Здавалка
Главная | Обратная связь

Тест «Что вы за птица?»

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Стр.
Тема 1. Психология как наука  
Литература по теме
   
Тема 2. Психология познавательных процессов
Литература по теме
   
Тема 3. Психология эмоций
Литература по теме
   
Тема 4. Психология личности
Литература по теме
   
Тема 5. Психология мужчин и женщин
Литература по теме
  Приложение 1. Психосоматическая таблица Приложение 2. Магазин счастья Приложение 3. Тест «Что вы за птица?»  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 


ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

 


ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ПСИХОЛОГИЯ?
Быть хорошим психологом - одно из важных требований в таких профессиях как педагог, врач, менеджер, продавец. Перечисленные специалисты постоянно общаются с людьми и качество общения напрямую влияет на результат их профессиональной деятельности. Учитель должен вызвать у учеников интерес к предмету, врачу необходимо убедить пациента соблюдать правила лечения, продавец заинтересован в совершении клиентом покупки, менеджеру важно оптимально организовать работу подчиненных. Для решения поставленных задач нужно понять другого человека, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему.

К представителям других профессий такие серьезные требования не предъявляются. Но большинство из нас работает в коллективе, нам необходимо выстраивать взаимоотношения с коллегами и руководством. А для этого полезно знать тип личности человека, понимать его мотивацию, уметь распознавать настроение, предсказывать реакцию на ваши действия. Использовать психологические знания для управления другими людьми – самое распространенное и очевидное их применение. В повседневной жизни редко кто из нас задумывается о том, что, изучив психологию, можно не только научится получать что-то от других, но и значительно повысить собственную результативность и успешность. Знать свои сильные стороны и уметь их развивать, понимать свои ограничения и уметь их корректировать – важно специалисту любой профессии.

 

ЖИТЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. С самого раннего детства мы наблюдаем за людьми, делаем выводы по их поступкам, усваиваем наставления родителей, воспитателей, учителей, учитываем мнение друзей и знакомых. Ярчайшими образцами житейской психологии являются произведения литературы и искусства, в которых представлен глубокий психологический анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость.

В связи с этим возникает вопрос: нужна ли специалисту научная психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно для выполнения профессиональной деятельности?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо осознать принципиальную разницу между житейскими и научными психологическими знаниями. Ю.Б. Гипенрейтер приводит пять основных различий.

Первое: житейские психологические знания, конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Житейский опыт передается, как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. В то же время в науке знания аккумулируются, фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств.

Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода психология оформилась в самостоятельную науку.

Пятоеотличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным по объему, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки. Разработка специальных отраслей психологии является преимуществом научной психологии, которого лишена, конечно, житейская психология.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи, на последнем этапе им проверяется. [1]

ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ?
Само слово «психология» образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. В этом названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения. Согласно философскому пониманию того времени душа - главное, сущностное начало живых существ, причина жизни, дыхания, познания и т.д. Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека. Изучение души является первым этапом в становлении психологии.

На смену психологии души в 19 веке пришла психология сознания (способность думать, чувствовать, желать). На протяжении длительного времени единственным методом психологии был метод самонаблюдения. Широкое распространение данного метода привело к кризису в науке, поскольку утверждалось что ученый должен изучать самого себя. Выявленные в процессе такого изучения психологические знания не находили своего практического применения.

В начале 20 века появляется новое направление психологической науки, основоположник которого Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. В психологию были введены совершенно новые факты – факты поведения как внешнего проявления психической деятельности. Представителями данного направления игнорировалось существование внутреннего психического мира человека, его содержание сравнивалось с черным ящиком, проникнуть в суть которого невозможно.

Начиная со второй половины 20 века, наблюдается возвращение к изучению явлений, фактов и закономерностей психической жизни человека. Психология становится наукой о психике. [7]

В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения (особенности функционирования психики), свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами. Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциации и общества.

Современная психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей.

Основными отраслями психологии являются:

ð социальная психология, постигающая закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп;

ð возрастная психология, исследующая развитие психики от зачатия человека до его смерти;

ð педагогическая психология,имеющая своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание);

ð психология труда, рассматривающая психику в условиях трудовой деятельности;

ð психолингвистика, занимающаяся изучением речи;

ð медицинская психология,исследующая психику в условиях болезни: душевной или телесной.

ð психология аномального развития или специальная психология.

ð дифференциальная (сравнительная) психология,исследующая всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др.

ð психометрия, постигающая вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований;

ð психофизиология,изучающая соотношение биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой основу всех психологических дисциплин. [4]

 

ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА?
Итак, мы определились что, согласно современным представлениям, психология – наука о психике.

Научное определение гласит- психика - свойство высокоорганизованной живой материи (коры головного мозга), заключающееся в активном отражении окружающей действительности, построении картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Рассмотрим это определение более подробно.

Во-первых, психика — это свойство только живой материи (значит психикой обладают только живые существа). Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, психикой обладают не все живые существа, а лишь те, у которых есть кора головного мозга (именно она обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики).

