Тема 4. Методика гигиенической оценки тяжести и напряженности труда с целью профилактики переутомления и повышения работоспособности. Гигиенические требования к режиму труда.
1.Учебная цель: Овладение методикой гигиенической оценки тяжести и напряженности труда с целью профилактики переутомления и повышения трудоспособности. 2. В результате изучения темы студент должен: Знать: 1. Основы физиологии физического и умственного труда, ее классификацию. 2. Методы оценки тяжести и напряженности труда. 3. Методы и средства рационализации организации труда и профилактики переутомления. Уметь: 1. Определять и оценивать показатели тяжести, напряженности труда и признаки утомления и переутомления. 2. Рекомендовать рациональный режим труда и отдыха при физическом и умственном труде, в зависимости от степени их тяжести и напряженности. 3. Задания для самостоятельной работы: Заполнить таблицы, дать определения, охарактеризовать сущность. Тяжесть труда – ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Критерии тяжести труда: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Интенсивность труда –_____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Напряженность труда –_____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Критерии напряженности труда: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
Физиология труда - ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кривая работоспособности
Утомление- _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________Усталость-_______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Переутомление -___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выносливость - ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дыхательный коэффициент- _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Физиологические изменения в организме работающего: Физический труд __________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Умственный труд__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Операторский труд ________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задача №1.Подсобная работница на хлебозаводе укладывает горячий хлеб на деревянные лотки (18 формовых буханок на лоток). Лотки переносит на расстояние 2,5-3 м и вкладывает на грузовые стеллажи (на колесиках), наклоняясь к нижним полочкам и поднимая лотки к верхним полочкам (высотой 1,8 м). Всего полочек на каждом грузовом стеллаже 8. Эта работа занимает 5,5 часов 7-часового рабочего дня. Объем выполняемой работы - до 120 лотков за смену. Масса каждого лотка 20 кг. Работа трёхсменная, пересмена каждую неделю. Микроклиматические условия рабочего места: температура воздуха 27-30°С не зависимо от времени года, влажность 75-80%, скорость движения воздуха 0,1-0,15 м/с, радиационная температура - 32-33°С. Освещенность в цеха 60 лк. Энергозатраты работницы за смену 2500 ккал, средняя частота пульса 82-85 уд/мин. Мышечная выносливость в начале смены 20 с, в конце 13 с. Дайте оценку тяжести и напряженности работы, гигиенических условий рабочего места._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задача № 2.Хирург выполняет операцию, продолжительность которой 3 часа. Рабочая поза - стоя в наклоненном положении до 30° составляет 60% времени. Общее время сосредоточенности внимания - до 90%. Во время операции хирургу необходимо принимать решение повышенной ответственности за жизнь больного в условиях дефицита времени. Дайте оценку тяжести и напряженности работы хирурга. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Вопросы для самоподготовки: 1. Виды труда, их физиолого-гигиеническая характеристика. Физический труд, его тяжесть и интенсивность. Умственный труд, ее напряженность. Особенности труда оператора. 2. Физиологические изменения в организме работающего в процессе физического, умственного и операторского труда. Усталость и переутомление, научные обоснования их развития. 3. Современные принципы и критерии гигиенической оценки труда и его классификации по степени тяжести и напряженности. 4. Методы исследования функционального состояния организма при умственном и физическом труде. Эргографические, физиологические и психофизиологические тесты. Изучение трудоспособности и утомления с помощью тренажеров, тремометров, динамометров, хронорефлексометров и т.п. 5. Система профилактических мероприятий по рациональной организации трудового процесса. Психофизиологический профессиональный отбор, диагностика психопереутомления. «Зачтено» Подпись преподавателя ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема 5. Методика гигиенической оценки шума. «Шумовая» болезнь и ее профилактика. 1.Учебная цель: 1. Закрепить и дополнить теоретические знания студентов о шуме, как факторе производственной среды, его влиянию на организм и здоровье. 2. Овладеть методиками измерения и гигиенической оценки параметров шума. 2. В результате изучения темы студент должен: Знать: 1. Основы анатомии и физиологии слухового анализатора 2. Физические основы акустики. 3. Классификации и основные источники шума. 4. Биологическое действие шума, меры профилактики их неблагоприятного влияния на организм человека. Уметь: 1. Пользоваться шумомером и анализатором спектра шума. 2. Определять слуховой порог с помощью аудиометра. 3. Задания для самостоятельной работы: Заполнить таблицы, дать определения, охарактеризовать сущность. Гигиеническая классификация шума: По происхождению:- _____________________________________ - _____________________________________ - _____________________________________ По частотной характеристике:- __________________________________________ - __________________________________________ - __________________________________________ По характеру спектра:- ____________________________________________________________ - ____________________________________________________________ По временным характеристикам шумы подразделяются на: - _________________________________________________________________________________ - _________________________________________________________________________________ - _________________________________________________________________________________ - _________________________________________________________________________________ Шумовая болезнь-_________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Клинические проявления: Специфические________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Слуховая адаптационная способность__________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Утомление слухового анализатора_____________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Неспецифические_________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные профилактические мероприятия неблагоприятного воздействия шума на организм работников: 1.Технологические мероприятия –____________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 2. Архитектурно - планировочные мероприятия – _______________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 3.Санитарно-технические мероприятия–______________________________________________ __________________________________________________________________________________ · Снижение шума в источнике___________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ · Ослабление шума на путях передачи_____________________________________________ __________________________________________________________________________________ 4.Индивидуальные средства защиты от шума (непосредственная защита работающего или группы рабочих)____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 5.Лечебно-профилактические мероприятия – __________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 6. Рационализация режимов труда и отдыха- __________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 7.Гигиеническое нормирование _______________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|