Организация наблюдения
Практика деятельности сотрудников специального образования показала, что наиболее адекватным задачам группового обследования в данной ситуации является метод структурированного наблюдения. Именно он позволяет психологу унпдеть выделяющихся, в том числе и по отдельным показателям, детей, сформулировать диагностическую гипотезу для последующей углубленной оценки особенностей их развития [ И); 48; 61; 98; 129]. В дальнейшем лишь такая углубленная оценка как второй этап (уровень) оценки состояния ребенка может позволить сформулировать направление, форму и содержание дополнительной индивидуально-ориентированной специализированной помощи ребенку. В классификации диагностических методов наблюдение относят к малоструктурированным приемам диагностики. Существует и классификация самого метода наблюдения: наблюдение может быть срезовым или лонгитюдным (в зависимости от длительности и задач исследователей); включенным или пассивным (в зависимости от степени вовлечения психолога в наблюдаемую ситуацию). Наблюдение может быть выборочным, когда акцент в наблюдении делается на какую-либо одну сторону поведения или характеристику развития, или сплошным, когда одновременно оцениваются различные особенности ребенка, то есть фиксируется поведение ребенка во всех его проявлениях, и т.п. Диагностическое структурированное наблюдение можно осуществлять в различных учебных и внеучебных ситуациях: во время урока или во время перемены; в различное время дня — на первых уроках или на протяжении последних уроков; на занятиях основного цикла; на уроках физкультуры или труда и т.п. Необходимо определить те параметры, которые должны обращать на себя особое внимание в процессе наблюдения. К таким параметрам можно отнести следующие: • операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания); • характер поведения ребенка, его целенаправленность (регуляторную зрелость); • моторную гармоничность, ловкость ребенка (включая оценку латеральных моторных и сенсорных предпочтений ребенка); • особенности речевого развития; • аффективные и эмоциональные особенности ребенка; • специфику взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный аспект). Прежде чем говорить о каждом из этих параметров, отражающих особенности детей-, необходимо проанализировать общую технологию наблюдения и условия его проведения. В первую очередь к таким условиям необходимо отнести обязательную договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей. Педагог должен хорошо себе представлять, что психолог придет не с целью проверки знаний детей или проверки его (педагога) готовности к занятию, а совершенно по другому поводу. Это требует от специалиста этапа предварительной работы с педагогом, в процессе которой необходимо объяснить задачи наблюдения — «просто понаблюдать, как ведут себя дети, а не как вы научили их вести себя, посмотреть за их реакциями, за скоростью их утомления» и т.п. Удобнее всего это сделать на одном из очередных консилиумов или в более неформальной обстановке, однако имеет смысл рассказать о своих посещениях уроков или занятий и па педсовете. Следует отметить, что администрация учреждения должна быть в курсе такого вида деятельности психолога. При этом педагогу не следует предупреждать детей о целях визита. Следующим условием проведения подобного наблюдения !шляется «незаметность» психолога. Для достижения этой пели лучше всего заранее выбрать правильную позицию для наблюдения — сесть на одной из задних парт и не проявлять живого и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе, то есть не «включаться» в ход урока. Максимум того, что можно себе позволить, — это доброжелательная улыбка детям. В случае, если дети незнакомы психологу, лучше всего заранее подойти в класс на перемене и немного пообщаться с ребятами. Таким образом, снимается эффект -чужого человека» и интереса к нему. Это достаточно важно, так как в противном случае поведение детей может быть неестественным, они могут принять специалиста за проверяющего, что, безусловно, скажется на их поведении и реакциях, по крайней мере во время первого посещения класса. Дети достаточно быстро привыкают к тому, что на уроках иногда присутствует психолог, и просто перестают намечать его присутствие. Еще одним условием осуществления такого наблюдения являются листы-схемы и листы для фиксации результатов наблюдения. Лист-схему необходимо подготовить заранее. Для этого необходимо знать, сколько в классе рядов парт, сколько парт и каждом ряду, а также одиночные это парты или на двоих. Коли все дети имеют свое постоянное место, можно заранее «подписать» парты, а затем их пронумеровать, как это показано на рис.1.
Рис. 1. Бланк регистрации размещения детей в классе. X — место, где может находиться психолог. Таким образом, каждое место в классе получает свой номер или свою букву, что облегчит фиксацию тех особенностей, которые психолог сумеет заметить, пусть даже боковым зрением. Еще одним условием скринингового наблюдения можно считать его многоразовость. Хотя и однократное наблюдение за небольшим количеством детей может быть вполне информативным, для задач выделения тех или иных особенностей детей, приводящих к проблемам обучения и/или поведения, однократного наблюдения будет явно недостаточно. В зону наблюдения в таком случае могут не попасть дети, которых просто физически нет в классе. Очень важно, чтобы наблюдение происходило в различных учебных и жизненных ситуациях. Можно перечислить эти ситуации: • начало учебного дня: 1 -й, 2-й уроки (при этом важно, чтобы психолог мог присутствовать на уроках, реализующих разные учебные задачи и требующих от ребенка включения различных видов активности); • начало учебного дня: контрольная или самостоятельная работа на 1-м, 2-м уроках; • конец учебного дня: 4-й, 5-й уроки; • конец учебного дня: контрольная или самостоятельная работа на 4-м, 5-м уроках; • дополнительное и/или коррекционное занятие (с другими специалистами коррекционного плана); • урок в начале недели (четверти); • урок в конце недели (четверти); • урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна); • репетиция какого-либо действия; • сам праздник или какое-либо выступление; • свободное поведение детей на перемене; • дети в столовой; • дети во время прогулки. Этот список, безусловно, можно дополнять или сужать в зависимости от цели наблюдения. Следует отметить, что педагог часто и сам может стать таким же наблюдателем. Опытный, внимательный учитель достаточно быстро сам может выделить детей, которые, с его точки зрения, будут испытывать затруднения. Но у учителя совершенно иная задача, чисто педагогическая. Он может понять, каким детям будет трудно в будущем, но не его задача определить, из-за чего тому или иному ребенку будет трудно (так, 1ы пример, ребенок быстро истощаем или недостаточно зрел в регуляторно-мотивационном плане — для учителя и тот и другой ребенок просто перестают работать на уроке). Учитель может помочь психологу в выделении детей группы риска по-другому, в частности заполнив анкету или опросник оценки поведения детей. При этом следует четко понимать, что выявление причин и механизмов, выделяемых в процессе наблюдения проблем или особенностей развития ребенка, — это уже задача не скринингового, а углубленного психологического обследования. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|