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать окружающий мир. Окружающий мир отражается в нашем мозге, как в зеркале. Т.е. психическое отражение - это способность получать информацию об окружающем мире. Первоначальные знания о мире мы получаем при помощи зрения, слуха, обоняния, вкусовых рецепторов и осязания (кожная чувствительность). Полученную информацию мы анализируем, обобщаем, связываем теорию с практикой, дополняем имеющиеся знания новыми и т.д. Все знания, имеющаяся у отдельного человека, составляют его образ мира или картину мира. Картина мира является копией реального мира, но у каждого из нас она индивидуальна. Индивидуальность (субъективность) картины мира объясняется тем, что в одних и тех же ситуациях каждый человек обращает внимание на то, что для него наиболее важно, одни факты преувеличивает, другие преуменьшает, что-то запоминает, а что-то забывает. К тому же мы обладаем склонностью «додумывать» и приукрашивать многие события.

В-третьих, получаемая информация об окружающем мире служит основой для регуляции поведения. Регулировать – значит управлять, менять свое поведение в зависимости от ситуации (от поступающей информации, поведения других людей). В отличие от животных, которыми управляют инстинкты, человек может выбирать из разных вариантов поведения. Благодаря чему мы имеем возможность существовать в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Мамонты, не успев приспособиться к резкому похолоданию, вымерли, а люди придумали одежду. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна регулировать свое поведение.

 

СТРОЕНИЕ ПСИХИКИ
Все психические явления принято разделять на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. [2]

Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Психическиепроцессы чаще всего делят на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Почему одни события остаются в памяти надолго, а о других мы забываем на следующий день? Иная же информация вообще может остаться для нас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т.е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. [10]

Психические состояния показывают своеобразие протекания психических процессов за определенный период времени в зависимости от разных факторов. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние, работоспособность, утомление, фрустрация и т.д. [10]

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ  
Подпсихическими свойствами в науке принятопонимать наиболее существенные особенности личности. К психическим свойствам личности относяттемперамент, характер, способности и направленность личности. [8]

 

 

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: АСТ, 2008. - 352 с.

2.Введение в психологию / Петровский А.В. - М.: Академия, 1996. - 496 с.

3.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с.

4.Лекции по общей психологии/ А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.

5.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с.

7.Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. – М.:

8.Директмедиа Паблишинг, 2008, - 772 с.

9.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

10.Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2008. – 576 с.

11.История психологии в лицах. Персоналии.Под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005, - 784 с.

12.Общая психология: Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

13.Саугстад П. История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: БАХРАХ-М, 2008. – 544 с.

14.Смит Р. История психологии. – М.: Академия, 2008. – 416 с.

1.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
PSYLIB.RU – психологическая библиотека Киевского фонда содействия развитию психологической культуры.

2.GUMER.info - электронная библиотека Гумер.

3.Psyjournals.ru – портал психологических изданий.

4.Wdey.ru – официальный сайт журнала «PSYCHOLOGIES»

5.www.imaton.ru - институт практической психологии ИМАТОН.

 

 

ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

 


Познавательные психические процессы связанны с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, память, внимание, мышление и воображение. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире, о людях и о себе.

Для эффективного приспособление организма к окружающей среде человеку необходимо постоянно получать сведения об окружающем мире. Например, прежде чем выйти на улицу, нужно узнать какая там температура. Для того, чтобы перейти дорогу, нужно оценить дорожную ситуацию, найти пешеходный переход и т.д. Чтобы утолить голод или жажду мы изучаем срок годности и вкусовые качества продуктов.

Когда у человека есть вся нужная ему информация, между средой и организмом устанавливается информационный баланс. Такая ситуация складывается далеко не всегда. Довольно часто в нашей жизни информации бывает слишком много (информационная перегрузка) или слишком мало (информационная недогрузка). Недостаток и избыток информации приводят к серьезным функциональным нарушениям организма. В случае информационной перегрузки могут возникать головные боли, провалы в памяти, замедление восприятия и переработки информации, нарушение сна. Человек испытывает напряжение, эмоциональный дискомфорт. Особое влияние переизбыток информации оказывает на детскую психику. Например, если ребенок много смотрит телевизор, обилие громких звуков, быстрое чередование ярких картинок могут вызвать перевозбуждение, капризность, нарушения поведения. Но и недостаток информации оказывает не менее серьезное воздействие. Человек, лишенный постоянного притока информации, впадает в сонное состояние. Нарушение притока информации в раннем детстве (например, связанное с глухотой и слепотой) вызывает задержку психического развития.

 

ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ
Ощущения являются основным источником наших знаний о внешнем мире и собственном теле. У человека существуют зрительные, слуховые, тактильные (осязательные), обонятельные и вкусовые ощущения.

Зрение и слух - основные каналы поступления информации. Помимо своей основной функции ощущения оказывают значительное влияние на состояние организма. Так недостаточная освещенность, мигающий свет, резкие «высокие» звуки вызывают тревогу и страх, яркие цвета и громкие звуки – возбуждение, темные цвета и монотонные звуки – пессимизм и депрессию. Пастельные цвета, «приглушенные» краски помогают успокоиться, восстановить работоспособность. Таким же эффектом обладают некоторые звуки (например, звук льющейся воды).

О том, что цвета влияют на человеческую психику знали ещё древние. Так, в Египте для повышения активности и бодрости пили натуральные соки, «настоянные» на драгоценных камнях в бутылках из цветного стекла. А в древней Греции с помощью цветов основного спектра лечили ряд неврологических заболеваний. Современные врачи и психологи активно используют цветотерапию в своей практике. Уже доказано, что с ее помощью можно повысить иммунитет, отрегулировать гормональный фон, активировать синтез некоторых витаминов.

