Здавалка
Главная | Обратная связь

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРЕНЕРА



5.1. Структура спортивно-педагогической деятельности

 

Профессия спортивного преподавателя относится к педагогическим профессиям и включает в себя те же компоненты, что и профессия любого учителя. При психологическом анализе профессиональной деятельности они выделяются "отдельные деятельности" или компоненты, составляющие деятельность в целом. Н.В. Кузьминой (1967, 1972) в структуре деятельности учителя-предметника, З.Н. Вяткиной (1976) в деятельности учителя физ­культуры, А.А. Деркачом, А.А. Исаевым (1981) в деятельности тре­нера выделены четыре компонента: гностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный. В то же время деятельность учителя физкультуры имеет особенности, позволяющие выделить в ней творческий и двигательный компоненты (Д.А. Деркач, АА. Исаев, 1982; О.В. Петунии, 1980; Г.Д. Бабушкин, 1985). Рассмотрим содержание каждого из компонентов.

Гностический компонент спортивно-педагогической деятельности включает в себя изучение специальной литературы по теории и методике спортивной тренировки, педагогике, психологии и т.д.; изучение опыта отечественных и зарубежных специалистов; выяснение причин ошибок при овладении спортсменами упражнениями; постоянный контроль за уровнем развития двигательных и волевых качеств; изучение индивидуально-психологических особенностей спортсменов: анализ взаимоотношений с занимающимися; анализ и коррекция своей деятельности в зависимости от ре­зультатов усвоения занимающимися изучаемого материала и повышения спортивного мастерства. Эта деятельность предполагает наличие следующих основных профессионально-педагогических уме­ний: адекватно оценивать состояние занимающиеся; анализировать специальную литературу; находить причины ошибок при овладе­нии спортивными упражнениями; анализировать свою деятельность и деятельность занимающихся; анализировать явление и находить в ней главное. Формирование перечисленных основных умений и остальных, проявляющихся в гностической деятельности, происходит в период занятий в спортивных школах и при обучении в вузе.

Одна из главных задач преподавателя физического воспитания является - формирование у учащихся физической культуры личности, т.е. создание у занимающихся определенной установки на физическое самосовершенствование. Важно сформировать такую установку, которая бы "работала" на протяжении всей жизни человека и ставила бы его в роль субъекта" физического воспитания. В настоящее время занимающиеся выступают в большинстве своем в роли объекта процесса физичес­кого воспитания, на который влияет педагог.

При такой постановке процесса физического воспитания у за­нимающихся постоянно формируется отрицательная установка на физическое совершенствование (хотя, безусловно, это происходит не у всех занимающая и не у всех педагогов).

Конструктивный компонент связан с анализом своего труда и с установкой на будущее. Основное его содержание — планирование спортивной подготовки учащихся. Сюда входит отбор и распреде­ление учебного материала на учебный год и более; определение последовательности усвоения двигательных действий; составление заданий на каждое занятие. Конструктивная деятельность проявляется в умении планировать учебный материал при подготовке к занятиям, а также объем и интенсивность нагрузки каждому занимающемуся; выбирать и синтезировать учебный материал при планировании процесса подготовки спортсменов; заранее предвидеть затруднения при обучении и предотвращать их; планировать процесс непосредственной подготовки спортсменов к соревнованиям.

Конструктивный и гностический компоненты являются базовыми в деятельности спортивного педагога. При составлении перспективных планов он учитывает индивидуальные особенности каждого спортсмена. При этом большое значение имеет способность к прогнозу спортивных результатов своих воспитанников. Конструк­тивные умения формируются при обучении в вузе.

Организаторский компонент — один из ведущих в деятельнос­ти спортивного педагога - способствует реализации планов. Это практическая деятельность, требующая знаний, умений и навыков в работе. Он включает: а) организацию речевой деятельности в процессе занятий; поведения педагога в подготовке мест занятий и регулировании нагрузки, в дисциплинарных воздействиях; деятельности занимающихся при разучивании и выполнении движений; сплочения спортивного коллектива; б) пропаганду физической культуры и спорта; в) создание материальной базы.

Основные организаторские умения следующие: умение организовать учебно-тренировочное занятие, взаимодействие занимающихся на занятиях; подготовить и провести спортивное соревнование; организовать собственную деятельность; сформировать спортивный коллектив; увлечь учащихся физической культурой и спортом. Реализация планов на практике обусловлена наличием у педагога организаторских умений, формирование которых осуществляется на учебной практике при прохождении спортивных дисциплин в вузе, совершенствуются на педагогической и организационной практиках.

