Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности проведения групповых обследований



Как уже отмечалось, возможности тестирования в специ­альном образовании ограничены как отсутствием специально организованных тестов, так и отсутствием количественных критериев (нормативов) для данных категорий детской попу­ляции.

В то же время задача выделения определенных категорий детей, нуждающихся в какой-либо дополнительной специа­лизированной помощи даже в коррекционном образователь­ном учреждении, тем более в его начальном звене, должна стать одной из важнейших задач психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потреб­ностями. Такая задача может возникнуть и в среднем звене коррекционной школы, когда мы часто видим необходимость не столько коррекции имеющихся особенностей развития, сколько тренировки (тренинга) недостаточно сформированных навыков.

Основная сложность выявления несформированности (дефицитарности) той или иной функции при групповой диагности­ке — отсутствие стандартизированных показателей (возраст­ных норм) для различных категорий детей. Единственная воз­можность проведения групповых обследований в данной ситуации — разработка собственных нормативных показате­лей для различных категорий и возрастных групп детей и под­ростков. Все это требует от психолога большого опыта, эруди­ции и времени.

В то же время необходимость решения подобных практи­ческих задач определяет огромную потребность в скрининговых технологиях, позволяющих эффективно и с минималь­ными усилиями со стороны ребенка и психолога выявить выделяющихся по каким-либо показателям детей даже в рам­ках обучения в коррекционных образовательных учрежде­ниях.

Сформулируем задачи, которые можно решить с помощью групповых видов диагностики.

1. Выделение из общего числа детей, находящихся на обучении в коррекционном образовательном учреждении, специализирован­ном классе/группе на базе общеобразовательной школы или в детском саду, тех, которые по каким-либо характеристикам вы­деляются из всего контингента детей одного возраста данного уч­реждения.

(Используется учет тех образовательных и социальных требова­ний (в том числе к поведению), которые предъявляются к детям педагогическим коллективом или воспитателями; это можно рас­сматривать как частный случай социально-психологического нор­матива.)

2. Оценка личностных характеристик подростков с помощью лич­ностных методик, в том числе ряда проективных методик. (Необходимо убедиться, что каждый ребенок может понять прочи­танное, например, в опросниках или структурированных анкетах; в противном случае результаты оценки не будут достоверными. Же­лательно также, чтобы после такой групповой диагностики прово­дился второй этап личностной диагностики с детьми, вызывающи­ми у психолога какие-либо опасения по поводу адекватности пока­занных ими результатов. Такого рода технологию групповой диагностики можно рассматривать как скрининг.)

3. Исследование межличностных отношений в классе (группе детей).

(Такое групповое обследование можно проводить только с детьми, начиная с определенного возраста, поскольку подобный анализ предполагает достаточную сформированность «межличностного пространства» каждого ребенка. В то же время для большинства детей, обучающихся в условиях специального образования, меж­личностное пространство — один из высших уровней простран­ственных представлений, — или оказывается дефицитарным, несформированным (в особенности у детей младших возрастов), или сформирован недостаточно, что может сделать подобное иссле­дование недостаточно валидным.)

Все вышесказанное накладывает серьезные ограничения на возможность использования в специальном образовании групповых методов психологической диагностики, получив­ших достаточно широкое распространение в настоящее время и стране.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.