Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагог — субъект образования и педагогической деятельности



Необходимо различать категории «образование» (обра­зовательные процессы) и «педагогическая деятельностью. Долгое время содержание и целевые ориентиры образования и педагогической деятельности полностью совпадали: педа­гог прямо обучал тому, что знал, прямо воспитывал (по об­разу себя и своего социума) и прямо формировал в соответ­ствии с нормами и ценностями своей культуры. Педагог был живым и непосредственным носителем содержания образо­вания — в виде знаний о мире, норм и ценностей общежи­тия, средств и способов предметной деятельности, которые он и транслировал подрастающим поколениям. Однако уже в системе традиционных педагогических представлений о содержании образовании и формах его орга­низации таилось внутреннее противоречие.

Суть этого про­тиворечия — в различии содержания образования и содер­жания педагогической деятельности. Это такое же принци­пиальное различение, как между содержанием образования и содержанием развития. Выявление и описание этих раз­личий имеет фундаментальное значение для проектирова­ния развивающего образования. Содержание традиционной педагогической деятельности всегда было связано с задачами массовой социализации воз­растных когорт; содержание образования изначально тяго­тело к полюсу индивидуализации развития отдельного ребенка. Обучали и воспитывали всех, образование получал и соответственно развивался по своей индивидуальной тра­ектории всегда конкретный человек. В содержании образования полагаются, намечаются вполне определенные цели, ценности и смыслы развития человека, т.е. тот комплекс его способностей, которые позво­ляют ему быть в человеческом качестве и которые могут сложиться именно в этих образовательных процессах. В содержании педагогической деятельности должны быть точно обозначены условия обеспечения ценностей развития человека и определены способы достижения реализующих их целей. Два этих содержания в реальной практике сопря­жены, пересекаются, но не тождественны. Любое педагогическое явление, любое образовательное событие может быть описано на языке и образовательного процесса, и педагогической деятельности. Описание педаго­гического явления (образовательного события) на языке образовательного процесса предполагает указание на вполне определенные ценности и смыслы образования и целевые ориентиры тех деятельностей, которые реализуют выяв­ленные ценности и смыслы. Иными словами, язык образо­вательного процесса включает понятийный ряд, связанный с определением категории «содержание образования», зада­ющей конкретный комплекс способностей человека (кото­рые как раз и фиксированы в базовых смыслах и ценностях данного типа образования и которые могут сложиться именно в этом и только в этом образовательном процессе). Описание педагогического явления (образовательного события) на языке педагогической деятельности требует выявления адекватной ценностным и целевым ориентирам образовательного процесса совместной деятельности кон­кретной детско-взрослой общности, определения реальных условий достижения целей и ценностей образовательного процесса, фиксации реальных способов создания и реализа­ции выявленных условий.

Профессионально-деятельностный подход к пониманию образовательного процесса — это задание полноты технологии педагогической деятельности: ее предмета (условия) и способа (их создание и реализация), но также и деятельности самих образующихся (воспитанни­ков, учащихся, студентов) со своим предметом и своими способами работы. Подчеркнем, что содержание образования, педагогиче­ской деятельности и деятельности образующихся — разные типы содержаний, но именно они в совокупности, в своей соотнесенности и задают содержание образовательной про­граммы любого образовательного института. Образовательный процесс в соответствии с изложенным выше пониманием включает цели и содержание образования, деятельность образующихся по их освоению. Педагогиче­ская деятельность характеризуется через описание проекти­руемых педагогом условий реализации образовательного про­цесса и средств достижения его целей. Пересечение образо­вательного процесса и педагогической деятельности, процесса образования и деятельности самих образующихся порождает определенную образовательную ситуацию. Педагогу принадлежит главная роль в построении обра­зовательной ситуации, а способность построения системы таких образовательных (развивающих) ситуаций в рамках определенного возрастного интервала (образовательной ступени) и есть общее определение педагогического профессио­нализма, профессиональной компетентности педагога.

Педагог-профессионал является одновременно субъектом образовательного процесса и субъектом педагогической дея­тельности. Как субъект образовательного процесса профес­сиональный педагог выступает проектировщиком, конструк­тором, организатором и непосредственным участником встречи поколений, носителем определенной личностной, бытийной позиции, что предполагает свободное и сознатель­ное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за результаты образования подрастающего поколения. Субьектность в педагогической деятельности предпола­гает владение соответствующими нормами, способами и средствами ее осуществления. В этом качестве педагог выступает как носитель деятельностной (предметной) пози­ции, необходимой для достижения целей образования и раз­вития личности. Ценности и смыслы образования в созна­нии педагога должны быть актуализированы и трансформи­рованы в цели профессиональной деятельности, реализую­щиеся адекватными средствами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.