Здавалка
Главная | Обратная связь

Задание для студентов

На основе анализа различных теорий учения выделить сущностные признаки реализации культурно-исторического и деятельностного подхода. Определить перспективы развития этих подходов в рамках компетентностной парадигмы.

 

8. Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий

 

Тема 1. Культурно исторический подход.

 

План:

1. Предыстория становления культурно-исторической психологии.

2. Основные положения культурно-исторического подхода.

3. Современные теории культурной психологии.

4. Л.С. Выготский и развитие высших психических функций.

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2-З. Проблемы развития психики. /Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1983.

2. Выготский Л.С. История развития психических функций. // Выготский Л.С. Психология (Сборник). - М., 2002. - С. 512-755.

3. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М., 1997.

4. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. - Рига, 1999. - Ч. 1.

5. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: (Критический анализ книги М. Коула). // Вопр. психологии. - М., 2000. - № 2. - С. 102-117.

6. Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского-Лурия. // Человек. - М., 1999. - Вып. 3. - С. 35-46.

 

Тема 2. Л.С. Выготский и развитие высших психических функций.

 

План:

1. Основной генетический закон культурного развития человека.

2. Проблема интериоризации и экстериоризации.

3. Три линии развития высших психических функций

4. Ученики и последователи Л.С. Выготского.

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2-З. Проблемы развития психики. /Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1983.

2. Выготский Л.С. История развития психических функций. // Выготский Л.С. Психология (Сборник). - М., 2002. - С. 512-755.

3. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М., 1997.

4. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. - Рига, 1999. - Ч. 1.

5. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: (Критический анализ книги М. Коула). // Вопр. психологии. - М., 2000. - № 2. - С. 102-117.

6. Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского-Лурия. // Человек. - М., 1999. - Вып. 3. - С. 35-46.

 

Тема 3. Деятельностный подход

 

План:

1. История возникновения и развития деятельностного подхода.

2. Деятельностный подход в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Структура деятельности.

3. Основные направления исследований деятельностного подхода и связанные с ними теоретические проблемы психологии (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

4. Деятельностный подход и проблема формирования компетенций в образовании.

 

Литература:

1. Давыдов В. В.О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.

2. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии, 19.., №2.

3. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

4. Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ 1978, №5

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1997.

 

Тема 4-5. Развитие образования в рамках культурно-исторического и системно-деятельностного подхода.

 

Деятельностный подход и теории учения.

План:

1. Философия образования и культурно исторический системно-деятельностный подход.

2. Деятельностная парадигма образования и компетентностный подход.

3. Соотношение понятий «обучение», «учение», «учебная деятельность» и «развитие» в контексте культурно-исторического и деятельностного.

4. Сравнительный анализ теорий учения П.Я. Гальперина, Б.Д. Эльконина - В.В. Давыдова, А.С. Шарова.

5. Проектирование теории обучения. Работа по группам.

 

Литература:

1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.

2. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. - 1994. - №6. - С. 31-37.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

4. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М., 2002.

5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

7. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) . - М.: Тривола, 1994.

8. Эльконин Б.Д., Зинченко В.П. Психология развития (по мотивам Л. Выготского) http://www.psychology.ru/library/00073.shtml

9. Шаров А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГТУ, 2005.

 

Тема 6. Воспитание.

 

План:

1. Периодизации развития личности человека (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, А.С. Шаров и др.). Сензитивные периоды.

2. Понятие «воспитание» в широком и узком смысле.

3. Воспитание в рамках культурно-исторического и деятельностного подходов.

4. Субкультуры и воспитание. Молодежные организации.

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

2. Ковалева А. И. Кризис системы образования. // Социс. – 1994. - № 3 стр. 34 – 42.

3. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы /- М. "Наука" 1993.

4. Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник - М. 1993.

5. Пономарчук В. А., Толстых А. В. Среднее образование: две критические точки современной школы.// Социс. – 1994- № 12 стр. 43 – 52.

6. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996.

7. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. 1998. №1.

8. Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990.

9. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М. Институт практической психологии, Воронеж:НПО “Модек”. 1995

 

9. Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.).

Вопросы к зачету по дисциплине

 

1. Предыстория становления культурно-исторической психологии.

2. Современные теории культурной психологии (кросс-культурная психология, этнопсихология).

3. Л.С. Выготский и развитие высших психических функций.

4. Роль опосредования и культурных медиаторов в развитии высших психических функций.

5. Основные признаки высших психических функций - опосредованность, произвольность, системность.

6. Проблема интериоризации и экстериоризации.

7. Основной генетический закон культурного развития человека.

8. Становление деятельностного подхода: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.

9. Проблема деятельности в трудах С.Л. Рубинштейна.

10. Структура и виды деятельности С.Л. Рубинштейна.

11. Основные виды деятельности.

12. Общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев).

13. Внешняя предметная деятельность и внутренняя психическая деятельность.

14. Проблема интериоризации в работах С.Л. Рубинштейна.

15. Структура деятельности А.Н. Леонтьева.

16. Ведущая деятельность. Деятельность и развитие личности человека.

17. Развитие человека в культуре.

18. Зона ближайшего развитие.

19. Опосредованность и развитие.

20. Обучение и развитие.

21. Деятельностная парадигма образования.

22. Социальное и личностное развитие.

23. Познавательное и коммуникативное развитие.

24. Деятельностный подход и теории учения.

25. Деятельностные теории учения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

26. Теория учения И.И. Ильясова.

27. Логика движения студента в предмете (А.С. Шаров).

28. Развивающее обучение. Культура мышления.

29. Теоретическое и эмпирическое мышление (В.В. Давыдов),

30. Универсальные учебные действия.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.