Задание для студентов
На основе анализа различных теорий учения выделить сущностные признаки реализации культурно-исторического и деятельностного подхода. Определить перспективы развития этих подходов в рамках компетентностной парадигмы.
8. Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий
Тема 1. Культурно исторический подход.
План: 1. Предыстория становления культурно-исторической психологии. 2. Основные положения культурно-исторического подхода. 3. Современные теории культурной психологии. 4. Л.С. Выготский и развитие высших психических функций.
Литература: 1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2-З. Проблемы развития психики. /Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1983. 2. Выготский Л.С. История развития психических функций. // Выготский Л.С. Психология (Сборник). - М., 2002. - С. 512-755. 3. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М., 1997. 4. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. - Рига, 1999. - Ч. 1. 5. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: (Критический анализ книги М. Коула). // Вопр. психологии. - М., 2000. - № 2. - С. 102-117. 6. Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского-Лурия. // Человек. - М., 1999. - Вып. 3. - С. 35-46.
Тема 2. Л.С. Выготский и развитие высших психических функций.
План: 1. Основной генетический закон культурного развития человека. 2. Проблема интериоризации и экстериоризации. 3. Три линии развития высших психических функций 4. Ученики и последователи Л.С. Выготского.
Литература: 1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2-З. Проблемы развития психики. /Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1983. 2. Выготский Л.С. История развития психических функций. // Выготский Л.С. Психология (Сборник). - М., 2002. - С. 512-755. 3. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М., 1997. 4. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. - Рига, 1999. - Ч. 1. 5. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: (Критический анализ книги М. Коула). // Вопр. психологии. - М., 2000. - № 2. - С. 102-117. 6. Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского-Лурия. // Человек. - М., 1999. - Вып. 3. - С. 35-46.
Тема 3. Деятельностный подход
План: 1. История возникновения и развития деятельностного подхода. 2. Деятельностный подход в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Структура деятельности. 3. Основные направления исследований деятельностного подхода и связанные с ними теоретические проблемы психологии (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). 4. Деятельностный подход и проблема формирования компетенций в образовании.
Литература: 1. Давыдов В. В.О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. 2. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии, 19.., №2. 3. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 4. Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ 1978, №5 5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1997.
Тема 4-5. Развитие образования в рамках культурно-исторического и системно-деятельностного подхода.
Деятельностный подход и теории учения. План: 1. Философия образования и культурно исторический системно-деятельностный подход. 2. Деятельностная парадигма образования и компетентностный подход. 3. Соотношение понятий «обучение», «учение», «учебная деятельность» и «развитие» в контексте культурно-исторического и деятельностного. 4. Сравнительный анализ теорий учения П.Я. Гальперина, Б.Д. Эльконина - В.В. Давыдова, А.С. Шарова. 5. Проектирование теории обучения. Работа по группам.
Литература: 1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985. 2. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. - 1994. - №6. - С. 31-37. 3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. 4. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М., 2002. 5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994. 6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 7. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) . - М.: Тривола, 1994. 8. Эльконин Б.Д., Зинченко В.П. Психология развития (по мотивам Л. Выготского) http://www.psychology.ru/library/00073.shtml 9. Шаров А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГТУ, 2005.
Тема 6. Воспитание.
План: 1. Периодизации развития личности человека (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, А.С. Шаров и др.). Сензитивные периоды. 2. Понятие «воспитание» в широком и узком смысле. 3. Воспитание в рамках культурно-исторического и деятельностного подходов. 4. Субкультуры и воспитание. Молодежные организации.
Литература: 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. 2. Ковалева А. И. Кризис системы образования. // Социс. – 1994. - № 3 стр. 34 – 42. 3. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы /- М. "Наука" 1993. 4. Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник - М. 1993. 5. Пономарчук В. А., Толстых А. В. Среднее образование: две критические точки современной школы.// Социс. – 1994- № 12 стр. 43 – 52. 6. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996. 7. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. 1998. №1. 8. Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990. 9. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М. Институт практической психологии, Воронеж:НПО “Модек”. 1995
9. Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.). Вопросы к зачету по дисциплине
1. Предыстория становления культурно-исторической психологии. 2. Современные теории культурной психологии (кросс-культурная психология, этнопсихология). 3. Л.С. Выготский и развитие высших психических функций. 4. Роль опосредования и культурных медиаторов в развитии высших психических функций. 5. Основные признаки высших психических функций - опосредованность, произвольность, системность. 6. Проблема интериоризации и экстериоризации. 7. Основной генетический закон культурного развития человека. 8. Становление деятельностного подхода: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. 9. Проблема деятельности в трудах С.Л. Рубинштейна. 10. Структура и виды деятельности С.Л. Рубинштейна. 11. Основные виды деятельности. 12. Общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев). 13. Внешняя предметная деятельность и внутренняя психическая деятельность. 14. Проблема интериоризации в работах С.Л. Рубинштейна. 15. Структура деятельности А.Н. Леонтьева. 16. Ведущая деятельность. Деятельность и развитие личности человека. 17. Развитие человека в культуре. 18. Зона ближайшего развитие. 19. Опосредованность и развитие. 20. Обучение и развитие. 21. Деятельностная парадигма образования. 22. Социальное и личностное развитие. 23. Познавательное и коммуникативное развитие. 24. Деятельностный подход и теории учения. 25. Деятельностные теории учения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). 26. Теория учения И.И. Ильясова. 27. Логика движения студента в предмете (А.С. Шаров). 28. Развивающее обучение. Культура мышления. 29. Теоретическое и эмпирическое мышление (В.В. Давыдов), 30. Универсальные учебные действия.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|