Коммуникативный компонент деятельности спортивного педа­гога включает общение его с учащимися, коллегами, родителями школьников, судьями и т.д. Коммуникативный компонент проявляется в форме общения, тоне обращения, интенсивности и мотивах общения. Коммуникативная деятельность — это практический компонент деятельности педагога и обусловлен многими факторами. Основные коммуникативные умения: установление контакта с людьми; предвидение назревающего конфликта; использование устной речи при общении; понимание психического состояния другого человека; управление своим поведением при общении.

Творческо-исследовательский компонент предполагает работу педагога с научной литературой, поиск путей, средств и методов обучения спортивным упражнениям. Сама специфика спортивно-педагогической деятельности требует от специалиста проявления творческих умений, таких, как делать анализ занятий, выступле­ний спортсменов на соревнованиях; ставить проблему и видеть пути ее решения; находить новое в современной научной литературе; планировать и проводить эксперименты.

Двигательный компонент является специфическим в деятельности преподавателя физического воспитания и включает в себя обучение спортивным действиям; показ техники выполнения уп­ражнения; оказание помощи и страховки при выполнении упражнений учащимися.

Перечисленные компоненты находятся во взаимосвязи, уровень проявления их зависит от индивидуально-психических особенностей личности педагога.

 

5.2. Характеристика стилей руководства в спортивно-педагогической

деятельности

 

Стиль руководства — это целостная, относительно устойчивая система способов общения педагога с учащимися, обладающая внутренним единством и обеспечивающая эффективное управление деятельностью занимающихся. При своей динамичности стиль руководства имеет устойчивые особенности, проявляющиеся в различных условиях. В спортивно-педагогической деятельности выделяются следующие стили руководства.

Авторитарный стиль руководства.

Взаимоотношения с занимающимися строятся на основе подавления самостоятельности и инициативы. Руководитель предпочитает железную дисциплину и беспрекословное послушание, мало допускает свободы обсуждения заданий, поручений. Недостаточно прислушивается к занимающимся. Чаще имеет деловой авторитет, реже — личностный. Активно организует деловые взаимоотношения и недостаточно вникает в межличностные. Уверен, что понимает своих учеников, однако адекватно представить структуру взаимоотношений в группе не может. Конфликтные ситуации возникают часто.

Как правило, обращается к отдельным ученикам, чем к группе. Выделяет преимущественно слабых в техническом отношении за­нимающихся. Часто использует резкую и ироническую интонацию. Из форм обращения преобладают вопросы и неодобрения. Манера обращения нередко неадекватна ситуации общения.

Из личностных качеств педагогу-автократу характерны: самоуверенность, принципиальность, несдержанность, нетактичность, шумливость, недоброжелательность.

Демократический стиль руководства.

Взаимоотношения с занимающимися строятся на основе уважения личности. В достаточной степени допускается свобода обсуждений заданий и поручений. Руководитель в большей степени прислушивается к мнению занимающихся. Разбирается в межличностных взаимоотношениях, учитывает их при распределении заданий и поручений.

Обращается равномерно ко всей группе, не выделяя кого-либо. В содержании обращений преобладает воспитательная информация и менее критическая. Чаще использует просьбу, совет, указание. Интонация ровная, приветливая. Манера обращения адекватна ситуации общения.

Педагоги-демократы характеризуются следующими личностными качествами: тактичность, прямота, доброжелательность, требовательность, сдержанность, уверенность.

Либеральный стиль руководства.

Руководитель предоставляет занимающимся максимальную самостоятельность, не занимает ведущей позиции во взаимоотношениях с ними. Авторитет недостаточно высок, слабо ориентируется в межличностных отношениях. Не вполне отчетливо понимает занимающихся, их состояние, поведение. Допускает свободу выбора упражнений и нагрузки. Прислушивается к мнению авторитетных учащихся. Объектами обращения педагог избирает сильных учащихся, из обращений преобладает организационная информация. Из форм обращения чаще используются одобрения и указания. Любит использовать приветливую интонацию. Манера обращения зачастую неадекватна ситуации общения. Личностные качества, характерные для педагога-либерала: сдержанность, тактичность, участливость, простота в обращении, добродушие, неконфликтность.

Опорой авторитарного стиля руководства является административная власть и должностные права, а не личное влияние педагога. Такая установка педагога не всегда воспринимается учащимися. Постоянное использование в работе авторитарных отношений создает в коллективе специфический психологический климат, особенностью которого является постоянная напряженность и ослабленная межличностная связь между занимающимися. Авторитарный характер отношений отличается консервативностью. Основной признак авторитарности заключается в желании единолично принимать решения, исходя из собственного опыта. Успехи учащихся заботят педагога-автократа постольку, поскольку это увеличивает его собственный авторитет и престиж в глазах общественности.