Самое сильное воздействие оказывает красный цвет. Он стимулирует кровообращение, способствует активности и заряжает бодростью. Красный помогает при пониженном давлении, плохом настроении, упадке сил, отсутствии аппетита. Перенасыщение красным вызывает раздражительность, нервозность, агрессивность.

Жёлтый цвет способствует мыслительной деятельности, улучшает память и ряд других функций. Его избыток вызывает умственную усталость, апатию, расстройство сна.

Оранжевый помогает при стрессе и депрессии, положительно влияет на общий гормональный фон, улучшает настроение и самочувствие. Также его используют для избавления от страхов и навязчивых состояний.

Зеленый цвет обладает успокаивающим эффектом. Это оттенок гармонии и равновесия. Он просто необходим людям, стращающим неврозами, аллергией, постоянными стрессами. Зеленый помогает в борьбе с воспалительными процессами в организме, способствует избавлению от мигрени.

Синий цвет на Востоке символизирует истину и покой. Он поможет вам очистить сознание от ненужных мыслей, успокоит, если вам станет тревожно. Способствует нормализации давления, помогает устранить бессонницу. Способствует раскрытию творческого потенциала и вдохновению. Его избыток может стать причиной угнетённого эмоционального состояния и даже депрессии.

Белый – несет положительный заряд добра и удачи. Цвет дарит силу, энергию, выравнивает настроение и исцеляет от недугов. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему и способствует очищению организма от шлаков.

Вибрации черного цвета создают протест, несогласие с внешним миром. Цель черного цвета – это вызов. Человек, который предпочитает черное, находится в поиске важной части жизни, испытывает недостаток необходимого.

Для регулирования самочувствия и настроения можно одеться в соответствующий цвет, окружить себя предметами определенного цвета или оформить интерьер помещения. Особое внимание необходимо обратить на оформление интерьера детской комнаты. Т.к. на неокрепшую психику цвет оказывает усиленное воздействие. Интерьер своего жилья (стены, потолок, мебель) психологи рекомендуют выдерживать в нейтральных цветах, создавая необходимые цветные акценты за счет текстиля и декора, разноцветных витражей на оконных и дверных стеклах. Свет от ламп может быть не только белым, используйте специальные фильтры, которые изменяют свет. Яркие абажуры позволят наполнить комнату нужным цветом. Красочные минералы (природные камни) также могут стать интересным элементом интерьера. Возможности цветотерапии можно реализовать за счет создания красочных цветочных композиций, букетов из живых цветов. Также можно создавать блюда из разноцветных продуктов. Диетологи рекомендуют соблюдать цветную диету.

Обоняние также является мощным стимулятором, который включает механизмы эмоций человека, влияет на мышление и память. Запахи способны менять настроение, влиять на психическое и эмоциональное состояние. Под влиянием запаха в организме человека происходят изменения температуры тела, аппетита, меняется соотношение процессов возбуждения и торможения, уровень артериального давления, ритм сердцебиения.

Ароматерапия - система знаний о методах и формах воздействия на организм ароматических концентрированных летучих веществ, получаемых из разных частей растений.

Расслабляющим, успокаивающим, стабилизирующим, уравновешивающим эмоциональное состояние воздействием обладают эфирные масла валерианы, ванили, гиацинта, иланг-иланг, жасмина, шалфея.

Тонизирующим, стимулирующим мыслительную деятельность и память действием обладают эфирные масла апельсина, грейпфрута, мандарина, лимона, базилика, кориандра, корицы, табака, эвкалипта.

Лаванда - самое мягкое, но и самое эффективное ароматическое средство, восстанавливает силы, нормализует сон. Запах мирта оказывает балансирующее действие. Розмарин - самый сильный стимулятор, улучшает память и ясность мышления, поднимает настроение, снимает усталость.Роза - признанная королева всех эфирных масел, положительно влияет на эмоциональную сферу, оказывает балансирующее, усиливающее внутреннюю концентрированность действие.

Вкусовые ощущения, порождаемые химическими веществами, поступающими из внешней среды, также играют заметную роль в настройке эмоционального состояния. Вкус влияет на остроту зрения и слуха, на состояние кожной чувствительности и самочувствие. Сочетая по вкусу различные природные вещества, тибетские врачи получали лекарства от всевозможных болезней. По мнению тибетских целителей:

- сладкое укрепляет, увеличивает силы, дает телу крепость, обостряет восприятие, удлиняет жизнь;

- кислое рождает тепло, возбуждает аппетит, насыщает, способствует перевариванию пищи;

- избыток соленого приводит к упадку сил;

- горькое проясняет сознание.

Большое количество интересных фактов связано с тактильными ощущениями (кожная чувствительность).

В течение ряда лет в нашей стране предпринимались попытки разработки «кожного слуха», основанного на использовании вибрационной чувствительности. Испытуемый, изучивший алфавит «вибрационного языка», мог после некоторой тренировки воспринимать предложения, подаваемые со скоростью 38 слов в минуту, причем этот результат не был предельным.

