Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация наблюдения



Практика деятельности сотрудников специального образования показала, что наиболее адекватным задачам группово­го обследования в данной ситуации является метод струк­турированного наблюдения. Именно он позволяет психологу унпдеть выделяющихся, в том числе и по отдельным показа­телям, детей, сформулировать диагностическую гипотезу для последующей углубленной оценки особенностей их развития [ И); 48; 61; 98; 129]. В дальнейшем лишь такая углубленная оценка как второй этап (уровень) оценки состояния ребенка может позволить сформулировать направление, форму и со­держание дополнительной индивидуально-ориентированной специализированной помощи ребенку.

В классификации диагностических методов наблюдение относят к малоструктурированным приемам диагностики. Существует и классификация самого метода наблюдения: на­блюдение может быть срезовым или лонгитюдным (в зависи­мости от длительности и задач исследователей); включенным или пассивным (в зависимости от степени вовлечения психо­лога в наблюдаемую ситуацию). Наблюдение может быть вы­борочным, когда акцент в наблюдении делается на какую-либо одну сторону поведения или характеристику развития, или сплошным, когда одновременно оцениваются различные особенности ребенка, то есть фиксируется поведение ребенка во всех его проявлениях, и т.п.

Диагностическое структурированное наблюдение можно осуществлять в различных учебных и внеучебных ситуаци­ях: во время урока или во время перемены; в различное вре­мя дня — на первых уроках или на протяжении последних уроков; на занятиях основного цикла; на уроках физкульту­ры или труда и т.п.

Необходимо определить те параметры, которые должны обращать на себя особое внимание в процессе наблюдения. К таким параметрам можно отнести следующие:

• операциональные характеристики деятельности (темп деятельно­сти, работоспособность, характеристика параметров внимания);

• характер поведения ребенка, его целенаправленность (регуляторную зрелость);

• моторную гармоничность, ловкость ребенка (включая оценку ла­теральных моторных и сенсорных предпочтений ребенка);

• особенности речевого развития;

• аффективные и эмоциональные особенности ребенка;

• специфику взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (ком­муникативный аспект).

Прежде чем говорить о каждом из этих параметров, от­ражающих особенности детей-, необходимо проанализиро­вать общую технологию наблюдения и условия его прове­дения.

В первую очередь к таким условиям необходимо отнести обязательную договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или груп­пы детей. Педагог должен хорошо себе представлять, что психолог придет не с целью проверки знаний детей или про­верки его (педагога) готовности к занятию, а совершенно по другому поводу. Это требует от специалиста этапа предвари­тельной работы с педагогом, в процессе которой необходимо объяснить задачи наблюдения — «просто понаблюдать, как ведут себя дети, а не как вы научили их вести себя, посмот­реть за их реакциями, за скоростью их утомления» и т.п. Удобнее всего это сделать на одном из очередных консилиу­мов или в более неформальной обстановке, однако имеет смысл рассказать о своих посещениях уроков или занятий и па педсовете. Следует отметить, что администрация учреж­дения должна быть в курсе такого вида деятельности психо­лога. При этом педагогу не следует предупреждать детей о целях визита.

Следующим условием проведения подобного наблюдения !шляется «незаметность» психолога. Для достижения этой пели лучше всего заранее выбрать правильную позицию для наблюдения — сесть на одной из задних парт и не прояв­лять живого и эмоционального интереса к тому, что проис­ходит в классе, то есть не «включаться» в ход урока. Макси­мум того, что можно себе позволить, — это доброжелатель­ная улыбка детям. В случае, если дети незнакомы психологу, лучше всего заранее подойти в класс на перемене и немного пообщаться с ребятами. Таким образом, снимается эффект -чужого человека» и интереса к нему. Это достаточно важ­но, так как в противном случае поведение детей может быть неестественным, они могут принять специалиста за прове­ряющего, что, безусловно, скажется на их поведении и реакциях, по крайней мере во время первого посещения класса. Дети достаточно быстро привыкают к тому, что на уроках иногда присутствует психолог, и просто перестают намечать его присутствие.

Еще одним условием осуществления такого наблюдения являются листы-схемы и листы для фиксации результатов наблюдения.

Лист-схему необходимо подготовить заранее. Для этого необходимо знать, сколько в классе рядов парт, сколько парт и каждом ряду, а также одиночные это парты или на двоих. Коли все дети имеют свое постоянное место, можно заранее «подписать» парты, а затем их пронумеровать, как это показано на рис.1.

 

               
   
СТОЛ УЧИТЕЛЯ
 
 
1 2
 
11 12
 
21 22
 
 
3 4
 
13 14
 
23 24
 
   
25 26
 
5 6
 
15 16
 
 
 
7 8
 
17 18
 
27 28
 
 
9 10 Х
 
19 20 Х Х
 
29 30 Х

 

 


Рис. 1. Бланк регистрации размещения детей в классе. X — место, где может находиться психолог.

Таким образом, каждое место в классе получает свой номер или свою букву, что облегчит фиксацию тех особенностей, кото­рые психолог сумеет заметить, пусть даже боковым зрением.

Еще одним условием скринингового наблюдения можно считать его многоразовость. Хотя и однократное наблюдение за небольшим количеством детей может быть вполне инфор­мативным, для задач выделения тех или иных особенностей детей, приводящих к проблемам обучения и/или поведения, однократного наблюдения будет явно недостаточно. В зону наблюдения в таком случае могут не попасть дети, которых просто физически нет в классе.

Очень важно, чтобы наблюдение происходило в различ­ных учебных и жизненных ситуациях. Можно перечислить эти ситуации:

• начало учебного дня: 1 -й, 2-й уроки (при этом важно, чтобы пси­холог мог присутствовать на уроках, реализующих разные учеб­ные задачи и требующих от ребенка включения различных ви­дов активности);

• начало учебного дня: контрольная или самостоятельная работа на 1-м, 2-м уроках;

• конец учебного дня: 4-й, 5-й уроки;

• конец учебного дня: контрольная или самостоятельная работа на 4-м, 5-м уроках;

• дополнительное и/или коррекционное занятие (с другими спе­циалистами коррекционного плана);

• урок в начале недели (четверти);

• урок в конце недели (четверти);

• урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, полу­чаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна);

• репетиция какого-либо действия;

• сам праздник или какое-либо выступление;

• свободное поведение детей на перемене;

• дети в столовой;

• дети во время прогулки.

Этот список, безусловно, можно дополнять или сужать в зависимости от цели наблюдения.

Следует отметить, что педагог часто и сам может стать та­ким же наблюдателем. Опытный, внимательный учитель дос­таточно быстро сам может выделить детей, которые, с его точ­ки зрения, будут испытывать затруднения. Но у учителя со­вершенно иная задача, чисто педагогическая. Он может понять, каким детям будет трудно в будущем, но не его задача определить, из-за чего тому или иному ребенку будет трудно (так, 1ы пример, ребенок быстро истощаем или недостаточно зрел в регуляторно-мотивационном плане — для учителя и тот и дру­гой ребенок просто перестают работать на уроке).

Учитель может помочь психологу в выделении детей группы риска по-другому, в частности заполнив анкету или оп­росник оценки поведения детей. При этом следует четко по­нимать, что выявление причин и механизмов, выделяемых в процессе наблюдения проблем или особенностей развития ребенка, — это уже задача не скринингового, а углубленного психологического обследования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.