Здавалка
Главная | Обратная связь

О чтении канонов и акафистов



(в храме и келейно)

Акафисты, каноны – различные формы церковной гимнографии, посвящаемые обычно прославлению Господа Иисуса Христа, Божией Матери и её икон, святых Божиих или отдельных церковных праздников.

Канон – сложное, многострофное произведение, входящее в состав утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других богослужений. Канон делится на песни, каждая из которых состоит из ирмоса и 4– 6 тропарей. Число песен может быть различным, но не более 9, обычно же 8, так как 2– я песнь читается (поется) только Великим постом.

Темами песен канона являются так называемые библейские песни, которые ранее обязательно читались вместе с каноном за богослужением (теперь читаются только в Великий пост). Ирмос (греч. связь) является связующим смысловым звеном между библейской песнью и тропарями канона, содержание которых относится обычно к новозаветным временам.

Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (церк.– слав. Чермного) моря (Исход, 15, 1– 19). Вторая – песнь пророка Моисея перед смертью, наставление евреям и напоминание о казнях, которым подвергают себя богоотступники (Второзак., 32, 1– 43). Третья библейская песнь – песнь Анны о рождении сына Самуила, последнего израильского судьи (1– я кн. Царств, 2, 1– 11). Четвертая – песнь пророка Аввакума – прославление Господа (Авв., 3, 1– 19). Пятая – песнь пророка Исайи "От нощи утренюет дух мой" (Исайя, 26, 9-19). Шестая песнь – песнь пророка Ионы из чрева китова (Иона, 2, 3-10). Седьмая и восьмая – песни трех еврейских отроков, которые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были брошены в печь и невредимо сохранились (Дан., 3; 26– 56 и 67– 88). Девятая – песнь Пресвятой Богородицы (Лука, 1, 46– 55) и песнь Захарии о рождении сына – Иоанна Крестителя (Лука, 1, 68– 79).

Первые каноны появились в седьмом веке и были написаны святыми Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным.

В византийских и современных греческих канонах имеется определенный ритмический рисунок, позволяющий петь весь канон. В переводах на церковно– славянский язык ритмический строй нарушается, поэтому поется только ирмос, а тропари читаются, между ними повторяется (различный по смыслу канона) припев, который усугубляет молитвенное чувство и восстанавливает ритмику поэтического строя канона.

Акафист (греч. неседален) состоит из 25 строф, которые по смыслу объединяются попарно в звенья, состоящие из кратких кондаков и более пространных икосов. Икос содержит до 12 приветствий – херетизмов, начинающихся со слова "радуйся" (греч. – хере). Последняя, 25– я строфа, является молитвенным обращением к прославляемому, читается трижды.

Первый акафист был составлен в начале седьмого века, называется Великим Акафистом и посвящен Божией Матери. Написан в память избавления Константинополя от нашествия персов. По уставу в богослужение входит только один Великий Акафист, читается на утрене в субботу пятой недели Великого поста.

Каноны и акафисты включены в обязательное правило подготовки ко Святому Причащению, а для священнослужителей – в правило подготовки к совершению Божественной Литургии.

Чтение канонов и акафистов может включаться в молитвенное правило для упражнения в благочестии и по особым духовно– нравственным обстоятельствам (например, молитвенный подвиг за болящих близких).

Чтение канонов и акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила необходимо совершать после "обычного начала", то есть, испросив благословение "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!" следует прочесть "Трисвятое" по "Отче наш", "Господи помилуй" 12 раз, "Приидите, поклонимся..." трижды, 50-й псалом, Символ Веры (см. выше, стр.....) и далее канон с акафистом (читается после 6-й песни канона). По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу канона и акафиста. Затем "Достойно есть...", "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь", "Господи помилуй" 3 раза и поклоны с сокрушенным сердцем о собственных грехах, сколько захочешь или столько, сколько заповедано духовным отцом.

Конец и Богу слава!

Содержание

МОЛИТВА ВРАЧА

 

Христе Спасителю, Боже всякаго утешения, Истинный Врач душ и телес человеческих! Ты во дни земной жизни Твоей прошел всю страну земнаго отечества Твоего, благотворя и исцеляя всех обладаемых диаволом, а для удостоверения людей в Божестве Своем и озарения их светом истиннаго боговедения проявил над недужными животворную силу всемогущества Своего, исцеляя одержимых неисцельными болезнями одним прикосновением, взором, мановением, словом и одним хотением Своим! Ты, ради спасения нашего, восприяв на Себя наши немощи, понес наши болезни и в ранах Своих открыл источник исцелений язвам и недугам душ наших! Ты, по суду правды Твоей, посылаешь на человека болезни и по милосердию Своему врачуешь их; поражаешь его и исцеляешь, умерщвляешь и оживотворяешь; посылаешь слово Свое и с ним дар жизни, да принесет пред Тобою покаяние во грехах своих и славит Тебя за милость Твою.

Всеблагий, о всех промышляющий Боже! Ты один венчаешь успехом благия намерения человека, в Твоих руках исход всякаго добраго дела! Укрепляй меня в трудах, содействуй в облегчении страданий человеческих! Не отвращай от меня лица Твоего, не отнимай благодати Твоей; будь врачом тела и души моей, исцели зловонныя язвы ея, очисти меня от греховной проказы и удостой со всеми благоугодившими Тебе святыми врачами прославлять милость Твою, Спасителю мой, и человеколюбие Безначальнаго Твоего Отца, со Единосущным Тебе Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.