Здавалка
Главная | Обратная связь

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие



Данный раздел психологического анамнеза имеет решаю­щее значение для оценки характера формирования базовых составляющих психической деятельности. К важным особен­ностям периода новорожденности и младенчества следует от­нести последовательность и особенности моторного развития (как основную предпосылку формирования произвольного компонента деятельности и пространственных представлений) и раннее психоэмоциональное развитие (как основу становле­ния базальных уровней аффективной регуляции).

Необходимо проанализировать поведение ребенка на пер­вом году жизни в целом: спокойным или беспокойным был ребенок, были ли проблемы питания, сна в этот период, ка­кие-либо другие проблемы. Отмечается наличие страхов ран­него возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей, трудности привыкания к твердой пище, болезненная реакция на изменение режима, наличие симбиотической связи с матерью (непереносимость ее отсутствия). В этой части анамнеза очень важно отметить характер реакции ребенка на другого человека.

Не менее важным является ретроспективная оценка эмо­ционального состояния матери в этот период.

Одним из важных косвенных показателей состояния ре­бенка являются сроки проведения вакцинации (прививок).

Также должны быть отмечены знаки, имеющие отноше­ние к неврологическому состоянию на первом году жизни, такие, как наличие мышечной гипо- или гипертонии, частые срыгивания, тремор ручек, подбородка, слишком ранние сро­ки вставания на ножки (до 7 месяцев), беспричинные прон­зительные крики, судороги на фоне высокой температуры (фебрильные судороги).

Выявляются сроки моторного развития (сроки возникно­вения новых моторных навыков) и их последовательность. Особое внимание должно быть уделено наличию или отсут­ствию периода ползания и срокам его возникновения.

Сходным образом (сроки возникновения и последователь­ность) анализируется и психоэмоциональное развитие: эмо­циональные реакции (первые улыбки, комплекс; оживления, появление страха чужого лица), характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игровых действий вокализацией и соответствующей мими­кой). Важным показателем собственно эмоционального раз­вития ребенка в этом возрастном периоде является измене­ние характера игровой активности в присутствии значимых лиц. Как важная характеристика отмечается общий эмоцио­нальный фон и преобладающие типы поведенческих реакций.

Оценивается понимание интонационной стороны речи взрос­лых, собственно обращенной речи и ее интонации, сроки и особенности собственно речевого развития (гуление, лепет, пер­вые слова, указывание частей тела). При оценке речевого раз­вития также отмечаются речевые реакции ребенка и измене­ния их интенсивности и качества в присутствии взрослых.

Отдельно отмечаются заболевания и/или травмы первого года жизни, какие-либо хирургические вмешательства, осо­бенно с применением общего наркоза.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.