Тактильные ощущения обладают огромным потенциалом в воздействии на психику человека. В детской психологии существует понятие «интеллект на кончиках пальцев», отображающее представление о том, что все, что трогает ребенок, влияет на развитие его умственных способностей. Чем больше разных по форме, весу и фактуре предметов будет в поле действия ребенка, тем более быстрым и гибким будет его мышление в будущем.

Тактильные ощущения способны изменить у людей восприятие окружающей действительности, в том числе и взаимоотношений с окружающими, что сказывается на поведении. Известны исследования, показывающее, что ощущение тепла от удерживаемой в руке чашки кофе заставляет ее владельца воспринимать посторонних людей эмоционально более открытыми; мытье рук порождает в нашем сознании обобщенную идею освобождения от уз прошлого («начало с чистого листа»), ведет к снижению беспокойства по поводу былых ошибок; ощущение холода тесно связано с идеей одиночества и отверженности.

 

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ
Как мы уже выяснили, ощущения являются основным источником наших знаний. Но предметы и явления отражаются в нашем мозге не в виде отдельных ощущений. Наша картина мира представляет собой целостный образ предметов и явлений. Это достигается благодаря действию следующего познавательного процесса – ВОСПРИЯТИЯ.

Восприятие - отражение предметов и явлений в целом (в совокупности их свойств и частей). Результатом этого процесса является целостный образ.

Восприятие - сложная познавательная деятельность, включающая целую систему действий: измерительных, соизмерительных, построительных, контрольных, корригирующих и др. [1]

На наше восприятие влияет очень много факторов. По этой причине возникают различные ошибки (искажение величины, формы, глубины, взаимного расположения предметов, их положения в пространстве).

 

  Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Например, на рис. 1 нижняя фигура кажется больше (на самом деле обе фигуры одинаковые). На рис. 2 стороны квадрата кажутся изогнутыми (они прямые). На рис. 3 линия А кажется длиннее Б (А и Б одинаковой длинны). Белые и вообще светлые предметы кажутся больше, чем черные или темные предметы. Расстояние или угол зрения, под которым мы воспринимаем изображение или предмет, влияет на его видимую окраску: цвет на расстоянии существенно изменяется. [8]

Ошибки восприятия встречаются у совершенно здоровых людей и никак не связаны с психической патологией. Чаще всего мы не замечаем ошибок восприятия т.к. наш мозг постоянно сличает информацию с уже имеющимися в памяти данными и сам исправляет ошибки. Но в некоторых случаях ошибки могут стать проблемой. Особенно если они возникают при восприятии людей.

При восприятии социальных объектов (человека или группы людей) деятельность восприятия осложняется тем, что воспринимаемый человек стремиться повлиять на нас, создать о себе благоприятное впечатление, скрыть какую-либо информацию или наоборот приукрасить, «сделать вид», показать то, чего нет. Таким образом информация подвергается существенным искажениям, вступают в силу так называемы эффекты социального восприятия. Наиболее распространенными из них являются:

ð Эффект ореола. Он проявляется при формировании первого впечатления о человеке и заключается в том, что общее благоприятное впечатление приводит к положительному оцениванию человека, тогда как общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Согласно этому эффекту внешне красивых людей мы заранее воспринимаем как хороших. Если же человек имеет выраженный внешний дефект, это формирует негативное к нему отношение.

ð Эффект стереотипа. Наше восприятие других людей зависит от того, к какой группе мы их относим (блондинка, подросток, бандит, бомж). Согласно этому стереотипу мы заранее воспринимаем полных людей как добрых, блондинок как глупых, подростков как агрессивных и т.д. Наличие стереотипа облегчает работу мозга – при встрече с новым человеком не нужно анализировать его поведение, достаточно по какому-либо одному признаку отнести его к определенной группе. Но иногда случается так, что за стереотипом мы не видим реального человека.

ð Эффект предубеждения. Мы видим то, в чем убеждены, и не замечаем то, что нашим убеждениям противоречит. Например, часто студенты убеждены, что преподаватели относятся к ним предвзято, занижают оценки. Соответственно они ищут в поведении преподавателя факты, подтверждающие их убеждение и не замечают случаев, когда преподаватель наоборот поддерживает и «натягивает» оценки.

ð Эффект установки описывает значимость предварительной информации о человеке для составления представления о нём. Например, двум группам людей показывали одну и ту же фотографию человека и просили описать его. Но одной группе сообщили что это знаменитый ученый, а другой группе сказали, что на фото преступник-рецидивист. В описаниях первой группы взгляд был мудрый, а в описании второй группы – злой. Этот эффект иллюстрирует следующая притча: Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит, как укравший топор, глядит, как укравший топор, говорит, как укравший топор, - словом, каждый жест, каждое движение выдавали в нем вора. Но вскоре этот человек стал копать землю у себя в саду и нашел топор. На другой день он снова увидел сына своего соседа; ни жестом, ни движением, ни взглядом не походил тот на вора.

ð Эффект заинтересованности. Люди чаще склоняются верить в то, что им выгодно. Например, когда нам кто-то рассказывает негативную информацию про нашего знакомого, мы с удовольствием верим. Ведь на его фоне мы смотримся лучше. Согласно этому эффекту выгодно ругать правительство, обвинять окружающих, ведь тогда нам самим ничего не нужно делать и сами мы ни за что не несем ответственности.

