Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценка развития ребенка от 1 года до 3 лет



Выявляется в первую очередь, где находился ребенок в этот период (в домашних условиях с матерью, с другими родственниками, например с бабушкой, с няней или чужими людьми, в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.). В случае, если ребенок проходил этап социализации в ясельной группе детско­го сада, должны быть отмечены характер и протекание периода адаптации к детскому учреждению и детскому коллективу.

Также отмечаются значимые изменения в семейном и со­циальном статусе родителей, произошедшие в этот период, и их влияние на общее состояние обследуемого ребенка (раз­вод, смерть одного из родителей, рождение младшего ребен­ка, переезд на новое место жительства и т.п.).

Анализируются темпы, сроки и особенности речевого раз­вития, в том числе возраст, в котором ребенок начинает ис­пользовать местоимение «я», сроки появления простой фра­зы, развернутой фразы, качество звукопроизношения, эле­менты словотворчества, знание элементарных детских стихов, потешек и т.п. В случаях ненормативного (слишком раннего или слишком позднего) речевого развития анализируются способы привлечения внимания взрослых ребенком, адекват­ное использование при этом мимики и жестов.

Далее можно выяснить особенности эмоционального раз­вития и развития коммуникативных навыков: характер при­вязанности и отношений с близкими (в том числе степень независимости от них), особенности игровой деятельности. Например, ребенок охотно играл в кубики и складывал ана­логичные конструкции только в присутствии взрослого; пред­почитал неигровые предметы (шуршание газетами, пересы­пание круп и т.п.).

В этом же разделе необходимо оценить такой важный по­казатель психоэмоционального состояния, как сон: его осо­бенности в этот период (скрип зубами во сне, психомоторное возбуждение, наличие или отсутствие периодичности подоб­ных проявлений), а также характер засыпания ребенка.

Анализируются сроки и характер развития различных сложных видов моторики (в первую очередь — общей): сформированность бега, возможности произведения реципрокных движений: марширования, лазания вверх и вниз по лестни­це, катания на велосипеде, а также других элементарных бытовых навыков, указывающих на уровень развития диф­ференцированной моторики (самостоятельная еда, застеги­вание молний, попытки самостоятельного одевания-разде­вания и т.п.). Отмечаются сроки формирования навыков опрятности.

Выясняются (со слов близких или из медицинской кар­ты) особенности состояния здоровья ребенка, на фоне которо­го протекало его развитие: частота заболеваний, их тяжесть, наличие травм и госпитализаций в этом возрастном периоде, использование общего наркоза при операциях. Здесь же от­мечаются признаки неврологического неблагополучия: невро-генные или просто частые рвоты, аффективно-респираторные приступы, беспричинный подъем температуры и др. Подоб­ные проявления, несомненно, не могут быть адекватно оцене­ны психологом, но отмечаются им как факторы, осложняю­щие психическое развитие ребенка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.