Здавалка
Главная | Обратная связь

I.I. Цели, задачи и специфика деятельности специального психолога



Любой психолог, сталкиваясь в своей работе с детьми с на­рушениями социально-психологической адаптации (неважно, что это: трудности обучения, поведенческие девиации, нарушения процесса социализации или иное) и с необходимостью оказания им психологической помощи, выходящей, как правило, за пределы обычного «доразвития» детей, начинает, по сути дела, становиться специальным психологом. При этом абсолютно неважно, проходит ли его деятельность в массовом общеобразовательном учреждении, в психолого-медико-социальном образовательном центре, учреждении дополни­тельного образования или в системе специального образования.

Выделение специальной психологии как самостоятельной от­расли психологической науки и практики относят к 60-м годам прошлого (XX) столетия. Но это лишь формальное юридическое закрепление того, что многие десятилетия развивалось в рамках дефектологии — комплексной отрасли педагогики, за­нимающейся разработкой психолого-медико-педагогических коррекционных воздействий (в первую очередь — коррекционного обучения) в отношении детей с отклонениями в развитии. В настоящее время можно говорить о реальном выделении

специальной психологии как отдельной части психологической науки на стыке психологии развития и коррекционной педагогики.

Одним из основоположников специальной психологии (то есть одним из первых специальных психологов) можно назвать Л.С. Выготского. Поэтому включение специальной психоло­гии как отдельной специальности в разделе «Психология» пе­речня научных специальностей учебных вузов — всего лишь формальное вычленение этого вполне самостоятельного разде­ла психологии. Точно также и появление профессии специ­альный психолог — лишь формальное подтверждение того, чем занимались целые поколения отечественных психологов и дефектологов в рамках медико-педагогических (отборочных) комиссий и вспомогательных детских учреждений (вспомо­гательных школ) начиная с середины 20-х годов прошлого века1.

Мы понимаем деятельность психолога по отношению к проблемным детям или детям с трудностями и отклонениями в развитии (терминологическая проблема освещается ниже) как оказание специальной психологической помощи, посколь­ку такая работа не укладывается в рамки стандартных пси­холого-педагогических технологий, рассчитанных, прежде всего, на некую усредненную по многим показателям, в том числе и психологическим, «массу» детей.

Хорошо известно, что, как только ребенок перестает удов­летворять определенным стандартам (пусть даже на короткое время) и выходит, таким образом, за пределы социально-пси­хологического норматива2, он и его окружение начинают нуж­даться именно в специализированной помощи, которая долж­на опираться на положения и принципы именно специальной психологии как науки о «нестандартности» и «ненорматив­ности». А психолог при этом подходе, реализуя «специаль­но психологические» технологии и тактики, выполняет фун­кции (пусть даже и на короткое время) специального психо­лога.

В связи с этим для любого психолога образования стано­вится важным осознание профессиональных задач и проблем непосредственно с позиций специальной психологии. Для психологов коррекционных учреждений, ППМС-центров, которые в первую очередь решают задачи непосредственно в рамках специальной психологии, это принципиально необхо­димо.

Цели и задачи деятельности такого психолога, исходящие ни целей и задач специальной психологии как одной из отраслей и дефектологии, и психологии развития, достаточно моим.

Цель может быть сформулирована следующим образом:

на основе понимания причин, механизмов конкретного варианта (отклоняющегося развития разработать адекватные им коррекционные (в широком смысле слова) мероприятия с целью обеспече­ния максимальной социально-психологической адаптации ребенка в образовательной среде.

Задачи психологического сопровождения ребенка специальным психологом состоят в следующем:

• определение наиболее адекватных путей и средств развивающе-коррекционной работы с ребенком;

• прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;

• реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

Исходя из этих целей и задач, можно сформулировать и ряд принципов, лежащих в основе деятельности психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.