В качестве причин становления авторитарных отношений с занимающимися можно выделить следующие: недостаток в психолого-педагогических знаниях педагога; неумение пользоваться методами управления людьми; некоторые личностные качества педагога; недостаточная профессиональная компетентность,

Демократический характер отношений предусматривает, что занимающиеся - не слепые исполнители решений педагога, а его сотрудники, участники решения поставленных задач в учебном процессе. Демократизм же в отношениях с учащимися достигается, прежде всего, за счет моральных качеств, развитого чувства ответственности у педагога. Формирование демократических отношений обусловлено высоким уровнем профессиональных качеств педагога, уровнем социальной зрелости руководимого им коллектива; личностными качествами.

Либеральный характер отношений формируется при высоком уровне подготовленности учащихся; снижении уровня профессиональной компетентности педагога; наличии у него определенных черт характера.

Учитывая широкий контингент занимающихся в школе, педа­гог должен умело применять элементы того или иного стиля руководства, находя оптимальные характеристики взаимоотношений с ними в соответствии с обстановкой. В противном случае возникают конфликты.

Размышление о необходимости и высоком умении изменять характер отношений с занимающимися в связи с формированием их как личности мы находим в работе заслуженного тренера В.С. Растороцкого. Вот диалог его с журналистом: " ... Люда (Турищева) мне давно говорила:" Владислав Степаныч, Наташа (Шапошникова) - другая; чем я. Вам с ней будет трудно"....."Ты понял, что я должен? Я себя переделывать должен, мне полсотни скоро, а я должен перестраивать свою психологию" (С.Токарев, 1979).

 

5.3. Творческая активность учителя, тренера

 

Основным условием проявления творческой, активности в профессиональной деятельности является любовь к выполняемой работе, когда человек сознательно видит в ней радость, понимает необходимость и пользу своего труда для общества.

Под творческой активностью педагога понимается такая его деятельность, которая включает новизну, новаторство, оригинальность в решении учебно-воспитательных задач и направлена на достижение максимально возможных, результатов в своей профессиональной деятельности. Л.С. Выготский (1967, с.7) писал: "Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть, йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека".

Творческая активность педагога представляет собой сложную психическую деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, волевую и мотивационную сферы личности.

В творческой активности как деятельности выделяются цель, мотивы, действия, результат. Что же побуждает педагога к творческо­му поиску в своей деятельности?

В качестве мотивов здесь выступают: любовь к детям и своему делу; самолюбие; постоянная неудовлетворенность результатами своей деятельности и стремление к улучшению достигнутого; кри­тическое отношение к существующим средствам и методам спортив­ной тренировки и физического воспитания; чувства долга и ответственности при выполнении профессиональных обязанностей; стрем­ление выявить выдающихся спортсменов, привить школьникам интерес к спорту и физической культуре; понимание своей роли в физическом воспитании школьников и т.д.

Интеллектуальные действия творческой направленности проявляются в самостоятельной постановке проблемы, нахождении пу­тей к ее решению, создании новых способов, например, методов, спортивных снарядов, тренажеров, а также предвидении трудно­стей в физическом развитии учащихся.

Результатом творческой активности педагога являются новые а) методы обучения спортивным упражнениям; б) программы физического воспитания; в) подходы в физическом развитии и развитии физических качеств школьников; г) оригинальные упражне­ния; д) формы организаций занятий физкультурой в школе; е) способы воздействия на занимающихся и т.д.

Что же характерно для педагога-новатора? Систематический анализ проведенных им занятий с нахождением всех плюсов и минусов; постоянный поиск проблем в подготовке спортсменов и стремление к их решению; совершенствование профессиональной деятельности; критический анализ существующих программ физического воспитания школьников, предлагаемых методов и средств обучения и воспитания; гибкость мышления; способность отказываться от сделанного, если оно не приемлемо на сегодня; оперативность мыслительных операций; проявление высокой волевой активности в создании нового.

Творчество педагога характеризуется напряжением всех духовных сил человека. Оно включает наблюдение за процессами, проявляющимися в ходе обучения, избирательное запоминание существенного; волевое напряжение, реализуемое в настойчивом поиске ответа на поставленный вопрос; глубокий анализ различных сторон решаемой задачи; эмоциональный подъем, характеризующийся вдохновением.

В качестве рекомендаций для начинающего специалиста предлагается следующее:

- избегайте консерватизма в работе и анализе задач;

- не принимайте поспешных решений;

- учитесь находить проблему там, где кажется уже все ясно;

- никогда не удовлетворяйтесь достигнутым, знайте, что есть другие решения, которые приведут вас к более высокому результату;

- чаще обращайтесь к опыту своих коллег, ищите причины неудач в работе;

- постоянно пополняйте свою научную библиотеку;

- как можно чаще находите задачи в своей работе;

- постоянно занимайтесь профессиональным самообразованием.

Привнести что-то новое, свое и достичь высокого уровня профессионального мастерства (стать заслуженным работником в сво­ей сфере) может каждый педагог, тренер, если его творческая активность станет осознанной необходимостью в работе.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.