. Корневая основа термина «формирование» — «форма»; это процесс отработки у субъекта совершенных форм познания, совершенных способов действия, видов дея­тельности по освоению им различных областей культуры. Формирование как образовательный процесс ориентиро­ван на культуры приобщения, передачу-освоение образцов, эталонов и норм человеческой деятельности, типов отноше­ний, форм сознания, мировосприятия, способов и техник мышления. В образовании процесс формирования «встраи­вается» в другие образовательные процессы, «доводит» до эталона культурно определенные формы выращивания, обучения, воспитания.

Обучение — это процесс передачи-освоения учащимися всеобщих способов деятельности, освоения теоретических понятий и идеальных способов действия, знаний и умений. «Школа должна учить мыслить» — это название статьи выдающегося отечественного философа Э. В. Ильенкова как нельзя лучше характеризует саму суть процесса обучения. Обучение как образовательный процесс имеет специфиче­ские особенности на ступенях образования — от дошколь­ной до вузовской. В процессе обучения происходит (должно происходить) становление субъекта собственной учебной деятельности, что является залогом самостоятельного обре­тения жизненной и профессиональной позиции.

Воспитание — это процесс передачи-усвоения культуры общения, ценностей и норм взаимоотношений в человеческом обществе. Самостоятельность образовательного процесса воспитания заложена в самом понятии «воспитание». В нем можно «вычитать» два исходных значения или смысла. Во-первых, «воспитание» в своей корневой основе имеет смысл «питания» или «напитания» воспитанников ценно­стями, смыслами, назначением и нормами совместной чело­веческой жизни. В образовательном процессе воспитания происходит освоение духовно-нравственных ценностей чело­веческой жизни, духовное становление человека, становле­ние его личности и индивидуальности. Во-вторых, «воспитание» имеет смысл восполнения отдельного человека до всеобщности человеческого рода, создания условий по превращению человека в цельного, настоящего человека, восстановление всечеловеческого в человеке. Воспитание всегда ориентировано на целое, на сообщество, на построение связей и отношений между детьми и взрослыми, учащимися и педагогами, между вос­питанниками. Основной смысл воспитания — становление в каждом воспитаннике отношения к другому человеку как к самоцен­ности, как к цели и никогда как к средству. Становление такого отношения возможно лишь в практике многообраз­ной совместной деятельности взрослых и детей, в многооб­разных формах их со-бытийной общности, в которых проис­ходит встреча ребенка со взрослым в его разных педагоги­ческих позициях и с разновозрастными сверстниками.

Образовательные процессы — в отличие от процессов образования — в своих исторических формах не самостоя­тельны, не практикуются в чистом виде. Они имеют куль­турную заданность, а в рамках определенной образователь­ной программы, определенного образовательного института оказываются (должны оказаться) взаимосвязанными и взаи­мопроницаемыми. Мы специально уточняем: «должны ока­заться», так как в реальной образовательной практике одни образовательные процессы занимают доминирующее, а дру­гие — подчиненное положение. Такими ведущими образо­вательными процессами выступают, как правило, процессы обучения, изредка — воспитания; процессы выращивания и формирования строятся как сопутствующие и, по сути, стихийные процессы образования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.