ð Эффект авторитета. Мы склонны доверять мнению людей, которых считаем авторитетными (ученые, врачи, известные люди). По этой причине реклама, стремящаяся увеличить спрос на кукурузные хлопья или моющие средства, часто прибегает к услугам знаменитых спортсменов или кинозвезд.

ð Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства): первая информация о человеке воспринимается как более значимая.

ð Эффект новизны: новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

ð Эффект повторения. Чем чаще и со всех сторон повторяется сообщение, тем в большей степени люди склонны ему верить. «Все говорят - значит, правда!». Если сообщение часто повторяется по радио и телевидению, ему верят практически все.

ð Эффект роли - распространение профессиональных качеств на оценку личности человека (начальник и дома должен всеми командовать, учитель не может на досуге быть веселым).

ð Эффект ожидания - приписывание человеку определенных поступков, в соответствии с нашими ожиданиями.

ð Эффект взаимности - ситуация, когда «свои» (коллеги, друзья, знакомые) воспринимаются более позитивно, нежели «чужие» (оппоненты, экзаменаторы, незнакомые люди).

ð Эффект проекции - в ситуации недостатка информации мы склонны приписывать другим людям качества, которыми обладаем сами. [9]

Чтобы достичь большей адекватности восприятия необходимо тщательно анализировать и проверять информацию, пользоваться несколькими источниками, сверять мнения разных людей, стараться получить «обратную связь» у партнера по общению.

 

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ
Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Из всего потока информации человек выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям.

ВНИМАНИЕ как психический процесс - это направленность и сосредоточенность со­знания на определенных объектах или какой-либо деятельности. Объектами внимания могут стать предметы, явления, их свойства и отношения, а также действия, мысли и чувства других людей и наши собственные.

Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) внимание.

Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его возникновения и сохранения. Непроизвольное внимание вызывают два ряда причин: объективные и субъективные. Объективные причины - это особенности окружающих предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность). Например, мы сами того не желая обратим внимание на громкий звук, яркий свет или цвет, неожиданное появление, резкое движение и т.д. Субъективные факторы – это потребности, интересы и установки человека. В силу действия этих факторов при знакомстве с человеком стоматолог обратит внимание на зубы, а парикмахер на прическу. [6]

Непроизвольное внимание преобладает в детском возрасте. Взрослый человек должен уметь самостоятельно направлять и удерживать свое внимание на нужных ему объектах. Это произвольное внимание. Оно вызывается сознательно. Это активное, целенаправленное сосредоточение сознания. Его функционирование обусловлено задачей, стоящей перед человеком.

Если в процессе деятельности человек увлекается и перестает сознательно направлять свое внимание, произвольное внимание становится послепроизвольным.Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Например, чтобы выполнить какое-либо задание, студенту надо осознанно направлять свое внимание на выполнение, стараться не отвлекаться. Однако иногда процесс выполнения становится столь интересным, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем - внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности и его уже не отвлекают посторонние звуки и действия окружающих. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное или послепроизвольное. [25]

Внимание всегда имеет свое внешнее выражение - особенность позы, поворот головы, выражение и движение глаз. Например, собранная, несколько напряженная поза, сосредоточенное выражение лица, взгляд, устремленный на говорящего, - все это достаточно убедительно свидетельствует о наличии внимания.

Наоборот, расслабленная поза, отсутствующий, скользящий взгляд, безразличное, скучающее выражение лица дают понять, что человек невнимателен.

Особенности позы человека, его мимики, жестов и пантомимики (движений тела) могут многое рассказать о его состоянии, намерениях и особенностях.

Например, позы человека принято разделять на «Открытые» и «Закрытые». Человек в открытой позе ведет себя непринужденно, с ним легко общаться. Он в меру расслаблен и в нем нет чрезмерного напряжения. Открытую позу можно распознать по повороту туловища и головы к собеседнику, раскрытым ладоням, свободному положению ног (не скрещены, стопы с полной опорой), мышцы расслаблены, взгляд направлен в лицо собеседника. Закрытые позы формируются в качестве защитной реакции, как нежелание продолжить общение, несогласие с высказыванием собеседника. Чаще всего о закрытости, нежелании общаться свидетельствует перекрещивание рук или ног.

Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с тобой в данный момент собеседник - это понаблюдать за положением его ладоней. Открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Когда люди полностью откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони. Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет ладони за спиной. Взрослые прячут руки в карманы или держат их скрещенными.

Рис. 1 Рис 2. Рис 3.

Сцепленные пальцы рук (рис. 1). Этот жест обозначает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение.

Большие пальцы рук обозначают силу. Выставление больших пальцев рук (рис. 2) говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека.

Жест на рис 3 свидетельствует о том, что ваш собеседник критически воспринимает ваши аргументы, и чем дольше он сохраняет эту позу, тем больше увеличивается его негативное отношение к вам.

 

ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ  
Память - процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения различной информации.

Запоминание осуществляется через преобразование информации при помощи специальных мнемических действий. В.Д. Шадриков относит к ним:

ð группировку - разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, по порядку, по размеру и т. д.);

ð выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, циф­ровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые и малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся выражения, эмоцио­нальная реакция субъекта и т. д.);

ð структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутренне­го строения запоминаемого;

ð схематизацию - изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенного представ­ления запоминаемой информации;

ð аналогию - установление сход­ства, подобия предметов, явлений, понятий;

ð перекодирование - вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в об­разной форме, преобразование информации на основе семантиче­ских, фонематических и других признаков;

ð повторение - сознательно контролируемые процессы циркуляции информации. [24]

Выдающийся немецкий ученый Герман Эббингауз посвятил много времени изучению закономерностей памяти. В ходе опытов им было установлено, что уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35% от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20% от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц. На основе этих данных им была построена кривая забывания.

Вывод: для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала. Режим рационального повторения: первое повторение - сразу по окончании чтения; второе повторение - через 20 минут после первого повторения; третье повторение - через 8 часов после второго; четвёртое повторение - через 24 часа после третьего. Если нужно помнить очень долго, следующее повторение через 2-3 недели, затем через 2-3 месяца.

Так же Г. Эбингауз выявил основныезакономерности запоминания:

- первые и последние элементы материала удерживаются в памяти гораздо чаще, чем средние (фактора края), т.е. лучше запоминается то, что было в начале и в конце;

- объем памяти варьируется в зависимости от способа предъявления материала (в словесной или образной форме);

- сохранение заученного материала зависит от того, чем было заполнено время в промежутке между заучиванием и припоминанием (если этот интервал был заполнен бодрствованием и интеллектуальной работой, забывание протекало быстрее, если интервал был заполнен сном - значительно медленнее);

-чем сложнее интеллектуальная деятельность, тем больше запоминается тот материал, работе над которым она была посвящена.

В исследованиях Блюмы Вульфовны Зейгарник было установлено, что неоконченные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Какое-либо намерение прочно удерживается в памяти, пока задача не выполнена, и исчезает из памяти, как только задача выполняется. Эта закономерность получила название эффект неоконченного действия или эффект Зейгарник.

Также учеными доказано что эмоционально окрашенные переживания удерживаются в памяти значительно лучше, чем безразличные впечатления. А сильные переживания, мучительные и непереносимые для субъекта, активно тормозятся, «вытесняются» из сознания и забываются.

Современный человек, надеясь на всевозможные гаджеты, мало пользуется возможностями своей памяти. В то время как учеными доказано что память существенно влияет на работу мозгу. Если в вашей памяти не хранится никакой информации, мозгу просто не с чем работать, не из чего синтезировать идеи, делать выводы и т.д.

Для тех, кто хочет улучшить свою память и заставить свой мозг работать существует целая система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания - мнемотехника. Приведем некоторые наиболее распространенные мнемотехнические приемы:

ð Метод словесных посредников. Например, для запомина­ния очередности следования цветов радуги заучивается предложение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (первая буква в каждом слове обозначает соответствующий цвет).

ð Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Например, в русском языке есть одиннадцать глаголов-исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать? Видеть, слышать и обидеть, Гнать, терпеть и ненавидеть, И вертеть, смотреть, держать, И зависеть и дышать, -ишь, -ит, -ат, -ят писать.

ð Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, чтобы запомнить медицинские термины «супинация» и «пронация», используют созвучную и шуточную фразу «суп несла и пролила»).

ð Нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые по «методу связки» соединяются с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук - запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма. Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», полезно сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» вместо «люстры»).

ð Метод Цицерона (метод пространственного маркирования). Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив квартиру, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

ð «Цепочка» - образы подлежащего запоминанию ряда связываются друг с другом попарно (первый со вторым, второй с третьим и т.д.). При воспроизведении образ первого элемента автоматически вызывает в памяти всю цепочку.

ð «Матрешка» - образы, которые необходимо запомнить мысленно вкладываются один в другой по принципу матрешки.

ð «Невидимые части» - элементы, подлежащие запоминанию, ассоциируются с частями какого-либо хорошо знакомого целого (кости в скелете, микросхемы, детали техники).

 

ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
Познание начинается с ощуще­ний и восприятия, но не заканчивается ими. Жизнь все время ставит перед нами такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие и припоминание. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Таким образом, от ощущений и восприятия познание переходит к мышлению.

Мышление - психический процесс, который позволяет обнаружить причинно-следственные связи, выявить скрытые свойства, установить законы и закономерности.

По характеру решаемых задач выделяют:

- практиче­ское мышление, направленное на решение задач, возникающих в ходе практической деятельности;

- теоретическое мышление, на­правленное на решение теоретических задач (разработку теорий, концепций, моделей).

По степени развернутости различают:

- дискурсивное мышление (последовательный перебор различных вариантов решения задачи, тщательная проверка гипотез);

- интуитивное мышление, при котором решение возникает неосознанно, путем озарения.

По степени новизны и оригинальности выделяют:

- репродуктивное мышление (решение по образцу, схеме, алгоритму, повторение уже известного способа);

- твор­ческое мышление (поиск нового, неизвестного способа решения, получение нового продукта).

Люди, обладающие творческим мышлением, не «зацикливаются» на одном и том же, видят в любой ситуации несколько вариантов решения, стремятся к новому, умеют прогнозировать вероятное развитие событий, не бояться пробовать и ошибаться, постоянно улучшают свою деятельность и качество жизни, отличаются разносторонними интересами. С ними легко и интересно окружающим.

Наиболее часто встречающимся барьером, препятствующим творческому мышлению является конформизм - желание быть «как все». Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Эти опасения чаще всего связаны с негативным детским опытом непонимания и осуждения со стороны взрослых или сверстников.

В качестве основных способов преодоления барьеров творческого мышления психологи рекомендуют следующие:

1. Меняйте мир вокруг себя – окружайте себя необычными предметами и интересными людьми, повесьте над рабочим местом мотиваторы (фото, изречение, картинка), которые вас вдохновляют и стимулируют ваше творческое мышление, используйте возможности природы, спорта и искусства (выбирайтесь за город и работайте на свежем воздухе, ходите на прогулки, играйте в спортивные игры, слушайте музыку).

2. Меняйте свои привычки: поменяйте стиль в одежде, прическу, разработайте новый маршрут, поменяйте привычное питание, измените привычный образ действий (вечно спешите – начните делать все медленно, улыбнитесь незнакомому человеку, начните здороваться с соседями, заведите домашнее животное или посадите растение).

3. Меняйте свои убеждения: ведите себя так, как будто у вас уже есть все, что вам необходимо. Вы уже творческая личность! Вы – самый достойный и уважаемый сотрудник! Вы – самый счастливый человек в мире!

Наше обыденное мышление ученые считают патогенным т.к. человек чаще обращает внимание на ошибки, отрицательные моменты, запоминает «плохое», постоянно мысленно возвращается к негативным переживаниям. Позитивное мышление наоборот ориентировано на поиск достоинств, положительного в любой ситуации, на запоминание хорошего, радостного. Распространенным заблуждением является мнение о том, что человек рождается с определенным типом мышления и не может его изменить. К позитивному мышлению мозг можно приучить. Для этого можно использовать следующие приемы:

1. Дневник достоинств. Начните каждый день писать десять своих новых достоинств и умений. Первые дни будет сложно, потом еще сложнее, а через несколько дней произойдет «просветление»: вы поймете, что можете рассказывать об этом просто без перерыва.

2. Книга, где живут мои мечты. Обычно такие тетрадки делают себе дети: рисуют, пишут и клеят себе все, что видится мечтой. Дети вообще смелые, они делают то, что им нравятся, и разрешают себе свободно мечтать. Взрослым так открыто мечтать, понятно, стыдно… Ну и не показывайте никому свою личную подборку: любимую, бережно хранимую. Сильные планы рождаются только из сильной мечты: смело и с удовольствием фантазируйте, увлеченно рассказывайте друзьям свои мечты, бережно записывайте свои мечты в тетрадь, книжку или запароленный файл…

3. Журнал успехов. Приучайте свое внимание фиксировать те действия, которые рождают у вас ощущение радости, желание идти вперед и что-то делать дальше. Поставьте задачу каждый день писать десять ваших удач (ну, так сложилось) и десять ваших успехов (это сделали именно вы).

Профессор Н.И. Козлов утверждает, что у успешного человека должно быть правильно поставленное мышление. Манекенщицам ставят походку, пловцам - гребок, боксеру - удар. Точно так же каждому из нас можно поставить мышление. Мышление - это не просто течение мыслей по проводу происходящего. Мышление - это работа, которая должна давать продукт и двигать вашу жизнь вперед. Правильно мыслить - это значит мыслить о чем надо, когда надо и как надо. А это значит: Приучайте себя мыслить конкретно. «Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» — слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот, кто такими словами пользуется, чаще всего топчется на одном месте. «Утро начинается с зарядки», «Встал - убрал постель», «Вышел из дома - расправил плечи» - вещи простые и конкретные. И польза от таких мыслей, дельных распоряжений самому себе, - большая. Прекращайте грузить себя размышлениями о том, что вас ни к чему не приведет (кризис, курс доллара, цены, политика). Думайте о том, о чем думать сейчас надо (что я могу изменить, чему я могу научиться, что я могу сделать лучше). Думайте так, чтобы прийти к результатам, которые вас порадуют или будут вам полезными.

Многие ученые считают, что человек должен обладать критическим мышлением. Критическое мышление - способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию или собственные убеждения. Критическое мышление направленно на принятие решения: «Чему доверять?». Человек с развитым критическим мышлением способен делать обоснованные выводы и проверять их правильность; умеет собирать информацию, которая нужна для разрешения вопроса; способен рассуждать и обосновывать свою позицию; способен четко и ясно формулировать вопрос, проблему или требование; способен эффективно взаимодействовать с людьми при поиске новых решений; свободен от предубеждений.

 

ВООБРАЖЕНИЕ
У человека есть уникальная способность представлять то, чего мы непосредственно не воспринимали, то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Все перечисленное - это образы воображения.

Воображение- процесс создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной информации.

Воображение позволяет представлять результат еще до начала деятельности, представить конечный продукт и промежуточные элементы. [3]

Воображения тесным образом связано с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего.

Воображение оказывает влияние на многие органические процессы. Например, представление о вкус­ном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение.

Воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокраще­ния соответствующих мышечных групп.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет суще­ственную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения [19].

В некоторых обстоятельствах воображение может выступать как замена деятельности, ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и т.д.

Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Активное воображение - это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Репродуктивное - это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Галлюцинации - продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.

Мечты - это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.

Грезы - своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

Особый интерес представляют сновидения. Ученые считают, что в сновидениях отражаются процессы обработки информации, причем содержание сновидений может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение называется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение - это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов.

Психологи утверждают, что все наши мысли материальны и рекомендуют использовать приемы позитивного воображения. Умение позитивно воображать запускает в мозге и во всем теле естественные процессы, ослабляющие напряжение, выводящие организм на оптимальные для него биоритмы и частоты. Учиться позитивно воображать лучше всего в удобном месте, где можно принять удобную позу. Попросите не беспокоить вас в течение 15-20 минут. Дышите спокойно и размеренно. Вызовите в своем воображении умиротворяющие и расслабляющие картины. Для того чтобы легче было настраиваться на подобные картины, подберите фотографии или открытки с изображением мест, с которыми у вас связаны приятные и спокойные воспоминания. Вспоминайте все ощущения: звуки, запахи т.д. представьте себя в этом месте. Почувствуйте, как вам хорошо и спокойно. Вы можете использовать этот прием, когда чувствуете усталость. Уединитесь на несколько минут, отключитесь от проблем и позвольте своему позитивному воображению унести вас в приятную восстанавливающую атмосферу. Внешние шумы и звуки постепенно исчезают из вашего внимания. Чувство покоя становится доминирующим. Из глубины памяти всплывают приятные эпизоды и картины. Посидите несколько секунд, давая организму привыкнуть к новому состоянию. Собирайте открытки тех мест, которые вам показались особенно приятными и замечательными для отдыха и хорошего настроения. Фотографируйтесь в этой обстановке. Когда вы позитивно воображаете, то вытесняете все свои тревоги, сливаясь с успокаивающими картинами и воспоминаниями. Сливаясь через воображение с положительными, заряжающими энергией чувствами, вы восстанавливаете внутреннюю силу.

Позитивное воображение можно использовать для создания любого необходимого состояния: уверенности, расслабленности, сосредоточенности и т.д. Для этого всего лишь необходимо подобрать подходящие образы, вспомнить подходящие ситуации и представить себя в них.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

1.Алан Пиз, Барбара Пиз. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам.

2.Алан Гарнер, Алан Пиз. Язык разговора.

3.Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров.

4.Брайан Трейси. Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности.

5.Васильева Е.Е. Васильев В.Ю. Суперпамять для всех.

6.Вильфред Поссин. Как развить суперпамять.

7.Ивин А.А. Искусство правильно мыслить.

8.Розенцвейг Ф. Левое полушарие — правильные решения.

9.Розенцвейг Ф. Эффект ореола: и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение

10.Подлиняев О.Л. Эффективная память.

11.Слоан П. Искусство мыслить незаурядно.

12.Старкова Т. Правильно мыслишь - хорошо живешь. Как изменить свою жизнь за 31 день.

13.Тони Бьюзен. Суперпамять.

14.Щварц Д. Искусство мыслить масштабно.

15.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Bluhterova.ru - мастерская домашней психологииЕкатерины Блюхтеровой.

16.Braintools.ru - методики для совершенствования и развития мозга, памяти мышления, воображения.

17.Remember-all.ru - портал Помнить-Всё.ру - тренировка, развитие и улучшение памяти.

18.Superidea.ru Развитие творческого мышления и интеллекта.

 


 

ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ
На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощущения – цвет, вкус, запах – не бывают для нас безразличными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие.

Эмоции – отражение в форме переживаний значимости ситуации для человека.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека, они воздействуют на тело и разум, влияют на деятельность и поведение, на отношения между людьми, определяют удовлетворенность жизнью.

Эмоции могут тормозить или активизировать деятельность и поведение человека. По характеру влияния на деятельность различают стенические и астенические эмоции. Стенические (от греческого слова «стенос» - сила) эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. «астенос» - слабость, бессилие) – уменьшают активность, энергию человека. Радость может вызвать прилив сил, при котором любая работа будет даваться легко, а печаль и уныние могут снизить качество последующей деятельности (увеличить время выполнения, количество ошибок, затормозить творчество, вызвать стереотипное решение).

Одни и те же эмоции в зависимости от индивидуальных особенностей человека могут проявляться как в стенической, так и астенической форме. Например, одного человека страх парализует, другого делает находчивым, быстрым; радость у одного бурная, возбуждающая энергию, у другого – тихая, расслабляющая.

Можно выделить несколько функций эмоциональных явлений в жизни и деятельности человека:

ð сигнальная – эмоции возникают в связи с событиями, происходящими в окружающей среде или в организме человека т.е. эмоция - это сигнал о том, что что-то произошло или должно произойти (страх предупреждает об опасности, радость сигнализирует о том, что в окружающей среде появились объекты, удовлетворяющие определенным внутренним потребностям);

ð оценочная – эмоции отражают значимость (смысл) явлений и ситуаций для человека (незначимые ситуации не вызывают эмоций, сильно значимые – вызывают бурные эмоции);

ð регулирующая – эмоции направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать трудности (например, мы стараемся побыстрее выполнить работу, приносящую нам отрицательные эмоции; ради воплощения мечты мы можем преодолевать значительные трудности);

ð экспрессивная – посредством эмоций человек выражает свое внутреннее состояние;

ð коммуникативная – эмоции являются средством невербального общения (мимические и пантомимические движения, сопровождающие эмоцию, позволяют передать информацию о своих переживаниях другим людям).





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.